Тема 11. Средства и способы защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Тема 11. Средства и способы защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации

2022-10-29 22
Тема 11. Средства и способы защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Средство - международные, государственные и общественные стандарты и организации, используемые при решении определённых задач в той или иной сфере жизнедеятельности.

Способ - действие или система действий, применяемые при исполнении какой-нибудь работы, при осуществлении чего-нибудь.

Международное сообщество, создав средства защиты прав и свобод человека (универсальные стандарты прав человека и международные структуры по защите прав человека) и выработав способы их защиты (механизм правовой защиты данных прав и свобод), побудило и национальные государства следовать его примеру.

Согласно Конституции РФ главным средством защиты прав и свобод человека в России стала новая концепции прав человека, стержневой постулат которой - государство существует во имя человека, а не человек для государства ( человек, его права и свободы являются высшей ценностью - ст.2; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства - ст.2; государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется - ч.1 ст.45 ).

Относительно способов Основной закон также предельно чёток - "Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещёнными законом" (ч.2 ст.45). Варианты могут быть различны.

1. За защитой и восстановлением нарушенных прав и законных интересов можно обращаться:

 - в суды общей юрисдикции с жалобой на любые решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц и государственных служащих, нарушающие права и свободы граждан; жалоба подается по месту жительства заявителя или по месту нахождения органа, должностного лица;

 - в Конституционный Суд Российской Федерации с просьбой признать закон неконституционным и не имеющим силы, если гражданин считает, что его конституционные права и свободы нарушены законом, примененным в отношении него; (законом считается нормативный акт, принятый органом законодательной власти, но не акты правительства и ведомств);

 - в органы прокуратуры, которые для восстановления нарушенных прав полномочны опротестовывать незаконные действия или выступать в суде с иском в интересах заявителя;

 - в любые другие государственные органы и органы самоуправления, в компетенцию которых входит решение поставленных заявителем вопросов. Этому конституционному праву гражданина соответствуют обязанности государственного органа и органа местного самоуправления и их должностных лиц в установленные сроки рассмотреть обращение и принять решение, известив об этом заявителя. Защитой прав несовершеннолетних занимаются непосредственно органы опеки и попечительства при местных органах самоуправления;

 - к Уполномоченному по правам человека Российской Федерации, одной из основных задач которого является рассмотрение жалоб и обращений граждан на решения или действия государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц и государственных служащих (за исключением общественных организаций), если заявитель обжаловал эти решения и действия в административном и судебном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.

Для защиты своих прав и интересов граждане могут вступать в общественные профессиональные объединения, участвовать в собраниях, митингах, шествиях, демонстрациях и пикетировании, а также прибегать к такому средству, как забастовки.

3. Конституция России предоставила право гражданину обращаться в межгосударственные (международные) органы по защите прав и свобод человека и гражданина, если были исчерпаны все внутригосударственные средства правовой защиты (п.3 ст. 45).

Вопрос только в одном - соизмерима ли возможность защиты прав и свобод человека и гражданина в межгосударственных (международных) органах с членством в организациях, где страну постоянно втаптывают в грязь?

Что, например, означало для России вхождение в 1996 г. в Совет Европы? Чего от него больше — выгод или издержек? Одни только ежегодные взносы России в СЕ составляют более 20 миллионов евро — больше не платит ни одна страна. Так стоит ли тратить бюджетные деньги на членство в организации? Этими вопросами сегодня задаются многие российские политики и эксперты.

Тогда это было вступление в общеевропейскую семью. Россия, освободившаяся от советского прошлого, нуждалась в обретении нового "я" на международной арене. Поскольку вопрос о её членстве в ЕС и НАТО не стоял, оставался Совет Европы.

Главная из выгод заключается в том, что Россия может использовать трибуну организации для того, чтобы донести свою точку зрения до представителей всех стран Европы. Вспомним хотя бы выступление в ПАСЕ покойного патриарха Алексия II.[85] Конечно, не всем понравилось то, что он сказал, но другой крупной трибуны для изложения Западу своего видения ситуации у России сегодня нет.

 


[1] Способ - действие или система действий, применяемые при исполнении какой-нибудь работы, при осуществлении чего-нибудь. Средство - приём, способ действия для достижения чего-нибудь. // С.И. Ожегов Словарь русского языка: Ок.57 000 слов / Под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. - 18-е изд., стереотип. - М.: Рус. яз., 1986. - С.658, 660.

 

[2] См.: Международные нормативные акты ЮНЕСКО. М.: Логос, 1993. С. 223–230.

[3] Документ опубликован не был. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

[4] См.: Международные акты о правах человека: сб. док. / сост. В. А. Карташкин, Е. А. Лукашева. 2-е изд., доп. М.: НОРМА, 2002. С. 118–129.

[5] Документ опубликован не был. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

[6] См.: Действующее международное право. Т. 2. М.: Московский независимый институт международного права, 1997. С. 90–94.

[7] См.: Международные акты о правах человека: Сборник документов / Сост. В.А.Карташкин, Е.А.Лукашева. - 2-е изд., доп. - М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М), С.78-93.

[8] Конференция предприняла новые шаги в отношении поощрения и защиты прав женщин, детей и коренных народов, оказав содействие созданию нового механизма Специального докладчика по вопросу о насилии в отношении женщин, назначенного впоследствии в 1994 г.; рекомендовав Генеральной Ассамблее проведение международного десятилетия коренных народов мира, что привело к провозглашению двух десятилетий (1995–2004 гг. и 2005–2014 гг.); и призвав к всеобщей ратификации Конвенции о правах ребенка к 1995 г.

В Венской декларации были изложены конкретные рекомендации по укреплению и гармонизации системы мониторинга ООН. В этой связи 20 декабря 1993 года резолюцией 48/141 Генеральной Ассамблеи был создан пост Верховного Комиссара по правам человека. Первым на должность Верховного Комиссара был назначен Хосе Айяла-Лассо, приступивший к выполнению своих обязанностей 5 апреля 1994 году

[9]См.: Воззвание Тегеранской конференции. Принято 13 мая 1968г. Международной конференцией по правам человека в Тегеране; Венская декларация и Программа действий. Принята на Всемирной конференции по правам человека 25 июня 1993г. // Международные акты о правах человека: Сборник документов / Сост. В.А.Карташкин, Е.А.Лукашева. - 2-е изд., доп. - М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М), С.75-93.

 

[10] Там же.

[11] См.: Международные акты о правах человека: Сборник документов / Сост. д.ю.н., проф. В.А.Карташкин, д.ю.н., проф. Е.А.Лукашева. – 2-е изд., доп. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА – ИНФРА М), 2002. – С.38-74.

[12] Вступил в силу 23 марта 1976 г.

[13] Вступил в силу 3 января 1976 г.

[14] Вступил в силу 23 марта 1976 г.

[15] Действующее международное право. Т. 2. М.: Московский. независимый институт международного. права, 1997. С. 43–45.

[16] Международные нормативные акты ЮНЕСКО. М.: Логос, 1993. С. 258– 281.

[17] См.: Международные акты о правах человека: Сборник документов / Сост. д.ю.н., проф. В.А.Карташкин, д.ю.н., проф. Е.А.Лукашева. – 2-е изд., доп. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА – ИНФРА М), 2002. – С.38-42.

[18] Там же, С.562-600.

[19] Там же, С.52-67.

[20] Там же, С.518-521.

[21] Там же, С.522-524.

 

[22] См.: Международные акты о правах человека: Сборник документов / Сост. д.ю.н., проф. В.А.Карташкин, д.ю.н., проф. Е.А.Лукашева. – 2-е изд., доп. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА – ИНФРА М), 2002. – С.562-600.

[23] См.: Бюллетень международных договоров. 2010. № 4. С. 17–67.

[24] См.: РГ. № 102. 2009. 5 июня.

[25] См.: СЗ РФ.1998. № 36. Ст. 4466.

[26] См.: СЗ РФ.1998. № 15. Ст. 1695.

[27] См.:Московский журнал международного права. 2003. № 2. С. 302–314.

[28] См.: Международные акты о правах человека: Сборник документов / Сост. д.ю.н., проф. В.А.Карташкин, д.ю.н., проф. Е.А.Лукашева. – 2-е изд., доп. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА – ИНФРА М), 2002. – С.753-758.

[29] См.: Советский журнал международного права. 1991. № 3–4. С. 115–133.

[30] См.: Международные акты о правах человека: Сборник документов / Сост. д.ю.н., проф. В.А.Карташкин, д.ю.н., проф. Е.А.Лукашева. – 2-е изд., доп. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА – ИНФРА М), 2002. – С. 887-899.

[31] См.: Международные акты о правах человека: Сборник документов / Сост. д.ю.н., проф. В.А.Карташкин, д.ю.н., проф. Е.А.Лукашева. – 2-е изд., доп. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА – ИНФРА М), 2002. – С.899-905.

[32] См.: Международные акты о правах человека: Сборник документов / Сост. д.ю.н., проф. В.А.Карташкин, д.ю.н., проф. Е.А.Лукашева. – 2-е изд., доп. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА – ИНФРА М), 2002. – С.867-886.

[33] Международное публичное право: сб. док. Т. 1. М.: БЕК, 1996. С. 1–2, 227–237, 401–404. (Извлечения).

 

[34] Азаров А., Ройтер В, Хюфнер К. Защита прав человека. Международные и российские механизмы. М.: Московская школа прав человека, 2000. – 392с.; Основные сведения об Организации Объединённых наций: Пер. с англ. – М., Юрид. лит., 1995. – 312с.

 

[35] Действующее международное право. Т. 2. М.: Московский независимый институт международного права, 1997. С. 104–108.

 

[36] См.: ВВС СССР. 1969. № 25. Ст. 219.

[37] ВВС СССР. 1982. № 25. Ст. 464.

[38] См.: Международные акты о правах человека: Сборник документов / Сост. д.ю.н., проф. В.А.Карташкин, д.ю.н., проф. Е.А.Лукашева. – 2-е изд., доп. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА – ИНФРА М), 2002. – С.230-242.

 

[39] См.: Международные акты о правах человека: Сборник документов / Сост. д.ю.н., проф. В.А.Карташкин, д.ю.н., проф. Е.А.Лукашева. – 2-е изд., доп. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА – ИНФРА М), 2002. – С.316-346.

[40] Советский журнал международного права. 1991. № 3–4. С. 136–172.

[41] См.: Энтин М. Л. Международные гарантии прав человека. Практика Совета Европы. М.: Международные отношения, 1992.

[42] Международные акты о правах человека, Сборник документов, М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1998.

[43]Необходимо отличать Совет Европы, являющийся своего рода ассоциацией государств на основе общих демократических ценностей, от Европейского Союза, который объединяет 27 государств Западной Европы на основе экономической, валютной, таможенной, политической и иной интеграции.

[44] См.: Российская газета, 1995, 5 апреля.

 

[45] См.: Протокол №11 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод «О реорганизации контрольного механизма, созданного в соответствии с Конвенцией».// Международные акты о правах человека: Сборник документов / Сост. д.ю.н., проф. В.А.Карташкин, д.ю.н., проф. Е.А.Лукашева. – 2-е изд., доп. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА – ИНФРА М), 2002. – С.588-595.

[46] См.: Статья 35 «Условия приемлемости» Протокола №11 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод «О реорганизации контрольного механизма, созданного в соответствии с Конвенцией».// Международные акты о правах человека: Сборник документов / Сост. д.ю.н., проф. В.А.Карташкин, д.ю.н., проф. Е.А.Лукашева. – 2-е изд., доп. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА – ИНФРА М), 2002. – С.592.

[47] См.: Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (Страсбург, 26 ноября 1987 г.) // Международные акты о правах человека: Сборник документов / Сост. д.ю.н., проф. В.А.Карташкин, д.ю.н., проф. Е.А.Лукашева. – 2-е изд., доп. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА – ИНФРА М), 2002. – С.691-695.

[48] Права человека: сборник международно-правовых документов. / сост. В.В. Щербов. Минск: Белфранс, 1999. С. 895.

 

 

[49] VIII глава поощряет существование таких региональных соглашений или органов для поддержания международного мира и безопасности, которые являются подходящими для региональных действий, при условии, что такие соглашения или органы совместимы с Целями и Принципами Организации Объединенных Наций.

[50] См.: Пражский документ о дальнейшем развитии институтов и структур Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. 30 января 1992 г. // Международное сотрудничество в области прав человека: док. и материалы. М., 1993. С. 393–398).

[51] См.: Американская конвенция о правах человека // Международные акты о правах человека: сборник док. М.: НОРМА, 2002. С. 867–886.

[52] См.: Протокол к Африканской хартии прав человека и народов, касающийся учреждений Африканского суда по правам человека и народов от 9 июня 1998 г. // Международные акты о правах человека. С. 899–905.

[53] Содружество. Информационный вестник Советов глав государств и правительств СНГ. 1992. Вып. 1. С. 6–8, 11.

[54] Устав Содружества Независимых Государств // Международные акты о правах человека. С. 834–835.

[55] См.: Там же. С.857–866.

[56] См.: Там же. С.846–849.

[57] См.: Политология: энциклопедический словарь, М.: PUBLISHERS, 1993; Общая теория прав человека / отв. ред. Е. А. Лукашева. М.: НОРМА, 1996.

[58] См.: Ведомости Съезда НД РСФСР и ВС РСФСР,
N 52, 26.12.91, ст. 1865.

[59] Гошуляк В. В. Теоретико-правовые проблемы конституционного и уставного законодательства субъектов Российской Федерации. — М.: Янус-К, 2000. — С. 142.

[60] Там же, С.143.

[61] Мальцев Г. В. Понимание права: подходы и проблемы.— М., 1999.— С.254.

 

[62] См. Конституция Российской Федерации 1993г. (Глава 7. Судебная власть и прокуратура. В редакции Закона Российской Федерации о поправке к Конституцией Российской Федерации от 5 февраля 2014г. №2-ФКЗ) // Российская газета, 2014, 7 февраля.

[63] Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" от 31.12.1996г. №1-ФКЗ (с изменениями, внесенными: Федеральным конституционным законом от 15 декабря 2001 года N 5-ФКЗ (Российская газета, N 247, 20.12.2001); Федеральным конституционным законом от 4 июля 2003 года N 3-ФКЗ (Российская газета, N 132, 09.07.2003); Федеральным конституционным законом от 5 апреля 2005 года N 3-ФКЗ (Российская газета, N 73, 09.04.2005); Федеральным конституционным законом от 9 ноября 2009 года N 5-ФКЗ (Российская газета, N 211, 11.11.2009); Федеральным конституционным законом от 27 декабря 2009 года N 9-ФКЗ (Российская газета, N 252, 29.12.2009); Федеральным конституционным законом от 6 декабря 2011 года N 4-ФКЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 07.12.2011); Федеральным конституционным законом от 8 июня 2012 года N 1-ФКЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 09.06.2012); Федеральным конституционным законом от 25 декабря 2012 года N 5-ФКЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 26.12.2012) (вступил в силу с 1 января 2013 года); Федеральным конституционным законом от 3 февраля 2014 года N 1-ФКЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.02.2014); Федеральным конституционным законом от 5 февраля 2014 года N 4-ФКЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 06.02.2014) (о порядке вступления в силу см. статью 3 Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 года N 4-ФКЗ). // Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 1, ст. 1.

 

[64] Федеральным законом от 14 ноября 2002 г. N137-ФЗ Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 37-ФЗ «О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» признан утратившим силу с 1 февраля 2003 г. в части, касающейся гражданского судопроизводства // Российская газета, 2002, 20 ноября; Федеральным законом от 18 декабря 2001 г. N177-ФЗ Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 37-ФЗ «О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» признан утратившим силу с 1 января 2004 г. в части, касающейся уголовного судопроизводства // Российская газета, 2001, 22 декабря.

 

[65] Федеральный конституционный закон от 3 февраля 2014 г. № 1-ФКЗ "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" и признании утратившей силу статьи 41 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации" (вступил в силу 15.02.2015) // Российская газета, 2014, 5 февраля.

 

[66] Федеральный закон Российской Федерации от 20 августа 2004 г. N 113-ФЗ "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации"// Российская газета, 2004, 25 августа.

 

[67]  Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 23, ст.2288.

 

[68] См.: Российская газета. 2004. 12 ноября.

[69] См.: Российская газета, № 37, 2010, 24 февраля.

 

[70] См.: Российская газета, 2012, 22 мая.

 

[71] См.: Федеральный закон от 17 ноября 1995 года N 168-ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" (с изменениями на 17 февраля 2015 года) // СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472.

 

[72] См.: Приказ Генпрокуратуры России от 30.01.2013 №45 «Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации» Документ опубликован не был. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

[73] См.: Российская газета. 2010. 28 сентября.

[74] См.: Российская газета. 2010. 30 декабря.

 

[75] Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (с изменениями на 31 декабря 2014 года) // Собрание законодательства Российской Федерации, N 3, 15.01.1996, ст.145.

 

[76] Федеральный закон от 19.05.1995 №82-ФЗ "Об общественных объединениях" (с изменениями от 31.12.2014г) // Собрание законодательства РФ", 22.05.1995, N 21, ст. 1930.

 

[77] Федеральный закон от 19.05.1995 №82-ФЗ "Об общественных объединениях" (с изменениями от 31.12.2014г) // Собрание законодательства РФ", 22.05.1995, N 21, ст. 1930.

[78] Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (с изменениями на 31 декабря 2014 года) // Собрание законодательства Российской Федерации, N 3, 15.01.1996, ст.145.

 

[79] Российская газета, 2012, 23 июля.

[80] Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 147-ФЗ "О внесении изменений в статью 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" // Российская газета, 2014, 6 июня.

[81] См.: СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3340.

[82] См.: СЗ РФ. 1997. № 39. Ст. 4465.

[83] См.: СЗ РФ.1995. № 27. Ст. 2503.

[84] См.: Российская газета,. 2012, 23 июля.

 

[85] http://www.patriarchia.ru/db/text/301775.html


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.052 с.