Правила построения словосочетаний — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Правила построения словосочетаний

2022-11-23 79
Правила построения словосочетаний 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цели занятия.

Учебные:

- формировать устойчивый навык синтаксических норм: систематизировать изученный студентами теоретический материал (на основе системы понятий о речевой норме, динамической теории нормы, ее вариативности, о правильности речи на уровне синтаксических норм);

- формировать речевую культуру студента вообще и профессиональную культуру медика в области практического владения синтаксическими нормами речи.

Воспитательные:

- стимулировать у студентов интерес к изучению культуры речи;

- формировать чувство ответственности за результаты своего труда.

Развивающие:

- развивать устную и письменную речь студентов;

- расширять кругозор студентов;

- развивать умение студентов осмысливать знания, изученные на занятии;

- развивать языковое чутье и оценочное отношение к своей и чужой речи.

Формировать компетенций

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 3. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личного развития.

ОК 4. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 5. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 6. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

Список литературы:     

Основная:

1. Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы.

Учебное пособие для студентов среднего профессионального уч. заведения

{Текст} Т.М. Воителева. 3-е издание, Стер. – М.; Издательский центр

«Академия», 2009.-176с.

2.  Введенская Л.А. Культура речи: учебное пособие {Текст} \ Л.А.Введенская.

- Ростов н\Д: Феникс, 2003.- 448 с

3. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: учебное пособие {Текст} \ И.Б. Голуб. – М.: Логос, 2003. -432 с.

4. Зверева Е.Н. Основы культуры речи: Теоретический курс {Текст} \ Е.Н.Зверева. – М.: Издательский Центр ЕАОИ, 2008.-219 с.

 

 Дополнительная:

1. Русский язык и культура речи: учебник для вузов {Текст} \   под ред.

В.И. Максимова, А.В. Голубевой.- М.: Высшее образование, 2007.-356 с.

2. Сорокина А.В. Основы делового общения: Конспект лекций {Текст} \  А.В. Сорокина. – Ростов н\Д: Феникс, 200 – 224 с.

 

Интернет - ресурсы:

1. Справочно-информационный интернет-портал «Культура письменной речи»

{Электронный ресурс} \\ http://www.gramma.ru/RUS/.

 

 

1. Основные этапы занятия:

1.1. Организационный момент                                     3 мин.

1.2. Проверка исходного уровня знаний                    7 мин.

1.3. Основная часть                                                          30 мин.

1.4. Закрепление итогов занятие                                  35 мин.

1.5. Подведение итогов занятия                                    3 мин.

1.6. Задание на дом                                                           2 мин.

 

Приложение

Ошибки в построении синтаксических конструкций и способы их                                                     устранения

  Вид ошибки

Пример с ошибкой

Правка (эталоны ответов)

1. Ошибки в употреблении падежных форм:

- неверное управление

Зависимыми словами

 

- предлоги: согласно, вопреки и благодаря,  употребляются только с дательным падежом

 

- предлог -по употребляется с предложным падежом

Участковый указал о том, что нужно соблюдать тишину в доме после двадцати трех часов.

Вопреки обстоятельств

Согласно приказа

 

По истечен ию срока

давности дело закрыли

Участковый указал

на то

 

Вопреки обстоятельствам

Согласно приказу

 

 

По истечени и

Ошибки в употреблении двойных союзов при однородных членах

- части двойного союза должны соединять непосредственно однородные члены   - части двойного союза постоянны, их нельзя заменять другими словами (не только… но и; если не…,то; как…, так и)

Настроение было не только главным для создателя

стихотворения, но и для читателей.

 

Мы наблюдали много особенностей как в  природе, а также и в людских нравах

Настроение было главным не только для создателя. Но и для читателей

 

 

Мы наблюдали много особенностей как в природе, так и в людских нравах

           

 

 

Ошибки при замене прямой речи косвенной

- в предложениях с косвенной речью в придаточной части употребляются  только местоимения третьего лица

Некрасов писал, что я лиру посвятил народу своему

Некрасов писал, что он  лиру посвятил народу своему

Упражнение.

1.  Укажите в предложениях нарушение синтаксической нормы, запишите в исправленном виде, объясните, какое применили правило.

1. Президент попросил министров доложить все, что происходит в стране.

2. Манилов хвастался, что за Павла Ивановича Чичикова я всегда готов ручаться.

3. Все, кто видели этот фильм, отзывается о нем положительно.

4. Соревнования будут проходить в городе Великих Луках.

5. Эти ковры украсят и создадут уют в ваших квартирах.

6. Приняты поправки к уставу, согласно которых мы войдем в совет студентов.

7. Артист был удостоен высокой наградой.

8. Жителя города проводят свой досуг в театрах и концертных залах, стадионах и спортплощадках. 

9.Всем понравилась книга, напечатанная в последнем номере журнала икоторая рассказывает о неизвестных страницах войны.                                                      10. Речь, адресовавшаяся полтора десяткам слушателей, строится не так, как выступление длятриста человек.

 

Самостоятельная работа

Упражнение 2 (№ 290, стр. 113)

Найдите и исправьте ошибки в построении следующих словосочетаний.

Оплатить за проезд, прогноз о погоде, способность к успеху поделиться о воспоминаниях; описать о природе, доказывать о целеустремленности юноши; смотреть вслед поезда.

 

 

Цели занятия.

Учебные:

- формировать устойчивый навык синтаксических норм: систематизировать изученный студентами теоретический материал (на основе системы понятий о речевой норме, динамической теории нормы, ее вариативности, о правильности речи на уровне синтаксических норм);

- формировать речевую культуру студента вообще и профессиональную культуру медика в области практического владения синтаксическими нормами речи.

Воспитательные:

- стимулировать у студентов интерес к изучению культуры речи;

- формировать чувство ответственности за результаты своего труда.

Развивающие:

- развивать устную и письменную речь студентов;

- расширять кругозор студентов;

- развивать умение студентов осмысливать знания, изученные на занятии;

- развивать языковое чутье и оценочное отношение к своей и чужой речи.

Формировать компетенций

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 3. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личного развития.

ОК 4. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 5. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 6. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

Список литературы:     

Основная:

1. Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы.

Учебное пособие для студентов среднего профессионального уч. заведения

{Текст} Т.М. Воителева. 3-е издание, Стер. – М.; Издательский центр

«Академия», 2009.-176с.

2.  Введенская Л.А. Культура речи: учебное пособие {Текст} \ Л.А.Введенская.

- Ростов н\Д: Феникс, 2003.- 448 с

3. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: учебное пособие {Текст} \ И.Б. Голуб. – М.: Логос, 2003. -432 с.

4. Зверева Е.Н. Основы культуры речи: Теоретический курс {Текст} \ Е.Н.Зверева. – М.: Издательский Центр ЕАОИ, 2008.-219 с.

 

 Дополнительная:

1. Русский язык и культура речи: учебник для вузов {Текст} \   под ред.

В.И. Максимова, А.В. Голубевой.- М.: Высшее образование, 2007.-356 с.

2. Сорокина А.В. Основы делового общения: Конспект лекций {Текст} \  А.В. Сорокина. – Ростов н\Д: Феникс, 200 – 224 с.

 

Интернет - ресурсы:

1. Справочно-информационный интернет-портал «Культура письменной речи»

{Электронный ресурс} \\ http://www.gramma.ru/RUS/.

 

 

1. Основные этапы занятия:

1.1. Организационный момент                                     3 мин.

1.2. Проверка исходного уровня знаний                    7 мин.

1.3. Основная часть                                                          30 мин.

1.4. Закрепление итогов занятие                                  35 мин.

1.5. Подведение итогов занятия                                    3 мин.

1.6. Задание на дом                                                           2 мин.

 

Правила построения словосочетаний

Синтаксис - раздел науки о языке, который изучает построение словосочетания и предложения.

Синтаксические нормы – это правила построения и использования синтаксических конструкций в речи.

1. Часто встречаются нарушения, связанные с управлением.Управление - это вид подчинительной связи, когда главное слово требует от зависимого определенной падежной формы. Выбор падежа управляемого существительного зависит от значения главного слова:отзыв на статью - отзыв (П.п. с предл. о) о статье                                                                  рецензия о спектакле - рецензия (Вп.п. с предл. на) на спектакль                                    характеристика на студента - характеристика (Р.п.) студента.                                  Во всех затруднительных случаях следует обращаться к толковым словарям русского языка или к словарям сочетаемости, к словарю-справочнику

Д.Э. Розенталя «Управление в русского языке».

 

2. Различие конструкций со словами, близкими по значению или однокоренными, но требующими разного  управления. Важно уметь правильно поставить вопрос, которым предопределяется падежная форма существительного:

Вера (во что?) в победу                             уверенность (в чем?) в победе                 беспокоиться о ком-нибудь                      тревожиться за кого-нибудь                        обращать внимание на что-либо            уделить внимание чему-либо                  уплатить за что-либо (за проезд)             оплатить что-либо (проезд)

 

3. Затруднение и согласование главных членов предложения.

Согласование – это вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в той же форме, в какой находится главное:

- при обозначении меры веса, пространства, времени сказуемое употребляется в ед.ч.: Семь часов осталось до вылета;

- со словами тысяча, миллион, миллиард сказуемое, как правило, согласуется в роде и числе, как с существительными: Тысяча зрителей пришла на встречу с актерами;

- при наличии в составе подлежащего слов много, мало, несколько, столько, немного для сказуемого предпочтительней форма ед.ч.: Несколько человек записалось в драматический кружок;

- с подлежащими, в состав которых входят существительные со значением

неопределенно большого количества – множество, бездна, масса, уйма, тьма сказуемые согласуются в ед.ч.: Масса народу пришла на митинг.

Приложение

Ошибки в построении синтаксических конструкций и способы их                                                     устранения

  Вид ошибки

Пример с ошибкой

Правка (эталоны ответов)

1. Ошибки в употреблении падежных форм:

- неверное управление

Зависимыми словами

 

- предлоги: согласно, вопреки и благодаря,  употребляются только с дательным падежом

 

- предлог -по употребляется с предложным падежом

Участковый указал о том, что нужно соблюдать тишину в доме после двадцати трех часов.

Вопреки обстоятельств

Согласно приказа

 

По истечен ию срока

давности дело закрыли

Участковый указал

на то

 

Вопреки обстоятельствам

Согласно приказу

 

 

По истечени и


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.