Трудовой процесс и организация труда — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Трудовой процесс и организация труда

2022-11-14 34
Трудовой процесс и организация труда 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

Содержание. 1

1.ТРУДОВОЙ ПРОЦЕСС И ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА.. 2

1.1.Содержание трудового процесса. Сущность, элементы и формы организации труда 2

1.2.Аутсорсинг и аутстаффинг. 6

2.ПОКАЗАТЕЛИ ЧИСЛЕННОСТИ РАБОТНИКОВ.. 9

3.ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТРУДА.. 19

3.1.Понятие и расчет производительности и эффективности труда. 19

3.2.Методы измерения производительности труда. 22

3.3.Факторы и резервы роста производительности труда. 23

4.НОРМИРОВАНИЕ ТРУДА.. 32

4.1.Особенности нормирования труда в торговле. 32

4.2.Классификация затрат рабочего времени. 33

4.3.Анализ использования рабочего времени. 36

4.4.Нормы и нормативы труда. Методы нормирования труда. 44

4.5.Нормативная база по нормированию труда в сфере торговли и общественного питания. 51

5.ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЛАТЫ ТРУДА.. 54

5.1.Понятие, структура и функции заработной платы.. 54

5.2.Принципы и методы формирования ФЗП.. 59

5.3.Формы и системы оплаты труда. 63

 


ТРУДОВОЙ ПРОЦЕСС И ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА

Содержание трудового процесса. Сущность, элементы и формы организации труда

Под трудовым процессом на предприятии торговли понимают совокупность действий работников по осуще­ствлению торгово-технологических операций, выполняе­мых на рабочих местах. Он должен осуществляться с ми­нимальными затратами рабочего времени, при эффектив­ном использовании торгово-технологического оборудова­ния и торгового инвентаря, обеспечивая при этом высокое качество обслуживания покупателей.

В зависимости от характера участия работников в торгово-технологическом процессе трудовые процессы можно подразделить на ручные, ручные механизирован­ные, механизированные и автоматизированные.

В торговле преобладают ручные процессы, когда опе­рации выполняются вручную или с помощью немеханизи­рованных орудий труда (например, нарезка гастрономиче­ских изделий с помощью ножа), и ручные механизирован­ные (если ту же нарезку осуществить с помощью машины для нарезки продовольственных товаров).

При механизированном процессе участие работника в нем заключается в управлении машиной (например, элек­тропогрузчиком и т. п.), а при автоматизированном про­цессе роль работника сводится лишь к контролю за ходом процесса, а управление машинами осуществляется с по­мощью вычислительной техники.

Трудовой процесс должен быть оптимальным по со­держанию, т. е. он должен состоять из тех элементов, ко­торые могли бы обеспечивать работнику благоприятное сочетание умственной и физической нагрузок, ритмич­ность трудового процесса, равномерную нагрузку на раз­личные органы. Для этого необходимо оптимальное техно­логическое и функциональное разделение труда, его рацио­нальное нормирование.

Большое значение имеет экономия движений. Она обеспечивается за счет рациональной конструкции торго­вой мебели, торгово-технологического оборудования, оптимальной планировки рабочих мест.

Для того чтобы снизить утомляемость работников, не­обходимо обеспечить соответствующие ритмичность и автоматизм движений, т. е. затраты энергии на протяже­нии смены или рабочего дня должны быть равномерными. При этом доведенные до автоматизма движения позволяют быстрее и качественнее выполнять торгово-технологические операции.

Высокая производительность может быть обеспечена лишь при оптимальной интенсивности труда, которая устанавливается на основе психофизиологических и экономических исследований.

Основным компонентом торгово-технологического про­цесса является операция, т. е. законченная его часть, вы­полненная на одном рабочем месте одним или группой ра­ботников. Операция является основным объектом пла­нирования, учета, контроля торгово-технологического про­цесса, нормирования труда.

Операция, в свою очередь, состоит из трудовых дви­жений, действий и приемов.

Трудовое движение представляет собой однократное пе­ремещение рабочего органа исполнителя (корпуса, рук, ног и т. д.), которое необходимо для выполнения соответствую­щих действий с предметом (взятие, перемещение и т. д.).

Трудовое действие — совокупность трудовых движе­ний, выполняемых одним или несколькими рабочими орга­нами исполнителя без перерыва. При этом трудовые дви­жения должны плавно переходить одно в другое. Например, для того чтобы взять какой-либо товар, необходимо совер­шить следующие движения: протянуть к товару руку, опус­тить ее, захватить товар пальцами. Трудовое действие, как правило, не имеет полной технологической законченности и связано с последующими действиями работника. В нашем примере следующими трудовыми действиями могут быть: взвешивание товара, его упаковка и др.                  

Законченная совокупность трудовых действий работника, объединенных одним условным назначением и постоянством предметов и орудий труда, представляет собой трудовой прием. Например, продавец гастрономических товаров, обслуживая покупателя, должен выполнить сле­дующие приемы труда: принять заказ, нарезать товар, взвесить, упаковать, наклеить ценник, выдать покупку.

Расчленение операций на элементы позволяет изучать и измерять затраты рабочего времени, рассчитывать нор­мы времени и т. д.

Способ осуществления процессов труда, характери­зующийся составом приемов, операций и определенной последовательностью их выполнения, называется методом труда. При изучении методов труда его процесс должен быть расчленен на определенные приемы.

Прогрессивность методов труда определяется следую­щими критериями:

– минимальными затратами рабочего времени на вы­полнение трудовых операций;

– обеспечением безопасности труда;

– достижением максимальной содержательности труда;

– возможностью быстрого освоения трудовых движений.

Существует много возможностей для рационализации приемов и методов труда работников, занятых об­служиванием покупателей. Так, например, широкое ис­пользование тары-оборудования в процессе товародвиже­ния позволяет внедрять прогрессивную технологию прода­жи хлебобулочных изделий, безалкогольных напитков, мо­лока и молочных продуктов, фасованных бакалейных и других продовольственных товаров. Доставлять в магазин и продавать из тары-оборудования можно и многие не­продовольственные товары: швейные, трикотажные и чу­лочно-носочные изделия, отдельные виды кожаной, рези­новой и другой обуви, товары бытовой химии, обои, по­суду и другие товары.

Организация труда — система мероприятий, обес­печивающая рациональное использование рабочей силы, которая включает соответствующую расстановку людей в процессе производства, разделение и кооперацию, методы, нормирование и стимулирование труда, организацию рабо­чих мест, их обслуживания и необходимые условия труда.

Организация труда на предприятиях торговли должна осуществляться в следующих основных направлениях:

подбор, подготовка, переподготовка работников и повышение их квалификации;

разделение труда — разграничение деятельности людей в процессе совместного труда, предполагающее специализацию отдельных работников на выполнении оп­ределенных торгово-технологических операций и позво­ляющее более эффективно использовать труд работников;

кооперация труда — совместное участие людей в одном или разных, но связанных между собой, процессах труда. Чем выше степень разделения труда, тем большее значение имеет его кооперация;

планирование и учет труда. Планирование труда – это определение производительности персонала, фонда заработной платы, необходимых для достижения намеченных показателей. Учет труда служит необходимой предпосылкой для определения результативности труда, его оплаты и материального стимулирования;

организация рабочего места — система мероприя­тий по оснащению рабочего места средствами и предме­тами труда и их размещению в определенном порядке. При этом под рабочим местом понимается зона, осна­щенная необходимыми техническими средствами (торгово-технологическим оборудованием, инвентарем и т. д.), в которой совершается трудовая деятельность ра­ботника или группы работников, выполняющих одну ра­боту или операцию;

обслуживание рабочего места — обеспечение рабо­чего места средствами, предметами труда и услугами, не­обходимыми для осуществления трудового процесса. На­пример, в магазине оно предполагает бесперебойное обеспечение рабочего места продавца соответствующими товарами, упаковочными материалами и т. п.;

аттестация рабочих мест — оценка и подтвержде­ние соответствия рабочих мест современным требованиям;

рационализация приемов и методов труда преду­сматривает выявление и разработку наиболее прогрессив­ных приемов и методов труда и распространение их среди работников предприятия;

нормирование труда — установление меры затрат труда на выполнение торгово-технологической операции в единицу времени. С помощью норм труда определяется ра­циональность организации того или иного процесса, выяв­ляется возможность совмещения профессий. Нормирование труда позволяет оптимально организовать рабочие места. С помощью норм труда оцениваются его результаты;

стимулирование труда — система мер, направлен­ная на обеспечение материальной и моральной заинтере­сованности работников в труде и повышение его эффек­тивности;

условия труда — совокупность факторов производ­ственной среды, оказывающих влияние на здоровье и ра­ботоспособность человека в процессе труда. Условия труда могут быть:

· оптимальными – при них сохраняется здоровье человека и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности;

· допустимыми – они определяют уровень неблагоприятных факторов окружающей среды, не превышающий нормы;

· вредными;

укрепление дисциплины труда выражается в соблю­дении работниками установленных правил внутреннего рас­порядка на предприятии, определенных режимов труда и отдыха, профессионально-функциональных требований.

Различают индивидуальную и коллективную формы организации труда.

При индивидуальной форме организации труда ра­ботник торгового предприятия выполняет свои функции на определенном участке торгово-технологического процесса. На него возлагается личная ответственность за сохранность то­варно-материальных ценностей, качество обслуживания по­купателей и т. д. При этом задание устанавливается каждому работнику отдельно, ведется индивидуальный учет выполнен­ной работы, начисляется индивидуальный заработок.

Коллективная форма организации труда заключа­ется в том, что производственное задание устанавливается всему коллективу в целом. Учет выполненной работы так­же ведется по конечным результатам деятельности всего коллектива, и всему коллективу начисляется заработок.

Основными признаками коллективного труда являются:

– наличие единой цели;

– побуждение к совместной работе;             

– возможность совмещения функций;           

– координация совместных действий;

– получение единого конечного результата совместно­го труда коллектива.

При коллективной форме организации труда выдви­гаются экономические цели, связанные с повышением его производительности на основе укрепления кооперации между работниками и снижением затрат на выполнение торгово-технологических операций.

Повышение заинтересованности членов коллектива в конечных результатах и улучшении содержательности тру­да позволяет достичь социальных целей.

В процессе коллективного труда появляется возмож­ность снизить его монотонность за счет чередования заня­тости работников на различных рабочих местах и выпол­нения ими разнообразных операций. Этим обеспечивается достижение психофизиологических целей.

Организация труда коллектива чаще всего реализуется в бригадной форме, использование которой возможно при наличии следующих основных условий:

– выделения круга работ, выполнение которые пред­полагает коллективный труд;

– установления общих конечных показателей для бригады;

– обеспечения наиболее полной загрузки работников на протяжении рабочего дня.

На предприятиях торговли могут создаваться специа­лизированные бригады, выполняющие технологически од­нородные виды работ (например, грузчиков, водителей средств механизации погрузочно-разгрузочных работ и т. д.). Для выполнения комплекса технологически разно­родных, но взаимосвязанных работ (например, выполне­ние расчетно-кассовых операций, отпуск товаров покупа­телям и т. д.) работников разных профессий объединяют в комплексные бригады.

Специализированные или комплексные бригады, вклю­чающие работников одной смены, считаются сменными.

При формировании бригад должны быть определены: состав и объем работ, подлежащих выполнению бригадой, а также профессионально-квалификационный и численный состав членов бригады с учетом их рациональной загрузки.

Количественный состав бригады определяется исходя из объемов работ, подлежащих выполнению, и баланса ра­бочего времени.

 

Аутсорсинг и аутстаффинг

За последнее время в предпринимательской деятельности коммерческие структуры стали применять формы заемного труда с использованием сторонних специалистов, а также нередко поручают выполнение ряда своих функций специализированным фирмам. Как считают специалисты, такое привлечение сторонних работников и фирм для выполнения определенных видов работ, которые называются аутсорсингом и аутстаффингом, удобно и даже понижает кадровые издержки, а иногда и налоги.

Аутсорсинг в юридическом понятии представляет собой услуги внешнего исполнителя – специализированной фирмы для выполнения ею определенной деятельности в пользу организации-заказчика, т.е. выполнение каких-либо функций, чаще всего непрофильных для организации. Это, например, маркетинговые исследования, рекламная деятельность, правовое обслуживание, бухгалтерское обслуживание и др.

Иными словами, заказчик покупает не труд конкретных работников, а услуги фирмы. Аутсорсинг позволяет организации экономить деньги. В частности, не нужно будет держать дополнительный персонал, нет необходимости покупать то или иное оборудование и т.д. По такому договору компания выполняет фирме – заказчику определенные работы, а последняя должна заплатить вознаграждение за это.

В торговле на аутсорсинг очень часто отдаются, например, IT-услуги. Обычно речь идет о передаче «на сторону» ряда неключевых процессов, которые не связанны с обеспечением жизнедеятельности компании. Таких как обслуживание прикладных приложений, внедрение систем обучения и т.п. Хотя постепенно, с ростом доверия между клиентом и интегратором, аутсорсинговая составляющая деятельности заказчика неизменно увеличивается. Новый импульс для развития ИТ-аутсорсинга в торговле дал приход в Россию международных торговых сетей — «Икеа», «Метро» и «Ашан».

Аутстаффинг – это форма заемного труда (в ряде стран Запада, заемный труд получил также название «лизинг персонала»), сопряженная с передачей части штата работников в другую организацию, например, в кадровое агентство. При этом происходит выведение своих работников за штат этой организации путем увольнения их в порядке перевода в другую фирму -провайдер. Последняя в свою очередь заключает с этими работниками трудовые договоры и становится, таким образом, формальным работодателем этих переведенных работников. В тоже время работники продолжают выполнять свои прежние обязанности, но уже по договору о предоставлении персонала (аутстаффинг), получая зарплату и числясь в штате другой компании-провайдера. Но наиболее часто аутстаффинг практически выражается в том, что заинтересованная коммерческая фирма заключает договор аутстаффинга с компанией-провайдером о предоставлении ей для использования в своей деятельности по конкретным направлениям чужих специалистов.

Услуга аутстаффинга востребована компаниями, которые хотят сосредоточиться на основном бизнесе, например, на оптовой торговле, и передают непрофильные функции сторонней организации, таким образом получая конкурентное преимущество в области своей специализации. Достаточно часто аутстаффингом пользуются западные торговые компании, осваивающие российский рынок. В этом случае выгода для них заключается в том, что им не нужно вникать в тонкости российского законодательства, сдавать налоговую и статистическую отчетность. В то же время они могут предоставить сотрудникам работу с соблюдением всех норм трудового права, поскольку сотрудники зачисляются в штат провайдера услуги аутстаффинга.

Торговые сети активно привлекают временный персонал на начальном этапе работы. Так, при открытии гипермаркета в штат на условиях временного сотрудничества принимается до 50 - 60% персонала среднего и низшего звена. По истечении срока договора сотрудник получает свое вознаграждение и не предъявляет к компании претензий. В «Ашане», к примеру, десятки тысяч квадратных метров торговой площади. 400 человек здесь не справятся, поэтому берут временных мерчендайзеров. Или, например, прибегают к лизингу в горячий сезон - в декабре, 23 февраля, 8 Марта, когда увеличивается нагрузка на персонал. В регионах эту услугу предоставляют и так называемая студенческая община (ООО «Студенческий трудовой отряд» с филиалами в десятках российских городов), и агентства, специализирующиеся на проведении рекламных кампаний, промоакций.

Копируя западную контрактную практику, у нас в России определяют такие договоры по обеспечению работниками как аренду персонала (staffleasing). По такому договору провайдер (обычно кадровое агентство) передает работников, числящихся в его штате, фирме-заказчику на определенный срок, который может измеряться как месяцами, так и годами. Однако такая передача персонала юридически не является арендой (в том значении, в каком она понимается в гражданском законодательстве), поскольку предметом договора в этом случае является не имущество. Договор аутстаффинга нередко заключается, когда персонал передается на короткий период – на месяц, декаду и т.д. Обычно это необходимо для срочной замены своих, временно отсутствующих работников, или для проведения каких-либо особых, но временных мероприятий. Такой договор за границей именуют flexible (temporary) staffing. Выгоды работодателя при подобном привлечении персонала очевидны - экономия времени и средств. Ситуаций, когда чужой сотрудник нужен фирме на небольшой отрезок времени, множество. Например, организация выставок, конференций, переезда и т.п.

Аутсорсинг и аутстаффинг – это новая эффективная форма предпринимательства.Однако такие виды договорных отношений не следует рассматривать как способ решения всех проблем функционирования предпринимательских структур. Эти договоры являются лишь одним из возможных подходов к некоторым проблемам бизнеса. Оценка целесообразности их применения должна быть основана на сравнении с другими методами и формами деятельности, а также с учетом влияния налоговой системы на их экономическую целесообразность. В заключение необходимо заметить, что налоговые органы нередко с пристрастием и подозрением относятся к указанным договорным отношениям, требуя доказательств их экономической выгоды. Поэтому еще не редко рекомендуется при заключении подобных договоров даже избегать в них слов «аутсорсинг» или «аутстаффинг», используя вместо них более понятные для всех термины «аренда персонала» и «привлечение работников со стороны», «оказание услуг специализированной фирмой».

 


НОРМИРОВАНИЕ ТРУДА

ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЛАТЫ ТРУДА

Содержание

Содержание. 1

1.ТРУДОВОЙ ПРОЦЕСС И ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА.. 2

1.1.Содержание трудового процесса. Сущность, элементы и формы организации труда 2

1.2.Аутсорсинг и аутстаффинг. 6

2.ПОКАЗАТЕЛИ ЧИСЛЕННОСТИ РАБОТНИКОВ.. 9

3.ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТРУДА.. 19

3.1.Понятие и расчет производительности и эффективности труда. 19

3.2.Методы измерения производительности труда. 22

3.3.Факторы и резервы роста производительности труда. 23

4.НОРМИРОВАНИЕ ТРУДА.. 32

4.1.Особенности нормирования труда в торговле. 32

4.2.Классификация затрат рабочего времени. 33

4.3.Анализ использования рабочего времени. 36

4.4.Нормы и нормативы труда. Методы нормирования труда. 44

4.5.Нормативная база по нормированию труда в сфере торговли и общественного питания. 51

5.ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЛАТЫ ТРУДА.. 54

5.1.Понятие, структура и функции заработной платы.. 54

5.2.Принципы и методы формирования ФЗП.. 59

5.3.Формы и системы оплаты труда. 63

 


ТРУДОВОЙ ПРОЦЕСС И ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА

Содержание трудового процесса. Сущность, элементы и формы организации труда

Под трудовым процессом на предприятии торговли понимают совокупность действий работников по осуще­ствлению торгово-технологических операций, выполняе­мых на рабочих местах. Он должен осуществляться с ми­нимальными затратами рабочего времени, при эффектив­ном использовании торгово-технологического оборудова­ния и торгового инвентаря, обеспечивая при этом высокое качество обслуживания покупателей.

В зависимости от характера участия работников в торгово-технологическом процессе трудовые процессы можно подразделить на ручные, ручные механизирован­ные, механизированные и автоматизированные.

В торговле преобладают ручные процессы, когда опе­рации выполняются вручную или с помощью немеханизи­рованных орудий труда (например, нарезка гастрономиче­ских изделий с помощью ножа), и ручные механизирован­ные (если ту же нарезку осуществить с помощью машины для нарезки продовольственных товаров).

При механизированном процессе участие работника в нем заключается в управлении машиной (например, элек­тропогрузчиком и т. п.), а при автоматизированном про­цессе роль работника сводится лишь к контролю за ходом процесса, а управление машинами осуществляется с по­мощью вычислительной техники.

Трудовой процесс должен быть оптимальным по со­держанию, т. е. он должен состоять из тех элементов, ко­торые могли бы обеспечивать работнику благоприятное сочетание умственной и физической нагрузок, ритмич­ность трудового процесса, равномерную нагрузку на раз­личные органы. Для этого необходимо оптимальное техно­логическое и функциональное разделение труда, его рацио­нальное нормирование.

Большое значение имеет экономия движений. Она обеспечивается за счет рациональной конструкции торго­вой мебели, торгово-технологического оборудования, оптимальной планировки рабочих мест.

Для того чтобы снизить утомляемость работников, не­обходимо обеспечить соответствующие ритмичность и автоматизм движений, т. е. затраты энергии на протяже­нии смены или рабочего дня должны быть равномерными. При этом доведенные до автоматизма движения позволяют быстрее и качественнее выполнять торгово-технологические операции.

Высокая производительность может быть обеспечена лишь при оптимальной интенсивности труда, которая устанавливается на основе психофизиологических и экономических исследований.

Основным компонентом торгово-технологического про­цесса является операция, т. е. законченная его часть, вы­полненная на одном рабочем месте одним или группой ра­ботников. Операция является основным объектом пла­нирования, учета, контроля торгово-технологического про­цесса, нормирования труда.

Операция, в свою очередь, состоит из трудовых дви­жений, действий и приемов.

Трудовое движение представляет собой однократное пе­ремещение рабочего органа исполнителя (корпуса, рук, ног и т. д.), которое необходимо для выполнения соответствую­щих действий с предметом (взятие, перемещение и т. д.).

Трудовое действие — совокупность трудовых движе­ний, выполняемых одним или несколькими рабочими орга­нами исполнителя без перерыва. При этом трудовые дви­жения должны плавно переходить одно в другое. Например, для того чтобы взять какой-либо товар, необходимо совер­шить следующие движения: протянуть к товару руку, опус­тить ее, захватить товар пальцами. Трудовое действие, как правило, не имеет полной технологической законченности и связано с последующими действиями работника. В нашем примере следующими трудовыми действиями могут быть: взвешивание товара, его упаковка и др.                  

Законченная совокупность трудовых действий работника, объединенных одним условным назначением и постоянством предметов и орудий труда, представляет собой трудовой прием. Например, продавец гастрономических товаров, обслуживая покупателя, должен выполнить сле­дующие приемы труда: принять заказ, нарезать товар, взвесить, упаковать, наклеить ценник, выдать покупку.

Расчленение операций на элементы позволяет изучать и измерять затраты рабочего времени, рассчитывать нор­мы времени и т. д.

Способ осуществления процессов труда, характери­зующийся составом приемов, операций и определенной последовательностью их выполнения, называется методом труда. При изучении методов труда его процесс должен быть расчленен на определенные приемы.

Прогрессивность методов труда определяется следую­щими критериями:

– минимальными затратами рабочего времени на вы­полнение трудовых операций;

– обеспечением безопасности труда;

– достижением максимальной содержательности труда;

– возможностью быстрого освоения трудовых движений.

Существует много возможностей для рационализации приемов и методов труда работников, занятых об­служиванием покупателей. Так, например, широкое ис­пользование тары-оборудования в процессе товародвиже­ния позволяет внедрять прогрессивную технологию прода­жи хлебобулочных изделий, безалкогольных напитков, мо­лока и молочных продуктов, фасованных бакалейных и других продовольственных товаров. Доставлять в магазин и продавать из тары-оборудования можно и многие не­продовольственные товары: швейные, трикотажные и чу­лочно-носочные изделия, отдельные виды кожаной, рези­новой и другой обуви, товары бытовой химии, обои, по­суду и другие товары.

Организация труда — система мероприятий, обес­печивающая рациональное использование рабочей силы, которая включает соответствующую расстановку людей в процессе производства, разделение и кооперацию, методы, нормирование и стимулирование труда, организацию рабо­чих мест, их обслуживания и необходимые условия труда.

Организация труда на предприятиях торговли должна осуществляться в следующих основных направлениях:

подбор, подготовка, переподготовка работников и повышение их квалификации;

разделение труда — разграничение деятельности людей в процессе совместного труда, предполагающее специализацию отдельных работников на выполнении оп­ределенных торгово-технологических операций и позво­ляющее более эффективно использовать труд работников;

кооперация труда — совместное участие людей в одном или разных, но связанных между собой, процессах труда. Чем выше степень разделения труда, тем большее значение имеет его кооперация;

планирование и учет труда. Планирование труда – это определение производительности персонала, фонда заработной платы, необходимых для достижения намеченных показателей. Учет труда служит необходимой предпосылкой для определения результативности труда, его оплаты и материального стимулирования;

организация рабочего места — система мероприя­тий по оснащению рабочего места средствами и предме­тами труда и их размещению в определенном порядке. При этом под рабочим местом понимается зона, осна­щенная необходимыми техническими средствами (торгово-технологическим оборудованием, инвентарем и т. д.), в которой совершается трудовая деятельность ра­ботника или группы работников, выполняющих одну ра­боту или операцию;

обслуживание рабочего места — обеспечение рабо­чего места средствами, предметами труда и услугами, не­обходимыми для осуществления трудового процесса. На­пример, в магазине оно предполагает бесперебойное обеспечение рабочего места продавца соответствующими товарами, упаковочными материалами и т. п.;

аттестация рабочих мест — оценка и подтвержде­ние соответствия рабочих мест современным требованиям;

рационализация приемов и методов труда преду­сматривает выявление и разработку наиболее прогрессив­ных приемов и методов труда и распространение их среди работников предприятия;

нормирование труда — установление меры затрат труда на выполнение торгово-технологической операции в единицу времени. С помощью норм труда определяется ра­циональность организации того или иного процесса, выяв­ляется возможность совмещения профессий. Нормирование труда позволяет оптимально организовать рабочие места. С помощью норм труда оцениваются его результаты;

стимулирование труда — система мер, направлен­ная на обеспечение материальной и моральной заинтере­сованности работников в труде и повышение его эффек­тивности;

условия труда — совокупность факторов производ­ственной среды, оказывающих влияние на здоровье и ра­ботоспособность человека в процессе труда. Условия труда могут быть:

· оптимальными – при них сохраняется здоровье человека и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности;

· допустимыми – они определяют уровень неблагоприятных факторов окружающей среды, не превышающий нормы;

· вредными;

укрепление дисциплины труда выражается в соблю­дении работниками установленных правил внутреннего рас­порядка на предприятии, определенных режимов труда и отдыха, профессионально-функциональных требований.

Различают индивидуальную и коллективную формы организации труда.

При индивидуальной форме организации труда ра­ботник торгового предприятия выполняет свои функции на определенном участке торгово-технологического процесса. На него возлагается личная ответственность за сохранность то­варно-материальных ценностей, качество обслуживания по­купателей и т. д. При этом задание устанавливается каждому работнику отдельно, ведется индивидуальный учет выполнен­ной работы, начисляется индивидуальный заработок.

Коллективная форма организации труда заключа­ется в том, что производственное задание устанавливается всему коллективу в целом. Учет выполненной работы так­же ведется по конечным результатам деятельности всего коллектива, и всему коллективу начисляется заработок.

Основными признаками коллективного труда являются:

– наличие единой цели;

– побуждение к совместной работе;             

– возможность совмещения функций;           

– координация совместных действий;

– получение единого конечного результата совместно­го труда коллектива.

При коллективной форме организации труда выдви­гаются экономические цели, связанные с повышением его производительности на основе укрепления кооперации между работниками и снижением затрат на выполнение торгово-технологических операций.

Повышение заинтересованности членов коллектива в конечных результатах и улучшении содержательности тру­да позволяет достичь социальных целей.

В процессе коллективного труда появляется возмож­ность снизить его монотонность за счет чередования заня­тости работников на различных рабочих местах и выпол­нения ими разнообразных операций. Этим обеспечивается достижение психофизиологических целей.

Организация труда коллектива чаще всего реализуется в бригадной форме, использование которой возможно при наличии следующих основных условий:

– выделения круга работ, выполнение которые пред­полагает коллективный труд;

– установления общих конечных показателей для бригады;

– обеспечения наиболее полной загрузки работников на протяжении рабочего дня.

На предприятиях торговли могут создаваться специа­лизированные бригады, выполняющие технологически од­нородные виды работ (например, грузчиков, водителей средств механизации погрузочно-разгрузочных работ и т. д.). Для выполнения комплекса технологически разно­родных, но взаимосвязанных работ (например, выполне­ние расчетно-кассовых операций, отпуск товаров покупа­телям и т. д.) работников разных профессий объединяют в комплексные бригады.

Специализированные или комплексные бригады, вклю­чающие работников одной смены, считаются сменными.

При формировании бригад должны быть определены: состав и объем работ, подлежащих выполнению бригадой, а также профессионально-квалификационный и численный состав членов бригады с учетом их рациональной загрузки.

Количественный состав бригады определяется исходя из объемов работ, подлежащих выполнению, и баланса ра­бочего времени.

 

Аутсорсинг и аутстаффинг

За последнее время в предпринимательской деятельности коммерческие структуры стали применять формы заемного труда с использованием сторонних специалистов, а также нередко поручают выполнение ряда своих функций специализированным фирмам. Как считают специалисты, такое привлечение сторонних работников и фирм для выполнения определенных видов работ, которые называются аутсорсингом и аутстаффингом, удобно и даже понижает кадровые издержки, а иногда и налоги.

Аутсорсинг в юридическом понятии представляет собой услуги внешнего исполнителя – специализированной фирмы для выполнения ею определенной деятельности в пользу организации-заказчика, т.е. выполнение каких-либо функций, чаще всего непрофильных для организации. Это, например, маркетинговые исследования, рекламная деятельность, правовое обслуживание, бухгалтерское обслуживание и др.

Иными словами, заказчик покупает не труд конкретных работников, а услуги фирмы. Аутсорсинг позволяет организации экономить деньги. В частности, не нужно будет держать дополнительный персонал, нет необходимости покупать то или иное оборудование и т.д. По такому договору компания выполняет фирме – заказчику определенные работы, а последняя должна заплатить вознаграждение за это.

В торговле на аутсорсинг очень часто отдаются, например, IT-услуги. Обычно речь идет о передаче «на сторону» ряда неключевых процессов, которые не связанны с обеспечением жизнедеятельности компании. Таких как обслуживание прикладных приложений, внедрение систем обучения и т.п. Хотя постепенно, с ростом доверия между клиентом и интегратором, аутсорсинговая составляющая деятельности заказчика неизменно увеличивается. Новый импульс для развития ИТ-аутсорсинга в торговле дал приход в Россию международных торговых сетей — «Икеа», «Метро» и «Ашан».

Аутстаффинг – это форма заемного труда (в ряде стран Запада, заемный труд получил также название «лизинг персонала»), сопряженная с передачей части штата работников в другую организацию, например, в кадровое агентство. При этом происходит выведение своих работников за штат этой организации путем увольнения их в порядке перевода в другую фирму -провайдер. Последняя в свою очередь заключает с этими работниками трудовые договоры и становится, таким образом, формальным работодателем этих переведенных работников. В тоже время работники продолжают выполнять свои прежние обязанности, но уже по договору о предоставлении персонала (аутстаффинг), получая зарплату и числясь в штате другой компании-провайдера. Но наиболее часто аутстаффинг практически выражается в том, что заинтересованная коммерче


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.119 с.