Механизм развития ветряной оспы — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Механизм развития ветряной оспы

2022-12-29 22
Механизм развития ветряной оспы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Учебный модуль

Тема:

«Ветряная оспа у детей»

 

 

Подготовила:                                                                                         

                                                                   ЗаведующийЛюбовицким ФАП фельдшер Харчевникова Светлана Станиславовна

                                                                                                                                                           

 

 

Сямжа

2022

   Правила работы с модулем

№                                                                                      Стр.

1. Мотивация темы, цели занятия………………………………………………..3

2. Интегративные связи…………………………………………………………...6

3. Глоссарий…………………………………………………………………….....7

4. Блок теоретической информации………………………………………..........9

5. Практическая часть…………………………………………………………...25

6. Контрольные материалы……………………………………………………...37

7. Перечень литературы…………………………………………………………40

Мотивация

Ветряная оспа имеет повсеместное распространение и по числу регистрируемых заболеваний занимает третье место после гриппа и ОРВИ. Болеют, в основном, дети в возрасте до 14 лет. Высокая контагиозность ипочти 100%восприимчивость к этой инфекции оправдывает ее название «детская инфекция». Вирус оказывает также влияние на развитие плода и течениебеременности.

За последние годы общая заболеваемость ветряной оспой в России увеличилась более чем в 1,8 раза, и теперь ежегодно регистрируется около 900 тыс. случаев этого заболевания. Значимость ветряной оспы для общественного здоровья обусловлена не только высокими показателями заболеваемости (до 775 на 100 тыс. населения), но и наличием тяжелых клинических форм, которые могут приводить даже к летальным исходам.

Ветряная оспа известна с глубокой древности. Долгое время она отождествлялась с натуральной оспой. И только в 1772 годуVogel выделил это заболевание в самостоятельную нозологическую единицу под названием «varicella». Однако сам вирус был выделен лишь в 1911 году бразильским врачом Э. Арагао, который обнаружил в содержимом пузырьков элементарные тельца вируса - тельца Арагао. С этого времени начинается настоящее изучение патогенеза заболеваний, вызванных varicella.

В России ежегодно регистрируются случаи смерти от ветряной оспы. Например, в 2007—2008 гг. от этой инфекции умерло 10 человек, в том числе  4 (40%) взрослых.

                        

Ожидаемый результат.

Обучающиеся должны знать:

- понятие ветряной оспы;

- причины возникновения ветряной оспы;

-пути передачи, факторы способствующие возникновению ветряной оспы, источник инфекции, возбудитель ветряной оспы;

- виды и методы профилактики;

- санитарные правила и методические рекомендации по ветряной оспе;

- карантинные мероприятия в очаге инфекции.

 

Обучающиеся должны уметь:

- применять в своей профессиональной деятельности комплекс профилактических мероприятий, направленных на предотвращение возникновения и распространения ветряной оспы.

Цел ь занятия:

1. Учебная:

-способствовать повышению уровня знаний о ветряной оспе;

-об источниках, путях передачи, факторах, способствующих возникновению и распространению;

-о методах профилактики;

-закрепить имеющиеся знания;

-качественно и своевременно проводить карантинные мероприятия.

2. Развивающая:

   - создать условия для совершенствования мыслительной деятельности, анализа, сравнения и принятия правильного решения;

   -создать условия для закрепления умений применения полученных знаний на практике. 

 

3. Воспитательная:

- формировать сознательное отношение к учебе для применения полученных знаний на практике;

- воспитать профессиональную ответственность, умение работать в малой группе.

 

 Схема интегративных связей

 «Истоки»                                                 «Выход»

 

 

Глоссарий

Антигенная детерминанта - структурная часть антигена, с которой связывается антитело.

Вирус - неклеточныйинфекционный агент, который может воспроизводиться только внутри живых клеток.

Вирусемия - медицинское понятие, обозначающее состояние организма, при котором вирусы попадают в кровоток и могут распространяться по всему телу.

Возбудитель- любой микроорганизм (включая грибы, вирусы, бактерии, и проч.), способный вызывать патологическое состояние (болезнь) другого живого существа.

Заболевание - возникающее в связи с воздействием патогенных факторов нарушения деятельности организма, работоспособности адаптироваться к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды при одновременном изменении защитно-компенсаторных и защитно-приспособительных реакций и механизмов организма.

ДНК – это дезоксирибонуклеиновая кислота.

ИФА – это иммуноферментный анализ — лабораторный иммунологический метод качественного или количественного определения различных низкомолекулярных соединений, макромолекул, вирусов и пр., в основе которого лежит специфическая реакция антиген-антитело.

КИЗ – это кабинет инфекционных заболеваний.

Мельцеровский бокс - помещение для полной индивидуальной изоляции больных, имеющий отдельный вход в здание (через тамбур предбоксник), санитарный узел и шлюз для персонала, сообщающийся с общим коридором отделения.

Персистирование – отлатинского persisto постоянно пребывать, оставаться; в морфологии замедленное обратное развитие какого либо органа, в норме подвергающегося атрофии (напр., вилочковой железы), или функциональной единицы органа (напр., фолликула).

ПЦР – этополимеразная цепная реакция.

Пустула – этопервичный экссудативный полостной морфологический элементсыпи, возникающий в результате гнойного процесса в эпидермисе или дерме.

Реконвалесцент - такой период клинического выздоровления, когда явные признаки заболевания окончились, но еще нет полного восстановления прежнего состояния организма.

РИФ – реакция иммунофлюоресценции - иммунологический метод для качественного и количественного определения поверхностных и внутриклеточных антигенов в образцах клеточных суспензий (культур клеток, бактерий, микоплазм, риккетсий, вирусов), образцов крови, костного мозга, альвеолярных смывов, тонких тканевых срезов.

Трансплацентарный путь передачи инфекции – путь,при котором возбудитель инфекции передается от матери к плоду во время беременности.

Блок теоретической

Информации

Исторические сведения

Заболевание описано итальянским врачом и анатомом Г. Видиусом в середине XVI века. Название varicella, отличающее заболевание от натуральной оспы (variola),впервые ввёл немецкий врач О. Фогель (1772). После эпидемии 1868—1874 гг. болезнь стали считать отдельной нозологической формой. Возбудитель выявил бразильский врач Э. Арагао (1911), обнаруживший в содержимом пузырьков элементарные тельца вируса (тельца Арагао). Вирусвыделенизних в 40-х годахXXвека.

 

 

Характеристика возбудителя

Возбудителем ветряной оспы является вирус герпеса типа 3-varicella zostervirus, вызывающий два типа поражений -ветряную оспу (varicella) и опоясывающий лишай (zoster). Varicellazostervirus(VZV) –относится к ДНК-содержащим вирусам, к роду Varicellаvirus, входящему в подсемейство Alphaherpesvirinae семейства Herpesviridae. Размер вириона варьирует от 120 до 250 нм.

Вирион состоит из следующих основных компонентов:

1) нуклеоида, располагающегося в центральной части;

2) капсида, покрывающего нуклеоид и состоящего из 162 капсомеров;

3) суперкапсидной оболочки,

4)трехслойной липопротеидной оболочки вириона, заключающей эти структуры.

Ядро вириона состоит из ДНК. По своим свойствам вирус идентичен или близок к другимпредставителям семейства Herpesviridae.Обладает родством с вирусом простого герпеса (ВПГ), так как имеет общие с ним антигенные детерминанты.Вирус способен поражать ядра клеток с формированием эозинофильных внутриядерных включений, может также вызывать образование гигантских многоядерных клеток, которые можно обнаружить при морфологическом исследовании биологического материала, взятого у больных (содержимое везикул, соскоб со дна эрозий), окрашенного по методу Романовского-Гимзы.К основным свойствамвируса относятся: летучесть, чрезвычайно малая устойчивость во внешней среде, способность к длительному персистированию с последующей реактивацией, дерматонейротропность. Вирус инактивируется при температуре 50—52°С в течение 30 мин, чувствителен к ультрафиолетовому облучению, хорошо переносит низкие температуры, повторные замораживания и оттаивания.

 

 

Эпидемиологическая характеристика

Заболевания

Источник ветряной оспы:

Источником инфекции является больной человек. Больнойветряной оспой

опасен за сутки до появления высыпаний, весь период высыпаний и 3-5 дней после появленияпоследних пузырьков. Источником инфекции могут быть и больные опоясывающим герпесом. Наибольшую эпидемиологическую опасность представляют больные лёгкими и стёртыми формами ветряной оспы, так как в таких случаях температура тела не повышается, имеются единичные высыпания, и заболевание не распознаётся, а больные, следовательно, не изолируются. Ветряная оспа высоко контагиозна.

 

Механизм передачи возбудителя:

–аэрозольный

 

Путь передачи:

 –воздушно-капельный;

–трансплацентарный

 

Больной выделяет огромное количество вирусов в окружающий воздух при разговоре, кашле, чихании. Возбудитель с током воздуха может переноситься в соседние комнаты, через коридоры, вентиляционные системы в другие квартиры и на другие этажи. Из-за малой устойчивости вируса во внешней среде заражение через предметы обихода и через третьих лиц маловероятно. Возможна трансплацентарная передача вируса от матери плоду. Восприимчивость к ветряной оспе почти абсолютная, что обусловливает высокую заболеваемость среди детей. Болеют преимущественно дети дошкольного возраста, обычно посещающие дошкольные детские учреждения. Показано, что дети, посещающие детские сады и ясли, болеют в 5 и более раз чаще, чем неорганизованные. Дети первых 2-3 месяцев жизни, находящихся на естественном вскармливании, болеют редко, так как с молоком получают антитела от матери. Но в случаях отсутствия иммунитета у матери и при наличии контакта с больным ветряной оспой могут заболеть и новорождённые дети. Обычно к 14-15 годам жизни ветряной оспой уже переболевает от 70 до 90% населения. Заболевание встречается с одинаковой частотой, как у мужчин, так и у женщин. После перенесенного заболевания остаётся прочный иммунитет. Повторные заболевания ветряной оспой встречаются редко.Наибольшее число заболеваний регистрируется в холодное время года (осенне-зимняя сезонность). Летом заболеваемость снижается.

 

Классификация

По типу течения заболевания и по его тяжести обычно выделяют следующие клинические формы:

I.Типичные формы:

1. Лёгкие формы.

2. Среднетяжёлые формы.

3. Тяжёлые формы.

                     

II.Атипичные формы:

1. Рудиментарная (стёртая) форма.

2. Буллёзная форма.

3. Геморрагическая форма.

4. Гангренозная форма.

5. Генерализованная форма (с поражением внутренних органов –висцеральная).

В развитии заболевания выделяют следующиепериоды:

1. Инкубационный период

2. Начальный (продромальный)период

3. Период высыпаний

4.Период обратного развития.

 

Критерии тяжести:

 - выраженность синдрома интоксикации;

 - выраженность местных изменений.

 

По течению (по характеру):

1. Гладкое.

2. Негладкое:

- с осложнениями;

- с наслоением вторичной инфекции;

- с обострением хронических заболеваний.

 

Клиническая картина

Врожденная ветряная оспа

Заражение беременной женщины ветряной оспой опасно в первом и третьем триместрах беременности. В начале беременности это заболевание может привести к гибели плода или серьезным нарушениямегоразвития. При заболевании женщины в последние дни беременности возможна врожденная ветряная оспа. Все случаи возникновения заболевания у новорожденного в возрасте до 11 дней относятся к врожденной ветряной оспе, так как ее инкубационный период - от 11 до 21 дней.

При врожденной инфекции инкубационный период продолжается от 6 до 16 дней. Чаще болезнь имеет среднетяжелое или тяжелое течение. Даже известны случаи генерализованного течения с поражением внутренних органов-легких, мышцы сердца, почек и т.д.

Встречаются также легкие и рудиментарные формы заболевания. Тяжесть врожденной ветряной оспы зависит от срока беременности, при котором произошло заражение. Если женщина получила заболевание перед родами, то ветряная оспа возникает на 5-10 день жизни. Характеризуется тяжелым течением и часто заканчивается летальным исходом.

Если же беременная заболеет на 5-10-й день до родоразрешения, то инфекция появляется сразу после рождения ребенка и характеризуется легким течением и благоприятным прогнозом. Это объясняется тем, что в крови матери успевают выработаться специфические антитела к вирусу, которые через плаценту передаются плоду. В целях профилактики беременным, имевшим контакт с больным ветряной оспой в последнем триместре беременности, вводят иммуноглобулин (если женщина не переболела до беременности).

 

 Ветряная оспа у недоношенных детей

Протекает достаточно легко. Особенностью течения заболевания является то, что чаще не отмечается повышение температуры, но возможна субфебрильная температура. Значительная часть ветряночных элементов не доходит до стадии образования пузырьков, а останавливается на пятнисто-узелковой. Обычно ветряная оспа протекает без выраженных осложнений.

Прогноз обычно благоприятный, даже при тяжелых формах болезнь заканчивается чаще выздоровлением. При злокачественных формах (генерализованной, гангренозной, геморрагической), а также при тяжелых бактериальных осложнениях, возможны летальные исходы, особенно у новорожденных, детей раннего возраста и при врожденной ветряной оспе.

 

 

                                 Осложнения ветряной оспы  

Ветряная оспа у детей, как правило, протекает доброкачественно, но в ряде случаях возможно развитие осложнений, которые развиваютсяпри воздействии самого вируса или в результате присоединения бактериальной флоры. Наиболее часто диагностируются кожные поражения в результате инфицирования элементов сыпи: возникновение очагов нагноения, абсцессов, флегмон. Высыпания на слизистой оболочке глаза могут осложняться конъюнктивитом или воспалением роговой оболочки глаза (кератитом), который может привести к слепоте.При осложнении ветряной оспы инфекцией вторичного типа возможно попадание патогенной флоры в кровеносные и лимфатические пути и развитие лимфаденита, вторичной бактериальной пневмонии, сепсиса.Серьезным осложнением ветрянки у детей является ветряночная пневмония, которая характеризуется тяжелым течением и высокой летальностью. Поражение нервной системы при ветряной оспе встречается в 5-9% случаев. Неврологические осложнениячаще возникают с 4 по 9 день болезни, но могут диагностироваться и в другие сроки заболевания. Для поражения центральной нервной системы (энцефалита) характерны тяжелое состояние, повышение температуры тела, головная боль, в ряде случаев рвота, возможно развитие повторных судорог. На фоне вышеперечисленных симптомов развиваются мозжечковые нарушения, проявляющиеся дрожанием (тремором) рук, подергиванием глазных яблок (нистагмом),нарушением координации – неустойчивостью при стоянии, сидении, ходьбе. В тяжелых случаях дети не могут сидеть, стоять, держать голову, у них возникает головокружение. Речь становится тихой, замедленной, затрудненной. Поражение периферической нервной системы характеризуется поражением лицевого и зрительного нерва, а также развитием параличей.Возможно развитие миокардита, поражения почек (нефрит),  печени (гепатит), суставов (артрит).

Диагностика

Диагностика ветряной оспы осуществляется путем сбора анамнеза, клинического осмотра, дополнительных методов обследования и направлена на определение тяжести состояния, выявления осложненийи показаний к лечению, а также на выявление в анамнезе факторов, которые препятствуют немедленному началу лечения или, требующие коррекции лечения. Такими факторами могут быть:

- наличие непереносимости лекарственных препаратов и материалов, используемых на данном этапе лечения;

- неадекватное психоэмоциональное состояние пациента перед лечением;

- угрожающие жизни острое состояние/заболевание или обострение хронического заболевания, требующее привлечение специалиста по профилю;

- отказ от лечения.

Для регистрации заболевания ветряной оспы лабораторного подтверждения диагноза не требуется. Необходимости в консультации врачом-инфекционистом для клинического подтверждения диагноза ветряной оспы при типичной форме нет.

 

Лечение

Лечение больных ветряной оспой без осложнений проводится в амбулаторных условиях. Госпитализации в мельцеровские боксы профильного стационара (отделения) подлежат дети с тяжелыми, осложненными формами болезни, а также по эпидемическим показаниям. Для оказания медицинской помощи можно использовать только те методы, медицинские изделия, материалы и лекарственные средства, которые допущены к применению в установленном порядке.Принципы лечения детей больных ветряной оспой предусматривают одновременное решение нескольких задач:

-предупреждение дальнейшего развития патологического процесса;

- предупреждение развития патологических процессов и осложнений;

- предупреждение формирования остаточных явлений и инвалидизации. Лечение больных ветряной оспой включает режим, диету, этиотропные препараты, симптоматические средства, иммунотерапию и иммунокоррекцию.На выбор тактики лечения оказывают влияние следующие факторы:

-период болезни;

-тяжесть заболевания;

-возраст больного;

-наличие и характер осложнений;

-доступность и возможность выполнения лечения;

Методы лечения

Выбор метода лечения детей больных ветряной оспой зависит от клинической картины, степени проявлений симптомов и синдромов, степени тяжести заболевания, наличия осложнений.

Лечение больных ветряной оспой включает:

- режим.

- диета.

Диспансерное наблюдение

За лицами, перенесшими неосложненные формы ветряной оспы, диспансерное наблюдение не устанавливается.

Реконвалесценты, перенесшие осложненные формы ветряной оспы подлежат диспансерному наблюдению.

 

Специфическая профилактика

Вакцинация от ветряной оспы станетобязательной.Важно вести контроль за организацией и проведением профилактических прививок.

С целью активной специфической профилактики используют живые аттенуированныеварицелло-зостерную вакцины, зарегистрированные на территории РФ.

Пассивная специфическая профилактика (введение иммуноглобулина) показана контактным детям группы риска (с заболеваниями крови, различными иммунодефицитными состояниями), а также контактным беременным, не болевшим ветряной оспой (опоясывающим герпесом).

 

 

Вывод

Высокая контагиозность вируса ветряной оспы повышает шансы встретиться с этой инфекцией в течение жизни практически до 100%. У каждого третьего, перенесшего ветряную оспу в детском возрасте, по статистике, спустя десятилетия развивается опоясывающий герпес. За последние годы общая заболеваемость ветряной оспой в России увеличилась более чем в 1,8 раза, и теперь ежегодно регистрируется около 900 тыс. случаев этого заболевания. Значимость ветряной оспы для общественного здоровья обусловлена не только высокими показателями заболеваемости (до 775 на 100 тыс. населения), но и наличием тяжелых клинических форм, которые могут приводить даже к летальным исходам.

Особую сложность при лечении представляет врожденная и неонатальная ветряная оспа. Синдром врожденной ветряной оспы развивается у 2% новорожденных при контакте с вирусом варицелла-зостер на 13–20 неделе гестации. Он характеризуется тяжелыми повреждениями плода (гипоплазия конечностей, гипотрофия, микроцефалия),самопроизвольному аборту, внутриутробной смерти плода или рождению ребёнка с синдромом врождённой ветряной оспы. Кроме того, у детей, перенесших врожденную ветряную оспу, повышен риск развития опоясывающего герпеса в детском возрасте. Неонатальная ветряная оспа возникает при инфицировании матери на поздних сроках беременности (менее 10 дней до родов). 30% cоставляет летальность новорожденных при неонатальной ветряной оспе. Кроме вышеперечисленных категорий пациентов ветряная оспа может поражать подростков и взрослых. У них она протекает гораздо тяжелее. У лиц старше 15 лет осложнения и необходимость в госпитализации наблюдаются намного чаще. Самым распространенным осложнением при ветряной оспе является пневмония, которая регистрируется у 15% пациентов данной возрастной группы. Кроме пневмонии, ветряная оспа у взрослых часто осложняется энцефалитом. Летальность при ветряной оспе у исходно здоровых взрослых в 30–40 раз выше по сравнению с детьми в возрасте 5–9 лет.

 

Практическая часть

Требования к режиму труда, отдыха, лечения или реабилитации

Ø сроки ограничения: домашний режим до 10 дней;

Ø порядок снятия ограничений: выписка участковым врачом-педиатром в детское учреждение при клинико-лабораторном выздоровлении;

Ø рекомендации для пациента:

     -медицинский отвод от профилактических прививок на 1 месяц,

     -витаминотерапия, рациональное питание с набором легкоусвояемых, но привычных и любимых блюд, обязательны фрукты, овощи;

Ø дополнительная информация для членов семьи: соблюдение правил личной гигиены

Требования к уходу за пациентом и вспомогательным процедурам

- изоляция пациента, масочный режим;

- постельный режим в течение периода лихорадки;

- индивидуальные и одноразовые средства по уходу;

- гигиеническая обработка глаз, слизистых полости рта, половых и ЛОР-органов пациента не менее 3-х раз в день.

 

Реабилитация

Применительно к инфекционным больным необходимо выделять следующие основные принципы реабилитации:

1.Реабилитационные мероприятия должны начинаться уже в периоде разгара или в периоде ранней реконвалесценции.

2.Необходимо соблюдать последовательность и преемственность проводимых мероприятий, обеспечивающих непрерывность на различных этапах реабилитации и диспансеризации.

3.Комплексный характер восстановительных мероприятий с участием различных специалистов и с применением разнообразных методов воздействия.

4.Адекватность реабилитационно-восстановительных мероприятий и воздействий адаптационным и резервным возможностям реконвалесцента. При этом важныпостепенность возрастания дозированных физических и умственных нагрузок, а также дифференцированное применение различных методов воздействия.

5.Постоянный контроль эффективности проводимых мероприятий. При этом учитываются скорость и степень восстановления функционального состояния и профессионально-значимых функций переболевших (косвенными и прямыми методами).

Показания к проведению специфической профилактики

Пока вакцинация от ветряной оспы не входит в Национальный календарь профилактических прививок в России, следует по возможности прививать лиц из групп риска (по восприимчивости к данной инфекции и по тяжелому ее течению):

-лица с иммунодефицитами;

-работники системы здравоохранения;

-учителя, работающие с маленькими детьми;

-работники детских садов / дошкольных учреждений / центров дневного пребывания детей;

-военнослужащие;

-небеременные женщины детородного возраста;

-мужчины, проживающие вместе с беременными женщинами и/или детьми;

-другие группы лиц, проживающие или работающие в учреждениях закрытого типа.

Противопоказания к проведению специфической профилактики

-гиперчувствительность к компонентам вакцины, в т. ч. к неомицину.

-количество лимфоцитов менее 1200 в мл3 (у иммуносупрессивных лиц).

      -острые заболевания или обострения хронических.

-беременность, период кормления грудью.

-переливание препаратов крови в течение 3 последних месяцев.

 

 

Карантинные мероприятия при ветряной оспе в детских образовательных организациях

 

За всеми лицами в коллективе должно проводиться ежедневное медицинское наблюдение:

ü осмотрврачом-педиатром;

ü термометрия;

ü  осмотр кожи и слизистых оболочек;

ü дезинфекция не проводится, достаточно проветривания помещения и влажной уборки.

 

 

 

                                                                                      Приложение 1

 

Код формы по ОКУД ____________________________

Код учреждения по ОКПО ________________________

 

Министерство здравоохранения                                                                                                                                                                           Медицинская документация

                                     СССР                                                                                                                                                                                                                     Форма № 060/у

____________________________                                                                                                                                                                            Утверждена Минздравом СССР

наименование учреждения                                                                                                                                                                                           04.10.80 № 1030

Ж У Р Н А Л

Причины ветряной оспы

Ветряная оспа вызывается вирусом герпеса, который обладает очень высокой способностью передаваться воздушно-капельным путем от больных к здоровым детям.

 

Заболевание начинается с появления сыпи. Обычно это одно или два красноватых пятнышка, похожих на укус комара. Располагаться эти элементы сыпи могут на любой части тела, но чаще всего впервые они появляются на животе или лице. Обычно сыпь распространяется очень быстро – новые элементы появляются каждые несколько минут или часов. На следующий день приобретают вид пузырьков, наполненных прозрачным содержимым. Пузырьки эти очень сильно зудят. Сыпь распространяется по всему телу, на конечности, на волосистую часть головы. К концу первого дня заболевания ухудшается общее самочувствие, повышается температура тела (до 40 градусов С и выше). Тяжесть состояния зависит от количества высыпаний. Пузырьки через день-два вскрываются с образованием язвочек, которые покрываются корочками. Головная боль, плохое самочувствие, повышенная температура сохраняются до тех пор, пока появляются новые высыпания. Обычно это происходит от 3 до 5 дней.

Лечение ветрянки заключается в уменьшении зуда, интоксикации и профилактике бактериальных осложнений. Элементы сыпи необходимо смазывать антисептическими растворами (как правило, это водный раствор бриллиантовой зелени или марганцово-кислового калия). Необходимо следить за гигиеной полости рта и носа, глаз.

Приложение 4

А

Б

А

В

А

В

А

Б

А

А

 

Перечень литературы:

1. Бесталантов А.С., Кирсанова А.В., Кустова К.И., Милосердова Е.В., Мурадова Е.О., Капустин К.М., Федяшина Н.А. «Детские инфекционные болезни. Полный справочник».-М.:Эксмо,2008.

2. Кузьменко Л.Г., Овсянников Д.Ю., Киселева Н.М. «Детские инфекционные болезни: учеб.длястуд.высш.учеб.заведений- М.: Издательский центр «Академия», 2009

3. Тимченко В.Н., Сергеева С.А., Булина О.В. и др. «Лечение и профилактика ветряной оспы у детей в современных условиях/методические рекомендации- СПб., 2008.

4. Турьянов М. Х., Царегородцев А. Д., Лобзин Ю. В. «Инфекционные болезни». — М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 1998.

5. Постановление от 5 февраля 2018 г. №12 Об утверждении санитаро-эпидемиологических правил СП 3.1.3525-18 «Профилактика ветряной оспы и опоясывающего лишая». Установлен срок действия до 01.02.2028г. А.Ю.Попова.

 

 

Учебный модуль

Тема:

«Ветряная оспа у детей»

 

 

Подготовила:                                                                                         

                                                                   ЗаведующийЛюбовицким ФАП фельдшер Харчевникова Светлана Станиславовна

                                                                                                                                                           

 

 

Сямжа

2022

   Правила работы с модулем

№                                                                                      Стр.

1. Мотивация темы, цели занятия………………………………………………..3

2. Интегративные связи…………………………………………………………...6

3. Глоссарий…………………………………………………………………….....7

4. Блок теоретической информации………………………………………..........9

5. Практическая часть…………………………………………………………...25

6. Контрольные материалы……………………………………………………...37

7. Перечень литературы…………………………………………………………40

Мотивация

Ветряная оспа имеет повсеместное распространение и по числу регистрируемых заболеваний занимает третье место после гриппа и ОРВИ. Болеют, в основном, дети в возрасте до 14 лет. Высокая контагиозность ипочти 100%восприимчивость к этой инфекции оправдывает ее название «детская инфекция». Вирус оказывает также влияние на развитие плода и течениебеременности.

За последние годы общая заболеваемость ветряной оспой в России увеличилась более чем в 1,8 раза, и теперь ежегодно регистрируется около 900 тыс. случаев этого заболевания. Значимость ветряной оспы для общественного здоровья обусловлена не только высокими показателями заболеваемости (до 775 на 100 тыс. населения), но и наличием тяжелых клинических форм, которые могут приводить даже к летальным исходам.

Ветряная оспа известна с глубокой древности. Долгое время она отождествлялась с натуральной оспой. И только в 1772 годуVogel выделил это заболевание в самостоятельную нозологическую единицу под названием «varicella». Однако сам вирус был выделен лишь в 1911 году бразильским врачом Э. Арагао, который обнаружил в содержимом пузырьков элементарные тельца вируса - тельца Арагао. С этого времени начинается настоящее изучение патогенеза заболеваний, вызванных varicella.

В России ежегодно регистрируются случаи смерти от ветряной оспы. Например, в 2007—2008 гг. от этой инфекции умерло 10 человек, в том числе  4 (40%) взрослых.

                        

Ожидаемый результат.

Обучающиеся должны знать:

- понятие ветряной оспы;

- причины возникновения ветряной оспы;

-пути передачи, факторы способствующие возникновению ветряной оспы, источник инфекции, возбудитель ветряной оспы;

- виды и методы профилактики;

- санитарные правила и методические рекомендации по ветряной оспе;

- карантинные мероприятия в очаге инфекции.

 

Обучающиеся должны уметь:

- применять в своей профессиональной деятельности комплекс профилактических мероприятий, направленных на предотвращение возникновения и распространения ветряной оспы.

Цел ь занятия:

1. Учебная:

-способствовать повышению уровня знаний о ветряной оспе;

-об источниках, путях передачи, факторах, способствующих возникновению и распространению;

-о методах профилактики;

-закрепить имеющиеся знания;

-качественно и своевременно проводить карантинные мероприятия.

2. Развивающая:

   - создать условия для совершенствования мыслительной деятельности, анализа, сравнения и принятия правильного решения;

   -создать условия для закрепления умений применения полученных знаний на практике. 

 

3. Воспитательная:

- формировать сознательное отношение к учебе для применения полученных знаний на практике;

- воспитать профессиональную ответственность, умение работать в малой группе.

 

 Схема интегративных связей

 «Истоки»                                                 «Выход»

 

 

Глоссарий

Антигенная детерминанта - структурная часть антигена, с которой связывается антитело.

Вирус - неклеточныйинфекционный агент, который может воспроизводиться только внутри живых клеток.

Вирусемия - медицинское понятие, обозначающее состояние организма, при котором вирусы попадают в кровоток и могут распространяться по всему телу.

Возбудитель- любой микроорганизм (включая грибы, вирусы, бактерии, и проч.), способный вызывать патологическое состояние (болезнь) другого живого существа.

Заболевание - возникающее в связи с воздействием патогенных факторов нарушения деятельности организма, работоспособности адаптироваться к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды при одновременном изменении защитно-компенсаторных и защитно-приспособительных реакций и механизмов организма.

ДНК – это дезоксирибонуклеиновая кислота.

ИФА – это иммуноферментный анализ — лабораторный иммунологический


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.198 с.