Организация производства реставрации лепного декора — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Организация производства реставрации лепного декора

2022-12-20 142
Организация производства реставрации лепного декора 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

РЕСТАВРАЦИЯ ЛЕПНОГО ДЕКОРА

 

Производство работ и оформление

документации

 

 

Методические рекомендации

 

 

Москва 1993

Настоящие методические рекомендации являются переизданием аналогичных материалов, подготовленных в объединении "Росреставрация" в 1987 г. в целях упорядочения номенклатуры, классификации видов лепных работ, а также правильности оформления документации. В новое издание включены сведения об отделочных материалах, вве­ден раздел "Организация производства реставрации лепного декора, даются некоторые технологические советы при производстве лепных работ. Издание также дополнено библиографией и приложением, зна­комящим о требованиями к качеству проводившихся в XIX в. работ при возведении Исаакиевского собора в С.-Петербурге. В методиче­ские рекомендации включен иллюстративный материал, представляющий характерные для ордерной архитектуры признаки и лепные детали.

Автор рекомендаций - бывший главный технолог Росреставрации Л.С.Гельфельд.

Методические рекомендации рассчитаны на производителей работ, бригадиров и маляров-лепщиков, а также архитекторов-реставраторов и учащихся специализированных учебных заведений.

 

 

Реставрация лепного декора.

Производство работ и оформление документации

 

 

Издание 3-е дополненное

 

Директор инотитута Спецпроектреставрация Ю.П.Калиниченко

ОНТИ. Начальник отдела В.Ф.Коржуков

 

(с) Спецпроектреставрация, 1993.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Лепной декор, наряду с произведениями монументальной живопи­си и прикладного искусства, является важнейшим элементом декора­тивного оформления различих архитектурных сооружений.

Утрата какого-либо элемента декора или его фрагмента, при­чиненная неумелыми или неосторожными действиями реставраторов, может нанести памятнику непоправимый вред.

Реставрация и воссоздание лепного декора - сложный техноло­гический процесс, включающий в себя различные виды работ.

Основным скульптурным материалом для отделки фасадов и ин­терьеров являются гипс и алебастр. Свое название гипс получил от греческого названия мела, а олово алебастр (тот же гипс, но дру­гой температуры обжига и помола) - от названия египетского горо­да Алебастрон, где в древние времена добывали гипсовый камень. Гипс представляет собой двуводный сернокислый кальций CaSО4 · 2Н2О (его как вяжущее вещество знали в Древней Греции, Индии, Египте и других странах за 200 лет до н.э.).

В Европе в средние века гипс использовали как строительный материал и вяжущее. Почти половина средневековых домов во Фран­ции построена на гипсовом растворе. В Древней Руси гипс в качест­ве строительного материала вместе с известью был известен с XII— XIII вв., а как скульптурный материал применялся со второй половины XVII в. Так, в 1658 г. впервые при строительстве царского дворца в Измайлове (подмосковная вотчина Алексея Михайловича Романова) были выполнены резные гипсовые украшения. С XVIII в. известно при­менение алюмокалиевых квасцов для упрочнения гипса (объемная мас­са современного гипса составляет 800-1100 кг/см3, а уплотненного- 1250-1450 кг/см3). Свойства формовочного гипса и прочность строительного гипса зависят от обжига, тонкости помола, а также от сроков схватывания.

Существует 3 сорта гипса, определяемых степенью предела про­чности на сжатие через 1,5 часа после изготовления образца: I сорт - не менее 55 кг/см2, II сорт - не менее 45 кг/см2, Ш сорт - не менее 35 кг/см2. Начало схватывания гипса должно быть не ме­нее 4 мин от момента затвердения; конец схватывания - не ранее 6 мин, но не позже 30 мин ("размолаживание" - размешивание гипса после начала схватывания ведет к нарушению его прочности).

В XVIII в. гипс активно ввозится в Россию из Франции, Австрии, Италии и др. стран, по фактуре и цвету он отличен от российского (при реставрации особенно искусственного мрамора и лепных дета­лей резко отличается по цвету).

Качество гипса на объекте можно определить "полевым" мето­дом: завести гипс до густоты сметаны в гипсовке; лепщицкой завод­ной лопаткой выложить гипсовую массу в виде лепешки на стекло или глазурованную керамическую плитку, затем проследить время схваты­вания и степень нагрева при отверждении; отделить отвердевшую ле­пешку от стекла или плитки (тыльная поверхность образца должна легко, без отмелки отделяться от стекла, сохраняя идеально глад­кую поверхность, и ломаться с хрустом).

Лепной декор является художественным произведением, которое выполняется в сочетании творческого труда архитектора и мастера-­лепщика.

В конце XVII в. лепной декор "резался" по гипсу вручную так называемыми снецарями (т.е. лепщиками) и имел плоскостной рель­еф. В первой половине XVIII в. декор уже формовался и лишь затем подрезался вручную. В середине XVIII в. лепной декор в стиле Ели­заветинского барокко, которому был свойствен, как правило, асим­метричный рисунок орнамента, нередко "отмазывался" из гипса на фасадах и в интерьерах зданий без предварительной лепки в глине. Прямо по месту установки, на стенах или карнизах, на заранее вби­тые штыри наносился алебастр как подлепок, а затем из гипса окон­чательно лепился декор. Для облегчения веса изделий и улучшения отсоса влаги в алебастровый подлепок часто закладывались куски березового угля (колокольня церкви Троицы в Серебрениках, "Дом Апраксина" в Москве, а также некоторые памятники этого периода в Санкт-Петербурге).

С середины XVIII и вплоть до начала XX вв. лепные украшения формовались с помощью кусковых и клеевых форм "на выход" без под­нутрений. Затем детали лепнины тщательно подрезались и зачищались лепщиками вручную. Тем самым обеспечивалась тончайшая проработка орнамента, превращавшая его в высокохудожественное "авторское" произведение прикладного искусства, частичная утрата которого со­вершенно невосполнима.

Значительную роль в развитии орнаментального лепного искус­ства в России сыграли приглашенные в XVIII в. на строительство Пе­тербурга такие архитекторы, как Д. Трезини, Ж. Б. Леблон, А. Шлютер, Б. Растрелли, Н. Микетти, Д. М. Фонтана, Г. Медель. Декоративную ар­хитектурную лепку в своем творчестве широко использовали русские архитекторы М. Земцов, П. Еропкин, И. Зарудный и др. В конце XVIII в. славились мастера-лепщики братья Михаил и Василий Зимины, Илья Саевич, выполнившие сложнейший лепной декор в стиле Елизаветин­ского барокко в Воскресенском соборе Новоиерусалимокого монасты­ря и в Успенском соборе Переславля-Залесского. В Останкинском дворце в конце XVIII в. талантливо работали лепщики Лука Жилкин и С.Хожбин. В XIX в. лепные работы в Москве выполняли известные скульпторы И. Мартоо, И. Витали, Г. Замараев и др. Высокохудожествен­ные лепные композиции создали архитекторы М. Казаков, Д. Кваренги, Д. Ухтомский и др.

В зависимости от художественной ценности скульптурного рель­ефа автором проекта реставрации совместно с искусствоведом и пред­ставителем заказчика перед началом производства реставрационных работ должен определяться уровень мастерства реставраторов, до­пускаемых к работе на конкретном памятнике. Исполнителем может быть лепщик определенного разряда, либо реставратор декоративных штукатурок и лепных изделий, или же скульптор-реставратор (в силу особой скульптурно-художественной ценности рельефа, например, вы­полненного И. Витали или Г. Замараевым). Привлечение специалистов художественного профиля подтверждается искусствоведческим обосно­ванием и отражается в акте перед производством реставрационных работ, в реставрационном задании, а также в технологической час­ти проекта реставрации.

Условием успешной реставрации лепного декора на памятниках архитектуры является четкое определение всех элементов технологи­ческого процесса и специальной терминологии. Без этого невозмож­но правильное описание работ и определение их стоимости.

 

 

НА ПАМЯТНИКАХ АРХИТЕКТУРЫ

 

Основные виды работ

1.      Различные виды расчистки рельефов.

2.      Подводка грунта под лепнину и укрепление фрагментов на стенах, арках, карнизах, потолках и др. местах в интерьерах и на фасадах зданий.

3.      Догипсовка фрагментов, заделка выбоин и трещин с расшив­кой швов.

4.      Демонтаж фрагментов лепного декора, маркировка фрагментов с последующей доработкой на верстаке (с посадкой на плинт), рас­чисткой, докомпоновкой в глине или ином пластичном материале, фо­рмовкой и отливкой о дополнительным армированием подлинников.

5.      Монтаж разобранных, доработанных фрагментов на месте ус­тановки с тщательной проработкой крепежных элементов (по черте­жам).

6.      Подборка маркированных фрагментов разрушенной лепнины или демонтированной в процессе реставрации несущих и ограждающих - конструкций о последующей склейкой и установкой на место.

7.      Изготовление вновь моделей лепного декора при воссоздании утрат, не имеющих аналогов в данной декоративной композиции (По чертежам, шаблонам).

8.      Демонтаж фрагментов лепного декора с целью приведения в модель с последующей формовкой, отливкой, склейкой отливки - "новодела" с подлинником и установкой на место.

9.      Воссоздание рельефов лепного декора методом отмазки "по месту" (приравнивается к изготовлению модели вновь).

 

 

Отделка лепного декора

1.      Тонирование декомпонованных элементов лепнины после склейки фрагментов для погашения разницы в цвете.

2.      Патинирование лепного декора под различные материалы - бронзу, дерево, слоновую кооть, мрамор и т.п.

3.      Золочение лепного декора: на "гульфарбу", "мордан", ЯН-54 и т.п. сусальным золотом. Золочение "твореным" золотом, золочение на полимент; имитация позолоты.

4.      Изготовление лепного декора из мастик и папье-маше как в монолите, так и методом выклейки по формам.

5.      Обработка гипсовых изделий методом флюатирования (укреп­ления) и гидрофобизации (сообщения изделиям водоотталкивающих свойств).

Все виды реставрационных работ должны производиться при не­укоснительном соблюдении норм техники безопасности, производственной санитарии и пожаробезопасности.

 

 

И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

 

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ТЕРМИНЫ

ЛЕПНОЙ ДЕКОР ИЛИ ЛЕПНИНА - произведение прикладного искусства на памятнике архитектуры, выполненное из гипса, алебастра, це­мента или мастики в виде:

погонажных деталей - профилированных карнизов с порезкой, листьями, сухариками, иониками, гирляндами из цветов, лент и т.п.;

штучных деталей - картушей, гербов, венков, фризов, капите­лей различных стилей, масок, розеток и т.п.;

скульптурных элементов - кариатид, атлантов, сюжетных одно- или многофигурных композиций (с людьми и животными).

БАРЕЛЬЕФ (низкий рельеф) - скульптурное изображение или ор­намент, выступающее над плоскостью основания не более чем на по­ловину толщины изображаемого предмета.

ГОРЕЛЬЕФ (высокий рельеф) - скульптурное изображение или ор­намент, возвышающееся над плоскостью основания болве, чем на поло­вину толщины изображения, а также скульптурное изображение, едва соприкасающееся с фоном.

СЮЖЕТНАЯ КОМПОЗИЦИЯ В ЛЕПНОМ ДЕКОРЕ - объемное (барельефное или горельефное) изображение эпизода из истории или мифологии, со­стоящее из одной или нескольких человеческих фигур на фоне пейзажа, зданий и т.п.

ОРНАМЕНТАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ - объемное изображение геометриче­ского или раотительного орнамента (барельеф или горельеф) на пого­нажных деталях, тягах, на плоскости отены, на штучных деталях и т.д. - в ввде венков, розеток, гирлянд и др.

ФРАГМЕНТЫ И ДЕТАЛИ ЛЕПНОГО ДЕКОРА - целые, законченные по композиции элементы декора: капители, гирлянды, картуши, волюты, маски и др. (см. Приложение 3).

МОДЕЛЬ - лепной элемент, вылепленный вновь согласно аналогу, чертежу или эскизу из глины, пластилина или гипса (акантовый лист, маска, розетка, погонажная деталь и др.); является эталоном, пред­назначенным для размножения методом отливки.

ФОША - обратное изображение модели из гипса, клея, формопласта, полимеров, бетона и др. материалов для одноразового или многократного использования с целью получения отливок - копий мо­дели.

ПЛИНГ - гладкая, ровная плита из гипса или др. материала для "посадки" на нее модели с целью удобства последующей формовки на верстаке для лепных работ.

ПРИВЕДЕННАЯ В МОДЕЛЬ - подлинная (из памятника архитектуры) деталь лепного декора, специально тщательно расчищенная, отремон­тированная методом склейки фрагментов, с заправкой трещин и вы­боин, догипсованная раствором гипса; предназначается для формовки о целью получения необходимого количества копий; приведение в мо­дель может осуществляться как на месте, на стене памятника, так и на верстаке с последующей посадкой снятой детали на плинт.

ОТЛИВКА (или отливок) - копия модели, полученная в результа­те заполнения формы вяжущим (гипсовым, алебастровым, цементным растворами и др. отверждающимися составами).

 

СОДЕРЖАНИЕ АКТОВ НА ПРОИЗВОДСТВО РАБОТ ПО РЕСТАВРАЦИИ ЛЕПНОГО ДЕКОРА

При производстве работ по реставрации лепного декора состав­ляются следующие акты:

Дефектный акт.

Акт на скрытые виды работ.

Акт на передачу моделей заказчику.

1. Дефектный акт составляется в 3 экземплярах после тщате­льного осмотра лепного декора исполнителями работ (подрядчиком с представителем бригада лепщиков), автором проекта реставрации - архитектором и ответственным представителем заказчика.

В акте отражаются:

Название архитектурного объекта, конкретное место расположения лепного декора, его состояние, стилевые особенности, мес­та утрат, подлежащие восполнению, подробное наименование и коли­чество моделей, а также методы изготовления их вновь как в гли­не (пластилине), так и посредством отмазки из гипса; необходимость расчисток подлинного лепного декора по видам сложности, оклейка фрагментов и их количество; определяется количество подлинных элементов для использования под модели, приведение в модель; не обходил ость демонтажа и последующей установки ка место фрагмен­тов подлинной лепнины; необходимость проведения специальных ра­бот (укрепления, покраски, патинирования, гидрофобизация, позо­лоты и..п.) после реставрации лепного декора.

Если в процессе реставрации, после установки строительных лесов, будут выявлены новые дефекты лепного декора, ранее не об­наруженные под покрасками и набелами (склейка фрагментов, догипсовка, отставание лепнины от основания), составляется дополните­льный трехсторонний дефектный акт, в котором отражаются все выявленные дефекты в натуре и предлагается технология дополнительного дальнейшего производства работ.

В процессе производства реставрации лепного декора все под­лежащие демонтажу или склейке фрагменты лепнины маркируются, фо­тографируются (или отражаются графически в архитектурных черте­жах) и после склейки и установки на место (до покраски, патиниро­вания или золочения) оформляются актом на скрытые виды работ.

2. Акт на скрытые виды работ составляется в 3 экземплярах исполнителями работ (прорабом, бригадиром лепщиков или лепщиком), автором проекта реставрации - архитектором и ответственным пред­ставителем заказчика. Акт на скрытые виды работ составляется по окончании циклов реставрации.

В акте указывается название архитектурного объекта, подроб­но отражаются все вида выполненных работ: демонтаж, подбор, склей­ка, догипсовка, установка фрагментов; их названия, количество. Ука­зывается место нахождения декора в интерьере и экстерьере зданий, вида произведенной расчистки, ее метраж или количество единиц, название моделей, отмазанных из гипса,.их количество и конкретное место "установки" (домазки), количество установленных отливок- "новоделов", выполненных по изготовленным моделям вновь, их склей­ка с подлинниками.

Указываются все вида произведенных работ, связанных со спе­циальной обработкой лепнины: химическое укрепление гипса, флюатирование (поверхностное укрепление гипса), гидрофобизация (сообще­ние гипсу водоотталкивающих свойств), конкретные места обработки и метраж.

В процессе производства работ, непосредственно связанна с реставрацией лепного декора, проводится фотофиксация выполненных работ (до покраски), а также общего вида лепнины и ее фрагментов.

3. Акт на передачу моделей заказчику (для удешевления после­дующих ремонтно-реставрационных работ).

После окончания всех видов работ, связанных с реставрацией лепного декора, изготовленные модели по акту должны быть, переданы заказчику.

Акт на передачу моделей составляется материально ответствен­ным представителем исполнителя (прорабом, начальником участка, бригадиром) и материально ответственным представителем заказчика.

В акте указывается название архитектурного объекта, для ко­торого выполнены модели, вид, наименование, размеры и стоимость каждой модели в отдельности. Вели лепные детали, как модели, вы­полнены методом отмазки из гипса на месте нахождения подлинной лепнины или изготовлены этим методом отдельно в мастерской и затем установлены на место, в акте на передачу моделей заказчику указывается наименование моделей, их размеры, количество, стои­мость, точное место установки.

 

 

БИБЛИОГРАФИЯ

Бахтиаров Л. Багетно-рамочное производство. - Слб.; 1905.

Гельфельд Л.С., Недович Н.Д., Семина Т.Н. Штукатурные работа при реставрации памятников архитектуры. /Объединение "Росрестав- рация.- Методические рекомендации.- Изд. 2-е.- М., 1990.

Гельфельд Л.С. Комплексный метод датировки памятников архи­тектуры на основе натурных исследований. /Спецпроектреставрация.- Методические рекомендации. - М., 1992.

Грекулов А.Ф. Папье-маше.- М., 1933.

Громов А.Е. Кабота скульптора-модельщика.- Л.: Стройиздат, 1955.

Громов И.А., Васкин А.Г., Веснина Н.Н. Скульптор-моделыцик А. Е. Громов.- Л.: Стройиздат, 1987.

Мартынчик А.Б., Шубенкин П.Ф. Определение свойств и качества строительных материалов в полевых условиях.- Справочное посо­бие. - М.: Стройиздат, 1983.

Методика реставрации памятников архитектуры; /Под ред. Е. В. Михайловского- М.: Стройиздат, 1977.

Недович Н.Д., Гельфельд Л.С. Производство работ и оформление документации на реставрацию лепного декора. /Объединение "Росреставрация".- Методические рекомендации.- Изд. 2-е.- М., 1987.

Никитин Н.П. Огюст Монферран. Проектирование и строительст­во Исаакиевского собора и Александровской колонны. /Лен. отд. Сою­за архитекторов.- Л., 1939.

Одноралов Н.В. Скульптура и скульптурные материалы.- Изд. 2-е.- М.: Изобразительное искусство, 1982.

Сенаторов Н.Я., Коршунова А.П., Муштаева Н.Е. Лепные рабо­ты,- Изд. 2-е.- М.: Й1сш. школа, 1982.

Смирнов В.Н. Изготовлен”е лепных деталей для отделки зда­ний.- Л., 1956.

Чайков И.М. Лепка и формовка скульптуры.- М.: Искусство, 1953.

Шепелев А.М. Штукатурные, декоративно-художественные работы.- М.: Высш. школа, 1981.

 

Приложение 1

"УСЛОВИЯ НА ОБДЕЛКУ СВОДОВ ИСААКИЕВСКОГО СОБОРА ШТУКАТУРНОЮ РАБОТОЮ С АЛЕБАСТРОВЫМИ УКРАШЕНИЯМИ"

 

К качеству лепных работ всегда предъявлялись очень высокие требования. Мастера-лепщики отвечали материально за некачественно выполненные работы, неподчинение архитектору и затраченный строи­тельный материал - гипс, алебастр и т.п. Один из примеров тому - извлечения из "Условий на обделку сводов...'', являвшихся одновре­менно инструкцией, методикой и договором на организацию и произ­водство работ, характерных для периода классицизма в русском зод­честве. (В этот период в России утверждался опыт производства га­льванопластики, открытой в 1830-х гг. академиком Б. Якоби и впервые примененный для изготовления декора и скульптуры на Исаакиевском соборе под руководством О.Монферрана).

... п.4. Подрядившийся обязан все назначенные украшения из алебастра в 8-ми сводах и 4-х арках собора вылепить из глины, отформовать и отлить из гипса, установить и укрепить на местах.

п.5. Модели каждого украшения должны быть вылеплены из глины лучшими в городе орнаментистами, по данным в настоящую величину рисункам, со всевозможным совершенством... Каждая такая модель в глине должна быть представляема на усмотрение главного архитекто­ра, и все недостатки, какие им будут усмотрены, должны быть переделываемы подрядившимся беспрекословно.

п.6. Одобренные в глине модели должны быть отформованы, отли­ты из алебастра, расчищены и в кусках около сажени поставлены не окончательно на места, дабы главный архитектор маг удостовериться в достоинстве украшения. Если при сем усмотрена будет надобность в каком-либо изменении части или целой модели, то подрядившийся обязан пополнить в сем случае требование главного архитектора бес­прекословно; если же поставленный на место образец будет... одоб­рен, тогда... произвести отливку из гипса всего требуемого количества украшений, по утвержденной модели.

п.7. Ни в коем случае подрядившийся не должен формовать или отделывать из гипса никакой части украшения прежде утвержденной модели в глине главным архитектором, в противном случае за упот­ребленный на сие алебастр учинен будет вычет из определенной сум­мы за работу...

п.9. Отлитые из гипса украшения должны быть тщательно расчищены, и как они назначаются под позолоту, то должны быть отде­ланы окончательно,... чтобы поверхности были совершенно ровны и гладки, не изменяя при том красоты форм.

п.10. Все украшения должны быть поставлены на места и прикреплены железом, проволокой и всякими другими связями такой ве­личины и формы, какие назначит главный архитектор.

п.11. Для производства работ отведена будет подрядившемуся мастерская с отоплением и освещением.

п.12. Глина, песок, известь, обожженный алебастр, войлоки, уголь, проволока, гвозди, железные укрепления: канаты, вороты и блоки, потребные для работы, даны будут подрядившемуся от казны; равномерно от казны же производимы будут все нужные леса, но посуда, мило и все прочие вещи и инструменты должны быть собствен­ные подрядившегося.

п. 13. Творение извести, доставление воды, перетаска материа­лов для употребления в дело и подъем приготовленных вещей наверх должно быть производимо рабочими подрядившегося.

п.14. Для производства всех работ подрядившийся обязан из ка­зенных материалов собственными своими рабочими приготовить все требующиеся шаблоны, наугольники, линейки, ватерпасы и прочие ин­струменты, а также произвести все столярные поделки, какие могут востребоваться при штукатурной и скульптурной работе фигур и ук­рашений.

п. 15. Вся вообще работа, как штукатурная, так и лепная, дол­жна быть закончена в течение года со дня, как подрядившийся при­ступит к производству работ.

п.16. Так как штукатурная работа и все лепные украшения дол­жны иметь большую прочность, то подрядившийся обязан иметь стро­жайшее соблюдение за надлежащим приготовлением его рабочими мате­риалов и ни под каким видом не употреблять остатков раотворенной извести и алебастра...

п.22. Переделка дурно выполненной работы должна быть произ­водима без особой за них платы.

 

(Из архива "УЦГАЛ, архив комиссии построения

Исаакиевского собора", 1845, № 1375, лл.1-6).

 

Приложение 2

 

АРХИТЕКТУРНЫЕ ОРДЕРА

Пропорции полного ордера следующие: если по высоте его раз­делить на 19 равных частей, то высота пьедестала составит четыре части, колонны - 12 частей и антаблемента - три части. Неполный ордер делят на пять частей: четыре части - колонна, одна часть - антаблемент (архитрав, фриз, карниз).

В зависимости от формы различают архитектурные ордера: тос­канский, дорический, ионический, коринфский. Криле перечисленных ордеров существует композитный ордер, имеющий дополнения, отсут­ствующие в классическом ордере (маски, грифоны, гирлянды и т.п.) на капителях колонн.

Масштабом всех частей ордера является радиус колонны в ее нижнем основании. Этот радиус называется модулем и обозначается буквой М. В тосканском и дорическом ордерах модуль делится на 12 частей, а в ионическом и коринфском - на 18. Эти части называются партами и обозначаются буквой П. Стержни колонн всех ордеров - круглые.

Тосканский ордер (а) имеет массивные части. Ко­лонна гладкая, высота ее равна 7 нижним диаметрам, или 14 модулям. На 1/3 высоты колонна ровная, а выше - утоняется до капители на 1/5 нижнего диаметра. Колонна завершается простой круглой капи­телью. Фриз и архитрав - гладкие. Такой ордер чаще отделывают по­лностью штукатуры, иногда капитель готовят лепщики и устанавлива­ют ее после отделки колонны.

Дорический ордер (б) менее массивный, чем тосканский. Колоши на высоту, равную 8 диаметрам, или 16 модулям, бывает гладкой или с 20 каннелюрами (желобками). Каннелюры раз­деляются между собой острыми усенками, закругленными вверху и внизу. Глубина каннелюр определяется проектом. На l/3 высоты ко­лонна имеет постоянное сечение, выше она утоняется на 1/6 нижнего диаметра. Колонна венчается капителью с более мелкими архитектур­ными обломами, чем у тосканской капители. Архитрав - гладкий в ос­нове, вверху имеет полочку с расположенными внизу каплями. На глад­ком фризе расположены триглифы - три ровные полосы, разделенные между собой треугольными выемками. Впадины между триглифами назы­ваются метопами. Они бывают гладкими или с изображениями, выполнеными из различных материалов. Под карнизом делают украшения в виде зубчиков, сухариков и модульонов. Такие ордера или полноотыо выполняются штукатурами, или триглифы, сухарики и модульоны, а ино­гда и капители выполняют лепщики.

 

Ионический ордер имеет также сужающуюся кверху колонну. По высоте она равняется 9 диаметрам, или 18 моду­лям. По стволу проходят 24 каннелюры более глубокие, чем у дори­ческой колонны. Они разделены между собой дорожками или лентами. Внизу каннелюры срезаются под прямым углом, а вверху полуокружно­стью. Капитель - сложная с завитками или волютами и иониками. Ан­таблемент ордера состоит из гладкого архитрава стремя горизонталь­ными уступами. Над верхним уступом расположена полка, а под ним рельефный орнамент. Фриз бывает гладкий или с рельефными изобра­жениями. Карниз гладкий, и только под полкой расположены сухарики с бусами. Капитель и весь орнамент выполняют лепщики, остальное - штукатуры.

Коринфский ордер имеет сложные капитель и пьедестал. Стержень колонны равен 10 диаметрам, или 20 модулям.

По колонне проходят 24 каннелюры, разделенные между собой дорож­ками, которые вверху и внизу заканчиваются полуокружностями. Ка­питель состоит из 16 волют, несдерживаемых двумя рядами аканто­вых листьев. Антаблемент имеет модульоны, которые расположены под слезником на некотором расстоянии друг от друга. Фриз ордера - гладкая плоскость, над которой располагается орнамент. Венчающий, карниз сходен с ионическим. Все рельефные части ордера выполня­ются лепщиками, остальное - штукатурами.

Вместо круглых колонн часто устраивают квадратные, ровные или уменьшающиеся на конус. Такие колоны делают с капителью или без нее. Пилястры (половина колонны, выступающая из стены) чаще всего имеют вверху капитель. Пилястры бывают гладкими или с кан­нелюрами. Иногда делают рустованные колонны, т.е. с имитацией ка­менной кладки.

В зависимости от формы колонн и отделки их оштукатуривают, разравнивая раствор правилом, полутерком или малкой о энтазисом.

 

 

 

Приложение 3

ПРОИЗВОДСТВЕ ЛЕПНЫХ РАБОТ

АБАКА, АБАК - верхняя плита капители, квадратная либо прямоуго­льная в плане с гладкой или профилированной лице­вой поверхностью.

АКАНТ, АКАНФ - скульптурное стилизованное изображение листьев растения удлиненной формы с глубоко прорезанными прожилками, оканчивающимися завитками, собранны­ми в виде розетки. Часто встречающийся декоратив­ный элемент коринфских капителей, архитектурных вставок.

АКРОТЕРИЙ - скульптурное украшение на углах фронтона в форме вьющихся растений, пальметт (или символических фи­гур зверей).

АНТАБЛБМЕНТ - верхний горизонтальный элемент стоечно-балочной конструкции, состоящий из архитрава, фриза и кар­низа.

АРХИТЕКТУРНАЯ ВСТАВКА - объемная орнаментальная или сюжетная лепная ком­позиция квадратной, прямоугольной, или овальной формы, расположенная в простенках внутри или сна­ружи здания.

АРАБЕСКА -  (гротеск) насыщенный и сложный геометрический ор­намент, основанный на прихотливом переплетении растительных мотивов, включающих надпись, порез­ки, изображения животных и людей.

АРХИВОЛЬТ - архитектурное профилированное обрамление арки, вы­деляющее дугу арки из плоскости стены (арочный карниз).

АСТРАГАЛ - архитектурный облом в виде валика или выкружки, иногда даже в виде нитки бус; валик, отграничива­ющий капитель от ствола колонны.

АТЛАНТ -  (теламон), вертикальная опора архитектурного эле­мента в виде мужской фигуры.

БАЗА - нижняя опорная часть колонны или пилястры, профи­лированная или плоская.

БАЛЯСИНА - невысокий фигурный столбик, поддерживающий перила лестниц, балконов и пр., гладкий, профилированный или орнаментованный.

БУСЫ - геометрическое украшение карнизов, тяг и других эле­ментов в ввде чередующихся шариков, тарелочек и ок­руглых вытянутых элементов.

ВАЗА - декоративный лепной элемент с гладкой или орнамен­тированной поверхностью, с ручками, или без них, в виде вазы, чаши, амфоры (вазы удлиненной формы)} устанавливается на пьедестале, на карнизах фасадов домов, в помещениях, на столбах оград и т.п.

ВАЛ - (валик), архитектурный облом, очерченный по полуок­ружности, иногда неправильной геометрической формы.

ВЕНОК - скульптурный орнамент, прямолинейный или в форме круга, часто в виде растительных элементов; иногда перехвачен лентами.

ВОЛЮТА - декоративная орнаментальная деталь в форме одного или двух завитков. Входит в состав капителей колонн или обрамлений порталов, окон и карт ушей.

ВЫКРУЖКА -       архитектурный облом в форме вогнутой части окружно­сти или отрезка кривой.

ГЕРМА - четырехгранная расширяющаяся кверху колонна, завер­шающаяся бюстом.

ГИРЛЯНДА - (фестон), волнообразный орнамент в виде цветов и листьев, перевязанных лентами, иногда сочетающийся о розетками.

ГОРОХ - геометрическое украшение погонных деталей в виде длинного ряда шариков.

ГРИФОН - лепной декоративный элемент, изображающий фантасти­ческое существо с телом льва, головой и крыльями орла.

ГУСЕК - архитектурный облом с очертанием, составленным из двух дуг окружностей, соединенных в виде буквы Г.

ДЕНТИКУЛЫ - ряд зубчиков, сухариков в карнизах ионического и коринфского ордеров.

ЗАМОК, ЗАМКОВЫЙ КАМЕНЬ - декоративное оформление центральной части, арки, пор­тала, оконного обрамления; может встречаться на абаках капителей.

ИМПОСТ - верхний декоративный камень (архитектурная деталь), устанавливаемый поверх колонны, столба или участка стены; служит опорой для арки или балки; переклади­на над оконными или дверными арочными створками.

ИОНИКИ, ОВЫ - орнамент из ряда яйцеобразных деталей, чередующихся с листьями и стрелками; часто используется на вали­ках карнизов и на капителях ионического и коринф­ского ордеров.

КАННЕЛЮРЫ - вертикальные желобки на стволе колон или пилястры, а также горизонтальные желобки на валах ионических баз.

КАПИТЕЛЬ - венчающая часть колоны, пилястры, столба; архитек­турно обработана в соответствии с характером того или иного ордера. "Тосканская" и "дорическая" не имеют волют. "Ионическая" снабжена двумя крупными завиткам-волютами по бокам, "коринфская" - малень­кими волютами, замком и мощными акантовыми листья­ми; "композитная" - сложная, с различными элементами.

КАПЛИ, ГУТТЫ - декоративное украшение в виде ряда маленьких усечен­ных конусов или цилиндров на нижней поверхности и полочках дорического антаблемента.

КАРИАТИДА -  (кора, канефора), вертикальная опора архитектурного элемента з вице женской фигуры (носительницы корзи­ны).

КАРТУШ - декоративное оформление вензеля, надписи или эмбле­мы в виД8 обрамленного щита, свитка, раковины и т.п. (часто встречающееся в тимпанах фронтонов зда­ний, на-арках, над порталами, а также на надгроб­ных плитах).

КЕССОН - углубленная поверхность потолка или свода, обычно с профилированными стенками, имеющими форму квадра­та или другой геометрической фигуры. В центре кессонов часто укрепляются розетки.

КОЛОННА - архитектурно обработанный, обычно круглый в сечении столб, основными частями которого в основном являются ствол, база и капитель.

КРОНШТЕЙН, КОНСОЛЬ - архитектурно-декоративный элемент, выступающий из стены и выполняющий функции опоры для балконов, порталов, карнизов, скульптуры. Часто очень сильно орнаментованный.

МАСКАРОН -       декоративный рельеф в виде лица человека или головы животного; часто окаймлен сложным орнаментом.

МАСКА - объемное гротескное изображение головы человека, ли­бо мифического существа, или животного, обычно на замковом камне.

МЕАНДР -  геометрический орнамент в виде лентообразной лома­ной линии (т.н. бегущая волна).

МЕДАЛЬОН - декоративное изображение, заключенное в круглую или овальную рамку.

МОДУЛЬОН - архитектурная деталь в виде консоли (кронштейна), поддерживающая выносную плиту карниза.

ОБЛОМ - элементарный архитектурный профиль (полка, валик, гусек, выкружка и т.д.).

ОРДЕР - (порядок, строй), определенная архитектурно-художе­ственная система стоечно-балочной конструкции, соз­данная в Древней Греции и получившая затем широкое развитие в классической архитектуре. Основные орде­ра: дорический, тосканский, ионический, коринфский и композитный.

ПАЛЬМЕТТА - архитектурное украшение в виде веерообразного растительного орнамента.

ПИЛЯСТРА - (колонна, столб), плоский вертикальный выступ пря­моугольного сечения на поверхности стены или столба. Имеет те же части и пропорции, что и колонна, обычно без утолщения в средней части - энтазиса.

ПИНАКЛИ - (фиалы), декоративные остроконечные пирамидки или вазы на завершающих архитектурных деталях.

ПЛАФОН - декоративный потолок, украшенный живописью и лепни­ной.

ПОРЕЗКА - орнаментальное украшение карнизов, тяг и др. дета­лей лепного декора в виде ритмического рисунка (бу­сы, ионики, капли, меандры и др.).

ПЛЕТЕНКА - плетеный орнамент (порезка) для украшения вала на базах колонн и других деталей.

ПОРТАЛ - архитектурно оформленное обрамление входов в здание, дверных проемов.

РАППОРТ - повторяющееся изображение основного элемента рисунка (по аналогии с обоями, коврами" и т.п.).

РОЗЕТКА - декоративный элемент в виде цветка, круга, составлен­ный из цветочных лепестков различной величины и гео­метрической формы.

РОКАЙЛЬ - орнаментальный мотив в виде хрупкой, тонко расчле­ненной раковины или ее осколков; характерен для стиля рококо.

САНДРИК - небольшой карниз (или фронтон) над дверью или окнам. Иногда опирается на два кронштейна.

СУХАРИК - кубический элемент декора карниза и других погонных деталей.

СКОЦИН - архитектурный облом вогнутого очертания из двух дуг различного радиуса (выкружка, астрагал).

ТИМПАН - внутреннее поле фронтона; занятый окном или скульп­турой кусок стены под аркой; декоративный элемент убранства стен в интерьере в виде небольшого фрон­тона различной форда.

ТРОФЕЙ - декоративный элемент в виде сгруппированного оружия, как символа победы.

ФРИЗ - средняя часть (полоса) антаблемента; ленточный ор­намент с живописью или лепниной, окаймляющий верх стены в интерьере.

ЭМБЛЕМА - декоративная комп


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.188 с.