ХАДИС 77 Необходимо распоряжаться своими деньгами и своим знанием должным образом. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

ХАДИС 77 Необходимо распоряжаться своими деньгами и своим знанием должным образом.

2022-11-14 29
ХАДИС 77 Необходимо распоряжаться своими деньгами и своим знанием должным образом. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Сообщается, что Абдуллах бин Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, сказал:

– Посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) сказал: «Не следует завидовать (никому), кроме (людей, обладающих) двумя качествами: человеку, которому Аллах даровал богатство и который был направлен к тому, чтобы без остатка потратить его на должное [Речь идёт обо всём том, что угодно Аллаху], и человеку, которому Аллах даровал мудрость* и который судит сообразно ей и передаёт её (другим)». Аль-Бухари и Муслим.

 

*[Здесь имеется в виду либо знание и понимание Корана, либо мудрость как нечто противоположное невежеству и удерживающее человека от всего мерзкого].

 

Есть два вида зависти. Зависть первого вида является запретной и порицаемой в любых обстоятельствах. Она находит своё выражение в желании того, чтобы кто-нибудь из рабов Аллаха лишился милости, оказанной ему Аллахом в религиозных или мирских делах. При этом не имеет никакого значения, идёт ли речь только об утвердившемся в его сердце желании, ради искоренения которого он не борется с самим собой, или же, испытывая это чувство, такой человек старается избавиться от него или скрыть, что ещё хуже, ибо подобное представляет собой не что иное как непрерывное притеснение.

 

Зависть этого вида пожирает благие дела человека подобно тому, как огонь пожирает дрова.

 

Зависть второго вида не связана с желанием прекращения оказания милости Аллаха другому человеку, а испытывающий это чувство только желает достичь примерно того же.

 

Этот вид зависти, в свою очередь, подразделяется на два вида, один из которых является похвальным, а другой – порицаемым.

Похвальная зависть такого рода находит своё выражение в том, что человек, видящий, что Аллах оказал кому-либо из Своих рабов благодеяние в сфере религии, начинает желать для себя того же. Таким образом, это имеет отношение к желанию блага, а если вдобавок к этому человек ещё и прилагает какие-то усилия ради достижения этого, тогда один свет накладывается на другой.

 

В наибольшей мере зависть такого рода следует испытывать по отношению к такому человеку, которому сначала законным образом досталось богатство, потом была дарована возможность израсходовать его должным образом, то есть на нечто обязательное или желательное с точки зрения шариата, и оказано в этом содействие. Это является одним из наиболее убедительных доказательств наличия веры и в то же время одним из наилучших видов благодеяний.

 

То же самое можно сказать и о том, кому Аллах даровал знание и мудрость, в то же время оказав ему содействие в передаче мудрости другим и в том, чтобы он мог судить среди людей сообразно этой мудрости.

 

С двумя вышеупомянутыми видами благодеяний не может сравниться ничто иное.

 

Первый находит своё выражение в том, что человек приносит другим людям пользу своими деньгами, удовлетворяет их потребности и тратит свои средства на такие благотворительные цели, полезность которых ощущается долго и оказывает серьёзное воздействие.

 

Второй выражается в том, что человек приносит другим людям пользу своим знанием, призывая их к исламу и обучая рабов Аллаха тому, что помогает им выполнять свои религиозные обязан-ности, правильно выстраивать отношения друг с другом и заниматься другими важными делами.

 

Помимо двух вышеупомянутых вещей завидовать следует и всему благому в соответствии с тем, насколько высоко это оценивается Аллахом. Вот почему Аллах Всевышний повелел радоваться и усматривать добрый знак в случае достижения подобного блага, ибо содействие в этом оказывается лишь тем, кому дарован великий удел.

 

Аллах Всевышний сказал: "Скажи: “Милости Аллаха и Его милосердию - этому пусть радуются они”. Это лучше того, что они копят". “Йунус”, 58.

 

Аллах Всевышний также сказал: "Не равны (друг другу) добро и зло. Отражай [зло] тем, что лучше, и тогда тот, с кем у тебя была вражда, станет будто близкий друг. И не дано это никому, кроме проявлявших терпение, и не дано это никому, кроме наделённого великим уделом". “Разъяснены”, 34 – 35.

 

Может получиться и так, что человек, стремившийся к обречению подобного блага, получит такую же награду, как и тот, кто на самом деле творил благое.

 

Но будет это лишь в том случае, если намерения его окажутся благими и если он твёрдо решит, что поступит так же, если ему представится такая возможность, на что и указывает содержание данного хадиса. В особой же мере это касается того, кто уже начал что-то делать и приложил некоторые усилия.

 

Что же касается доброй, но непохвальной зависти, то она выражается в желании обретения мирских благ ради удовольствия и удовлетворения своих желаний, что было свойственно соплеменникам Каруна*, которые, увидев его во всём великолепии и богатстве, как поведал об этом Аллах Всевышний, сказали: «О, если бы и нам было даровано то же, что и Каруну! Поистине, он обладает великим уделом!» “Рассказ”, 79.

 

*[Карун – один из врагов Мусы (салла Ллаху `алейхи уа салам) самонадеянный богач, погубленный Аллахом вместе с фараоном и Хаманом].

 

Следовательно, человек, который хочет оказаться в таком же положении, как и творящий зло, понесёт на себе такое же бремя греха.

 

С помощью вышеупомянутых деталей можно всегда отличить достойную порицания зависть от зависти доброй, которая может заслуживать как похвалы, так и порицания, а Аллах знает об этом лучше.

 

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.