Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Топ:
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Интересное:
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Дисциплины:
2023-01-02 | 25 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
[ ] ZZZZZ.PAS 1 [_]
Program parabola; ‑ var a,b,p,fi,fi1,fm,Fb,bet,ro,rob,c:real;
n,i: integer;
rf1:text;
begin
assign(rf1,'rfi.dat');rewrite(rf1);
n:=24; p:=pi/3; a:=1.5; b:=1.0;
fm:=2;
writeln('i=',i:2,' fi=',fi:7:3,
' RO=',ro:8:4,' figrad=',fi*180/pi:8:3);
writeln(rf1,fi1,ro);end;close(rf1);
end.
1:1
F1 Help F2 Save F3 Open Alt+F9 Compile F9 Make Alt+F10 Local menu
Рис. 2.1
Верхняя строка экрана содержит все команды главного меню. В последней строке приведены основные доступные в каждый момент функциональные клавиши с указанием их назначения. Вход в главное меню осуществляется нажатием клавиши [F10], а выход – клавишей [Esc].
Процесс подготовки, отладки, редактирования и выполнения паскалевской программы начинается с того, что пользователь набирает текст программы в окне редактора, пользуясь клавишами перемещения курсора, клавишами алфавита, цифровыми и др.
|
Чтобы не потерять набранный вами текст программы (это может, например, произойти при случайном отключении питания компьютера), необходимо сохранять текст программы на винчестере, нажимая клавишу [F2]. Текст будет сохранен в файле <имя файла>.pas.
Проанализировав визуально текст набранной программы и убедившись, что нет очевидных ошибок, производим компиляцию и выполнение программы. Для этого служит команда главного меню Run или эквивалентное ей, более часто используемое сочетание клавиш [Ctrl+F9]. Эта команда работает следующим образом:
- транслирует (компилирует) программу, находящуюся на экране редактора, то есть переводит текст программы на машинный язык и, если в ней не обнаружено синтаксических ошибок, запускает программу на выполнение;
- если программа уже ранее была откомпилирована (например, командой Compile главного меню), то команда Run ([Ctrl+F9]) сразу посылает программу на выполнение, не проходя этап компиляции.
Как правило, сразу набрать сложную программу без ошибок не удается. При этом все ошибки делятся на три типа:
- синтаксические ошибки, выявляемые при компиляции;
- ошибки на этапе выполнения программы;
- алгоритмические ошибки;
Синтаксические ошибки, связанные с нарушением правил языка Паскаль, обнаруживаются компилятором. Место этой ошибки будет указывать курсор, помещаемый компилятором на ошибочный оператор. При этом появляется выделенное цветом повышенной яркости сообщение об ошибке (диагностика). В нем приводятся номер ошибки и поясняющий текст на английском языке.
Второй тип ошибок – это ошибки, приводящие к аварийному останову программы на этапе выполнения. Часто это может происходить при попытке выполнить некорректную арифметическую операцию, например, извлечь корень квадратный из отрицательного числа или разделить на ноль.
|
Наконец, алгоритмические ошибки программист должен самостоятельно “отлавливать” и устранять, решая серию вспомогательных тестовых задач.
Принудительно прервать выполнение программы можно, нажав клавиши [Ctrl+С] или [Ctrl+Break]. На этапе выполнения результаты расчета выводятся в окно Output. Чтобы их просмотреть, из активного окна редактора следует нажать клавиши [Alt + F5]. Для последующего возврата в окно редактирования достаточно нажать любую клавишу.
В случае затруднения пользователь системы Турбо Паскаль может нажатием клавиш [Ctrl+F1] вызвать контекстно-зависимую помощь (очень эффективную и полезную для программиста). Выход из подсказки производится клавишей [Esc].
Главное меню
Управление работой и настройка в системе Турбо Паскаль осуществляются с помощью команд, содержащихся в главном меню.
Поле главного меню содержит следующие команды: File(файл), Edit(редактирование), Search(поиск), Run(выполнение), Compile(компилирование), Debug(отладка), Tools(инструментарий), Options(опции), Window(работа с окнами), Help(помощь).
Приведем описание основных команд главного меню. Чтобы осуществить их вызов, необходимо, войдя в меню, выделить курсорной рамкой или указателем мыши нужный пункт меню и затем нажать [Enter].
Команда File
Команда File содержит функции, управляющие работой с файлами. Активизация этой команды приводит к появлению на экране подменю, включающего следующие опции.
New - удаление текущей программы из оперативной памяти, очистка экрана и создание нового файла с именем nonameXX.pas.
Open - загрузка файла с диска в новое окно редактора. При этом в диалоговом окне на выбор предлагаются имена файлов с маской *.pas. Если ввести имя, которого нет в текущем каталоге, то будет создан новый файл. Синоним команды Open - нажатие клавиши [F3].
Save - сохранение на диске текущего редактируемого файла. Если имя файла было nonameXX.pas, то среда запросит новое имя. Синоним команды Save - нажатие [F2].
Save as - записывает содержимое окна на диск под другим именем. В поле ввода диалогового окна мы должны написать новое имя, которому автоматически будет дано расширение.pas.
Sa v e all - сохраняет содержимое всех окон редактора в виде файлов на диске.
Change dir - изменяет текущий каталог пользователя.
Print - печатает содержимое текущего окна на принтере.
Printer setup - позволяет осуществить настройки принтера и параметров печати.
|
Dos shell - временный выход в DOS. Для возврата в Турбо-среду необходимо набрать команду Exit и нажать [Enter].
Exit - завершает работу с Турбо Паскалем. Синоним команды – сочетание клавиш [Alt+X].
Команда Edit
Undo - отмена предыдущего выполненного действия в редакторе, так называемый “откат”. Синоним – [Alt + Back Space].
Redo - отменяет действие команды Undo.
Cu t (“вырезать”) - удаляет выделенный блок текста из окна редактора и переносит его в буфер обмена Clipboard. Синоним – [Shift + Del].
Copy - копирует выделенный блок из окна редактора в буфер обмена Clipboard. Синоним – [Ctrl + Ins].
Paste (“вставить”) - обратное копирование содержимого буфера обмена Clipboard в окно редактора, в то место, где в данный момент находится курсор. Синоним – [Shift + Ins].
Clear - удаляет из окна редактора выделенный блок без помещения его в буфер обмена. Синоним [Ctrl + Del].
Show clipboard - отображает содержимое буфера обмена.
Команда Search
Find - поддерживает поиск нужного фрагмента текста. В диалоговом окне при этом необходимо ввести ключевую строку для поиска.
Replase - отыскав заданный фрагмент текста, Турбо-среда заменяет его на новый фрагмент, который предварительно вводится в соответствующее диалоговое окно. При включенной опции Change all будут автоматически произведены замены всех вхождений фрагмента без запросов на подтверждение.
Search again - повторение поиска.
Go to line number - переход на строку редактора с указанным номером.
Команда Run
Run ([Ctrl + F9]) - запускает компиляцию (трансляцию), компоновку (сборку, линковку) и выполнение программы без промежуточного участия программиста.
Go to cursor ([F4]) - на режиме отладки осуществляет прогон от выделенной голубым цветом строки до строки, в которой находится курсор.
Trace Into ([F7]) - запускает режим пошагового (построчного) выполнения программы (трассировка). Многократно нажимая клавишу [F7], строка за строкой, мы можем выполнить всю программу. Очередная строка при этом подсвечивается голубым цветом.
Step over ([F8]) - выполняет те же действия, что и [F7], но без трассировки процедур и функций.
Program reset ([Ctrl + F2]) - прерывание режима отладки (трассировки). При этом гаснет подсветка текущей строки.
|
Команда Compile
Помимо команды Run компиляцию программ можно осуществлять в режиме Compile, получая при этом дополнительные возможности работы с объектными файлами.
Compile ([Alt + F9]) – компилирует конкретно ту программу, которая находится в окне редактора (или содержащуюся в файле, имя которого указано в подкоманде Primary file команды Compile).
Make ([F9]) – компилирует программу вместе со всеми вызываемыми модулями пользователя, в которые были внесены изменения.
Build - в отличие от команды Make перекомпилирует все заказываемые модули вне зависимости от того, вносились ли в них изменения.
Команда Debug
Команда Debug предоставляет возможность проводить эффективную отладку программы, определять и изменять значения переменных в ходе трассировки, просматривать содержимое стека обращений к процедурам и т.д. Подробнее ее использование будет рассмотрено в параграфe 2.5.
Команда Options
Команда Options обеспечивает управление параметрами интегрированной среды Турбо Паскаль, например, такими как настройки рабочих каталогов (директорий), конфигурация отдельных элементов среды и т. д.
Команда Window
Tile (“черепица”) - располагает окна так, чтобы каждое окно было видно на экране и все они имели бы равные размеры.
Cascade - окна располагаются каскадом, с перекрытием.
Zoom ([F5]) – распахиваeт окно на весь экран или возвращаeт ему прежний вид.
Next ([F6]) – переключение от одного активного окна к другому.
Close ([Alt + F3]) – закрывает активное окно.
Команда Help
Команда Help – выдача справочной информации. Особенно эффективна и полезна ее подкоманда Topic Search ([Ctrl + F1]), дающая полные пояснения к оператору или служебному слову, под которым в данный момент находится курсор. При этом предлагается Example – текст программы, в котором правильным образом использован рассматриваемый оператор.
2.3. Работа с окнами
Несмотря на то, что Турбо Паскаль как интегрированная среда программирования возник намного раньше, чем операционная среда Windows (по-русски это - Окна), в нём практически уже были заложены и реализованы многие черты перспективного принципа поддержки многооконного режима работы.
Для обмена информацией между программистом и средой в Турбо Паскале существует несколько основных видов окон. В окне редактора программист набирает и корректирует тексты программ, причем одновременно может быть загружено несколько текстов. Окно программы служит для показа результатов выполнения(“прогона”) программы(“горячие” клавиши - [Alt+F5], а выход из этого окна в редактор – нажатие любой клавиши). В процессе отладки, используя окно наблюдения (команда DEBUG/WATCH), пользователь может в “реальном времени” пооператорно отслеживать изменение значений переменных. Имеется и справочное окно (сочетание клавиш [Ctrl+F1]), в котором появляются различные полезные сведения. Прямо из него можно скопировать и перенести в свою программу фрагмент текста действующего примера. Одновременно на экране, накладываясь частично друг на друга, может присутствовать сразу несколько окон, однако только одно из них активно в каждый момент. Активное окно очерчивается двойной рамкой, неактивное - одинарной. Для смены активного окна используется клавиша [F6] или щелчoк мыши. Клавиша [F5] распахивает окно на весь экран или возвращает окну обычный размер. Команда [Alt+F3] закрывает окно и удаляет его с экрана.
|
Положениe и размеры активного окна можно изменить. Для этого командой [Ctrl+F5] вызываем режим модификации. Рамка окна становится зеленой. Теперь клавишами управления курсором окно перемещаем по экрану, а в сочетании с клавишей [Shift] меняем размеры окна. Фиксируем все изменения клавишей [Enter]. При работе с мышью эти же действия можно выполнить, захватывая указателем мыши заголовок окна или правый нижний его угол. Щелкая указателем мыши по позиции [] в заголовке, мы закрываем и удаляем окно с экрана. Позиции [] или [×] служат для распахивания окна или возвращения его к обычным размерам.
Кроме рассмотренных типов окон, по мере надобности на экране разворачиваются диалоговые окна. Внутри них может быть несколько полей. C помощью поля ввода, в котором имеется мерцающий курсор, программист может ввести с клавиатуры числа или текстовую строку. В поле выбора среда предлагает возможные варианты опций, служащих для установки необходимых настроек среды. Для перехода от одних полей к другим служит клавиша [Tab]. Внутри полей перемещение производится клавишами управления курсором или мышью. Закрыть диалоговое окно можно клавишей [Enter]. В этом случае реализуются все изменения, проведенные в окне. Чтобы закрыть окно без сохранения результатов наших манипуляций, нажимаем кнопку [Cancel].
Текстовый редактор
Выше была описана команда Edit главного меню, с помощью которой можно производить обработку набираемого текста программы. В дополнение к этому система Турбо Паскаль предoставляет достаточно эффективные возможности прямого редактирования текста.
Редактирование текста может осуществляться в режиме вставки и замены. В режиме вставки вводимый символ раздвигает текст, смещая остаток строки вправо. В режиме замены новый символ заменяет тот символ, на который указывает курсор, при этом остаток строки не смещается. Смена режимов осуществляется клавишей [Ins]. При включенном режиме замены курсор представляет собой крупный мигающий прямоугольник, заслоняющий символ целиком.
Для удаления строки, в которой находится курсор, используется команда [Ctrl + Y]. Восстановление удаленной строки осуществляется командой [Alt + Back Space].
Эффективным приемом редактирования текста является работа с блоками. Блок – это часть (фрагмент) текста. Командой [Ctrl + K, В] помечается начало блока с позиции, в которой стоит курсор. Следует отметить, что все буквы в командах набираются в латинском алфавите. Конец блока помечается командой [Ctrl +K, K] в позиции нового местоположения курсора. После этого блок выделяется другим цветом, отличным от цвета остальной части. После выделения блока с ним можно провести следующие манипуляции, используя приведенные ниже сочетания клавиш:
[Ctrl+ K, Y] – удалить блок;
[Ctrl+ K, C] – скопировать блок;
[Ctrl+ K, V] – переместить блок;
[Ctrl+ K, W] – записать блок в файл. При этом в диалоговом окне необходимо задать имя файла;
[Ctrl+ K, R] – прочитать блок из файла. В диалоговом окне необходимо задать имя файла;
[Ctrl+ K, P] – печать блока на принтере;
[Ctrl+ K, H] – снять выделение блока.
Обычно редактор работает в режиме автоотступа, когда каждая новая строка начинается на экране с той же позиции, что и предыдущая. Отказаться от режима можно командой [Ctrl + O, I]. Повторное нажатие восстановит режим автоотступа.
Интегрированный отладчик
Интегрированная среда программирования Турбо Паскаль содержит мощный и эффективный набор средств для отладки создаваемых пользователем программ.
Процесс отладки состоит в поиске ошибок, которые были допущены при программировании. Основной принцип отладки состоит в возможности трассировки - пошагового выполнения тела программы, получая на шагах информацию о том, как выполнился тот или иной оператор.
Допустим, что нам необходимо отладить некоторую программу, содержащую блок операторов:
……
a:= 1;
b:= 2;
c:= 1;
d:= b * b – 4 * a * c;
e:= (a + b + c) / d;
writeln(‘e = ’, e:8:3);
……
Отладку начинаем, нажимая клавишу [F7], или выбираем команду Trace into пункта Run главного меню (сложные команды будем записывать в виде: Run/Trace into). Если блок удален от начала программы, то нужно установить на него курсор (оператор a:=1;) и нажать [F4] (команда Run/ Go to cursor). При первоначальном обращении к отладке указанные действия вызывают компиляцию и прогон программы до интересующего нас блока, после чего компьютер переходит в режим ожидания. Последующие нажатия [F7] или [F8] (команда Run/Step over), если нас не интересует трассировка процедур, приведут к построчному выполнению программы. Выполняемая в данный момент строка подсвечивается голубым цветом. Для облегчения выполнения отладки рекомендуется на этом этапе работы в каждой строке размещать только один оператор. В рассматриваемом нами случае мы увидим, что при обработке пятой строки блока возникнет аварийный останов программы в связи с делением на ноль.
Сброс процесса отладки производится клавишами [Ctrl+ F2] (команда Run/Program reset).
Эффективность отладки многократно повышается благодаря возможности видеть, как меняются значения переменных после выполнения каждого оператора. Для этого включаем окно наблюдения командой Debug/Watch. Перед этим с помощью нажатия клавиш [Ctrl +F7] (команда Debug/Add watch) вызывается диалоговое окно для указания значений переменных или арифметических и логических выражений, которые нам необходимо наблюдать.
При отладке очень удобно работать с многооконным экраном. Для этого необходимо поочередно окнo редактора, окно наблюдения и окно программы трансформировать и переместить в соответствующее место (см. параграф 2.3).
Возвращаясь к отладке нашего блока операторов, отметим, что введя в окно наблюдения переменные d и e, уже после выполнения первых четырех строк блока (4 нажатия клавиши [F7]) мы получим d = 0. Таким образом, хотя программа еще не совершила “авост”, мы уже получим сигнал о том, что предстоит “деление на ноль” на следующем шаге трассировки.
Однако возможности отладки на этом еще не исчерпаны. Вызвав клавишами [Ctrl+ F4] (командa Debug/Evaluate/Modify), мы можем “заказать” новое модифицированное значение для переменной, из-за которой по нашему мнению происходит авост. В строке Expression следует ввести имя переменной (в нашем примере - это d). При этом в поле Rezult появится ее текущее значение. Затем в строке New value вводим новое значение этой переменной (например, d = 1). После нажатия [Enter] отладка благополучно продолжается дальше, перейдя теперь в область программы, расположенной ниже нашего блока. Отметим, что “горячие клавиши” [Ctrl+F4] можно использовать как встроенный в Турбо Паскаль микрокалькулятор.
Отладка больших и сложных программ вызывает необходимость контролировать значения переменных сразу в нескольких различных фрагментах программы. Остальные участки при этом желательно прогонять быстро, без трассировки. Для этого с помощью клавиш [Ctrl+F8] (команда Debug/Add breakpoint) можно установить несколько так называемых контрольных точек (соответствующая строка будет выделена красным цветом). Чтобы снять контрольные точки, используются клавиши [Ctrl+F2] (команда Run/Program reset).
Глава 3. Простейшие конструкции языка
Турбо Паскаль
Алфавит языка
При написании программ на алгоритмическом языке можно пользоваться лишь символами, предусмотренными алфавитом этого языка.
Алфавит языка Турбо Паскаль включает в себя следующие символы.
Строчные и прописные буквы латинского алфавита:
| a | b | c | …| x | y | z | A | B | C |…| X | Y | Z |.
Арабские цифры:
| 0 | 1 | 2 |….| 9 |.
Специальные символы:
| + | - | * | / |: = | = | > | >= | < | <= | <> |. |, |: |; | ’ | (|) | [ | ] |{ | } || ^ | @ | $ | # |.
Кроме того, в алфавит Турбо Паскаля включается набор зарезервированных слов, имеющих строго определенное назначение. Например, зарезервированное слово VAR служит для описания переменных, слова IF, THEN, ELSE используются в условных операторах, слово DIV обозначает операцию целочисленного деления. Назначение отдельных зарезервированных слов будет поясняться в процессе изучения языка.
Константы и переменные
Константами являются величины, которые не меняют своего значения при выполнении программы. В качестве констант в Турбо Паскале используются целые и вещественные числа, логические константы, символы и строки.
Целые числа записываются со знаком или без него по обычным арифметическим правилам.
Например: 15 +1000 -47 02.
Вещественные числа могут записываться либо в форме десятичного числа, либо с указанием порядка.
В записи десятичного числа целая часть отделяется от дробной десятичной точкой.
Например: 2.5 -14.0 +0.33 0.0.
Числа с указанием порядка имеют вид:
, где a - является мантиссой; p – десятичным порядком.
В Турбо Паскале числа с порядком записываются с использованием буквы Е, за которой следует порядок. Буква Е читается как “умножить на 10 в степени”.
Мантисса может быть целым или десятичным числом. Порядок всегда является целым числом. Следует помнить, что в написании вещественного числа с порядком должны обязательно присутствовать и мантисса, и порядок.
Примеры записи чисел с порядком
Математическая запись | Запись в Турбо Паскале |
3.14×105 -17×10-2 25.625 10-6 0.00048 | 3.14Е5 -17Е-2 2.5625Е1 1Е-6 4.8Е-4 |
Логические константы могут принимать одно из двух логических значений, записанных либо словом TRUE (истина), либо словом FALSE (ложь).
Символьная константа – это любой символ ПК, заключенный в апострофы, например:
‘Y’ ‘Д’ ‘!’ ‘_’.
Строковая константа – любая последовательность символов из набора символов ПК, заключенная в апострофы, например:
‘X =’;
‘Максимальное значение =’.
Строки используются при выводе текстов и комментариев.
Переменными называются величины, значения которых могут изменяться в процессе выполнения программы. В Турбо Паскале переменная задается именем.
Имя представляет собой последовательность букв и цифр, начинающаяся с буквы. В имени может присутствовать символ подчеркивания. Длина имени составляет от 1 до 63 символов. Следует помнить, что пробелы не должны входить в написания имени.
Примеры записи имен переменных
Математическая запись | x | aр | y1 | a | S | d-27 |
Запись в Турбо Паскале | x | ap | y1 | alpha | S | d_27 |
Переменные, подобно константам, могут быть разных типов. Типы задаются стандартными именами.
INTEGER - целый тип;
REAL - вещественный тип;
BOOLEAN - логический тип;
CHAR - символьный тип;
STRING - строковый тип.
В программе перед использованием переменной в специальном разделе описаний VAR необходимо объявить тип переменной. Однотипные переменные в разделе перечисляются через запятую и отделяются от объявленного типа двоеточием. После определения типа ставится точка с запятой.
Пример раздела описания переменных
Var
k, l: integer;
x,y,z: real;
t: boolean;
w: char;
stv: string;
По описанию переменной в памяти компьютера резервируется ячейка для хранения ее значения. В зависимости от объявленного типа ячейка может иметь разную внутреннюю структуру, то есть содержать различное число байт.
Целый тип. Длина ячейки составляет 2 байта, что соответствует диапазону от –32768 до +32767 целых чисел.
Вещественный тип. Длина ячейки – 6 байт. Вещественные числа хранятся в памяти с указанием порядка. Диапазон значений порядка составляет от 1Е-39 до 1Е+38. Мантисса занимает приблизительно 11 значащих десятичных цифр.
Арифметические выражения
Арифметические выражения строятся из операндов, арифметических операций и круглых скобок.
В качестве операндов могут быть константы, переменные и функции.
В бесскобочных арифметических выражениях операции выполняются слева направо в соответствии с их приоритетом.
1. * (умножение);
/ (деление);
DIV (деление нацело);
MOD (выделение остатка от деления целых чисел).
2. + (сложение);
- (вычитание).
Изменить порядок выполнения операций можно с помощью круглых скобок. Выражение, заключенное в круглые скобки, выполняется в первую очередь. Например, выражению a/b*c соответствует математическая запись , а выражению а/(b*с) соответствует запись .
Тип арифметического выражения определяется типом входящих в него операндов.
Арифметическое выражение является целым, если все входящие в него операнды целого типа. Результат вычисления целого арифметического выражения – целый.
Если в арифметическом выражении содержится хотя бы один вещественный операнд, то результат – вещественный. Целые операнды в вещественном арифметическом выражении всегда преобразуются к вещественному типу.
Операции целочисленного деления DIV и MOD применимы только к целым числам. Результат их выполнения – целый.
Исключение составляет операция деления с использованием символа ‘/’. Результат выполнения этой операции всегда вещественный, независимо от типа операндов.
Например, значением выражения 2/5 будет вещественное число 0.4.
Примеры вычислений арифметических выражений
Арифметические выражения | Результат | Тип результата |
6 + 4 * (5 - 3) 6 + 4 * (5 - 3.0) 7 DIV 2 7 MOD 2 7/2 | 14 14.0 3 1 3.5 | Целый Вещественный Целый Целый Вещественный |
Стандартные функции
Часто используемые в арифметических выражениях элементарные математические функции оформлены в виде стандартных подпрограмм, которые хранятся в библиотеке Турбо Паскаля (файл с именем TURBO.TPL).
Для правильного обращения к стандартной функции, необходимо записать имя функции, за которым в круглых скобках следует аргумент (параметр). Приоритет вычисления функций выше, чем приоритет арифметических операций.
Ниже представлен набор стандартных функций с указанием типов функции и аргумента. В таблице приняты обозначения: I-целый тип, R- вещественный тип.
Математическая запись | Запись в Турбо Паскале | Тип аргумента | Тип функции |
| x | | Abs(x) | I R | I R |
x2 | Sqr(x) | I R | I R |
sin x cos x arctg x | Sin(x) Cos(x) Arctan(x) | I или R | R |
ex ln x | Exp(x) Ln(x) | I или R | R |
Sqrt(x) | I или R | R | |
p | Pi | R | R |
Выделение целой части аргумента | Trunc(x) | R | I |
Выделение дробной части аргумента | Frac(x) | R | R |
Возведение в степень
В Турбо Паскале отсутствует операция возведения в степень. Реализация этой операции зависит от типа показателя.
Если показатель целого типа, то операция возведения в степень реализуется многократным умножением.
Например:
x4 =>x * x * x * x;
sin2x => sqr(sin(x)).
Если показатель вещественного типа, то пользуются соотношением: , где x>0; a – вещественное число или выражение. Запись в Турбо Паскале имеет вид: xa=>exp(a*ln(x)). Например: .
Примеры программирования арифметических выражений
Математическая запись | Запись в Турбо Паскале |
(a + 12 * b)/(c1 - 1.8E3) | |
exp((2*sin(4*x)+sqr(cos(x*x)))/(3*x)) | |
ln |tg a-sin(a3)| | ln(abs(sin(al)/cos(al)-sin(al*al*al))) |
3.4. Контрольные задания
|
|
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!