Гундича-марджана. Уборка храма царицы Гундичи. — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Гундича-марджана. Уборка храма царицы Гундичи.

2022-12-20 26
Гундича-марджана. Уборка храма царицы Гундичи. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Гундича-марджана. Уборка храма царицы Гундичи.

Вамана / Ашарх. Гаура Пратипат.

 

Ссылки

Тексты

Ш. Бхакти Вигьяна Бхарати Госвами Махарадж, «Настроение, с которым Гаудия-вайшнавы празднуют Гундича-марджану и Ратха-ятру»:

http://vigyana-bharati.ru/katkha/2475-nastroenie-s-kotorom-gaudiya-vajshnavy-prazdnuyut-gundicha-mardzhanu-i-ratxa-yatru.html#more-2475

Ш. Бхактиведанта Свами Махарадж, «Гундича-марджана»:

http://sampradaya.ru/legacy/article1/bvsp_a/677-shrila-prabhupada-gundicha-mardzhanam-4-iyulya-1970-goda-san-francisko.html

 

Видео

Ш.Шьям дас Бабаджи, «Тайна Гундича мандир манджан бхавы»:

https://www.youtube.com/watch?v=i0dMLNthoL0

Ш.Б. Вана Махарадж. «Глубинный смысл Гундича-марджана-лилы»:

https://www.youtube.com/watch?v=qZoxD4liD64

«Гундича-марджана лила»:

https://www.youtube.com/watch?v=kMsQsPCzoKE

«Уборка храма Гундича»:

https://www.youtube.com/watch?v=-tLqULDSakE

https://www.youtube.com/watch?v=G2vZ-faGfZw

Ш. Авадхут Махарадж, «Гундича-марджана»:

https://www.youtube.com/watch?v=Ui5z2XJBJuQ

 

Аудио

Ш. Бхакти Вигьяна Бхарати Госвами Махараджа, «Чему учит Махапрабху, совершая Гундича-марджану»:

http://sampradaya.ru/legacy/audio1/bvbgm_h/6796-shrila-bhakti-vigyana-bharati-maharadzh-dzhaganatha-puri-iyun-iyul-2016-g.html

Ш. Бхакти Вигьяна Бхарати Госвами Махарадж, «Гундича-марджана. Жадное желание царя Пратапарудры встретиться с Махапрабху»:

http://sampradaya.ru/legacy/audio1/bvbgm_h/8569-shrila-bhakti-vigyana-bharati-maharadzh-dzhagannatha-puri-2016-g.html

 Ш. Бхакти Вигьяна Бхарати Госвами Махарадж, «Уборка храма Гундича. Плохое общение погубит вас! Прасад Господа – Это Его благословение»:

http://sampradaya.ru/legacy/audio1/bvbgm_h/6785-shrila-bhakti-vigyana-bharati-maharadzh-kalkutta-2015-g.html

Подробное описание праздника

«Чайтанья-чаритамрита»

Мадхья-лила

Глава 12

Уборка храма Гундичи

Комментарии – Ш.Бхактиведанты Свами Прабхупады

ТЕКСТ 1

шри-гундича-мандирам атма-врндаих
саммарджайан кшаланатах са гаурах
сва-читта-вач чхиталам уджджвалам ча
кршнопавешаупайикам чакара

шри-гундича — названный в честь Гундичи; мандирам — храм; атма-врндаих — со Своим ближайшим окружением; саммарджайан — моющий; кшаланатах — благодаря очищению; сах — этот; гаурах — Шри Чайтанья Махапрабху; сва-читта-ват — как собственное сердце; шиталам — прохладное и умиротворенное; уджджвалам — сверкающее чистотой; ча — и; кршна — Господа Кришны; упавеша — для вхождения; аупайикам — пригодное; чакара — сделал.

Вместе со Своими преданными и ближайшими друзьями Шри Чайтанья Махапрабху вычистил и вымыл храм Гундичи, сделав его таким же прохладным и сверкающим, как собственное сердце. Так Он приготовил храм к тому, чтобы в нем воцарился Господь Шри Кришна.

ТЕКСТ 72

пратхамеи каши-мишре прабху болаила
падичха-патра, сарвабхауме болана анила

пратхамеи — сначала; каши-мишре — Каши Мишру; прабху — Шри Чайтанья Махапрабху; болаила — позвал; падичха-патра — распорядителя храма; сарвабхауме — Сарвабхауму Бхаттачарью; болана — позвав; анила — привел.

Шри Чайтанья Махапрабху сначала позвал Каши Мишру, затем распорядителя храма и наконец Сарвабхауму Бхаттачарью.

ТЕКСТ 73

тина-джана-паше прабху хасийа кахила
гундича-мандира-марджана-сева маги' нила

тина-джана-паше — в присутствии трех человек; прабху — Господь; хасийа — улыбаясь; кахила — сказал; гундича-мандира-марджана — уборки храма Гундичи; сева — служение; маги' нила — попросив, получил.

Узнав о желании Господа, распорядитель сразу же принес сто новых кувшинов и сто мётел, чтобы подметать храм.

ТЕКСТ 79

ара дине прабхате лана ниджа-гана
шри-хасте сабара анге лепила чандана

ара дине — следующего дня; прабхате — утром; лана — взяв; ниджа-гана — Своих приближенных; шри-хасте — собственноручно; сабара анге — на тело каждого; лепила чандана — нанес сандаловую пасту.

На следующее утро Господь взял Своих слуг и последователей и собственноручно умастил каждого сандаловой пастой.

ТЕКСТ 80

шри-хасте дила сабаре эка эка марджани
саба-гана лана прабху чалила апани

шри-хасте — собственноручно; дила — дал; сабаре — каждому из них; эка эка — по одной; марджани — метле; саба-гана — всех приближенных; лана — взяв; прабху — Шри Чайтанья Махапрабху; чалила — пошел; апани — Сам.

Танцуя, Чайтанья Махапрабху, как обычно, покрывался испариной, трепетал и бледнел, рыдал, ликовал и издавал громкие возгласы. Слезы, фонтаном бившие из глаз Господа Чайтаньи, увлажняли Его Самого и стоявших перед Ним.

ТЕКСТ 139

чари-дике бхакта-анга каила пракшалана
шраванера мегха йена каре варишана

чари-дике — со всех сторон; бхакта-анга — тела преданных; каила пракшалана — омыл; шраванера мегха — туча в месяц шравана (июль-август); йена — как; каре варишана — проливает.

Каши Мишра и Туласи, распорядитель храма, принесли столько прасада, что им можно было накормить пятьсот человек. При виде огромного количества прасада — риса, сладостей, сладкого риса и разнообразных блюд из овощей — Шри Чайтанья Махапрабху стал очень доволен.

ТЕКСТ 156

пури-госани, махапрабху, бхарати брахмананда
адваита-ачарйа, ара прабху-нитйананда

пури-госани — Парамананда Пури; махапрабху — Шри Чайтанья Махапрабху; бхарати брахмананда — Брахмананда Бхарати; адваита-ачарйа — Адвайта Ачарья; ара — и; прабху-нитйананда — Нитьянанда Прабху.

Том 2

Глава 13

Храм Гундичи

 

Приближался великий праздник колесниц Господа Джаганнатхи, и Шри Чайтанья прежде всего пригласил к Себе Каши Мишру, Туласи, который управлял храмом Джаганнатхи, и Сарвабхауму Бхаттачарью. Когда они собрались, Господь сказал:

— Накануне Ратха-ятры Я хочу выразить почтение Господу Джаганнатхе, приведя в порядок храм Гундичи.

Храм Гундичи стоит в двух милях к северо-востоку от храма Джаганнатхи. Во время праздника Ратха-ятры Господь Джаганнатха торжественно шествует сюда из Своего храма и остается на целую неделю, а потом возвращается обратно. Храм Гундичи очень древний, его воздвиг еще великий царь Индрадьюмна. Предание гласит, что жену его тоже звали Гундича. Храм этот довольно большой и не раз упоминается в священных писаниях.

Когда Шри Чайтанья рассказал о Своем желании, Туласи смиренно ответил:

— О мой господин! Все мы — Твои слуги и выполним любое Твое желание. Это приказ царя Пратапарудры. И хотя я думаю, что не пристало Тебе заниматься уборкой храма, мы относимся к этому желанию как к божественной игре. Для уборки храма Тебе понадобится много кувшинов с водой, веников и метелок. Я сейчас же соберу все необходимое.

И Туласи, не теряя времени, приготовил сто новых горшков для воды и сто веников.

На следующий день рано утром Господь собрал Своих близких спутников и собственноручно нанес каждому на виски ароматную сандаловую пасту. Затем Он раздал веники и метлы и отправился вместе с ними к храму Гундичи.

Началась уборка храма. Первым делом все кругом тщательно вымели, Господь начал мыть стены и потолок. Он делал это так усердно, что скоро стены и потолок стали влажными, запахло сырой глиной, но все сияло чистотой. Затем Господь поднял симхасану, сидение для Божества, и тщательно вымыл под ней и ее саму, а потом поставил на прежнее место. С такой же тщательностью Господь Гауранга вместе со Своими друзьями убрали все помещения в храме. Скоро была подметена и вымыта комната для хранения продуктов, после чего преданные перешли во двор и принялись подметать. Они расчистили все пространство между храмом и маленькой площадкой, где обычно происходили собрания. Преданных были сотни, и все они очень старались. В сотнях рук мелькали метелки и веники, сотни голосов на все лады славили Кришну.

Господь Чайтанья руководил этой уборкой, объясняя каждому, что и как нужно делать. Он пребывал в самом радостном состоянии духа и непрерывно пел святое имя Кришны, а преданные вторили Ему. Золотистое тело Господа покрылось пылью, и от этого Он казался еще прекраснее. Из глаз текли слезы радости — Господь омывал храм водой и Своими слезами. Солому, грязь и мусор — все до последней песчинки — Он собирал в Свою одежду и выносил из храма, и преданные следовали Его примеру. Они тоже собирали мусор в свои одежды и выносили за пределы храма. Вскоре на задворках образовалась большая мусорная куча. Господь Чайтанья, увидев ее, похвалил:

— Эта груда мусора говорит о том, как отменно вы потрудились и вычистили храм!

Но Господь не сказал о том, что собранная Им куча мусора и грязи была куда больше! Он с удовлетворением отметил про Себя, что храм, двор и все помещения, где собираются преданные, были чистыми, и велел вайшнавам вновь вернуться в храм и вымыть его во второй раз. Точно так же Он попросил вторично вычистить двор и все прилегающие к храму помещения. Господь Чайтанья Махапрабху испытывал величайшее счастье, видя, как усердно трудятся вайшнавы.

Когда храм был убран во второй раз, преданные стали носить сотни кувшинов, полных воды, и ждали лишь знака от Господа, чтобы начать все поливать и брызгать водой. Тогда Господь попросил, чтобы Ему тоже принесли кувшин воды, и принялся за дело. Сначала Он омыл водой главное помещение: стены, потолок, пол и скамьи для почетных гостей, пока не дошел, наконец, до симхасаны Господа Джаганнатхи. Гауранга все делал Сам, преданные только носили Ему воду. Воды требовалось так много, что все были заняты делом. В суматохе уборки кто-то незаметно лил воду на руки Шри Чайтанье, другие тоже, стараясь остаться незамеченными, лили воду Ему на лотосные стопы. Когда вода эта стекала с Его лотосных рук или стоп, ее тут же кто-нибудь украдкой собирал и выпивал. Стоило кому-нибудь попросить поделиться милостью, тут же счастливец отдавал все, что у него оставалось в ладонях.

Воды было так много, что она рекой вытекала через главный выход, бурля и пенясь, словно Ганга. Двор храма был в больших лужах, к берегу озера невозможно было спуститься — сотни человек наполняли там водой кувшины. Однако это не мешало остальным черпать воду из колодца. Сотни преданных приносили воду и сотни уходили на их место к озеру или колодцу с пустыми кувшинами, чтобы снова их наполнить. Этим заняты были все кроме Нитьянанды Прабху, Адвайты Ачарьи, Сварупы Дамодары, Брахмананды Бхарати и Брахмананды Пури. В веселой сумятице преданные иногда сталкивались между собой и проливали воду, но никто не сердился. Повсюду слышались святые имена Кришны и Хари. Один просил другого поскорее принести воды, просто повторяя «Кришна! Кришна!». А другой уже нес ему кувшин, тоже отвечая «Кришна! Кришна!». Если нужно было о чем-то попросить, достаточно было произнести святое имя, которое стало способом общения и выражения желаний.

Господь Чайтанья непрерывно воспевал святое имя Кришны. Движимый любовью к Богу, Он трудился за сотни человек, казалось, у Него сто рук! Вместе с тем Господь замечал, кто и как работает для Кришны. Он подходил к каждому и подсказывал, что нужно делать или хвалил за усердие и сноровку. Но если Господь Чайтанья видел, что кто-то хочет улизнуть от работы, выполняя поручения без особой любви и старания, Он тут же с насмешкой выговаривал лентяю:

— Ты замечательно работаешь! Пожалуйста, научи и нас так славно трудиться для Кришны!

И преданные тут же начинали трудиться с еще большим усердием. Наконец весь храм был вымыт. Собственными одеждами Шри Чайтанья вытер все комнаты и до блеска натер трон Господа. Вокруг стало чисто и прохладно, и преданные вдруг почувствовали, что умы их сделались такими же чистыми, как вымытые комнаты. В храме воцарились умиротворение и покой, словно проявился чистый ум Самого Господа.

Когда все было закончено, один бенгальский вайшнав, весьма разумный и вместе с тем бесхитростный и простой человек, подошел к Господу и полил воду Ему на лотосные стопы. В мгновение ока он собрал эту воду и выпил. Происшествие это смутило Шри Чайтанью. Хотя в душе Он был удовлетворен, на лице Его отразился гнев. Обернувшись к Сварупе Дамодаре, Он сказал:

— Ты только посмотри, как ведет себя этот бенгальский пришелец! Мало того, что он вымыл Мне стопы в храме Верховной Личности Господа, так он еще и выпил эту воду! Я не знаю теперь, что делать, потому что он нанес оскорбление Богу. Твои бенгальские вайшнавы совершенно сбили Меня с толку!

Хотя Господь Чайтанья ценил чистую преданность бенгальского вайшнава, Он хотел, чтобы все строго придерживались этикета. Нельзя принимать поклонение в храме Господа, перед божеством. Даже ученики не должны оказывать почтения своему духовному учителю в присутствии Господа. Хотя Шри Чайтанья был Самим Верховным Господом, Он играл роль преданного. Он выразил недовольство, потому что был великим ачарьей и учил людей Своим примером.

Сварупа Дамодара схватил за шею несчастного вайшнава и легким толчком выдворил его из Гундича Пури. Но вернувшись, Сварупа Дамодара попросил Господа простить этого невинного человека, и Шри Чайтанья сразу же согласился это сделать.

Придирчивым взором Он снова окинул храм и, казалось, задумал что-то еще. Затем сел на пол посредине и попросил всех преданных сесть рядами по обе стороны от Него. Когда все разместились, Он принялся собирать вокруг Себя соринки и пыль. Преданные последовали Его примеру.

— Я посмотрю, сколько вы соберете мусора. Те, у кого будет меньше всех, заплатят своими сладким печеньем и рисом! — предупредил Он.

Итак, все помещения храма Гундичи были вымыты, здесь стало прохладно и чисто, двор и дорожки подметены, а главные ворота сияли на солнце. Остатки воды, что по коридорам собирали во двор, были подобны рекам, стремительно бегущим к океану. За воротами храма все дорожки тоже были идеально чистыми, хотя никто толком не мог сказать, как это случилось.

Преданные мыли храм во исполнение воли Господа, но в действительности каждым своим движением они очищали свое сердце. Прежде чем Верховный Господь воцарится на троне сердца, это сердце нужно очистить от материальных желаний так же старательно, как Шри Чайтанья Махапрабху мыл храм Гундичи.

В Кали-югу сердце каждого черно от грязи грехов и порочных желаний, и чтобы смыть ее, Господь Чайтанья дал людям Харе Кришна мантру. Желая очиститься, человек должен петь святое имя и слушать о славе Господа Кришны. Это не трудно делать, потому что Кришна Сам помогает нам. И если мы будем искренни и старательны, наше сердце станет спокойным и ясным, словно храм Гундичи.

Господь Чайтанья вымыл храм дважды, и это значит, что вайшнавы без устали очищают свой путь преданного служения от грехов и ошибок. Храм должен стать чистым, как мрамор. Мрамор дает прохладу в жаркий день, таким же чистым и холодным к материальным соблазнам становится наше сердце. Мы уже не горим в огне бесконечных тревог и желаний, только служение Господу целиком владеет нами. Нужно собрать весь мусор в сердце и выкинуть вон, как это делал Господь Чайтанья в храме Гундичи.

Неподалеку стоял храм Нарасимхадева. Господь Чайтанья так же убрал его и вымыл. Он очень много трудился в тот день, но позволил Себе отдохнуть лишь несколько минут. Когда везде уже было чисто, Шри Чайтанья начал танцевать, и преданные окружили Его, воспевая святые имена. В танце Господь Чайтанья напоминал обезумевшего льва. Голос Его поднимался до самого неба, тело покрылось испариной, а слезы текли могучим потоком, до пят омывая Шри Чайтанью и всех собравшихся. Казалось, наступил месяц шравана. Небо наполнилось воспеванием святых имен Господа, а земля содрогалась от танца Шри Чайтаньи Махапрабху. Господь очень любил звонкое и мелодичное пение Сварупы Дамодары, и когда Сварупа запел, Он стал танцевать с еще большей силой. Он готов был вот-вот унестись в небо, и только чудом оставался на земле. Господь пел и танцевал очень долго, а потом остановился и немного успокоился, приказав танцевать сыну Адвайты Ачарьи, Шри Гопалу. Юноша радостно закружился в танце. Любовь к Богу делала его прекрасным, как обитатели царства Вайкунтхи. Трансцендентный экстаз рос в нем с каждой минутой, пока наконец Гопал без чувств не упал на землю. Шри Адвайта Ачарья подбежал к сыну и поднял его на руки. Вместе с остальными он стал повторять святые имена Господа Нрисимхадева и брызгать водой в лицо. Но безуспешно — Шри Гопал оставался бездыханным. Адвайта встревожился. Преданные пели так громко, что казалось, Вселенная содрогается от этих звуков, но Шри Гопал по-прежнему лежал неподвижно у отца на коленях, не открывая глаз. Не выдержав, Адвайта Ачарья заплакал, вместе с ним заплакали другие. Похоже, это была смерть.

Но тут к Адвайте Ачарье подошел Господь Чайтанья. Он положил Свои лотосные руки мальчику на грудь и громко сказал:

— Гопал, вставай!

Как только Господь произнес эти слова, юноша тут же поднялся. К преданным вернулась радость, они стали танцевать и петь с новой силой. Трансцендентные игры Господа дарили восторг и наслаждение.

После киртаны Шри Чайтанья немного отдохнул и вместе со всеми пошел к озеру принять омовение. Там Он переоделся в чистые одежды и поклонился храму Нарасимхадева. Неподалеку был разбит прекрасный сад, где все благоухало, и Господь Чайтанья вместе с остальными преданными направился туда. Теперь они могли поесть — их ждал чудесный прасад.

Кругом все цвело. Легкий ветерок играл ветками деревьев и далеко вокруг разносил душистый аромат. В теплом воздухе стояло жужжанье пчел, пели птицы, большие пестрые бабочки были нежны и доверчивы. Это было лучшее место для отдыха. Преданные сидели или лежали на траве, расслабившись после уборки храма и жаркой киртаны, настроение у всех было блаженное. Вскоре в саду появился Ванинатха Рай, он с трудом тащил тяжелые корзины с маха-прасадом. Вслед за ним шли Каши Мишра и Туласи, управляющий храмом Джаганнатхи. Вместе они принесли столько прасада, что его хватило бы на пятьсот человек!

Господь Чайтанья с удовлетворением взирал на горы острого и сладкого риса и халавы, различные блюда из овощей, печенья и молочные сладости. Преданные расселись на деревянных скамейках, которые для этой цели принесли в сад. Рядом с Господом Чайтаньей сидели Парамананда Пури, Брахмананда Пури, Шри Адвайта Ачарья и другие близкие спутники. Остальные расположились рядами напротив друг друга и ждали прасада.

Господь Чайтанья позвал и Харидаса, Он хотел, чтобы Харидас хоть раз поел вместе с преданными. Но оставаясь на почтительном расстоянии от Господа, Харидас попросил:

— Позавтракай со Своими чистыми преданными! Я не должен сидеть с вами рядом. Лучше я подожду в сторонке, пока не закончится завтрак, а потом Говинда принесет мне немного прасада.

Шри Чайтанья не стал возражать, понимая настроение Харидаса. Он ничего не ответил, вернулся и принялся за еду.

Сварупа Дамодара Госвами, Гопинатха Ачарья, Ванинатха Рай и другие вайшнавы ходили по рядам и раздавали прасад. Блюда были великолепными, преданные без устали прославляли их чудесный вкус, аромат и вид. В перерывах между блюдами они пели святые имена Господа.

Эта прекрасная картина напоминала завтрак Господа Шри Кришны в кругу Своих друзей в лесу Вриндавана. Шри Чайтанья думал об этом, вспоминая игры Господа, и в Его сердце пробуждалось экстатическое волнение. Однако Он справился с Собой.

Всеведущая Личность Бога, Шри Чайтанья хорошо знал вкусы Своих преданных и потому попросил Сварупу Дамодару раздавать прасад так, чтобы каждый получал любимое блюдо. Господь с удовольствием наблюдал, как преданные наслаждаются прасадом. Когда же Сварупа спросил, что принести Ему Самому, Шри Чайтанья ответил:

— Положите Мне только овощи. А сладкий рис, печенье и другие сладости раздайте!

Джагадананда тоже раздавал прасад. Он все ходил кругами около Господа и, улучив благоприятный момент, ловко клал на тарелку самые лучшие сладости. Шри Чайтанья делал вид, что сердится, но в душе Ему нравилось обнаруживать на тарелке новые лакомства. Близким преданным иногда силой и хитростью приходилось кормить Господа сладостями.

Шри Чайтанья некоторое время смотрел на тарелку, как бы раздумывая, есть Ему или нет. Однако Джагадананда не отходил от Господа, и Ему не оставалось ничего другого как начать есть, потому что Он знал, что иначе Джагадананда весь день будет поститься. В это время Сварупа Дамодара принес несколько очень вкусных конфет и положил их перед Господом Чайтаньей:

— Попробуй немного. Посмотри, какой замечательный маха-прасад предлагают Господу Джаганнатхе!

Господь послушался и Сварупу Дамодару и с удовольствием принялся за конфеты. Джагадананда и Сварупа тем временем подкладывали на тарелку новые сладости. Они делали это с такой любовью, что Шри Чайтанья просто не в силах был отказать им. Сарвабхаума Бхаттачарья, что сидел слева от Него, улыбался маленьким хитростям Джагадананды и Сварупы, не замечая, как Господь Чайтанья всякий раз подкладывает ему самые лучшие лакомства. Тут к ним подошел Гопинатха, желая накормить своего родственника вкусным прасадом.

— Раньше Сарвабхаума Бхаттачарья, великий ученый, совсем по-другому относился к прасаду! Но стоило ему встретиться с Махапрабху, как все изменилось. Посмотрите на него! Сейчас он просто утопает в блаженстве! — шутил и смеялся Гопинатха.

Прежде Сарвабхаума не ценил прасада, милости Господа, и не сознавал, что Бог — личность, а не безмолвное сияние. Он строго соблюдал дистанцию с людьми низших каст и предавался сухому философствованию, как и все майявади.

— Да, — согласился Сарвабхаума Бхаттачарья, — раньше я был обыкновенным сумасшедшим ученым, но теперь по милости Господа Чайтаньи обрел все богатство преданного служения Кришне. Кто еще так милостив? Кто кроме Него может превратить петуха в могучего Гаруду? Раньше я водил дружбу с такими же унылыми шакалами, каким был сам. Мы ломали себе зубы, без конца пережевывая свои сухие рассуждения о «Веданте». Не зная истины и встречаясь с одними шакалами, я мог только лаять. Все мои речи были подобны тявканью пса. Но сейчас теми же устами я повторяю сладчайшие святые имена Кришны и Хари. Общаясь с майявади, каким был сам, я тонул в болоте скуки. Зато теперь, среди преданных, я плаваю в океане блаженства!

Господь Чайтанья улыбался.

— В прошлой жизни ты был преданным, — сказал Он. — Твоя любовь к Кришне столь велика, что рядом с тобой мы тоже начинаем любить Всевышнего!

Во всех трех мирах не отыскать никого, кто так же вдохновенно прославлял бы Своих преданных, как это делал Господь Чайтанья. Он взял в руки немного маха-прасада и Сам стал раздавать его. Преданные по одному подходили к Господу и получали из Его рук печенье или сладкий рис.

В это время между Адвайтой Ачарьей и Нитьянандой Прабху, как это уже не раз бывало, завязался спор. Им случилось сесть рядом, и они стали шутливо препираться между собой. Когда Сварупа Дамодара, Джагадананда и другие начали раздавать прасад, Шри Адвайта выразил недовольство таким соседством и с напускной важностью сказал:

— Горе мне! Я сел рядом с безвестным нищим, и раз я ем с ним, мне не избежать страданий! Я не санньяси и не могу, как Шри Чайтанья Махапрабху, принимать прасад в любом доме. Я не должен обедать с кем попало! Откуда мне знать, кто это? — заключил наконец Адвайта, показывая пальцем на Нитьянанду. — Из какой семьи? Что у Него за характер? Что за поведение? Сплошные загадки! Нет, так нельзя!

Нитьянанда тоже выглядел очень серьезным, хотя глаза Его смеялись.

— Я и раньше догадывался, а теперь убедился, что ты настоящий майявади. Ты не веришь в Кришну! Все твои рассуждения — лишь вязкое болото. Стоит зазеваться, и оно уже засосало. Ты не узнаешь радости общения с Кришной. Что ж, наслаждайся светом! Брр-р! И Я сижу рядом с тобой и принимаю прасад! Что теперь будет со Мною? Как бы Мне не оскверниться таким соседством!

Со стороны могло бы показаться, что Адвайта Ачарья и Нитьянанда Прабху ссорятся, но на самом деле они прославляли друг друга.

Тем временем Чайтанья Махапрабху созвал всех преданных и, словно разбрызгивая нектар, стал раздавать маха-прасад. Но Адвайта с Нитьянандой ничего не замечали вокруг, их притворная борьба с каждой минутой становилась все более очаровательной.

Завтрак закончился. Вайшнавы поднялись и начали воспевать святое имя Хари. В тот же миг сад и вся Вселенная огласились звуками киртаны. Шри Чайтанья Махапрабху надевал цветочные гирлянды на близких преданных и цветком наносил на виски сандаловую пасту. Теперь могли поесть и те, кто раздавал прасад. Говинда заботливо собрал остатки с тарелки Господа Чайтаньи для Харидаса Тхакура. Но его окружили преданные, протягивая руки в ожидании милости. Тогда Говинда отложил для Харидаса, а остальное раздал, оставив себе последний кусочек.

 

 

«Гундича-марджанам»

Очищение храма Гундичи

Июля 1970, Сан Франциско

Лекция за день до Ратха-ятры

Фрагмент

 

Наш ачарья, Рупа Госвами говорит:

анасактасйа вишайан йатхартха упайунджитах

нирбандха кришна-самбандхе йуктам ваирагйам учйате

Вы не должны быть привязаны к собственности Кришны. Карми привязаны к собственности Кришны. Они пытаются воровать, незаконным образом наслаждаться собственностью Кришны. Это карми. И гьяни, так называемые гьяни, из-за невежества пытаются отречься от собственности Кришны. Гьяни, они очень горды тем, что обладают большими познаниями и отречением, но если кто-то спросит: ”Сэр, от чего вы отреклись?” “От этого мира”. “Хорошо. Когда этот мир стал вашей собственностью, что вы отреклись от него? Когда этот мир стал вашей собственностью?” Вы отрекаетесь от чего-то, чем вы не обладаете, но если вы чем-то не обладаете, то какой смысл в вашем отречении? Вы пришли сюда с пустыми руками, вы поживете здесь некоторое время и уйдете. Итак, с самого начала вы не владели ничем и когда вы уходите, вы ничем не владеете. Тогда в чем смысл вашего отречения? Это недостаток. Итак, мы не отрекаемся. Мы думаем, мы видим, что всё нам дал Кришна. Даже мое тело, оно также принадлежит Кришне. Мой ум, он также принадлежит Кришне. Мои мысли, моя речь, всё, что я создаю, всё принадлежит Кришне. Это философия Кришны, это факт.

Джаганатха Ратха-ятра - часть движения сознания Кришны, потому что Господь Чаитанья распространяет это движение сознания Кришны в течение 500 лет. Конечно, сознание Кришны не что-то новое. Из «Бхагавад-гиты» мы можем узнать, что ему 5 тысяч лет, из «Бхагавад-гиты» мы можем также узнать, что ему 5 миллионов лет. Но в современный век это движение сознания Кришны, движение Харе Кришны, было начато Господом Чаитаньей и эта Ратха-ятра - часть этого движения. Поэтому мы ввели этот фестиваль Ратха-ятры в наше общество. И юноши и девушки, они очень хорошо принимают это, и это будет продолжаться. И Господь Чаитанйа играл роль Радхарани, подражая тому моменту в её жизни, когда Она попросила Кришну прийти во Вриндаван.

До того как началась Ратха-ятра, Господь Чайтанья думал: “Я забираю Кришну во Вриндаван”. Это было для Него величайшей радостью. Я забираю Кришну во Вриндаван”. И этот праздник проводится каждый год, и Кришна, Джаганатха, едет в Гундичу. И сегодня день Гундича-марджана. И Господь Чайтанья лично мыл весь храм вместе со Своими спутниками. В то время не было шлангов, обычно люди носили воду в больших, больших горшках. И когда ГосподьЧайтанья захотел вымыть храм Гундичи, царь Джаганатха Пури, Махарадж Пратапарудра… Он был великим преданным Господа Чайтаньи. И он дал прямое указание своим поверенным, что когда бы Господь Чайтанья ни попросил что-либо, это должно быть немедленно дано Ему. Итак, в течение этого времени, примерно...

В те дни, 500 лет назад не было железных дорог. И люди обычно ходили пешком, особенно из Бенгалии. И поскольку Он находился в Ориссе, там было много орисских Гаудия. Последователями Господа Чайтаньи были в действительности преданные из Бенгалии и Ориссы. В основном они. Потому что Господь Чайтанья появился и жил в Бенгалии, Своей резиденцией Он сделал Ориссу. Естественно, большое число преданных этих двух провинций стали Его преданными. И всё равно, в Ориссе есть много преданных, точно также как они есть и Бенгалии. И Чайтанья Махапрабху получал поддержку.

Махарадж Пратапарудра был очень могущественным царем. Он не позволял мусульманам входить в Ориссу. Он был настолько могущественен. В то время вся Индия была оккупирована патханами, но они не могли войти в Ориссу и Южную Индию. И в то время он был преданным Господа Чайтаньи. И он дал прямое указание: «Когда бы и что бы ни попросил Чайтанья Махапрабху, это должно быть дано Ему». И в этот день Чайтанья Махапрабху обычно мыл этот Гундича-мандир вместе со Своими последователями. И им был дано указание, чтобы они принесли воду из ближайшего водоема. Там есть один водоем. Если вы когда-то приедете в Джаганатха Пури, вы увидите это место. И из этого водоема они носили сотни горшков с водой. Сначала они подметали. И Он хотел видеть всех преданных: ”Сколько ты собрал грязи?” Махапрабху лично смотрел. Дай Мне посмотреть, сколько грязи ты собрал, подметая пол...” (перерыв записи) Тогда Я смогу понять, что ты тяжело трудился”. И после этого, это очень тщательно делалось дважды. Прежде всего, метут один раз, другой раз. Не должно было оставаться даже маленького зернышка. Таково было Его указание.

Воспевайте! Воспевайте! В этой комнате нет возможности танцевать. И в день Ратха-ятры, у нас будет хорошая возможность танцевать. Джая! Харибол!

 

Шри Гундича-марджана-лила

Шрипад Бхактиведанта Ван Махарадж

Берлин, 6 июня 2014 г.



 

Шри Чайтанья Махапрабху, а также Сварупа Дамодара и Адвайта Ачарья - те, кто были очень близки Господу, мыли храм Гундича. Тогда один мальчик взял воду и полил ею на стопы Шримана Махапрабху. Некоторые это делали незаметно и затем принимали чаранамриту. Но большинство всем показывают: «Вот, смотрите, как я служу своему гуру». Это на самом деле проявление пратиштхи, желания славы и почестей. Но преданные, которые тогда принимали воду, омывшую стопы Господа, скрывали это.

Тот мальчик подошел и перед всеми омыл стопы Махапрабху и выпил эту воду. Господь Чайтанья заметил это и очень разозлился. Он сказал: «Посмотри, это место Господа Джаганнатхи, а ты здесь омываешь Мои стопы?! Возможно Я пойду в ад из-за этого!» Тогда Сварупа Дамодара дал ему легкую пощечину и выгнал из храма.

Когда этот мальчик вышел, все сказали: «На самом деле ты очень хорошо поступил, так как Шри Чайтанья Махапрабху неотличен от Джаганнатхи». Почему Махапрабху разозлился? Потому что в эту Кали-югу очень сложно найти истинного гуру. Некоторые играют эту роль: «О, ученики, приходите, служите моим лотосным стопам и пейте воду, которой их омывали!» Особенно если вы отправитесь в Бенгалию, там это часто происходит.

Но если гуру на самом деле возвышенный, то какой результат придет? А если у них нет веры, то что случится? Будьте очень осторожны. Если гуру истинный, но его критикуют и говорят: «Он на самом деле не такой уж возвышенный, зачем вы омываете его стопы?» Нужно быть очень осторожными. Настоящий гуру никогда не даст шанса, чтобы другие совершали оскорбления. Есть истинный и не истинный гуру. Совершенный гуру никогда не хочет, чтобы в публичном месте все поклонялись его стопам. Он не желает этого.

Господь Шри Чайтанья Махапрабху проявил это, показав, как тот мальчик омыл Его стопы. Эту же лилу объяснил Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада. Неквалифицированные личности начнут критиковать. В Кали-югу что все хотят делать? Подражать, имитировать. И куда они пойдут? В ад. Нужно быть крайне осторожными. Это очень важно.

Шрила Бхактисиддханта Прабхупада объяснил это в одной статье. Иногда уттама-маха-бхагаваты разрешают омывать свои стопы. Это другая вещь. Если вы не на таком уровне, тогда придут проблемы. Нужно быть очень осторожными. Не показывать: «О, как я люблю своего Гурудева!» Принимаете чаринамриту с его стоп, а через несколько дней все оставляете. Если вы квалифицированны, тогда вы можете поклоняться стопам своего гуру. Мой духовный учитель Шрила Вамана Госвами Махарадж в последние несколько лет никому не разрешал дотрагиваться до его стоп. Кто-нибудь из присутствующих видел Шрилу Ваману Госвами Махараджа? Никто не видел. Последние несколько лет он не разрешал притрагиваться к его лотосным стопам. Только санньяси могли это делать. Что и говорить об омовении стоп. Если у вас нет веры, то какой результат придет? Бхакти очень сокровенна.

Вначале зафиксируйте свой ум и потом сможете поклоняться лотосным стопам гуру. Гуру-пуджа – это не детские игры. Я всегда говорю об этом. Если у вас есть сильная вера, тогда делайте. Но если нет, то когда гуру слегка поругает вас, вы оставляете его. Вы убежите. Это означает, что у вас нет и не было никогда идеальной веры.

 Если вы отправитесь на рынок и вам нужно купить горшок, как вы это сделаете? Вы когда-нибудь покупали глиняные горшки? Нужно проверить, как горшок звучит. Вы берете палочку и бьете по его бокам, слушая, хороший звук или нет. Если у горшка какие-то изъяны, то звук будет нечистым, а если он хорошо сделан, то звук будет совсем другим. Поняли? Вы платите всего лишь пять рупий, но проверка необходима. Таким же образом гуру все время проверяет своего ученика, есть ли у него вера? Сегодня вы кланяетесь ему, а на следующий день вы берете его стопы и опрокидываете. Это говорит о том, что нет и не было никакой веры. Вначале зафиксируйте свой ум. Таков процесс. Служите гуру и вайшнавам, но внешне не показывайте: «О, Гурудев, сколько у меня любви к тебе!» Ништха в гуру должна быть внути, в сердце.

Я видел множество тех, кто принимали дикшу у Гурудева и затем оставляли его. Ходят тут и там, даже некоторые санньяси. Это не истинная гуру-пуджа. Я всегда говорю: «В какую бы ситуацию вы ни попали, никогда не оставляйте своего гуру и никогда не оставляйте харинаму». Это самое первое, что вы должны понять. Гуру-пуджа – это не дешевая вещь.

Махапрабху отругал того Гаудия-мальчика, а Сварупа Дамодара дал ему пощечину. Но все сказали: «Ты хорошо поступил, потому что Махапрабху это Сам Бхагаван. Ты должен принимать чаранамриту, но не показывать это другим». Это очень важно. Если ты демонстрируешь перед гуру и другими людьми: «О, я принимаю воду со стоп Гурудева!», - это на самом деле один из видов пратиштхи, то есть желание славы и почестей. В «Манах-шикше» сказано: «Если в сердце находится желание славы и почёта, то как в нем проявится шуддха-бхакти?» Вначале оставьте свою пратиштху, которая подобна нечистой женщине-собакоедке. Махапрабху учит нас этому. Сварупа Дамодара и другие преданные были очень счастливы принять Его чаранамриту, но не показывая этого другим. Служение должно быть сокровенным.

Шри Чайтанья Махапрабху вновь и вновь мыл весь храм. Он взял ткань и везде проходил по два-три раза. Если где-то оставалась какая-то полосочка пыли, Махапрабху брал Свою уттарию и вымывал это место начисто. Это означает, что в нашем сердце скрываются всевозможные потаенные желания, вы не можете их видеть. Например жажда освобождения, слияния с безличным Брахманом. Если в вашем сердце хоть и в небольшой мере присутствует это желание, то вы не сможете достичь Голоки Вриндавана. Махапрабху учил таким образом и все очищал.

В итоге храм засиял, стал таким чистым, как кристалл. Махапрабху был очень счастлив. Так же и наше сердце подобно храму. Но в нем еще находится много анартх: сварупа - бхрама, хридайа - дурбалья, асат - тришна и апарадха. Бхактивинода Тхакур в «Бхаджане-рахасье» очень подробно объясняет эти темы. Еще существуют душкрити - уттха, сукрити - уттха, бхакти - уттха и апарадха - уттха анартхи. Душкрити - уттха означает, что прошлой жизни вы грешили, а в этой вы страдаете от различных болезней. Сукрити - уттха - анартхи – в предыдущих жизнях вы совершали благочестивую деятельность, пунья - карму, и поэтому пришло много багатства, что тоже мешает на пути садх


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.097 с.