Характеристика экологического правонарушения — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Характеристика экологического правонарушения

2022-11-14 35
Характеристика экологического правонарушения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Принципы

Историчности - природоохранная деятельность требует изучения истории природных объектов и систем.

Системности - в природе все взаимосвязано.

Биосферизма человек как биологический вид может сохраниться только в системе биосферы. 

Адаптации - адаптация движущая сила эволюциию

Планетарного единства все народы мира имеют общие экологические интересы.

Приоритета экологической безопасности обеспечение благоприятного состояния факторов природной среды приоритетно.

Устойчивого развития - позволит снять конфликт между интересами настоящего и последующего поколений.

Правила

Правило множественного значения - все природные явления имеют для человека множественное значение и должны оцениваться со всех точек зрения.

Правило региональности - при использовании природных ресурсов необходимо учитывать их конкретные запасы в местах добычи.

Правило комплексной охраны - охрана каждого природного объекта должна соотноситься с интересами охраны других природных комплексов.

Охрану окружающей среды - комплексная наука.

3. Экологическое законодательство: понятие, структура, источники

Экологическое законодательство: включает систему законодательных актов, других нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в области экологии.

Структура

Экологическое право - комплекс правовых норм и правоотношений, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы.

Цель экологического законодательства.

регулирование отношений в области взаимодействия общества с ОПС для:

сохранения естественной среды обитания

предотвращения негативного воздействия на природу процессов жизнедеятельности

стимулирования экобезопасного хозяйствования и РПП.

Принципы взаимодействия граждан и юридических лиц с ОПС при осуществлении хозяйственной и иной деятельности:

приоритет охраны жизни и здоровья человека, обеспечения благоприятных условий для жизни, труда и отдыха населения;

научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни ОПС;

рациональное использование ПР с учетом законов природы;

гласность в работе и наличие тесной взаимосвязи с общественными организациями и населением в решении природоохранных задач;

осуществление международного сотрудничества в природоохранной области

Экологические правоотношения – это общественные отношения, урегулированные нормами права в сфере взаимодействия «общество-природа-человек».

 ЭП регулирует группу общественных отношений имеющих специфический характер:

1.Люди «не взаимодействуют», а потребляют и познают (природу); защищаются от нее;

2. Должны правильно отражать законы природы в правовых законах;

3. Общественные экологические отношения возникают (по поводу природы) между людьми, а не между природой и человеком;

4. Регулировать можно лишь основные экологические отношения, придав им форму экономических отношений.

Эколого-правовая норма – общее правило, предусмотренное для определенного круга лиц и рассчитанное на неоднократное применение. Это правило регулирует не какие-то единичные отношения, а типичные виды отношений.

Институт ЭП - совокупность правовых норм, регулирующих узкий круг сходных общественных отношений.

Источники экологического права(законодательства):

Конституция РФ, Законодательные акты РФ, Акты Президента РФ (указы), Акты Правительства РФ (постановления), Нормативные акты министерств и ведомств, Законы и иные нормативные акты субъектов РФ, Нормативные договоры: международные, федеративный договор и др., Нормативные акты СССР, срок действия которых продлен на территории РФ

По содержанию нормативных предписаний правовые акты бывают:

- Комплексные регулируют охрану природной среды в целом без подразделения на

- Объекты

- Природоресурсовые регулируют охрану и использование отдельных объектов природы

- Средозащитные акты направлены на охрану окружающей человека среды от вредного

- воздействия деятельности на здоровье людей

По форме нормативных предписаний правовые акты делят: Законы, Правительственные подзаконные акты, Ведомственные нормативные акты, Нормативные решения местных органов власти

Законодательство:

Конституция РФ (1993) определяет права и обязанности граждан, должностных лиц, органов власти и управления в природоохранной области. ( Статьи 9 и 36. Статья 42.Статья 41. Статья 58.Статья 72).

Федеральный закон от 10.01.02 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

Человек предстает не только как субъект активной преобразовательной деятельности, но и как объект воздействия отрицатель­ных последствий собственной хозяйственной деятельности. Действие закона распространяется на всю территорию РФ, на континентальный шельф и на исключительно экономическую зону РФ

     Статья 3

 Принципы:

- Соблюдение права человека на благоприятную ОС;

- Сохранение биоразнообразия;

- Приоритет сохранения естественных ЭС, природных ландшафтов и природных комплексов;

- Охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов;

- Презумпция экологической опасности хозяйственной и иной деятельности;

- Платность природопользования и возмещение вреда ОС;

- Обязательность проведения государственной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность. и т.д.

ФЗ «Об экологической экспертизе» (1995), ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (1995), ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (1999), ФЗ «О радиационной безопасности населения» (1995), ФЗ «Об отходах производства и потребления» (1998), ФЗ «О недрах» (1992), ФЗ «О животном мире» (1995), Земельный кодекс РФ (2001), Водный кодекс РФ (1995, в редакции 2006), Основы лесного законодательства (1977), Лесной кодекс РФ (1997), Основы законодательства РФ об охране здоровья (1993).

Указы и распоряжения Президента РФ и Постановления Правительства РФ, Нормативные акты природоохранных министерств и ведомств. Нормативные решения органов местного самоуправления (мэрий, сельских и поселковых органов

4. Формы и виды, объекты и субъекты правовой охраны

 

Формы правовой охраны – взятые в совокупности различные меры и методы (способы) защиты и использования биосферы и ее частей

Делится на:

а) охрану природы государством

- Охрана ОПС в целом и ее компонентов (Единых ПР и Разделяемых ПР)

- Рациональное использование ПР

- Заповедная охрана

б) охрана природной среды негосударственными объединениями.

- Трудовыми коллективами

- Гражданами РФ

- Общественными «зелеными»

- Организациями

- Национальными отделениями Международных организаций

- Некоммерческими объединениями граждан

Виды охраны

- Информационная

- Организационная

- Воспитательная

- Экономическая

- Общая

- Правовая

- Эколого-специальная (ограничение. приостановление, прекращения деятельности)

Объект права – конкретные имущественные или неимущественные блага и интересы, отношения по поводу которых регламентированы законом. Все объекты правовой охраны – естественная основа устойчивого развития и экологической безопасности граждан РФ. (Флора, фауна, дикие животные, недра, космическое околоземное пространство, вода, ландшафты, ООПТ, микроорганизмы и тд.)

Характер охраны

1) для атмосферы, озонового слоя, воды, земли (почвы) - сохранение (улучшение) их характеристик;

2)для флоры и фауны – поддержание условий их саморегуляции;

3) для недр – рациональное использование;

4) для генофонда, микроорганизмов, около космического пространства, континентального шельфа и ИЭЗ – охрана, изучение, контроль.

Субъект права – носитель прав и обязанностей; физическое или юридическое лицо, наделенное по закону способностью иметь права и нести юридические обязанности.

- Граждане, интересы которых затрагиваются или могут быть затронуты в связи с использованием ОС.

- Физические лица, совершающие экологически значимые проступки.

- Лица, реализуемые контрольно-надзорные функции

- Лица, применяющие нормы экологического законодательства

-

5. Экологические права и обязанности граждан.

Экологические права граждан это совокупность закрепленных в законодательстве прав человека, гражданина, которые реализуются в процессе взаимодействия с окружающей средой.

По содержанию (Возможность действовать определенным образом в своих интересах, требовать от субъектов исполнения их юридических обязанностей, обращаться за защитой нарушенного права к государственным органам).

По закрепляющемуакту (Основные закреплены в Конституции РФ, Иные закреплены в законодательстве)

Обязанности

Статья 11 ФЗ «Об охране окружающей среды»

- сохранять природу и окружающую среду;

бережно относиться к природе и природным богатствам;

- соблюдать иные требования законодательства.

Основные права граждан Российской Федерации в сфере экологии за­креплены в Конституции РФ. Ст. 42 провозглашает одно из неотъемлемых прав человека - право на благоприятную окружающую среду, которое до­полняется другими взаимосвязанными с ним экологическими правами: на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение ущерба, причиненного здоровью и имуществу граждан экологическим пра­вонарушением.

В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются право­судием.

Вместе с тем нормы Конституции РФ конкретизируются в действующем экологическом законодательстве. Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» устанавливает, что каждый гражданин имеет право на ох­рану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды, вы­званного хозяйственной или иной деятельностью, аварий, катастроф, сти­хийных бедствий. Это право обеспечивается:

- планированием и нормированием качества окружающей природной среды, мерами по предотвращению экологически вредной деятельности и оздоровлению окружающей природной среды, предупреждению и ликвида­ции последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;

- социальным и государственным страхованием граждан, организацией медицинского обслуживания населения;

- предоставлением реальных возможностей для проживания в условиях благоприятной для жизни и здоровья окружающей природной среды;

В соответствии с нормами указанных законов граждане РФ имеют право:

- создавать общественные объединения, фонды и иные общественные формирования по охране окружающей природной среды;

- принимать участие в собраниях, митингах, шествиях, демонстрациях, референдумах по охране окружающей природной среды, обращаться с пись­мами, жалобами и заявлениями по этим вопросам в компетентные органы;

- требовать от соответствующих органов предоставления своевремен­ной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей природ­ной среды и мерах ее охраны;

- требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, эксплуатации экологически вредных объектов, ограничении, приостановлении и прекращении деятель­ности таких объектов;

- ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных юридичес­ких лиц и граждан, предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причинен­ного здоровью и имуществу граждан экологическим правонарушением;

- выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и получать информацию о результатах ее проведения;

- осуществлять другие права в сфере охраны окружающей среды, преду­смотренные законодательством.

Данным правам корреспондируют установленные законодательством обязанности граждан (ст. 58 Конституции РФ, ст. 12 Закона РСФСР «Об ох­ране окружающей природной среды»):

- сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к при­родным богатствам;

- принимать участие в охране окружающей природной среды;

- соблюдать требования экологического законодательства и нормативы качества окружающей природной среды;

- повышать свою экологическую культуру, содействовать экологическо­му воспитанию подрастающего поколения.

Пользуясь экологическими правами, каждый гражданин должен выполнять и определенные ответные обязанности в сфере экологических интересов общества и государства. Он должен быть готовым к активному личному участию в осуществляемых природоохранных мероприятиях, выполнять обязанности не только по охране и рациональному использованию природных ресурсов, но и по предупреждению экологических правонарушений, а также выполнять иные обязанности, предусмотренные экологическим законодательством.

«Каждый гражданин обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».

В соответствии с Конституцией, а также законами «Об охране окружающей среды», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» и рядом других законодательных актов, граждане, в частности, обязаны:

• личным трудом оберегать и приумножать природные богатства;

• соблюдать установленные нормативы качества окружающей среды;

• сохранять природный ландшафт;

• не допускать уничтожения или порчи деревьев и кустарников, засорения лесов, уничтожения или разорения мест обитания животных, птиц, рыб, насекомых и иных живых организмов;

• соблюдать стандарты, регламентирующие условия охраны атмосферного воздуха, земель, поверхностных и подземных вод, лесов, недр;

• соблюдать правила пожарной безопасности в лесах;

• выполнять соответствующие экологические предписания и постановления государственных природоохранных органов и их должностных лиц;

• платить установленные налоги и сборы, предусмотренные для финансирования природоохранных и природовосстановительных мероприятий;

• иметь необходимую экологическую подготовку (для должностных лиц, связанных с деятельностью, оказывающей влияние на окружающую среду и здоровье человека);

• содействовать экологическому воспитанию подрастающего поколения и повышению экологической культуры населения.

 

6. Экологическое правонарушение: понятие, субъекты, объекты, характеристики

Экологическое правонарушение это виновное, противоправное деяние, нарушающее природоохранное законодательство, причиняющее вред окружающей природной среде, здоровью граждан, имущественным интересам физических и юридических лиц.

Субъекты экологического правонарушения:

Физические лица: Иностранцы, Лица без гражданства, Граждане

Юридические лица: РФ и ее субъектов, Стран СНГ, иных Иностранных государств.

Объекты экологического правонарушения:

В целом ОС Жизнь и здоровье человека, Материальные ценности и интересы                                                 

Принципы ГУ ПП и ООС

1) Законность - данный принцип управления природопользованием является конституционным и имеет две основные стороны:

- точное и неукоснительное соблюдение в управленческой деятельности всех нормативно-правовых актов

2) Принцип приоритета охраны окружающей Среды (ООС) подразумевает, что в случае противоречия интересов хозяйственной деятельности и интересов ООС - управленческое решение должно приниматься в соответствии с требованиями ООС, при этом использование одних природных объектов должно осуществляться не во вред другим природным объектам и окружающей среде в целом.

3) Принцип платности природопользования предусматривает два аспекта: плату за право пользования природными ресурсами и плату за загрязнение природной среды.

Плата за право пользования природными ресурсами подразумевает оплату в денежной форме права пользования ресурсом в установленных размерах, за сверхнормативное пользование ресурсом и на воспроизводство ресурса.

Плата за загрязнение природной среды подразумевает оплату в денежной форме нормативные и за сверхнормативные выбросы, сбросы и размещение отходов.

4) Принцип сочетания централизованного управления природопользования с местным самоуправлением подразумевает как недопустимость ущемления прав и законных интересов в ООС субъекта федерации или органа местного самоуправления системой централизованного управления, так и то, что организация деятельности субъекта федерации или местных органов самоуправления в сфере природопользования не должна осуществляться в ущерб государственным интересам и интересам других территорий.

5) Принцип сочетания демократического подхода с единоначалием в управлении природопользованием с одной стороны предусматривает максимальное вовлечение населения в процесс ООС, а с другой стороны сочетает расширение демократических начал с точно определенной индивидуальной ответственностью каждого за свои действия в сфере ООС.

Методы

Административные

экологические

идеологические

1.        Метод обязательных предписаний, который предполагает точное и неукоснительное выполнение управленческого решения, не допуская каких либо отступлений от него. Применяется в случаях, когда не требуется учета местных условий и особенностей при выполнении решения.

2.        Метод рекомендаций выражается в вынесении таких управленческих решений, в ходе реализации которых допускается учет местных условий и особенностей и применение этого решения сообразно с ними.

3.        Метод санкционирования или метод ограничения, при котором управленческие решения принимает сам управляемый орган, однако они обретают юридическую силу лишь после утверждения этих решений компетентным органом.

4.        Метод разрешения или полного делегирования прав означает полное самоуправление управляемых органов, при котором они сами принимают управленческие решения, не нуждающиеся в чьем либо утверждении

 

9. Необходимость международного сотрудничества в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Основные принципы, направления, формы и методы сотрудничества.

Международное сотрудничество в области охраны природы и рационального природопользования осуществляется на основе принципов и общепризнанных норм международного права.

Важнейшим условием плодотворного международного сотрудничества в охране природы являются поддержание прочного мира, ограничение вооружений, разоружение.
Российская Федерация в своих отношениях с другими государствами исходит из принципов сотрудничества, равенства, взаимной выгоды, невмешательства во внутренние дела друг друга.

 Принципы международного сотрудничества Российской Федерации в области охраны окружающей среды отвечают принципам и общепризнанным нормам международного права в интересах настоящего и будущего поколений и руководствуется следующими принципами:

каждый человек имеет право на жизнь в наиболее благоприятных экологических условиях;

каждое государство имеет право на использование окружающей природной среды и природных ресурсов для целей развития и обеспечения нужд своих граждан;

экологическое благополучие одного государства не может обеспечиваться за счет других государств или без учета их интересов;

хозяйственная деятельность, осуществляемая на территории государства, не должна наносить ущерб окружающей природной среде как в пределах, так и за пределами его юрисдикции;

недопустимы любые виды хозяйственной и иной деятельности, экологические последствия которой непредсказуемы;

должен быть установлен контроль на глобальном, региональном и национальном уровнях за состоянием и изменениями окружающей природной среды и природных ресурсов на основе международно признанных критериев и параметров;

должен быть обеспечен свободный и беспрепятственный международный обмен научно-технической информацией по проблемам окружающей природной среды и передовых природосберегающих технологий;

государства должны оказывать друг другу помощь в чрезвычайных экологических ситуациях;

все споры, связанные с проблемами окружающей природной среды, должны разрешаться только мирными средствами.

 Это сотрудничество осуществляется в интересах настоящего и будущих поколений. Россия в качестве важного принципа международного сотрудничества признает, что должен быть установлен контроль на глобальном, региональном и национальном уровнях за состоянием и изменениями окружающей природной среды и природных ресурсов на основе международно признанных критериев и параметров. Должен быть обеспечен также свободный и беспрепятственный международный обмен научно-технической информацией по проблемам окружающей природной среды и передовых природосберегающих технологий. Государства должны оказывать взаимопомощь в чрезвычайных экологических ситуациях. Все споры, связанные с проблемами окружающей природной среды, должны разрешаться только мирными средствами.
Заинтересованность человечества в сохранении природы Земли, важность соблюдения принципов охраны природы всем человечеством, суверенное равенство государств в справедливом решении проблем - все это нашло отражение в том, что ежегодно 5 июня отмечается Всемирный день охраны окружающей среды.

Проблема международного сотрудничества в области использования природы и ее охраны имеет сложный социально-политический характер, является ареной столкновения между государствами, преследующими свои экономические, геополитические интересы.
Мировые природные ресурсы по своему правовому положению делятся на две категории: международные природные ресурсы и внутригосударственные (национальные) природные ресурсы. Международные природные ресурсы принадлежат всем без исключения государствам. К их числу относятся ресурсы Мирового океана (с учетом прав прибрежных стран), природные ресурсы Антарктики, атмосферный воздух, космические природные объекты. Среди объектов охраны природы следует указать на многонациональные ресурсы, принадлежащие ряду государств (вода, рыба международных рек, каналов, озер; мигрирующие через границу животные).

10. Объекты международной охраны природы

Подразделяются на национальные (внутригосударственные) и международные (общемировые).

К национальным (внутригосударственным) объектам относятся земля, воды, недра, дикие животные и другие элементы природной среды, которые находятся на территории государства. Национальными объектами государства распоряжаются свободно, охраняют и управляют ими на основании собственных законов в интересах своих народов.

Международные объекты охраны окружающей среды - это объекты, которые находятся в пределах международных пространств: Космос, атмосферный воздух, Мировой океан и Антарктида либо перемещаются по территории различных стран (мигрирующие виды животных). Эти объекты не входят в юрисдикцию государств и не являются чьим-либо национальным достоянием. Они осваиваются и охраняются на основании различных Договоров, Конвенций, протоколов, отражающих совместные усилия международного сообщества.

Существует еще одна категория международных объектов природной среды, которая охраняется и управляется государствами, но взята на международный учет.

Во-первых, природные объекты, представляющие уникальную ценность и принятые на международный контроль (заповедники, национальные парки, резерваты, памятники природы).

Во-вторых, исчезающие и редкие животные и растения, занесенные в Международную Красную книгу.

В-третьих, разделяемые природные ресурсы, постоянно или значительную часть года, находящиеся в пользовании двух или более государств (реки Дунай, Балтийское море и др.).

Объекты охраны окружающей средыделятся на национальные и международные.

Космос. Вмеждународных Договорах по использованию космического пространства провозглашена недопустимость национального присвоения частей космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, недопустимость вред­ного воздействия на Космос и загрязнения космического про­странства, а также оговорены условия спасания космонавтов. Для ограничения военного использования Космоса большое значение имели Договор об ограничении систем противора­кетной обороны и Советско-американские соглашения об ог­раничении стратегических наступательных вооружений (СНВ).

Мировой океан (Тихий, Атлантический, Индийский, Север­ный Ледовитый океаны и связанные с ними моря) содержит огромное количество полезных ископаемых, биологических ресурсов, энергии. Велико его транспортное значение. Освое­ние Мирового океана должно проводиться в интересах всего человечества.

Антарктиду справедливо называют материком мира и международного сотрудничества. В Договоре об Антарктиде (1959 г.) провозглашена свобода научных исследований, использование этого материка только в мирных целях, определен международно-правовой режим Антарктиды

Атмосферный воздух. Усилия международного сообщества нацелены главным образом на предупреждение и устранение трансграничного переноса загрязнителей атмосферы и охрану озонового слоя от разрушения. Международные отношения в этих вопросах регулируются Конвенцией 1979 г. о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния, Монре­альскими (1987) и Венскими (1985) соглашениями по озоно­вому слою, Конвенцией о трансграничном воздействии промышленных аварий (1992) и другими согласованными до­кументами.

Понятие

Информационное обеспечение ООС– это сбор, переработка, хранение и обязательно подготовка к использованию информации, которая необходима для оценки состояния ОС, экологической деятельности, принятия различных решений в этой области.

Экологической или экологически значимой является любая информация (сведения), которая:

а) отражает процессы происходящие в сфере взаимодействия природы и общества;

б) необходима для целей охраны ОС, т.е. должна быть использована при принятии экологически важных решений.ЭИ включает данные:

1) о состоянии воды, воздуха, фауны, флоры, земли, почвы, недр, природных ландшафтов и комплексов;

2) об экологической угрозе здоровью и жизни людей или риске для них;

3) о химических, физических и биологических воздействиях на состояние ОС и их источниках;

4) о деятельности отрицательно влияющей или могущей повлиять на природные объекты и человека;

5) о мерах по охране ОС, в том числе правовых, административных и иных.

Требования к ЭИ – система нормативных и ненормативных принятых в информационном обороте стандартов, которым она должна соответствовать после проведения определенных процедур. Требования, предъявляемые к ЭИ: достоверность, полнота, своевременность, приспособленность или подготовленность к использованию, наличие необходимой формы, доступность, проверяемость.

Источники ЭИ: ведутся на основе специальных нормативно-правовых актов; содержат особый, специально оговоренный круг сведений; подчиняются специальным условиям доступа и распределения информации по кругу возможных пользователей, режиму охраны и пр. Источники ЭИ – нормативно-правовые акты; государственный статистический учет и отчетность; государственные кадастры; федеральные регистры потенциально опасных химических и биологических веществ иные реестры (регистры); экологические паспорта предприятий; декларация промышленной безопасности; ежегодный государственный доклад о состоянии ОПС; отчеты и иные данные, имеющиеся в государственных и общественных организациях, возникающие в связи с их экологической деятельностью; экологический мониторинг; сообщения средств массовой информации.

Предписания о работе с ЭИ Правила собирания информации:

а) установление обязанностей различных субъектов по фиксации и хранению информации;

б) обеспечение единства измерений, т.е измерения производятся по ГОСТ;

в) соблюдение процедур получения информации, например при производстве экологической экспертизы.

Правила предоставления и распределения информации:

а) право отдельных лиц на доступ к информации при презумпции ее открытости и общедоступности;

б) возможные условия доступа;

в) обязанности по информированию;

г) особый режим некоторых видов информации.

Правила пополнения и хранения информации: а) обеспечение сопоставимости информации; б) условия сохранности информации.Предписания по работе с ЭИ

ОХРАНА АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА

Атмосферный воздух - элемент окружающей природной среды, жизненно важный для биологических организмов, который служит защитой от космических излучений, поддерживает определенный тепловой баланс на планете, определяет климат и т. д.

Государственный контроль

обеспечение соблюдения всеми государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами мероприятий по охране атмосферного воздуха, условий вредного воздействия на атмосферу осуществляется государственными органами санитарно-эпидемиологического надзора, органами по контролю за работой газоочистных и пылеулавливающих установок, органами безопасности дорожного движения, ох­раны окружающей среды и др.

Охрана подземных вод.

Охрану подземных вод в соответствии с водным законодательством осуществляют предприятия, организации и учреждения, деятельность которых влияет на состояние подземных вод. Эти предприятия, организации и учреждения обязаны проводить мероприятия, обеспечивающие охрану от загрязнения, засорения и истощения, а также улучшение состояния и режима вод.

Под охраной подземных вод понимается система мер, направленных на предотвращение и устранение последствий загрязнения и истощения вод, на сохранение такого качественного и количественного состояния подземных вод, которое позволяет использовать их в народном хозяйстве.

Охрана подземных вод включает:

- соблюдение водного законодательства и других нормативных документов в области использования и охраны вод;

- осуществление мер по предотвращению и ликвидации утечек сточных вод и загрязняющих веществ с поверхности земли в горизонты подземных вод;

- повышение уровня очистки сточных вод и недопущение сброса в водотоки, водоемы и подземные водоносные горизонты неочищенных сточных вод;

- строгое соблюдение требований по порядку проведения разведки на подземные воды, по проектированию, строительству и эксплуатации водозаборов подземных вод;

- систематический контроль за состоянием подземных вод и окружающей среды, в том числе на участках водозаборов и в районах крупных промышленных и сельскохозяйственных объектов;

- проведение других водоохранных мероприятий по защите подземных вод.

К мероприятиям (профилактическим и специальным) по предупреждению загрязнения и истощения подземных вод относятся:

- эффективный отвод поверхностных сточных вод с территории промышленного предприятия;

- искусственное повышение планировочных отметок территории;

- устройство защитной гидроизоляции и пристенных или пластовых дренажей;

- тщательное выполнение работ по строительству водонесущих инженерных сетей;

- возведение дамб обвалования из грунтов и материалов с низкими фильтрационными свойствами;

- надлежащая организация складирования отходов и готовой продукции производства;

- создание противофильтрационных экранов и завес;

- тампонаж бездействующих водозаборных скважин, аномальных провалов и воронок в водоупорных слоях над водонасосными горизонтами;

- гидрогеологический контроль за предотвращением истощения эксплуатационных запасов подземных вод в остродефицитных районах;

- строгое соблюдение установленных лимитов на воду, принятие мер по сокращению водоотбора, а также переоценка запасов воды там, где практикой эксплуатации подземных вод не подтвердились утвержденные запасы;

- отказ от размещения водоемких производственных мощностей в рассматриваемом районе;

- выделение и соблюдение зон санитарной охраны;

- организация регулярных режимных наблюдений за уровнями и качеством подземных вод на участках существующего и потенциального загрязнения подземных вод;

- согласование с территориальными органами геологических служб местоположения всех объектов использования и потенциального загрязнения подземных вод (поля фильтрации, накопители, складирование отходов и т.п.).

 

Проблемы охраны малых рек.

Защита малых рек – одна из важнейших проблем в общей системе природоохранного комплекса. На территории Ростовской области в бассейне реки Дон протекает 4551 река (из них 165 малых и средних рек суммарной протяженностью 9565 км) основную часть которых представляют реки протяженностью менее 10 км.

Несмотря на то, что малые реки относятся к федеральной собственности, решение проблемы их сохранения и восстановления – одно из направлений, которому в последнее время областная администрация уделяет много внимания как одному из важнейших экологических, экономических и социальных факторов жизни населения.В настоящее время состояние малых рек, особенно в европейской части страны, в результате резко возросшей антропогенной нагрузки на них оценивается как катастрофическое.

Основным источником загрязнения малых рек были отработанные промышленные и коммунальные сточные воды. Создание отстойников, очистных сооружений снизило степень загрязнения этой категории сточных вод.Весьма значительной является проблема загрязнения водоемов отходами сельскохозяйственной деятельности: проведение без соблюдения требований экологической безопасности работ по внесению минеральных удобрений и ядохимикатов, а также практически повсеместное нарушение правил хранения средств химии и органики, сброс сточных вод животноводческих комплексов при отсутствии или неэффективной работе очистных сооружений, размещение в водоохранных зонах скота, складов ГСМ, сбросы отходов перерабатывающих сельскохозяйственных предприятий.Так же,по негативной значимости для малых рек является проблема сброса в них бытового и промышленного мусора. Этот мусор, разлагаясь, выделяет канцерогенные вещества - источники различных заболеваний.

Очевидно: проблемы малых рек - одни из ключевых проблем инженерии, гидрологии, экологии, водного хозяйства и других отраслей, связанных с использованием водных ресурсов. Восстановление и сохранение водных ресурсов страны в экологически благоприятном состоянии должны являться стратегическим направлением государственной водохозяйственной политики. В России свыше 2,5 млн малых (длиной до 100 км) рек.

Функции:

 - регулятор водного режима определенных ландшафтов,

- определяют гидрологическую и гидрохимическую специфику средних и крупных рек.

Отличаются высоким уровнем уязвимости

У малых рек способность к самоочищен


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.154 с.