детей старшего дошкольного возраста — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

детей старшего дошкольного возраста

2022-11-14 90
детей старшего дошкольного возраста 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Возможности использования музыкально-дидактических игр для музыкального развития детей старшего дошкольного возраста очень велики.

Применение музыкально-дидактических пособий и игр в образовательной музыкальной деятельности дает возможность провести их наиболее содержательно и интересно. С помощью музыкально-дидактических игр дети быстрее усваивают навыки слушания музыки, певческие навыки, музыкально-ритмические движения, навыки в области игры на детских музыкальных инструментах.

Работу с музыкально-дидактическими играми необходимо выстраивать следующим образом: знакомство с музыкально-дидактической игрой в процессе образовательной музыкальной деятельности, игра в группе под руководством воспитателя, самостоятельная детская деятельность. Чаще всего, на практике, игра не выходит за рамки образовательной музыкальной деятельности. Воспитатели, не имеющие специального музыкального образования, не всегда могут оценить правильность выполнения задания детьми, не имеют возможности использовать музыкальный инструмент (голос, фортепиано, баян, аккордеон) для исполнения музыкальных произведений. Настольно-печатные музыкально-дидактические пособия без музыкального сопровождения теряют всякий смысл. Без развития игрового навыка переход игры в самостоятельную музыкальную деятельность невозможен. В результате, такой важный компонент как музыкально-дидактическая игра выпадает из музыкальной развивающей среды группы, а музыкально-дидактические пособия теряют свою развивающую функцию.

Для того, чтобы развить в детях самостоятельность, умение творчески мыслить, применять знания, полученные на музыкальном занятии, воспитатель сам должен знать музыкальный репертуар, объем исполнительских умений и навыков, которыми должны владеть старшие дошкольники. Поэтому вначале учебного года намечается план работы музыкального руководителя с воспитателем по развитию музыкальной деятельности детей.

Во время консультаций воспитатели знакомятся с содержанием музыкально-дидактических игр детей данной возрастной группы, получают советы и рекомендации по проведению этих игр со всеми детьми или с подгруппой, узнают, как лучше организовать совместную деятельность с детьми, включая в содержание ту или иную дидактическую игру.

Внедрение музыкально-дидактических игр в образовательный процесс дошкольной образовательной организации требует тесного взаимодействия всех участников организации процесса музыкального развития детей – музыкального руководителя, воспитателя и родителей [28].

Музыкально-дидактические игры используются в процессе слушания музыки. Когда дети знакомятся с инструментальными, вокальными произведениями разного характера, они переживают, испытывают определенные чувства. Навыки музыкального восприятия закрепляются, если прослушивание пьесы сопровождается действиями. Например, когда дети маршируют, прохлопывают ритм танцевальной музыки или используют музыкально-дидактическое пособие для определения характера, жанра музыки, музыкального образа, средств выразительности, приобщаются к умению узнавать и различать музыкальные инструменты. На основе музыкального восприятия дошкольники выражают свое отношение, переживание, чувства.

Укреплению навыков восприятия помогают также дидактические игры, задание которых всегда связаны с различением и воспроизведением средства музыкальной выразительности: высоты звуков, ритма, тембра, динамики. Например, в игре «Догадайся, кто поет?» дети на слух определяют тембр голоса поющего: «Эту песенку свою я тебе, дружок, спою. Ты глаза не открывай, кто я – ну-ка, угадай». Их положительное действие в том, что от качества детского исполнения зависит успех игры. Действия направлены на то, чтобы дети самостоятельно осваивали характерные выразительные средства, в частности звуковысотные, ритмические отношения, динамические оттенки, тембровую окраску. Каждая игра имеет свою доминирующую задачу.

Большое влияние на воспитание и музыкальное развитие детей оказывают русские народные мелодии. Они просты, выразительны и доступны детям всех возрастов. Это и «Сорока», «Петушок», «Андрей – воробей». Дети пробуют некоторые из них импровизировать на металлофоне, ксилофоне прислушиваясь к их звучанию. Эти мелодии могут разнообразить содержание многих музыкально-дидактических игр.

Успешно применяются музыкально-дидактические игры в процессе пения. Развитие певческих навыков является одной из задач музыкального воспитания детей в дошкольных образовательных организациях. Основные требования к детскому репертуару – высокие художественные достоинства и доступность для восприятия и исполнения.

С помощью музыкально-дидактических игр дети старшего дошкольного возраста знакомятся с звуковысотными и ритмическими понятиями, которые складываются в ходе постоянных упражнений, развивающих мелодический слух, определяют движение мелодии вверх-вниз, сравнивают звуки различной высоты, длительности. Задания в форме игры заинтересовывают и легче осознаются детьми.

Например, для чистого интонирования очень часто используют игру «Музыкальная шкатулка», которая может помочь детям выразительно исполнять ту или иную песню. Игровой материал: красочно оформленная шкатулка, карточки с рисунками, иллюстрирующими содержание знакомых песен (на обороте карточки для контроля указывается название песни и композитор). Ход игры: в шкатулке помещаются 5—6 карточек. Дети по очереди вынимают карточки и передают их ведущему, называя музыкальное произведение и композитора. Песни исполняются без музыкального сопровождения всей группой детей или индивидуально.

Для закрепления знакомых песен можно использовать игру «Волшебный волчок», в которой дети определяют песню по вступлению, припеву, которые исполняются на фортепиано, по музыкальной фразе спетой всеми или индивидуально, сыгранной на детских музыкальных инструментах [18].

Немаловажную роль в развитии у детей слуха, ритма играют распевки и попевки, которые можно проводить даже в качестве музыкально-дидактических игр. Они представляют собой несложные музыкальные фразы из знакомых детям песен.

Использование музыкально-дидактических игр в процессе ритмических движений занимает важное место. Воздействие музыки на общефункциональную деятельность ребенка вызывает в нем двигательные реакции, поэтому одним из видов музыкальной деятельности детей являются ритмические движения. Развитие музыкальных способностей осуществляется в процессе совершенствования слуха и умения согласовать свои движения с музыкой. Необходимо как можно раньше начать развивать эти умения в доступной и интересной для детей дошкольного возраста форме: ритмических упражнений, музыкально – дидактических игр, танцев, хороводов. Путем подбора соответствующих музыкальных произведений, музыкально–дидактических игр можно вызывать двигательные реакции, организовывать и влиять на их качество.

Музыкально-ритмическая деятельность детей старшего дошкольного возраста проходит более успешно, если обучение элементам танцевальных движений осуществляется в сочетании с музыкально-дидактическими играми с выполнением творческих заданий. Например, в инсценировании сюжета песни «Тень – тень» дети действуют как сказочные герои, в движениях передают музыкально-игровые образы животных, находящиеся в определенных взаимоотношениях. В инсценировке стихов «Кот и мыши» дошкольники движениями раскрывают не только образы литературных персонажей, но и закрепляют умение в различии динамических оттенков, что способствует развитию динамического слуха. Развитию чувства ритма способствуют музыкально–дидактические игры «Прогулка», «Научи матрешек танцевать».

Организуя музыкальные игры, необходимо предоставлять детям больше самостоятельности. Практика показывает, что чем больше доверяешь детям, тем сознательнее, добросовестнее они относятся к порученному.

Используются музыкально-дидактические игры в процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах, которая вызывает у ребенка большой интерес. Кроме того, некоторые игрушки – инструменты используются как наглядные – дидактические пособия. Они помогают развитию музыкально-сенсорных способностей дошкольников, знакомя их с отдельными элементами музыкальной грамоты. В развитие звуковысотного, тембрового, динамического слуха и чувства ритма роль музыкально-дидактических игр и пособий очень велика. Например, для развития звуковысотного слуха используется игра «Лесенка», в которой дети различают направление движения звукоряда ручными знаками, играя на металлофоне, применяя при этом дидактические игрушки.

С самого начала надо учить детей играть правильно, в первую очередь уметь четко воспроизводить ритм. Для развития ритмического чувства используются игры «Тень - тень», «Прогулка». Благодаря этим играм у детей развивается чувство ритма, закрепляются знания о длительностях нот. С их помощью дети обучаются игре на различных музыкальных инструментах, развивается интерес к познанию.

В характере звучания каждого музыкального инструмента можно найти аналогию с каким-либо явлением природы. Например, в музыкально–дидактической игре «Прогулка», звуки падающих капелек дождя хорошо передает металлофон. Музыкально–дидактическое пособие «Музыкальный домик» благотворно влияет на развитие тембрового восприятия, совершенствование знаний о музыкальных инструментах.

Благодаря музыкально–дидактическим пособиям и играм дети с интересом обучаются простейшим приемам игры на разных инструментах, учатся пользоваться динамическими оттенками, подбирать по слуху, инструментовать пьесы, играть в ансамбле. Помогают обучению различные песенки–попевки включенные в репертуар. Все это делает игру не только интересной, но и ценной для их музыкально–сенсорного развития [7].

Большую ценность имеет использование музыкально – дидактических игр в самостоятельной деятельности детей. В старшей и подготовительной группах дошкольных образовательных организаций дети могут самостоятельно упражняться в музыкально-дидактических действиях, а дети подготовительной группы самостоятельно проводить друг с другом и коллективом музыкально-дидактические игры, объяснять последовательность игровых действий, формулировать правила игры, подбирать необходимые пособия.

В свободное от занятий время дети устраивают игры с пением, самостоятельно играют на детских музыкальных инструментах, организуют театрализованные представления. Одним из важнейших средств развития самостоятельной музыкальной деятельности детей являются музыкально-дидактические пособия и игры. Это еще одна из целей которой служат эти пособия и игры.

Педагогическая ценность музыкально-дидактических пособий и игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике. Однако говорить о самостоятельности музыкальных проявлений можно только в том случае, если они сформированы на определенном качественном уровне. Основным источником самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников являются музыкальные занятия, на которых ребенок получает первоначальные сведения о музыке, овладевает певческими, музыкально-ритмическими умениями и навыками, приемами игры на инструментах.

Пособия для старших дошкольников, по определению Н. А. Ветлугиной, бывают двух видов: требующие участия взрослого – аудиовизуальные (диафильмы, магнитофонные записи) и технические (радио, телевизор), а также те, которыми ребенок может пользоваться самостоятельно (металлофоны, настольно-печатный музыкально-дидактический материал, комплекты кукольных театров, фланелеграфы, ноты-самоделки и т. д.).

Применение музыкально-дидактических игр должно быть обусловлено четкой постановкой задачи, решение которой преследует педагог. Если та или иная способность недостаточно развита, педагог имеет возможность варьировать задания, направленные на развитие именно этой способности. Образная, игровая форма, применение разнообразных упражнений позволяют поддерживать у детей интерес к музыкальной деятельности, осуществлять её более успешно [7].

Игра прекрасная форма деятельности, способствующая привитию умения приблизить, расположить к себе всех детей, в том числе и малоактивных. Для развития самостоятельной музыкальной деятельности детей в каждой возрастной группе оборудованы музыкальные уголки, где хранятся пройденные музыкально-дидактические игры, которые ребёнок может использовать в самостоятельной музыкальной деятельности. Всё это даёт возможность воспитателю интереснее организовать самостоятельную музыкальную деятельность детей, шире развивать их творческие способности.

Таким образом, музыкально – дидактические игры объединяют все виды музыкальной деятельности. Развитие у детей основных музыкальных способностей должно осуществляться различными методами и средствами, в том числе с помощью музыкально-дидактических игр. Результативность обучения в музыкально-дидактической игре создается тогда, когда воспитатель сам активно участвует в этой игре, становится ее полноправным участником.

Заключение

Старший дошкольный возраст является одним из самых благоприятных периодов для музыкального развития. Именно в этом возрасте у детей проявляется особая любовь к музыкальному искусству. Они могут быть вовлечены в посильную для их возраста деятельность, целями которой являются развитие интереса к музыке, правильное восприятие ее содержания, структуры, формы, а также пробуждение потребности постоянного общения с ней и желания активно проявить себя в этой сфере.

Музыкальное развитие детей в своей целостности и комплексности не было бы полным и разносторонним без развития музыкальных способностей.

Постепенно музыка входит в жизнь детей, становится близкой, любимой и необходимой им.

Большая роль в музыкальном развитии отводится музыкально-дидактическим играм. Продуманные, интересные и организованные музыкально–дидактические игры, расширяют музыкальные представления детей, способствуют развитию музыкального слуха, совершенствованию чувства ритма, общему нравственному, эстетическому, духовному и конечно, музыкальному развитию. Чем дети больше упражняются с дидактическим материалом, тем больше у них развивается мышление, привычка к самостоятельной умственной работе.

Существует большое разнообразие музыкально-дидактических игр. Они успешно применяются во всех видах музыкальной деятельности – в слушании музыки, в пении, в музыкально-ритмической деятельности и в игре на детских музыкальных инструментах.

Внедрение музыкально-дидактических игр в образовательный процесс дошкольной образовательной организации требует тесного взаимодействия всех участников организации процесса музыкального развития детей – музыкального руководителя, воспитателя и родителей.

Роль воспитателя в применении музыкально – дидактических игр велика. Педагог заботится о музыкальном развитии детей, используя различные методические приемы, исходя из конкретной ситуации, возрастных и индивидуальных особенностей детей. Результативность обучения в музыкально-дидактической игре создается тогда, когда воспитатель сам активно участвует в этой игре, становится ее полноправным участником.

Практическая значимость работы состоит в подборе музыкально-дидактических игр для развития музыкальных способностей, которые может использовать воспитатель детей старшего дошкольного возраста.

Таким образом, процесс музыкального развития детей старшего дошкольного возраста через вовлечение их в музыкально-дидактические игры не пройдет бесследно для их последующего музыкального и интеллектуального развития, для понимания музыкального искусства как целостного духовного мира.

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.