По производству лепных работ — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

По производству лепных работ

2022-12-20 47
По производству лепных работ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1.      Для придания прочности гипсу после отливки его просушивают и покрывают при помощи кисти 30%-ным раствором медного или же­лезного купороса. После высыхания лепнину можно покрыть тонким слоем горячей олифы.

2.      Для получения особо тонкой и тщательно проработанной по рельефу гипсовой отливки при переводе из глины или пластилина мо­дели в гипс черновую форму необходимо хорошо пропитать щелочью, сваренной из березовой золы. Перед отливкой форма не покрывается жировой смазкой.      

3.      Во избежание деформаций отлитых в гипсе решеток, плит, карнизов, фризов и других плоских деталей их после отливки укла­дывают на горизонтальную поверхность тыльной стороной с притиркой сухим гипсом.

4.      Нельзя добавлять клей в раствор гипса, на котором "примо­раживают" изделия к стене, так как клей содержит животный жир, мешающий гипсовому фрагменту приставать к стене.

5.      Склеивание гипсовых фрагментов между собой лучше произво­дить не на гипсе, а на казеине, что значительно повышает проч­ность склейки и устраняет швы.

6.      Во избежание коробления погонажных деталей (порезок, бус, тяг и т.п. плоских элементов) желательно их устанавливать на мес­то сразу же после отливки.

7.      При производстве лепных и штукатурных работ нельзя антисептировать поверхности деревянных конструкций фтористыми и крем­нефтористыми препаратами, так как вяжущие растворы (из гипса, алебастра, извести) нейтрализуют действие этих антисептиков и приме­нение их неэффективно.

8.      Для упрочнения гипса также рекомендуется пропитка его по­верхности горячил 20%-ным раствором буры (за два раза). Можно ис­пользовать также пропитку 15-20%-ным горячим водным раствором хло­ристого бария (за два раза) после высыхания каждого слоя. После пропитки поверхность гипсового декора покрывают кистью 20-30%-ным горячим водным раствором хозяйственного мыла, затем после просуш­ки поверхность декора промывают водой для удаления солей.

Все виды водной обработки необходимо проводить с осторожнос­тью, чтобы исключить переувлажнение гипса.

9.      Для улучшения качества отливок из гипсовых форм формы по­крывают смазкой из стеарина и керосина, что обеспечивает отлипа­ние отливки от формы.

10.    Для более тонкой проработки рельефа формы смазывают ми­льной пеной, зеленым мылом, кальцинированной содой. (К примеру, в XVIII в. в Академии художеств формы смазывали составом, приготов­ленным из куска мыла величиной с куриное яйцо, растворенного в небольшом количестве деревянного (тунгового) масла, в котором ва­рилось мыло. При многократных отливках формы покрывали шеллачным лаком, после чего смазывали).

11.    Технологические особенности изготовления форм из формопласта. Формопласт изготавливается заводским спо­собом из полихлорвиниловой смолы (20%), стеарата кальция (2%), дибутилфталата (76%), касторового масла (2%). Формопласт представ­ляет собой плотную, прозрачную желтого цвета резинистую упругую массу. Для приготовления форм формопласт нарезают небольшими ку­биками, складывают в эмалированную (или луженую) посуду. Плавят формoпласт на масляной бане или горячем песке при температуре 125- 130°с. При плавке формопласт непрерывно помешивают, после чего, сняв с огня, в течение 10-15 мин отстаивают, пока из его медообразной массы не выйдут все пузырьки воздуха. После этого формопласт заливают на модель под заранее изготовленный гипсовый кожух (так же как под клей).

При подготовке модели к формовке гипс затворяют известковым молоком или гипсовую массу изготовляют из смеси гипса с известковой пушенкой в пропорции - 6 частей гипса и 1 часть массы извести. После просушки модели ее в течение 2 ч пропитывают 30%-ным водным раствором медного или железного купороса. В результате реакции со­держащаяся в порах модели известь разлагает купорос, образуя не­растворимую сернокальциевую соль и окисел металла, которые заку­поривают поры гипса, укрепляют его и уплотняют формуемую поверх­ность. Если из-за отсутствия химикатов в первом случае уплотнить поверхность не представляется возможным, модель покрывают горячей олифой, в которую вводят от 5 до I05C канифоли. Модель пропитыва­ют за 2 раза и сушат после каждого слоя пропитки. Затем модель покрывают масляным лаком и вновь сушат, после чего заливают формопластом.

Помимо клеевых форм из желатина или столярного клея, рекомен­дуемых многими литературными источниками, в последнее время, поми­мо формопласта, для формовки иопользуют полимерные материалы - сиэласт, револьтекс, виксинт, СКТН-силиконовые материалы, выпус­каемые в г. Харькове. При введении в эти пасты соответствующих пла­стификаторов и отвердителей формовочная масса полимеризуется и отверждается.

Для армирования тонкого слоя форм применяется стеклоткань.

В форму из сиэласта можно заливать легкоплавкий металл с темпера­турой плавления до 200°С. Формы сохраняются долго, чем обеспечи­вается изготовление большого количества отливок. Материал форм не обратим и подлежит уничтожению после использования.

12.    В отдельных случаях, когда не обходи о уменьшить вес леп­ных изделий (во избежание обрушений) и повысить прочность декора, прибегают к изготовлению рельефа из папье-маше.

По рецепту скульптора-реставратора А. Е. Громова изготовление производится несколькими способами:

- Путем обклейки модели мелкими кусочками газетной бумаги на клейстере из муки или крахмальном клейстере в несколько слоев до получения "картона", после чего его снимают с формы и хорошо про­сушивают (т.н. прямое матирование).

- Обклейка тем же способом гипсовой формы (т.н. обратное маширование). После извлечения из формы папье-маше просушивают, левкасят и окрашивают.

- Изготовление декора из мастики, состоящей из бумажной мас­он и клея: на I ведро - 4 л вода и 2 кг размельченного столярно­го клея. В другом ведре заливает кипятком измельченные на кусоч­ки 3-4 газеты (общим весом 130-150 г), затем размокшую бумагу по­сле остывания отжимают в руках и натирают на обыкновенной терке.

В клеевую жидкость (в первом ведре) кладут приготовленную бумаж­ную массу и, не снимая ведра с огня, при постоянном помешивании вводят 0,5 кг плавленого мела и 100 г канифоли, растворенной в 300 т горячей олифы; в результате подучается целое ведро клейкой массы.

После этого на верстак насыпает плавленый мел (на целый день работы), в горке мела проделывается углубление, в которое выливается теплая клейкая масса, затем добавляет олифу и месят как тес­то. От высыхания приготовленную мастику предохраняет обернутая вокруг мокрая тряпка.

- Технология оттискивания мастичного декора по форме: гип­совую форму слегка припудривают тальком; скатанный из мастики ва­лик кладут в форму и пальцами отжимают в форме, чтобы он заполнил рельеф; излишки мастики из формы удаляют. Вдавливают арматуру из тонкой проволоки и ладонью окончательно выравнивают заднюю сторо­ну орнамента. После частичного отверждения мастики форму перевора­чивают на щит, снимают кожух, мастичную массу осторожно извлекают из формы. Освобожденный из формы мастичный орнамент в полусухом состоянии укрепляют на месте, предварительно смазав жидкой масти­кой склеиваемые поверхности на деревянном теле капители. Для боль­шей прочности мастичный декор прибивают к основанию гвоздями. После высыхания мастичный декор зачищают шкуркой, сглаживают повер­хность и красят либо золотят.

 

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ТЕРМИНЫ

ЛЕПНОЙ ДЕКОР ИЛИ ЛЕПНИНА - произведение прикладного искусства на памятнике архитектуры, выполненное из гипса, алебастра, це­мента или мастики в виде:

погонажных деталей - профилированных карнизов с порезкой, листьями, сухариками, иониками, гирляндами из цветов, лент и т.п.;

штучных деталей - картушей, гербов, венков, фризов, капите­лей различных стилей, масок, розеток и т.п.;

скульптурных элементов - кариатид, атлантов, сюжетных одно- или многофигурных композиций (с людьми и животными).

БАРЕЛЬЕФ (низкий рельеф) - скульптурное изображение или ор­намент, выступающее над плоскостью основания не более чем на по­ловину толщины изображаемого предмета.

ГОРЕЛЬЕФ (высокий рельеф) - скульптурное изображение или ор­намент, возвышающееся над плоскостью основания болве, чем на поло­вину толщины изображения, а также скульптурное изображение, едва соприкасающееся с фоном.

СЮЖЕТНАЯ КОМПОЗИЦИЯ В ЛЕПНОМ ДЕКОРЕ - объемное (барельефное или горельефное) изображение эпизода из истории или мифологии, со­стоящее из одной или нескольких человеческих фигур на фоне пейзажа, зданий и т.п.

ОРНАМЕНТАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ - объемное изображение геометриче­ского или раотительного орнамента (барельеф или горельеф) на пого­нажных деталях, тягах, на плоскости отены, на штучных деталях и т.д. - в ввде венков, розеток, гирлянд и др.

ФРАГМЕНТЫ И ДЕТАЛИ ЛЕПНОГО ДЕКОРА - целые, законченные по композиции элементы декора: капители, гирлянды, картуши, волюты, маски и др. (см. Приложение 3).

МОДЕЛЬ - лепной элемент, вылепленный вновь согласно аналогу, чертежу или эскизу из глины, пластилина или гипса (акантовый лист, маска, розетка, погонажная деталь и др.); является эталоном, пред­назначенным для размножения методом отливки.

ФОША - обратное изображение модели из гипса, клея, формопласта, полимеров, бетона и др. материалов для одноразового или многократного использования с целью получения отливок - копий мо­дели.

ПЛИНГ - гладкая, ровная плита из гипса или др. материала для "посадки" на нее модели с целью удобства последующей формовки на верстаке для лепных работ.

ПРИВЕДЕННАЯ В МОДЕЛЬ - подлинная (из памятника архитектуры) деталь лепного декора, специально тщательно расчищенная, отремон­тированная методом склейки фрагментов, с заправкой трещин и вы­боин, догипсованная раствором гипса; предназначается для формовки о целью получения необходимого количества копий; приведение в мо­дель может осуществляться как на месте, на стене памятника, так и на верстаке с последующей посадкой снятой детали на плинт.

ОТЛИВКА (или отливок) - копия модели, полученная в результа­те заполнения формы вяжущим (гипсовым, алебастровым, цементным растворами и др. отверждающимися составами).

 

СОДЕРЖАНИЕ АКТОВ НА ПРОИЗВОДСТВО РАБОТ ПО РЕСТАВРАЦИИ ЛЕПНОГО ДЕКОРА

При производстве работ по реставрации лепного декора состав­ляются следующие акты:

Дефектный акт.

Акт на скрытые виды работ.

Акт на передачу моделей заказчику.

1. Дефектный акт составляется в 3 экземплярах после тщате­льного осмотра лепного декора исполнителями работ (подрядчиком с представителем бригада лепщиков), автором проекта реставрации - архитектором и ответственным представителем заказчика.

В акте отражаются:

Название архитектурного объекта, конкретное место расположения лепного декора, его состояние, стилевые особенности, мес­та утрат, подлежащие восполнению, подробное наименование и коли­чество моделей, а также методы изготовления их вновь как в гли­не (пластилине), так и посредством отмазки из гипса; необходимость расчисток подлинного лепного декора по видам сложности, оклейка фрагментов и их количество; определяется количество подлинных элементов для использования под модели, приведение в модель; не обходил ость демонтажа и последующей установки ка место фрагмен­тов подлинной лепнины; необходимость проведения специальных ра­бот (укрепления, покраски, патинирования, гидрофобизация, позо­лоты и..п.) после реставрации лепного декора.

Если в процессе реставрации, после установки строительных лесов, будут выявлены новые дефекты лепного декора, ранее не об­наруженные под покрасками и набелами (склейка фрагментов, догипсовка, отставание лепнины от основания), составляется дополните­льный трехсторонний дефектный акт, в котором отражаются все выявленные дефекты в натуре и предлагается технология дополнительного дальнейшего производства работ.

В процессе производства реставрации лепного декора все под­лежащие демонтажу или склейке фрагменты лепнины маркируются, фо­тографируются (или отражаются графически в архитектурных черте­жах) и после склейки и установки на место (до покраски, патиниро­вания или золочения) оформляются актом на скрытые виды работ.

2. Акт на скрытые виды работ составляется в 3 экземплярах исполнителями работ (прорабом, бригадиром лепщиков или лепщиком), автором проекта реставрации - архитектором и ответственным пред­ставителем заказчика. Акт на скрытые виды работ составляется по окончании циклов реставрации.

В акте указывается название архитектурного объекта, подроб­но отражаются все вида выполненных работ: демонтаж, подбор, склей­ка, догипсовка, установка фрагментов; их названия, количество. Ука­зывается место нахождения декора в интерьере и экстерьере зданий, вида произведенной расчистки, ее метраж или количество единиц, название моделей, отмазанных из гипса,.их количество и конкретное место "установки" (домазки), количество установленных отливок- "новоделов", выполненных по изготовленным моделям вновь, их склей­ка с подлинниками.

Указываются все вида произведенных работ, связанных со спе­циальной обработкой лепнины: химическое укрепление гипса, флюатирование (поверхностное укрепление гипса), гидрофобизация (сообще­ние гипсу водоотталкивающих свойств), конкретные места обработки и метраж.

В процессе производства работ, непосредственно связанна с реставрацией лепного декора, проводится фотофиксация выполненных работ (до покраски), а также общего вида лепнины и ее фрагментов.

3. Акт на передачу моделей заказчику (для удешевления после­дующих ремонтно-реставрационных работ).

После окончания всех видов работ, связанных с реставрацией лепного декора, изготовленные модели по акту должны быть, переданы заказчику.

Акт на передачу моделей составляется материально ответствен­ным представителем исполнителя (прорабом, начальником участка, бригадиром) и материально ответственным представителем заказчика.

В акте указывается название архитектурного объекта, для ко­торого выполнены модели, вид, наименование, размеры и стоимость каждой модели в отдельности. Вели лепные детали, как модели, вы­полнены методом отмазки из гипса на месте нахождения подлинной лепнины или изготовлены этим методом отдельно в мастерской и затем установлены на место, в акте на передачу моделей заказчику указывается наименование моделей, их размеры, количество, стои­мость, точное место установки.

 

 

БИБЛИОГРАФИЯ

Бахтиаров Л. Багетно-рамочное производство. - Слб.; 1905.

Гельфельд Л.С., Недович Н.Д., Семина Т.Н. Штукатурные работа при реставрации памятников архитектуры. /Объединение "Росрестав- рация.- Методические рекомендации.- Изд. 2-е.- М., 1990.

Гельфельд Л.С. Комплексный метод датировки памятников архи­тектуры на основе натурных исследований. /Спецпроектреставрация.- Методические рекомендации. - М., 1992.

Грекулов А.Ф. Папье-маше.- М., 1933.

Громов А.Е. Кабота скульптора-модельщика.- Л.: Стройиздат, 1955.

Громов И.А., Васкин А.Г., Веснина Н.Н. Скульптор-моделыцик А. Е. Громов.- Л.: Стройиздат, 1987.

Мартынчик А.Б., Шубенкин П.Ф. Определение свойств и качества строительных материалов в полевых условиях.- Справочное посо­бие. - М.: Стройиздат, 1983.

Методика реставрации памятников архитектуры; /Под ред. Е. В. Михайловского- М.: Стройиздат, 1977.

Недович Н.Д., Гельфельд Л.С. Производство работ и оформление документации на реставрацию лепного декора. /Объединение "Росреставрация".- Методические рекомендации.- Изд. 2-е.- М., 1987.

Никитин Н.П. Огюст Монферран. Проектирование и строительст­во Исаакиевского собора и Александровской колонны. /Лен. отд. Сою­за архитекторов.- Л., 1939.

Одноралов Н.В. Скульптура и скульптурные материалы.- Изд. 2-е.- М.: Изобразительное искусство, 1982.

Сенаторов Н.Я., Коршунова А.П., Муштаева Н.Е. Лепные рабо­ты,- Изд. 2-е.- М.: Й1сш. школа, 1982.

Смирнов В.Н. Изготовлен”е лепных деталей для отделки зда­ний.- Л., 1956.

Чайков И.М. Лепка и формовка скульптуры.- М.: Искусство, 1953.

Шепелев А.М. Штукатурные, декоративно-художественные работы.- М.: Высш. школа, 1981.

 

Приложение 1

"УСЛОВИЯ НА ОБДЕЛКУ СВОДОВ ИСААКИЕВСКОГО СОБОРА ШТУКАТУРНОЮ РАБОТОЮ С АЛЕБАСТРОВЫМИ УКРАШЕНИЯМИ"

 

К качеству лепных работ всегда предъявлялись очень высокие требования. Мастера-лепщики отвечали материально за некачественно выполненные работы, неподчинение архитектору и затраченный строи­тельный материал - гипс, алебастр и т.п. Один из примеров тому - извлечения из "Условий на обделку сводов...'', являвшихся одновре­менно инструкцией, методикой и договором на организацию и произ­водство работ, характерных для периода классицизма в русском зод­честве. (В этот период в России утверждался опыт производства га­льванопластики, открытой в 1830-х гг. академиком Б. Якоби и впервые примененный для изготовления декора и скульптуры на Исаакиевском соборе под руководством О.Монферрана).

... п.4. Подрядившийся обязан все назначенные украшения из алебастра в 8-ми сводах и 4-х арках собора вылепить из глины, отформовать и отлить из гипса, установить и укрепить на местах.

п.5. Модели каждого украшения должны быть вылеплены из глины лучшими в городе орнаментистами, по данным в настоящую величину рисункам, со всевозможным совершенством... Каждая такая модель в глине должна быть представляема на усмотрение главного архитекто­ра, и все недостатки, какие им будут усмотрены, должны быть переделываемы подрядившимся беспрекословно.

п.6. Одобренные в глине модели должны быть отформованы, отли­ты из алебастра, расчищены и в кусках около сажени поставлены не окончательно на места, дабы главный архитектор маг удостовериться в достоинстве украшения. Если при сем усмотрена будет надобность в каком-либо изменении части или целой модели, то подрядившийся обязан пополнить в сем случае требование главного архитектора бес­прекословно; если же поставленный на место образец будет... одоб­рен, тогда... произвести отливку из гипса всего требуемого количества украшений, по утвержденной модели.

п.7. Ни в коем случае подрядившийся не должен формовать или отделывать из гипса никакой части украшения прежде утвержденной модели в глине главным архитектором, в противном случае за упот­ребленный на сие алебастр учинен будет вычет из определенной сум­мы за работу...

п.9. Отлитые из гипса украшения должны быть тщательно расчищены, и как они назначаются под позолоту, то должны быть отде­ланы окончательно,... чтобы поверхности были совершенно ровны и гладки, не изменяя при том красоты форм.

п.10. Все украшения должны быть поставлены на места и прикреплены железом, проволокой и всякими другими связями такой ве­личины и формы, какие назначит главный архитектор.

п.11. Для производства работ отведена будет подрядившемуся мастерская с отоплением и освещением.

п.12. Глина, песок, известь, обожженный алебастр, войлоки, уголь, проволока, гвозди, железные укрепления: канаты, вороты и блоки, потребные для работы, даны будут подрядившемуся от казны; равномерно от казны же производимы будут все нужные леса, но посуда, мило и все прочие вещи и инструменты должны быть собствен­ные подрядившегося.

п. 13. Творение извести, доставление воды, перетаска материа­лов для употребления в дело и подъем приготовленных вещей наверх должно быть производимо рабочими подрядившегося.

п.14. Для производства всех работ подрядившийся обязан из ка­зенных материалов собственными своими рабочими приготовить все требующиеся шаблоны, наугольники, линейки, ватерпасы и прочие ин­струменты, а также произвести все столярные поделки, какие могут востребоваться при штукатурной и скульптурной работе фигур и ук­рашений.

п. 15. Вся вообще работа, как штукатурная, так и лепная, дол­жна быть закончена в течение года со дня, как подрядившийся при­ступит к производству работ.

п.16. Так как штукатурная работа и все лепные украшения дол­жны иметь большую прочность, то подрядившийся обязан иметь стро­жайшее соблюдение за надлежащим приготовлением его рабочими мате­риалов и ни под каким видом не употреблять остатков раотворенной извести и алебастра...

п.22. Переделка дурно выполненной работы должна быть произ­водима без особой за них платы.

 

(Из архива "УЦГАЛ, архив комиссии построения

Исаакиевского собора", 1845, № 1375, лл.1-6).

 

Приложение 2

 

АРХИТЕКТУРНЫЕ ОРДЕРА

Пропорции полного ордера следующие: если по высоте его раз­делить на 19 равных частей, то высота пьедестала составит четыре части, колонны - 12 частей и антаблемента - три части. Неполный ордер делят на пять частей: четыре части - колонна, одна часть - антаблемент (архитрав, фриз, карниз).

В зависимости от формы различают архитектурные ордера: тос­канский, дорический, ионический, коринфский. Криле перечисленных ордеров существует композитный ордер, имеющий дополнения, отсут­ствующие в классическом ордере (маски, грифоны, гирлянды и т.п.) на капителях колонн.

Масштабом всех частей ордера является радиус колонны в ее нижнем основании. Этот радиус называется модулем и обозначается буквой М. В тосканском и дорическом ордерах модуль делится на 12 частей, а в ионическом и коринфском - на 18. Эти части называются партами и обозначаются буквой П. Стержни колонн всех ордеров - круглые.

Тосканский ордер (а) имеет массивные части. Ко­лонна гладкая, высота ее равна 7 нижним диаметрам, или 14 модулям. На 1/3 высоты колонна ровная, а выше - утоняется до капители на 1/5 нижнего диаметра. Колонна завершается простой круглой капи­телью. Фриз и архитрав - гладкие. Такой ордер чаще отделывают по­лностью штукатуры, иногда капитель готовят лепщики и устанавлива­ют ее после отделки колонны.

Дорический ордер (б) менее массивный, чем тосканский. Колоши на высоту, равную 8 диаметрам, или 16 модулям, бывает гладкой или с 20 каннелюрами (желобками). Каннелюры раз­деляются между собой острыми усенками, закругленными вверху и внизу. Глубина каннелюр определяется проектом. На l/3 высоты ко­лонна имеет постоянное сечение, выше она утоняется на 1/6 нижнего диаметра. Колонна венчается капителью с более мелкими архитектур­ными обломами, чем у тосканской капители. Архитрав - гладкий в ос­нове, вверху имеет полочку с расположенными внизу каплями. На глад­ком фризе расположены триглифы - три ровные полосы, разделенные между собой треугольными выемками. Впадины между триглифами назы­ваются метопами. Они бывают гладкими или с изображениями, выполнеными из различных материалов. Под карнизом делают украшения в виде зубчиков, сухариков и модульонов. Такие ордера или полноотыо выполняются штукатурами, или триглифы, сухарики и модульоны, а ино­гда и капители выполняют лепщики.

 

Ионический ордер имеет также сужающуюся кверху колонну. По высоте она равняется 9 диаметрам, или 18 моду­лям. По стволу проходят 24 каннелюры более глубокие, чем у дори­ческой колонны. Они разделены между собой дорожками или лентами. Внизу каннелюры срезаются под прямым углом, а вверху полуокружно­стью. Капитель - сложная с завитками или волютами и иониками. Ан­таблемент ордера состоит из гладкого архитрава стремя горизонталь­ными уступами. Над верхним уступом расположена полка, а под ним рельефный орнамент. Фриз бывает гладкий или с рельефными изобра­жениями. Карниз гладкий, и только под полкой расположены сухарики с бусами. Капитель и весь орнамент выполняют лепщики, остальное - штукатуры.

Коринфский ордер имеет сложные капитель и пьедестал. Стержень колонны равен 10 диаметрам, или 20 модулям.

По колонне проходят 24 каннелюры, разделенные между собой дорож­ками, которые вверху и внизу заканчиваются полуокружностями. Ка­питель состоит из 16 волют, несдерживаемых двумя рядами аканто­вых листьев. Антаблемент имеет модульоны, которые расположены под слезником на некотором расстоянии друг от друга. Фриз ордера - гладкая плоскость, над которой располагается орнамент. Венчающий, карниз сходен с ионическим. Все рельефные части ордера выполня­ются лепщиками, остальное - штукатурами.

Вместо круглых колонн часто устраивают квадратные, ровные или уменьшающиеся на конус. Такие колоны делают с капителью или без нее. Пилястры (половина колонны, выступающая из стены) чаще всего имеют вверху капитель. Пилястры бывают гладкими или с кан­нелюрами. Иногда делают рустованные колонны, т.е. с имитацией ка­менной кладки.

В зависимости от формы колонн и отделки их оштукатуривают, разравнивая раствор правилом, полутерком или малкой о энтазисом.

 

 

 

Приложение 3


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.065 с.