ХАДИС 19 Естественные свойства. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

ХАДИС 19 Естественные свойства.

2022-11-14 38
ХАДИС 19 Естественные свойства. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:

– Посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) сказал: «Десять вещей являются естественными: подстригание усов, отращивание бороды, (использование) зубочистки, промывание носа водой, подстригание ногтей, омовение суставов пальцев [Имеются в виду не только суставы, но и места между пальцами], выщипывание волос под мышками [Речь идёт об удалении волос любым способом], сбривание волос в паху и подмывание». Муслим.

 

Передатчик этого хадиса сказал: “И я забыл, что было десятым, но, должно быть, речь шла о прополаскивании рта”.

 

Под естеством (“фитра”) подразумевается то состояние, в котором Аллах сотворил Своих рабов, сделав их по самой их природе склонными к этому. Здесь имеется в виду любовь к благому и предпочтение его, а также отвращение к дурному и отвергание его. Он сотворил их чистыми и готовыми к восприятию благого, проявлению искренности по отношению к Аллаху и приближению к Нему. Есть два вида установлений Аллаха, имеющих отношение к естественному порядку.

 

Соблюдение установлений первого вида очищает сердце и дух, и под этим подразумевается вера в Аллаха и всё то, что ей необходимо присуще, а именно: страх перед Аллахом, надежда на Него, любовь к Нему и обращение к Нему.

 

Аллах Всевышний сказал: «Обрати же лик свой к религии, будучи ханифом [То есть не отступая и не отклоняясь от религии единобожия] (и сообразуясь с) естеством* (, что дано тебе) Аллахом, Который сотворил людей так, а творение Аллаха не подлежит изменению. Это и есть прямая [То есть правильная] религия, но большинство людей не знает! Обращаясь к Аллаху, бойтесь Его, совершайте молитвы и не будьте в числе многобожников…» “Румы”, 30 – 31.

 

*[“Фитра”. Это слово образовано от корня ф-т-р. От этого же корня образовано и слово “фатр” – изобретение; начинание. Что же касается слова “фитра”, то оно обозначает собой состояние, иными словами, “фитра” есть пребывание в состоянии естественной предрасположенности.

Ибн Касир пишет: “Это означает, что человек появляется на свет, уже обладая определёнными врождёнными свойствами и будучи по природе своей готовым к восприятию религии, и если предоставить его самому себе, то он будет неуклонно следовать своему естеству, а отклоняющийся отклоняется от него только под воздействием людей или установившихся традиций”. (“Ан-Нихайа”, 3/457).

 

Что же касается Ибн Хаджара, да помилует его Аллах, то в “Фатх аль-Бари” (3/248) он пишет:

– Люди разошлись во мнениях о том, что следует понимать под словом “фитра”, но самое распространённое мнение состоит в том, что имеется в виду ислам. Ибн Абд аль-Барр сказал: “Так его понимала большая часть наших предшественников, что же касается обладающих знанием, то во всех их толкованиях указывается, что в словах Всевышнего: «(…с) естеством (, что дано тебе) Аллахом, Который сотворил людей так…» “Румы”, 30., под “естеством” подразумевается ислам (покорность воле Аллаха)”].

 

Это очищает и развивает душу и сердце, избавляет их от болезней, и украшает их прекрасными качествами, и всё это относится к основам веры и делам сердца.

 

Что же касается установлений второго вида, то к ним относится всё связанное с очищением внешним и устранением всего грязного и нечистого. Об этом и говорится в рассматриваемом нами хадисе. Они входят в число достоинств религии ислама, так как всё это предназначено для очищения различных частей тела и направлено на поддержание их здоровья и обеспечения их функций.

 

По общему мнению улемов, такие действия как прополаскивание рта и промывание носа являются обязательными в случае большого или малого осквернения. Очищение носа и рта было вменено в обязанность в связи с тем, что в этих местах часто скапливается грязь вследствие чего для очищения полоста рта следует использовать зубочистку *, о которой посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) сказал так: «Зубочистка cлужит для очищения рта и является угодной Аллаху». Аш-Шафи‘и, Ахмад и ан-Наса’и. [Этот хадис, передаётся со слов Аиши, да будет доволен ею Аллах].

 

*[“Сивак”. Имеется в виду палочка из ветки кустарника арака, кончик которого разжевывается и используется для очищения зубов и полости рта].

 

Вот почему использование её вменяется в обязанность шариатом во время омовения, перед молитвой, при пробуждении ото сна, в случае приобретения зубами жёлтого цвета, изменении состояния рта и в прочих случаях.

 

Что касается подстригания усов так, чтобы открылась верхняя губа, или же полного удаления их, то это также следует делать для поддержания чистоты и предохранения от выделений из носа, поскольку если волосы станут закрывать собой губу, они будут вступать в непосредственное соприкосновение со всем тем, что ест или пьёт человек. Кроме того, слишком длинные усы искажают облик человека, хотя это и нравится тем, кто не обращает внимания на подобные вещи. Иначе обстоит дело с бородой, которую Аллах сделал признаком мужского достоинства и красоты. Вот почему благодаря наличию бороды мужчина сохраняет свою красоту и в старости.

 

Из этого следует сделать соответствующие выводы, обратив внимание на тех, кто не подчиняется пророку (салла Ллаху `алейхи уа салам) и бреет бороду, поскольку лицо такого человека обезображивается и утрачивает свою красоту. Особенно это заметно в старости, так как безбородый мужчина становится похожим на старуху, утратившую свою красоту и привлекательность с возрастом, даже если в юности она была одной из красивейших женщин. Это становится заметным для других, однако привычки и слепое подражание заставляют одобрять дурное и считать дурным хорошее.

 

Что касается подстригания ногтей, удаления волос под мышками и промывания суставов, то в этих местах человеческого тела также скапливается грязь, и поэтому необходимость поддержания чистоты этих мест и удаления всего того, что может доставлять всевозможные неприятности, невозможно отрицать. То же самое относится и к удалению волос в паху.

 

Что касается подмывания или же удаления нечистот после удовлетворения большой или малой нужды, то это является необходимым и относится к числу обязательных условий очищения.

Таким образом, теперь тебе известно, что всё вышеупомянутое способствует совершенствованию внешнего облика человека и поддержанию тела в чистоте, препятствуя всему вредоносному и отвратительному; если же говорить о чистоте, то она – от веры.

 

Смысл всего сказанного состоит в том, что все внутренние и внешние аспекты шариата сообразуются с естеством человека, а соблюдение шариата помогает ему очиститься от всего порочного и украшает его прекрасными нравственными качествами, источником которых являются догматы веры, единобожие, проявление искренности по отношению к Аллаху и возвращение к Нему. Если же говорить о теле, то выполнение установлений шариата позволяет очищать его от всего грязного и нечистого и устранять все причины, способствующие этому. Таким образом, выполнение установлений шариата позволяет очищаться и внешне, и внутренне, и поэтому посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) сказал: «Чистота – половина веры». Муслим. [Этот хадис, передаётся со слов Абу Малика аль-Аша‘ри, да будет доволен им Аллах].

 

А Аллах Всевышний сказал:

«Поистине, Аллах любит кающихся и любит очищающихся». “Корова”, 222.

 

И весь шариат в целом представляет собой не что иное, как очищение, развитие, совершенствование, побуждение к достойным делам и удержание от всего низкого, а Аллах знает об этом лучше.

 

 

 

ХАДИС 20 Чистота воды.

 

Сообщается, что Абу Са‘ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, сказал: – Посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) сказал: «Вода чиста, и ничто не делает её нечистой». Ахмад, ан-Наса‘ и, Абу Дауд, ат-Тирмизи, Ибн аль-Джаруд, ад-Даракутни и аль-Байхаки.

 

Этот достоверный хадис является указанием на одну всеобъемлющую основу, суть которой состоит в том, что любая вытекающая из-под земли или падающая с неба, стоячая или проточная вода, сохранившая свои изначальные свойства или же претерпевшая даже значительные изменения в случае попадания в неё чистых предметов, остаётся чистой и может быть использована для очищения и прочих целей.

 

Исключением из этого общего правила является вода, изменившая свой цвет, вкус или запах под воздействием чего-либо нечистого.

 

Все улемы сходились на том, что вода, изменившая свои свойства под воздействием чего-либо нечистого, и сама становится нечистой. При этом имам Ахмад, да будет доволен им Аллах, и другие улемы приводили в качестве доказательства тот аят, который начинается словами Всевышнего: «Запретны для вас падаль, кровь, свинина…» “Трапеза”, 3.

 

Использование ими этого аята подразумевало собой то, что если вода приобретает какие-нибудь свойства этих запретных вещей*, то она и сама становится нечистой.

 

*[Имеется в виду, что если вода смешается с кровью или в воду попадёт свинина или падаль, то пользоваться такой водой для омовения запрещается].

 

С другой стороны, этот и другие хадисы указывают на то, что вода, изменившаяся под воздействием чего-либо чистого, и сама остаётся чистой. Так, например, чистой вода остаётся в том случае, если туда погружает руку человек, вставший ото сна, однако при этом ему запрещается погружать руку в воду, если он до этого не омоет её трижды. В данном хадисе нет никаких указаний на запретность использования такой воды.

 

Речь идёт об имеющемся здесь указании на существование двух видов воды, иначе говоря, воды нечистой и воды чистой. Нечистой считается такая вода, одно из свойств которой в большей или меньшей степени изменилось под воздействием чего-то нечистого, а чистой – вода, таковой не являющаяся. Что же касается существования третьего вида воды, иными словами такой воды, которая не является ни чистой, ни нечистой, или же чистой, но непригодной для омовения, то на этот счёт в шариате никаких указаний не имеется, а это значит, что она пригодна для омовения.

 

Всеобщность этого принципа подтверждают и слова Всевышнего, Который сказал: «…если же вы не можете найти воды, то очищайтесь чистым песком…» “Трапеза”, 6.

 

Это имеет отношение ко всем видам воды, так как в данном случае в отрицательном контексте использовано имя, стоящее в неопределённом состоянии. Таким образом, по единодушному мнению улемов, здесь подразумевается любая вода, кроме воды нечистой.

 

Помимо этого данный хадис указывает на то, что если дело касается воды или чего-нибудь иного, то исходить следует из того, что она является чистой, если же возникают какие-либо сомнения относительно того, не стала ли вода по той или иной причине нечистой, то исходить следует из того, что она чиста.

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.