Художественные особенности лирики Д.Самойлова — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Художественные особенности лирики Д.Самойлова

2022-12-20 140
Художественные особенности лирики Д.Самойлова 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Д.Самойлов

Б.Ахмадулина

А.Тарковский

Давид Самойлов Самойлович

настоящее имя — Дави́дСамуи́ловичКа́уфман;
Годы жизни: 1 июня 1920 — 23 февраля 1990

Давид Самойлов — советский поэт и переводчик;

Самойлов — поэт фронтового поколения. Как и многие его сверстники, ушёл со студенческой скамьи на фронт.

Биография

Родился в еврейской семье. Отец — известный врач, главный венеролог Московской области Самуил Абрамович Кауфман (1892—1957); мать — Цецилия Израилевна Кауфман (1895—1986).

В 1938—1941 годах учился в МИФЛИ (Московский институт философии, литературы и истории). В начале финской войны хотел уйти на фронт добровольцем, но оказался не годен по состоянию здоровья. В начале Великой Отечественной войны его направили на трудовой фронт — рыть окопы под Вязьмой. Там Давид Самойлов заболел, был эвакуирован в Самарканд, учился в Вечернем педагогическом институте. Вскоре поступил в военно-пехотное училище, которое он не окончил. В 1942 году его направили на Волховский фронт под Тихвин. 23 марта 1943 года был тяжело ранен в левую руку осколком мины.

Был награждён медалью «За отвагу» за то, что он в бою 23 марта 1943 года в районе Карбусельво время атаки первым ворвался в немецкую траншею и в рукопашной схватке уничтожил трёх гитлеровских солдат.

После выздоровления, с марта 1944 года продолжил службу в 3-й отдельной моторазведроте разведывательного отдела штаба 1-го Белорусского фронта.

Был награждён медалью «За боевые заслуги.

Был награждён орденом Красной Звезды за захват немецкого бронетранспортёра и трёх пленных, в том числе одного унтер-офицера, давшего ценные сведения, и за активное участие в боях за город Берлин.

В годы войны Самойлов не писал стихов — за исключением поэтической сатиры на Гитлера и стихотворений об удачливом солдате Фоме Смыслове, которые он сочинял для гарнизонной газеты и подписывал «Семён Шило».

Печататься начал с 1941 года. После войны много переводил с венгерского, литовского, польского, чешского языков, языков народов СССР и других.

C 1974 года жил в Пярну (Эстонская ССР).

Давид Самойлов умер 23 февраля 1990 года в Таллине. Похоронен в Пярну (Эстония) на Лесном кладбище.

Поэзия

Первая книга стихов «Ближние страны» вышла в 1958 году.

Затем появились поэтические сборники лирико-философских стихов «Второй перевал» (1962 год), «Дни» (1970 год), «Волна и камень» (1974 год), «Весть» (1978 год), «Залив» (1981 год), «Голоса за холмами» (1985 год) — о военных годах, современном поколении, о назначении искусства, на исторические сюжеты.

В стихах Самойлова «за простотой семантики и синтаксиса, за ориентацией на русскую классику, кроется трагическое мироощущение поэта, его стремление к справедливости и человеческой свободе».

Одно из первых публичных выступлений Д.Самойлова перед большой аудиторией состоялось в Центральном лектории Харькова в 1960 году. Организатором этого выступления был друг поэта, харьковский литературовед Л.Я.Лившиц.

Является автором стихотворения "Песенка гусара" ("Когда мы были на войне..."), на которое была положена музыка бардом Виктором Столяровым в начале 1980-х.

Выпустил юмористический сборник (не стихи) «В кругу себя».

“Игра в Пушкина”

Самойлов “озорно и раскованно “играет в Пушкина”, прибегая к ярким чертам стилистики великого мастера и одновременно подчеркивая разницу между собой и им. Пушкин для него - ориентир не столько поэтический, сколько человеческий, нравственный.

Так же, как и Пушкин, Самойлов любит осень - пору творчества:

И осень, которая вдруг началась

Прилежно…

Она мне настолько мила,

Что надо

На время оставить на время дела

Земные…


Подобно великому поэту, он восхищается красотой донны Анны - Красота дорога для него в любом проявлении, она есть жизнь, упоительная, горячая, светлая

Сам Д. Самойлов - поэт жизни. Он пишет о детстве (”Из детства”), о матери (”Мать ушла…”), о “тенях прошлого”. Это поэт, отдавший дань и военной тематике:

Как это было! Как совпало -

Война, беда, мечта и юность!

И это все в меня запало

И лишь потом во мне очнулось!..

(”Сороковые”)

Прошлое, далекое (”Смерть Ивана”) и (”Выезд”), становится важной темой его лирики. И здесь вновь встает в памяти пушкинское стихотворение “Телега жизни”: свой путь Самойлов также рисует как дорогу через время:

Зажигаются свечи созвездий.

Папа молод. И мать молода.

Конь горяч. И пролетка крылата.

И мы едем незнамо куда -

Все мы едем и едем куда-то.

(”Выезд”)

Осмысляя свой жизненный путь поэта - дорогу сквозь пространство и время, Самойлов приходит к горькому выводу:

Мне выпало все. И при этом я выпал,

Как пьяный из фуры, в походе великом.

Как валенок мерзлый, валяюсь в кювете.

Добро на Руси ничего не имети.

(”Мне выпало счастье…”)

 

Путь поэта печален и труден, велик и прекрасен (”Мне выпало счастье быть русским поэтом…”). И этим путем вечно будут идти те, кому дано слышать голос Музы:

Все, что тревожило нас, в вечности канет.

Но еще видно, как там, на перевале,

Вывесил цепкий кизил алые бусы…

Белла Ахмадулина

Бе́лла (Изабе́лла) Аха́товнаАхмаду́лина - русская поэтесса, писательница, переводчица, одна из крупнейших русских лирических поэтесс второй половины XX века.
Годы жизни: 10 апреля 1937— 29 ноября 2010

Биография

Родилась 10 апреля 1937 года в Москве. Отец - Ахмадулин АхатВалеевич, татарин, заместитель министра. Мать - Лазарева Надежда Макаровна, русская итальянского происхождения. Супруг - Мессерер Борис Асафович, Народный художник России, действительный член Российской академии художеств, лауреат Государственной премии. Дочери - Елизавета и Анна.

Ещё школьницей работала внештатным корреспондентом газеты «Метростроевец».

Стихи писала с детства, занималась в литобъединении при ЗИЛе у поэта Е. Винокурова. В 1955 в газете «Комсомольская правда» было опубликовано ее стихотворение «Родина».

По окончании школы поступила в Литературный институт им. А.М. Горького. Стихи, поданные на творческий конкурс при поступлении, удостоились высокой оценки И. Сельвинского: «поразительные по силе, свежести, чистоте души, глубине чувства».

Занималась журналистикой, писала очерки («На сибирских дорогах и др.»). В 1957 писала в «Комсомольской правде»: искусство «призвано не веселить людей, а приносить им страдания».

В 1959 Белла Ахмадулина была исключена из Лит института за отказ участвовать в травле Б.Л. Пастернака, но затем восстановлена. В 1960 окончила институт с отличной оценкой дипломной работы.

Поэтесса Белла Ахмадулина вошла в русскую литературу на рубеже 1950-1960-х годов, когда возник беспримерный массовый интерес к поэзии, причем не столько к печатному, сколько к озвученному поэтическому слову. Во многом этот "поэтический бум" был связан с творчеством нового поколения поэтов - так называемых "шестидесятников".

Одним из наиболее ярких представителей этого поколения стала Белла Ахмадулина, сыгравшая наряду с А. Вознесенским, Е. Евтушенко, Р. Рождественским, Б. Окуджавой огромную роль в возрождении общественного самосознания в стране в период "оттепели".

Основные периоды творчества

Начало литературного пути Беллы Ахмадулиной пришлось на время, когда были живы и активно работали Б. Пастернак, А. Ахматова и В. Набоков - корифеи русской литературы XX века. В эти же годы внимание общества было приковано к трагической судьбе и творческому наследию О. Мандельштама и М. Цветаевой. Именно Ахмадулиной выпала нелегкая миссия подхватить поэтическую эстафету из рук великих предшественников, восстановить, казалось бы, навечно распавшуюся связь времен, не дать прерваться цепочке славных традиций отечественной словесности. И если сейчас можно смело говорить о существовании самого понятия "изящная словесность", то это во многом является заслугой Б. Ахмадулиной перед русской литературой.

Весь литературный путь Б. Ахмадулиной - это последовательное созидание самобытного и суверенного художественного мира. Этот мир интересен и притягателен неповторимо индивидуальной эмоциональной и стилистической окраской, естественностью и органичностью поэтической речи, изысканностью и музыкальностью.

Поэтесса с редким постоянством пишет об окружающей ее повседневности, но эта повседневность не будничная, а облагороженная прикосновением ее пера, приподнятая над суетой, проникнутая высокой духовностью и, благодаря постоянным историческим экскурсам и реминисценциям из классики, приобретающая особое измерение. Из неприметных моментов жизни, оттенков настроения, обрывков мыслей и наблюдений поэтесса строит свой мир - мир нежности, доброты и доверия к людям, мир высокой духовности и душевного такта. Под ее пером самые обыденные ситуации приобретают какую-то зыбкость, ирреальность, характер таинственного "действа".

Впервые произведения Беллы Ахмадулиной увидели свет в 1954 году. В 1962 году стараниями П. Г. Антокольскогобылы издана первая книга Бэллы Ахмадулиной «Струна». Высоко оценивая поэтический дар Ахмадулиной, Антокольский впоследствии написал в посвященном ей стихотворении: «Здравствуй, Чудо по имени Белла, / Ахмадулина, птенчик орла!»

Поэтический сборник «Озноб», в котором были собраны все стихи, написанные в течение 13 лет, вышел в эмигрантском издательстве «Посев» (1969, ФРГ). Несмотря на это «крамольное» событие, книги Беллы Ахмадулиной, хотя и подвергались строгой цензуре, продолжали издаваться в СССР: «Уроки музыки» (1969), «Стихи» (1975), «Свеча» (1977), «Метель» (1977) и др. В 1977 она была избрана почетным членом Американской академии искусства и литературы. В 1988 вышла книга «Избранное», за ней последовали новые поэтические сборники.

Д.Самойлов

Б.Ахмадулина

А.Тарковский

Давид Самойлов Самойлович

настоящее имя — Дави́дСамуи́ловичКа́уфман;
Годы жизни: 1 июня 1920 — 23 февраля 1990

Давид Самойлов — советский поэт и переводчик;

Самойлов — поэт фронтового поколения. Как и многие его сверстники, ушёл со студенческой скамьи на фронт.

Биография

Родился в еврейской семье. Отец — известный врач, главный венеролог Московской области Самуил Абрамович Кауфман (1892—1957); мать — Цецилия Израилевна Кауфман (1895—1986).

В 1938—1941 годах учился в МИФЛИ (Московский институт философии, литературы и истории). В начале финской войны хотел уйти на фронт добровольцем, но оказался не годен по состоянию здоровья. В начале Великой Отечественной войны его направили на трудовой фронт — рыть окопы под Вязьмой. Там Давид Самойлов заболел, был эвакуирован в Самарканд, учился в Вечернем педагогическом институте. Вскоре поступил в военно-пехотное училище, которое он не окончил. В 1942 году его направили на Волховский фронт под Тихвин. 23 марта 1943 года был тяжело ранен в левую руку осколком мины.

Был награждён медалью «За отвагу» за то, что он в бою 23 марта 1943 года в районе Карбусельво время атаки первым ворвался в немецкую траншею и в рукопашной схватке уничтожил трёх гитлеровских солдат.

После выздоровления, с марта 1944 года продолжил службу в 3-й отдельной моторазведроте разведывательного отдела штаба 1-го Белорусского фронта.

Был награждён медалью «За боевые заслуги.

Был награждён орденом Красной Звезды за захват немецкого бронетранспортёра и трёх пленных, в том числе одного унтер-офицера, давшего ценные сведения, и за активное участие в боях за город Берлин.

В годы войны Самойлов не писал стихов — за исключением поэтической сатиры на Гитлера и стихотворений об удачливом солдате Фоме Смыслове, которые он сочинял для гарнизонной газеты и подписывал «Семён Шило».

Печататься начал с 1941 года. После войны много переводил с венгерского, литовского, польского, чешского языков, языков народов СССР и других.

C 1974 года жил в Пярну (Эстонская ССР).

Давид Самойлов умер 23 февраля 1990 года в Таллине. Похоронен в Пярну (Эстония) на Лесном кладбище.

Поэзия

Первая книга стихов «Ближние страны» вышла в 1958 году.

Затем появились поэтические сборники лирико-философских стихов «Второй перевал» (1962 год), «Дни» (1970 год), «Волна и камень» (1974 год), «Весть» (1978 год), «Залив» (1981 год), «Голоса за холмами» (1985 год) — о военных годах, современном поколении, о назначении искусства, на исторические сюжеты.

В стихах Самойлова «за простотой семантики и синтаксиса, за ориентацией на русскую классику, кроется трагическое мироощущение поэта, его стремление к справедливости и человеческой свободе».

Одно из первых публичных выступлений Д.Самойлова перед большой аудиторией состоялось в Центральном лектории Харькова в 1960 году. Организатором этого выступления был друг поэта, харьковский литературовед Л.Я.Лившиц.

Является автором стихотворения "Песенка гусара" ("Когда мы были на войне..."), на которое была положена музыка бардом Виктором Столяровым в начале 1980-х.

Выпустил юмористический сборник (не стихи) «В кругу себя».

“Игра в Пушкина”

Самойлов “озорно и раскованно “играет в Пушкина”, прибегая к ярким чертам стилистики великого мастера и одновременно подчеркивая разницу между собой и им. Пушкин для него - ориентир не столько поэтический, сколько человеческий, нравственный.

Так же, как и Пушкин, Самойлов любит осень - пору творчества:

И осень, которая вдруг началась

Прилежно…

Она мне настолько мила,

Что надо

На время оставить на время дела

Земные…


Подобно великому поэту, он восхищается красотой донны Анны - Красота дорога для него в любом проявлении, она есть жизнь, упоительная, горячая, светлая

Сам Д. Самойлов - поэт жизни. Он пишет о детстве (”Из детства”), о матери (”Мать ушла…”), о “тенях прошлого”. Это поэт, отдавший дань и военной тематике:

Как это было! Как совпало -

Война, беда, мечта и юность!

И это все в меня запало

И лишь потом во мне очнулось!..

(”Сороковые”)

Прошлое, далекое (”Смерть Ивана”) и (”Выезд”), становится важной темой его лирики. И здесь вновь встает в памяти пушкинское стихотворение “Телега жизни”: свой путь Самойлов также рисует как дорогу через время:

Зажигаются свечи созвездий.

Папа молод. И мать молода.

Конь горяч. И пролетка крылата.

И мы едем незнамо куда -

Все мы едем и едем куда-то.

(”Выезд”)

Осмысляя свой жизненный путь поэта - дорогу сквозь пространство и время, Самойлов приходит к горькому выводу:

Мне выпало все. И при этом я выпал,

Как пьяный из фуры, в походе великом.

Как валенок мерзлый, валяюсь в кювете.

Добро на Руси ничего не имети.

(”Мне выпало счастье…”)

 

Путь поэта печален и труден, велик и прекрасен (”Мне выпало счастье быть русским поэтом…”). И этим путем вечно будут идти те, кому дано слышать голос Музы:

Все, что тревожило нас, в вечности канет.

Но еще видно, как там, на перевале,

Вывесил цепкий кизил алые бусы…

Художественные особенности лирики Д.Самойлова

Стилизация под фольклор (”Смерть Ивана”), глагольная рифма (”хромаю - ломаю - понимаю” - “Сороковые”), изменение стопности стиха (”Мать ушла…”), использование риторических приемов в поэзии - вот художественные особенности лирики Д. Самойлова.

Творчество Давида Самойлова представляет собой единое целое, как многотомная летопись, фиксирующая жизнь человеческой души, текучесть человеческого бытия.

Поэтическая техника Самойлова достигла такого уровня, что описываемое явление буквально "зазвучало" в его стихотворении. Если в 1960-е годы в его поэзии чаще можно встретить называние звука, то уже к 1970-м годам он виртуозно владеет приемами звукописи, словесно-фразовых повторов, рифмовки и метроритмической организации стиха.

Давид Самойлов часто характеризует предметы и явления через их динамику. Движущийся объект меняет либо звук, либо цвет, либо форму и потому порождает острое эмоциональное переживание.

Основанная на ощущениях, поэзия Самойлова стремится передать их ассоциативно, связывая внутренние переживания с внешними событиями или конкретными предметами. Читатель же должен постичь эту цепочку в обратном направлении: из мира преображенной реальности обратиться к тому состоянию, о котором поведал поэт.

Таким образом, цель творчества видится именно в передаче поэтом эмоционального накала своих чувств.

Ассоциативность - одна из определяющих особенностей поэзии XX в.

Лит.
https://students-library.com/library/read/45846-poezia-ds-samojlova
https://ru.wikipedia.org/wiki/Самойлов,_Давид#Творчество

Белла Ахмадулина

Бе́лла (Изабе́лла) Аха́товнаАхмаду́лина - русская поэтесса, писательница, переводчица, одна из крупнейших русских лирических поэтесс второй половины XX века.
Годы жизни: 10 апреля 1937— 29 ноября 2010

Биография

Родилась 10 апреля 1937 года в Москве. Отец - Ахмадулин АхатВалеевич, татарин, заместитель министра. Мать - Лазарева Надежда Макаровна, русская итальянского происхождения. Супруг - Мессерер Борис Асафович, Народный художник России, действительный член Российской академии художеств, лауреат Государственной премии. Дочери - Елизавета и Анна.

Ещё школьницей работала внештатным корреспондентом газеты «Метростроевец».

Стихи писала с детства, занималась в литобъединении при ЗИЛе у поэта Е. Винокурова. В 1955 в газете «Комсомольская правда» было опубликовано ее стихотворение «Родина».

По окончании школы поступила в Литературный институт им. А.М. Горького. Стихи, поданные на творческий конкурс при поступлении, удостоились высокой оценки И. Сельвинского: «поразительные по силе, свежести, чистоте души, глубине чувства».

Занималась журналистикой, писала очерки («На сибирских дорогах и др.»). В 1957 писала в «Комсомольской правде»: искусство «призвано не веселить людей, а приносить им страдания».

В 1959 Белла Ахмадулина была исключена из Лит института за отказ участвовать в травле Б.Л. Пастернака, но затем восстановлена. В 1960 окончила институт с отличной оценкой дипломной работы.

Поэтесса Белла Ахмадулина вошла в русскую литературу на рубеже 1950-1960-х годов, когда возник беспримерный массовый интерес к поэзии, причем не столько к печатному, сколько к озвученному поэтическому слову. Во многом этот "поэтический бум" был связан с творчеством нового поколения поэтов - так называемых "шестидесятников".

Одним из наиболее ярких представителей этого поколения стала Белла Ахмадулина, сыгравшая наряду с А. Вознесенским, Е. Евтушенко, Р. Рождественским, Б. Окуджавой огромную роль в возрождении общественного самосознания в стране в период "оттепели".

Основные периоды творчества

Начало литературного пути Беллы Ахмадулиной пришлось на время, когда были живы и активно работали Б. Пастернак, А. Ахматова и В. Набоков - корифеи русской литературы XX века. В эти же годы внимание общества было приковано к трагической судьбе и творческому наследию О. Мандельштама и М. Цветаевой. Именно Ахмадулиной выпала нелегкая миссия подхватить поэтическую эстафету из рук великих предшественников, восстановить, казалось бы, навечно распавшуюся связь времен, не дать прерваться цепочке славных традиций отечественной словесности. И если сейчас можно смело говорить о существовании самого понятия "изящная словесность", то это во многом является заслугой Б. Ахмадулиной перед русской литературой.

Весь литературный путь Б. Ахмадулиной - это последовательное созидание самобытного и суверенного художественного мира. Этот мир интересен и притягателен неповторимо индивидуальной эмоциональной и стилистической окраской, естественностью и органичностью поэтической речи, изысканностью и музыкальностью.

Поэтесса с редким постоянством пишет об окружающей ее повседневности, но эта повседневность не будничная, а облагороженная прикосновением ее пера, приподнятая над суетой, проникнутая высокой духовностью и, благодаря постоянным историческим экскурсам и реминисценциям из классики, приобретающая особое измерение. Из неприметных моментов жизни, оттенков настроения, обрывков мыслей и наблюдений поэтесса строит свой мир - мир нежности, доброты и доверия к людям, мир высокой духовности и душевного такта. Под ее пером самые обыденные ситуации приобретают какую-то зыбкость, ирреальность, характер таинственного "действа".

Впервые произведения Беллы Ахмадулиной увидели свет в 1954 году. В 1962 году стараниями П. Г. Антокольскогобылы издана первая книга Бэллы Ахмадулиной «Струна». Высоко оценивая поэтический дар Ахмадулиной, Антокольский впоследствии написал в посвященном ей стихотворении: «Здравствуй, Чудо по имени Белла, / Ахмадулина, птенчик орла!»

Поэтический сборник «Озноб», в котором были собраны все стихи, написанные в течение 13 лет, вышел в эмигрантском издательстве «Посев» (1969, ФРГ). Несмотря на это «крамольное» событие, книги Беллы Ахмадулиной, хотя и подвергались строгой цензуре, продолжали издаваться в СССР: «Уроки музыки» (1969), «Стихи» (1975), «Свеча» (1977), «Метель» (1977) и др. В 1977 она была избрана почетным членом Американской академии искусства и литературы. В 1988 вышла книга «Избранное», за ней последовали новые поэтические сборники.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.059 с.