Традиционные и нетрадиционные системы обучения. — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Традиционные и нетрадиционные системы обучения.

2022-11-14 50
Традиционные и нетрадиционные системы обучения. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Компетенции. Компетентность. Академический компонент. Компонент жизненной компетенции.

Компетенция означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетенция – готовность субъекта эффективно организовать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели. Компетентность – совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере. Компетентности – качества, приобретенные через проживание ситуаций, рефлексию опыта..

«Академический» компонент рассматривается в структуре образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как усвоенные знания и умения, которые позволяют продолжить образование в соответствии с возможностями ребенка и его желанием и которые служат основой для социального развития и личностной самореализации.

 Компонент «жизненной компетенции» рассматривается в структуре каждой образовательной области как овладение знаниями, умениями и навыками, уже сейчас необходимыми ребенку с ограниченными возможностями здоровья в обыденной жизни.

9. Цензовый и нецензовый уровни образования.

Первый вариант СФГОС (цензовый уровень)

Ребенок получает цензовое образование, сопоставимое по уровню с образованием здоровых сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки, при этом среда и рабочее место ребенка должны быть организованы в соответствии с особенностями ограничений его здоровья. Невозможность в полной мере освоить отдельный предмет школьной программы не является препятствием для выбора или продолжения освоения ребенком с ОВЗ первого варианта СФГОС.

Второй вариант СФГОС (цензовый уровень)

Ребенок получает цензовое образование, в более пролонгированные сроки, в среде сверстников со сходными проблемами здоровья. Допускается введение 1-2 учащихся с иными проблемами здоровья, но сходными возможностями в получении цензового образования в данных условиях. Среда и рабочее место организуются в соответствии с составом учащихся класса. Полноценное освоение второго варианта стандарта возможно при создании специальных условий для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей всех обучающихся детей. Второй вариант стандарта отличается от первого усилением внимания к формированию полноценной жизненной компетенции, использованию полученных знаний в повседневной жизни.

Третий вариант СФГОС (не цензовый)

Предусматривается для детей с ОВЗ, не способных к освоению цензового уровня начального школьного образования даже в пролонгированные сроки и при наличии специальных условий обучения. Этот вариант СФГОС ориентирован на детей с умеренной умственной отсталостью или детей с множественными нарушениями развития, чьи возможности в получении образования сопоставимы с ними. Ребенок получает начальное школьное образование, по уровню соответствующее возможностям ребенка с умеренной умственной отсталостью в группе детей со сходными образовательными потребностями. Обязательной является организация специального обучения и воспитания. В связи с вынужденной упрощенностью среды специального обучения и воспитания, максимально адаптированной к особенностям таких детей, но ограничивающей их жизненный опыт и взаимодействие со здоровыми сверстниками, предусматривается специальная работа по введению ребенка в более сложную социальную среду с целью расширения опыта контактов и максимально возможной для него социальной интеграции.

Четвертый вариант специального стандарта (индивидуальный уровень конечного результата школьного образования)

Этот вариант стандарта предусматривается для детей, в силу выраженности и тяжести проблем здоровья, находившихся до настоящего времени вне системы образования, фактически признаваемых «необучаемыми».

10. Нормативно-правовые основы развития российского образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Всеобщая Декларация прав человека (ООН, 1948 г.);

Декларация прав ребёнка (ООН, 1959 г.);

Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (ЮНЕСКО, 1960 г.);

Декларация о правах умственно отсталых лиц (ООН, 1971 г.);

Декларация о правах инвалидов (ООН, 1975 г.);

Всемирная программа действий в отношении инвалидов (ООН, 1982 г.);

Конвенция о правах ребёнка (ООН, 1989 г.);

Стандартные правила ООН по обеспечению равных возможностей для инвалидов (1993 г.);   Конвенция о правах инвалидов (ООН, 2006 г.).

В России первые инклюзивные образовательные учреждения появились на рубеже 1980 - 1990 гг., но до сих пор их доля крайне мала. Законодательные ресурсы в области образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации составляют документы нескольких уровней: международные; федеральные; правительственные, ведомственные и региональные.

11. Понятие «Адаптированные общеобразовательные программы», их характеристика.

Адаптированная образовательная программа (далее АОП) – это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

АОП разрабатывается самостоятельно образовательной организацией с учетом федеральных государственных образовательных стандартов общего образования по уровням образования и (или) федеральных государственных образовательных стандартов образования детей с ОВЗ на основании основной общеобразовательной программы и в соответствии с особыми образовательными потребностями лиц с ОВЗ.

Необходимым этапом является адаптация общеобразовательной программы, которая осуществляется с учетом рекомендаций ПМПК, индивидуальной программы реабилитации инвалида и включает такие направления деятельности как анализ и подбор содержания; изменение структуры и временных рамок; использование разных форм, методов и приемов организации учебной деятельности. Анализируются требования государственного образовательного стандарта, содержание примерных программ, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья. Учитываются особенности психофизического развития лиц с ОВЗ (по представленным родителями документам).

I Подготовительный этап:

- постановка проблемы;

- выбор темы и обоснование ее актуальности;

- определение объекта и предмета исследования;

- постановка цели и конкретных задач, разработка гипотезы исследования;

- выбор методов и методик проведения исследования;

- формирование плана работы.

II Основной этап:

- сбор, обработка, анализ и обобщение теоретических и практических материалов;

- апробация и изложение результатов исследования.

III Заключительный этап:

- формулирование выводов;

- оценка полученных результатов.

Академические и учёные звания и степени

Доктор наук – научная степень. Присваивается при Кабинете Министров лицам, имеющим ученую степень кандидата наук, как правило, по соответствующей отрасли наук и публично защитившим докторскую диссертацию в совете вуза или научного учреждения, которым предоставлено право приема и защиты докторских диссертаций (250-300 стр)

Кандидат наук – первая ученая степень, сдавшим кандидатские экзамены и защитившим кандидатскую диссертацию (150 стр.) Профессор  – ученое звание, должность преподавателя вуза. Звание профессора присваивается Аттестационной Коллегией Минобразования. Ученое звание профессора присваивают докторам наук, работающим в вузах 3-4 уровня аккредитации и приравненных к ним заведениям последипломного образования, в научных учреждениях (стаж педагогической (научной) работы не менее 5 лет, (не менее10 трудов, в том числе монографии), опубликованные после защиты докторской диссертации. Старший научный сотрудник – ученое звание и штатная должность в НИИ и вузах. Присваивается решением коллегии ВАК при Кабинете министров Украины.

Доцент  ученое звание и должность преподователей вузов ряда стран. Присваивается Аттестационной коллегией Минобразования и науки. Академик – действительный член Украины, академий государств и некоторых отраслевых академий. Член-корреспондент – академическое звание, практикуемое в странах СНГ и некоторых других странах. Избирается за выдающиеся успехи в развитии науки.

34.Практико ориентированное обучение в подготовке кадров для оказания помощи детям с ОВЗ

В педагогическом институте осуществляется подготовка и переподготовка педагогических кадров дефектологического профиля для системы специального и инклюзивного образования. Содержание подготовки бакалавров и магистрантов по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» учитывает современную идеологию модернизации российского образования в целом и модернизацию специального образования, активное внедрение инклюзивного образования. Для практико-ориентированной подготовки будущих педагогов для работы с детьми с ОВЗ в условиях образовательных учреждений кафедрой специального (дефектологического) образования проводится обновление и модернизация содержания психолого-педагогической и предметной подготовки дисциплин на основе их интегративности; модернизация образовательного процесса через применение мыследеятельностных технологий обучения; обеспечение многообразия, мобильности и гибкости образовательных программ; разработка и реализация инновационных подходов в развитии профессиональных и специальных компетенций студентов; реализация новых подходов к организации педагогической практики студентов и стажировки выпускников; обновление содержания социального партнерства. У детей с ограниченными возможностями здоровья их временные (или постоянные) отклонения в физическом и (или) психическом развитии препятствуют освоению образовательных программ, поэтому эта категория обучающихся нуждается в создании специальных условий обучения и воспитания. Учитывая данные изменения, нами заранее разработана и включена в учебные планы академического бакалавриата по направлениям подготовки «Специальное (дефектологическое) образование», «Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование» дисциплина «Основы инклюзивного образования. Также разработана и включена в учебные планы программ академической магистратуры по педагогическому образованию всех учебных подразделений дисциплина «Психолого-педагогические основы инклюзивного образования». Это позволит выпускникам создавать психологическую среду, позволяющую ребенку с ОВЗ.

При практико-ориентированном обучении создаются условия, при которых начинают формироваться компетенции, которые позволят учащимся социализовываться (например: работать в паре, группе, искать и работать с информацией, публично представлять отчет о проделанной работе и др.)

35.Требования времени изменение взаимоотношений в системе университет-школа. Под преемственностью понимается последовательное развертывание вузовской системы учебно-воспитательного процесса в диалектической связи с системой деятельности общеобразовательной школы с целью формирования студента как субъекта вузовского обучения и воспитания.

Преемственность в обучении находит свое проявление в следующем:

1) в дальнейшем развитии у учащихся всего положительного, что заложено на предыдущих ступенях воспитания и обучения;

2) в обеспечении системности знаний и дальнейшем развитии содержания, форм и методов обучения;

3) в опережающем воспитании и обучении учащихся, что предполагает к развитию в будущем;

4) в опережающем использовании содержания, методов и форм обучения, способствующих совершенствованию личности.

Под социально-психологическими условиями взаимодействия школьного и вузовского образования мы понимаем такую обстановку (среду), в которой в тесном взаимодействии представлена наилучшая совокупность педагогических факторов:

1) знание учителями средних образовательных учреждений и преподавателями вузов социально-психологических особенностей учащихся, с одной стороны, форм и методов обучения в средней и высшей школе, с другой;

2) обеспечение преемственности форм, методов и приемов обучения между средними и высшими образовательными учреждениями;

3) обучение учащихся средних образовательных учреждений приемам и способам самообразования и самоконтроля, методам вузовского обучения;

4) создание в среднем образовательном учреждении атмосферы обучения близкой к вузовской (сдача зачетов, сессий, защита курсовых работ и т.п.).

Для формирования целостного учебно-воспитательного процесса в рамках непрерывного образования в системе «Школа – технический ВУЗ» создан факультет довузовской подготовки, с целью обеспечить взаимодействие средней и высшей школы на основе преемственности в обучении тем предметам, по которым проводят предметные олимпиады. Система довузовской подготовки вызвана стремлением упорядочить различные организационные формы работы с абитуриентами. Таким образом, осуществляется организация и координация учебной, учебно-методической, воспитательной работы, которую систематически проводят в средних общеобразовательных школах.

Главным принципом организации системы «школа - ВУЗ» выступает личностно ориентированный подход, направленный на развитие личности в целом и формировании компетентности как условия успешности социально- профессиональной адаптации, оказание психологической помощи человеку, стремящемуся к профессиональному обучению на высшем уровне.

Образовательный процесс регламентируется учебным планом, рабочими программами. Расписание занятий предусматривает пары учебных часов, что дает возможность использовать вузовские формы обучения (лекции, практические, семинарские занятия) и тем самым приобщать будущих абитуриентов к обучению в высшей школе.

Традиционные и нетрадиционные системы обучения.

Характеристики традиционного обучения:

1) последовательное формирование знаний, умений и навыков;

2) варианты уроков при традиционном обучении разнообразны: урок-лекция, урок-открытие, урок-дискуссия, урок-экскурсия и др.

Особенности нетрадиционных моделей обучения:

1) они условно разделяются на две группы – репродуктивной и поисковой ориентации;

2) постепенное внедрение предложений, касающиеся модернизации режимов, методов, форм обучения.

3) широкое использование нестандартных приемов преподавания;

4) все новшества базируются на необходимости развивать у ребенка творческие способности и инициативу, поэтому на первый план выходит самостоятельная работа учащихся;

5) активно рассматриваются перспективы применения в школе новейших технических средств как мощного источника информации и самообразования, гарантирующих успешную модернизацию учебной деятельности.

3. Интеграция современного коррекционного образования в общеевропейскую систему гарантии качества образования.

4. Дистанционное образование как фактор формирования единого образовательного пространства.

Дистанционное обучение – одна из форм взаимодействия преподавателя и ученика.Возможность осуществления обучения без отрыва от рабочего места, в удобное время Возможность определить индивидуальные сроки и темп обучения;дистанционное образование, позволяет не только каждому человеку выбирать свою траекторию обучения, но и каждому образовательному пространству на уровне страны или региона реально взаимодействовать с другими и выводить подобную кооперацию на глобальный уровень.

Дистанционное образование определено как «комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии.

5. Основные направления развития образования.

- Переход на новые образовательные стандарты

- Развитие системы поддержки талантливых детей

- Совершенствование учительского корпуса

- Изменение школьной инфраструктуры

- Сохранение и укрепление здоровья школьников

- Расширение самостоятельности школ

6. Специфика организации учебно – воспитательного процесса обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.

Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Цель инклюзивного образования

преодоление социальных, физиологических и психологических барьеров на пути приобщения ребенка с ОВЗ к общему образованию, введение в его в культуру, приобщение к жизни в социуме.

Инклюзивное образование призвано решить следующие задачи

- создание адаптивной образовательной среды, обеспечивающей удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ;

- обеспечение индивидуального педагогического подхода к ребенку с ОВЗ с учетом специфики и выраженности нарушения развития, социального опыта, индивидуальных и семейных ресурсов;

- построение обучения особым образом – с выделением специальных задач, разделов содержания обучения, а также методов, приемов и средств достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами;

- интеграция процесса освоения знаний и учебных навыков и процесса развития социального опыта, жизненных компетенций;

- обеспечение психолого-педагогического сопровождения процесса интеграции детей с ОВЗ в образовательную и социальную среду, содействия ребенку и его семье, помощи педагогам;

- разработка специализированных программно-методических комплексов для обучения детей с ОВЗ;

- координация и взаимодействие специалистов разного профиля и родителей, вовлеченных в процессе образования, повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах обучения и развития детей с ОВЗ различной специфики и выраженности;

- формирование толерантного восприятия и отношения участников образовательного процесса к различным нарушениям развития и детям с ОВЗ.

Для детей с ОВЗ принцип инклюзивного образования означает

Все дети должны быть включены в образовательную и социальную жизнь школы по месту жительства;

Задача инклюзивной школы – построить систему, удовлетворяющую потребности каждого;

В инклюзивных школах все дети, а не только дети с инвалидностью, должны обеспечиваться поддержкой, которая позволяет им быть успешными, ощущать безопасность и уместность.

7. Ступени образования.

начальное общее, 1-4 класса
основное общее, 5-9 классов
среднее (полное) общее образование 9-11 классов
среднее профессиональные (получение профессии; училище, техникум, колледж)
вуз (высшее; 5 лет - очка, 6-заочка, далее - для получения квалификации (степени) «бакалавр» не менее чем четыре года; для получения квалификации «дипломированный специалист» не менее чем пять лет, для получения квалификации (степени) «магистр» не менее чем шесть лет.

Компетенции. Компетентность. Академический компонент. Компонент жизненной компетенции.

Компетенция означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетенция – готовность субъекта эффективно организовать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели. Компетентность – совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере. Компетентности – качества, приобретенные через проживание ситуаций, рефлексию опыта..

«Академический» компонент рассматривается в структуре образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как усвоенные знания и умения, которые позволяют продолжить образование в соответствии с возможностями ребенка и его желанием и которые служат основой для социального развития и личностной самореализации.

 Компонент «жизненной компетенции» рассматривается в структуре каждой образовательной области как овладение знаниями, умениями и навыками, уже сейчас необходимыми ребенку с ограниченными возможностями здоровья в обыденной жизни.

9. Цензовый и нецензовый уровни образования.

Первый вариант СФГОС (цензовый уровень)

Ребенок получает цензовое образование, сопоставимое по уровню с образованием здоровых сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки, при этом среда и рабочее место ребенка должны быть организованы в соответствии с особенностями ограничений его здоровья. Невозможность в полной мере освоить отдельный предмет школьной программы не является препятствием для выбора или продолжения освоения ребенком с ОВЗ первого варианта СФГОС.

Второй вариант СФГОС (цензовый уровень)

Ребенок получает цензовое образование, в более пролонгированные сроки, в среде сверстников со сходными проблемами здоровья. Допускается введение 1-2 учащихся с иными проблемами здоровья, но сходными возможностями в получении цензового образования в данных условиях. Среда и рабочее место организуются в соответствии с составом учащихся класса. Полноценное освоение второго варианта стандарта возможно при создании специальных условий для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей всех обучающихся детей. Второй вариант стандарта отличается от первого усилением внимания к формированию полноценной жизненной компетенции, использованию полученных знаний в повседневной жизни.

Третий вариант СФГОС (не цензовый)

Предусматривается для детей с ОВЗ, не способных к освоению цензового уровня начального школьного образования даже в пролонгированные сроки и при наличии специальных условий обучения. Этот вариант СФГОС ориентирован на детей с умеренной умственной отсталостью или детей с множественными нарушениями развития, чьи возможности в получении образования сопоставимы с ними. Ребенок получает начальное школьное образование, по уровню соответствующее возможностям ребенка с умеренной умственной отсталостью в группе детей со сходными образовательными потребностями. Обязательной является организация специального обучения и воспитания. В связи с вынужденной упрощенностью среды специального обучения и воспитания, максимально адаптированной к особенностям таких детей, но ограничивающей их жизненный опыт и взаимодействие со здоровыми сверстниками, предусматривается специальная работа по введению ребенка в более сложную социальную среду с целью расширения опыта контактов и максимально возможной для него социальной интеграции.

Четвертый вариант специального стандарта (индивидуальный уровень конечного результата школьного образования)

Этот вариант стандарта предусматривается для детей, в силу выраженности и тяжести проблем здоровья, находившихся до настоящего времени вне системы образования, фактически признаваемых «необучаемыми».

10. Нормативно-правовые основы развития российского образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Всеобщая Декларация прав человека (ООН, 1948 г.);

Декларация прав ребёнка (ООН, 1959 г.);

Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (ЮНЕСКО, 1960 г.);

Декларация о правах умственно отсталых лиц (ООН, 1971 г.);

Декларация о правах инвалидов (ООН, 1975 г.);

Всемирная программа действий в отношении инвалидов (ООН, 1982 г.);

Конвенция о правах ребёнка (ООН, 1989 г.);

Стандартные правила ООН по обеспечению равных возможностей для инвалидов (1993 г.);   Конвенция о правах инвалидов (ООН, 2006 г.).

В России первые инклюзивные образовательные учреждения появились на рубеже 1980 - 1990 гг., но до сих пор их доля крайне мала. Законодательные ресурсы в области образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации составляют документы нескольких уровней: международные; федеральные; правительственные, ведомственные и региональные.

11. Понятие «Адаптированные общеобразовательные программы», их характеристика.

Адаптированная образовательная программа (далее АОП) – это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

АОП разрабатывается самостоятельно образовательной организацией с учетом федеральных государственных образовательных стандартов общего образования по уровням образования и (или) федеральных государственных образовательных стандартов образования детей с ОВЗ на основании основной общеобразовательной программы и в соответствии с особыми образовательными потребностями лиц с ОВЗ.

Необходимым этапом является адаптация общеобразовательной программы, которая осуществляется с учетом рекомендаций ПМПК, индивидуальной программы реабилитации инвалида и включает такие направления деятельности как анализ и подбор содержания; изменение структуры и временных рамок; использование разных форм, методов и приемов организации учебной деятельности. Анализируются требования государственного образовательного стандарта, содержание примерных программ, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья. Учитываются особенности психофизического развития лиц с ОВЗ (по представленным родителями документам).


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.087 с.