М1.В.01.04 Консультирование по проблемам зависимости — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

М1.В.01.04 Консультирование по проблемам зависимости

2022-12-20 34
М1.В.01.04 Консультирование по проблемам зависимости 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

в образовательной среде

 

Направление подготовки: 44.04.02 Психолого-педагогическое образование

Направленность (магистерская программа): Социальная психология в образовании

 

Квалификация выпускника: магистр

 

Форма обучения: очная, заочная

 

 

Пенза, 2019 г.

Составитель: ___________________ Л.Н. Разуваева, к.п.н., доцент

                                  (подпись)

 

 

Экспертная группа членов методической комиссии факультета педагогики, психологии и социальных наук в составе:

1. Лавреновой Т.И., к.ф.н., доцента, заведующего кафедрой «Теория и практика социальной работы»;

1. Медведевой И.А., к.пcх.н., доцента, заведующего кафедрой «Прикладная психология»;

2. Памфиловой С.А., к.пcх.н., доцента, заместителя декана ФППиСН.

 

 

провела экспертизу фонда оценочных средств по дисциплине «Консультирование по проблемам зависимости в образовательной среде»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: ФОС соответствует

– целям и задачам освоения дисциплины;

– формам текущего контроля и промежуточной аттестации, определенным рабочей программой дисциплины и учебным планом;

– основной профессиональной образовательной программе;

– требованиям ФГОСВО.

Экспертное заключение утверждено на заседании методической комиссии,

протокол № ___ от «___» _____________ 2019 г.

 

 

Председатель методической комиссии ________________ /Н.Н. Осипова/

(подпись)


ПАСПОРТ

Фонда оценочных средств

по дисциплине М1.В.01.04 «Консультирование по проблемам зависимости в образовательной среде»

 

1.Результаты обучения по дисциплине:

Код Наименование компетенции Индикатор достижения компетенции В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Другая дисциплина, участвующая в формировании компетенции

УК-1

Способен осу­ществлять крити­ческий анализ проблемных си­туаций на основе системного под­хода, вырабаты­вать стратегию действий

УК-1.1. Анализи­рует проблемную ситуацию как си­стему, выявляя её составляющие и связи между ними

Знать методологию и ме­тоды системного под­хода в психологической науке и практике

Методология и ме­тоды научных ис­следований;

Актуальные про­блемы теории и практики совре­менной психоло­гии;

Системная психо­физиология

Уметь анализировать проблемную ситуацию на основе системного подхода, учитывая все составляющие и систем­ные связи
Владеть навыками кри­тического мышления в процессе анализа про­блемных ситуаций; навыками стратегиче­ского подхода к реше­нию проблем

УК-1.2. Определяет пробелы в информа­ции, необходимой для решения про­блемной ситуации, и проектирует про­цессы по их устране­нию

Уметь находить пробелы в информации, необхо­димой для решения про­блемной ситуации для выработки стратегии ре­шения проблем

Актуальные про­блемы теории и практики совре­менной психоло­гии;

Консультативная деятельность педа­гога-психолога

Владеть навыками про­ектирования и организа­ции в процессе решения проблемных ситуаций

УК-1.3. Критически оценивает надеж­ность источников информации, рабо­тает с противоречи­вой информацией из разных источников

Знать критерии надежно­сти/ненадежности источ­ников информации, каса­ющихся профессиональ­ной деятельности

Методология и ме­тоды научных ис­следований;

Психологическое сопровождение субъектов образо­вания;

Психологические аспекты професси­онального разви­тия

Уметь выявлять надеж­ные источники информа­ции, критически оцени­вать противоречия в ин­формации из разных ис­точников
Владеть навыками само­стоятельного критиче­ского мышления в про­цессе анализа и разреше­ния проблемных ситуа­ций

УК-1.4. Разрабаты­вает и содержа­тельно аргументи­рует стратегию ре­шения проблемной ситуации на основе системного и меж­дисциплинарного подходов

Уметь содержательно ар­гументировать страте­гию решения проблем­ной ситуации на основе системного и междисци­плинарного подходов

Методология и ме­тоды научных ис­следований;

Консультативная деятельность педа­гога-психолога;

Системная психо­физиология

Владеть технологией и методами разработки си­стемной стратегии реше­ния проблемной ситуа­ции

УК-1.5. Строит сце­нарии реализации стратегии, опреде­ляя возможные риски и предлагая пути их устранения

Уметь определять воз­можные тактические и стратегические риски и пути их устранения

Консультативная деятельность педа­гога-психолога;

Психологическое сопровождение субъектов образо­вания;

Психология управ­ления персоналом в образовательном учреждении

Владеть технологией по­строения сценариев реа­лизации различных стра­тегий; навыками ответ­ственного поведения

ПК-3

Способен проек­тировать и обес­печивать реали­зацию программ профилактиче­ской и коррекци­онно-развиваю­щей работы с обучающимися

ПК-3.1. Демонстри­рует знания по во­просам профилакти­ческой и коррекци­онно-развивающей работы с обучающи­мися Знать современные тех­нологии и методы психо­лого-педагогической профилактики, психоло­гические приемы коррек­ционно-развивающей ра­боты с обучающимися, нуждающимися в психо­логической помощи

Формирование психологически комфортной и без­опасной образова­тельной среды;

Консультативная деятельность педа­гога-психолога;

Развитие и пси­хокоррекция лич­ности;

Учебная практика(технологическая);

Производственная практика (про­ектно-технологи­ческая)

ПК-3.2. Реализует программы профи­лактической работы с обучающимися с целью формирова­ния психологически комфортной и без­опасной образова­тельной среды Владеть навыками разра­ботки, экспертизы и реа­лизации программ про­филактической работы с обучающимися в контек­сте формирования психо­логически комфортной и безопасной образова­тельной среды с целью сохранения психологи­ческого здоровья субъек­тов образования

ПК-3.3. Проводит консультации с участниками обра­зовательного про­цесса в ходе реали­зации программ про­филактической и коррекционно-раз­вивающей работы с обучающимися

Уметь профессионально взаимодействовать со всеми участниками обра­зовательного процесса в ходе реализации про­грамм профилактиче­ской и коррекционно-развивающей работы с обучающимися
Владетьнавыками про­ведения деловых перего­воров в ходе консульта­ций с участниками обра­зовательного процесса при реализации про­грамм профилактиче­ской и коррекционно-развивающей работы с обучающимися

ПК-4

Готов консульти­ровать субъектов образовательного процесса по пси­хологическим проблемам обу­чения и развития различных кон­тингентов обуча­ющихся

ПК-4.1. Демонстри­рует и использует знания закономер­ностей развития и типов проблем обу­чения в процессе психолого-педаго­гического сопро­вождения различ­ных контингентов обучающихся

Знать детерминанты и за­кономерности развития и типов проблем обучения различных категорий обучающихся.

Развитие и пси­хокоррекция лич­ности;

Системная психо­физиология;

Патопсихология личности и откло­няющегося пове­дения;

Психологическое сопровождение субъектов образо­вания

Уметь применять знания закономерностей разви­тия и типов проблем обу­чения в процессе психо­лого-педагогического со­провождения различных категорий обучающихся
ПК-4.2. Различает причины проблем обучения и развития различных контин­гентов обучаю­щихся Уметь дифференциро­вать причины трудно­стей в развитии и обуче­нии различных контин­гентов обучающихся Психосоматиче­ские проблемы субъектов образо­вательного про­цесса: Психологические аспекты професси­онального разви­тия

ПК-4.3. Консульти­рует субъектов об­разовательного про­цесса по психологи­ческим проблемам обучения и развития различных контин­гентов обучаю­щихся

Уметь содержательно из­ложить информацию о психологических про­блемах обучения и разви­тия различных контин­гентов обучающихся

Консультативная деятельность педа­гога-психолога;

Психологическое сопровождение субъектов образо­вания;

Психологическое сопровождение субъектов образо­вания;

Производственная практика (про­ектно-технологи­ческая)

Владеть навыками пси­хологического консуль­тирования в процессе комплексного разреше­ния субъектами образо­вательного процесса пси­хологических проблемам у различных категорий обучающихся

ПК-6

Способен осу­ществлять орга­низационно-ме­тодическую дея­тельность по обеспечению психологиче­ского сопровож­дения процессов обучения, разви­тия, воспитания и социализации де­тей и подростков

ПК-6.1. Демонстри­рует и использует знания теории и практики организа­ционной психоло­гии для психологи­ческого сопровож­дения субъектов об­разования

Знать основы теории и практики организацион­ной психологии, психо­логии труда и педагоги­ческой психологии

Психология управ­ления персоналом в образовательном учреждении;

Формирование психологически комфортной и без­опасной образова­тельной среды;

Психологическое сопровождение субъектов образо­вания

Уметь применять теоре­тические знания об осно­вах организационной психологии, психологии труда и педагогической психологии для психоло­гического сопровожде­ния субъектов образова­ния
ПК-6.2. Проводит организационно-ме­тодическую дея­тельность, направ­ленную на профес­сиональное развитие субъектов образова­тельного процесса Владеть методами и при­емамиорганизационно-методической деятельно­сти, направленной на профессиональное раз­витие субъектов образо­вательного процесса, а также обеспечение их психологического здоро­вья Психология управ­ления персоналом в образовательном учреждении; Развитие и психо-коррекция личнос-ти; Психологические аспекты професси­онального разви­тия

ПК-6.3. Обеспечи­вает психологиче­ское сопровождение процессов обучения, развития, воспита­ния и социализации детей и подростков

Знать основные законо­мерности и детерми­нанты процессов обуче­ния, развития, воспита­ния и социализации де­тей и подростков

Формирование психологически комфортной и без­опасной образова­тельной среды;

Консультативная деятельность педа­гога-психолога;

Психология управ­ления персоналом в образовательном учреждении;

Патопсихология личности и откло­няющегося пове­дения;

Психологическое сопровождение субъектов образо­вания

Уметь выполнять основ­ные направления психо­логического сопровож­дения (профилактика, диагностика, консульти­рование, просвещение) процессов обучения, раз­вития, воспитания и со­циализации детей и под­ростков
Владеть навыками пси­холого-педагогического сопровождения обуче­ния, развития, воспита­ния и социализации де­тей и подростков в обра­зовательных организа­циях общего, профессио­нального и дополнитель­ного образования, сопро­вождения основных и до­полнительных образова­тельных программ

ПК-7

Способен приме­нять эффектив­ные методы и технологии ока­зания адресной психолого-педа­гогической по­мощи обучаю­щимся, в том числе на основе межведомствен­ного взаимодей­ствия

ПК-7.1. Демонстри­рует знание про­блем, требующих оказания адресной психолого-педаго­гической помощи обучающимся Знать многообразие и сущность проблем, тре­бующих оказания адрес­ной психолого-педагоги­ческой помощи обучаю­щимся разных возрастов

Актуальные про­блемы теории и практики совре­менной психоло­гии;

Психосоматиче­ские проблемы субъектов образо­вательного про­цесса;

Консультативная деятельность педа­гога-психолога;

Развитие и пси­хокоррекция лич­ности;

Патопсихология личности и откло­няющегося пове­дения;

Проблемы профес­сионального само­определения;

Психологическое сопровождение субъектов образо­вания;

Учебная практика (технологическая);Производственная практика (педаго­гическая);

Производственная практика (про­ектно-технологи­ческая)

ПК-7.2. Использует эффективные ме­тоды и технологии оказания адресной психолого-педаго­гической помощи обучающимся

Уметь находить и ис­пользовать эффективные технологии и методы оказания адресной пси­холого-педагогической помощи разным катего­риям обучающихся
Владеть конкретными приемами адресной пси­холого-педагогической помощи обучающимся

ПК-7.3. Способен к сотрудничеству с разными ведом­ствами для оказания адресной психо­лого-педагогиче­ской помощи обуча­ющимся

Уметьработать в коллек­тиве, реализовывать стратегию сотрудниче­ства с разными ведом­ствами для оказания ад­ресной психолого-педа­гогической помощи обу­чающимся
Владеть навыками кон­структивного взаимодей­ствия с представителями разных ведомств для ока­зания адресной психо­лого-педагогической по­мощи обучающимсяс учетом требований нор­мативно-правовых актов в сфере образования и индивидуальной ситуа­ции обучения, воспита­ния, развития обучающе­гося

ПК-8

Способен содей­ствовать форми­рованию психо­логической куль­туры субъектов образовательного процесса, повы­шению психоло­гической защи­щенности и про­филактике психо­логического не­благополучия обучающихся

ПК-8.1. Демонстри­рует знание основ психологической культуры личности и способов ее повы­шения

Знать основные характе­ристики и проявления психологической куль­туры личности

Психологическая культура лично­сти;

Формирование психологически комфортной и без­опасной образова­тельной среды;

Психология управ­ления персоналом в образовательном учреждении;

Развитие и пси­хокоррекция лич­ности;

Патопсихология личности и откло­няющегося пове­дения;

Психологические аспекты межэтни­ческого взаимо­действия;

Психологическое сопровождение субъектов образо­вания;

Гендерный подход в психолого-педа­гогической дея­тельности;

Учебная практика (технологическая);

Производственная практика (про­ектно-технологи­ческая)

Уметь способствовать повышению психологи­ческой культуры лично­сти всех субъектов обра­зовательной среды; де­монстрировать взрослым участникам образования профессиональную необ­ходимость проявления психологической куль­туры

ПК-8.2. Использует методы и техноло­гии повышения пси­хологической защи­щенности обучаю­щихся

Знать основные риски и угрозы образовательной среды с точки зрения нарушения психологиче­ской безопасности субъ­екта
Владеть методами и тех­нологиями экспертизы, моделирования и форми­рования образовательной среды, обеспечивающей психологическую защи­щенность обучающихся

ПК-8.3. Демонстри­рует знания, приме­няет методы и при­емы, направленные на профилактику психологического неблагополучия обучающихся

Знать основы профилак­тической деятельности психолога в условиях конкретной образова­тельной среды
Уметь на ранних стадиях выявлять психологиче­ское неблагополучие обучающихсяи опреде­лять методы и приемы, нейтрализующие фак­торы неблагополучия
Владеть методами и приемами психолого-педагогической профи-лактики и социально-психологической реаби-литации психологически травмированных обу-чающихся

2. Программа оценивания контролируемой компетенции:

№ п\п Контролируемые разделы (темы) дисциплины Код контролируемой компетенции/ индикатора Наименование оценочного средства
1. Тема 1. Основы психологического консультирования ПК-4, ПК-6,ПК-7 Собеседование, до­клад
2. Тема 2. Цели и задачи возрастно-психологического консультирования в образовании ПК-3, ПК-4,ПК-8 Собеседование, про­верка практических заданий
3. Тема 3. Подходы к описанию феномена зависимости. Основные виды аддикций УК-1, ПК-4,ПК-6, ПК-7 Собеседование, про­верка практических заданий
4. Тема 4. Зависимость от психоактивных веществ в детской, подростковой и молодежной среде. Виды нехими-ческой зависимости УК-1, ПК-4,ПК-6, ПК-7 Собеседование, про­верка практических заданий,доклад
5. Тема 5. Структура процесса психоло-гического консультирования зависи-мых и созависимых лиц ПК-3, ПК-4,ПК-6, ПК-8 Проверка практиче­ских заданий, рефе­рат
6. Тема 6. Психологическое консульти-рование подростков по проблемам зависимости УК-1, ПК-3,ПК-4, ПК-6,ПК-8 Проверка практиче­ских заданий, кон­трольная работа
7. Тема 7.Психологическое консульти-рование родителей по проблемам зависимости ребенка ПК-3, ПК-4,ПК-7, ПК-8 Проверка практиче­ских заданий
8. Тема 8. Программы профилактики зависимостей в образовательной среде УК-1, ПК-3,ПК-6, ПК-7,ПК-8 Проверка практиче­ских заданий, тест
9. Промежуточная аттестация для студентов очной формы обучения: Зачет с оценкой – 1 семестр Промежуточная аттестация для студентов заочной формы обучения: Зачет с оценкой – 1 семестр УК-1; ПК-3; ПК-4; ПК-6; ПК-7; ПК-8  

 

Приложение 1

УТВЕРЖДЕНЫ

на заседании кафедры «Прикладная психология»

«___» ___________20___ г., протокол № ___

Зав. кафедрой ______________ И.А. Медведева

 

Вопросы и задания для дифференцированного зачета

по дисциплине «Консультирование по проблемам зависимости

в образовательной среде»

(для студентов очной и заочной формы обучения)

Вопросы:

1. Психологическое консультирование, психотерапия, психиатрия.

2. Основные принципы психологического консультирования.

3. Базовые методы и приемы консультативной работы.

4. Специфика возрастно-психологического консультирования.

5. Особенности психологического консультирования в образовании.

6. Формы девиантного и делинквентного поведения детей и подростков. 

7. Понятие аддиктивного поведения и его виды.

8. Основные подходы к природе зависимого поведения.

9. Мотивы употребления наркотических средств детьми и молодежью.

10. Специфика психологического консультирования по проблемам зависимости.

11. Химическая и нехимическая виды зависимости.

12. Факторы риска аддиктивного поведения.

13. Факторы защиты от аддиктивного поведения.

14. Влияние типа семейного воспитания на формирование аддиктивной личности.

15. Психологические особенности лиц с созависимостью.

16. Принципы семейного консультирования по проблемам зависимости.

17. Психологическое консультирование при компьютерной зависимости.

18. Методологические подходы к профилактике аддиктивного поведения.

19. Виды профилактики зависимостей в образовательной среде.

20. Этический кодекс психолога-консультанта.

Задания:

1. Проведите анализ нормативно-правовой базы профилактической работы в образовательной организации.

2. Назовите основные положения Концепции профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде (от 5.09.2011 г.).

3. Охарактеризуйте уровни психопрофилактики зависимостей в образовательной среде: первичная, вторичная и третичная профилактика.

4. Проведите критический анализ основных моделей профилактики аддиктивного поведения в образовательных организациях.

5. Назовите основные принципы экспертизы профилактических программ по превенции зависимостей у детей и подростков.

6. Опишите методы исследования личности обучающихся, имеющих химические и нехимические зависимости.

7. Проведите сравнительный анализ понятий: психологическое консультирование, психотерапия, психокоррекция.

8. Проанализируйте различные подходы в практике психологического консультирования по проблемам зависимости в образовательной среде.

9. Перечислите принципы психологического консультирования по проблемам зависимости в образовательной среде.

10. Дайте характеристику первого этапа консультативной беседы с зависимыми и созависимыми лицами: знакомство с клиентом и начало беседы.

11. Охарактеризуйте второй этап консультативной беседы с зависимыми и созависимыми лицами: расспрос клиента, формирование и проверка консультативных гипотез.

12. Дайте характеристику третьего этапа консультативной беседы с зависимыми и созависимыми лицами: оказание воздействия.

13. Охарактеризуйте четвертый этап консультативной беседы с зависимыми и созависимыми лицами: завершение беседы.

14. Терапевтическая цель первичной консультации направлена на демонстрацию консультантом терапевтической позиции - непосредственного отклика на насущные потребности клиента. Назовите способы достижения этой цели при консультировании клиента по проблемам зависимости.

15. Приведите примеры невербальных способов поддержания консультативного контакта.

16. Назовите приемы психологической вербальной поддержки клиента. Приведите примеры использования технологии активного слушания в консультативной беседе.

17. Опишите приемы и техники консультирования, направленные на выработку у клиента развития способности сказать «нет» в ситуации наркотической провокации.

18. Охарактеризуйте основные принципы и этапы реабилитации (восстановительная терапия, реадаптация, реабилитация).

19. Опишите стратегии взаимодействия образовательной системы с правоохранительными органами в профилактике аддиктивного поведения.

20. Перечислите основные причины недостаточной результативности психологического консультирования по проблемам зависимости в образовательной среде.

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.061 с.