Свобода выбора в контексте политической целесообразности — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Свобода выбора в контексте политической целесообразности

2022-11-24 26
Свобода выбора в контексте политической целесообразности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Конституция Российской Федерации широко закрепляет демократические свободы, позволяющие гражданам защищать свои права, участвовать в управлении делами государства, формировать органы государственной власти и местного самоуправления, активно выражать свое мнение по широкому кругу вопросов, имеющих политическое и социально-экономическое звучание. Демократическая сущность российского государства проявляется, прежде всего, в предоставленной гражданам возможности свободно формировать систему органов публичной власти. Эта свобода есть не только внешнее, формальное проявление возможности населения страны участвовать в управлении делами государства, но содержит сущностный аспект народного волеизъявления. Выборы - это не только участие в голосовании по определению круга лиц, которые получают право от имени народа формировать государственную политику, принимать управленческие решения, но и возможность периодической оценки деятельности выборного должностного лица либо коллегиального органа.

Провозглашение в законе и проведение свободных выборов преследует цель выполнения еще одной очень важной задачи – обязывает государство, должностных лиц органов публичной власти совершенствовать систему государственного управления, добиваться устойчивого экономического развития, действовать в интересах населения страны. В противном случае экономика может оказаться неконкурентоспособной, а государство не сможет обеспечить благосостояние населения. При свободных выборах снижение темпов экономического развития, ухудшение социально-экономического положения населения приводит к смене политического руководства. Выборы являются своеобразным барометром отношения избирателей к органам публичной власти, они выступают наиболее эффективным (в силу своей объективности) механизмом контроля деятельности органов государственной власти в целом.

Обеспечение свободного выражения мнения избирателей, предполагает и их ответственное отношение к избранию депутатов в представительные органы власти. Особая ответственность лежит на избирателях при выборах должностных лиц, обладающих значительными распорядительными полномочиями. 

Свобода выступает, таким образом, не только как социальное и личное благо, но является бременем для ее носителей. Она является показателем уровня самоорганизации населения, мерилом зрелости общественных отношений.

Но не только и не столько от граждан зависит степень участия населения в управлении делами государства и общества. Прежде всего, государство определяет пределы политической свободы граждан, устанавливает правила выражения воли избирателей, закрепляет систему выборных органов власти. От государства зависит многое, в том числе установление механизма сдержек и противовесов в осуществлении государственного управления, понимаемого в широком смысле. Место в этом механизме волеизъявления граждан также определяет государство. Однако есть ряд институтов, наличие которых является непременным атрибутом демократического государства. Среди них институт разделения власти, институт свободных выборов, институт независимого суда, институт ответственности органов власти. Свободные выборы занимают среди них главенствующее положение, поскольку являются наиболее эффективным средством оценки деятельности государственных органов и должностных лиц.

Сужение возможностей влияния избирателей на процесс ротации руководителей высших органов управления посредством изменения процедуры замещения должности исключает из системы сдержек институт ответственности органов власти перед населением и увеличивает зависимость должностных лиц от органов, их назначивших. Система становится уязвимой для возникновения коррупционных отношений, поскольку утрачивает один из важных элементов сдерживания – ответственности перед населением, реализуемой в период голосования на выборах.

Проводимая в России административная реформа настораживает своей тенденцией уменьшения роли населения в принятии важнейших решений. Среди шагов в этом направлении можно выделить следующие: усложнение процедуры инициирования народом общероссийского референдума; замена процедуры всенародных выборов высшего должностного лица субъекта РФ на процедуру фактического назначения; введение пропорциональной системы выборов, заменяющей персонификацию кандидатов на достаточно абстрактный партийный список; принятие решений, делающих невозможным реальный отзыв депутатов представительных органов.

Все эти шаги можно объяснить и оправдать как с позиций права, так и целесообразности. Но если оценивать их в более масштабном измерении, то очевидно нарушение баланса в системе сдержек и противовесов. Главным мерилом деятельности власти является оценка ее народом. Исключив ее, и не создав взамен адекватных механизмов (что сделать практически невозможно), можно получить неконтролируемую обществом систему государственного управления. А это чревато повторением уже пройденного этапа развития страны, приведшего к тяжелым последствиям для ее населения.

 

 

                                                                                         Н. М. СКОРЮКОВ

Архангельский государственный

                                                    технический университет

 

                Отчуждение в праве (историко-содержательный аспект)

 

Категория «отчуждение» – одна из центральных в социальной философии. Тем не менее, она чрезвычайно редко используется в философии и общей теории права. Возможно, это связано с тем, что привычное рассмотрение права предполагает отсутствие противоречий в нем. Позитивизм, господствующий в теории права до сих пор, сводит проблему противоречия к проблеме формально-логической непротиворечивости позитивного, действующего, документированного права. Между тем, категория «отчуждение» может стать одной из важнейших категорий философии и теории права, ибо она фиксирует неизбежную противоречивость развития права и такую же его неизбежную проблемность. Категория «отчуждение» отражает аномальные аспекты объективного развития права, ту, объективным, даже бесконтрольным образом развивающуюся ситуацию, в рамках которой поставленные человеком цели оборачиваются результатами, абсолютно противоположными первоначальным замыслам. Отчуждение – это особая характеристика деятельности человека и общества, когда как сам процесс деятельности, так и ее результаты проявляют себя негативным и даже разрушительным образом по отношению к субъектам этой деятельности.  

Существующее многообразие форм отчуждения задано многообразием форм человеческой деятельности. Так принято выделять такие формы отчуждения, как экономическое, политическое, социальное, духовное. Оправдано выделение в качестве самостоятельной формы и правового отчуждения, поскольку именно право сущностным образом ориентировано на человека, его индивидуальную жизнь, возможности его свободной и независимым образом организованной жизни. Во всех случаях пиком такого рода отчуждений является самоотчуждение. Историческое возникновение права в значительной степени было связано с тем, чтобы создать особые организационные условия нормативного характера, позволявшие выстроить деятельность людей неотчуждаемым образом. И здесь следует обратить внимание на два обстоятельства: во-первых, отчуждение как явление возникает в ходе осознанной и осознаваемой деятельности человека, а значит и может быть преодолено изменениями сознания и реорганизацией деятельности, а во-вторых, деятельность человека носит исторически-конкретный характер, а, значит, и проблема отчуждения также исторически конкретна.

Исторические эпохи представляют собой целостные образования. Каждая из исторически сложившихся и целостным образом организованных эпох опирается на возможности той культуры, которая лежит в ее основании. Каждая культура, в свою очередь, особым образом решает круг основных проблем, в историческом дрейфе от одной культуры к другой, никуда не исчезающих, а лишь меняющих остроту и внешний рисунок. Круг проблем хорошо известен: отношение общества к природе, отношение людей друг к другу и способы их совместной жизни, отношения человека и общества, результатом которых выступает исторически конкретный тип личности, существующие в данном обществе типы мышления, отражающие противоречивый характер жизни современного человеку общества, а также, различные способы взаимопонимания людей, в которых представлена и степень их взаимного признания. Решение такого комплекса проблем требует многообразия нормативных и государственно-силовых методов, с помощью которых эти проблемы решаются. В таких условиях и право неизбежно будет принимать исторически изменчивые формы, а его основные особенности будут определяться доминантными ценностями культуры. Формы отчуждения в праве также будут адекватны тем историческим условиям, в которых они проявляют себя.

Право создано не само для себя, а для решения вполне конкретных проблем вполне конкретного общества. Задачи конкретного общества решаются с использованием всей системы нормативных регуляторов. Важнейшую роль в управлении обществом играют мораль, обычай, религиозная норма. На определенных этапах развития общества эти базовые нормативные системы, ограничивая возможности других, играют первые роли. Право неизбежным образом ощущает плоды этого доминирования. Исторически роль права будет определяться сущностью и характером той культуры, в недрах которой оно развивается. Основные ценности того или иного общества заданы господствующим типом культуры, и есть ли в этой доминантной системе ценностей те, успешность осуществления которых прямо зависит от состояния права, определяется характером эпохи. Поэтому, право различным образом проявляет себя там, где доминируют мораль, или религиозные нормы, или нормы традиционного вида. Его собственное время приходит намного позднее. Когда право обретает доминантный характер, тогда в полной мере проявляются и все его возможные отчуждения. Первым важнейшим видом отчуждения является отчуждение содержательно-сущностное, проявляющееся в отношениях права и закона. Осознание проблемы взаимодействия права и закона означает способность общества к самоорганизации, к пониманию необходимости его обособления от государства и создания элементов самоуправления (элементов гражданского общества). Концептуальное отчуждение рождается в исторических условиях доминирования той или иной концепции права. Политико-правовое отчуждение таким же специфичным образом проявляет себя, выражая особый характер взаимодействия власти и права в условиях исторически конкретного социального пространства-времени.

 

                                                                                         Т.Н. МАЛАЯ

                                              Архангельский государственный                         

                                                       технический университет

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.