Подходы к определению интеллекта. Теории и модели интеллекта. — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Подходы к определению интеллекта. Теории и модели интеллекта.

2022-12-20 22
Подходы к определению интеллекта. Теории и модели интеллекта. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

И. – то, что измеряется тестом на интеллект. (Эдвин Боринг)

И. – обобщенная способность к обучению.

И. – способность к отвлеченному абстрактному мышлению.

И. – способность, обеспечивающая эффективную адаптацию, поведение человека в сложной среде.

И. – система всех познавательных способностей, функций.

И. – предрасположенность рационально действовать в новой ситуации.

(6 опр.)

В психодиагностике рассматривается, прежде всего интеллект, измеренный и выраженный с помощью количественных показателей.

Бывают иерархические, факторные модели, внефакторные

Среди теорий интеллекта выделяют 2 принципиально различные модели:

1. Английская школа – иерархическая модель интеллекта, или модель G-фактора. Автор – Спирмен. Придерживались Айзенк, Кеттел, Гилфорд.

 

С точки зрения Спирмена, группа различных показателей способностей находится во взаимосвязи, определяя одну способность.

2. Американская школа – мультифакторная модель. Автор – Терстоун на основе работ Келли.

Терстоун на основе работ Келли разработал статистический аппарат, позволяющий определить минимальное количество факторов матрице, которое определяет способности человека к выполнению всего теста.

Терстоун считал, что нет оснований для применения коэф. IQ. По Терстоуну интеллект – профиль в виде оценок по первичным факторам.

В дальнейшем более сложные модели:

3. По Гилфорду.

Модель основана на предположении о трех измерениях, комбинации которых определяют различные типы интеллектуальных способностей.

Каждый фактор интеллекта образуется сочетанием одного из типов интеллектуальных операций, области, в которой она производится (содержание), и получаемого в итоге результата (рис. ниже).

Гилфорд различает пять типов операций, составляющих первое измерение модели:

· понимание информации (С),

· запоминание (М),

· дивергентное мышление, или производство логических альтернатив, связанных с предъявляемой информацией (D),

· конвергентное мышление, или производство логически обоснованных выводов (N)

· оценивание — сравнение и оценка информационных единиц по определенному критерию (Е).

Второе измерение определяется в терминах содержания или форм предъявления информации.

· образная (F),

· символическая (S),

· семантическая (М)

· поведенческая (В).

Третье измерение — это продукт, результат приложения определенной интеллектуальной операции к конкретному содержанию. Результаты предстают в виде относительно раздельных элементов:

· единиц (U),

· классов (С),

· отношений (R),

· систем (S),

· трансформаций (Т)

· импликаций (I).

Таким образом, предполагается существование 120 (5x4x6) факторов интеллекта, каждый из которых включает сочетание трех условных обозначений, соответствующих типу операции, форме предъявления информации и полученному результату.

4. По Айзенку

Схематически его модель также выглядит как куб, каждая из плоскостей которого представляет разные модальности:

· интеллектуальные процессы (мышление, память, восприятие и т. д.),

· тестовый материал (вербальный, пространственный и т. д.),

· «качество» (скорость и сила интеллектуальных процессов).

Сразу поясним, что сила (мощь) интеллекта складывается из настойчивости в выполнении заданий и склонности к проверке ошибок

5. По Кеттелу (ретикулярная факторная модель)

В этой концепции предполагается, что фактор G складывается из двух общих факторов, которые получили названия интеллекта текучего (gf) и интеллекта кристаллизованного (gc).

Каждое проявление способностей, выраженное в деятельности, — это, согласно Кеттеллу, функция определенных факторов, относящихся к трем классам.

1. Центральные (или общие) способности обусловлены структурными и функциональными свойствами головного мозга и оказывают влияние все познавательные процессы. Центральные способности — основа текучего интеллекта.

2. Локальные способности связаны как с врожденной, так и с приобретенной организацией сенсорных и моторных зон мозга. Эти способности обнаруживаются при выполнении заданий, требующих, например, осуществления слухового или зрительного восприятия, а также моторной активности. Факторы, входящие в локальные способности, оказывают несколько более ограниченное влияние на успешность выполнения тестов, чем те, которые относятся к центральным способностям.

3. Факторы-операции в отличие от центральных и локальных способностей более тесно связаны с культурным опытом индивида. Они подразделяются на приобретенные, или вспомогательные познавательные навыки (интеллектуальные алгоритмы), и специализированные профессиональные, т. е. навыки, приобретаемые для достижения какой-либо цели. Кеттелл относит их к кристаллизованному интеллекту.

6. По Стенбергу (триадная теория интеллекта)

Состоит она из трех частей — контекстуальной, компонентной и экспериментальной.

В контекстуальной, части постулируется, что интеллект — это психическая активность, связанная со способностью индивида приспосабливаться к изменениям в своей среде так, чтобы это приспособление оптимально удовлетворяло требованиям среды.

В компонентной части определяются некоторые элементарные познавательные процессы, способствующие оптимальной гармонии между средой и индивидуумом. Компоненты есть: информационно-процессуальный, метакомпоненты, исполнительные компоненты.

В экспериментальной части теории, указывается на то, что интеллект наиболее отчетливо проявляется в задачах или ситуациях, в которых действуют элементарные когнитивные процессы.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.