Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Топ:
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Интересное:
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Дисциплины:
2022-12-20 | 34 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Действия разворачиваются в годы Великой Отечественной войны в Крыму.
Особенности сюжета и композиции
На батарею краснофлотцев пришёл тринадцатилетний гость,вкуцом пальто и парусиновых туфлях.Замёрзший,курносый и скуластый мальчик,с удивительно твёрдым твёрдымвзглядом,передал командиру важные сведения о расположении немцев.Николай Вихров две недели собирал сведения о враге,а теперь точно указывал не только численность и подразделения немцев,но и безошибочно показал на карте стратегические объекты,доты,склады боеприпасов и топлива.
Удивлённый капитан попытался отставить Колю в расположении,но тот волновался за маму и проверку немцев.На наблюдательном пункте Коля в дальномер нашёл свою скворечню,акогда стемнело покинул батарею.
На рассвете начался обстрел,капитан не спал всю ночь и только увидев темный квадратик на шесте скворечни,успокоился и начал обстрел.Раз за разом накрывая цели,капитан видел знаки Коли,который показывал недолёт-перелёт,левее или правее.Уничтоживцели,капитан рванул в совхоз,к домику со скворечней под крышей.Он спешил обнять юного героя,совершившего взрослый подвиг.
Около дома ему в пояс поклонилась мать Николая,а затем и прибежал сам маленький русский человек, тринадцатилетний герой с большим сердцем, сердцем своего народа.
Композиция:
Экспозиция – описание мальчика
Завязка – прочтение записки
Кульминация – разгром боезапасов фашистов
Развязка – капитан пришел поблагодарить Колю
Герой в системе образов
Маленький герой, тринадцатилетний мальчик Коля Вихров, проявивший отвагу, смелость, мужество, спас односельчан и мать от фашистов, захвативших его деревню. Он почти босиком, «в парусиновых туфлях, протёртых на носках», пришёл к русским солдатам и принёс ценные сведения, которые собирал в течение двух недель, о том, сколько в совхозе «Новый путь» немцев, какого они полка, где у них расположены дзоты и другие укрепления. Краснофлотцы, опалённые порохом люди, удивлялись мужеству подростка: непогода, студёный суховей, степь, железная от мороза, а Коля шёл всю ночь в летних туфлях да ещё докладывал капитану как взрослый спокойно, изо всех сил держался бодро. «Курносый, скуластый, в куцем пальтишке с рыжим воротником из шерстяного бобрика. Его круглый носик побагровел от студёного суховея. Обшелушенные, посиневшие губы неудержимо дрожали, но тёмные грустные глаза строго смотрели в лицо капитана.» В мальчике поражает аккуратное, бережливое отношение к одежде, не смотря на трудность обстановки. «Мальчик сбросил пальтишко, аккуратно свернул его подкладкой наружу и, привстав на цыпочки, повесил поверх капитанского полушубка.» Без пальто Коля выглядел головастым и худым, он долго и крепко недоедал. Но он не набрасывается на бутерброды и сахар, предложенные капитаном, а испытующим, осторожным взглядом выбирает кусочек поменьше и неторопливо кладёт рядом с чашкой. Здесь смелый, отважный Коля, не побоявшийся ночью перейти линию фронта, не смог сдержать слёз, потому что жалеет мать, о которой вспоминает. «Я не за себя разрюмился… Я стойкий. А вот маму вспомнил. Голодно у нас. Мама по ночам у немецкой кухни картофельные ошурки подбирает. Но раз часовой застал и по руке прикладом хватил, до сих пор рука не гнётся.» Выполняя своё дело, мальчик всё время заботливо беспокоится о матери, волнуется за её судьбу: «Немцы никому не позволяют уходить из совхоза. Нагрянут случайно для проверки – меня нет, они на матери выместят.»
|
Коля не мальчик, а клад для разведки. В его голосе звучит накал упорства, поэтому он стремится к выполнению поставленных перед собой задач. Отвечает обстоятельно, точно, подкрепляет сказанное фактами. «Капитан понял, что перед ним сидит не обыкновенный мальчик, от которого можно узнать только самые общие сведения, а очень зоркий, сознательный и точный разведчик.» К тому же разведчик Вихров прекрасно разбирался в картах. «Папа мой – геодезист. Я сам карты чертить могу.»
|
Кульминационной сценой в рассказе является прицельный огонь по деревне, разговор со скворечней, который придумал для артиллеристов маленький разведчик. В момент огня Коля должен был сидеть на чердаке дома и подавать сигналы. Конечно, ему было страшно, но долг, чувство ответственности заставили пересилить страх. Он преодолел его ради любви к своей Родине, к людям, к жизни. Разведчик батареи Николай Вихров боевое задание выполнил: «Немцы, ошеломлённые мощью и меткостью огневого удара батареи, потеряв опорные точки, сопротивлялись слабо и отходили.»
Борис Лавренёв показал нам в своём рассказе маленького русского человека, тринадцатилетнего героя-разведчика с большим сердцем, сердцем своего народа, ради которого он находит в себе силы, преодолевает страх, рискует жизнью, совершает подвиг, так как подвиг не может быть бессмысленным.
Приемы создания персонажей
В основе произведения лежит художественный приём – контраст. Контраст «сурового мира взрослых, опалённых порохом людей и хрупкого мира ребёнка войны».
Также использован приём говорящих фамилий. Фамилию Вихров автор даёт Коле не случайно. Она отражает его стойкий характер. Он не побоялся ночью в одиночку прийти на позиции, подсматривать за немцами и точно все записать, хотя за это и расстрелять могли.
Лаврентьев использует много эпитетов и деталей в описании внешности Коли, которые помогают охарактеризовать мальчика: «… курносый, скуластый, в куцем пальтишке с рыжим воротником из шерстяного бобрика. Его круглый носик побагровел от студёного степного суховея. Обшелушённые, посинелые губы неудержимо дрожали, но тёмные грустные глаза пристально и почти строго смотрели в лицо капитана.»
С помощью глаголов автор передает переживания, внутреннее состояние героя: «Дрожу, а сам себе говорю: «Сиди! Сиди! Не имеешь права!» Так и досидел, пока боезапас рванул... Тогда сам не помню, как вниз скатился!»
Речевая характеристика имеет также немаловажное значение. Речь Коли меняется в зависимости от ситуации. Данные о размещении боеприпасов фашистов мальчик предоставил капитану как настоящий солдат, отвечал отрывисто, без лишних слов: «Рота мотоциклистов-автоматчиков. Взвод средних танков на свиноферме. По северному краю бахчи стрелковые окопы полного профиля. Танковое вооружение — калибр примерно пятьдесят миллиметров. Два дота у них там. Здорово укрепились, товарищ капитан. Десять дней грузовиками цемент таскали. Сто девять грузовиков ввалили.»
|
Однако Коля всё же ребёнок, и как только он вспоминает про мать, про их жизнь в савхозе, то речь его меняется: «Я ничего, товарищ капитан... Я не за себя разрюмился... Я стойкий. А вот маму вспомнил...»
Пафос
Произведение проникнуто героическим пафосом. Борис Лавренёв показал нам в своём рассказе маленького русского человека, тринадцатилетнего героя-разведчика с большим сердцем, сердцем своего народа, ради которого он находит в себе силы, преодолевает страх, рискует жизнью, совершает подвиг, так как подвиг не может быть бессмысленным.
Педагогическое значение
Б.Лаврентьев учит детей ценить то, что у них есть. Показывая ребёнка на войне, автор описывает жизнь, рисует одежду и внешность тринадцатилетнего мальчика в период Великой Отечественной войны. Всё говорит о том, что детям на войне не место. Автор также показывает героизм, мужество и стойкость героя. Коля Вихров – пример для подражения.
Л.Пантелеев "На ялике"
|
|
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!