Искажение информации – невольное или преднамеренное?.. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Искажение информации – невольное или преднамеренное?..

2023-01-02 36
Искажение информации – невольное или преднамеренное?.. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Пройдемся по деталям и нюансам в том порядке, как они были представлены.

Первое. Сообщение о некоем «предшественнике» братьев Монгольфье, якобы поднявшемся в воздух на воздушном шаре задолго до них.

Бартоломеу де Гусман действительно существовал и действительно экспериментировал с воздушными шарами. Но давайте разберемся как в датах, так и в деталях этих экспериментов.

Итак, братья Жозеф-Мишель и Жак-Этьенн Монгольфье считаются изобретателями воздушного шара. Первый публичный опыт Монгольфье произвели в 1783 году с шаром из холста, оклеенным бумагой. Шар имел 39 футов в поперечнике, за 10 минут взлетел с грузом около 200 кг на значительную высоту и опустился в 4200 футах от места подъема. 19 сентября того же года братья Монгольфье пустили в Версале шар, в корзине которого помещались баран, петух и утка. На значительной высоте шар прорвался, но спустился настолько плавно, что животные нисколько не пострадали. Наконец, 21 ноября 1783 года впервые поднялись и благополучно спустились на монгольфьере люди: Пилатр де Розье и маркиз д'Арланд.

Бартоломеу Лоуренсу де Гусман (1685–1724 гг.) – священнослужитель и естествоиспытатель, некоторое время бывший членом ордена иезуитов, и получивший образование в семинарии города Кашуэйра (Бразилия). После переезда в Лиссабон (столицу Португалии) нашел себе влиятельного покровителя в лице маркиза д’Абрантиша, в доме которого жил. Окончил Университет Коимбры, где изучал, главным образом, филологию и математику. Удостоен степени доктора теологии (по каноническому праву) в 1708 году, тогда же рукоположен в священники.

 

Рис. 63. Бартоломеу Лоуренсу де Гусман

В 1709 году Гусман направил прошение португальскому королю, где испрашивал привилегию на изобретение воздушного корабля. Это письменное прошение сохранилось, так что сомнений в датировке нет. Просимую привилегию король пожаловал просителю 17 апреля 1709 года. Кроме того, Бартоломеу Лоуренсу де Гусман получил солидный оклад и кафедру в Коимбрском университете.

Относительно недавно, в 1934-м году, на территории Италии был найден один из ранних чертежей изобретения Бартоломеу Лоуренсу де Гусмана. Рисунок сей получил имя «Пассарола» («Воробей»). Он представляет собой, по всей видимости, копию оригинала – португальского чертежа.

В центре почти круглого аппарата высится достаточно внушительная мачта, несущая «круглый парус», внешне очень похожий на современный парашют или верхнюю часть воздушного шара. Парус, по идее изобретателя, должен наполняться воздухом. Функции остальных механизмов сводятся к тому, чтоб улавливать длинными чехлами струи ветра и через трубы направлять их в «круглый парус».

В трюме предусмотрены места для дюжины человек, которые главным образом управлять мехами – они должны нагнетать воздух в парус, так что летательный аппарат, согласно проекту, должен был иметь возможность передвигаться при слабом ветре или даже при его полном отсутствии.

 

Рис. 64. Проект летательного аппарата Гусмана

Но одно дело – проект, а другое – его реальное воплощение. Что же мы имеем в действительности?..

В том же 1709-м году Бартоломеу де Гусман произвел три публичных эксперимента. Изобретатель продемонстрировал, как поднимаются в воздух движимые силой горячего воздуха миниатюрные «воздушные кораблики». Устроены они были, существенно проще механизма, рекламируемого в самом начале. И представляли собой жесткие каркасы, например, из прутьев, оклеенные бумагой, внутри же крепился фитиль или свеча – в общем, почти японские «фонарики».

Первый эксперимент 3 августа потерпел фиаско. «Кораблик» сразу охватило пламенем. Уже 5-го августа летающее устройство смогло вспорхнуть к потолку – но там тоже загорелось. И лишь третья попытка, произведенная 8 августа (по другим данным, 30 октября) 1709 года в Casa da Índia (Доме Индии), оказалась удачной – миниатюрный корабль поднялся также к потолку (история утаивает точную высоту подъема) и успешно опустился (на этот раз без возгорания) обратно.

Гусман продолжал работать над своим изобретением, что, по мнению ряда источников, привело его к конфликту с португальской инквизицией. Изобретатель был вынужден уехать в Испанию, где заразился некой болезнью и скончался в 1724 году.

Уже самые первые «модельные испытания» 1709 года произвели на зрителей сильное впечатление. Земля полнилась слухами, что и сам изобретатель со временем поднимался в воздух. Но это так и остается на уровне слухов, поскольку никакого документального подтверждения каких-либо реальных полетов нет. Если же учитывать то, что Гусману весьма важна была именно публичность, дававшая славу и средства, следует сделать вывод, что подняться ему в воздух так и не удалось…

Второе. В сообщениях средств массовой информации упор сделан на то, что Бартоломеу Лоуренсу де Гусман получал образование в Бразилии. В том числе и от членов ордена иезуитов, которые, дескать, чуть ли не специально собирали какие-то «знания о древних полетах индейцев по воздуху». И что именно эти «знания» послужили основой проекта летательного аппарата Гусмана, который был представлен португальскому королю.

Ореол таинственности, существующий и ныне вокруг ордена иезуитов, делает свое дело – доверчивый читатель сразу проникается дополнительным доверием к подсовываемой ему «информации». Но есть ли тут реальные основания для утверждения, что проект Гусмана основывался именно на неких «знаниях» южноамериканских индейцев?..

Иезуиты действительно оставили после себя немало записей древних легенд и преданий, которые они записывали со слов инков и других племен Южной Америки. В том числе и те, которые индейцы воспроизводили по так называемым кипу – разноцветным веревкам с узелками, хранившим самую разнообразную информацию.

 

Рис. 65. Кипу – узелковое письмо индейцев Южной Америки

Но, во-первых, иезуиты были вовсе не единственными представителями католической церкви, которые вели такие записи. А во-вторых, в то время не только образование, но и научные исследования были практически неразрывно связаны с церковью и ее различными заведениями. Так что никакой «таинственности» кратковременная связь Гусмана с орденом иезуитов в реальности не несет. Тем более, что подобная связь науки и церкви в то время имела место не только в Южной Америке, но и в Европе, куда Гусман перебрался после Бразилии.

А что в Европе?.. В Европе в то время идеи полета по воздуху были весьма распространены. Если не побояться каламбура, то можно сказать, что идеи полета по воздуху буквально витали в воздухе. В том числе и идеи полетов с помощью нагретого воздуха. Например, еще в 1657 году (то есть более чем за полсотни лет до представления Гусманом своего проекта португальскому королю) летательный аппарат, использующий горячий воздух, фигурирует в приключенческом романе известного писателя Сирано де Бержерака «Иной свет или государства… Луны».

Таким образом, для привязки проекта Бартоломеу Лоуренсу де Гусмана именно к неким «знаниям» индейцев Южной Америки нет абсолютно никаких оснований.

Но были ли такие «знания» вообще?.. Продолжим наше «копание» в деталях и нюансах…

Третий момент, упоминаемый в сообщениях средств массовой информации об эксперименте с воздушным шаром над Наска, относится к неким южноамериканским преданиям, в которых якобы идет речь о полетах древних индейцев по воздуху.

На самом деле все основывается на одном-единственном весьма кратком сюжете, на поиск которого мне, честно говоря, пришлось потратить весьма немало времени.

Вот, что пишет, например, Войцеховский по поводу «эпохального» полета на воздушном шаре над Наска:

«Вспомним в этой связи одну из старых легенд инков. Она повествует, что маленький мальчик по имени Антаркви, летавший над различными районами Туатинсуйо[4], поднялся в воздух для определения маршрута «по земле и воде», которым должен был следовать древний инкский монарх Тупак Инка Юпаманки во время своего путешествия в Полинезию!..» (А.И.Войцеховский, «Загадки острова Пасхи»).

Тут Войцеховский, судя по всему, из-за отсутствия доступа к первоисточникам, немного увлекся. На самом деле к действительным полетам по воздуху исходный сюжет никакого отношения абсолютно не имеет (да и связь текста именно с островом Пасхи и Полинезией весьма сомнительна). Этот сюжет присутствует лишь в хрониках Педро Сармьенто де Гамбоа, изданных позднее отдельной книгой под названием «История инков».

 

Рис. 66. Педро Сармьенто де Гамбоа на чилийской почтовой марке

Сюжет относится к одному из завоевательных походов войск под командованием Тупак Инки Юпаманки, и в переводе с английского варианта (русского мне найти не удалось; похоже, что русского перевода нет вообще) он гласит следующее:

«Пройдя по побережью и завоевав город Манта, а также острова Пуна и Тумбес, они встретили на Тумбесе торговцев, которые прибыли сюда с запада по морю на «бальсовых» судах под парусом. Эти торговцы рассказали о землях, с которых они прибыли, и которые состояли из островов, называемых Avachumbi и Ninachumbi, где было много людей и золота. Тупак Инка был весьма честолюбивым и амбициозным, и ему было мало уже завоеванных областей. Так что он решил бросить вызов фортуне и проверить, будет ли его сопровождать удача и на море. Но все же он сомневался в сведениях торговцев – людей, рассказам которых не стоило безоговорочно доверять. Чтобы бы получить более полную информацию, и поскольку это было непростым делом, он позвал человека, который сопровождал его в походе, по имени Антаркви (Antarqui), который, как все говорят, был «a great necromancer» и мог даже «летать по воздуху» (fly through the air). Тупак Инка спросил его, правда ли то, что сказали моряки-торговцы. Хорошенько подумав, Антаркви ответил, что они рассказали правду, и что он пойдет туда первым. Индейцы говорят, что он, пользуясь своим искусством, разведал намеченный маршрут, увидел эти острова, живущих на них людей и их богатства, и по возвращении предоставил Тупак Инке подробную информацию.

Инка, получив эти подробности, решил идти туда. Он приказад построить огромное количество «бальсовых» судов, на которые он погрузил более 20.000 избранных им человек; взяв с собой в качестве капитанов Хуаман Ачачи, Кунти Юпанкви, Quihual Tupac (все из Ханан-Куско), Yancan Mayta, Quisu Mayta, Качимапака Макус Юпанкви, Ллимпита Уска Мейтаа (из Хурин-Куско); его брат Тилка Юпаманки возглавил всю флотилию. Апу Юпаманки возглавил армию, оставшуюся на берегу.

Тупак Инка плыл до тех пор, пока не обнаружил острова Avachumbi и Ninachumbi, и возвратившись, привез с собой черных людей, золото, трон из меди, шкуру и череп лошади. Эти трофеи хранились в крепости Куско вплоть до прихода испанцев».

Что именно это были за острова – Avachumbi и Ninachumbi – до сих пор не известно. Представители академической истории вообще считают их Галапагосскими островами, находящимися не столь уж и далеко от побережья Южной Америки. Но поскольку это не имеет отношения к теме данной книги, оставим в стороне споры по данному поводу, равно как и странные сообщения о черных людях и лошадях.

Оставим также в стороне и то, что хроники Педро Сармьенто де Гамбоа считаются одними из самых ненадежных, сильно сдобренных выдумками и искажениями.

«Еще упоминается о человеческих жертвоприношениях и прочих зверствах в книгах Педро Сармьенто де Гамбоа и Хуана де Бетансоса. Первый известен больше. Эти испанские конкистадоры были друзьями и участвовали в походе против последнего Императора Инков Тупак Амару и в его казни. Эту казнь осудил даже сам король Испании Филипп II. Книги написаны по заказу и под руководством вице-короля Перу Франциско де Толедо, совершившего путешествие по Перу в течение пяти с половиной лет и записывавшего показания местных жителей…

В ход шли любые средства. Так, в книге чиновника и юриста, сопровождавшего вице-короля Перу Франциско де Толедо в его путешествии, Хуана Поло де Ондегардо, «Доклад о происхождении Инков и о том, как они расширили свои завоевания» (Перевод с английского – Скромницкий А., Киев 2009 г.) описывается, как вице-король Франциско де Толедо собирал информацию: «…так вот несколько позже переводчик (сопровождавший Франциско де Толедо) заявил, что его принуждали искажать смысл, как при задавании вопросов индейцам, так и переводя их ответы. Довольно скоро после такого заявления испанец переводчик был убит при невыясненных обстоятельствах…

Так что достоверность хроник Педро Сармьенто де Гамбоа и Хуана де Бетансоса также находится под вопросом. По иронии судьбы Педро Сармьенто де Гамбоа был сам осужден Инквизицией за занятие магией и хиромантией и умер в тюрьме Инквизиции» (О.Липовская, «К вопросу о первоисточниках»)…

Обратимся непосредственно к нашей теме – к «полетам».

Я специально оставил в скобках исходный текст английского варианта «fly through the air». Дело в том, что «летать по воздуху», по правилам английского языка, пишется несколько иначе – «fly by air». Предлог тут оказывается весьма значимым. Он означает дословно не «по воздуху», а «сквозь воздух», что ближе по смыслу к словосочетаниям «сквозь среду» или «сквозь пространство». По сути, речь идет не о физических полетах по воздуху, а о мысленных «полетах» в состоянии транса, то есть о ясновидении. А это-то как раз весьма широко практиковалось среди южноамериканских индейцев, для чего они использовали и коку, и различные галлюциногены.

Вдобавок, про самого Антаркви написано «a great necromancer» (и это я тоже специально оставил без перевода). Это фактически означает «великий чернокнижник», что адекватно нашим более привычным выражениям типа «сильный колдун» или «мощный экстрасенс». Так что здесь опять-таки речь явно идет не о изобретателе-воздухоплавателе, а о том, кто мог получать информацию посредством мысленных или пусть даже «астральных полетов».

Таким образом, ссылки на некие легенды и предания о том, что индейцы якобы обладали технологиями воздухоплавания (в нашем понимании этого слова), абсолютно неправомерны.

Далее перейдем от теории к практике, то есть к самому эксперименту.

Четвертый важный момент – ссылки в сообщениях средств массовой информации на некие изображения воздушных шаров на стенах гробниц.

О том, что захоронения близ Наска известны и вполне доступны даже обычным туристам, я уже упоминал выше. И как легко можно убедиться, на стенках этих захоронений нет ни малейших признаков каких-либо изображений (см., например, Рис. 27 и Рис. 18-ц). Ну, не принято это было в культурах наска и паракас!.. Не было у них традиций разрисовывать стенки захоронений. Скорее всего авторы соответствующих сообщений в СМИ «малость» напутали индейские захоронения с египетскими гробницами, выдавая желаемое за действительное.

 

Рис. 18-ц

Другое дело, что в книге Г.Е.Бурганского и Р.С.Фурдуя «Загадки древности (Белые пятна в истории цивилизации)» речь о рисунке, найденном «вблизи на склоне горы, который смельчаки приняли за изображение воздушного шара инков». Геоглифы треугольной формы, чем-то напоминающие пирамиду, на плато действительно есть. И не в единственном числе. Но для того, чтобы считать их изображениями именно воздушных шаров соответствующей формы, нет совершенно никаких оснований. Солнце похоже на баскетбольный мяч, особенно на закате, но считать одно изображением другого – абсолютно неправомерно…

 

Рис. 67. Треугольник на плато Наска

Однако есть еще один факт, который дает возможность увидеть все совершенно в ином свете.

Дело в том, что в память о Бартоломеу де Гусмане на его родине в 1944 была выпущена почтовая марка, стоившая 120 крузейро. На марке были изображены Гусман и его воздушный шар, который имел как раз ту самую своеобразную форму, напоминающую перевернутую пирамиду. Так что скорее всего, инициаторы экспериментального проекта «Наска», воспроизводили форму своего шара вовсе не с каких-то «рисунков из гробниц» или геоглифов на плато, а просто с почтовой марки!..

И наконец, пятый сомнительный момент, связанный с плотностью древних перуанских тканей, которая якобы была даже лучше, чем ткань современных парашютов.

Вот, что можно прочитать по этому поводу у Войцеховского:

«Шар «Кондор-1» заполнили горячим дымом от огромного костра… Сначала дым выходил через поры ткани-оболочки, а затем, когда она несколько «прокоптилась», ткань стала удерживать теплый воздух в шаре. Костер, правда, оказался несколько маловат, и для ускорения процесса наполнения баллона пришлось под оболочку шара подводить работающую газовую горелку» (А.И.Войцеховский, «Загадки острова Пасхи»).

Из этого, если Войцеховский не ошибся и привел действительные детали эксперимента, мы можем сделать сразу два важных вывода. Во-первых, плотность ткани, созданной «по рецепту» древних перуанских образцов, вовсе не лучше плотности современной парашютной ткани, а существенно хуже нее. А во-вторых, в процессе проведения эксперимента пришлось использовать газовую горелку, о чем средства массовой информации «скромно умолчали». По сути же, можно сказать, что была осуществлена откровенная фальсификация!..

И даже при этом несоблюдении банальных правил экспериментальных исследований, несмотря на все усилия энтузиастов этой идеи и кажущийся успех, их эксперимент оказался не очень удачным – шар с пассажирами пролетел всего чуть более сотни метров…

Но даже если бы экспериментаторы были до конца честными, если бы соблюли все правила, если бы шар взлетел без газовых горелок, если бы пролетел существенно больше, то что бы это изменило?.. Даже если бы они показали, что чисто теоретически жители Наска могли летать на воздушном шаре, это абсолютно ничего бы не значило. Как ничего не значит точно такая же теоретическая возможность полететь на воздушном шаре представителям куда более развитых древних культур Старого Света – ведь не полетел же никто из них до братьев Монгольфье. От теории до практики – громадная пропасть.

Вдобавок, все равно осталась бы масса не решаемых вопросов.

Как, абсолютно ничем не выделяясь среди других весьма примитивных окрестных племен, жители Наска полторы тысячи лет назад смогли бы сделать и поднять в небо воздушный шар?.. Как им вообще могла бы прийти в голову такая идея?.. И ради чего делать не только воздушный шар, но и тысячи линий и рисунков?.. Только ради того, чтобы пара-тройка человек (пусть и весьма важных шаманов или вождей) смогла подняться на этом шаре и обозреть результаты титанического труда?..

Элементарная здравая логика заставляет отказаться от подобной версии…

 

Другой небесный зритель

 

Но если линии и рисунки обращены не к гипотетическим воздухоплавателям на шаре, то к кому?!. К какому такому «небесному зрителю»?.. Ведь явно не к современным туристам на небольших самолетах – не для них же это делалось полторы (или значительно более –?!.) тысячи лет назад…

Обычный и довольно стандартный ответ, который чаще всего можно услышать от историков в этом случае – рисунки обращены к выдуманным богам, которым поклонялись местные индейцы. Однако эта версия представляется весьма и весьма сомнительной.

Религиозно-мистический порыв еще может как-то мотивировать нерациональный поступок одного человека или небольшой группы людей. Но он никак не подходит в качестве побудительного фактора к таким масштабным работам, которые требуют весьма длительного напряжения сил огромного числа людей. Напомним: Алла Белоконь оценивает трудозатраты на создание линий и фигур Наска аж в сто тысяч человеко-лет!..

Тут нужен все-таки гораздо более «приземленный» и более устойчивый стимул. И попытка списать все на массовое «религиозно-мистическое помешательство» является в подобных случаях ничем иным, как простым уходом от рационального объяснения…

Эрих фон Дэникен развил выводы Марии Райхе и высказал гипотезу, что рисунки и фигуры не только обращены к небесным зрителям, но и сделаны ими, подразумевая под этими «зрителями» уже не мистических или выдуманных «богов», а вполне реальных пришельцев с других планет. Сами же геоглифы, по его мнению, являлись некими ориентирами для этих пришельцев, а плато Наска в целом служило космодромом с целым комплексом посадочных полос.

Но и эта «альтернативная» версия быстро начала трещать по швам.

Во-первых, если некоторые линии и можно бы было принять за какие-то навигационные знаки для летательных аппаратов, то необходимости в столь огромном их количестве, какое имеет место на плато Наска, нет абсолютно никакой. Их столько, что проще в них еще больше запутаться, нежели использовать для ориентировки на местности.

Во-вторых, как уже говорилось ранее, грунт на плато, представляющий из себя тонкий слой камней поверх весьма рыхлого в целом песка, является слишком мягким для посадочных полос неких летательных аппаратов типа самолетов (то есть аппаратов, требующих разбега при взлете и посадке). В отсутствие же самолетов отпадает и необходимость в создании многочисленных полос.

И в-третьих, как показывают наблюдения за НЛО (неопознанными летающими объектами, которые многими считаются инопланетными летательными аппаратами), они вовсе не нуждаются для посадки в каком-то специальном аэродроме или космодроме и спокойно садятся там, где им вздумается – без посадочных или взлетных полос, и даже без специальных ориентиров…

 

Рис. 68. Хаос линий Наска

Между тем в сообщениях об эксперименте с воздушным шаром встречается утверждение, что в ходе предварительных исследований будто бы были обнаружены специальные указательные знаки, которые помогали древним воздухоплавателям правильно определять место посадки (если для НЛО можно было бы обойтись без них, то для шара это важно). Для изучения знаков были привлечены профессиональные планеристы, которые после полета над пустыней подтвердили возможность использования некоторых геоглифов в качестве указателей для точного приземления, но и рисунок, который обозначает направление бокового ветра в розе ветров в виде треугольника. Все такие «указатели» указатели хорошо видно только с высоты птичьего полета, а вот стоя на земле определить места нахождения указателей невозможно. Вдобавок, местный перуанский летчик Э. Эрран сообщил, что уловил закономерность в направлениях преобладающих ветров относительно нарисованных линий

С этой точки зрения, привлекает внимание версия, выдвинутая совсем недавно Эдуардом Вершининым, который предположил, что геоглифы Наска действительно представляли определенного рода навигационные знаки, но только не для профессиональных пилотов, а для новичков, еще только обучающихся искусству полета. Причем полета именно на малой высоте, поскольку на большой высоте геоглифы просто бессмысленны.

Вот как сам Вершинин представляет свой ход мыслей:

«Прежде всего, стоит рассмотреть, как организован процесс обучения будущих пилотов. При серьезном профессиональном обучении первый год уходит на теорию, а летная практика начинается с полетов по кругу, где отрабатывается взлет – посадка и элементарные навыки пилотирования… Когда курсант обучен основным навыкам пилотирования, процесс обучения переходит к освоению приемов навигации.

Первое упражнение, которое будущему пилоту придется выполнять в своей летной практике тысячи раз, сводится к заданию выйти на заданную точку (обычно это приводная радиостанция) с указанным курсом и отойти от нее с другим курсом. Полет по маршруту это полет по ломанной кривой, где на изломе находится поворотный пункт, так вот пилоту надо подойти к нему с одним курсом и уйти с другим. Затем начинаются полеты по маршрутам, где есть различные вариации упражнений…

Например, будущих пилотов, которым предстоит обрабатывать поля, обязательно учат летать на малой высоте и обходить различные препятствия. Это так же актуально и для вертолетчиков, им везде приходится лазить. Для штурмовиков тоже крайне важно уметь ходить по рельефу и выйдя на заданную цель держать курс. Вот теперь давайте взглянем, какие удобства для обучения пустыня Наска предоставляет курсантам и их инструкторам.

Прежде всего, надо сказать, что пустыня, где днем солнце светит всегда и где никогда не бывает дождей идеальное место для летного училища, и как мы видим, в таких условиях знаки на земле сохраняются тысячелетиями. Первое упражнение после взлета–посадки, работа в зоне. Зона в авиации это обычно отдельно стоящая деревенька, обозначающая собой центр зоны, вокруг которой все и крутится. В пустынной местности зону надо обозначить на земле искусственно. Можно, конечно, написать «Зона № такая-то», а потом бояться, что у кого-то в голове цифры перепутаются и в зоне слетятся два борта, а можно нарисовать легко узнаваемою картинку и потом руководителю полетов, после взлета бортов, только и останется сказать: «ты сегодня будешь пауком, ты цыпленком, ты птичкой».

Следующее упражнение, подошел с одним курсом, ушел с другим. Первоначально для этого нужна только приводная радиостанция, но если то же самое отрабатывать на предельно малой высоте, то понадобится куча линий сходящихся в одну точку – по одной линии зашел, по другой вышел» (Э.Вершинин, «Наска»).

Понятно, что в этой версии рисунки оказываются обозначением зоны (паук, цыпленок, птичка и т.д.). А вот подход с одним куром, а отход с другой можно отрабатывать, скажем, по так называемым центрам (иногда называемых «узлами») – местам схождения сразу многих радиально расположенных относительно друг друга линий. На наличие таких центров обратила внимание еще Мария Райхе, которая считала, что они имеют какое-то важное значение, но какое – она так и не смогла определить.

 

Рис. 69. «Узел» из сходящихся радиальных линий

«Для штурмовиков, заход на цель на предельно малой высоте единственная возможность нанести удар неожиданно, а для этого надо уметь не просто летать по рельефу, а еще надо уметь это делать строго с заданного направления, оттуда, где тебя меньше всего ждут. И здесь первое, что требуется, это научить курсанта держать курс, а начинающим очень помогут полеты по сходящемуся конусу. Дело в том, что чем дальше штурмовик от цели то тем больше он может себе позволить отклонение от курса. Но по мере приближения к цели допустимое отклонение становится все меньше» (Э.Вершинин, «Наска»).

Достаточно очевидно, что в этом случае наиболее подходящими оказываются трапецоиды…

«…представьте себя на месте пилота. На трассе и на высоте Вы можете отвести взгляд от окна и осмотреть приборы. За пару секунд, что Вы отвлеклись самолет может потерять десяток метров высоты и немного гульнуть по курсу. Там это мелочь, а теперь Вы идете по рельефу на высоте 5 метров и вот здесь легко понять, что взгляд от рельефа отрывать нельзя, это самоубийство. То есть, пилот у земли лишается всех приборов, а курс держать надо, иначе на цель не попадешь… Поэтому, при обучении наличие полос на земле очень помогает. Например, молодым вторым пилотам при обработке полей, первоначально дают летать только вдоль рядов посевов, поперек это уже искусство» (Э.Вершинин, «Наска»).

Определенная логика, конечно, в этом есть…

Но данная версия не объясняет, во-первых, наблюдающегося нагромождения геоглифов. Даже если допустить, что методика обучения меняется со временем, и требуется наносить новые линии поверх старых, то все равно остаются сильные сомнения. Ведь на определенном этапе этот хаос линий станет уже не помогать новичку, а только запутывать его.

И во-вторых, эта версия совершенно не объясняет громадную протяженность региона, в котором встречаются геоглифы. Зона для обучения в тысячу с лишним километров – явно многовато. Тем более, что во многих местах на этой протяженной площади встречаются самые простые – прямые линии.

 

Признаки иной цивилизации

 

Версии о создании и использовании геоглифов Наска пилотами неких достаточно совершенных летательных аппаратов подразумевает весьма высоко развитую цивилизацию, посещавшую эти места в глубоком прошлом. Будь то выжившие в потопном катаклизме представители земной цивилизации, как у Вершинина, либо представители инопланетной цивилизации, как у Дэникена. И вполне естественно ожидать, что такая цивилизация должна была оставить после себя более весомые свидетельства своего присутствия, нежели странные рисунки, полосы и геометрические фигуры на пустынном плато.

Как уже вскользь упоминалось ранее, в Южной Америке следов деятельности древней высоко развитой в техническом отношении цивилизации не просто много, а очень много. Более того, именно в Южной Америке эти следы наиболее показательны – разница между качеством обработки твердых горных пород (типа гранита, базальта, диорита и других) и возможностями местных индейских цивилизаций очевидна настолько, что не вызывает сомнений. Практически все наиболее известные мегалиты – то есть сооружения из больших и даже огромных каменных блоков – на южноамериканском материке созданы именно этой высоко развитой цивилизацией, которая по целому ряду параметров превосходила даже возможности современного человечества (см., например, Рис. 43 или Рис. 24-ц).

 

Рис. 24-ц

Я не буду здесь подробно останавливаться на особенностях местных мегалитов, поскольку это выходит за рамки темы данной книги. Тем же, кого заинтересует детальное описание южноамериканских древних объектов, могу порекомендовать ознакомиться с моей книгой «Перу и Боливия задолго до инков», опубликованной издательством «Вече». Здесь же упомяну лишь о прямых, непосредственных свидетельствах высоко развитых технологий, оставленных в глубокой древности.

Следы применения таких технологий видны, скажем, в Тиауанако (современная Боливия) в сложных формах блоков из твердого андезита (местный гранит) – создание подобных внутренних углов (см. Рис. 25-ц) и для современной промышленности представляют сложнейшую задачу. Это требует использования очень развитых машинных (именно машинных –!) технологий и прочных инструментов, которых у местных индейцев не было и быть не могло. То же, что здесь использовались как раз машинные технологии, показывает, например, блок, на котором древние мастера оставили неглубокий надрез с аккуратно просверленными углублениями – см. Рис. 70.

 

Рис. 25-ц

 

Рис. 70. Блок с надрезом и просверленными углублениями (Тиауанако, Боливия)

Аналогичные надрезы, созданные с помощью также явно машинного инструмента, можно видеть на горизонтальной поверхности небольшой ступеньки, вырезанной в отвесной скале в Ольянтайтамбо на территории Перу. Причем в данном случае мы сталкиваемся с двойными надрезами шириной всего в миллиметр, которые никакими «ударными» методами (простым скалыванием материала) получить физически невозможно (см. Рис. 26-ц).

 

Рис. 26-ц

Более глубокий надрез можно увидеть на диоритовой скале на территории археологического памятника Саксайуаман, расположенном близ древней столицы инков Куско и знаменитом своей «зубчатой» трехъярусной стеной из огромных боков. Здесь древние мастера зачем-то надрезали скалу по длине порядка десяти метров и затем откололи от нее «кусочек» на несколько сотен тонн – совсем как мы работаем стеклорезом при резке стекла или керамики. Только тут надрез имеет глубину порядка сантиметра-двух, но сделан так, как и требует мастерство стеклореза – за один проход инструмента (см. Рис. 27-ц). Подобное в столь твердом материале возможно лишь при помощи мощного стационарного оборудования с использованием прочных стальных пил с алмазными насадками. А тут, похоже, было использовано что-то типа нашей «болгарки» (только современный мастер за один проход может углубиться всего лишь на миллиметр-полтора, а тут заглубление на порядок больше –!). На использование «болгарки» – то есть дисковой пилы – явно указывают сохранившиеся следы именно такого инструмента неподалеку на этой же скале, от которой в данном случае зачем-то отрезали небольшой кусок – см. Рис. 71.

 

Рис. 27-ц

 

Рис. 71. Следы дисковой пилы на скале в Саксайуамане (Перу)

Однако основные мегалиты с признаками использования весьма развитых технологий сосредоточены в удаленных горных районах. А вот в районе геоглифов таких явных следов не наблюдается. Тут вообще нет мегалитических сооружений в обычном смысле слова – то есть конструкций из больших блоков.

Понятно, что столь высоко развитой цивилизации, которая смогла создать такие мегалитические сооружения в горных районах, преодолеть расстояние в несколько сотен километров до плато Наска проблем никаких не составляло. Уровень ее развития таков, что она давно уже должна была освоить полеты по воздуху и создавать для этого весьма совершенные аппараты. Так что она вполне могла быть здесь. Но это – лишь логическое предположение, а хотелось бы видеть все-таки что-то «более осязаемое».

Одно из пусть и весьма косвенных свидетельств присутствия тут подобной цивилизации можно обнаружить в некоторых особенностях культур наска и паракас.

«У создателей культуры Паракас было странное пристрастие к экспериментам со своими черепами. Младенцы поголовно подвергались мучительной операции по деформированию черепа, в результате чего голова паракасца приобретала клиновидную форму. Иногда детишки не выдерживали столь суровых испытаний, о чем свидетельствует трагическая находка в одном из могильников. Здесь, в 1931 году был обнаружен крохотный ребенок с головой, перетянутой лентой из хлопковой ткани. Под туго обмотанной лентой оказались две плотные подушечки – одна давила на лобную, а другая на затылочную часть черепа. Результатом должна была стать идеально клиновидная форма головы – но младенцу уже не довелось порадоваться результату» (Г.Ершова, «Древняя Америка: полет во времени и пространстве»).

 

Рис. 72. Повязки для деформирования головы

Мода на подобную странную (и очень болезненную, между прочим) экзекуцию, в результате которой голова человека принимает вытянутую форму, встречается в самых разных регионах планеты. Но наибольшее количество таких деформированных черепов обнаруживается именно в районе культур наска и паракас. Здесь подобная практика принимала прямо-таки маниакально-всеохватывающие масштабы.

И вот, что любопытно. В практике деформации головы везде, во всех регионах, явно прослеживается определенная закономерность: при всем разнообразии методов и способов воздействия на форму черепной коробки (от тугих повязок-шапочек до специальных деревянных приспособлений) явно доминирует стремление добиться лишь одного результата деформации – вытянутой головы. Нигде и никогда никто не стремился к другой форме…

Возникает вполне закономерный вопрос: каковы истоки столь массового (и единообразного во всех регионах!) стремления к удлиненной форме головы?.. Вопрос – далеко не праздный, если учесть данные современной медицины о том, что подобное воздействие на голову помимо причиняемых неудобств и неприятных ощущений способствует возникновению регулярных головных болей и серьезно увеличивает риск негативных последствий для психического и физического здоровья человека.

Историки не дают сколь-нибудь вразумительного ответа на этот вопрос, списывая все в лучшем случае на культовый обряд с непонятной мотивацией. Однако даже при всей силе воздействия религии и культа на весь образ жизни людей, ее явно недостаточно. Для подобного «фанатичного стремления к уродству» должен быть гораздо более мощный стимул. И стимул достаточно устойчивый, если учитывать повсеместность и длительность этой «традиции».

В последнее время все больше исследователей склоняются к нейрофизиологической версии. Дело в том, что изменение формы черепа оказывает влияние и на различные области коры головного мозга, что должно, по идее, способствовать определенным изменениям психики человека. Однако до сих пор все это находится только в области гипотетических предположений, а среди практикующих деф<


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.082 с.