В соответствии с нормативно-правовыми актами — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

В соответствии с нормативно-правовыми актами

2022-10-29 22
В соответствии с нормативно-правовыми актами 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Классификацию услуг и сервисной деятельности, построенную по отраслевому принципу, предлагают многие авторы, поэтому в современной социально-экономической литературе не всегда используется один и тот же перечень отраслей услуг. В рамках Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК) на территории Российской Федерации вышеуказанный перечень был закреплён в Общероссийском классификаторе отраслей народного хозяйства (ОКОНХ). Данный классификатор в 2003 году был заменён на Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД), так как именно вид экономической деятельности (и сервисной в том числе) определяет отраслевую принадлежность того или иного вида товара (услуги).

ОКВЭД включает перечень классификационных группировок видов экономической деятельности и их описание при производстве продукции и оказании услуг. В ОКВЭД использованы иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования [7]. Разделы и подразделы ОКВЭД обозначаются буквами. Код группировок состоит из 2–6 цифровых знаков, и его структура может быть представлена в следующем виде:

X X. – класс;

X X. X – подкласс;

X X. X X – группа;

X X. X X. X – подгруппа;

X X. X X. X X – вид.

В соответствии с ОКВЭД деятельность в области пошива и ремонта швейных изделий отнесена к 18 классу подраздела DB «Текстильное и швейное производство». Деятельность в области сертификации и экспертизы продукции, процессов, работ и услуг носит ярко выраженный прикладной характер, является межотраслевым видом деятельности и относится к подклассу 74. 2 «Технические испытания, исследования и сертификация». Полный перечень видов деятельности данного подкласса представлен в П. 1.1.

Деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий отнесена к 72 классу и включает:

· консультирование по аппаратным средствам вычислительной техники (код 72.1);

· разработку программного обеспечения и консультирование в этой области (код 72.2);

· обработку данных (код 72.3);

· деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов, в том числе ресурсов Интернет (код 72.4);

· техническое обслуживание и ремонт офисных машин и вычислительной техники (код 72.5);

· прочую деятельность, связанную с использованием вычислительной техники и информационных технологий (код 72.6).

Деятельность гостиниц и ресторанов отнесена к 55 классу (раздел Н). Полный перечень видов деятельности гостиниц и ресторанов в соответствии с действующей версией ОКВЭД на февраль 2011 года представлен в табл. 1.

 

Таблица 1

Виды деятельности гостиниц и ресторанов

Код ОКВЭД Виды деятельности гостиниц и ресторанов по ОКВЭД
55 Деятельность гостиниц и ресторанов
55.1 Деятельность гостиниц
55.10 Деятельность гостиниц
55.2 Деятельность прочих мест для временного проживания
55.21 Деятельность молодёжных туристских лагерей и горных туристских баз
55.22 Деятельность кемпингов
55.23 Деятельность прочих мест для проживания
55.23.1 Деятельность детских лагерей на время каникул
55.23.2 Деятельность пансионатов, домов отдыха и т. п.
55.23.3 Сдача внаём для временного проживания меблированных комнат
55.23.4 Предоставление мест для временного проживания в железнодорожных спальных вагонах и прочих транспортных средствах
55.23.5 Деятельность прочих мест для временного проживания, не включённых в другие группировки
55.3 Деятельность ресторанов
55.30 Деятельность ресторанов и кафе
55.4 Деятельность баров
55.40 Деятельность баров
55.5 Деятельность столовых при предприятиях и учреждениях и поставка продукции общественного питания
55.51 Деятельность столовых при предприятиях и учреждениях
55.52 Поставка продукции общественного питания

 

Основным видом деятельности ЖКХ по ОКВЭД является управление недвижимым имуществом (группа 70.32). Однако оказание данных услуг непосредственно связано с такими видами деятельности, как:

· чистка и уборка производственных и жилых помещений и оборудования (подгруппа 74.70.1);

· деятельность в области дизайна (подгруппа 74.87.4);

· уборка территории, восстановление после загрязнения и аналогичная деятельность (группа 90.03);

· монтаж инженерного оборудования зданий и сооружений (подкласс 45.3).

Непосредственно деятельность туристических агентств (подкласс 63.3) отнесена к классу 63 «Вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность». В соответствии с ОКВЭД деятельность туристических агентств включает:

· деятельность туристических агентств (код 63.30):

ü деятельность организаторов туристических поездок (туроператоров);

ü деятельность туристических агентов (турагентов);

ü деятельность экскурсоводов, гидов-переводчиков;

· организацию комплексного туристического обслуживания (код 63.30.1);

· обеспечение экскурсионными билетами, обеспечение проживания, обеспечение транспортными средствами (код 63.30.2);

· предоставление туристических информационных услуг (код 63.30.3);

· предоставление туристических экскурсионных услуг (код 63.30.4).

Федеральный закон РФ «Об основах туристской деятельности» туристскую деятельность определяет как туроператорскую и турагентскую деятельность, а также иную деятельность по организации путешествий и подразделяет данную деятельность на деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта. Причём под реализацией в данном случае понимается «деятельность туроператора или турагента по заключению договора о реализации туристского продукта с туристом или иным заказчиком туристского продукта, а также деятельность туроператора и (или) третьих лиц по оказанию туристу услуг в соответствии с данным договором» [2].

К деятельности третьих лиц (по ОКВЭД) в данном случае можно отнести:

· деятельность гостиниц и ресторанов (55 класс);

· деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта (92 класс);

· предоставление персональных услуг: стирка, химическая чистка, парикмахерские услуги и услуги салонов красоты, физкультурно-оздоровительная деятельность, прочие персональные услуги (93 класс);

· транспорт и связь (раздел I);

· розничная торговля (52 класс);

· рекламная деятельность (группа 74.40);

· здравоохранение и предоставление социальных услуг (85 класс);

· финансовое посредничество (65 класс) и т. п.

Наиболее полно и содержательно классификация услуг представлена в Общероссийском классификаторе услуг населению (ОКУН) ОК 002–93 [8], сгруппированному по целевому и функциональному назначению. Объектами классификации являются услуги населению, оказываемые предприятиями и организациями различных организационно-правовых форм собственности и гражданами-индивидуалами, использующими различные формы и методы обслуживания.

В классификаторе принята иерархическая классификация с делением всего классификационного множества объектов на группы. Затем каждая группа разделена на подгруппы, которые, в свою очередь, разделены на виды деятельности. В ОКУН использована последовательная система кодирования. Кодовое обозначение объекта классификации включает шесть цифровых десятичных знаков и контрольное число.

К услугам населения согласно общероссийской классификации относятся следующие группы:

01 – бытовые услуги;

02 – услуги пассажирского транспорта;

03 – услуги связи;

04 – жилищно-коммунальные услуги;

05 – услуги учреждений культуры;

06 – туристские и экскурсионные услуги;

07 – услуги физической культуры и спорта;

08 – медицинские услуги, санаторно-оздоровительные услуги, ветеринарные услуги;

09 – услуги правового характера;

10 – услуги банков;

11 – услуги в системе образования;

12 – услуги торговли и общественного питания, услуги рынков;

80 – прочие услуги населению.

В данном классификаторе комплекс услуг ограничен в силу отсутствия услуг по обслуживанию производства и общества и услуг, появившихся за период с 1993 года. Однако разработчиками оставлена возможность расширения групп за счёт свободно оставленных кодов.

В ОКУН очень чётко и однозначно определены такие группы услуг, как: 012000 – ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий текстильной галантереи (П.2.1); 040000 – жилищно-коммунальные услуги (П.3.1); 061000 – туристские услуги (П.4.1); 804000 – услуги по работе на вычислительной технике и связанное с этим обслуживание, включая услуги по программному обеспечению, системному анализу, по обработке данных и т. п. При этом гостиничные услуги, и услуги средств размещения в целом, разнесены в разные отраслевые группы:

062000 – услуги средств размещения для временного проживания туристов;

041200 – услуги коммунальных гостиниц и прочих коммунальных мест проживания (услуги коммунальных гостиниц, мотелей, общежитий и прочих мест проживания) в рамках жилищно-коммунальных услуг (код 040000);

082100 – проживание в санаториях, профилакториях, домах (базах) отдыха, пансионатах, специализированных санаторных круглогодичного действия и летних (сезонных) детских базах отдыха в рамках оказания санаторно-оздоровительных услуг (код 082000).

Услуги средств размещения для временного проживания туристов в перечне ОКУН включают:

· услуги гостиниц и аналогичных средств размещения, кроме коммунальных (услуги гостиниц (в том числе квартирного типа), мотелей, клубов с проживанием, меблированных комнат, общежитий);

· услуги специализированных средств размещения(услуги лагерей труда и отдыха, туристских приютов и стоянок, туристских, спортивных баз, баз отдыха, домов охотников (рыбака), конгресс-центров, общественных средств транспорта (туристские поезда, круизные суда, яхты), наземного и водного транспорта, переоборудованного под средства размещения для ночлега, услуги кемпингов (площадок для кемпингов, автофургонов);

· услуги индивидуальных средств размещения (услуги квартир, комнат в квартирах, домов, коттеджей, сдаваемых внаём).

При этом в пояснениях к соответствующему разделу ОКУН указано, что услуги по проживанию туристов в пансионатах, санаториях, профилакториях, домах отдыха отнесены к санаторно-оздоровительным услугам.

Вышеприведённая классификация, разработанная в 1993 году, не вполне соответствует современным международным и отечественным нормативным актам. Например, гостиничные услуги (и услуги средств размещения в целом) в соответствии с ГОСТ Р 51185-2008 «Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования» [9] включают:

· услуги коллективных средств размещения: гостиниц, апартотелей, сюит-отелей, мотелей, молодёжных гостиниц (хостелов), курортных отелей, кемпингов, баз отдыха, туристических баз, рекреационных центров (центров отдыха), туристских деревень (деревень отдыха), прогулочных кораблей, детских оздоровительных лагерей;

· услуги индивидуальных средств размещения: гостевых комнат, шале, бунгало, стационарных фургонов.

Ещё более подробная классификация гостиничных услуг для временного проживания туристов в зависимости от типов средств размещения вытекает из ГОСТ Р 53423-2009 «Туристские услуги. Гостиницы и другие средства размещения туристов. Термины и определения». Данный стандарт является модифицированным по отношению к международному стандарту ИСО 18513:2003 «Туристские услуги. Гостиницы и другие средства размещения туристов. Терминология».

В соответствии с вышеуказанным стандартом услуги средств размещения туристов включают услуги: гостиниц, отелей, гест хаузов, гостевых комнат, пансионов, апартотелей, комплекса апартаментов, сельских хижин, молодёжных гостиниц (хостелов), баз отдыха (туристских баз), центров отдыха, туристских деревень (деревень отдыха), кемпингов, шале, бунгало, мотелей, курортных отелей, сельских гостевых комнат, ферм хаузов, постоялых дворов, горных приютов, сюит отелей, бордингхаузов, прогулочных кораблей, автодома, жилых фургонов-автоприцепов, домов-фургонов, передвижных домов на колёсах, стационарных фургонов, складного автоприцепа, палаток и платочных городков, туристских фургонов, детских оздоровительных лагерей [10].

В отечественной и международной практике дополнительно можно встретить услуги ротелей – передвижных гостиниц; флотелей и ботелей – плавающих гостиниц; аквателей – стационарных кораблей-отелей; флайтелей – отелей, оборудованных посадочной площадкой и т. д.

Виды туристских услуг, определённые в ГОСТ Р 50690-2000 «Туристские услуги. Общие требования» практически совпадают с перечнем данных услуг ОКУН, а вот принятый в 2009 году ГОСТ Р 53522 – 2009 «Туристские и экскурсионные услуги. Общие положения» внёс изменения в данный перечень.

В соответствии с пунктом 5.1 ГОСТ Р 53522-2009 туристскими организациями оказываются следующие виды туристских услуг:

ü услуги туроператора, осуществляющего деятельность в сфере внутреннего туризма (данные услуги в соответствии с п. 5.2 ГОСТ Р 53522-2009 включают в себя услуги по размещению (проживанию) туристов, услуги по организации перевозки туристов, а также следующие отдельные или комплексные услуги: услуги по организации питания туристов, экскурсионные услуги, информационно-рекламные услуги, услуги гидов-переводчиков, услуги по организации конференций, услуги по организации досуга туристов, услуги инструкторов-проводников, консалтинговые услуги, услуги по обучению специальным туристским навыкам, прочие виды услуг);

ü услуги туроператора, осуществляющего деятельность в сфере въездного туризма (данные виды услуг соответствуют видам услуг туроператора, осуществляющего деятельность в сфере внутреннего туризма);

ü услуги туроператора, осуществляющего деятельность в сфере выездного туризма (данные услуги в соответствии с п. 5.3 ГОСТ Р 53522-2009 включают в себя услуги по размещению (проживанию) туристов, услуги по организации перевозки туристов, а также следующие отдельные или комплексные услуги: услуги по организации питания туристов, экскурсионные услуги, информационно-рекламные услуги, услуги гидов-переводчиков, услуги по организации конференций, услуги по организации досуга туристов, услуги инструкторов-проводников, услуги сопровождающих, посреднические услуги по страхованию, посреднические визовые услуги, прочие виды услуг);

ü услуги турагента по продвижению и реализации туристского продукта (данные услуги в соответствии с п. 5.7 ГОСТ Р 53522-2009 включают в себя: реализацию туристского продукта, сформированного туроператором; бронирование туристских услуг, в том числе бронирование, приобретение, оформление и реализацию билетов на пассажирский транспорт различных видов, бронирование мест в гостиницах и других средствах размещения, бронирование мест отдыха с полным комплексом услуг, бронирование, приобретение и реализацию билетов на развлекательные и спортивно-зрелищные мероприятия различных видов; реализацию экскурсионных услуг; доставку туристских путёвок, билетов на транспорт различных видов и на различные развлекательные, спортивные и другие мероприятия);

ü отдельные дополнительные услуги туроператора;

ü отдельные дополнительные услуги турагента;

ü экскурсионные услуги (данные услуги в соответствии с п. 5.5 ГОСТ Р 53522-2009 включают в себя услуги по организации и проведению экскурсий, услуги экскурсоводов, услуги гида переводчика, услуги сопровождающего);

ü информационно-рекламные услуги (данные услуги в соответствии с п. 5.8 ГОСТ Р 53522-2009 включают в себя: предоставление рекламных и информационных материалов, в том числе о туристских организациях, о туристских и экскурсионных услугах, о формах обслуживания туристов и экскурсантов; об уровне и степени комфорта при предоставлении отдельных видов услуг; предоставление схем, карт, описаний маршрутов путешествий и другой информации, в том числе по обеспечению безопасности на маршрутах и минимализации рисков для туристов; проведение туристских выставок, ярмарок, праздников, вечеров с целью рекламы и продвижения туристского продукта; проведение выставок и ярморок туристского снаряжения, оборудования и оснащения для туристских и экскурсионных организаций; проведение инструктажей туристов и экскурсантов, в том числе по обеспечению безопасности);

ü услуги по организации перевозки туристов (данные услуги в соответствии с п. 5.9 ГОСТ Р 53522-2009 включают в себя: перевозки авиационным (в том числе вертолётным), пассажирским железнодорожным, пассажирским автомобильным, водным, санным транспортом и транспортом других видов);

ü услуги по размещению (проживанию) туристов (данные услуги в соответствии с п. 5.10 ГОСТ Р 53522-2009 включают в себя услуги коллективных и индивидуальных средств размещения, услуги детских оздоровительных лагерей, услуги круизных и прогулочных кораблей);

ü услуги по организации питания туристов (данные услуги в соответствии с п. 5.11 ГОСТ Р 53522-2009 оказывают предприятия питания: рестораны, кафе, бары, столовые и предприятия других типов);

ü услуги по организации досуга туристов (данные услуги в соответствии с п. 5.12 ГОСТ Р 53522-2009 включают в себя: проведение туристских слётов, праздников, встреч, вечеров отдыха, киновечеров, дискотек, физкультурно-оздоровительных и спортивно-зрелищных мероприятий; организацию концертов, спектаклей и аналогичных развлекательных мероприятий, анимационных программ; предоставление настольных спортивных игр, бильярда, боулинга, игровых автоматов и т. п.; другие мероприятия по организации досуга);

ü консалдинговые услуги  (данные  услуги  в  соответствии  с

п. 5.14 ГОСТ Р 53522-2009 включают в себя: проведение консультаций по вопросам заключения договоров о реализации туристского продукта и оказанию туристских услуг, оформления документов для получения виз, организации туризма, обеспечения безопасности на туристских маршрутах; разработку стандартов организации по различным направлениям (видам) туристской деятельности; разработку индивидуальных и групповых туристских маршрутов различных видов и категорий сложности);

ü услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков, инструкторов-переводчиков;

ü услуги по обучению специальным туристским навыкам (данные услуги в соответствии с п. 5.15 ГОСТ Р 53522-2009 включают в себя: обучение основам туристских навыков при проведении путешествий с активными методами передвижения и спортивных туров; обучение основам альпийских навыков и безопасности в туризме; обучение навыкам горнолыжного и водного туризма; обучение стандартам и правилам работы персонала в туристских организациях и предприятиях туристской индустрии);

ü прочие виды услуг (в соответствии с п. 5.16 ГОСТ Р 53522-2009 данные услуги предоставляются в зависимости от вида и целей путешествия и включают в себя: содействие в оформлении въездных и выездных документов при организации международного туризма; содействие в приобретении (оформлении) страхового полиса на период путешествия или экскурсии; организацию встреч и выезда туристов; обеспечение безопасности массовых туристских мероприятий; услуги проката туристского оборудования, инвентаря и снаряжения; индивидуальное обслуживание туристов на маршрутах; обустройство мест массового и индивидуального отдыха туристов; услуги по реализации сопутствующих товаров, в том числе сувенирной продукции, средств гигиены, парфюмерно-косметических и других товаров);

Хотя пункт 5.1 ГОСТ Р 53522-2009 в перечне туристских услуг не указывает услуги при самодеятельном туризме и бытовые услуги, однако виды данных услуг перечислены в п. 5.4 и 5.13 данного стандарта. В соответствии с вышеизложенным туристские услуги также включают:

ü услуги при самодеятельном туризме (услуги по обеспечению безопасности на туристских маршрутах; предоставление информационных материалов, туристских схем, описаний маршрутов, естественных препятствий; услуги по обучению специальным туристским навыкам; консалтинговые услуги);

ü бытовые услуги (услуги по ремонту и подгонке одежды, обуви, снаряжения туристов; услуги парикмахерских, бань, саун, душевых, прачечных; услуги химической чистки; фото-видео услуги).

 

Классификация услуг

 

Классификация услуг проводится в целях: изучения сферы услуг как целостной системы и выявления многообразия межотраслевых связей, прослеживания динамики и темпов роста отдельных видов услуг, тенденции их развития; повышения эффективности процессов регулирования и методов управления; построения единой теоретической картины для дальнейших научных исследований, определения методологии научных исследований и социальной практики; определения маркетинговых, экономических и финансовых мероприятий в сфере сервиса и т. д. В табл. 2. представлены наиболее значимые классификационные признаки и соответствующие им группы услуг.

 В общей структуре услуг принято выделять основные, дополнительные и сопутствующие услуги. Первые две группы услуг являются профильными услугами, для оказания которых и предназначена сервисная организация, а сопутствующие услуги являются подкреплением того или иного вида товара. Основные услуги обязательны и непосредственно создают ту потребительную стоимость товара, за которую платит потребитель.

Например, основными услугами гостиниц являются услуги размещения (услуги по предоставлению минимального набора услуг для ночлега, включая санитарно-гигиеническое оборудование [10]) и услуги питания, содержание которых определяется типом и категорией средства размещения. Кроме этого гостиницы и аналогичные средства размещения предоставляют целый комплекс дополнительных услуг. Перечень предоставляемых дополнительных услуг также определяется присвоенной категорией в соответствии с принятой на территории Российской Федерации Системой классификации гостиниц и других средств размещения [11]. Так услуги по организации встреч и проводов для гостиниц категории 4 и 5 звезд будут обязательными в рамках основной услуги размещения. Для более низкого уровня гостиниц данная услуга может быть оказана, но уже в рамках дополнительных услуг.

Таблица 2 

Классификация услуг

Классификационный признак Вид услуг
Отношение к основному виду деятельности Основные услуги Дополнительные услуги Сопутствующие услуги
  Источник услуги (характер производителя)   Услуги, предоставляемые персоналом: · неквалифицированные услуги · квалифицированные услуги · профессиональные услуги Услуги, предоставляемые оборудованием: · автоматизированные услуги · механизированные услуги
  Объекты воздействия   Услуги, направленные на человека Услуги, направленные на предметы: · услуги, создающие новые потребительные стоимости · услуги, восстанавливающие потребительные стоимости Услуги, направленные на домашних животных Услуги, направленные на окружающую среду
Степень участия потребителя   Услуги, требующие присутствия потребителя Услуги, не требующие присутствия потребителя Услуги, требующие частичного присутствия потребителя
Степень участия исполнителя Самообслуживание Фирменное обслуживание
Мотивы потребителя   Персональные (личные) услуги Деловые услуги

Окончание табл. 2

Классификационный признак Вид услуг
Мотивы исполнителя Платные (коммерческие) услуги Бесплатные (благотворительные) услуги
Социальный статус клиентуры Элитные услуги Эксклюзивные услуги Услуги высокого статуса Массовые услуги
Степень использования материальных ресурсов Материальные услуги Нематериальные услуги
Эффекты от оказания услуги   Услуга с постоянным и непостоянным эффектом Услуга с обратимым и необратимым эффектом Услуга с осязаемым и неосязаемым эффектом
Место в сфере общественного производства Услуги в сфере производства Услуги в сфере обращения Услуги в процессе эксплуатации
Функциональная направленность (ориентированность) сектора Услуги, ориентированные на производство Услуги, ориентированные на общество Услуги, ориентированные на домашнее хозяйство Услуги личного характера
Характер связей с физическим продуктом   Чистые услуги Основные услуги Гибрид Сопутствующие услуги
Тип связи между производственной и сервисной сферами Услуга, индуцированная спросом на физический продукт Интеграция услуги и физического продукта Услуга, индуцирующая спрос на физический продукт
Частота возникновения удовлетворяемых потребностей Разовые услуги Эпизодические услуги Периодические услуги Постоянное обслуживание
Комплексность предоставляемых услуг Полный комплекс услуг Отдельные виды услуг
Позиция теории общественного и частного блага Общественные услуги в чистом виде Частные услуги в чистом виде Услуги смешанного характера
Характер потребителя Индивидуальные услуги Коллективные услуги Массовые услуги

 

Так или иначе, перечень дополнительных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения (если они не являются обязательными в соответствии с нормативно-правовыми актами) включают: услуги по организации досуга; продажи билетов в театры, на спортивные и зрелищные мероприятия; услуги торговли; покупка и доставка цветов; экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков; транспортные услуги, бронирование билетов на все виды транспорта, прокат автомобилей; услуги тренажёрных залов, спортивных площадок, бассейнов; аренда конференц-залов и бизнес-центров; услуги кабельного и спутникового телевидения, сети Интернет; информационные услуги; почтовые услуги и доставка прессы; банковские услуги; услуги предприятий общественного питания (не включённые в стоимость); обслуживание в номере; медицинские услуги; услуги химчистки, парикмахерских, салонов красоты, бань, саун; прокат предметов культурно-бытового назначения и спортивного инвентаря; упаковка багажа и т. д.

Сопутствующие услуги, как отмечалось ранее, направлены на сопровождение и подкрепление овеществлённого товара или материальных услуг. Например, при пошиве швейных изделий в ателье могут быть предоставлены услуги по доставке изделия на дом заказчика, проведён инструктаж по правилам эксплуатации и ухода за изделием, определены сроки и содержание гарантийного и послегарантийного обслуживания и т. д.

По источнику услуги последние делятся на услуги, предоставляемые персоналом и услуги, предоставляемые оборудованием. Услуги, предоставляемые персоналом, требуют наличие либо профессионалов (врачей, инженеров, аудиторов, менеджеров), либо квалифицированных специалистов (портных, официантов, электриков), либо неквалифицированной рабочей силы (носильщиков, дворников, уборщиц). Услуги, предоставляемые оборудованием, могут работать как в автоматическом режиме (торговые автоматы, массажные кресла, солярии), так и под управлением специалистов (транспортные услуги).

По объектам воздействия услуги делятся на услуги, направленные на человека (информационные, туристские услуги), на принадлежащие ему предметы, на животных (ветеринарные услуги) или окружающую среду (услуги по озеленению и уборке территории). Услуга, направленная на предмет, может восстанавливать потребительские стоимости (химчистка и реставрация изделий из меха) или создавать новые (пошив одежды).

Степень участия потребителя в момент оказания услуги может быть различной и варьироваться в больших диапазонах. При оказании услуги, направленной непосредственно на самого человека (парикмахерские, медицинские, туристские услуги) присутствие клиента обязательно. Услуги, направленные на предметы, на домашних животных или окружающую среду, требуют либо частичного присутствия заказчика (ремонт обуви, сложной бытовой техники), либо выполняются без его участия (ремонт лифтов, почтовые услуги).

Степень участия производителя тоже может быть различной. Наряду с фирменным обслуживанием существует самообслуживание клиентов, не требующее непосредственного присутствия производителя (услуги пляжного отдыха, питание по принципу самообслуживания).

Основоположник теории маркетинга Ф. Котлер выделял два основных мотива приобретения услуги потребителем: услуги персонального характера для удовлетворения личных нужд или деловые услуги. В свою очередь, мотивы производителя могут носить коммерческий или благотворительный характер.

Социальный статус клиентуры, уровень их потребностей во многом определяют категорию предприятия и уровень сервисного обслуживания. В соответствии с данным признаком выделяют элитные, эксклюзивные, массовые услуги и услуги высокого статуса.

Категории сервисных предприятий для каждой отраслевой группы услуг строго индивидуальны и закреплены, как правило, в нормативно-правовых актах. Так, например, на территории Российской Федерации в соответствии с принятой в 2005 году  Системой классификации гостиниц и других средств размещения «гостиницы и другие средства размещения классифицируются по пяти категориям. Высшая категория средства размещения – "пять звезд", низшая – "одна звезда"» [11].

По степени использования материальных ресурсов услуги разделяют на материальные и нематериальные. Данное деление носит условный характер и определено использованием материальных ресурсов для оказания услуги.

Как отмечалось ранее, результат услуги может принять вещественно-осязаемую форму или проявиться в форме полезного эффекта от потребления услуги. В рамках данной особенности выделяют:

· услуги с постоянным и непостоянным эффектом;

· услуги с обратимым и необратимым эффектом;

· услуги с осязаемым и неосязаемым эффектом.

Аналогично видам сервиса услуги по месту в сфере общественного производства делятся на услуги в сфере производства, услуги в сфере обращения (оптовой и розничной торговле) и услуги в процессе эксплуатации продукции и овеществленного результата материальных услуг.

Е. Н. Жильцов предложил классифицировать услуги по функциональной направленности сектора [12]. Учитывая многофункциональную направленность услуг, их двойственную, а то и тройственную природу, можно лишь с большой долей вероятности сформировать группы услуг в соответствии с данным классификационным признаком. По функциональной направленности различают:

· услуги, ориентированные на производство (услуги снабжения, хранения, транспортирования, обслуживания производственной инфраструктуры, подразделений предприятия и оборудования);

· услуги, ориентированные на общество (услуги органов государственного управления, массовые социально-культурные услуги и проч.);

· услуги, ориентированные на домашнее хозяйство (жилищно-коммунальные и производственные виды бытовых услуг);

· услуги личного характера (рекреационные услуги, непроизводственные виды бытовых услуг).

По характеру связи с физическим продуктом принято выделять: «чистые» услуги, основные услуги (услуги первой категории), гибрид, являющийся, по сути, сочетанием «чистой» услуги и производства, мало отличающегося от промышленного производства, и сопутствующую услугу.

Между производственной и сервисной сферами существует тесная связь. Данные типы связей имеют большое значение в сервисе промышленных предприятий и определяют деление услуг на следующие группы:

· услуга, индуцированная спросом на физический продукт (послепродажное обслуживание, транспортирование);

· интеграция услуги и физического продукта (услуга как составляющая часть промышленного производства);

· услуга, индуцирующая спрос на физический продукт (для услуги образования необходимо приобретение учебной литературы, тетрадей и проч.).

Оказание услуг непосредственно направлено на удовлетворение конкретных потребностей населения. Данные потребности могут носить разовый, эпизодический, периодический и постоянный характер. В зависимости от частоты возникновения удовлетворяемых потребностей выделены группы соответствующих услуг. Разовая услуга оказывается единожды и отличается, как правило, постоянным, необратимым эффектом (услуги здравоохранения). Периодическая услуга отличается определённым интервалом возникновения удовлетворяемой потребности (услуги парикмахерских, бань), а эпизодическая услуга индуцируется хаотически возникающими, не имеющими чёткого интервала потребностями (посещение ресторана по поводу встречи с друзьями, повышения по службе, успешно выполненной работы). Постоянное обслуживание направлено на предоставление услуги в любой момент времени независимо от сиюминутного желания потребителя. К данным услугам относятся услуги теле- и радиовещания, связи, государственных органов правопорядка, водоснабжения и проч.

Предлагая комплекс услуг, предприятие повышает свою конкурентоспособность и ослабляет возможные риски за счёт диверсификации. Услуги могут быть предоставлены полным комплексом или отдельными видами. Комплекс услуг предлагается, как правило, разбиваемыми и не разбиваемыми наборами. Продавая разбиваемый набор услуг, предприятие предоставляет потребителю выбор: приобрести весь набор либо одну или несколько услуг из его состава [5]. Например, потребитель может приобрести комплекс туристских услуг (туристский пакет) или отдельные услуги туроператоров и турагентов.

Деление услуг с позиции теории общественного и частного блага предлагают многие авторы. Так или иначе, данной проблемы касались Лавлок, Е. Н. Жильцов, Л. И. Якобсон, В. Ф. Уколов. Услуги, как экономические блага, могут быть разделены на общественные в чистом виде, частные в чистом виде и услуги смешанного характера. Производство общественных услуг осуществляется с помощью финансово-налоговой политики государства. Данные услуги представляются населению бесплатно из источников их финансирования через госбюджет и налоговую систему. С точки зрения общества, они оплачиваются теми же потребителями, но опосредованно через систему бюджетных или внебюджетных фондов. Чистые частные услуги производятся на продажу на основе частной собственности и свободной конкуренции. Услуги, занимающие промежуточное положение между общественными и частными услугами, носят название услуг смешанного характера.

В зависимости от характера потребителя принято выделять индивидуальные услуги (например, индивидуальный пошив одежды), коллективные услуги (например, организация групповой экскурсии) и массовые услуги (например, организация празднования Дня победы).

Несмотря на наличие такого разнообразия классификаций услуг, до сих пор не создана оптимальная. Любая классификация допускает упущения и условности. На это влияет ряд причин, связанных со спецификой природы и характера услуг. Основными из них являются многофункциональная направленность и энерджентность системы услуг, выражающаяся в пересечении нескольких классификационных группировок. Отсутствие абсолютно чистых экономических явлений делает невозможным с помощью одного критерия предложить совершенную классификацию.

Создание матричных аналитических моделей классификации услуг, построенных на основе нескольких критериев, позволит получить более совершенные классификационные группировки. В. Д. Марк


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.095 с.