Урок ОРКСЭ: модуль «Светская этика». Тема22«Честь и достоинство» — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Урок ОРКСЭ: модуль «Светская этика». Тема22«Честь и достоинство»

2022-12-20 33
Урок ОРКСЭ: модуль «Светская этика». Тема22«Честь и достоинство» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Урок ОРКСЭ: модуль «Светская этика». Тема22«Честь и достоинство»

(по учебнику «…Основы светской этики. 4 – 5 классы: учеб.для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2012)

Подготовительная работа:

- чтение произведений Р. Киплинга «Золотая антилопа», Л. Пантелеева «Честное слово», С. Маршака «Рассказ о неизвестном герое»;

- поиск информации (книги, газеты, интернет), отбор материала по темам и написание мини-сочинения «Самый достойный человек», «человек чести», иллюстрирование рассказов рисунками, фотографиями, архивными документами (создание презентаций)

-консультации по сообщениям

-беседа с администрацией Знаменского сельского поселения о почетных жителях села, с администрацией МКОУ Знаменской СОШ(исторических материалов, литературоведческих понятий)

-работа со словарями: толковыми, словарями пословиц

Оборудование: мультимедиа, иллюстрации, раздаточный материал (таблица для пословиц тест по теме, карточки-оценки по теме 23 февраля с пословицами), презентация к уроку 22, электронное приложение, желтый массажный мяч, фрагмент фильма «Остров Даманский» (региональный компонент – о герое-земляке Данилином Владимире, погибшем, Данилин Владимир учился в нашей Знаменской средней школе), личные архивные материалы обучающихся,книги: Г.А. Нечаевой (региональный компонент – Нечаева Г.А. – учитель истории Знаменской средней школы и автор книги «Я здесь живу») «Я здесь живу», «Дети войны», А. Харитонов «Земляки»

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, работа с толковым словарем, подготовка творческой беседы с членами семьи

Основные термины и понятия: честь, достоинство

Цель урока: формирование у учащихся ценностного отношения к понятиям чести и достоинства

Задачи урока:

- познакомить учащихся с ключевыми понятиями урока;

- создать условия для формирования у учащихся ценностного отношения к собственным поступкам.

Межпредметные связи: чтение, русский язык, пропедевтика курса обществознания

Планируемые результаты урока:

предметные

- создать условия для осознания учащимися нравственной ценности человека, имеющего такие характеристики как честь и достоинство;

- уточнить смысл понятий, познакомить с  ключевыми понятиямиурока«честь» и «достоинство», создать условия для использования терминов в собственной устной и письменной речи;

Метапредметные

- формирование готовности слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную

- усовершенствуют умения в области коммуникации, чтения и понимания прочитанного, ответов на учебные вопросы разных типов, построения связного высказывания, работы в группах.

 личностные

- развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, о чести и достоинстве

 

 

- Девизом сегодняшнего урока является высказывание  писателя Ф.М. Достоевского (1слайд читает ученик)

Не сильные лучшие, а честные.
Честь и собственное достоинствосильнеевсего.
Ф.М. Достоевский

- Понятен ли смысл этого высказывания?

I.Мотивация учебной деятельности.

-К какой книжке относятся эти моральные качества человека? (слайд 2, потом 3)

-Что общего у  этих произведений?

-Как назвать одним словом такие моральные качества личности (ученик читает:  умение держать слово, умение всегда приходить на помощь слабому, не предавать друзей)? (3 слайд)

II.Постановка учебной задачи

О чём мы сегодня будем на уроке разговаривать? (о чести, о достоинстве)

А зачем нам это нужно? (чтобы воспитать в себе такие качества и стараться быть похожими на героев этих книг. (слайд 4)

Какую работу для этого нужно выполнить на уроке? (это и есть наш план работы)

-Дополните   или подтвердите ваш прогноз,  ответы, посмотрев рубрику «вы узнаете» (стр.46)

Запись в тетрадь темы урока. Обсуждение темы урока с учащимися:

-Скажите и запишите тему урока (5 слайд)

- С какими терминами мы встретились?

III.Организация самостоятельной деятельности обучающихся:

Планирование деятельности по решению учебной задачи

Мы начали знакомиться  с новыми терминами и эта работа у нас будет продолжаться.

-Это  и есть наш план работы на уроке (6 слайд, после высказывания детей)

1. Словарная работа

2. Чтение учебника

3. Выступления ребят

4. Тренировочные упражнения

5. Выбор задания на дом

Слайд 22 (читает 1 ученик):

В 2007 году присвоено звание «Почётный житель села» фельдшеру Томшиной Александре Николаевне за многолетний добросовестный труд, высокий профессионализм, сердечность, доброту, терпение, чуткость и внимание к людям.

Трудовой стаж Александры Николаевны составляет более 50 лет, которые посвятила служению людям. Является «Ветераном труда».

 

Учитель: Муж А.Н.  - Геннадий Фёдорович, был директором нашей школы, является  автором памятника погибшим воинам.

(В данный момент решается вопрос о присуждении Александре Николаевне звания «Почетный житель Жигаловского района». Вот такая характеристика из сельсовета на представление  звания была написана. После урока можете посмотреть)

 

Звание «Почётный житель села» ещё имеют 5 человек. (23 слайд) – Прочитай, Д.

В 1987 году (27 лет назад) было присвоено звание посмертно Данилину Владимиру Николаевичу  за мужество, храбрость, доблесть, за выполнение воинского долга с честью.

!!! Где находится этот класс? Мемориальная доска?

(слайд 24– это класс, в котором учился Володя и мемориальная доска, слайд 25 – около доски есть книга о воинах-пограничниках)

 

22 февраля (2014г., в эту субботу) состоится открытие мемориальной доски нашего земляка, героя-пограничника Данилина Владимира Николаевича. Приедут представители ассоциации (=общественная организация) пограничников запаса и установят мемориальную доску.

 

Рассказ учителя (слайды 26- 28) 8 ноября 1968 года призван в ряды Советской Армии. Владимир Николаевич работал мотористом, автослесарем-ремонтником (делал двигатели). С другими бойцами ехал на заставу доставить запчасти. 2 марта 1969 года, находясь на заставе старшего лейтенанта Стрельникова, принял участие в бою против китайских провокаторов на острове Даманском. Группа ничего не знала о вылазке китайцев, солдаты попали на 1-ую вылазку, угодив в засаду, ждали приказа, разрешения стрелять, но не дождались, всех закололи штыками. Володя «погиб, подло добитый ударом штыка в висок» (стр.71 книга «Земляки»). Когда была 2-ая вылазка, китайцы также надеялись, что бойцы будут опять ждать приказа, но застава была предупреждена и дала отпор. Остров сожгли градом катюш.

! Показ фрагмента фильма.

(Минутка молчания)

IV. Постановка домашнего задания(обязательно дать на выбор: обязательный уровень, повышенный уровень – дети должны включаться в выполнение дом. задания на основе своего уровня)

1.Подготовка учащихся к беседе с членами семьи и друзьями. Вопросы к учащимся:

 

!!О чём вам хотелось бы рассказать дома?

На что вы обратите особое внимание в своём рассказе? Почему?

!! Продолжите фразу …. (слайд29)

2. Задание на дом: (на листочках)

Запишите себе задание по выбору (слайд 30)

1.Прочитать стр.46-47 учебника, объяснить смысл половицы «Береги платье снову, а честь смолоду»(в.1)

2.Найти примеры поступков жителей села Знаменка или известных вам героев (в книгах, сказках, кинофильмах), которые соответствуют понятиям чести и достоинства? Подготовьте небольшое сообщение.

3.Назовите спортсменов, которые защищают честь нашей страны на олимпиаде в Сочи. Подготовьте небольшое сообщение об одном спортсмене.

- Возьмите 1 карточку-оценку за добросовестный труд на уроке (автор карточек Латышева Ю.И. – учитель школы г.Иркутска №64):

 

Если народ един, он непобедим. Брат сказал: "Не торопись! Лучше в школе ты учись! Будешь ты отличником - Станешь... Любой профессии военной Учиться надо непременно, Чтоб быть опорой для страны, Чтоб в мире не было...

 

4. Минутку добра (слайд 31) (эпилог) сегодня приготовили П.Даша (чтение наизусть стих.Киплинга «Человек» из электронного приложения к учебнику)

Спасибо за урок (дети покидают класс под музыку «Офицеры границы»)

 

Список литературы:

1. Жуков, В.П. Словарь русских пословиц и поговорок / В.П. Жуков. – М.: Рус.яз. – Медиа, 2007.

2. Пословицы русского народа: сборник В.И. Даля. – М.: Рус.яз. – Медиа, 2007.

3. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 – 5 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2012. – 63 с.

4. Электронное приложение к учебнику. Основыдуховно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 – 5 классы. – М.: Просвещение, 2012.

5. А.Я. Данилюк. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений. 4-5 классы. М., «Просвещение», 2012

6. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4–5 классы: справ.материалы для общеобразоват. учреждений / [В.А. Тишков, Т.Д. Шапошникова, О.Е. Казьмина и др.]; под ред. В.А. Тишкова, Т.Д. Шапошниковой. – М.: Просвещение, 2012. –240 с.

7. Мацыяка Е.В. Методическое пособие для учителя (поурочные разработки к учебнику «Основы светской этики») / file:///H:/orkce6.pdf.

8.  «Толерантность личности и её развитие» (в вопросах и ответах). Мин.обр.Ирк.обл. ИИПКРО, 2012г.

9. Основы религиозных культур и светской этики. Электронное интерактивное приложение. Издательство «Планета» (диск)

10. Основы религиозных культур и светской этики. Тематическое планирование. Планируемые результаты. Разработки уроков с мультимедийными приложениями. Методическое пособие с электронным приложением / Т.А. Абрамова, Г.Б. Белая [и др.]; сост. С.П. Казачкова. – М.: Планета, 2014.

11. Книга «Детство, опалённое войной» (истории жителей Жигаловского района)

12. Харитонов Арнольд. Земляки/ Арнольд Харитонов. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2011.

13. А.Харитонов, А.И. Ректор. Выбор. Судьба

14. Нечаева Г.А. Я здесь живу: Страницы из истории села Знаменка/ Г.А. Нечаева. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2013.

15. Фильм Романа Газенко «Остров Даманский» (http://www.opoccuu.com/damanskiy.htm)

16. Толковые словари: Д.Н. Ушакова, В.И. Даля, С.И. Ожегова

17. Архивные материалы: характеристика на Александру Николаевну, фотографии перезахоронения Данилина Владимира Николаевича из фотоальбома брата Геннадия Николаевича; фотографии и рисунки детей о бабушках и дедушках, документы о медалях, медали, дипломы, трудовые книжки, грамоты и др.

18. РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ТЕМЕ «ЧЕСТЬ И ДОСТОИНСТВО», презентация, аудиоматериалы учитель начальных классовМаксимовой Марины Александровны, МБОУ прогимназия №18 «Родничок» городского округа город Шарья Костромской области, (интернет-ресурс)

 

 

Дополнительные материалы

1. Работа с материалами электронного приложения (урок 22 «Золотое слово» - «Человек»). Задание: прочитайте стихотворение Р. Киплинга «Человек».

Беседа с учащимися по вопросам:

Какие условия того, чтобы человек стал человеком, называет Киплинг?

Запишите их (в виде цитат).

Можно ли назвать поведение такого человека честным и достойным? Ответ обоснуйте, опираясь на материал статьи учебника.

Почетные жители села

В 1987 году присвоены высокие звания Почётных жителей села Знаменка, которые оставили заметный след на земле:

-Баталов Иосиф Матвеевич (отец Марии Иосифовны)

-Сомнина Дарья Исаковна (в селе Знаменка никого нет, есть сын в Жигалово)

-Моисеева Мария Терентьевна (бабушка Сергея Лескова)

-Быбина Анна Степановна

-Данилин Владимир Николаевич (посмертно)

 

Пословица о чести и достоинстве Пословица не относящаяся к понятиям честь и достоинство
   

 

Пословицы для работы в группах

Всякое семя знает своё время.
Старик, да лучше семерых молодых.
Честному мужу честен и поклон.
Честь честью, а дело делом.
Честь ум рождает, а бесчестье и последний отнимает.
Честь головою оберегают.
Честь по заслугам.
Хоть плетьми высеки, только чести не лишай.
Худое хвалить нечего.
И собака ласковое слово знает.
Друга на деньги не купишь.
Друг денег дороже.
Недруг поддакивает, а друг спорит.
Добрый человек в добре проживёт век.
Ласковое слово лучше мягкого пирога.

 

Урок ОРКСЭ: модуль «Светская этика». Тема22«Честь и достоинство»

(по учебнику «…Основы светской этики. 4 – 5 классы: учеб.для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2012)

Подготовительная работа:

- чтение произведений Р. Киплинга «Золотая антилопа», Л. Пантелеева «Честное слово», С. Маршака «Рассказ о неизвестном герое»;

- поиск информации (книги, газеты, интернет), отбор материала по темам и написание мини-сочинения «Самый достойный человек», «человек чести», иллюстрирование рассказов рисунками, фотографиями, архивными документами (создание презентаций)

-консультации по сообщениям

-беседа с администрацией Знаменского сельского поселения о почетных жителях села, с администрацией МКОУ Знаменской СОШ(исторических материалов, литературоведческих понятий)

-работа со словарями: толковыми, словарями пословиц

Оборудование: мультимедиа, иллюстрации, раздаточный материал (таблица для пословиц тест по теме, карточки-оценки по теме 23 февраля с пословицами), презентация к уроку 22, электронное приложение, желтый массажный мяч, фрагмент фильма «Остров Даманский» (региональный компонент – о герое-земляке Данилином Владимире, погибшем, Данилин Владимир учился в нашей Знаменской средней школе), личные архивные материалы обучающихся,книги: Г.А. Нечаевой (региональный компонент – Нечаева Г.А. – учитель истории Знаменской средней школы и автор книги «Я здесь живу») «Я здесь живу», «Дети войны», А. Харитонов «Земляки»

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, работа с толковым словарем, подготовка творческой беседы с членами семьи

Основные термины и понятия: честь, достоинство

Цель урока: формирование у учащихся ценностного отношения к понятиям чести и достоинства

Задачи урока:

- познакомить учащихся с ключевыми понятиями урока;

- создать условия для формирования у учащихся ценностного отношения к собственным поступкам.

Межпредметные связи: чтение, русский язык, пропедевтика курса обществознания

Планируемые результаты урока:

предметные

- создать условия для осознания учащимися нравственной ценности человека, имеющего такие характеристики как честь и достоинство;

- уточнить смысл понятий, познакомить с  ключевыми понятиямиурока«честь» и «достоинство», создать условия для использования терминов в собственной устной и письменной речи;

Метапредметные

- формирование готовности слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную

- усовершенствуют умения в области коммуникации, чтения и понимания прочитанного, ответов на учебные вопросы разных типов, построения связного высказывания, работы в группах.

 личностные

- развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, о чести и достоинстве

 

 

- Девизом сегодняшнего урока является высказывание  писателя Ф.М. Достоевского (1слайд читает ученик)

Не сильные лучшие, а честные.
Честь и собственное достоинствосильнеевсего.
Ф.М. Достоевский

- Понятен ли смысл этого высказывания?

I.Мотивация учебной деятельности.

-К какой книжке относятся эти моральные качества человека? (слайд 2, потом 3)

-Что общего у  этих произведений?

-Как назвать одним словом такие моральные качества личности (ученик читает:  умение держать слово, умение всегда приходить на помощь слабому, не предавать друзей)? (3 слайд)

II.Постановка учебной задачи

О чём мы сегодня будем на уроке разговаривать? (о чести, о достоинстве)

А зачем нам это нужно? (чтобы воспитать в себе такие качества и стараться быть похожими на героев этих книг. (слайд 4)

Какую работу для этого нужно выполнить на уроке? (это и есть наш план работы)

-Дополните   или подтвердите ваш прогноз,  ответы, посмотрев рубрику «вы узнаете» (стр.46)

Запись в тетрадь темы урока. Обсуждение темы урока с учащимися:

-Скажите и запишите тему урока (5 слайд)

- С какими терминами мы встретились?

III.Организация самостоятельной деятельности обучающихся:

Планирование деятельности по решению учебной задачи

Мы начали знакомиться  с новыми терминами и эта работа у нас будет продолжаться.

-Это  и есть наш план работы на уроке (6 слайд, после высказывания детей)

1. Словарная работа

2. Чтение учебника

3. Выступления ребят

4. Тренировочные упражнения

5. Выбор задания на дом


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.063 с.