Групповая (звеньевая) форма организации обучения — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Групповая (звеньевая) форма организации обучения

2023-01-02 29
Групповая (звеньевая) форма организации обучения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

При групповой работе класс временно делится на несколько групп, или звеньев. Звенья не должны быть постоянными, так как это может привести к возникновению групп учащихся разного уровня успеваемости. В таком классе невозможно будет вести общую работу со всеми учащимися, осуществлять принципы единства обучения, равное право на образование и на развитие способностей.

Величина групп различна. В зависимости от содержания и характера предстоящей работы она колеблется в пределах от 2 до 6 человек. В более многочисленных группах невозможно обеспечить активную работу всех членов звена. Учитывая не только дидактические задачи, но и характер школьной мебели, обычно учителя организуют звенья в составе четырех человек,

С.238

 

для чего временно сдвигаются парты или столы. При комплектовании звеньев учитывается успеваемость учащихся по предмету. В опыте школ Краснопресненского района Москвы оправдало себя комплектование групп по принципу объединения школьников разного уровня обучаемости. Смешанный состав учащихся обеспечивает более интенсивный обмен знаниями, опытом между сильными, средними и слабыми учениками, благодаря чему укрепляются межличностные отношения учащихся[99].

Кроме уровня обучаемости, важно принимать во внимание также разную внеурочную информированность отдельных учащихся по данному предмету. Учащиеся с разной информированностью могут дополнить друг друга[100]. Ученика, который может рассказать товарищам что-то, чего они не знают, начинают выше ценить, с ним больше считаются.

По каждому учебному предмету создаются свои временные группы на срок от одной учебной четверти до полугодия. Это позволяет лучше овладеть навыками коллективной работы и повышает объем и качество работы группы. Однако в отдельных случаях в интересах дела группы могут создаваться и на меньшей срок — на несколько занятий.

В опыте школ Краснопресненского района оправдал себя институт консультантов. Консультант по учебному предмету — это успевающий по данному предмету и интересующийся им ученик, который проявляет желание помочь своим товарищам в учении. Консультанта выбирает коллектив класса, он же про веряет и оценивает его работу. Педагог руководит всей деятельностью консультанта, поэтому консультант является доверенным лицом не только коллектива учащихся, но и учителя, ведущего данный предмет. Консультант руководит работой звена по определенному учебному предмету, а по другому предмету он является рядовым членом группы, работает под руководством своего более опытного товарища-консультанта. Тем самым предупреждается опасность появления зазнайства у консультантов.

Консультант выполняет как объяснительные, так и организаторские функции. К объяснительной функции относится помощь членам звена в овладении теоретическим материалом по предмету и в укреплении умений и навыков. Организаторская функция включает распределение работы между членами звена, контроль за их работой, проверку знаний, правильность выполнения учебных заданий. Иногда консультантам поручают рецензировать письменные работы членов звена. Эти педагогические функции могут быть доверены консультанту при условии, что уровень его знаний не вызывает у учителя никаких сомнений. Кроме того, учитель должен дать консультантам со-

С.239

тветствующий методический инструктаж, чтобы обеспечить эффективность их работы.

Каждая группа получает учебное задание, либо одинаковое для всех групп, либо дифференцированное. И в том и в другом случае необходимо в конце Занятия обсудить результаты работы всех групп. Работа в группах важна с воспитательной точки зрения: она приучает учащихся к работе в небольших коллективах (звеньях, бригадах).

Наметим примерный круг учебных ситуаций, в которых целесообразно использовать групповую форму работы. Эта форма организации обучения прежде всего целесообразна при проведении практических работ, лабораторных работ и работ-практикумов по естественнонаучным предметам; при отработке навыков разговорной речи на уроках иностранного языка (работа в парах); при отработке навыков в упражнениях на уроках физкультуры; при решении конструктивно-технических задач на уроках трудового обучения; при работе на пришкольном участке; при изучении текстов, копий исторических документов и т. п.

Внутри звена работа должна быть организована так, чтобы все члены были активными участниками решения общей учебной задачи, чтобы слабые не прятались за спины сильных, а сильные не подавляли своей активностью средних и слабых. Этому способствует четкое распределение работы между всеми членами звена, взаимная проверка результатов работы каждого.

В. В. Котов, исследовавший групповую деятельность учащихся на уроке, показал, что она складывается из следующих элементов:

1. Предварительная подготовка учащихся к выполнению группового задания, постановка учебных задач, краткий инструктаж учителя.

2. Обсуждение и составление плана выполнения учебного задания в группе, определение способов его решения (ориентировочная деятельность), распределение обязанностей.

3. Работа по выполнению учебного задания.

4. Наблюдение учителя и корректировка работы группы и отдельных учащихся.

5. Взаимная проверка и контроль за выполнением задания в группе.

6. Сообщение учащихся по вызову учителя о полученных результатах, общая дискуссия в классе под руководством учителя, дополнения и исправления, дополнительная информация учителя и формулировка окончательных выводов.

7. Индивидуальная оценка работы групп и класса в целом. Групповая форма работы может иногда проводиться парами: два ученика выполняют какую-то часть работы вместе.

Успех групповой работы зависит, в первую очередь, от тщательности ее подготовки и умения учителя уделить необходимое внимание каждой группе учащихся. Групповая форма удачно дополняет фронтальные виды работы. Ее значение различно для разных учебных предметов и для разных классов.

С.240

 

В школах чаще стали привлекать старших учащихся для оказания помощи в учебной работе младшим. Как показали наблюдения, такое общение между школьниками различных возрастов оказывается полезным в учебном и воспитательном отношении как тем, кто помогает, так и тем, кому эта помощь оказывается. Большая роль в осуществлении такой работы принадлежит комсомольской и пионерской организациям.

Ни одну из рассмотренных общих форм организации обучения не следует универсализировать и противопоставлять другим, так как каждая из них решает свои специфические учебно-воспитательные задачи. Эти формы взаимно дополняют друг друга. Выбор той или иной формы и их сочетаний зависит от решаемых учебно-воспитательных задач, специфики содержания, его объема и сложности, от изложения его в учебнике, от уровня учебных возможностей учащихся класса.

6. ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К УРОКУ, ЕГО ПРОВЕДЕНИЕ И АНАЛИЗ

Подготовка учителя к уроку. Качество любого урока в значительной мере определяется тщательностью подготовки к нему учителя. Подготовку учителя к уроку схематично можно представить следующим образом.

1-й этап — изучение учебной программы. Эта часть работы выполняется в ходе подготовки к учебному году. При этом особое внимание обращают на основные цели и задачи учебного предмета в целом и на цели и задачи, стоящие перед каждой учебной темой.

Готовясь к изучению с учащимися очередной темы, учитель вновь обратится к программе, для того чтобы четко поставить перед собой цели и задачи, которые необходимо достигнуть и решить в процессе изучения темы в целом и на каждом конкретном уроке.

Изучая содержание конкретной учебной темы, учитель уяснит логическую взаимосвязь учебного материала с ранее изученным, а также с материалом, который предстоит изучить позже. Это позволит более глубоко и четко сформулировать ближние и дальние цели изучения учебного материала.

2-й этап — изучение методической литературы. Изучив содержание очередной учебной темы по программе, учитель просматривает соответствующие разделы стабильного учебника, методических руководств и статьи в методических журналах, собирает материал для общего плана изучения темы (тематическое планирование). Тематический план не должен быть громоздким. В нем предусматривается самое важное и существенное, а именно: разбивка учебного материала по урокам, логи-

с.241

 

ческая взаимосвязь материала, календарные сроки проведения уроков (по неделям).

3-й этап — изучение материала конкретного урока в стабильном учебнике. Изучая учебник, учитель мысленно соотносит характер и логику изложения в нем учебного материала с достигнутым уровнем подготовки и уровнем развития своих учеников. Особенно большое внимание он уделяет доступности изложения учебного материала, отмечает то, что в учебнике изложено просто и доступно, с тем чтобы часть материала поручить учащимся для самостоятельного изучения. Одновременно надо отметить и то, что может оказаться труднодоступным для учащихся. Особенно тщательно продумывается методика изложения этих вопросов на уроке.

4-й этап — изучение и подготовка имеющихся в школе средств обучения по теме урока. Учитель знакомится не только с имеющимися пособиями, просматривает учебные диафильмы и кинофильмы, но и с аннотациями учебных телевизионных передач, прослушивает звуковые пособия. Особое внимание необходимо уделить учебным демонстрационным и лабораторным работам. Технику и методику их постановки учитель тщательно отрабатывает, чтобы на уроке не было неудачи. Ничто так не подрывает авторитета учителя, как неудача в постановке учебного эксперимента.

Определяя цели, непременно надо учитывать четыре возможные цели урока — усвоение знаний, привитие навыков и умений, развитие творческого опыта и воспитание. Цели следует обозначать конкретно в соответствии с темой, в зависимости от типа урока, но воспитательную надо иметь в виду всегда. Сообразно целям темы следует намечать упражнения, творческие задачи, конструируя их, если их нет в пособиях.

5-й этап — разработка плана урока. План урока — это конечный результат подготовительной работы учителя к проведению урока. План урока составляется на основе тематического плана с учетом реального продвижения в изучении темы. В плане урока указывают: 1) тему урока; 2) цели и задачи урока;

3) структуру урока — последовательность учебных ситуаций при изложении учебного материала и проведении самостоятельной работы учащихся; 4) перечень и место учебных демонстраций;

5) время на каждый этап урока; 6) необходимое для проведения урока оборудование и учебные пособия.

Учителя математики, физики, химии, радио- и электротехники в план записывают решения задач, которые будут предложены на уроке.

При разработке плана урока учитывается степень подготовленности учащихся к сознательному усвоению намеченного содержания, к выполнению проектируемых учебных действий. Очень важно также заранее предвидеть возможные затруднения, которые могут возникнуть у учащихся, особенно у слабоуспевающих, и наметить пути их преодоления (например, наводя щий вопрос, дополнительное пояснение учителя или вызванного ученика, рисунок на доске и т. п.).

С.242

 

План урока не должен быть громоздким. Однако начинающему учителю целесообразно писать подробный план, а по сложным и трудным темам — краткие конспекты уроков.

Деятельность учителя на уроке. Тщательная подготовка — необходимое условие для проведения урока. Но этого мало: необходима творческая реализация намеченного плана в классе. Из всего многообразия вопросов, связанных с деятельностью учителя на уроке, остановимся только на главных: каковы функции учителя на уроке и как он эти функции должен выполнять?

Учитель прежде всего воспитатель. Поэтому надо обратить особое внимание на воспитательную функцию учителя на уроке. Воспитание — сложный, если не сказать сложнейший, процесс, процесс, происходящий в ходе обучения. Воспитать ученика невозможно путем словесных объяснений того, “что такое хорошо и что такое плохо”, путем нудных нотаций и наставлений. Воспитывающее воздействие на ученика в первую очередь оказывает личность учителя: его образованность, манеры поведения, заинтересованное отношение к делу, доброжелательное отношение к ученикам, искренность во взаимоотношениях с учащимися, умение владеть собой, строгая доброта, одежда, желание помочь ученику, умение понять ученика и т. п.

Не меньшее значение для воспитания учащихся имеет умение учителя находить в содержании учебного материала такие элементы, изложение которых будет ненавязчиво, исподволь воспитывать учеников.

Сильное воспитательное воздействие на учащихся оказывают методы и организационные формы обучения. Учебный процесс для учащихся является процессом познания и должен протекать по законам познания. То обстоятельство, что этот процесс познания организуется учителем и проходит под его руководством в специально созданных для этого условиях” не меняет его сущности. Ребенок в процессе своей учебной деятельности в своеобразной форме и в сокращенные сроки под руководством учителя повторяет для себя исторический процесс познания. Задача учителя сводится к такой организации учебной деятельности учащихся, которая обеспечила бы максимальное развивающее и воспитывающее действие на ученика.

Учитывая большую роль чувственного восприятия в формировании понятий, в преодолении формализма в знаниях учащихся, необходимо большое внимание на уроках уделять правильному осуществлению принципа наглядности.

В процессе теоретического объяснения учебного материала исключительное значение имеет продуманная логика изложения и доказательность выдвигаемых положений. Ничто так не вредит развитию и формированию гражданина и человека, как дог-

С.243

 

матизм в обучении. Наука, а вслед за ней и обучение не признают догматов. Наука требует доказательств, а обучение — доступных для учащихся доказательств. Кроме того, догматизм, и это главное, противоречит основным устоям советской морали. Поэтому необходимо уделить много внимания поиску доступных для учащихся доказательств истинности излагаемого.

Обучение невозможно без строгой дисциплины. Вопрос дисциплины на уроке один из первых вопросов, с которым сталкивается учитель, входя в класс. Решение этого вопроса в основном зависит от того, сумеет ли учитель заинтересовать учащихся своим предметом, сумеет ли найти верный тон в обращении с учащимися.

Для установления хорошей рабочей дисциплины необходимо глубокое знание предмета, умение четко и интересно его преподнести, заинтересованность в успехах учащихся, искренность поведения учителя в классе и его умение отличить детскую непоседливость от безобидной шалости, а безобидную шалость от дурного намерения недисциплинированного ученика. Отличить и найти соответствующую меру пресечения. На уроке нельзя быть как ни чрезмерно строгим, так и ни чрезмерно мягким. И то и другое противопоказано. Иногда достаточно только дольше обычного задержать свой взгляд на ученике, нарушившем дисциплину, а иногда следует назвать его по имени или, что строже, по фамилии.

Никогда, ни при каких обстоятельствах не следует выражать свое неудовольствие работой ученика или его поведением в обидной для него форме. Хороший учитель, нашедший деловой контакт с классом, не предпринимает видимых мер для поддержки дисциплины. Все учащиеся и сам учитель на уроке работают так, что у учеников нет ни желания, ни времени отвлечься от этой работы.

Дидактика давно показала, что скука на уроках — злейший враг учения. Теоретически все это признают, а вот на практике на уроках часто царит скука и равнодушие. Это типичные пережитки того этапа развития школы, когда безраздельно господствовала идея, что корень учения горек, а плоды его сладки. Но вся беда в том, что из горького корня учения не вырастают и сладкие плоды: знания, не подкрепленные и не согретые положительными эмоциями, оставляют человека холодным и равнодушным, не задевают за живое, быстро улетучиваются. Более того, если учение сопровождается отрицательными эмоциями, то у учеников может на всю жизнь возникнуть отвращение к учению, знаниям, науке, к самым светлым и прогрессивным идеям. А это уже очень опасно.

Ч. Дарвин в своей автобиографии вспоминал: “В течение второго года моего пребывания в Эдинбурге я посещал лекции профессора Джемсона по геологии и зоологии, но они были неимоверно скучны. Единственным результатом того впечатления,

С.244

 

которое они произвели на меня, было решение никогда, пока я буду жив, не читать книг по геологии и вообще не заниматься этой наукой”.

Впоследствии, когда Дарвину представилась возможность посещать интересные публичные лекции по геологии, он не ходил на них потому, что его, как он пишет, “тошнило от эдинбургских лекций”.

Эмоциональная окраска урока невозможна без специальной подготовки учителя к уроку. Урок можно дать, можно провести, но лучше исполнить, как исполняет свою роль артист на сцене! В работе учителя на уроке сливаются воедино знания предмета, профессиональное мастерство и искусство.

Большое значение для успешной работы на уроке имеет умение видеть весь класс и отдельных учеников. Учитель должен уметь подмечать самые незначительные изменения в классе и вовремя принимать необходимые меры. При этом очень важно отметить успехи учащихся. Успех хорошо успевающего ученика надо отметить спокойно и сдержанно, а успех слабоуспевающего ученика следует отметить громко, с известной долей преувеличения. И в том и в другом случае одобрение учителя является хорошим стимулом для учащихся. Большой такт надо проявлять, отмечая промахи учеников. Делать это надо, как правило, в извиняющих ученика тонах, в виде ненавязчивой подсказки, делая вид, что, с вашей точки зрения, ошибка ученика лишь досадная случайность и не более. Такой подход к успехам и промахам в работе учащихся способствует созданию в классе хорошего психологического климата.

Анализ урока. Для того чтобы быстрее и в совершенстве овладеть педагогическим мастерством, следует взять за правило тщательно продумывать каждый проведенный урок. При этом важно отметить и свои удачи и свои промахи, найти истоки и тех других, выяснить, были ли они “запрограммированы” на стадии подготовки к уроку или явились результатом работы непосредственно на уроке.

При анализе урока опасно и самобичевание и самолюбование. Необходимо спокойно восстановить в памяти ход урока и отметить в плане свои наиболее существенные выводы о его качестве.

Студент должен научиться анализировать уроки, которые проводит сам, уроки своих товарищей и уроки учителей, которые посещает.

Анализ урока должен опираться на хорошее знание задач, содержания и методики учебного предмета, на знания по теории воспитания и обучения, по психологии. Чтобы правильно проанализировать и оценить отдельно взятый урок, надо выявить его место в системе всех уроков по теме: на какое ранее усвоенное содержание он опирается, как развивает это содержание, что нового добавляет, как тем самым готовит почву для сознатель-

С.245

 

ного усвоения содержания последующих уроков. Такое рассмотрение урока в целостной системе позволит оценить, правильно ли определена цель данного конкретного урока.

Правильная постановка общей цели урока и вытекающих из нее конкретных задач — одно иэ важнейших условий эффективности урока.

Анализируя урок, надо выявить, как понимает учитель цель урока. Сегодня она не должна ограничиваться только сообщением суммы знаний и привитием навыков. Урок призван решать также важные задачи коммунистического воспитания и всестороннего развития личности. Вытекающие отсюда конкретные задачи урока должны быть хорошо осознаны учителем, направлять его действия.

Далее анализ должен установить, достигнуты ли иамеченвые цель и задачи урока: какие знания приобрели ученики, каково качество этих знаний, какими умениями и навыками ученики овладели или начали овладевать. Трудно, а порой и вовсе невозможно установить сдвиги в воспитании и развитии детей на отдельном уроке — обычно они сказываются в дальнейшем, в результате проведения целой системы уроков. Но, анализируя ход урока, его этапы, надо обратить внимание на те действия, которые предпринимал учитель для осуществления намеченных задач воспитания и всестороннего развития, какие учебно-вос-пйтательмые ситуации он создавал для этого на уроке, насколько удачно это делал.

Весь дальнейший анализ урока и должен быть посвящен рассмотрению учебно-воспитательных ситуаций, созданных учителем на всех этапах урока, и педагогической оценке этих ситуаций с точки зрения их эффективности для достижения намеченной цели и конкретных задач урока.

Какие ситуации были созданы учителем, чтобы настроить детей, вошедших в класс, на дружную, организованную, деловую работу?

Какое место отвел учитель проверке выполнения домашнего задания и как организовал эту едва ли не самую сложную часть урока?

“Большой бедой многих уроков...— писал В. А. Сухомлинский,— является расточительство времени на первом этапе урока — во время проверки домашнего задания. Как раз здесь больше всего игнорируется целенаправленность урока: учитель опрашивает в течение 15—20 минут трех-четырех учеников, ставит им оценки, класс же в это время ничего не делает... С напряжением ожидает класс, кого вызовет учитель после того, как предыдущий ученик ответил. Но вот учитель назвал фамилию вызванного, класс облегченно вздохнул и все стали заниматься своими делами”[101].

С.246

 

Было ли такое расточительство времени на анализируемом уроке? Если нет, то как учителю удалось этого избежать?

Какие учебные ситуации создал учитель на уроке, чтобы мобилизовать внимание детей и подготовить их к восприятию нового учебного материала? Удалось ли вызвать интерес к теме, желание решить проблему, узнать новое, неизвестное?

При анализе этапа урока, посвященного сообщению новых знаний, важно выявить и оценить учебные ситуации, созданные учителем для решения этой задачи. Здесь важно выяснить, насколько удачны с учебно-воспитательной точки зрения были созданные учителем ситуации и их дидактическая последовательность. Удалось ли обеспечить внимание, заинтересованность, активную работу мысли учеников, контакт учителя с ними? Если ученики выполняли самостоятельную работу, то создавал ли учитель учебные ситуации самоконтроля, самопроверки? Проверял ли учитель понимание учащимися аового материала и что сделал для его закрепления? Насколько эффективными оказались соответствующие учебные ситуаций?

При анализе урока надо установить, какие и как даны домашние заданья.

Очень важно правильно оценить и самый характер домашних заданий: насколько они способствуют развитию, углублению знания, совершенствованию умения учиться, подготовляют к сознательному усвоению материала последующих уроков, ориентируют на наблюдения над предметами и явлениями природы и труда, стимулируют развитие многогранных духовных потребностей, учитывают особенности и возможности слабых и сильных учеников и т. д.

“Анализ, исследование, сравнение — эти формы активного умственного труда должны пронизывать домашние задания, которые соединяли бы в себе чтение книги с наблюдением и трудом”[102].

Подобный анализ урока позволяет выявить все его сильные и слабые стороны и сделать практические выводы для совершенствования последующих уроков.

Сильным, опытным становится педагог, который умеет анализировать свой труд, писал В. А. Сухомлинский.

7. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИЙ ОБУЧЕНИЯ

По мере развития строительства школьных зданий будут всюду ликвидированы двухсменные занятия, а это откроет новые возможности для улучшения организации всей учебно-воспитательной работы, для развития разнообразной внеурочной образовательной работы. В настоящее время проводится опытная работа во многих городских и сельских школах полного дня[103].

С.247

 

Это новый тип школы, открытой целый день и обеспечивающей в комплексе тесное единство идейно-политического, трудового, нравственного воспитания, организацию общеобразовательной, эстетической и спортивной деятельности в соответствии с учебными планами и индивидуальными интересами учащихся.

Учебно-воспитательная работа в этой школе не ограничивается рамками уроков, а проводится и во внеурочное время по единому плану, охватывающему как урочные, так и внеурочные формы занятий. В таком едином плане размещаются во времени (день, неделя, учебная четверть, год) основные компоненты образовательного процесса: уроки; занятия с учителем в учебных кабинетах в добавленные к учебному плану часы (для выполнения домашних заданий и различных самостоятельных лабора-торно-практических работ индивидуально или в небольших группах); занятия в кабинетах или библиотеках без учителя; учебная работа школьников во внешкольном учреждении, дома; летние учебно-воспитательные виды деятельности и др. Такая структура учебного процесса существенно меняет планирование учителем своей работы — за основу здесь берется тематическое планирование с учетом занятий отдельных учеников в предметных кружках и клубах. Меняются и формы проведения уроков. Основные виды контрольной деятельности и самостоятельной индивидуальной работы в значительной части переносятся на внеурочное время, а на уроке усиливаются разъяснение нового материала, обобщение, расширяется диапазон логического мышления и поисковой деятельности, способов и приемов решения задач, усиливается политехническая направленность обучения. Фактически все время урока становится обучающим, развивающим, формирующим мировоззрение, а технические и вспомогательные виды учебной деятельности выносятся во внеурочное время.

Для того чтобы привить учащимся стремление и умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке научной и политической информации, учащимся обеспечивается широкий выбор дополнительного (к общеобразовательному) содержания учебных предметов, осваиваемого в разных организационно-дидактических формах — на факультативных занятиях, в предметных кружках, в научных лекториях, в лекциях-концертах, в индивидуальной работе над темой в течение длительного времени (при консультативной помощи учителя). В этой работе большое значение принадлежит занятиям учащихся не только в кабинетах и библиотеках школы, но и в Домах пионеров, в кружках и лекториях, организуемых для школьников в вузах и других учреждениях науки и культуры. Большое значение приобретают занятия старшеклассников в научных клубах для молодежи при промышленных и сельскохозяйственных предприятиях. Именно здесь особенно тесно сочетаются теоретические занятияс.248

 

с серьезной трудовой практикой, опытничеством, конструированием новой техники, уходом за растениями и животными. Здесь формируются увлеченность наукой, техникой, элемен-гарные умения научной и конструкторско-изобретательской деятельности. Руководителями таких клубов выступают наряду со школьными учителями опытные практики, инженеры, агрономы, зоотехники.

Первые опыты работы школ полного дня показывают следующие их организационно-педагогические преимущества по сравнению с ныне существующими школами:

увеличение времени, объема и результативности трудового обучения и воспитания, профессиональной ориентации и общественно полезного труда школьников;

повышение эффективности общественно-политической, общественно-организационной, эстетической и спортивно-туристической деятельности;

интенсивное развитие разносторонних интересов учащихся средствами клубной работы;

оптимизация самодеятельности, самоуправления учащихся, их взаимоотношений с педагогами;

развитие воспитательных функций школьных коллективов;

развитие каникулярной и летней образовательно-воспитательной деятельности;

широкое использование воспитательных возможностей семьи и общественности в организации внеурочной деятельности школьников.

Ближайшее будущее, в частности благодаря школе полного дня, усилит и удельный вес групповой и самостоятельной работы учащихся, степень ее индивидуализации.

 

8. ЛИТЕРАТУРА, ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ, ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

Литература

Виноградова М. Д., Первин И. Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников М, 1977.

Кириллова Г. Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. М., 1980

Котов В. В. Организация на уроках коллективной деятельности учащихся. Рязань, 1977.

Лийметс X. И. Групповая работа на уроке. М., 1975.

Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. М., 1977.

Онищук В. А. Урок в современной школе. М., 1981.

Опыт работы школы полного дня/ Под ред. Э. Г. Костяшкина. М., 1978.

Полякова Е. Н., Бадаева В. И. Анализ урока. Изд-во Саратовского университета, 1975.

Скаткин М.-Н. Совершенствование процесса обучения. М., 1971.

Стрезикозин В. П. Организация процесса обучения в школе. М, 1963.

Сухомлинский В. А. Разговор с молодым директором школы. М, 1973.

Фоменко В. Исследование структуры урока. Душанбе, 1969.

С.249

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Что понимается под организационными формами обучения?

2. Дайте краткую характеристику классно-урочной системы, укажите ее педагогические достоинства и недостатки.

3. Назовите и охарактеризуйте общие формы организации обучения, укажите, какие дидактические задачи решает каждая из них.

4. О каких учебных ситуациях, создаваемых учителем на уроке, говорится в главе? Какие из них вы сами проектировали, готовясь к пробному уроку, и затем создавали их на уроке?

5. Расскажите о перспективах дальнейшего развития организационных форм обучения.

Примерные темы рефератов

1. Структура уроков.

2. Организация коллективной работы учащихся на уроке.

3. Дисциплина учащихся на уроке.

4. Эмоциональная атмосфера урока.

5. Подготовка учителя к уроку.

С.250

ГЛАВА VII. СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Содержание. 1. Постановка вопроса. 2. Дидактические функции средств обучения. 3. Технические средства обучения. 4. Учитель и средства обучения. 5. Условия эффективного применения средств обучения. 6. Литература, вопросы и задания для самостоятельной работы, примерные темы рефератов.

 

1. ПОСТАНОВКА ВОПРОСА

Как было показано в предыдущих главах, в процессе обучения происходит передача старшим поколением младшему накопленных человечеством научных знаний и методов их получения, формируется мировоззрение подрастающего поколения. Иначе говоря, в процессе обучения происходит воспроизводство научных знаний.

Как и в любом другом производственном процессе, в процессе обучения используются определенные средства труда (школьные здания и их оборудование, учебная документация, учебники, аппаратура для демонстрации некоторых видов пособий, учебные принадлежности и т. п.). Из всех видов средств педагогического труда в настоящей главе будут рассмотрены только орудия труда учителя и учащихся, которые принято называть материальными средствами обучения или, что проще, средствами обучения.

Виды средств обучения весьма разнообразны, и их состав зависит от уровня развития науки и техники. В настоящее время в школах находят широкое применение следующие виды средств обучения.

1. Объекты окружающей среды, взятые в натуральном или специально препарированном для целей обучения виде (живые и засушенные растения, животные и их чучела, образцы горных пород, почв и минералов, машины и их части, археологические находки и т.п.).

2. Действующие модели (машин, механизмов, аппаратов, сооружений и т. п.).

3. Макеты и муляжи (растений и их плодов, технических установок и сооружений, организмов и отдельных органов и т. п.).

4. Приборы и приспособления для учебных экспериментов.

5. Графические средства (картины, рисунки, географические карты, схемы и т. п.).

6. Технические средства обучения (диапозитивы, диафильмы,

с.252

 

транспаранты, учебные кинофильмы, радио- и телепередачи, звуко- и видеозаписи и т. п.).

7. Учебники и учебные пособия.

8. Устройства для контроля за знаниями и умениями учащихся. Приведенный перечень средств обучения не является исчерпывающим, но в него вошли наиболее широко применяемые.

2. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

Для выяснения дидактических функций средств обучения необходимо четко представить деятельность ученика и учителя в учебном процессе. Для простоты взаимосвязанную и взаимообусловленную деятельность учащихся и учителя временно рассмотрим по отдельности.

В процессе обучения ученик под руководством учителя с помощью средств обучения познает окружающий его мир. Следовательно, для него процесс обучения является процессом познания, а его деятельность — познавательной.

Учитель в процессе обучения организует познавательную деятельность учащихся, выступает в роли источника информации, контролирует и оценивает видимые результаты деятельности учащихся, корректирует ход процесса обучения, непрерывно воспитывает учащихся и т. д.

Таким образом, для учителя процесс обучения является рабочим процессом, процессом его профессиональной деятельности, которая неразрывно связана с деятельностью учащихся и определяет последнюю.

В правильно организованном учебном познании учитель обязан дать своим ученикам возможность чувственного восприятия изучаемых явлений или объектов. Однако сами явления и объекты не всегда могут быть непосредственно воспроизведены или показаны в учебном помещении. В этом случае средства обучения дают возможность воспроизвести их опосредованно через схему, рисунок, картину, модель.

Например, в учебном кабинете невозможно показать подлинники рукописей великих государственных и политических деятелей, поэтов, подлинные исторические документы. Однако есть возможность изготовить точные их копии и показать учащимся. В этом случае копии будут выступать в роли средств обучения. Точно также невозможно непосредственно в школе показать действующий вулкан или водопад. Однако с помощью учебной модели или учебного кинофильма это сделать можно. Аналогично дело обстоит с демонстрацией многих явлений или объектов, которые из-за их масштабов или пространственной удаленности недоступны для непосредственного наблюдения. При изучении языков, литературы, истории неоценимую услугу оказывают звукозаписи, предоставляющие учащимся возможность послушать за.писи подлинных речей выдающихся политических деятелей, выступлений писателей, поэтов, высокохудожественное чтение литературных произведений или звуковой документ.

С.252

 

Не вдаваясь в детали, можно сделать заключение о том, что средства обучения незаменимы на стадии чувственного восприятия изучаемых явлений и объектов. С их помощью в сознании учащихся запечатлеваются чувственно-наглядные образы этих явлений или объектов.

Но чувственно-наглядный образ — образ субъективный, в котором отражается лишь внешняя сторона объекта или явления. Например, воспринимая извержение вулкана, человек не может воспринять его внутреннее строение и тем более процессы, в нем происходящие. Задача обучения заключается в том, чтобы, отправляясь от чувственно-наглядного образа, подвести учащихся к глубинной сущности явления или объекта. Этот переход связан с абстрактным мышлением, с введением и использованием абстрактных понятий. При этом наглядные образы обеспечивают постоянную связь мышления с изучаемым объектом или явлением, поставляя мышлению необходимый информационный материа


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.127 с.