Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Топ:
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Интересное:
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Дисциплины:
2022-12-20 | 34 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
в образовательной среде
Направление подготовки: 44.04.02 Психолого-педагогическое образование
Направленность (магистерская программа): Социальная психология в образовании
Квалификация выпускника: магистр
Форма обучения: очная, заочная
Пенза, 2019 г.
Составитель: ___________________ Л.Н. Разуваева, к.п.н., доцент
(подпись)
Экспертная группа членов методической комиссии факультета педагогики, психологии и социальных наук в составе:
1. Лавреновой Т.И., к.ф.н., доцента, заведующего кафедрой «Теория и практика социальной работы»;
1. Медведевой И.А., к.пcх.н., доцента, заведующего кафедрой «Прикладная психология»;
2. Памфиловой С.А., к.пcх.н., доцента, заместителя декана ФППиСН.
провела экспертизу фонда оценочных средств по дисциплине «Консультирование по проблемам зависимости в образовательной среде»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: ФОС соответствует
– целям и задачам освоения дисциплины;
– формам текущего контроля и промежуточной аттестации, определенным рабочей программой дисциплины и учебным планом;
– основной профессиональной образовательной программе;
– требованиям ФГОСВО.
Экспертное заключение утверждено на заседании методической комиссии,
протокол № ___ от «___» _____________ 2019 г.
Председатель методической комиссии ________________ /Н.Н. Осипова/
(подпись)
ПАСПОРТ
Фонда оценочных средств
по дисциплине М1.В.01.04 «Консультирование по проблемам зависимости в образовательной среде»
1.Результаты обучения по дисциплине:
Код | Наименование компетенции | Индикатор достижения компетенции | В результате освоения дисциплины обучающийся должен: | Другая дисциплина, участвующая в формировании компетенции | |
УК-1
| Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий | УК-1.1. Анализирует проблемную ситуацию как систему, выявляя её составляющие и связи между ними | Знать методологию и методы системного подхода в психологической науке и практике | Методология и методы научных исследований; Актуальные проблемы теории и практики современной психологии; Системная психофизиология | |
Уметь анализировать проблемную ситуацию на основе системного подхода, учитывая все составляющие и системные связи | |||||
Владеть навыками критического мышления в процессе анализа проблемных ситуаций; навыками стратегического подхода к решению проблем | |||||
УК-1.2. Определяет пробелы в информации, необходимой для решения проблемной ситуации, и проектирует процессы по их устранению | Уметь находить пробелы в информации, необходимой для решения проблемной ситуации для выработки стратегии решения проблем | Актуальные проблемы теории и практики современной психологии; Консультативная деятельность педагога-психолога | |||
Владеть навыками проектирования и организации в процессе решения проблемных ситуаций | |||||
УК-1.3. Критически оценивает надежность источников информации, работает с противоречивой информацией из разных источников | Знать критерии надежности/ненадежности источников информации, касающихся профессиональной деятельности | Методология и методы научных исследований; Психологическое сопровождение субъектов образования; Психологические аспекты профессионального развития | |||
Уметь выявлять надежные источники информации, критически оценивать противоречия в информации из разных источников | |||||
Владеть навыками самостоятельного критического мышления в процессе анализа и разрешения проблемных ситуаций | |||||
УК-1.4. Разрабатывает и содержательно аргументирует стратегию решения проблемной ситуации на основе системного и междисциплинарного подходов
| Уметь содержательно аргументировать стратегию решения проблемной ситуации на основе системного и междисциплинарного подходов | Методология и методы научных исследований; Консультативная деятельность педагога-психолога; Системная психофизиология | |||
Владеть технологией и методами разработки системной стратегии решения проблемной ситуации | |||||
УК-1.5. Строит сценарии реализации стратегии, определяя возможные риски и предлагая пути их устранения | Уметь определять возможные тактические и стратегические риски и пути их устранения | Консультативная деятельность педагога-психолога; Психологическое сопровождение субъектов образования; Психология управления персоналом в образовательном учреждении | |||
Владеть технологией построения сценариев реализации различных стратегий; навыками ответственного поведения | |||||
ПК-3 | Способен проектировать и обеспечивать реализацию программ профилактической и коррекционно-развивающей работы с обучающимися | ПК-3.1. Демонстрирует знания по вопросам профилактической и коррекционно-развивающей работы с обучающимися | Знать современные технологии и методы психолого-педагогической профилактики, психологические приемы коррекционно-развивающей работы с обучающимися, нуждающимися в психологической помощи | Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды; Консультативная деятельность педагога-психолога; Развитие и психокоррекция личности; Учебная практика(технологическая); Производственная практика (проектно-технологическая) | |
ПК-3.2. Реализует программы профилактической работы с обучающимися с целью формирования психологически комфортной и безопасной образовательной среды | Владеть навыками разработки, экспертизы и реализации программ профилактической работы с обучающимися в контексте формирования психологически комфортной и безопасной образовательной среды с целью сохранения психологического здоровья субъектов образования | ||||
ПК-3.3. Проводит консультации с участниками образовательного процесса в ходе реализации программ профилактической и коррекционно-развивающей работы с обучающимися
| Уметь профессионально взаимодействовать со всеми участниками образовательного процесса в ходе реализации программ профилактической и коррекционно-развивающей работы с обучающимися | ||||
Владетьнавыками проведения деловых переговоров в ходе консультаций с участниками образовательного процесса при реализации программ профилактической и коррекционно-развивающей работы с обучающимися | |||||
ПК-4 | Готов консультировать субъектов образовательного процесса по психологическим проблемам обучения и развития различных контингентов обучающихся | ПК-4.1. Демонстрирует и использует знания закономерностей развития и типов проблем обучения в процессе психолого-педагогического сопровождения различных контингентов обучающихся | Знать детерминанты и закономерности развития и типов проблем обучения различных категорий обучающихся. | Развитие и психокоррекция личности; Системная психофизиология; Патопсихология личности и отклоняющегося поведения; Психологическое сопровождение субъектов образования | |
Уметь применять знания закономерностей развития и типов проблем обучения в процессе психолого-педагогического сопровождения различных категорий обучающихся | |||||
ПК-4.2. Различает причины проблем обучения и развития различных контингентов обучающихся | Уметь дифференцировать причины трудностей в развитии и обучении различных контингентов обучающихся | Психосоматические проблемы субъектов образовательного процесса: Психологические аспекты профессионального развития | |||
ПК-4.3. Консультирует субъектов образовательного процесса по психологическим проблемам обучения и развития различных контингентов обучающихся | Уметь содержательно изложить информацию о психологических проблемах обучения и развития различных контингентов обучающихся | Консультативная деятельность педагога-психолога; Психологическое сопровождение субъектов образования; Психологическое сопровождение субъектов образования; Производственная практика (проектно-технологическая)
| |||
Владеть навыками психологического консультирования в процессе комплексного разрешения субъектами образовательного процесса психологических проблемам у различных категорий обучающихся | |||||
ПК-6 | Способен осуществлять организационно-методическую деятельность по обеспечению психологического сопровождения процессов обучения, развития, воспитания и социализации детей и подростков | ПК-6.1. Демонстрирует и использует знания теории и практики организационной психологии для психологического сопровождения субъектов образования | Знать основы теории и практики организационной психологии, психологии труда и педагогической психологии | Психология управления персоналом в образовательном учреждении; Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды; Психологическое сопровождение субъектов образования | |
Уметь применять теоретические знания об основах организационной психологии, психологии труда и педагогической психологии для психологического сопровождения субъектов образования | |||||
ПК-6.2. Проводит организационно-методическую деятельность, направленную на профессиональное развитие субъектов образовательного процесса | Владеть методами и приемамиорганизационно-методической деятельности, направленной на профессиональное развитие субъектов образовательного процесса, а также обеспечение их психологического здоровья | Психология управления персоналом в образовательном учреждении; Развитие и психо-коррекция личнос-ти; Психологические аспекты профессионального развития | |||
ПК-6.3. Обеспечивает психологическое сопровождение процессов обучения, развития, воспитания и социализации детей и подростков | Знать основные закономерности и детерминанты процессов обучения, развития, воспитания и социализации детей и подростков | Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды; Консультативная деятельность педагога-психолога; Психология управления персоналом в образовательном учреждении; Патопсихология личности и отклоняющегося поведения; Психологическое сопровождение субъектов образования | |||
Уметь выполнять основные направления психологического сопровождения (профилактика, диагностика, консультирование, просвещение) процессов обучения, развития, воспитания и социализации детей и подростков | |||||
Владеть навыками психолого-педагогического сопровождения обучения, развития, воспитания и социализации детей и подростков в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, сопровождения основных и дополнительных образовательных программ | |||||
ПК-7
| Способен применять эффективные методы и технологии оказания адресной психолого-педагогической помощи обучающимся, в том числе на основе межведомственного взаимодействия | ПК-7.1. Демонстрирует знание проблем, требующих оказания адресной психолого-педагогической помощи обучающимся | Знать многообразие и сущность проблем, требующих оказания адресной психолого-педагогической помощи обучающимся разных возрастов | Актуальные проблемы теории и практики современной психологии; Психосоматические проблемы субъектов образовательного процесса; Консультативная деятельность педагога-психолога; Развитие и психокоррекция личности; Патопсихология личности и отклоняющегося поведения; Проблемы профессионального самоопределения; Психологическое сопровождение субъектов образования; Учебная практика (технологическая);Производственная практика (педагогическая); Производственная практика (проектно-технологическая) | |
ПК-7.2. Использует эффективные методы и технологии оказания адресной психолого-педагогической помощи обучающимся | Уметь находить и использовать эффективные технологии и методы оказания адресной психолого-педагогической помощи разным категориям обучающихся | ||||
Владеть конкретными приемами адресной психолого-педагогической помощи обучающимся | |||||
ПК-7.3. Способен к сотрудничеству с разными ведомствами для оказания адресной психолого-педагогической помощи обучающимся | Уметьработать в коллективе, реализовывать стратегию сотрудничества с разными ведомствами для оказания адресной психолого-педагогической помощи обучающимся | ||||
Владеть навыками конструктивного взаимодействия с представителями разных ведомств для оказания адресной психолого-педагогической помощи обучающимсяс учетом требований нормативно-правовых актов в сфере образования и индивидуальной ситуации обучения, воспитания, развития обучающегося | |||||
ПК-8 | Способен содействовать формированию психологической культуры субъектов образовательного процесса, повышению психологической защищенности и профилактике психологического неблагополучия обучающихся | ПК-8.1. Демонстрирует знание основ психологической культуры личности и способов ее повышения | Знать основные характеристики и проявления психологической культуры личности | Психологическая культура личности; Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды; Психология управления персоналом в образовательном учреждении; Развитие и психокоррекция личности; Патопсихология личности и отклоняющегося поведения; Психологические аспекты межэтнического взаимодействия; Психологическое сопровождение субъектов образования; Гендерный подход в психолого-педагогической деятельности; Учебная практика (технологическая); Производственная практика (проектно-технологическая) | |
Уметь способствовать повышению психологической культуры личности всех субъектов образовательной среды; демонстрировать взрослым участникам образования профессиональную необходимость проявления психологической культуры | |||||
ПК-8.2. Использует методы и технологии повышения психологической защищенности обучающихся | Знать основные риски и угрозы образовательной среды с точки зрения нарушения психологической безопасности субъекта | ||||
Владеть методами и технологиями экспертизы, моделирования и формирования образовательной среды, обеспечивающей психологическую защищенность обучающихся | |||||
ПК-8.3. Демонстрирует знания, применяет методы и приемы, направленные на профилактику психологического неблагополучия обучающихся | Знать основы профилактической деятельности психолога в условиях конкретной образовательной среды | ||||
Уметь на ранних стадиях выявлять психологическое неблагополучие обучающихсяи определять методы и приемы, нейтрализующие факторы неблагополучия | |||||
Владеть методами и приемами психолого-педагогической профи-лактики и социально-психологической реаби-литации психологически травмированных обу-чающихся |
2. Программа оценивания контролируемой компетенции:
№ п\п | Контролируемые разделы (темы) дисциплины | Код контролируемой компетенции/ индикатора | Наименование оценочного средства |
1. | Тема 1. Основы психологического консультирования | ПК-4, ПК-6,ПК-7 | Собеседование, доклад |
2. | Тема 2. Цели и задачи возрастно-психологического консультирования в образовании | ПК-3, ПК-4,ПК-8 | Собеседование, проверка практических заданий |
3. | Тема 3. Подходы к описанию феномена зависимости. Основные виды аддикций | УК-1, ПК-4,ПК-6, ПК-7 | Собеседование, проверка практических заданий |
4. | Тема 4. Зависимость от психоактивных веществ в детской, подростковой и молодежной среде. Виды нехими-ческой зависимости | УК-1, ПК-4,ПК-6, ПК-7 | Собеседование, проверка практических заданий,доклад |
5. | Тема 5. Структура процесса психоло-гического консультирования зависи-мых и созависимых лиц | ПК-3, ПК-4,ПК-6, ПК-8 | Проверка практических заданий, реферат |
6. | Тема 6. Психологическое консульти-рование подростков по проблемам зависимости | УК-1, ПК-3,ПК-4, ПК-6,ПК-8 | Проверка практических заданий, контрольная работа |
7. | Тема 7.Психологическое консульти-рование родителей по проблемам зависимости ребенка | ПК-3, ПК-4,ПК-7, ПК-8 | Проверка практических заданий |
8. | Тема 8. Программы профилактики зависимостей в образовательной среде | УК-1, ПК-3,ПК-6, ПК-7,ПК-8 | Проверка практических заданий, тест |
9. | Промежуточная аттестация для студентов очной формы обучения: Зачет с оценкой – 1 семестр Промежуточная аттестация для студентов заочной формы обучения: Зачет с оценкой – 1 семестр | УК-1; ПК-3; ПК-4; ПК-6; ПК-7; ПК-8 |
Приложение 1
УТВЕРЖДЕНЫ
на заседании кафедры «Прикладная психология»
«___» ___________20___ г., протокол № ___
Зав. кафедрой ______________ И.А. Медведева
Вопросы и задания для дифференцированного зачета
по дисциплине «Консультирование по проблемам зависимости
в образовательной среде»
(для студентов очной и заочной формы обучения)
Вопросы:
1. Психологическое консультирование, психотерапия, психиатрия.
2. Основные принципы психологического консультирования.
3. Базовые методы и приемы консультативной работы.
4. Специфика возрастно-психологического консультирования.
5. Особенности психологического консультирования в образовании.
6. Формы девиантного и делинквентного поведения детей и подростков.
7. Понятие аддиктивного поведения и его виды.
8. Основные подходы к природе зависимого поведения.
9. Мотивы употребления наркотических средств детьми и молодежью.
10. Специфика психологического консультирования по проблемам зависимости.
11. Химическая и нехимическая виды зависимости.
12. Факторы риска аддиктивного поведения.
13. Факторы защиты от аддиктивного поведения.
14. Влияние типа семейного воспитания на формирование аддиктивной личности.
15. Психологические особенности лиц с созависимостью.
16. Принципы семейного консультирования по проблемам зависимости.
17. Психологическое консультирование при компьютерной зависимости.
18. Методологические подходы к профилактике аддиктивного поведения.
19. Виды профилактики зависимостей в образовательной среде.
20. Этический кодекс психолога-консультанта.
Задания:
1. Проведите анализ нормативно-правовой базы профилактической работы в образовательной организации.
2. Назовите основные положения Концепции профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде (от 5.09.2011 г.).
3. Охарактеризуйте уровни психопрофилактики зависимостей в образовательной среде: первичная, вторичная и третичная профилактика.
4. Проведите критический анализ основных моделей профилактики аддиктивного поведения в образовательных организациях.
5. Назовите основные принципы экспертизы профилактических программ по превенции зависимостей у детей и подростков.
6. Опишите методы исследования личности обучающихся, имеющих химические и нехимические зависимости.
7. Проведите сравнительный анализ понятий: психологическое консультирование, психотерапия, психокоррекция.
8. Проанализируйте различные подходы в практике психологического консультирования по проблемам зависимости в образовательной среде.
9. Перечислите принципы психологического консультирования по проблемам зависимости в образовательной среде.
10. Дайте характеристику первого этапа консультативной беседы с зависимыми и созависимыми лицами: знакомство с клиентом и начало беседы.
11. Охарактеризуйте второй этап консультативной беседы с зависимыми и созависимыми лицами: расспрос клиента, формирование и проверка консультативных гипотез.
12. Дайте характеристику третьего этапа консультативной беседы с зависимыми и созависимыми лицами: оказание воздействия.
13. Охарактеризуйте четвертый этап консультативной беседы с зависимыми и созависимыми лицами: завершение беседы.
14. Терапевтическая цель первичной консультации направлена на демонстрацию консультантом терапевтической позиции - непосредственного отклика на насущные потребности клиента. Назовите способы достижения этой цели при консультировании клиента по проблемам зависимости.
15. Приведите примеры невербальных способов поддержания консультативного контакта.
16. Назовите приемы психологической вербальной поддержки клиента. Приведите примеры использования технологии активного слушания в консультативной беседе.
17. Опишите приемы и техники консультирования, направленные на выработку у клиента развития способности сказать «нет» в ситуации наркотической провокации.
18. Охарактеризуйте основные принципы и этапы реабилитации (восстановительная терапия, реадаптация, реабилитация).
19. Опишите стратегии взаимодействия образовательной системы с правоохранительными органами в профилактике аддиктивного поведения.
20. Перечислите основные причины недостаточной результативности психологического консультирования по проблемам зависимости в образовательной среде.
|
|
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!