File Edit Search Run Compile Debug Tools Options Window Help     — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

File Edit Search Run Compile Debug Tools Options Window Help    

2023-01-02 25
File Edit Search Run Compile Debug Tools Options Window Help     0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

[ ]                     ZZZZZ.PAS                1 [_]  

 

  Program parabola;                                         ‑ var a,b,p,fi,fi1,fm,Fb,bet,ro,rob,c:real;                  

 n,i: integer;                                              

 rf1:text;                                                  

 begin                                                      

 assign(rf1,'rfi.dat');rewrite(rf1);                       

 n:=24; p:=pi/3; a:=1.5; b:=1.0;                          

 fm:=2;                                                    

 writeln('i=',i:2,' fi=',fi:7:3,                             

 ' RO=',ro:8:4,' figrad=',fi*180/pi:8:3);                  

 writeln(rf1,fi1,ro);end;close(rf1);                        

 end.                                                                     

                                                                           

                                                                               

                                                                               

 

                                                                           

                                                                               

    1:1                                                

  F1 Help F2 Save F3 Open Alt+F9 Compile F9 Make Alt+F10 Local menu

 

 

                                       Рис. 2.1

Верхняя строка экрана содержит все команды главного меню. В последней строке приведены основные доступные в каждый момент функциональные клавиши с указанием их назначения. Вход в главное меню осуществляется нажатием клавиши [F10], а выход – клавишей [Esc].

Процесс подготовки, отладки, редактирования и выполнения паскалевской программы начинается с того, что пользователь набирает текст программы в окне редактора, пользуясь клавишами перемещения курсора, клавишами алфавита, цифровыми и др.

Чтобы не потерять набранный вами текст программы (это может, например, произойти при случайном отключении питания компьютера), необходимо сохранять текст программы на винчестере, нажимая клавишу [F2]. Текст будет сохранен в файле <имя файла>.pas.

Проанализировав визуально текст набранной программы и убедившись, что нет очевидных ошибок, производим компиляцию и выполнение программы. Для этого служит команда главного меню Run или эквивалентное ей, более часто используемое сочетание клавиш [Ctrl+F9]. Эта команда работает следующим образом:

- транслирует (компилирует) программу, находящуюся на экране редактора, то есть переводит текст программы на машинный язык и, если в ней не обнаружено синтаксических ошибок, запускает программу на выполнение;

- если программа уже ранее была откомпилирована (например, командой Compile главного меню), то команда Run ([Ctrl+F9]) сразу посылает программу на выполнение, не проходя этап компиляции.

Как правило, сразу набрать сложную программу без ошибок не удается. При этом все ошибки делятся на три типа:

- синтаксические ошибки, выявляемые при компиляции;

- ошибки на этапе выполнения программы;

- алгоритмические ошибки;

Синтаксические ошибки, связанные с нарушением правил языка Паскаль, обнаруживаются компилятором. Место этой ошибки будет указывать курсор, помещаемый компилятором на ошибочный оператор. При этом появляется выделенное цветом повышенной яркости сообщение об ошибке (диагностика). В нем приводятся номер ошибки и поясняющий текст на английском языке.

Второй тип ошибок – это ошибки, приводящие к аварийному останову программы на этапе выполнения. Часто это может происходить при попытке выполнить некорректную арифметическую операцию, например, извлечь корень квадратный из отрицательного числа или разделить на ноль.

Наконец, алгоритмические ошибки программист должен самостоятельно “отлавливать” и устранять, решая серию вспомогательных тестовых задач.

Принудительно прервать выполнение программы можно, нажав клавиши [Ctrl+С] или [Ctrl+Break]. На этапе выполнения результаты расчета выводятся в окно Output. Чтобы их просмотреть, из активного окна редактора следует нажать клавиши [Alt + F5]. Для последующего возврата в окно редактирования достаточно нажать любую клавишу.

В случае затруднения пользователь системы Турбо Паскаль может нажатием клавиш [Ctrl+F1] вызвать контекстно-зависимую помощь (очень эффективную и полезную для программиста). Выход из подсказки производится клавишей [Esc].

Главное меню

Управление работой и настройка в системе Турбо Паскаль осуществляются с помощью команд, содержащихся в главном меню.

Поле главного меню содержит следующие команды: File(файл), Edit(редактирование), Search(поиск), Run(выполнение), Compile(компилирование), Debug(отладка), Tools(инструментарий), Options(опции), Window(работа с окнами), Help(помощь).

Приведем описание основных команд главного меню. Чтобы осуществить их вызов, необходимо, войдя в меню, выделить курсорной рамкой или указателем мыши нужный пункт меню и затем нажать [Enter].

Команда File

Команда File содержит функции, управляющие работой с файлами. Активизация этой команды приводит к появлению на экране подменю, включающего следующие опции.

New - удаление текущей программы из оперативной памяти, очистка экрана и создание нового файла с именем nonameXX.pas.

Open - загрузка файла с диска в новое окно редактора. При этом в диалоговом окне на выбор предлагаются имена файлов с маской *.pas. Если ввести имя, которого нет в текущем каталоге, то будет создан новый файл. Синоним команды Open - нажатие клавиши [F3].

Save - сохранение на диске текущего редактируемого файла. Если имя файла было nonameXX.pas, то среда запросит новое имя. Синоним команды Save - нажатие [F2].

Save as - записывает содержимое окна на диск под другим именем. В поле ввода диалогового окна мы должны написать новое имя, которому автоматически будет дано расширение.pas.

Sa v e all - сохраняет содержимое всех окон редактора в виде файлов на диске.

Change dir - изменяет текущий каталог пользователя.

Print - печатает содержимое текущего окна на принтере.

Printer setup - позволяет осуществить настройки принтера и параметров печати.

Dos shell - временный выход в DOS. Для возврата в Турбо-среду необходимо набрать команду Exit и нажать [Enter].

Exit - завершает работу с Турбо Паскалем. Синоним команды – сочетание клавиш [Alt+X].

Команда Edit

Undo -  отмена предыдущего выполненного действия в редакторе, так называемый “откат”. Синоним – [Alt + Back Space].

Redo -  отменяет действие команды Undo.

Cu t (“вырезать”) - удаляет выделенный блок текста из окна редактора и переносит его в буфер обмена Clipboard. Синоним – [Shift + Del].

Copy -  копирует выделенный блок из окна редактора в буфер обмена Clipboard. Синоним – [Ctrl + Ins].

Paste (“вставить”) - обратное копирование содержимого буфера обмена Clipboard в окно редактора, в то место, где в данный момент находится курсор. Синоним – [Shift + Ins].

Clear -  удаляет из окна редактора выделенный блок без помещения его в буфер обмена. Синоним [Ctrl + Del].

Show clipboard - отображает содержимое буфера обмена.

Команда Search

Find -  поддерживает поиск нужного фрагмента текста. В диалоговом окне при этом необходимо ввести ключевую строку для поиска.

Replase -  отыскав заданный фрагмент текста, Турбо-среда заменяет его на новый фрагмент, который предварительно вводится в соответствующее диалоговое окно. При включенной опции Change all будут автоматически произведены замены всех вхождений фрагмента без запросов на подтверждение.

Search again - повторение поиска.

Go to line number - переход на строку редактора с указанным номером.

Команда Run

Run ([Ctrl + F9]) -  запускает компиляцию (трансляцию), компоновку (сборку, линковку) и выполнение программы без промежуточного участия программиста.

Go to cursor ([F4]) - на режиме отладки осуществляет прогон от выделенной голубым цветом строки до строки, в которой находится курсор.

Trace Into ([F7]) - запускает режим пошагового (построчного) выполнения программы (трассировка). Многократно нажимая клавишу [F7], строка за строкой, мы можем выполнить всю программу. Очередная строка при этом подсвечивается голубым цветом.

Step over ([F8]) - выполняет те же действия, что и [F7], но без трассировки процедур и функций.

Program reset ([Ctrl + F2]) - прерывание режима отладки (трассировки). При этом гаснет подсветка текущей строки.

Команда Compile

Помимо команды Run компиляцию программ можно осуществлять в режиме Compile, получая при этом дополнительные возможности работы с объектными файлами.

Compile ([Alt + F9]) – компилирует конкретно ту программу, которая находится в окне редактора (или содержащуюся в файле, имя которого указано в подкоманде Primary file команды Compile).

Make ([F9]) – компилирует программу вместе со всеми вызываемыми модулями пользователя, в которые были внесены изменения.

Build -  в отличие от команды Make перекомпилирует все заказываемые модули вне зависимости от того, вносились ли в них изменения.

                            Команда Debug

Команда Debug предоставляет возможность проводить эффективную отладку программы, определять и изменять значения переменных в ходе трассировки, просматривать содержимое стека обращений к процедурам и т.д. Подробнее ее использование будет рассмотрено в параграфe 2.5.

                          Команда Options

Команда Options  обеспечивает управление параметрами интегрированной среды Турбо Паскаль, например, такими как настройки рабочих каталогов (директорий), конфигурация отдельных элементов среды и т. д.

                                Команда Window

Tile (“черепица”) - располагает окна так, чтобы каждое окно было видно на экране и все они имели бы равные размеры.

Cascade - окна располагаются каскадом, с перекрытием.

Zoom ([F5]) – распахиваeт окно на весь экран или возвращаeт ему прежний вид.

Next ([F6]) – переключение от одного активного окна к другому.

Close ([Alt + F3]) – закрывает активное окно.

                         Команда Help

Команда Help – выдача справочной информации. Особенно эффективна и полезна ее подкоманда Topic Search ([Ctrl + F1]), дающая полные пояснения к оператору или служебному слову, под которым в данный момент находится курсор. При этом предлагается Example – текст программы, в котором правильным образом использован рассматриваемый оператор.

 

2.3. Работа с окнами

 

Несмотря на то, что Турбо Паскаль как интегрированная среда программирования возник намного раньше, чем операционная среда Windows (по-русски это - Окна), в нём практически уже были заложены и реализованы многие черты перспективного принципа поддержки многооконного режима работы.

Для обмена информацией между программистом и средой в Турбо Паскале существует несколько основных видов окон. В окне редактора программист набирает и корректирует тексты программ, причем одновременно может быть загружено несколько текстов. Окно программы служит для показа результатов выполнения(“прогона”) программы(“горячие” клавиши - [Alt+F5], а выход из этого окна в редактор – нажатие любой клавиши). В процессе отладки, используя окно наблюдения (команда DEBUG/WATCH), пользователь может в “реальном времени” пооператорно отслеживать изменение значений переменных. Имеется и справочное окно (сочетание клавиш [Ctrl+F1]), в котором появляются различные полезные сведения. Прямо из него можно скопировать и перенести в свою программу фрагмент текста действующего примера. Одновременно на экране, накладываясь частично друг на друга, может присутствовать сразу несколько окон, однако только одно из них активно в каждый момент. Активное окно очерчивается двойной рамкой, неактивное - одинарной. Для смены активного окна используется клавиша [F6] или щелчoк мыши. Клавиша [F5] распахивает окно на весь экран или возвращает окну обычный размер. Команда [Alt+F3] закрывает окно и удаляет его с экрана.

Положениe и размеры активного окна можно изменить. Для этого командой [Ctrl+F5] вызываем режим модификации. Рамка окна становится зеленой. Теперь клавишами управления курсором окно перемещаем по экрану, а в сочетании с клавишей [Shift] меняем размеры окна. Фиксируем все изменения клавишей [Enter]. При работе с мышью эти же действия можно выполнить, захватывая указателем мыши заголовок окна или правый нижний его угол. Щелкая указателем мыши по позиции [€] в заголовке, мы закрываем и удаляем окно с экрана. Позиции [­] или [×] служат для распахивания окна или возвращения его к обычным размерам.   

Кроме рассмотренных типов окон, по мере надобности на экране разворачиваются диалоговые окна. Внутри них может быть несколько полей. C помощью поля ввода, в котором имеется мерцающий курсор, программист может ввести с клавиатуры числа или текстовую строку. В поле выбора среда предлагает возможные варианты опций, служащих для установки необходимых настроек среды. Для перехода от одних полей к другим служит клавиша [Tab]. Внутри полей перемещение производится клавишами управления курсором или мышью. Закрыть диалоговое окно можно клавишей [Enter]. В этом случае реализуются все изменения, проведенные в окне. Чтобы закрыть окно без сохранения результатов наших манипуляций, нажимаем кнопку [Cancel].

Текстовый редактор

Выше была описана команда Edit главного меню, с помощью которой можно производить обработку набираемого текста программы. В дополнение к этому система Турбо Паскаль предoставляет достаточно эффективные возможности прямого редактирования текста.

Редактирование текста может осуществляться в режиме вставки и замены. В режиме вставки вводимый символ раздвигает текст, смещая остаток строки вправо. В режиме замены новый символ заменяет тот символ, на который указывает курсор, при этом остаток строки не смещается. Смена режимов осуществляется клавишей [Ins]. При включенном режиме замены курсор представляет собой крупный мигающий прямоугольник, заслоняющий символ целиком.

Для удаления строки, в которой находится курсор, используется команда [Ctrl + Y]. Восстановление удаленной строки осуществляется командой [Alt + Back Space].

Эффективным приемом редактирования текста является работа с блоками. Блок – это часть (фрагмент) текста. Командой [Ctrl + K, В] помечается начало блока с позиции, в которой стоит курсор. Следует отметить, что все буквы в командах набираются в латинском алфавите. Конец блока помечается командой [Ctrl +K, K] в позиции нового местоположения курсора. После этого блок выделяется другим цветом, отличным от цвета остальной части. После выделения блока с ним можно провести следующие манипуляции, используя приведенные ниже сочетания клавиш:

[Ctrl+ K, Y] – удалить блок;

[Ctrl+ K, C] – скопировать блок;

[Ctrl+ K, V] – переместить блок;    

[Ctrl+ K, W] – записать блок в файл. При этом в диалоговом окне необходимо задать имя файла; 

[Ctrl+ K, R] – прочитать блок из файла. В диалоговом окне необходимо задать имя файла;

[Ctrl+ K, P] – печать блока на принтере;

[Ctrl+ K, H] – снять выделение блока.

Обычно редактор работает в режиме автоотступа, когда каждая новая строка начинается на экране с той же позиции, что и предыдущая. Отказаться от режима можно командой           [Ctrl + O, I]. Повторное нажатие восстановит режим автоотступа.

 

Интегрированный отладчик

Интегрированная среда программирования Турбо Паскаль содержит мощный и эффективный набор средств для отладки создаваемых пользователем программ.

Процесс отладки состоит в поиске ошибок, которые были допущены при программировании. Основной принцип отладки состоит в возможности трассировки - пошагового выполнения тела программы, получая на шагах информацию о том, как выполнился тот или иной оператор.

Допустим, что нам необходимо отладить некоторую программу, содержащую блок операторов:

 

                ……

                a:= 1;

                b:= 2;

                c:= 1;

                d:= b * b – 4 * a * c;

                e:= (a + b + c) / d;

                writeln(‘e = ’, e:8:3);

                ……

 Отладку начинаем, нажимая клавишу [F7], или выбираем команду Trace into пункта Run главного меню (сложные команды будем записывать в виде: Run/Trace into). Если блок удален от начала программы, то нужно установить на него курсор            (оператор a:=1;) и нажать [F4] (команда Run/ Go to cursor). При первоначальном обращении к отладке указанные действия вызывают компиляцию и прогон программы до интересующего нас блока, после чего компьютер переходит в режим ожидания. Последующие нажатия [F7] или [F8] (команда Run/Step over), если нас не интересует трассировка процедур, приведут к построчному выполнению программы. Выполняемая в данный момент строка подсвечивается голубым цветом. Для облегчения выполнения отладки рекомендуется на этом этапе работы в каждой строке размещать только один оператор. В рассматриваемом нами случае мы увидим, что при обработке пятой строки блока возникнет аварийный останов программы в связи с делением на ноль.

Сброс процесса отладки производится клавишами [Ctrl+ F2] (команда Run/Program reset).

Эффективность отладки многократно повышается благодаря возможности видеть, как меняются значения переменных после выполнения каждого оператора. Для этого включаем окно наблюдения командой Debug/Watch. Перед этим с помощью нажатия клавиш [Ctrl +F7] (команда Debug/Add watch) вызывается диалоговое окно для указания значений переменных или арифметических и логических выражений, которые нам необходимо наблюдать.

 При отладке очень удобно работать с многооконным экраном. Для этого необходимо поочередно окнo редактора, окно наблюдения и окно программы трансформировать и переместить в соответствующее место (см. параграф 2.3).

Возвращаясь к отладке нашего блока операторов, отметим, что введя в окно наблюдения переменные d и e, уже после выполнения первых четырех строк блока (4 нажатия клавиши [F7]) мы получим d = 0. Таким образом, хотя программа еще не совершила “авост”, мы уже получим сигнал о том, что предстоит “деление на ноль” на следующем шаге трассировки.

Однако возможности отладки на этом еще не исчерпаны. Вызвав клавишами [Ctrl+ F4] (командa Debug/Evaluate/Modify), мы можем “заказать” новое модифицированное значение для переменной, из-за которой по нашему мнению происходит авост. В строке Expression следует ввести имя переменной (в нашем примере - это d). При этом в поле Rezult появится ее текущее значение. Затем в строке New value вводим новое значение этой переменной (например, d = 1). После нажатия [Enter] отладка благополучно продолжается дальше, перейдя теперь в область программы, расположенной ниже нашего блока. Отметим, что “горячие клавиши” [Ctrl+F4] можно использовать как встроенный в Турбо Паскаль микрокалькулятор.

Отладка больших и сложных программ вызывает необходимость контролировать значения переменных сразу в нескольких различных фрагментах программы. Остальные участки при этом желательно прогонять быстро, без трассировки. Для этого с помощью клавиш [Ctrl+F8] (команда Debug/Add breakpoint) можно установить несколько так называемых контрольных точек (соответствующая строка будет выделена красным цветом). Чтобы снять контрольные точки, используются клавиши [Ctrl+F2] (команда Run/Program reset).

 

Глава 3. Простейшие конструкции языка

                      Турбо Паскаль

Алфавит языка

   При написании программ на алгоритмическом языке можно пользоваться лишь символами, предусмотренными алфавитом этого языка.

Алфавит языка Турбо Паскаль включает в себя следующие символы.

Строчные и прописные буквы латинского алфавита:

| a | b | c | …| x | y | z | A | B | C |…| X | Y | Z |.

Арабские цифры:

| 0 | 1 | 2 |….| 9 |.

Специальные символы:

| + | - | * | / |: = | = | > | >= | < | <= | <> |. |, |: |; | ’ | (|) | [ | ] |{ | } || ^ | @ | $ | # |.

Кроме того, в алфавит Турбо Паскаля включается набор зарезервированных слов, имеющих строго определенное назначение. Например, зарезервированное слово VAR служит для описания переменных, слова IF, THEN, ELSE используются в условных операторах, слово DIV обозначает операцию целочисленного деления. Назначение отдельных зарезервированных слов будет поясняться в процессе изучения языка.

Константы и переменные

Константами являются величины, которые не меняют своего значения при выполнении программы. В качестве констант в Турбо Паскале используются целые и вещественные числа, логические константы, символы и строки.

Целые числа записываются со знаком или без него по обычным арифметическим правилам.

Например: 15 +1000 -47 02.

Вещественные числа могут записываться либо в форме десятичного числа, либо с указанием порядка.

В записи десятичного числа целая часть отделяется от дробной десятичной точкой.

Например: 2.5 -14.0 +0.33 0.0.

Числа с указанием порядка имеют вид:

, где a - является мантиссой; p – десятичным порядком.

В Турбо Паскале числа с порядком записываются с использованием буквы Е, за которой следует порядок. Буква Е читается как “умножить на 10 в степени”.

Мантисса может быть целым или десятичным числом. Порядок всегда является целым числом. Следует помнить, что в написании вещественного числа с порядком должны обязательно присутствовать и мантисса, и порядок.

               Примеры записи чисел с порядком

Математическая запись Запись в Турбо Паскале
3.14×105 -17×10-2 25.625 10-6 0.00048 3.14Е5 -17Е-2 2.5625Е1 1Е-6 4.8Е-4

Логические константы могут принимать одно из двух логических значений, записанных либо словом TRUE (истина), либо словом FALSE (ложь).

Символьная константа – это любой символ ПК, заключенный в апострофы, например:

                           ‘Y’    ‘Д’      ‘!’      ‘_’.

Строковая константа – любая последовательность символов из набора символов ПК, заключенная в апострофы, например:

         ‘X =’;

‘Максимальное значение =’.

Строки используются при выводе текстов и комментариев.

Переменными называются величины, значения которых могут изменяться в процессе выполнения программы. В Турбо Паскале переменная задается именем.

Имя представляет собой последовательность букв и цифр, начинающаяся с буквы. В имени может присутствовать символ подчеркивания. Длина имени составляет от 1 до 63 символов. Следует помнить, что пробелы не должны входить в написания имени.              

            Примеры записи имен переменных

Математическая запись x aр y1 a S d-27
Запись в Турбо Паскале x ap y1 alpha S d_27

Переменные, подобно константам, могут быть разных типов. Типы задаются стандартными именами.

         INTEGER - целый тип;

         REAL - вещественный тип;

         BOOLEAN - логический тип;

         CHAR - символьный тип;

         STRING - строковый тип.

В программе перед использованием переменной в специальном разделе описаний VAR необходимо объявить тип переменной. Однотипные переменные в разделе перечисляются через запятую и отделяются от объявленного типа двоеточием. После определения типа ставится точка с запятой.

    Пример раздела описания переменных

                       Var

                           k, l: integer;

                           x,y,z: real;

                           t: boolean;

                           w: char;

                           stv: string;

По описанию переменной в памяти компьютера резервируется ячейка для хранения ее значения. В зависимости от объявленного типа ячейка может иметь разную внутреннюю структуру, то есть содержать различное число байт.

Целый тип. Длина ячейки составляет 2 байта, что соответствует диапазону от –32768 до +32767 целых чисел.

Вещественный тип. Длина ячейки – 6 байт. Вещественные числа хранятся в памяти с указанием порядка. Диапазон значений порядка составляет от 1Е-39 до 1Е+38. Мантисса занимает приблизительно 11 значащих десятичных цифр.

Арифметические выражения

Арифметические выражения строятся из операндов, арифметических операций и круглых скобок.

В качестве операндов могут быть константы, переменные и функции.

В бесскобочных арифметических выражениях операции выполняются слева направо в соответствии с их приоритетом.

1. * (умножение);

/ (деление);

DIV (деление нацело);

MOD (выделение остатка от деления целых чисел).

 2. + (сложение);

- (вычитание).

Изменить порядок выполнения операций можно с помощью круглых скобок. Выражение, заключенное в круглые скобки, выполняется в первую очередь. Например, выражению a/b*c соответствует математическая запись , а выражению а/(b*с) соответствует запись .

Тип арифметического выражения определяется типом входящих в него операндов.

Арифметическое выражение является целым, если все входящие в него операнды целого типа. Результат вычисления целого арифметического выражения – целый.

Если в арифметическом выражении содержится хотя бы один вещественный операнд, то результат – вещественный. Целые операнды в вещественном арифметическом выражении всегда преобразуются к вещественному типу.  

Операции целочисленного деления DIV и MOD применимы только к целым числам. Результат их выполнения – целый.

Исключение составляет операция деления с использованием символа ‘/’. Результат выполнения этой операции всегда вещественный, независимо от типа операндов.

Например, значением выражения 2/5 будет вещественное число 0.4.

Примеры вычислений арифметических выражений

Арифметические выражения Результат Тип результата
6 + 4 * (5 - 3) 6 + 4 * (5 - 3.0) 7 DIV 2 7 MOD 2 7/2 14 14.0 3 1 3.5 Целый Вещественный Целый Целый Вещественный

                    Стандартные функции

Часто используемые в арифметических выражениях элементарные математические функции оформлены в виде стандартных подпрограмм, которые хранятся в библиотеке Турбо Паскаля (файл с именем TURBO.TPL).

 Для правильного обращения к стандартной функции, необходимо записать имя функции, за которым в круглых скобках следует аргумент (параметр). Приоритет вычисления функций выше, чем приоритет арифметических операций. 

Ниже представлен набор стандартных функций с указанием типов функции и аргумента. В таблице приняты обозначения: I-целый тип, R- вещественный тип.

 

Математическая запись Запись в Турбо Паскале Тип аргумента Тип функции
| x | Abs(x) I R I R
x2 Sqr(x) I R I R
sin x cos x arctg x Sin(x) Cos(x) Arctan(x) I или R R
ex ln x Exp(x) Ln(x) I или R R
Sqrt(x) I или R R
p Pi R R
Выделение целой части аргумента Trunc(x) R I
Выделение дробной части аргумента Frac(x) R R

                        Возведение в степень

В Турбо Паскале отсутствует операция возведения в степень. Реализация этой операции зависит от типа показателя.

Если показатель целого типа, то операция возведения в степень реализуется многократным умножением.

Например:

       x4 =>x * x * x * x;

       sin2x => sqr(sin(x)).

Если показатель вещественного типа, то пользуются соотношением: , где x>0; a – вещественное число или выражение. Запись в Турбо Паскале имеет вид: xa=>exp(a*ln(x)). Например:  .

 

Примеры программирования арифметических выражений

Математическая запись Запись в Турбо Паскале
(a + 12 * b)/(c1 - 1.8E3)
exp((2*sin(4*x)+sqr(cos(x*x)))/(3*x))
ln |tg a-sin(a3)| ln(abs(sin(al)/cos(al)-sin(al*al*al)))

3.4. Контрольные задания


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.11 с.