Рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов

2022-12-20 22
Рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Как уже отмечалось, в АПК РФ впервые закреплены процессуальные правила рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов. Нормативный правовой акт – документ, содержащий обязательные предписания для неопределенного круга лиц и рассчитанный на неоднократное применение.

Можно выделить следующие правила подачи заявления по делам об оспаривании нормативных правовых актов:

§ правом на подачу заявления обладают организации (в том числе некоммерческие); граждане – индивидуальные предприниматели; прокурор; органы государственной власти РФ; органы государственной власти субъектов РФ; органы местного самоуправления;

§ нормативный правовой акт должен быть в установленном порядке принят и опубликован. Порядок опубликования актов Президента РФ, Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти определен указом Президента РФ от 23.05.1996 г. № 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти"[21]. Порядок принятия и опубликования нормативных правовых актов государственных органов субъектов РФ, органов местного самоуправления определяется этими органами;

§ оспариваемый нормативный правовой акт или его отдельные поло-жения нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, гарантированные Конституцией РФ, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами;

§ оспариваемый нормативный правовой акт противоречит закону или нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу; арбитражному суду не подведомственны дела об оспаривании нормативных правовых актов, проверка конституционности которых отнесена к компетенции Конституционного Суда РФ (ст. 3 федерального конститу-ционного закона от 21 июля 1994 №1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации"); дела об оспаривании нормативных правовых актов, признание которых противоречащими закону отнесено к компетенции судов общей юрисдикции.

С учетом правил, содержащихся в ч. 2 ст. 34 АПК РФ, ст. ст. 4, 138 НК РФ, заявление об оспаривании нормативного правового акта Федеральной налоговой службы, Федеральной таможенной службы может быть подано в Высший Арбитражный Суд РФ. Если федеральным законом не предусмотрено иное, предварительное обращение заинтересованного лица в вышестоящий в порядке подчиненности орган или к вышестоящему должностному лицу не является обязательным условием для подачи заявления в арбитражный суд о признании нормативного правового акта недействующим.

Возможность оспаривания нормативного правового акта в арбитраж-ном суде обязательно должна быть предусмотрена в федеральном законе (например, в ст. 138 НК РФ).

По делам об оспаривании нормативных правовых актов арбитражному суду следует проверить, имеется ли федеральный закон, который отнес рассмотрение таких дел к его компетенции.

Если арбитражный суд не компетентен рассматривать такое дело, то заявление может быть возвращено применительно к п. 1 ч. 1 ст. 129 АПК РФ (на стадии принятия) или производство по делу должно быть прекращено по п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ, если это обстоятельство установлено в судебном заседании (см. информационное письмо Президиума Высшего Арбитраж-ного Суда РФ от 13.08.2004 № 80).

Производство по делам об оспаривании нормативных правовых актов возбуждается на основании заявления заинтересованного лица, обратив-шегося с требованием о признании такого акта недействующим. Данные дела рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства с определенными особенностями. В отличие от общих требований, предъявляемых к содержанию заявления (ст. 125 АПК РФ), в нем дополнительно должны быть указаны данные:

§ о наименовании органа, должностного лица, принявшего нормативный правовой акт;

§ о наименовании этого акта и дате его принятия;

§ о правах и законных интересах организации, гражданина – индиви-дуального предпринимателя, которые нарушаются оспариваемым актом или его отдельными положениями;

§ о нормативном правовом акте, имеющем большую юридическую силу, которому противоречит оспариваемый акт или его отдельные положения;

§ об органе массовой информации и дате опубликования акта. Копия оспариваемого акта должна быть приложена к заявлению.

Названные дополнительные требования по оформлению заявления необходимы для правильного и быстрого разрешения спора.

К заявлению должны быть приложены:

§ доказательства направления копии заявления другим лицам, участвующим в деле;

§ документ, подтверждающий уплату государственной пошлины;

§ копия свидетельства о регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;

§ документы, подтверждающие полномочия представителя на подписание заявления;

§ документы, подтверждающие обстоятельства, на которых заяви-тель основывает свои требования.

Подача заявления в арбитражный суд не приостанавливает действия оспариваемого нормативного правового акта.

Вопрос о принятии заявления к производству арбитражного суда решается судьей единолично в 5-дневный срок со дня поступления заявления в арбитражный суд. Арбитражный суд обязан принять к производству заявление, поданное с соблюдением требований, предусмот-ренных ст. ст. 125, 126 АПК РФ. О принятии заявления к производству арбитражный суд выносит определение, которое направляется не позднее следующего дня лицам, участвующим в деле.

Несоблюдение требований к заявлению, предусмотренных ст. ст. 125, 126 АПК РФ, может послужить основанием для оставления заявления без движения (ст. 128 АПК РФ) или его возвращения (ст. 129 АПК РФ).

Судьей арбитражного суда производятся действия по подготовке дела к судебному разбирательству (ст. ст. 133 – 136 АПК РФ). После подготовки дела судья выносит определение о назначении дела к судебному разби-рательству, которое направляется лицам, участвующим в деле (ст. 137 АПК РФ).

Рассмотрение заявления производится арбитражным судом по общим правилам, предусмотренным гл. 19 АПК РФ.

Дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются коллегиальным составом судей. При рассмотрении этих дел не допускается участие арбитражных заседателей. Срок рассмотрения этих дел – не более 3 месяцев со дня поступления заявления в суд. В указанный срок должно быть принято решение по делу. На любой стадии арбитражного процесса вправе вступить в дело соответствующий прокурор (ст. 52 АПК РФ).

В отличие от общих правил, касающихся участия лиц в судебном заседании, если в заседание не явились надлежаще извещенные заявитель, представитель органа, принявшего спорный акт, иные заинтересованные лица и суд не признал их явку обязательной, то данное обстоятельство не препятствует рассмотрению дела. Арбитражный суд может признать обязательной явку представителей государственных органов, органов, должностных лиц, принявших оспариваемый акт, и вызвать их в судебное заседание для дачи объяснений. Об этом указывается в определении о принятии заявления к производству (ст. 127 АПК РФ). Неявка указанных лиц является основанием для наложения штрафа в порядке, предусмот-ренном гл. 11 АПК РФ.

При рассмотрении дел об оспаривании нормативного правового акта арбитражный суд осуществляет проверку этого акта или его отдельных положений на предмет его соответствия федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу. Кроме того, арбитражный суд проверяет полномочия органа или лица по принятию оспариваемого нормативного акта. Изложенные обстоятельства должны быть обоснованы доказательствами, предъявляемыми органом или лицом, принявшим норма-тивный акт. Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое положение нормативного акта в полном объеме. Указанное положение исключает возможность применения обеспечительной меры в виде приостановления действия оспариваемого правового акта.

Отказ заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта, от своего требования не может быть принят арбитражным судом, который должен рассматривать дело по существу (ч. 5 ст. 49 АПК РФ). Не препятствует рассмотрению дела по существу факт признания требования органом или лицом, которые приняли оспариваемый акт.

Решение по делу об оспаривании нормативного правового акта прини-мается арбитражным судом по правилам, установленным ст. ст. 167 – 170, 177 АПК РФ. Решение объявляется председательствующим в том судебном заседании, в котором дело рассмотрено по существу.

По результатам рассмотрения дела арбитражный суд принимает следующие решения:

§ об отказе в удовлетворении заявления и признании оспариваемого акта или его отдельных полномочий соответствующими иному норматив-ному правовому акту, имеющему большую юридическую силу;

§ об удовлетворении заявления и признании оспариваемого норма-тивного правового акта или его отдельных положений не соответствую-щими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юриди-ческую силу, и не действующими полностью или в соответствующей части.

Указанные виды решений подробно излагаются в резолютивной части решения. Кроме того, в резолютивной части решения необходимо указать об изданиях, в которых подлежит опубликованию решение, и о распределении расходов по этому опубликованию.

Решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта вступает в законную силу немедленно после его принятия, соответственно, такое решение не подлежит обжалованию в апелляционную инстанцию (ст. 259 АПК РФ). Решение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение месяца со дня вступления в законную силу.

Признанный арбитражным судом недействующим нормативный правовой акт или его отдельные положения не подлежат применению с момента вступления решения в законную силу, т. е. с момента принятия решения, и должны быть приведены в соответствие с законом или иным нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.

Судебное решение о признании нормативного акта недействующим не может быть преодолено принятием такого же акта.

В ч. 6 ст. 195 АПК РФ содержится правило о направлении копий решения по делу об оспаривании нормативного правового акта. Приведен-ный там перечень лиц и организаций, которым направляется копия решения, не является исчерпывающим. Выполнение изложенного правила является обязательным.

Решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта направляется в официальное издание государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов в зависимости от того, чей нормативный правовой акт оспорен, и подлежит немедленному опубликованию. Кроме того, решение подлежит опубликованию в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации".


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.