Молитва Господу Нарасимхе из Шри Дашаватара-стотры Джаядевы Госвами (стих 4) — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Молитва Господу Нарасимхе из Шри Дашаватара-стотры Джаядевы Госвами (стих 4)

2022-12-20 23
Молитва Господу Нарасимхе из Шри Дашаватара-стотры Джаядевы Госвами (стих 4) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

тава кара-камала-варе накхам адбхута-шрингам

далита-хираньякашипу-тану-бхрингам

кешава дхрита-нарахари-рупа

джая джагадиша харе

О Кешава! О Владыка Вселенной! О Господь Хари, принявший образ человекольва! Слава Тебе! С такой же легкостью, с какой человек может раздавить пальцами осу, Ты Своими чудесными острыми когтями разорвал на части тело осоподобного демона Хираньякашипу.

Что касается Дусера (Дасера), в рамкаха которого проводится Рамачандра Виджайотсава, то этот многодневный праздник отмечается почти во всей Индии во время года, примерно соответствующее осеннему равноденствию. Его празднуют в первые 10 дней светлой половины месяца ашвина (начало октября). Особенно священной считается десятая ночь, давшая название празднику. Дусера примерно совпадает с окончанием сезона дождей, когда полубоги пробуждаются ото сна и возобновляют борьбу с демонами, а люди возобновляют прерванную сельскохозяйственную деятельность и потому особыми ритуалами почитают всевозможные орудия труда. Конечно, в большинстве областей Индии праздник Дусера посвящен богине Дурге: в честь нее совершаются жертвоприношения животных, потому что совершая хоть какое-то приношение, человек может хоть как-то помнить о Боге в Его разных проявлениях. Но зато в некоторых областях северной Индии почитают Раму – ведь Его знают как идеального правителя, а время его правления известно как настоящий золотой век. В честь Шри Рамачандры устраивают театрализованные мистерии на темы Рамаяны, или рамлилы. Рамлилы завершаются сожжением огромных чучел демона Раваны. А вот в восточной Индии этот праздник посвящен нисхождению священной реки Ганги на Землю.

 

……………………………………..

Источник: http://old.krishna.ru/acharya/3287-ramvijayotsav.html

Рамачандра-виджайотсава ки-джай!

…………………

Компиляция ссылок:

Ари Мардан д., Камала д.д.

 


260

  Панава («озвучиваемый») – разновидность небольших барабанов.

 

261

  Владетель большой колесницы – постоянный эпитет Рамы, титул военачальника в Древней Индии.

 

262

  Голáнгулы («коровохвостые») – вид обезьян.

 

263

  Нарача – вид боевой стрелы с железным наконечником; áрдха‑нарача (буквально: «полунарача») – сделанная из дерева боевая стрела, самый кончик которой окован железом; обе разновидности стрел считались лучшими и наиболее пригодными для битвы.

 

264

 … Яма всевластный, с петлей наготове… – Бог смерти Яма накидывает на шею жертвы (то есть умирающего) петлю и тащит «испустившего дух» в царство мертвых.

 

265

 … Творенья пернатые с третьего неба стряхнуло. – Одно из санскритских слов для «птицы» – «виха‑га», то есть «по небу ходящая»; небеса представлялись в виде семи куполообразных сфер, находящихся друг над другом; на третьей сфере размещался дворец и сад Индры, где обитали райские птицы, – выше «третьего неба» никаких птиц не было. Шум, содеянный при попытках разбудить Кумбхакарну, был столь велик, что от него попадали все птицы с небес, вплоть до райских.

 

266

  Шатáгхни («убивающий сотнями») – название военного орудия: что‑то вроде тарана, представляющего собой камень или деревянный цилиндр с прикрепленными к нему торчащими во все стороны железными копьями.

 

267

  Вход в преисподнюю. – Подразумевается обитающий в Океане так называемый «подводный огонь», чья морда в виде лошадиного черепа гигантских размеров служит одновременно входом в нижний мир.

 

268

  Бог‑разрушитель – Шива.

 

269

 … как перед победой тройной – Самосущий… – То есть бог Шива перед победой над Трипурой (по другим мифам, Трипуру сжег бог Брахма) – см. Словарь.

 

270

  Тал – пальма пальмира.

 

271

  Сто луков имел он в плечах… – В ту пору лук был и наиболее распространенным инструментом для измерения расстояния, и мерой длины (разной для разных эпох и районов).

 

272

  На левом глазу Кумбхакарны задергалось веко. // И левая длань задрожала, впервые от века. – Внезапная дрожь в левом веке или руке являлась дурной приметой для мужчин и хорошей для женщин (в правых – соответственно, наоборот).

 

273

  Ашвакарна («лошадиное ухо») – название дерева («ватика робуста»).

 

274

 . ..Казалось – грядет Всемогущий с жезлом воздаянья. – Имеется в виду либо бог времени и судьбы Кала, отождествляемый нередко с богом смерти Ямой, либо десятая, так называемая «грядущая», ипостась бога Вишну – Калки, представляющий собой всадника на белом коне, с жезлом воздаяния (карающим скверну и награждающим добро) в руках.

 

275

  Обитель Брахмы – высшие небесные сферы, где обитают боги и скончавшиеся на поле брани герои.

 

276

 … Копье, точно Краунча‑гору пронзающий Гуха. – Гуха («тайна») – эпитет бога войны Скандхи или Картикейи.

 

277

  Пулáстьи потомок – патроним Раваны и его братьев: Куберы, Вибхишаны и Кумбхакарны (в данном случае имеется в виду именно последний), возводивших свой род к одному из мифических Прародителей – Пуластье, святому мудрецу, духовному сыну бога‑творца Брахмы.

 

278

  Громовника внук. – Имеется в виду обезьяна Ангада; его отец Балии, старший брат царя обезьян Сугривы, убитый по просьбе Сугривы Рамой, являлся сыном царя богов Индры.

 

279

  Бхáра («ноша») – мера веса, приблизительно равная количеству золота, которое был в состоянии поднять взрослый мужчина (около 120–130 кг).

 

280

  Вайáвья, – то есть «принадлежащий богу ветра Вайю»: все боги, желавшие Раме победы над Раваной, передали свое чудесное оружие Раме.

 

281

  Самосущий – обычно эпитет бога‑творца Брахмы, но, поскольку в текстах на эпическом санскрите это определение применяется в отношении разных богов и поскольку «гибель мира» связывается скорее с Ямой‑Калой или Вишну‑Калки (у шиваитов – также и с Шивой), то здесь, вероятно, подразумевается один из последних.

 

282

 … с отродьями Дану. – Имеются в виду титаны «данавы», враги богов, ведшие с последними длительные войны, но в конце концов побежденные войском богов и земных героев, возглавляемым Индрой; и боги и данавы происходят от одного отца Прародителя Кашьяпы, но от разных матерей (в частности, данавы – от Дану).

 

283

  Десятиглавый и двадцатирукий – эпитеты Раваны.

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.