История семиотики в основных тезисах — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История семиотики в основных тезисах

2022-12-20 24
История семиотики в основных тезисах 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Американский математик, логик, естествоиспытатель и философ Ч.С.Пирс (1839-1914 вошел в историю знания как родоначальник философии прагматизма и основатель современной семиотики. В 1861-1891 гг. Пирс преподавал в знаменитых американских университетах (Кембридж, Гарвард, университет Джона Гопкинса), и его идеи формировались и получили известность в лекциях, однако большинство работ не было опубликовано при жизни автора. Труды Пирса получили всеобщее признание в 1930-х гг. когда в 1931г. В Гарварде начало выходить 8-томное собрание его сочинений. Развитие семиотики до Пирса – это история отдельных семиотических идей, озарений и споров о словах или знаках в безбрежном море философских поисков.

У Пирса были предшественники, однако Пирс первым разработал целостную теорию наков и знаковых систем и предложил ее основные термины. Пирс шел к семиотике от средневековой логики и умозрительно (теоретической) универсальной грамматики. Неслучайно первые книги, в которых Пирс формирует принципы семиотики, названы им во вкусе Средних веков. Семиотика была для него делом жизни: с семиотики он начинал; о ней в начале ХХ в. написал свою главную книгу – «Система логики с точки зрения семиотики». Пирс разработал самую органическую для семиотики классификацию знаков, в которой три основных класса знаков знаки-индексы, знаки копии(или знаки-иконы) и знаки – символы (подробно см. текст дисс.)- отражают три ступени семиозиса (становления знака). В отличие от других классификаций знаков, классификация Пирса является сущностной, поскольку в ней учитывается главное в двустронней структуре знака – степень мотивированности оболочки знака его содержанием. Эта польностью актуальная для современной семиотики концепция будет представлена в докторской диссертации автора.

Родоначальник структурной концепции языка Ф.де Соссюр (1857-1913) не знал о семиотических идеях своего американского современника Ч.Пирса и шел к семиотике не от логики и истории схоластики, как Пирс, но от лингвистики, размышляя над природой языка. Соссюр считал семиологию частью социальной психологии, а лингвистику – частью семиологии. Для нас же проблемы лингвистики – это прежде всего проблемы семиологические. Кто хочет обнаружить истинную природу языка, должен прежде всего обратить внимание на то, что в нем общего с иными системами того же порядка. Соссюр указал три свойства языкового знака «первостепенной важности»:

1) его произвольность (или арбитрарность), т.е. условность, Конвенциональность слова;

2) линейность означающего языкового знака;

3) «неизменчивость и изменчивость» знака.

После беспрецедентного в истории языкознания успеха идей Соссюра (его «Курс общей лингвистики» был издан 17 раз на 11 языках) и по мере расширения известности работ Пирса семиотика постепенно становится отдельной дисциплиной, хотя и сохраняет свой междисциплинарный характер. Важной вехой в самоопределении семиотики было появление первой в ХХ в. книги по семиотике – «Основания теории знаков» логика и философа Чарльза Уильяма Морриса (Чикаго. 1938). Применительно к ХХ в. имеет смысл различать работы по «собственно семиотике» и всякое другое гуманитарное знание, которое всегда, по определению, изучает реальность, существенным компонентом которой являются семиотической процессы и явления.

В гуманитарных науках семиотика имеет главным образом методологическое и инструментальное значение: это система понятий и исследовательских принципов, доказавших свою результативность при изучении разных информационных процессов и их знаковых реализаций. У семиотики нет объекта, который бы не рассматривался в других областях знаний. Специфика семиотики состоит не в особой предметной области интересов, но в особом, именно семиотическом, взгляде на объекты разных гуманитарных наук. «Семиотический взгляд» предполагает, во-первых, наличие «семиотического самосознания» автора: последний отдает себе отчет в том, что пишет именно семиотическую работу, или, по меньшей мере, что некоторый конкретный раздел в его работе- это семиотический некоторый конкретный раздел в его работе – это семиотический анализ; во-вторых, автор – семиотик использует категории и термины семиотики; в – третьих, исследователь – семиотик всегда выходит за границы одной знаковой системы: сопоставление разных семиотик может не входить в его задачи, однако такое сопоставление оказывается основным методом для выяснения сущностного своеобразия прямого объекта в конкретном исследовании.

Доктор философии Чикагского университета Ч.Моррис (1901- 1978) был преимуществе семиотиком, хотя писал также работы по философии и бихевиористской психологии. В 30-х гг. Он участвовал в крупном издательском проекте неопозитивистов – «Международной энциклопедии унифицированной науки», которая планировалась как единая в своих научных принципах серия трудов по методологии науки и конкретным ее отраслям. «Оснований теории знаков» Морриса стала второй книгой в задуманной «Энциклопедии» (издание которой, впрочем, вскоре прекратилось). В комментариях к русскому переводу «Оснований теории наков» Морриса Ю.С. Степанов так характеризует замысел автора: «Его семиотика должна была способствовать решению одной из основных задач неопозитивизма – подведению единого «языкового» (т.е семиотического) основания под различные специальные науки (физику математику, психологию, лингвистику); семиотика предполагалась как «унифицирующая наука». Моррисовское различение синтактики, семантики и прагматики сталоклассическими «общим местом» семиотики.

Считая семиотику общенаучной дисциплиной, Моррис, однако, подчеркивал ее особое значение именно для гуманитарного знания. «Семиотика дает основу для понимания важнейших форм человеческой деятельности и связи этих форм друг с другом, поскольку все эти виды деятельности все отношения находят отражение в знаках» (Моррис (1938) 1983, 88). «Понятие знака может оказаться столь же фундаментальным для наук о человеке, как понятие атома для физических наук и клетки для наук биологических» (там же, 74). В отличие от Шпета, который отводил семиотике относительно более скромное место формальной онтологии. Моррис был готов отождествить философию с теорией знаков и с унификацией науки иначе говоря, с общими и системными аспектами чистой и дескриптивной семиотики».

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.