Теоретическая Фонетика Английского Языка — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Теоретическая Фонетика Английского Языка

2022-11-14 45
Теоретическая Фонетика Английского Языка 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Теоретическая Фонетика Английского Языка

 

П Р О Г Р А М М А

(фрагмент для подготовки к ГИА)

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Часть I

 

Фонетика как раздел языкозания.

 

Место и роль фонетики в языкознании. Связи фонетики с другими лингвистическими науками: общим языкознанием, историей языка, грамматикой, лексикологией, стилистикой. Фонетика и смежные науки: физика (акустика), биология (анатомия и физиология), психология, социология, математика (статистика), теория информации, эстетика. Связь фонетики с теорией речевой деятельности, психолингвистикой, социолингвистикой.

 

Определение фонетики. Фонетика как наука о звуковом строе языка. Роль звука в коммуникации. Специфика фонетических средств языка (их принадлежность к устной речи). Звуковые средства речи: сегментные и суперсегментные. Компоненты фонетической системы. Звуки речи, ударение, ритм, интонация, правила слогообразования, соотношение устной и письменной языковой формы.

 

Разделы фонетики. Фонология. Орфоэпия. Графика, орфография и транскрипция. Общая и частная фонетика. Историческая фонетика. Частная описательная фонетика как основа овладения иноязычным произношением.

 

Фонетика и методика преподавания иностранных языков. Значение данных теоретической и экспериментальной фонетики для практики обучения иноязычному произношению.

 

 

Методы исследования фонетических явлений.

 

Метод прямого наблюдения (аудитивного и визуального).

 

Экспериментальные методы. Экспериментально-акустические и экспериментально-физиологические методы. Комбинирование экспериментальных методов. Краткая хронология развития инструментов экспериментальной фонетики: изобретение ларингоскопа, аппаратов звукозаписи и звуковоспроизведения. Современные лаборатории экспериментальной фонетики.

 

Лингвистические методы. Сравнительно-сопоставительный метод (сравнение, исторический анализ, эксперимент).

 

Метод структурного анализа. Исследование структуры фонетико-лингвистических средств речи (модели типов предложения и т.п.)

 

Метод семантического и стилистического анализа в фонологических исследованиях.

 

Статистические методы в фонетике. Метод прямого подсчёта. Вероятностно-статистический анализ употребления (частотности) различных звуковых явлений. Фонетические анкеты и опросы. Статистическая оценка достоверности экспериментальных данных и результатов фонетических анкет. Значение фоностатистических методов для прикладных, в том числе лингвометодических исследований.

 

Акустические и артикуляционные характеристики звуков речи.

 

Троякий аспект звуков речи. Звуки речи как явление физиологическое, физическое и социальное.

 

Анатомо-физиологический (биологический) аспект. Физиологическая фонетика (антропофоника). Произносительный аппарат, его составные части и функции. Стадии формирования звука. Фазы артикуляции. Физиологические различия в образовании гласных и согласных звуков. Зависимость артикуляционной базы от фонематической системы языка и от используемых в ней дифференциальных признаков. Значение артикуляционной базы для овладения иноязычным произношением.

 

Акустический (физический) аспект. Акустическая фонетика (фоноакустика). Слуховой аппарат, его составные части и функции. Основные понятия акустики в применении к звукам речи. Качественные характеристики звуков: высота, сила (интенсивность), тембр. Количественная характеристика звука: долгота. Деление звуков на шумы (согласные) и музыкальные тоны (гласные). Значение тренировки фонетического слуха для овладения иноязычным произношением.

 

Лингвистический аспект. Семантическая функция звуков речи.

 

 

Часть II.

 

Учение о фонеме.

 

Краткий очерк развития концепции фонемы. Учение о звуках и “ фонетических единицах” И. Бодуэна де Куртенэ как первый этап теории фонемы в русском языкознании. Концепция фонемы Л.В. Щербы. Развитие положения Бодуэна де Куртенэ об оттенках фонемы. Учение о коммуникативной роли фонемы.

 

Термин “фонема” в зарубежной лингвистике. Исследование фонетических явлений языка в акустико-физиологическом аспекте. Концепция фонемы Ф. де Соссюра. Психологизм и субъективизм в определении и понимании фонемы.

 

Ленинградская и московская фонетические школы. Различные позиции в толковании фонемы.

 

Фонема как стабильный элемент структуры языка. Система фонем как основа звуковой структуры определённого языка, служащая смыслоразличительным целям в зависимости от лексического состава и характера грамматического строя языка.

 

Методы выявления состава фонем языка: противопоставление (оппозиция), замена (субституция), отсечение и прибавление (трансформация). Минимальные пары фонем.

 

Понятие дифференциального признака. Фонологическое содержание фонем как совокупности дифференциальных признаков. Корреляция. Коррелятивные ряды фонем. Фонемный состав языка как система.

 

Варианты фонем (аллофоны). Варианты фонем как конкретная реализация фонем в потоке речи. Зависимость варианта от фонетического контекста. Виды аллофонов: обязательные и свободные. Обязательное варьирование: комбинаторно-позиционное и стилистическое. Свободное варьирование: индивидуальное и диалектальное. Роль аллофонов в изменении фонемного состава языка. Фонетические и фонологические изменения.

 

Значение и роль фонологии в обучении иноязычному произношению. Важность развития фонологического речевого слуха.

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ КУРСА

 

Г л а с н ы е ф о н е м ы

 

Фонетические и фонологические особенности английских гласных звуков в сравнении с согласными.

 

Принципы классификации гласных фонем. Классификация гласных фонем А.Л. Трахтерова, Г.П. Торсуева, В.А. Васильева как развитие принципов классификации гласных фонем, выдвинутых Л.В. Щербой. Система гласных английского языка. Теория кардинальных гласных Д. Джоунса.

 

Системы транскрипций гласных звуков.

 

Сравнительный теоретический анализ системы гласных фонем в английском и русском языках. Долгота и краткость. Смыслоразличительная функция долготы английских гласных. Сочетание долготы и напряжённости как фонологическая особенность английских гласных звуков. Наличие дифтонгов и трифтонгов как самостоятельных звуковых единиц. Характер лабиализации гласных фонем в русском и английском языках.

 

Теоретические основы обучения гласным английского языка. Трудности обучения произношению английских гласных в русской аудитории. Основные ошибки русских учащихся в произношении английских гласных фонем. Поле интерференции гласных при русско-английском билингвизме.

 

Карта гласных фонем английского языка (the Phonemic Chart) и методика работы с ней в учебной аудитории.

 

 

С о г л а с н ы е ф о н е м ы

 

Фонетические и фонологические особенности английских согласных звуков в сравнении с гласными.

 

Принципы классификации согласных фонем. Характеристика согласных в зависимости от работы голосовых связок, работы активного органа артикуляции и способа их образования. Система согласных английского языка. Сравнительная характеристика инвентаря согласных у различных авторов.

 

Понятие о главном и второстепенных оттенках согласных фонем. Акустические и артикуляционные особенности оттенков фонем. Способы отображения оттенков фонем в транскрипции. Системы транскрипций согласных звуков.

 

Сравнительный теоретический анализ системы согласных фонем в английском и русском языках. Отсутствие палатализации Смыслоразличительная функция смягчения русских согласных.

 

Теоретические основы обучения согласным английского языка. Поле интерференции согласных при русско-английском билингвизме. Трудности постановки произношения английских согласных в русскоязычной аудитории. Фонологические и фонетические ошибки учащихся при практическом изучении звуковых явлений английской речи, связанных с различной природой русских и английских согласных.

 

Карта согласных фонем английского языка (the Phonemic Chart) и методика работы с ней в учебной аудитории.

 

Интонация английской речи

 

П о н я т и е п р о с о д и и

Определение интонации. Основные подходы к исследованию проблемы интонации в зарубежной и отечественной лингвистике. Акустическая, физиологическая и лингвистическая характеристика интонации. Ритмико-мелодический, грамматический, контекстуальный и эмоциноальный аспекты исследований интонационных явлений языка: Компоненты интонации: ударение, ритм, мелодика, темп, паузация, тембр, высота тона. Основные функции интонации: экспрессивная, грамматическая, информативная, контекстуальная, организующая, психологическая, идентифицирующая. Взаимодействие интонации с лексико-грамматическими средствами выразительности речи. Акцентно-мелодическая структура английской речи и ее семантические единицы. Соотношение интонационной структуры фразы с формально-синтаксическим построением предложения в английском языке.

 

У д а р е н и е

Значение и функции ударения. Акустико-физиологическая природа ударения. Роль силового, высотного и темпорального компонента в образовании и восприятии английского ударения. Фонетическая природа ударения в английском языке.

 

Словесное ударение. Подвижный характер ударения в английском языке. Основные правила и модели словоударения. Основное и второстепенное ударение. Фразовое ударение. Виды фразовых ударений. Эмфатическое ударение, его природа и функции. Английская акцентуация в сопоставлении с русской.

 

Т е м п р е ч и

Скорость речи как компонент речевой интонации. Темп речи и его функции. Единица измерения темпа речи. Варьирование темпа речи в зависимости от стиля произношения.

П а у з а ц и я

Понятие паузы. Функции паузы. Языковая и психологические паузы. Паузы и хезитация.

Р и т м

Особенности ритмической организации английской речи.

 

Т е м б р

Неэмоциональный (акустический) и эмоциональный (фразовый) тембр. Тембр как компонент интонации. Выражение эмоционального аспекта интонации с помощью тембра в английском и русском языках.

 

Взаимодействие отдельных компонентов английской интонации. Функции интонации в организации структуры текста в современном английском языке.

 

 

Фоностилистика

 

П о н я т и е ф о н о с т и л и с т и к и

Место фоностилистики среди других лингвистических наук. Орфоэпическая норма и стили произношения. Проблема выделения стилей произношения. Существующие классификации стилей произношения в зарубежной и отечественной фоностилистике. Понятие фоностилемы как дифференциальной единицы стилистического уровня.

 

О с н о в н ы е с т и л и п р о и з н о ш е н и я.

Полный стиль произношения и его особенности. Разновидности полного стиля произношения: декламация и сценическая речь, официальный и ораторский стили. Значение овладения полным стилем произношения для будущих преподавателей английского языка.

 

Разговорный стиль произношения и его особенности. Разновидности разговорного стиля. Разговорный тщательный и разговорный беглый стили произношения.

 

Фоностилистические средства современного английского языка. Фонетическая модель речи преподавателя английского языка и ее основные стилистические параметры.

 

Произношение

 

П р о и з н о с и т е л ь н а я н о р м а и д и а л е к т ы

Диапазон распространения английского языка как родного в мире. Современные варианты разговорного английского языка.

 

Британский вариант английского языка. Понятие языкового стандарта (RP - received pronunciation); его характерные черты и тенденции развития в современном английском языке. Традиционные (исторические) и современные диалекты Англии и их типичные особенности. Основные характеристики разновидностей британского варианта английского (BBC English, Oxford English, Queen's English, Cockney, Estuary English). Региональные варианты английского языка в Шотландии, Северной Ирландии и Уэльсе. Социокультурный аспект британского произношения.

 

Особенности английского языка в Австралии, Новой Зеландии и Южной Африке.

 

Американский произносительный стандарт (GA - General American pronunciation). Широкое распространение северного варианта (North American English - NAmEng) в качестве языка обучения студентов по программам EFL и ESL в США и Канаде. Региональные варианты американского английского в США (Northeastern, Western (GA), Southern). Отличительные особенности английского языка в Канаде.

 

М еж д у н а р о д н ы й а н г л и й с к и й.

Тенденции развития английского языка как lingua franca современного этапа развития сфер общения международного сообщества. Соотношение национального и глобального компонентов в международном английском языке.

 

 

Теоретическая Фонетика Английского Языка

 

П Р О Г Р А М М А

(фрагмент для подготовки к ГИА)

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Часть I

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.059 с.