Тема 1. Конфигурация ПК. Клавиатура — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Тема 1. Конфигурация ПК. Клавиатура

2023-01-02 23
Тема 1. Конфигурация ПК. Клавиатура 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ВВЕДЕНИЕ

 

Система программирования Турбо Паскаль, разработанная американской фирмой Borland, по-прежнему остается одной из самых распространенных систем. Этому способствует простота освоения языка, возможность создания структурированных программ для решения как вычислительных задач, так и задач, связанных с обработкой сложных структур данных. Язык Турбо Паскаль используется при разработке операционных систем и систем управления базами данных. Появившиеся в настоящее время инструментальные средства для разработки программ, такие как Borland Pascal,Delphi, работающие в Windows, основываются на Турбо Паскале и развивают его идеи.

Данное учебное пособие написано в рамках изучения курса информатики студентами экономической специальности. В первой части пособия даются необходимые сведения об операционной системе MS DOS, инструментальной системе NC и интегрированной среде Турбо Паскаля. Знание этого материала необходимо при освоении практических навыков работы на компьютере и отладке программ.

Во второй части рассматривается язык программирования Турбо Паскаль 7.0. Эта часть материала рассчитана в основном на начинающих программистов и может быть использована при разработке относительно несложных программ. Для более глубокого изучения языка рекомендуется обратиться к литературе, указанной в пособии.

При овладении практических навыков работы на компьютере во время редактирования и отладки программ полезно воспользоваться приложениями, приведенными в данном пособии. В приложениях даются сведения об ошибках компиляции и выполнения программы, а также таблица альтернативной кодировки символов фирмы IBM.

 

 

 

Глава 1. Основные сведения о работе на

                     персональном компьютере

 

Впервые появившись на свет в конце 70-х годов, персональные компьютеры (ПК) очень быстро завоевали полное признание во всех сферах жизни человека. Это произошло потому, что ПК сочетают в себе высокую надежность и доступность, колоссальную скорость обработки информации и огромную емкость оперативной и дисковой памяти. Кроме того ПК имеют разветвленный интерфейс и богатейшее программное обеспечение.

1.1. Конфигурация персонального компьютера

Наиболее часто персональные компьютеры имеют такую конфигурацию:

 

                                       Рис. 1.1

И хотя внешний вид ПК может различаться в каких-то деталях, у него обязательно есть клавиатура, монитор и системный блок. Также обычно имеется манипулятор “мышь”, назначение которого заключается в удобном выборе команд и рисовании на экране компьютера, и принтер для распечатки текстов и рисунков.

Клавиатура

Клавиатура ПК служит для ввода команд, текста и другой информации. На ней имеются функциональные клавиши, вспомогательные, клавиши управления курсором, блоки цифр и алфавита.

Укажем назначение некоторых клавиш. [Esc] – с ее помощью отменяется любая команда. [Shift] – при одновременном нажатии с клавишами алфавита мы включаем верхний регистр (буквы становятся заглавными). [Caps Lock] – фиксация регистра (с ее нажатием заглавные буквы вводятся постоянно, уже не прибегая к одновременному нажатию клавиши [Shift]). Для ввода пустых промежутков в текст служит “пробел” - длинная клавиша без обозначения, расположенная внизу клавиатуры. Функциональные клавиши [F1]…[F12] находятся вверху клавиатуры и предназначены для быстрого ввода команд одной клавишей. Вспомогательные клавиши [Ctrl] и [Alt] действуют только при одновременном нажатии с другими, меняя их функции (например [Alt+F4]), или могут применяться для переключения алфавита с русского на латинский и обратно ([Alt+Shift]). Одна из наиболее употребительных клавиш - [Enter]. Это клавиша “ввода”. Почти любая команда или выбор какого-либо пункта меню (в отсутствии мыши) должны завершаться нажатием клавиши [Enter].

Клавиши управления курсором находятся справа. На них изображены стрелки, ­, ®, ¯. Также справа на клавиатуре имеется цифровой блок. Но активен он лишь тогда, когда нажата клавиша [Num Lock]. При этом в верхней правой части клавиатуры включается лампочка индикации. При выключенной лампочке клавиши цифрового блока управляют движением курсора.

Системный блок

В системном блоке располагается “сердце” компьютера - центральный процессор, а также блок питания, жесткий диск (винчестер), оперативная память, дисководы для гибких и компакт-дисков, звуковая и видеокарта и другие устройства. Корпус системного блока может располагаться горизонтально на столе (desktop), но чаще имеет вертикальное исполнение (minitower).

Монитор

Монитор, называемый иногда дисплеем, служит для отображения информации, передаваемой пользователю. Наиболее распространенным в настоящее время является дисплей с экраном размером 15 дюймов (15¢¢~ 38 см) по диагонали. Такие мониторы устойчиво и комфортно показывают изображение, состоящее из 800х600 пикселов и содержащее более миллиона цветов и оттенков. Современные мониторы оснащены функцией энергосбережения и не нуждаются в установке защитного фильтра на экран.   

Файловая система MS DOS

Персональный компьютер всегда работает под управлением какой-либо операционной системы. Она загружается при включении ПК и служит для размещения информации на дисках, организации диалога между пользователем и компьютером, запускает различные прикладные программы и управляет их работой.

MS DOS (MicroSoft Disk Operation System) является самой старой операционной системой для ПК. Бывают такие ситуации, когда ваш компьютер предлагает общаться с ним только на языке MS DOS. Поэтому существует некоторый объем сведений о структуре DOS, который является необходимым для уверенной (не посягая на слово “профессиональной”) работе на ПК.

Вся информация, обработкой и передачей которой занимается персональный компьютер, хранится в файлах. Файл – это поименованная область на диске или другом носителе информации. В файлах могут храниться ваши документы, тексты программ, рисунки, мелодии и любые другие данные. Имя файла – это конструкция вида xxxxxxxx.zzz, где xxxxxxxx - любая последовательность букв (желательно латинских), цифр и символов $, #, @,!, %, (,), {, }, ~, -, _, ^, `, & длиной не более 8 знаков. Расположенная после точки цепочка zzz называется типом файла (или расширением имени). Она является необязательной и должна включать не более 3 букв, цифр и выше перечисленных символов.

                                  Примеры

Правильные имена Неправильные имена
Ivanov.pas New12.23 Command.doc CTO(1) 123.$$$ @nn.## Command,com Bad.1.2. New12*23 Fax?doc Doc*.txt

Следует помнить, что в DOS существуют стандартные типы файлов, использование которых строго определено:

 .com,.exe - программа, готовая к выполнению;

 .bat – командный файл с набором текстовых команд;

 .sys – системный файл;

 .c – текст программы на языке СИ;

 .bas – текст программы на языке Бейсик;

 .for – текст программы на языке Фортран;

 .pas – текст программы на языке Паскаль.

Для того, чтобы было легче найти необходимый файл, все файлы пользователей группируются в различные каталоги. Каталог – это набор файлов, объединенных по какому–либо критерию. Иногда используются синонимы слова каталог: папка или директория. Каталогу присваивается имя, подчиняющееся тем же правилам, что и имя файла, но это имя не имеет расширения. Внутри каталогов могут, в свою очередь, содержаться подкаталоги, которые называются дочерними. Каталоги верхнего уровня называются родительскими.

 В отличие от DOS в современных операционных системах Windows 98, Windows NT и др. файлам и каталогам можно присваивать длинные имена, вплоть до 255 символов!

Все файлы и каталоги на диске образуют единую файловую структуру, пример которой в схематичном виде показан на рис. 1.2. 

Для того, чтобы файл был точно зафиксирован, при вызове используется полное имя файла, включающее путь или маршрут с перечислением всех вложений каталогов и подкаталогов:

<полное имя > = диск: \ подкат1 \ подкат2 \ … \ имя. тип.

Такое выражение еще называется спецификацией файла. Например, чтобы обратиться из корневого каталога к файлу anketa.doc на рис.1.2, необходимо записать спецификацию C:\OTD1\RITA\anketa.doc. В то же время, если мы работаем в каталоге RITA (тогда он называется текущим), достаточно записать просто anketa.doc. Этот каталог является дочерним для OTD1, который, в свою очередь, будет родительским для RITA.

 

 

 


                                                       Рис. 1.2.

Команды MS-DOS

Пусть и нечасто, но все-таки могут возникать аварийные ситуации, когда “отказались” грузиться и работать Norton Commander и Windows. В этом случае пользователь должен уметь общаться с компьютером на “низком уровне”, “в DOSе”, используя команды операционной системы.

Команды DOS набираются в командной строке, которую отличает наличие приглашения (обычно С:\>) и мерцающий текстовый курсор. После набора команды необходимо нажать клавишу ввода [Enter].

DOS реагирует на команды пользователя на английском языке. Типичными являются при этом такие сообщения на экране:

Bad command or file name – неверно указана команда или имя файла;

Invalid parameter – неверный параметр;

File not found – файл не найден;

Syntax error – синтаксическая oшибка;

Press any key to continue – для продолжения нажмите любую клавишу.

Рассмотрим некоторые команды DOS.

                                Системные

Date – получение или изменение (установка) текущей даты;

Time – получение или изменение (установка) текущего времени;

Cls – очистка экрана дисплея.

                             Работа с дисками

Format <имя диска>: - форматирование диска;

<имя диска>: - смена текущего диска

                           Работа с каталогами

CD <имя каталога> - объявление текущего каталога(change directory);

Dir – просмотр текущего каталога;

Dir <имя каталога> - выдает содержимое указанного каталога;

Dir/P – производит выдачу с остановкой после каждой страницы-экрана. Для продолжения достаточно нажать любую клавишу;

MD <имя каталога> – создание нового подкатaлога в текущем каталоге (make directory);

RD <имя каталога> - стереть пустой каталог (remove directory).

                  Команды работы с файлами

Copy <имя исходного файла> <имя конечного файла> - копирование файла;

Del <имя файла> - стирание файла (delete);

Type <имя файла> - выдать на экран содержимое текстового файла;

Print <имя файла> - выдать на принтер содержимое текстового файла;

Ren <старое имя файла> <новое имя файла> - переименование файла.

Инструментальная система NC

Рассмотренные нами выше команды MS DOS не позволяют управлять работой компьютера в комфортном режиме. Чтобы обеспечивать такую работу имеются программы, которые называются инструментальными оболочками. Примером наиболее часто используемой оболочки служит Norton Commander (сокращенно NC).

Norton Commander позволяет в удобной табличной форме просматривать содержимое дисков и каталогов, переходить с диска на диск и из каталога в каталог, копировать, перемещать, удалять, просматривать и редактировать файлы, а также выполнять множество других функций.

Запускается Norton Commander с помощью команды NC. Характерным признаком работы с оболочкой являются два окна (панели): левое и правое.

В верхней части панелей имеется строка с главным меню, которое становится доступным при нажатии клавиши [F9], либо после щелчка мыши на пунктах меню. Ниже размещен заголовок окна (подсвеченный, если окно в данный момент активно), показывающий имя диска (А:\ - гибкий, С:\ - жесткий диск, и т.д.), с которым мы в данный момент работаем, а также маршрут перехода в текущий каталог.

Таблицы на панелях содержат имена каталогов (заглавными буквами) и имена файлов (прописными буквами). Большинство из имен файлов снабжено расширениями, которые выравниваются по правой границе поля таблицы. По панелям перемещается курсорная рамка (клавишами управления курсором или мышью). Для перехода на другую панель служит табулятор [Tab].

В нижней части таблицы находится строка состояния, дающая информацию о величине, дате и времени создания выделенного файла (то есть того файла, на котором в данный момент позиционирована курсорная рамка).

Еще ниже расположена строка ввода команд DOS. Её можно отличить благодаря тому, что после “приглашения” (С:\…>) в ней имеется мерцающий курсор. Таким образом, не выходя из NC, мы имеем возможность набирать в этой командной строке любые команды DOS и, нажимая [Enter], запускать их на выполнение.

Самой нижней является строка “подсказок”, расшифровывающая назначение функциональных клавиш (F1 - “помощь”, F3 - просмотр, F4 - правка, F5 - копирование и т.д.).

Основные приемы работы в NC

- Выделение файла или каталога. Выделить объект – это значит навести на него курсорную рамку.

- Для того, чтобы войти в каталог, надо выделить имя каталога и нажать [Enter]. Для выхода из каталога (чтобы попасть в “родительский” каталог) нужно выделить “горизонтальное двоеточие” вверху таблицы и нажать [Enter].

- Просмотр файла. После выделения файла следует нажать [F3]. Выход из режима просмотра - клавиша [Esc] или [F10]. Если файл не помещается в рамки одного экрана, то при просмотре следует делать прокрутку клавишами управления курсором [­], [¯].

- Смена рабочего диска осуществляется клавишами [Alt + F1] (для левой панели) и [Alt + F2] (для правой панели). Далее в появившемся диалоговом окне необходимо выбрать искомый диск и нажать [Enter].

- Копирование файлов. Оболочка NC позволяет достаточно просто и наглядно выполнять операцию копирования из одной панели на другую панель. Первый этап операции состоит в настройке одного из окон на каталог, содержащий файл, который следует копировать. Другое окно настраивается на диск и каталог, в котором должна появиться копия файла. На втором этапе выделяем имя копируемого файла и нажимаем клавишу [F5]. В появившемся окне запрашивается подтверждение на выполнение операции (в нем при необходимости можно ввести новое имя для копии), и после нажатия [Enter] происходит копирование. NC позволяет выполнять и групповые операции над файлами, такие, например, как перемещение и копирование. Для этого надо лишь выделить с помощью клавиши [Ins] необходимое количество файлов, а затем, как уже указывалось выше, нажать [F5] и [Enter].

- Создать новый подкаталог (папку) в текущем каталоге можно с помощью клавиши [F7]. В появившемся окне необходимо набрать нужное имя создаваемого каталога и нажать [Enter].

- Для удаления файла или каталога следует выделить имя этого объекта и нажать [F8]. В диалоговом окне будет запрошено подтверждение необходимости выполняемой операции.

1.5. Контрольные вопросы

Тема 3. Команды MS- DOS

1. Чем отличаются внутренние команды от внешних?

2. Написать команду очистки экрана.

3. Написать команду смены активного диска.

4. Написать команды вывода на экран содержимого активного каталога: а) в полном формате; б) в сжатом формате.

5. Написать команду вывода на экран содержимого неактивного каталога. Привести пример.

6. Написать команду копирования файла из активного каталога на печать.

7. Написать команду копирования файла из активного каталога на дискету.

8. Как читается команда: D:\ST\EC>COPY Z *.* A:\<ENTER>?

9. Написать команду установки режима сжатой печати.

10. Написать команду форматирования дискеты.

Тема 4. Работа в среде NC

1. Что означает текущая панель?

2. Как выделить на панели каталог или файл?

3. Как активизировать панель?

4. Назвать клавиши управления панелями:

а) поменять панели местами;

б) убрать левую панель;

в) убрать правую панель;

г) убрать обе панели.

5. Как восстановить панели?

6. Как прочитать на экране содержимое файла в NC?

7. Назвать клавиши:

а) создания нового каталога;

б) переименования каталога или файла;

в) удаление каталога или файла;

г) копирования файла.

8. Как перейти в родительский каталог из текущего каталога?

9. Указать два способа перехода из текущего каталога в другой каталог.

10. Как перейти на другой диск?

11. Как быстро найти файл?

12. Как скопировать файл на печать из текущего каталога?

13. Указать два способа выделения группы файлов.

14. Указать два способа отмены выделенной группы.

Задание на ПК

1. Создать собственный каталог. В собственном каталоге создать файл. Получить две копии файла в другом каталоге, например, в каталоге ST: одна копия – с тем же именем файла, другая – с новым именем.

2. Удалить файлы из собственного каталога. Скопировать в свой каталог файлы с расширением.PAS.

 

Глава 2. Работа в интегрированной среде

                 Турбо Паскаль 7.0

Главное меню

Управление работой и настройка в системе Турбо Паскаль осуществляются с помощью команд, содержащихся в главном меню.

Поле главного меню содержит следующие команды: File(файл), Edit(редактирование), Search(поиск), Run(выполнение), Compile(компилирование), Debug(отладка), Tools(инструментарий), Options(опции), Window(работа с окнами), Help(помощь).

Приведем описание основных команд главного меню. Чтобы осуществить их вызов, необходимо, войдя в меню, выделить курсорной рамкой или указателем мыши нужный пункт меню и затем нажать [Enter].

Команда File

Команда File содержит функции, управляющие работой с файлами. Активизация этой команды приводит к появлению на экране подменю, включающего следующие опции.

New - удаление текущей программы из оперативной памяти, очистка экрана и создание нового файла с именем nonameXX.pas.

Open - загрузка файла с диска в новое окно редактора. При этом в диалоговом окне на выбор предлагаются имена файлов с маской *.pas. Если ввести имя, которого нет в текущем каталоге, то будет создан новый файл. Синоним команды Open - нажатие клавиши [F3].

Save - сохранение на диске текущего редактируемого файла. Если имя файла было nonameXX.pas, то среда запросит новое имя. Синоним команды Save - нажатие [F2].

Save as - записывает содержимое окна на диск под другим именем. В поле ввода диалогового окна мы должны написать новое имя, которому автоматически будет дано расширение.pas.

Sa v e all - сохраняет содержимое всех окон редактора в виде файлов на диске.

Change dir - изменяет текущий каталог пользователя.

Print - печатает содержимое текущего окна на принтере.

Printer setup - позволяет осуществить настройки принтера и параметров печати.

Dos shell - временный выход в DOS. Для возврата в Турбо-среду необходимо набрать команду Exit и нажать [Enter].

Exit - завершает работу с Турбо Паскалем. Синоним команды – сочетание клавиш [Alt+X].

Команда Edit

Undo -  отмена предыдущего выполненного действия в редакторе, так называемый “откат”. Синоним – [Alt + Back Space].

Redo -  отменяет действие команды Undo.

Cu t (“вырезать”) - удаляет выделенный блок текста из окна редактора и переносит его в буфер обмена Clipboard. Синоним – [Shift + Del].

Copy -  копирует выделенный блок из окна редактора в буфер обмена Clipboard. Синоним – [Ctrl + Ins].

Paste (“вставить”) - обратное копирование содержимого буфера обмена Clipboard в окно редактора, в то место, где в данный момент находится курсор. Синоним – [Shift + Ins].

Clear -  удаляет из окна редактора выделенный блок без помещения его в буфер обмена. Синоним [Ctrl + Del].

Show clipboard - отображает содержимое буфера обмена.

Команда Search

Find -  поддерживает поиск нужного фрагмента текста. В диалоговом окне при этом необходимо ввести ключевую строку для поиска.

Replase -  отыскав заданный фрагмент текста, Турбо-среда заменяет его на новый фрагмент, который предварительно вводится в соответствующее диалоговое окно. При включенной опции Change all будут автоматически произведены замены всех вхождений фрагмента без запросов на подтверждение.

Search again - повторение поиска.

Go to line number - переход на строку редактора с указанным номером.

Команда Run

Run ([Ctrl + F9]) -  запускает компиляцию (трансляцию), компоновку (сборку, линковку) и выполнение программы без промежуточного участия программиста.

Go to cursor ([F4]) - на режиме отладки осуществляет прогон от выделенной голубым цветом строки до строки, в которой находится курсор.

Trace Into ([F7]) - запускает режим пошагового (построчного) выполнения программы (трассировка). Многократно нажимая клавишу [F7], строка за строкой, мы можем выполнить всю программу. Очередная строка при этом подсвечивается голубым цветом.

Step over ([F8]) - выполняет те же действия, что и [F7], но без трассировки процедур и функций.

Program reset ([Ctrl + F2]) - прерывание режима отладки (трассировки). При этом гаснет подсветка текущей строки.

Команда Compile

Помимо команды Run компиляцию программ можно осуществлять в режиме Compile, получая при этом дополнительные возможности работы с объектными файлами.

Compile ([Alt + F9]) – компилирует конкретно ту программу, которая находится в окне редактора (или содержащуюся в файле, имя которого указано в подкоманде Primary file команды Compile).

Make ([F9]) – компилирует программу вместе со всеми вызываемыми модулями пользователя, в которые были внесены изменения.

Build -  в отличие от команды Make перекомпилирует все заказываемые модули вне зависимости от того, вносились ли в них изменения.

                            Команда Debug

Команда Debug предоставляет возможность проводить эффективную отладку программы, определять и изменять значения переменных в ходе трассировки, просматривать содержимое стека обращений к процедурам и т.д. Подробнее ее использование будет рассмотрено в параграфe 2.5.

                          Команда Options

Команда Options  обеспечивает управление параметрами интегрированной среды Турбо Паскаль, например, такими как настройки рабочих каталогов (директорий), конфигурация отдельных элементов среды и т. д.

                                Команда Window

Tile (“черепица”) - располагает окна так, чтобы каждое окно было видно на экране и все они имели бы равные размеры.

Cascade - окна располагаются каскадом, с перекрытием.

Zoom ([F5]) – распахиваeт окно на весь экран или возвращаeт ему прежний вид.

Next ([F6]) – переключение от одного активного окна к другому.

Close ([Alt + F3]) – закрывает активное окно.

                         Команда Help

Команда Help – выдача справочной информации. Особенно эффективна и полезна ее подкоманда Topic Search ([Ctrl + F1]), дающая полные пояснения к оператору или служебному слову, под которым в данный момент находится курсор. При этом предлагается Example – текст программы, в котором правильным образом использован рассматриваемый оператор.

 

2.3. Работа с окнами

 

Несмотря на то, что Турбо Паскаль как интегрированная среда программирования возник намного раньше, чем операционная среда Windows (по-русски это - Окна), в нём практически уже были заложены и реализованы многие черты перспективного принципа поддержки многооконного режима работы.

Для обмена информацией между программистом и средой в Турбо Паскале существует несколько основных видов окон. В окне редактора программист набирает и корректирует тексты программ, причем одновременно может быть загружено несколько текстов. Окно программы служит для показа результатов выполнения(“прогона”) программы(“горячие” клавиши - [Alt+F5], а выход из этого окна в редактор – нажатие любой клавиши). В процессе отладки, используя окно наблюдения (команда DEBUG/WATCH), пользователь может в “реальном времени” пооператорно отслеживать изменение значений переменных. Имеется и справочное окно (сочетание клавиш [Ctrl+F1]), в котором появляются различные полезные сведения. Прямо из него можно скопировать и перенести в свою программу фрагмент текста действующего примера. Одновременно на экране, накладываясь частично друг на друга, может присутствовать сразу несколько окон, однако только одно из них активно в каждый момент. Активное окно очерчивается двойной рамкой, неактивное - одинарной. Для смены активного окна используется клавиша [F6] или щелчoк мыши. Клавиша [F5] распахивает окно на весь экран или возвращает окну обычный размер. Команда [Alt+F3] закрывает окно и удаляет его с экрана.

Положениe и размеры активного окна можно изменить. Для этого командой [Ctrl+F5] вызываем режим модификации. Рамка окна становится зеленой. Теперь клавишами управления курсором окно перемещаем по экрану, а в сочетании с клавишей [Shift] меняем размеры окна. Фиксируем все изменения клавишей [Enter]. При работе с мышью эти же действия можно выполнить, захватывая указателем мыши заголовок окна или правый нижний его угол. Щелкая указателем мыши по позиции [€] в заголовке, мы закрываем и удаляем окно с экрана. Позиции [­] или [×] служат для распахивания окна или возвращения его к обычным размерам.   

Кроме рассмотренных типов окон, по мере надобности на экране разворачиваются диалоговые окна. Внутри них может быть несколько полей. C помощью поля ввода, в котором имеется мерцающий курсор, программист может ввести с клавиатуры числа или текстовую строку. В поле выбора среда предлагает возможные варианты опций, служащих для установки необходимых настроек среды. Для перехода от одних полей к другим служит клавиша [Tab]. Внутри полей перемещение производится клавишами управления курсором или мышью. Закрыть диалоговое окно можно клавишей [Enter]. В этом случае реализуются все изменения, проведенные в окне. Чтобы закрыть окно без сохранения результатов наших манипуляций, нажимаем кнопку [Cancel].

Текстовый редактор

Выше была описана команда Edit главного меню, с помощью которой можно производить обработку набираемого текста программы. В дополнение к этому система Турбо Паскаль предoставляет достаточно эффективные возможности прямого редактирования текста.

Редактирование текста может осуществляться в режиме вставки и замены. В режиме вставки вводимый символ раздвигает текст, смещая остаток строки вправо. В режиме замены новый символ заменяет тот символ, на который указывает курсор, при этом остаток строки не смещается. Смена режимов осуществляется клавишей [Ins]. При включенном режиме замены курсор представляет собой крупный мигающий прямоугольник, заслоняющий символ целиком.

Для удаления строки, в которой находится курсор, используется команда [Ctrl + Y]. Восстановление удаленной строки осуществляется командой [Alt + Back Space].

Эффективным приемом редактирования текста является работа с блоками. Блок – это часть (фрагмент) текста. Командой [Ctrl + K, В] помечается начало блока с позиции, в которой стоит курсор. Следует отметить, что все буквы в командах набираются в латинском алфавите. Конец блока помечается командой [Ctrl +K, K] в позиции нового местоположения курсора. После этого блок выделяется другим цветом, отличным от цвета остальной части. После выделения блока с ним можно провести следующие манипуляции, используя приведенные ниже сочетания клавиш:

[Ctrl+ K, Y] – удалить блок;

[Ctrl+ K, C] – скопировать блок;

[Ctrl+ K, V] – переместить блок;    

[Ctrl+ K, W] – записать блок в файл. При этом в диалоговом окне необходимо задать имя файла; 

[Ctrl+ K, R] – прочитать блок из файла. В диалоговом окне необходимо задать имя файла;

[Ctrl+ K, P] – печать блока на принтере;

[Ctrl+ K, H] – снять выделение блока.

Обычно редактор работает в режиме автоотступа, когда каждая новая строка начинается на экране с той же позиции, что и предыдущая. Отказаться от режима можно командой           [Ctrl + O, I]. Повторное нажатие восстановит режим автоотступа.

 

Интегрированный отладчик

Интегрированная среда программирования Турбо Паскаль содержит мощный и эффективный набор средств для отладки создаваемых пользователем программ.

Процесс отладки состоит в поиске ошибок, которые были допущены при программировании. Основной принцип отладки состоит в возможности трассировки - пошагового выполнения тела программы, получая на шагах информацию о том, как выполнился тот или иной оператор.

Допустим, что нам необходимо отладить некоторую программу, содержащую блок операторов:

 

                ……

                a:= 1;

                b:= 2;

                c:= 1;

                d:= b * b – 4 * a * c;

                e:= (a + b + c) / d;

                writeln(‘e = ’, e:8:3);

                ……

 Отладку начинаем, нажимая клавишу [F7], или выбираем команду Trace into пункта Run главного меню (сложные команды будем записывать в виде: Run/Trace into). Если блок удален от начала программы, то нужно установить на него курсор            (оператор a:=1;) и нажать [F4] (команда Run/ Go to cursor). При первоначальном обращении к отладке указанные действия вызывают компиляцию и прогон программы до интересующего нас блока, после чего компьютер переходит в режим ожидания. Последующие нажатия [F7] или [F8] (команда Run/Step over), если нас не интересует трассировка процедур, приведут к построчному выполнению программы. Выполняемая в данный момент строка подсвечивается голубым цветом. Для облегчения выполнения отладки рекомендуется на этом этапе работы в каждой строке размещать только один оператор. В рассматриваемом нами случае мы увидим, что при обработке пятой строки блока возникнет аварийный останов программы в связи с делением на ноль.

Сброс процесса отладки производится клавишами [Ctrl+ F2] (команда Run/Program reset).

Эффективность отладки многократно повышается благодаря возможности видеть, как меняются значения переменных после выполнения каждого оператора. Для этого включаем окно наблюдения командой Debug/Watch. Перед этим с помощью нажатия клавиш [Ctrl +F7] (команда Debug/Add watch) вызывается диалоговое окно для указания значений переменных или арифметических и логических выражений, которые нам необходимо наблюдать.

 При отладке очень удобно работать с многооконным экраном. Для этого необходимо поочередно окнo редактора, окно наблюдения и окно программы трансформировать и переместить в соответствующее место (см. параграф 2.3).

Возвращаясь к отладке нашего блока операторов, отметим, что введя в окно наблюдения переменные d и e, уже после выполнения первых четырех строк блока (4 нажатия клавиши [F7]) мы получим d = 0. Таким образом, хотя программа еще не совершила “авост”, мы уже получим сигнал о том, что предстоит “деление на ноль” на следующем шаге трассировки.

Однако возможности отладки на этом еще не исчерпаны. Вызвав клавишами [Ctrl+ F4] (командa Debug/Evaluate/Modify), мы можем “заказать” новое модифицированное значение для переменной, из-за которой по нашему мнению происходит авост. В строке Expression следует ввести имя переменной (в нашем примере - это d). При этом в поле Rezult появится ее текущее значение. Затем в строке New value вводим новое значение этой переменной (например, d = 1). После нажатия [Enter] отладка благополучно продолжается дальше, перейдя теперь в область программы, расположенной ниже нашего блока. Отметим, что “горячие клавиши” [Ctrl+F4] можно использовать как встроенный в Турбо Паскаль микрокалькулятор.

Отладка больших и сложных программ вызывает необходимость контролировать значения переменных сразу в нескольких различных фрагментах программы. Остальные участки при этом желательно прогонять быстро, без трассировки. Для этого с помощью клавиш [Ctrl+F8] (команда Debug/Add breakpoint) можно установить несколько так называемых контрольных точек (соответствующая строка будет выделена красным цветом). Чтобы снять контрольные точки, используются клавиши [Ctrl+F2] (команда Run/Program reset).

 

Глава 3. Простейшие конструкции языка

                      Турбо Паскаль

Алфавит языка

   При написании программ на алгоритмическом языке можно пользоваться лишь символами, предусмотренными алфавитом этого языка.

Алфавит языка Турбо Паскаль включает в себя следующие символы.

Строчные и прописные буквы латинского алфавита:

| a | b | c | …| x | y | z | A | B | C |…| X | Y | Z |.

Арабские цифры:

| 0 | 1 | 2 |….| 9 |.

Специальные символы:

| + | - | * | / |: = | = | > | >= | < | <= | <> |. |, |: |; | ’ | (|) | [ | ] |{ | } || ^ | @ | $ | # |.

Кроме того, в алфавит Турбо Паскаля включается набор зарезервированных слов, имеющих строго определенное назначение. Например, зарезервированное слово VAR служит для описания переменных, слова IF, THEN, ELSE используются в условных операторах, слово DIV обозначает операцию целочисленного деления. Назначение отдельных зарезервированных слов будет поясняться в процессе изучения языка.

Константы и переменные

Константами являются величины, которые не меняют своего значения при выполнении программы. В качестве констант в Турбо Паскале используются целые и вещественные числа, логические константы, символы и строки.

Целые числа записываются со знаком или без него по обычным арифметическим правилам.

Например: 15 +1000 -47 02.

Вещественные числа могут записываться либо в форме десятичного числа, либо с указанием порядка.

В записи десятичного числа целая часть отделяется от дробной десятичной точкой.

Например: 2.5 -14.0 +0.33 0.0.

Числа с указанием порядка имеют вид:

, где a - является мантиссой; p – десятичным порядком.

В Турбо Паскале числа с порядком записываются с использованием буквы Е, за которой следует порядок. Буква Е читается как “умножить на 10 в степени”.

Мантисса может быть целым или десятичным числом. Порядок всегда является целым числом. Следует помнить, что в написании вещественного числа с порядком должны обязательно присутствовать и мантисса, и порядок.

               Примеры записи чисел с порядком

Математическая запись Запись в Турбо Паскале
3.14×105 -17×10-2 25.625 10-6 0.00048 3.14Е5 -17Е-2 2.5625Е1 1Е-6 4.8Е-4

Логические константы могут принимать одно из двух логических значений, записанных либо словом TRUE (истина), либо словом FALSE (ложь).

Символьная константа – это любой символ ПК, заключенный в апострофы, например:

                           ‘Y’    ‘Д’      ‘!’      ‘_’.

Строковая константа – любая последовательность символов из набора символов ПК, заключенная в апострофы, например:

         ‘X =’;

‘Максимальное значение =’.

Строки используются при выводе текстов и комментариев.

Переменными называются величины, значения которых могут изменяться в процессе выполнения программы. В Турбо Паскале переменная задается именем.

Имя представляет собой последовательность букв и цифр, начинающаяся с буквы. В имени может присутствовать символ подчеркивания. Длина имени составляет от 1 до 63 символов. Следует помнить, что пробелы не должны входить в написания имени.              

            Примеры записи имен переменных

Математическая запись x aр y1 a S d-27
Запись в Турбо Паскале x ap y1 alpha S d_27

Переменные, подобно константам, могут быть разных типов. Типы задаются стандартными именами.

         INTEGER - целый тип;

         REAL - вещественный тип;

         BOOLEAN - логический тип;

         CHAR - символьный тип;

         STRING - строковый тип.

В программе перед использованием переменной в специальном разделе описаний VAR необходимо объявить тип переменной. Однотипные переменные в разделе перечисляются через запятую и отделяются от объявленного типа двоеточием. После определения ти


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.219 с.