Соотношение понятий «методология», «методологический принцип», «метод», «методика исследования». Основные методологические принципы исследования в психологии развития и возрастной психологии. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Соотношение понятий «методология», «методологический принцип», «метод», «методика исследования». Основные методологические принципы исследования в психологии развития и возрастной психологии.

2022-11-14 53
Соотношение понятий «методология», «методологический принцип», «метод», «методика исследования». Основные методологические принципы исследования в психологии развития и возрастной психологии. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема: «Методы психологии развития и возрастной психологии»

Основные формы использования исследовательских методов в возрастной психологии и психологии развития: продольные (лонгитюдные) поперечные (возрастные) срезы.

Психическая деятельность всегда получает свое объективное выражение в тех или иных действиях, речевых реакциях, в изменении работы внутренних органов. Очень важно изучать психическую жизнь в процессе деятельности человека, исследуя его поступки, поведение, общение и др.

В отечественной психологии выделяются четыре группы методов (по Б.Г. Ананьеву).

К первой группе методов, которые условно принято называть организационными, относятся сравнительный, лонгитюдный и комплексный методы.

В психологии развития сравнительный метод выступает в двух основных формах: в виде метода возрастных, или «поперечных», срезов и лонгитюдных («продольных») исследований. Сравнительно-возрастной метод представляет собой сопоставление отдельных особенностей по возрастам с целью выявления динамики изучаемого психического процесса.

При использовании процедуры «поперечных» срезов изучаемое психическое явление диагностируется с помощью одного и того же психологического инструмента у различных возрастных групп испытуемых (но близких по социально-психологическим характеристикам). Лонгитюдные исследования предполагают длительное исследование одних и тех же людей на протяжении ряда лет, не случайно их называют «продольными» исследованиями. При этом применяется как наблюдение, так и экспериментальные и тестовые методики. Лонгитюдные исследования дают возможность выявить индивидуальные особенности развития.

Тема: «Методы психологии развития и возрастной психологии»

Соотношение понятий «методология», «методологический принцип», «метод», «методика исследования». Основные методологические принципы исследования в психологии развития и возрастной психологии.

«Метод» — это путь познания, это способ, посредством которого познается предмет науки» (С.Л. Рубинштейн).

Основная функция метода–внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования того или иного объекта. Следовательно, метод (в той или иной своей форме) сводится к совокупности определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия.Он есть система предписаний, принципов, требований, которые должны ориентировать исследователя в решении конкретной задачи, достижении определенного результата в той или иной сфере деятельности.

В узком смысле―метод означает специальные приемы научной дисциплины. Например, в психологии и педагогике –метод научного наблюдения, метод опроса, экспериментальный метод и др.

Методология — это наука о наиболее общих принципах познания и преобразования объективной действительности, путях и способах этого процесса.

Методология в этом широком смысле образует необходимый компонент всякой деятельности, поскольку последняя становится предметом осознания, обучения и рационализации. Методологическое знание выступает в форме как предписаний и норм, в которых фиксируются содержание и последовательность определённых видов деятельности (нормативная методология), так и описаний фактически выполненной деятельности (дескриптивная методология). В обоих случаях основной функцией этого знания является внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования какого-то объекта. В современной литературе под методологией обычно понимают, прежде всего, методологию научного познания, т. е. учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности.

Методика каждого психолого-педагогического исследования всегда конкретна и уникальна. Нет методики вообще, есть конкретная методика исследования. И чем более оригинален исследователь, тем более оригинальные методики он создает, тем более он изящен в интерпретации его результатов. Дляобоснования методик исследования необходимо определить, в каких внешних явлениях проявляется изучаемое, каковы показатели, критерии его развития соотнести методы исследования с разнообразными, проявлениями исследуемого явления. Только при соблюдении этих условий можно надеяться на достоверные, научные выводы.Методика психолого-педагогического исследования, несмотря на свою индивидуальность при решении конкретной задачи имеет определенную структуру. Ее основными элементами являются:

· теоретико-методологическая часть, концепция, на основе которой строится вся методика;

· исследуемые явления, процессы, признаки, параметры;

· субординационные связи и зависимости между ними;

· совокупность применяемых методов, их координация;

· порядок применения методов и методических приемов;

· последовательность и техника обработки и обобщения результатов исследования.

Методологический принцип всесторонности предполагает комплексный подход к исследованию педагогических процессови явлений. Одно из важнейших требований комплексного подхода –установление всех взаимосвязей исследуемого явления, учет всех внешних воздействий, оказывающих на него влияние, устранение всех случайных факторов, искажающих картину изучаемой проблемы. Другое его существенное требование использование в ходе исследования разнообразных методов в их различных сочетаниях.

Требованием комплексного подхода к исследованию в области психологии и педагогики является опора на достижения других наук, прежде всего таких, как социология, философия, культурология и др.

Единство исторического и логического.Логика познания объекта, явления воспроизводит логику его развития, то есть его историю. История развития личности, например, является своеобразным ключом к пониманиюконкретной личности, принятию практических решений по ее воспитанию и обучению. В истории развития личности проявляется ее сущность, так как человек лишь постольку является личностью, поскольку он имеет свою историю, жизненный путь, биографию.

Методологическим принципом исследования является системность, то есть системный подход к изучаемым объектам.

Основные методологические принципы, которые необходимо соблюдать при любом методе:

· метод должен исходить из диалектико-материалистического представления о предмете науки, отражать его специфику;

· научный метод психологии должен быть объективным;

· соблюдение генетического (эволюционного) принципа;

· необходимость научных обобщений с учетом индивидуальных различий.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.