Метод тестов в возрастной психологии. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Метод тестов в возрастной психологии.

2022-11-14 27
Метод тестов в возрастной психологии. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

К диагностическим исследовательским методам относятся различные тесты, т. е. методы, позволяющие исследователю давать количественную квалификацию изучаемому явлению, а также различные приемы качественной диагностики, при помощи которых выявляются, например, различные уровни развития психологических свойств и характеристик испытуемых. Тест - стандартизированное задание, результат выполнения которого позволяет измерить психологические характеристики испытуемого. Таким образом, целью тестового исследования является испытание, диагностика определенных психологических особенностей человека, а его результатом — количественный показатель, соотносимый с ранее установленными соответствующими нормами и стандартами. Использование тестов в возрастной и педагогической психологии наиболее отчетливо проявляет общие теоретические установки исследователя. Так, в зарубежной психологии тестовые исследования понимаются обычно как средство выявления и измерения врожденных интеллектуальных и характерологических особенностей испытуемых. В советской психологии различные диагностические методы рассматриваются в качестве средств определения наличного уровня развития этих психологических особенностей.

Количественные и качественные диагностические методы не должны рассматриваться как противоположные и взаимоисключающие. Напротив, они взаимно дополняют друг друга в психологическом исследовании. Если тестовые методики дают возможность предварительной ориентировки в выборке испытуемых, то приемы качественной диагностики позволяют сделать более глубокое и обоснованное диагностическое заключение.

Основным недостатком большинства диагностических методик является осознание испытуемым искусственной ситуации обследования, которое часто приводит к актуализации у испытуемых неконтролируемых методикой, что искажает результаты эксперимента. Достоинство диагностических методов (наряду с точностью и портативностью) состоит в очень широком спектре исследовательских задач, которые могут решаться с помощью данных методов, — от исследования степени овладения дошкольниками различными перцептивными и мыслительными действиями и некоторыми предпосылками формирования операционально-технической стороны учебной деятельности и выявления ряда личностных особенностей детей до изучения возрастной специфики внутриколлективных отношений.

8)Метод изучения продуктов (результатов) деятельности.

Изучение продуктов деятельности. В качестве объекта исследования при использовании метода изучения продуктов деятельности могут выступать самые разнообразные продукты творчества испытуемых (стихи, рисунки, различные поделки, дневниковые записи, школьные сочинения и т. п.). Применяя этот метод, можно анализировать не только содержательные, но и формальные характеристики объекта изучения. Например, одним из показателей уровня развития изобразительной деятельности являются особенности линий рисунка.

Выделяются четыре ступени развития этих линий: 1) простая, проволочная линия, 2) сложная, нащупывающая линия, 3) штриховая линия и 4) валёрная линия. Анализ рисунков детей разного возраста по данному показателю обнаружил, что, во-первых, каждый ребенок в процессе развития своей изобразительной деятельности обязательно проходит путь от простой линии к сложной и от неё к штриху и, во-вторых, при отсутствии обучения возможна остановка на одной из ступеней этого развития.

Наиболее распространенным методом изучения продуктов деятельности учащихся является изучение школьных сочинений. Этот метод (так же как и метод индивидуальной беседы) дает богатый психологический материал относительно индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. Благодаря использованию этого метода, изменяя лишь темы сочинений, учитель за сравнительно короткое время может собрать массовый качественный материал о самых различных особенностях учащихся.

Результаты использования этогометода (наряду с результатами наблюдения и бесед) могут дать ценный материал для составления вопросов при подготовке различных анкет.

Используемая литература:

1. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник для студентов вузов / Л.Ф. Обухова. – М.: Высш. Образование; МГППУ, 2009. – С. 33–39.

2.Орлов А.Б. Основные исследовательские методы возрастной и педагогической психологии // Вопросы психологии. – 1981. – №1. – С.147–154.

3.Лазурский А. Ф. О естественном эксперименте / Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских авторов периода 1918-1945гг. – 1980. – С. 6–8.

4.Психология развития: учебник/ под ред. Т.Д. Марцинковской. – М.: Академия, 2008. – С. 27–49.

 

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.