Повышении эффективности страхования в Архангельской области — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Повышении эффективности страхования в Архангельской области

2022-11-24 22
Повышении эффективности страхования в Архангельской области 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Формирование эффективной системы защиты населения и юридических лиц от воздействия стихийных, техногенных и криминогенных рисков является одной из ключевых задач региональных органов власти в России в настоящее время. В экономике нашей страны страхование должно играть более значительную роль, т.к. оно является не только частью финансового механизма, но и частью социальной сферы, непосредственно затрагивающей самые насущные интересы людей. Оно должно способствовать укреплению материального благосостояния людей, сбалансированности их денежных доходов и расходов, устранению негативных явлений в распределительных отношениях, повысить эффективность системы социальной защиты населения. Повышение эффективности системы социальной защиты является особенно актуальным в свете преодоления негативных тенденций, связанных с разрушительным социальным кризисом начала 90-х годов прошлого века. Как отмечал видный экономист Хайнц Ламперт [1], «проблематика рыночной модели хозяйствования связана преимущественно с двумя сферами: социальной и сферой управления системой в целом в плане обеспечения максимально уравновешенного, свободного от колебаний и характеризующегося уверенностью в будущем развития экономики, при полной загруженности производственных факторов».

Эффективность страхования в территориальном аспекте во многом определяется отраслевой структурой экономики региона, спецификой местных рисков, уровнем конкуренции среди страховщиков, состоянием инфраструктуры страхового рынка и другими факторами.

В экономической системе России Архангельская область позиционируется как регион, в отраслевой структуре которого преобладают предприятия деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, торговли, судостроительного, минерально-сырьевого и нефтегазового комплексов. Следует отметить, что для региона характерны следующие группы факторов рисковой ситуации: рост частоты и тяжести стихийных бедствий, пожаров в жилом секторе и промышленных зонах, рост уровня техногенных рисков, увеличение количества правонарушений. Положение усугубляется тем, что, как справедливо указывает проф. Л.А.Орланюк-Малицкая «у юридических лиц и населения отсутствует должное внимание к самой проблеме управления рисками, следствием чего является неумение оценить рисковую ситуацию и определить реальную потребность в страховой защите. При этом коммерческие страховые организации предлагают страхователям страховые продукты по завышенным тарифам» [2].

Законодательством РФ определены права региональных властных структур создавать предприятия, образовывать отраслевые и межотраслевые органы управления. В качестве примера уместно привести деятельность страховой компании «Югория», учрежденной правительством Ханты-Мансийского автономного округа, уставный капитал которой был сформирован за счет средств округа, но вся дальнейшая работа страховщика происходит без участия бюджетных средств [3], при этом «Югория» расширяет присутствие на других региональных рынках, осуществляет более 70 видов страхования.

Администрация Архангельской области ведет целенаправленную работу по развитию финансово-экономического потенциала региона: индекс промышленного производства в первом полугодии 2005 года по сравнению с аналогичным периодом 2004 года составил 106,4%, оборот розничной торговли – 113,2%, реальные денежные доходы населения – 106,9%.

Рост деловой активности юридических и физических лиц в условиях повышения уровня региональных рисковых факторов определяет существенную положительную динамику регионального страхового рынка (см. рис. 1). Следует отметить, что в области представлены ведущие российские акционерные страховые компании, однако уровень страховой защиты в общем объеме валового регионального продукта по экспертным оценкам [4] составляет менее 1,5%, что существенно ниже, чем в целом в России.

Источник: ФСГС по Архангельской области

 

Рисунок 1 Динамика развития страхового рынка Архангельска и области в 2000-2004г.г. (добровольное и обязательное виды страхования, включая ОМС)

 

На развитии страхового рынка отрицательно сказывается недостаточное государственное регулирование как по поддержке страхового рынка, так и по стимулированию населения и предприятий к более широкому использованию возможностей страхования для защиты своих имущественных интересов. В результате, по-прежнему, основное бремя расходов по ликвидации последствий техногенных аварий и катастроф, негативных природных явлений, расходы по решению проблем социальной сферы, ложатся целиком на бюджет, хозяйствующих субъектов и население. По мнению авторов, одним из методов повышения эффективности регионального страхования является стимулирование территориальными властными структурами развития обществ взаимного страхования (ОВС).

Преимущества ОВС на региональном рынке следующие: страхование становится более доступным для юридических лиц и населения, усиливается превентивная функция страхования. Взаимное страхование в регионе уже было апробировано и успешно развивалось до 1917 года [5].

Развитие регионального страхового рынка не может происходить без серьезной и продуманной государственной политики. Особое внимание региональным властным структурам следует уделять, по мнению авторов, инвестиционным возможностям страховых организаций. Региональные страховщики способны эффективно сотрудничать с ведущими региональными кредитными организациями и при условии координирующей роли властных структур способствовать повышению инвестиционной привлекательности Архангельской области. Для финансового развития и повышения «прозрачности» деятельности страховщиков властные структуры могут способствовать размещению ценных бумаг страховых компаний на региональных биржах, например, Санкт-Петербургской валютной бирже.

Координирующая роль властных структур может проявляться в стимулировании участия региональных страховщиков в разработке и реализации целевых социально-экономических программ в сфере пожарной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, проведения конкурсов по страхованию объектов государственной и муниципальной собственности.

Развитие страхования производственных рисков следует вести по следующим основным направлениям: совершенствование законодательной базы по страхованию; расширение ассортимента страховых услуг и спектра страхуемых рисков на рынке регионального страхования; создание и реализация специальных государственных программ (на федеральном и региональном уровнях) по поддержке и развитию страхования; повышение уровня квалификации и переподготовка управленческих кадров (руководителей предприятий, специалистов по управлению рисками); разработка и совершенствование методической базы страхования с учетом отраслевой.

                      Список литературы

1. Ламперт Хайнц. Социальная рыночная экономика. Германский путь. М.,: «Дело ЛТД».1994. С. 224.

2. Орланюк-Малицкая Л. А. Страховые компании в корпоративном секторе экономики. Финансы и кредит. 2004. № 27(165) С.34.

3. Волков В. Н. Не упустить момент. Эксперт. 2003. №39. С.122.

4. Качалова Е. Ш. Региональное страхование в системе экономической безопасности Российской Федерации. Финансы. 2003. №4. С. 44.

5. Тарутин А. П. Страхование в Архангельске: историко-финансовый аспект. XIV Международные Ломоносовские чтения. Сборник научных трудов. Архангельск: ПГУ,2002. С.157.

 

 

                                                                                                        Ю.Е. ДАВЫДОВ

                                                                                       Институт экологических

                                                                          проблем Севера УрО РАН                                              

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.