Проверка качества (надежности) тушения — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Проверка качества (надежности) тушения

2022-12-20 25
Проверка качества (надежности) тушения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

При любом способе тушения торфяного пожара необходимо тщательно проверять результат. Для этого после охлаждения участка и после того, как перестанут выделяться дым и пар, следует с осторожностью проверить рукой температуру полученной влажной массы торфа. Если масса холодная, следует прощупать рукой потушенный участок по краям и в глубину до дна. При глубоких очагах (более полуметра) следует, выждав до получаса после подачи воды, прокопать небольшой шурф, прощупывая температуру на разной глубине. Желательно прокапать до глубоких, заведомо не горевших, слоев торфа, до уровня грунтовых вод или до подстилающего негорючего минерального грунта. Если весь очаг холодный, и на всю глубину заполнен однородной холодной влажной массой торфа, можно считать его надежно потушенным, и переходить, при необходимости, к тушению следующего.

При этом даже проверенные очаги необходимо контролировать в дальнейшем, в течение примерно недели. Проверять их состояние желательно в утреннее или вечернее время, когда лучше заметен дым и лучше чувствуется запах горящего торфа, и лучше ощущается контраст температур тлеющей и холодной поверхностей. При обнаружении недотушенных участков необходимо продолжить работу по их заливанию водой с еще более тщательным перемешиванием. Если в течение недели тление в очаге не возобновилось, его можно считать надежно потушенным.

Для инструментальной проверки надежности тушения, и для обнаружения скрытых очагов тления торфа, можно использовать торфяные щупы - термометры (специальные датчики-термопары в стальной трубке длиной до полутора метров, соединенные с дисплеем, показывающим температуру на конце щупа). Если такой щуп есть, то целесообразно выделение одного человека специально для работы с ним, для помощи в определении реальных границ очага тления, которые не всегда хорошо определяются с поверхности, и для определения качества тушения. Тлеющими следует считать участки, на которых температура торфа превышает 40 градусов. Кроме того, щупом-термометром необходимо пользоваться при определении безопасных подходов и подъездов к очагам тления торфа, при определении, есть ли под полотном дороги прогары и очаги тления торфа. [8, с. 11]

В отличие от лесных пожаров и палов сухой травянистой растительности, торфяные пожары развиваются и действуют долго - в течение нескольких месяцев, а иногда даже лет. Большинство торфяных пожаров начинается весной или летом, а заканчивается глубокой осенью, зимой или следующей весной при таянии снега. Размеры торфяного пожара, интенсивность выделения дыма и связанные с торфяным пожаром угрозы нарастают очень постепенно, в зависимости от сезона года и погодных условий. В связи с этим подходы к борьбе с торфяными пожарами должны меняться в течение года со сменой сезонов, с учетом погодных особенностей каждого конкретного сезона.

Критически важным сезоном с точки зрения борьбы с торфяными пожарами является весна. Именно весной палы сухой травы на поверхности осушенных торфяников и заброшенных торфяных месторождений приводят к появлению многочисленных очагов тления торфа на огромных площадях. Один пал сухой травы на осушенном торфянике может охватить площадь в десятки или сотни гектаров, и привести к появлению десятков небольших очагов тления в подходящих для этого местах - например, на быстро просыхающих весной отвалах осушительных каналов. Эти очаги тления могут казаться совершенно ничтожными по площади и не представляющими никакой опасности, но они, как правило, сами собой не гаснут, сохраняются до летней жары, и почти каждый из них в сухое лето может стать источником крупного торфяного пожара.

Кроме того, весной на многих осушенных торфяниках, особенно там, где есть значительные по площади водоемы, или где брошенные торфополя используются в качестве огородов, появляется большое количество людей - охотников, рыболовов, огородников. Многие из них наплевательски относятся к правилам пожарной безопасности, оставляют костры, бросают непогашенные окурки. Каждый оставленный костер или брошенный окурок может или вызвать пал сухой травы на поверхности торфяника, или сам по себе вызвать начало тления торфа (последнее весной менее опасно, поскольку торф все еще мокрый, и точечный источник огня чаще всего загорания торфа не вызывает). И, наконец, до весны доживает некоторое количество очагов тления торфа, сохранившихся с предыдущего года - как правило, таких очагов бывает немного, но и они представляют опасность.

Весной торфяные пожары непосредственной опасности для людей, населенных пунктов и прилегающих природных территорий, как правило, еще не представляют – из - за того, что торфяные залежи весной еще насыщены водой (даже осушенные), тление распространяется очень медленно и охватывает только самые поверхностные слои торфа. Кроме того, весной на осушенных торфяниках еще много воды, необходимой для тушения - она держится почти во всех осушительных каналах, и ее, за редкими исключениями, не надо доставлять откуда-нибудь издалека.

В первой половине лета в осушенных торфяниках все еще сохраняются значительные запасы влаги, поэтому торфяные пожары, как правило, еще не приобретают катастрофических масштабов.

Во второй половине лета в осушенных торфяниках, особенно при небольшом количестве дождей, сохраняются минимальные запасы влаги, в результате чего уже в июле, и особенно в августе, травянистая растительность начинает подсыхать.

Летом резко возрастает риск возникновения новых очагов тления торфа от точечных источников (непогашенных костров, брошенных окурков и т.д.), поскольку количество воды в осушенных торфяных залежах сильно снижается.

Летом большинство торфяных пожаров уже невозможно потушить малыми силами - даже для тушения пожаров, пока не перешедших в разряд катастрофических, требуется привлечение сотен людей, большого количества специализированной техники и оборудования. [5, с. 218]

Осенью, после начала затяжных дождей, опасность распространения торфяных пожаров на прилегающие территории, в том числе на леса и населенные пункты, практически исчезает (за исключением, возможно, отдельных сухих и теплых периодов - так называемого "бабьего лета"). Выделение дыма горящими торфяниками также многократно снижается. Запах торфяного дыма может сохраняться в прилегающих районах вплоть до зимы, но концентрация дыма осенью за пределами самих горящих торфяников почти никогда не достигает уровней, представляющих опасность для здоровья людей.

Зимой торфяные пожары, которые не были ликвидированы летом и осенью, продолжают действовать, но интенсивность тления торфа и выделения дыма резко снижается. После сильных снегопадов выделение дыма может практически прекращаться, и некоторые очаги тления торфа могут на много дней вообще становиться незаметными (хотя над крупными очагами снег быстро тает). В бесснежные периоды, пусть даже морозные, интенсивность тления торфа увеличивается, но в целом она с течением времени, ближе к весне, снижается, многие очаги в течение зимы затухают.


ГЛАВА 3. УРОК – ИГРА

Цели и задачи игры:

     Обучающие - закрепление знаний об окружающем мире – живой и неживой природе, обобщение единичных новых знаний в систему; активизация использования полученных знаний.

Развивающие - стимулирование мышления учащихся; развитие умения сравнивать, анализировать, делать выводы.

Воспитательные - научить бережному отношению к природе; умению работать в коллективе; предвидеть и предупредить опасность.

Оборудование для игры:

Для учителя: компьютер как источник учебной информации, активизации и мотивации познавательной деятельности учащихся; диаграмма лесных пожаров в регионе за последние 10 лет.

Для учащихся: тетрадь, карточка с незаполненной схемой “Виды лесных и торфяных пожаров”; лист самоконтроля; две памятки.

 

Ход игры

Этап игры Время Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Организационный момент. Вступительное слово учителя. 3 мин. · Приветствие. · Сообщение темы, цели и задач игры.    
  3 мин. Демонстрация видеосюжета Дорогие ребята, прежде чем перейти к изучению нового материала, вспомните, пожалуйста, с каким настроением, с какими намерениями вы приходите в лес. Если для того, чтобы отдохнуть от городской суеты, если идете с открытой душой и добрым сердцем для общения с природой, то милости просим, лесная сказка ждет вас. Под спокойную мелодию идет демонстрация кадров документального видеофильма, посвященного жизни леса. ...И мы пройдемся медленно по лесу, И “здравствуй” скажем каждому цветку. И будем над цветками наклоняться Не для того, чтоб рвать или срезать, А чтобы увидеть добрые их лица И доброе лицо им показать.
2. Воспроизведение и коррекция опорных знаний. 3 мин Вопрос. Мир вокруг нас – какой он, что это такое? Вопрос. Вспомните, что относится к неживой природе. Вопрос. А что вы отнесете к живой природе? Вопрос. Что же в окружающем нас мире является главным богатством природы? Вопрос. Можем ли мы сегодня говорить о чистоте окружающей среды? Вопрос. Почему? Перечислите, пожалуйста, природные опасности. Вопрос. Назовите главную опасность для леса. Ответы учащихся. Это живая и неживая природа. Ответы учащихся. Вода, солнце, воздух, почва, полезные ископаемые... Ответы учащихся. Человека, животных, птиц, рыб, насекомых и растения, лес. Ведь он тоже живой, это мы наблюдали, когда ходили в поход. Ответы учащихся. Чистый воздух, чистая вода, цветущие леса. Ответы учащихся. Нет Ответы учащихся. Стихийные бедствия, лесные пожары, загрязнение вод, засухи, наводнения, степные пожары... Ответы учащихся. Лесные пожары и вырубки, после которых остаются древесные отходы, сучья, сухие ветки, пни. И все это может в любой момент стать горючим материалом для пожара.
3.Изучение нового материала   15 мин. Изучение темы  
4.Физкультурная минутка 1 мин. Показ упражнений: Я привстану на носочки, Хорошенько потянусь. Раз – наклон, два – наклон, Словно буква “О” свернусь. И попрыгаю немножко, И руками покручу, Постою на правой ножке И головкой поверчу… Тихо сяду, улыбнусь И работою займусь! Контроль за выполнением команд Выполнение физических упражнений
5. Обобщение знаний по теме. 5 мин Правильны ли эти утверждения: 1. Лесной пожар – неконтролируемое, стихийно распространяющееся горение леса. 2. Низовой и верховой пожары бывают устойчивые и беглые. 3. Низовой пожар приносит больше вреда, чем верховой. 4. Беглые низовые пожары чаще всего происходят весной – горит подсохшая лесная подстилка. 5. Торфяные пожары называют ещё и подземными. 6. Скорость торфяного пожара выше скорости лесных. 7. Торфяной пожар возможен без доступа воздуха и даже под водой. 8. Верховые пожары распространяются скачками. 9. Низовые пожары распространяются скачками. 10. Пирология  – наука о лесных пожарах.   Учащиеся отвечают на вопросы
6. Подведение итогов игры. Заполнение листа самоконтроля. 7 мин. Итак, что мы с вами нового узнали? Узнали виды лесных пожаров, познакомились со статистикой лесных пожаров в нашей области. Теперь мы знаем, сколько стоит для нас пожар. Вспомнили правила поведения при лесных пожарах, а главное – осознали, что лес нужно беречь. Насколько полно каждый из вас усвоил новый материал, покажет “Лист самоконтроля”. Объяснение выполнения заданий по листам самоконтроля. Заполнение листа самоконтроля.
7. Заключение. Сообщение домашнего задания. 3 мин. Составить листовку, обращение или памятку для учащихся нашей школы о правилах поведения в лесу в пожароопасный период.  

ВЫВОДЫ

1. Торфяные пожары представляют собой особый вид пожаров на природных территориях, опасность которого часто недооценивается как гражданами, так и органами власти и местного самоуправления, отвечающими за пожарную безопасность и защиту населения от чрезвычайных ситуаций. Важнейшей особенностью торфяных пожаров является то, что они разгораются и распространяются очень медленно, но могут продолжаться очень долго - в течение многих месяцев, а иногда даже в течение нескольких лет. На ранних стадиях развития торфяные пожары могут казаться совершенно безобидными, а на поздних для их тушения могут потребоваться колоссальные силы и средства, собрать которые может оказаться не под силу целому региону.

2. В результате горения торфа образуются продукты полного и неполного окисления, пиролиза торфа - метан, водород, сажа, дым. Ухудшение экологической обстановки наиболее опасно для детей и людей, страдающих дыхательными заболеваниями. Тяжело переносят отравления окисью углерода курящие люди, страдающие бронхитом и астмой, сердечными заболеваниями, нарушением кровообращения, неврастенией, анемией, диабетом, заболеваниями почек.

3. Торфяные пожары наносят огромный вред лесу, они уничтожают органику почвы, в огне сгорают корни деревьев, лес падает и полностью погибает. Несмотря на отсутствие пламенного горения, торфяные пожары опасны для жизни человека. Коварство их заключается в том, что поверхностный слой почвы часто остается несгоревшим, а под ним располагается горящая пещера, куда в случае неосторожного захода может провалиться человек. Над горящими торфяниками возможно образование "столбчатых завихрений" горячей золы и горящей торфяной пыли, которые при сильном ветре могут переноситься на большие расстояния и вызывать новые загорания или ожоги у людей и животных.

4. Для повышения противопожарной устойчивости торфопредприятий территорию полей добычи и торфа делят на отдельные участки, устраивая между ними противопожарные разрывы; обеспечивают поля узкоколейными дорогами, проездами для транспортных средств и механизмов, а также проходами для эвакуации людей. Между участками добычи и сушки торфа и прилегающими к ним лесными массивами также устраиваются противопожарные разрывы, которые очищаются от растительности. Ширина разрывов не менее 75–100 м. По внутреннему краю разрыва отрывают канал. В жаркие дни противопожарные разрывы периодически увлажняют.

5. Поскольку торф тлеет долго, и интенсивность тления сильно меняется с течением времени, для характеристики интенсивности торфяных пожаров используют глубину прогорания. По средней глубине прогорания торфяные пожары делятся на слабые (до 25 см), средние (25-50 см), и сильные (свыше 50 см). Даже при самых мощных и продолжительных пожарах на осушенных торфяниках за один сезон почти никогда не прогорает слой торфа больше одного метра. Лишь на отдельных наиболее дренированных или возвышенных участках, например - в буртах торфа или на отвалах магистральных каналов, глубина прогорания за один сезон может достигать нескольких метров. Такие участки, как правило, дают наибольший вклад в образование дыма при торфяном пожаре.

6. Использование стандартных методов дистанционного мониторинга пожаров (систем FIRMS, SFMS и ИСДМ) для раннего выявления торфяных пожаров дает наилучшие результаты примерно с конца апреля по середину мая (в условиях Средней полосы Европейской России). Эти сроки могут несколько сдвигаться в ту или иную сторону в зависимости от погодных условий конкретного года. Именно на этот период приходится главный пик палов сухой травянистой растительности, в том числе на осушенных торфяниках. Большинство палов, особенно на поверхности торфяников, фиксируется системами дистанционного мониторинга, поскольку при таких палах выделяется большое количество тепла (при этом палы могут охватывать значительно большую площадь, чем та, на которой по снимкам выявляются "термоточки").

7. У граждан, обнаруживших пожар и заинтересованных в том, чтобы этот пожар не причинил им или другим людям ущерба, есть достаточно времени, чтобы не только экстренно сообщить в пожарную охрану о пожаре, но и задействовать при необходимости все возможные механизмы информирования ответственных лиц. Это может понадобиться, если должностные лица не реагируют на первое сообщение о начинающемся пожаре (что случается часто, поскольку значительная часть торфяных пожаров происходит на так называемых "землях запаса", фактически бесхозных), или если у пожарных не получается потушить тлеющий торф, а привлекать дополнительные силы они не решаются.

8. Торфяные пожары охватывают большие площади и трудно поддаются тушению, особенно больших пожаров, когда горит слой торфа значительной толщины. Главным способом тушения подземного торфяного пожара является окапывание горящей территории торфа оградительными канавами. Канавы копают шириной 0,7- 1,0 м и глубиной до минерального грунта или грунтовых вод. При проведении земляных работ широко используется специальная техника: канавокопатели, экскаваторы, бульдозеры, грейдеры, другие машины, пригодные для этой работы. Окапывание начинается со стороны объектов и населенных пунктов, которые могут загореться от горящего торфа.


Список литературы

1. Амельчугов С.П., Андреев Ю.А., Брюханов А.В. Временные рекомендации по организации действий сотрудников ГПС при тушении лесных пожаров: (проект). Красноярск: ВНИИПО СФ, 2012. - 52 с.

2. Волков A.M. Обеспечение пожарной безопасности предприятий // О мерах по совершенствованию борьбы с лесными и торфяными пожарами: Матер. науч.-практ. конф. М.: ВНИИПО, 2012. - С. 58-61.

3. Гришин A.M. Общие математические модели лесных и торфяных пожаров и их приложения // Успехи механики. Окт.-дек. 2012. - № 4. - С. 189.

4. Журавлев В.А. Теплопроводность торфа различной степени минерализации уплотнения: Дис. канд. техн. наук. Калинин, 2011. - 173 с.

5. Запах катастрофы / Чудодеев А., Камакин А., Мельникова И. и др. // Итоги. 2012. - 24 сент. - С. 11-14.

6. Исаева Л.К. Пожары и окружающая среда. М.: Изд. дом «Калан», 2011.-222 с.

7. К вопросу о тушении водой торфяных пожаров / Исаева Л.К., Соловьев С.В., Власов А.Г. и др. // Снижение риска гибели людей при пожарах: Материалы XVIII науч. - практ. конф. Ч. 3. - М.: ВНИИПО, 2013. - С. 193-195.

8. Маль С.С., Поваркова С.С., Зуев Т.Т. Выявление роли химических реакций на начальных стадиях саморазогревания торфа // Торфяная промышленность. 2010.-№ 9. - С. 15-17.

9. Никитин Ю.А., Рубцов В.Ф. Предупреждение и тушение пожаров в лесах и на торфяниках. М., 2010. - 96 с.

10. Организация и введение гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Учебное пособие. / Под редакцией Кирилова Г.Н. М.: Институт риска и безопасности, 2012.

11. Окружающая среда между прошлым и будущим, мир и Россия (опыт эколого-экономического анализа) / Данилов-Данильян В.И., Горшков В.Г., Арский Ю.М., Лосев К.С. М.: ВИНИТИ, 2010. - 132 с.

12. Писаренко Д. Смог опять смог: торфяники горят уже неделю // АиФ-Москва. 2012. - № 41. - С. 40.

13. Полторак А.Ф. Как планировать мероприятия по ГО и ЧС на объекте. Учебное пособие. М.: Военные знания, 2010.

14. Смирнов Н. Как защитить леса от пожаров // Пожарное дело. 2013. — № 1.-С. 10-13.

15. Технический анализ торфа / Базин Е.Т., Копенкин В.Д., Косов В.И. и др. Под общ. ред. Е.Т. Базина. М.: Недра, 2012. - 431 с.

 

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.