Ракеты-носители: РН «Циклон-2К». (3) — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Ракеты-носители: РН «Циклон-2К». (3)

2022-10-29 30
Ракеты-носители: РН «Циклон-2К». (3) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

История предприятия – боевые ракеты: первое и второе поколение. (2)

 

1 поколение: После Второй мировой войны формировались направления дальнейшего развития вооружений. В 1953 году в СССР был испытан термоядерный заряд и таким образом теперь требовались носители ядерных боеприпасов. В СССР и в США было сочтено необходимым создание баллистических ракет дальнего действия. Специалисты обратили внимание на преимущества двигателей на жидком топливе по сравнению с пороховыми, наиболее интенсивные исследования и разработки ЖРД и ракет на их основе велись в Германии, поэтому единственным образцом ракеты времен конца войны была ракета А-4 (Фау-2), в которой использовались этиловый спирт и кислород. Начались работы по изучению советскими специалистами германской ракетной техники на территории Восточной Европы, завершившиеся выходом в 1946 г, постановления правительства о развитии реактивного вооружения, образовании НИИ, КБ, испытательных центров и выделении опытных заводов.

2 поколение:

При отработке первых ракет ОКБ-586 стала видна возможность их качественного усовершенствования: в конце 50-х годов оно предложило модернизировать ракеты Р-22, Р-24 и Р-26. Главным новым качеством у них было ампулизированное исполнение топливных емкостей, возможность нахождения в заправленном состоянии до одного года, уменьшение габаритов, стартовых весов и стоимости изготовления. Разработка ракеты Р-26 была поручена ОКБ-586 в мае 1960 г. В это же время в ракетных КБ начались проработки мощных ракет тяжелого и сверхтяжелого классов: В ОКБ-1 проектировали сверхдальнюю ракету ГР-1. ОКБ-52 предложило три типа ракет: УР-100 (легкого класса для целей противоракетной обороны), УР-200 (среднего класса для выведения на орбиту ИСЗ средств противокосмической обороны и глобальной морской разведки) и УР-500 (которая могла нести головную часть весом около 20 т и решать космические задачи). В стратегическом плане у руководства страны сформировались две задачи: для решения задачи наращивания общего числа МБР была выбрана ракета УР-100. Решение задачи создания ракеты, способной нести самый мощный из существующих ЯБП, преодолевать разрабатываемую систему ПРО, длительное время храниться в заправленном состоянии при максимальной боеготовности было возложено на новую ракету Р-36. Все прогрессивные технические решения, отработанные на ракете Р-26, были использованы при создании Р-36.Ракеты сверхтяжелого класса были переведены в разряд космических.


 

История предприятия – космические аппараты: КА радиоэлектронного наблюдения (целевое назначение и история развития направления); международное сотрудничество (программа «Интеркосмос»); КА, разработка которых передана другим организациям (космический аппарат «Метеор»); КА, разработка которых была прекращена (унифицированные космические платформы «ДС-У4», «ДС-У5»). (2)

 

Начало работ по созданию космических средств радиоэлектронного наблюдения относится к 1960 г. с разработки КА ДС-К8. Было принято решение о реализации двухэтапной работы по созданию космических средств радиотехнического наблюдения радиолокационными системами. Первым этапом предусматривались разработка модификаций ДС-У1 ЦС-У2 и запуск двух экспериментальных КА ДС-К40 со специальной аппаратурой, модернизированной в части чувствительности, габаритов и весовых характеристик. Вторым этапом явилось создание КА радиотехнического наблюдения как элементов системы "Целина" на базе значительно облегченной специальной аппаратуры на микроэлементной базе (1964 г.). В состав системы входили КА "Целина-0" (неориентируемый для проведения обзорных радиотехнических наблюдений) и "Целина-Д" (ориентируемый для ведения детальных радиотехнических измерений с помощью бортовой аппаратуры). Позже в состав системы «Целина» вошли аппараты «Целина-2» (72 г.) и «Целина-Р» (80-е годы), которые были приняты на вооружение Советской Армии.

 

Практическая деятельность КБ в направлении международного сотрудничества проводилась во взаимодействии с Советом по международному сотрудничеству при Академии наук СССР "Интеркосмос". КБ выступило с инициативой использовать МУКА серии ДС-У, а впоследствии, в 1976 г. – автоматическую универсальную орбитальную станцию. Эта инициатива была поддержана, что позволило осуществить широкомасштабную комплексную программу космических исследований в кооперации с др. социалистическими странами (программа "Интеркосмос"). Первый аппарат "Интеркосмос-1" был запущен 14 октября 1969 г.

 

Разработка КА "Метеор" проводилась в 1961 – 1962 годах. По ТЗ и проекту в состав КА входила исследовательская телевизионная, инфракрасная, актинометрическая аппаратура. Обеспечивающий комплекс состоял из системы электроснабжения, гравитационной системы ориентации и стабилизации, телеметрической и командно-программной систем. Масса КА на стадии ЭП соответствовала проектным энергетическим возможностям ракеты-носителя 65СЗ. В силу различных причин М.К. Янгель вышел с предложением о передаче разработки: в мае 1962 г. во Всесоюзный НИИ электромеханики была передана разработанная проектная документация КА "Метеор" и направлена бригада специалистов для оказания помощи в дальнейшей его разработке. В 1969 г. космическая метеорологическая система "Метеор" принята в эксплуатацию.

 

Разработка платформ ДС-У4, ДС-У5 осуществлялась по инициативе КБ в порядке развития функциональных возможностей УКП серии ДС-У. ДС-У4 предназначалась для проведения в условиях космического полета широкого круга научных и прикладных исследований, требующих возвращения научной аппаратуры и объектов эксперимента на Землю. Платформа ДС-У5 предназначалась для проведения научных и прикладных исследований околоземного космического пространства на высоких круговых (до 4000 км) и эллиптических (до 10000 км) орбитах в широком спектре наклонений. Конструкция корпуса платформ ДС-У4, ДС-У5 выполнена в виде тора со съемной верхней крышкой. Система ориентации строилась на принципе стабилизации вращением. Работы прекращены в 1967 году в связи с большой перегрузкой предприятия выполнением заказов по основной тематике.


 

Ракеты-носители: РН «Циклон-3». (3)

 

РН «Циклон-3» продолжает серию «Циклон», ее III ступень разработана в ампульном варианте на базе двигателя КБ «Южное», с возможностью двукратного запуска в условиях невесомости. Запуск КА производится с космодрома «Плесецк». РН обеспечивает выведение КА массой до 4000 кг на низкие и средние круговые и эллиптические орбиты. Предоставление космических услуг ракетой-носителем "Циклон-3" характеризуется оптимальным сочетанием надежности и стоимости.

Стартовая масса (при КА 3,6 т), т 189

Размеры зоны ПГ

Компоненты топлива на всех ступенях: амил(О)+гептил(Г)

Массовые характеристики ступеней (без КА):

- полная масса, т

первая ступень вторая ступень третья ступень 127,5 53,3 4,6

- доля массы топлива

первая ступень вторая ступень третья ступень 0,95 0,92 0,7

Ракеты-носители: РН «Циклон-4» (3)

 

РН "Циклон-4" предназначена для оперативного, высокоточного выведения на круговые, геостационарные, солнечно-синхронные орбиты одного или группы космических аппаратов различного назначения. РН представляет собой новейший и наиболее мощный вариант РН "Циклон". Конструктивная схема ракеты отвечает современным требованиям к средствам выведения КА. РН представляет собой трехступенчатую ракету с последовательным расположением ступеней, разрабатываемую на базе существующей РН "Циклон-3", с использованием в качестве первых двух ступеней 1 и 2 ступеней РН "Циклон-3" и новой 3 ступени с увеличенным запасом компонентов топлива и маршевым двигателем на базе ЖРД РД861К с возможностью многократного запуска и др. доработок.

Комплекс может обеспечивать 6 и более пусков РН в год. Пуски осуществляются с космодрома "Алькантара" (первый запуск состоялся в 2006 году). РН могла позволить выводить на экваториальную орбиту высотой 500 км ПГ массой до 5 т и массой до 1,8 т на геопереходную орбиту (ГПО)

 

Технические характеристики изделия

Стартовая масса (без учета массы ПГ), кг - первая ступень - вторая ступень - третья ступень 127400 51700 13380
Компоненты топлива на всех ступенях - окислитель - горючее АТ НДМГ
Рабочий запас топлива, кг - первая ступень - вторая ступень - третья ступень 121000 49000 9120
Тяга двигателей в пустоте, т - первая ступень - вторая ступень - третья ступень 297,4 99,5 0,764
Длина Диаметр 39,95 м 3 м

Схема космической головной части

 

 


 

Ракеты-носители: РКН «Днепр».

РН "Днепр" предназначена для оперативного, высокоточного выведения на околоземные орбиты с высотами 300-900 км, наклонениями 50.5°, 64.5°, 87.3°, 98° одного или группы КА массой до 3,7 т. РН создана на базе межконтинентальной баллистической ракеты РС-20 (SS-18 «Satana»).

При создании РН реализованы следующие принципы:

- максимальное использование ранее отработанных систем и агрегатов комплекса РС 20;

- применение отработанных технологий работ;

- использование существующих трасс полета РН.

Комплекс может обеспечивать до 25 пусков РН в год. Запуски проводятся с к. Байконур.

РН, установленная в шахтную ПУ и заправленная КТ, может находиться в ПУ до установки КГЧ с КА или с установленной КГЧ неограниченное время в пределах срока эксплуатации. Замена КА (КГЧ) не требует слива топлива и изъятие РН из ПУ.

Стартовый вес (при весе КА 2000 кгс), кгс  
первая ступень вторая ступень третья ступень 208900 47380 6266

Компоненты топлива на всех ступенях

окислитель амил +горючее гептил

Рабочий запас топлива, кгс

первая ступень вторая ступень третья ступень 147900 36740 1910

Космические аппараты: КА для наблюдения Земли «Микрон», «МС-2-8», «Сич-3-О» и «Сич-3-Р». (3)

«Микрон» Первый украинский микроспутник дистанционного зондирования Земли, созданный на базе унифицированной микроплатформы класса МС-1, является экспериментальным и служит, в основном, для отработки космической платформы. Запуск состоялся в 2004 г. совместно со спутником "Січ-1М" на РН "Циклон-3". Микроспутник оснащен малогабаритной бортовой телевизионной камерой видимого диапазона (МБТК - ВД) с передачей информации на Землю по радиоканалу. Информацию со спутника предполагается использовать для решения задач дистанционного зондирования в интересах топографии и метеорологии. Срок активного существования – 3 года. Масса 66 кг, высота орбиты – 650 км, наклонение – 82,5 град.

«МС-2-8» Микроспутник дистанционного зондирования Земли с оптико-электронными приборами многозонального наблюдения высокого разрешения. Первый запуск состоялся в 2004 году. Позволяет решать ряд практических и научных задач регионального и локального уровня по мониторингу кризисных ситуаций, растительных и почвенных покровов суши, создания цифровых карт местности и др. На спутнике устанавливается оптико-электронный сканер с пространственным разрешением 8 м. Масса 135кг; высота орбиты 668км; наклонение 98,074 град; стабилизация трехосная активная; РН "Днепр-1"

«Сич-3-О» Спутник дистанционного зондирования Земли с оптико-электронным телескопом метрового разрешения. На борту установлен комплекс оптико-электронной аппаратуры для решения практических и научных задач регионального и локального уровня по мониторингу растительных и почвенных покровов суши и др. Спутник "Січ-3-О" создается на базе платформы среднего класса с установкой оптико-электронного телескопа высокого разрешения. Информация со спутника найдет применение при разработке крупномасштабных карт и планов местности и др. Масса – 820 кг, Орбита солнечно-синхронная с высотой 667 км и наклонением 98 град, срок активного существования 5 лет, РН Днепр-1.

 

«Сич-3-Р» Спутник радиолокационного дистанционного зондирования Земли высокого разрешения с синтезированной апертурой антенны. Бортовой комплекс радиолокационной аппаратуры позволит решать ряд практических и научных задач. Информация со спутника найдет применение при разработке крупномасштабных карт и планов местности, геоинформационных систем и т.д. Спутник создается на базе платформы среднего класса с установкой радиолокатора высокого разрешения. Масса 650 кг, орбита солнечно-синхронная с высотой 626 км и наклонением 97,9 град, срок активного существования 5 лет, РН Днепр-1


 

Космические аппараты: научные КА «Интербол-Прогноз» и «Попередження»; инновационный туристический КА. (3)

 

«Интербол-Прогноз» спутник научного назначения, предназначен для исследования и прогноза космической погоды с целью обеспечения работоспособности современных технических систем. Прогноз позволит решить проблемы появления сбоев аппаратуры спутников; изменения орбит спутников из-за раздувания атмосферы; ухудшения состояния здоровья людей с повышенной чувствительностью к внешним воздействиям и пр. На базе платформы спутника предусматривается создание орбитальной группировки из нескольких спутников, находящихся на одной высоте. В комплекс научной аппаратуры входят феррозондовый магнитометр, электрический зонд Ленгмюра, индукционный зонд, дрейфометр, солнечный фотометр и пр. Начальная масса 270 кг, масса комплекса научной аппаратуры 55 кг, орбита солнечно-синхронная 600 – 700 км, наклонение ~98 град, срок активного существования 3 года.

 

«Попередження» Спутник научного назначения для исследований ионосферных эффектов, связанных с сейсмической активностью. Назначение: поиск, обнаружение и исследование ионосферных возмущений, вызванных сейсмической активностью Земли, разработка принципов спутникового мониторинга ионосферных проявлений природных и антропогенных катастроф и пр. Состав аппаратуры: электроспектрометр ионосферной плазмы; панорамный анализатор спектра; масс-спектрометр; телевизионная камера; спектрометр; ионозонд; измеритель холодной плазмы и пр. Начальная масса 250 кг, масса комплекса научной аппаратуры 55 кг, орбита круговая 600 км, наклонение ~73,5 град, срок активного существования 3 года, РН Днепр-1, Циклон-3. Спутники создаются на основе унифицированной платформы. Орбитальная группировка будет состоять из спутников, находящихся в нескольких плоскостях, в каждой из которых на высоте примерно 600 км могут быть развернуты от 3 до 6 спутников.

 

Туристический КА. Рядом аэрокосмических фирм предложены проекты туристических космических аппаратов (ТКА). Эти проекты основаны на применении самолетов в качестве стартовых средств для ТКА. Известные проекты ТКА имеют малую вместимость и тесные пассажирские кабины, характерны длительным периодом подготовки к пуску и т. д. Проект баллистического ТКА лишен этих недостатков и обеспечивает.

- наименьшую длительность полета в зону невесомости и возврата на Землю;

- удобный вход и выход пассажиров, широкий обзор с каждого места;

- изменение уровня перегрузки при взлете и посадке за счет управления тягой двигателей в зависимости от возраста и физического состояния пассажиров;

- малые затраты на полет;

- малые размеры взлетно-посадочной площадки;

- высокую безопасность полета


Ракетные двигатели: маршевые ЖРД «РД-802» и «РД-809». (3)

 

РД-802 предназначен для создания тяги и управления по всем каналам стабилизации верхних ступеней РН, разгонных блоков.

- имеет системы регулирования тяги и поддержания соотношения компонентов топлива с точностью ±1%;

- высокая надежность двигателя основана на использовании отработанной камеры сгорания двигателя РД-8;

Двигатель - однокамерный, многократного включения с турбонасосной системой подачи, выполнен по схеме с дожиганием генераторного газа. Рабочее тело турбины ТНА - окислительный газ.

Компоненты топлива в камере и газогенераторе воспламеняются с помощью пускового горючего. Запуск двигателя осуществляется с помощью бустерного насосного агрегата окислителя и автономного блока зажигания.

Компоненты топлива: жидкий кислород+керосин

Тяга двигателя в пустоте – 2000 кгс

Номинальный удельный импульс тяги в пустоте – 344 с

Соотношение компонентов топлива – 2,5

Число включений – 5

Время работы – 1100 с

 

РД-809 - автономный маршевый двигатель многократного включения (до 5 раз), предназначен для верхних ступеней РН, обеспечивает управление по всем каналам стабилизации с большим ресурсом работы (более 4000 с) и возможностью выключения двигателя в случае выработки любого из компонентов топлива. РД-809 - четырехкамерный, с насосной подачей топлива выполнен по схеме с дожиганием генераторного газа. Рабочее тело турбины ТНА - окислительный газ. Компоненты топлива в камерах и газогенераторе воспламеняются с помощью пускового горючего. Двигатель - однорежимный, обеспечивает поддержание заданной тяги и регулирование соотношения компонентов топлива.

Для обеспечения многократной работы двигателя в его схеме предусмотрены:

1) управление агрегатами автоматики гелием высокого давления

2) продувка головок камер двигателя при запуске и выключении,

3) система многократного зажигания в ГГ и КС;

4) система захолаживания тракта кислорода; и др.

 

Тяга в пустоте, кгс                                        9000

Удельный импульс тяги в пустоте, кгс·с/кг 345

Масса двигателя, кг                                      315±15

Массовое соотношение компонентов топлива 2,5

Точность поддержания тяги, %                   ±4,5

Компоненты топлива:                                   жидкий кислород+керосин

Время работы, с                                           1100

 


 

Ракетные двигатели: маршевые ЖРД «РД-858» и «РД-859». (3)

 

РД-858 предназначен для управления первой ступенью РН "Циклон" по всем каналам стабилизации. Ресурс работы более 4000 секунд. Автономный однокамерный двухрежимный двигатель двукратного включения с глубоким дросселированием по тяге, с турбонасосной системой подачи самовоспла-меняющихся компонентов топлива, без дожигания генераторного газа. При первом включении двигатель работает на основном режиме и режиме глубокого дросселирования, при втором включении - на основном режиме. Рабочее тело турбины - газ, вырабатываемый в газогенераторе при сгорании основных компонентов топлива. Выключение двигателя обеспечивается СУ посредством пироклапанов. Двигатель имеет системы регулирования тяги и поддержания соотношения компонентов топлива, оснащен датчиками контроля работы.

 

Тяга в пустоте (с учетом тяги выхлопных сопел ТНА), кгс:

- на основном режиме    2050; - нарежиме глубокого дросселирования    858

Удельный импульс тяги в пустоте, кгс·с/кг:

- на основном режиме    315; - на режиме глубокого дросселирования     285

Масса двигателя, кг                            53

Массовое соотношение компонентов топлива:

- на основном режиме    2,03; - на режиме глубокого дросселирования    1,6

Компоненты топлива: тетраоксид диазота + НДМГ

Суммарное время работы, с:             до 470

 

Двигатель РД-859 входит как резервный в состав блока двигателей лунного корабля. Обладает возможностью повторного запуска через три секунды после выключения. Автономный двухкамерный однорежимный двигатель двукратного включения с регулированием по тяге, с турбонасосной системой подачи самовоспламеняющихся компонентов топлива, без дожигания генераторного газа. Рабочее тело турбины - газ, вырабатываемый в газогенераторе при сгорании основных компонентов топлива. Выключение двигателя обеспечивает система управления посредством пироклапанов. Двигатель имеет системы регулирования тяги и поддержания соотношения компонентов топлива.

 

Тяга в пустоте (с учетом тяги выхлопных сопел ТНА), кгс   2045

Удельный импульс тяги в пустоте, кгс·с/кг 312

Масса двигателя, кг                                57

Массовое соотношение компонентов топлива 2,0

Компоненты топлива:                             тетраоксид диазота+НДМГ

Суммарное время работы, с                  до 400

 


 

Ракетные двигатели: маршевые ЖРД «РД-860» и «РД-861». (3)

 

РД-860 предназначен для использования в составе верхних ступеней РН и РБ. Состоит из камеры двигателя и пневмонасосного агрегата подачи КТ:

- обеспечивает многократный запуск;

- Фиксированная величина тяги двигателя обеспечивается настройкой ПНА (без дополнительных испытаний);

- Потребность в рабочем газе в 1,4...1,7 раза меньше, чем при классической вытеснительной системе подачи компонентов топлива;

- Баковые системы могу находиться под низким давлением;

- Улучшены габаритно-массовые и энергетические характеристики ДУ (особенно с увеличением запаса топлива) и др.

Двигатель разработан с принципиально новой системой подачи компонентов топлива, использующей ПНА, использованы элементы конструкции и технические решения серийных двигателей (камера двигателя, элементы пневмонасоса, узлы автоматики).

 

Тяга двигателя, кгс                        от 200 до 600

Удельный импульс тяги двигателя, с 310...320

Массовое соотношение расходов компонентов топлива 2,0

Число включений двигателя в полете до 15

Суммарное время работы (за 15 включений), с  1500

Масса двигателя, кг                       25...30

Компоненты топлива                     АТ+НДМГ

 

РД861 предназначен для создания тяги и управления третьей ступенью РН "Циклон" на активном участке полета по всем каналам стабилизации. Управление полетом осуществляет система управления перераспределением выхлопных газов турбины между рулевыми соплами. Имеет высокие энергомассовые характеристики за счет применения камеры трубчатой конструкции. Двигатель однокамерный, двукратного включения, с турбонасосной системой подачи самовоспламеняющихся компонентов топлива, выполнен по схеме без дожигания генераторного газа. Рабочее тело турбины - газ, вырабатываемый в газогенераторе при сгорании основных компонентов топлива. При запусках пиростартеры блока стартеров раскручивают ротор ТНА.

Тяга в пустоте, кгс                                              8026

Удельный импульс тяги в пустоте, кгс·с/кг       317

Масса двигателя, кг                                            123

Массовое соотношение компонентов топлива  2,10

Компоненты топлива:                                        АТ+НДМГ

Тяга камеры двигателя, кгс                               7667

Удельный импульс тяги камеры двигателя, кгс·с/кг 330,6

Разработка двигателя начата в 1968 году, отработка завершена в 1972 году. Двигатель сдан в серийное производство.


 

Ракетные двигатели: маршевые ЖРД «РД-861K» и «РД-862». (3)

 

  РД-861К разработан на базе РД-861 третьей ступени РН Циклон. В двигателе использованы без принципиальных изменений базовые узлы прототипа, определяющие высокие энергетические характеристики и надежность. Преимущества:

- увеличен на 15,6 с удельный импульс тяги двигателя;

- увеличено количество запусков двигателя в полете;

- увеличено время работы двигателя в 3 раза; и др.

Двигатель - однокамерный, трехкратного включения, с турбонасосной системой подачи самовоспламеняющихся компонентов топлива, выполнен по схеме без дожигания генераторного газа. Рабочее тело турбины - газ, вырабатываемый в газогенераторе при сгорании основных компонентов топлива. При запусках гелий раскручивает ротор ТНА. Гелий хранится в баллоне системы питания.

Тяга двигателя, кгс                                           7916

Удельный импульс тяги, с                                330

Масса двигателя, кг                                          194

Соотношение компонентов топлива                2,41

Число включений                                              3

Время работы, с                                               370

 

РД-862 предназначен для создания тяги и управления полетом вторых ступеней РН по всем каналам стабилизации. Двигатель - однокамерный, однорежимный, однократного включения с турбонасосной системой подачи компонентов топлива, выполнен по схеме с дожиганием восстановительного генераторного газа.

Для управления вектором тяги по каналам тангажа и рыскания применен газодинамический способ. Рабочее тело турбины ТНА - восстановительный газ, вырабатываемый в газогенераторе. Управление элементами автоматики осуществляют с помощью пироприводов. Двигатель имеет систему поддержания давления в камере сгорания и систему регулирования весового соотношения компонентов топлива.

 

Тяга в пустоте, кгс                                                    14544

Удельный импульс тяги в пустоте, кгс·с/кг             331

Масса двигателя, кг                                                  192

Массовое соотношение компонентов топлива        2,55

Компоненты топлива:                                               АТ+НДМГ

Время работы, с                                                       195

 


 

Ракетные двигатели: маршевые ЖРД «РД-866» и «РД-868». (3)

 

 РД-866 установлен в головном отсеке ракеты и предназначен для: создания на участке разведения КА тяги и управляющих усилий; питания компонентами топ-лива потребителей в широком диапазоне изменения расходов и давлений; и др. Двигатель - многофункциональный, нерегулируемый, без дожигания генераторного газа с многократным включением ЖРД БТ и ЖРД МТ. Двигатель работает по комбинированной схеме (вытеснительная и насосная подачи компонентов топлива) и содержит: централизованный источник питания, состоящий из двух ТНА с газогенераторами и двух питателей; однокамерный ЖРД БТ; 16 ЖРД МТ.

 

Тяга двигателя в пустоте, кгс  -94,4...+513,5

Удельный импульс тяги в пустоте, кгс·с/кг

- камеры ДБТ 323,1; - ЖРД МТ в непрерывном режиме  245

- ЖРД МТ в импульсном режиме с частотой 10 Гц    176

Масса двигателя, кг                           125,4

Массовое среднеинтегральное соотношение КТ при работе:

- ДБТ   2,03; - камеры ДБТ 2,3; - ЖРД МТ 1,85

Компоненты топлива:                             АТ+НДМГ

Максимальное суммарное время работы, с: - ДБТ 330; - ЖРД МТ 1200

Максимальное количество включений: - ДБТ    14; - ЖРД МТ 10000

 

РД-868 предназначен для использования в составе апогейной ступени РН. Состоит из ЖРД БТ, автономного централизованного источника питания и системы малой тяги, включающей в себя ЖРД МТ. Двигатель многофункциональный, обеспечивает многократный запуск и регулирование тяги;

Управление апогейной ступенью в полете по тангажу и рысканию при работе ЖРД БТ осуществляется отклонением камеры, управление по крену - ЖРД МТ.

Двигатель большой тяги - однокамерный, многократного включения с насосной подачей топлива, без дожигания. Рабочее тело турбины ТНА - восстановительный газ, вырабатываемый в газогенераторе. Централизованный источник питания (ЦИП) обеспечивает многократный запуск двигателя большой тяги и питание системы малой тяги из основных топливных баков, выполнен по турбонасосно-вытеснительной схеме.

 

Тяга двигателя, кгс: - ЖРД БТ – 2371; ЖРД МТ – 3

Удельный импульс тяги в пустоте, кгс·с/кг: - ЖРД БТ – 325; ЖРД МТ – 230

Масса двигателя, кг: - ЖРД БТ – 125; ЦИП – 29; система малой тяги - 30

Массовое соотношение компонентов топлива: - ЖРД БТ - 2,2; ЖРД МТ - 1,6

Компоненты топлива:        АТ+НДМГ

Количество запусков: - ЖРД БТ – 7; ЖРД МТ - 10000

Время работы, с: - ЖРД БТ - 1600; ЖРД МТ - 7200


 

Ракетные двигатели: рулевые ЖРД «РД-856» и «РД-855». (2)

 

РД-856 предназначен для управления полетом второй ступени РН "Циклон" по всем каналам стабилизации. Управление полетом ступени осуществляется качанием каждой камеры двигателя в одной плоскости. Двигатель - четырехкамерный, однократного включения, с турбонасосной системой подачи самовоспламеняющихся компонентов топлива, без дожигания генераторного газа. Обеспечивает отбор О и Г на газогенератор наддува бака О, а также генераторного газа и горючего на смеситель для наддува бака Г.

 

Тяга у Земли, кгс                                                        5530

Удельный импульс тяги в пустоте, кгс·с/кг:              280,5

Масса двигателя, кг                                                    112,5

Массовое соотношение компонентов топлива          1,98

Компоненты топлива:                                                 АТ+НДМГ

Время работы, с:                                                         163

 

РД-855 предназначен для управления первой ступенью РН "Циклон" по всем каналам стабилизации. Управление полетом ступени осуществляется качанием каждой камеры двигателя в одной плоскости. Двигатель - четырехкамерный, однократного включения, с турбонасосной системой подачи самовоспламеняющихся компонентов топлива, без дожигания генераторного газа. Обеспечивает отбор окислителя и горючего на газогенератор наддува бака окислителя, а также генераторного газа и горючего на смеситель для наддува бака горючего.

 

Тяга у Земли, кгс                                     29100

Удельный импульс тяги, кгс·с/кг:           254 у Земли; 292 в пустоте

Масса двигателя, кг                                 320

Массовое соотношение компонентов топлива   1,97

Компоненты топлива                               АТ+НДМГ

Время работы, с:                                     127


 

Ракетные двигатели: рулевые ЖРД «РД-8» и «РД-863». (2)

 

РД-8 предназначен для управления полетом второй ступени РН "Зенит" по всем каналам стабилизации. Автономный рулевой двигатель - четырехкамерный, однократного включения, с насосной подачей топлива и дожиганием генераторного газа. Рабочее тело турбины ТНА - окислительный газ. КТ в камерах и газогенераторе воспламеняются с помощью пускового горючего. Двигатель - однорежимный, обеспечивает поддержание заданной тяги и регулирование соотношения компонентов топлива. В двигателе установлены сигнализаторы давления, которые выдают команду на выключение при выработке компонентов из баков РН. Двигатель может находиться в заправленной компонентами ракете в течение 24 ч.

 

Тяга в пустоте, кгс                                8000

Удельный импульс тяги в пустоте, кгс·с/кг 342

Масса двигателя, кг                              380

Массовое соотношение компонентов топлива   2,4

Компоненты топлива                            жидкий кислород+керосин

Время работы, с:                                  1100

 

РД-863 предназначен для создания тяги и управления полетом первой ступени РН. Двигатель - четырехкамерный, однократного включения, с турбонасосной системой подачи самовоспламеняющихся компонентов топлива, без дожигания генераторного газа, обеспечивает поддержание заданной тяги. Рабочее тело турбины ТНА - газ, вырабатываемый в газогенераторе при сгорании основных компонентов топлива. Обеспечивает наддув бака Г восстановительным газом; питание окислителем и горючим агрегата наддува бака О и систем предварительного наддува баков второй ступени; питание рабочим телом (горючим) системы гидроприводов.

 

Тяга у Земли, кгс                                      28230

Удельный импульс тяги, кгс·с/кг:            259 у Земли; 301 в пустоте

Масса двигателя, кг                                 310

Массовое соотношение компонентов топлива   2,15

Компоненты топлива:                              АТ+НДМГ

Время работы, с                                       130

 


 

Ракетные двигатели: маршевые РДТТ «15Д206», «15Д305» и «15Д339».(2)

 

15Д206: Заряд твердого топлива - прочноскрепленный с корпусом двигателя, с каналом звездообразной формы, изготовлен из смесевого топлива Т9-БК. Корпус - органопластиковый типа "кокон". Сопловой блок - центральное частично утопленное в камеру сгорания стационарное управляющее сопло с системой вдува горячего камерного газа в закритическую часть (восемь клапанов штокового типа). СУ вектором тяги обеспечивает управление по всем трем каналам (тангаж, крен, рыскание). Двигатель обладает преимуществом при компоновке ракеты с ограничениями по объему хвостового отсека. Применяется как маршевый двигатель первой ступени ракеты.

Габаритные размеры длина/диаметр, м   8,4/2,4

Тяга на Земле/в пустоте, тс       220/240

 

15Д305: Заряд твердого топлива - прочноскрепленный с корпусом двигателя, с каналом звездообразной формы, изготовлен из смесевого топлива типа ОПАЛ. Корпус - органопластиковый типа "кокон". Сопловой блок - центральное частично утопленное в камеру сгорания поворотное управляющее сопло с подвеской на эластичном опорном шарнире, обеспечивающее круговую диаграмму создания управляющего усилия по каналам тангажа и рыскания. В конструкции применены высокоэффективные материалы и использованы современные технологии, что обеспечивает высокий уровень характеристик двигателя. Применяется как маршевый двигатель первой ступени ракеты.

Габаритные размеры длина/диаметр, м   8,4/2,4

Тяга на Земле/в пустоте, тс       280/310

 

15Д339: Заряд твердого топлива - прочноскрепленный с корпусом двигателя, с каналом цилиндро-конической формы с наклонной кольцевой проточкой типа "зонтик", изготовлен из смесевого топлива типа СТАРТ. Корпус - органопластиковый типа "кокон". Сопловой блок - центральное частично утопленное в камеру сгорания стационарное сопло с телескопическим сдвигаемым насадком раструба. Частично утопленное сопло со сдвигаемым насадком обеспечивает преимущество перед двигателями с обычными соплами при компоновке ракеты с ограничениями по длине. Применяется как маршевый двигатель второй ступени ракеты.

Габаритные размеры длина/диаметр, м   5,9(6,7)/2,4

Тяга в пустоте, тс                      150


Ракетные двигатели: специальные РДТТ «РД-293», «РД-127», «РД-273», «РД-284» и «РД-271». (2)

 

РД-293 состоит из двух сблокированных двигателей. Основной, создающий тягу по оси блока, имеет четыре тянущих сопла. Дополнительный создает тягу перпендикулярно оси блока.

Топливо                                                                               баллиститное

Импульс тяги в пустоте по оси блока, кгс                         5700

Максимальная тяга в пустоте, кгс·с                                   5000

Время работы, с                                                                  1,1…1,6

Импульс тяги в пустоте перпендикулярно оси блока, кгс·с 200

Максимальная тяга, кгс              


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.