Положительные и отрицательные стороны лекции — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Положительные и отрицательные стороны лекции

2022-10-29 501
Положительные и отрицательные стороны лекции 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

При всей универсальности и непреходящей роли лекции в системе вузовского образования она, наряду с преимущественно положительными характеристиками, имеет и отрицательные. Рассмотрим те и другие. Это важно сделать по двум причинам. Во-первых, как известно, в российской истории использования лекционной формы не так всё было просто. Например, в 30-е гг. прошлого века в некоторых вузах России в порядке эксперимента было отменено чтение лекций. Но данный эксперимент не состоялся, так как уровень знаний у студентов резко снизился.

Во-вторых, знание сильных и слабых сторон лекции позволяет преподавателю при подготовке каждой новой лекции опираться на её достоинства и вводить элементы, компенсирующие возможные недостатки.

Положительные стороны лекции:

1. Отличается сравнительно простой организацией занятия.

2. Позволяет в ограниченное время сообщать новые теоретические сведения большому количеству обучаемых.

3. Создает условия для изложения сложных теоретических позиций с необходимыми обоснованиями, расчётами, доказательствами.

4. Даёт возможность показать интеграцию одной науки с другими.

5. Позволяет анализировать альтернативные точки зрения по рассматриваемой проблеме.

6. Подводит студентов к необходимости осмысленного усвоения теоретических знаний. Подводит студентов к необходимости осмысленного усвоения теоретических знаний.

7. Оказывает методическую помощь студентам при самостоятельной работе для более глубокого изучения темы.

8. Обеспечивает живое, творческое, эмоциональное общение преподавателя со студентами.

Отрицательные стороны лекции:

1. Пассивность поведения студентов на многих лекциях.

2. Отсутствие возможности у преподавателя выявить степень усвоения содержания лекции каждым студентом в отдельности.

3. Неравномерность усвоения материала слушателями: часть студентов успевает осмыслить содержание и сделать конспект лекции, другая только механически конспектирует излагаемое содержание преподавателем.

4. Невозможность постоянно стимулировать интерес студентов к самостоятельным занятиям.

Несмотря на то, что положительных характеристик у лекции значительно больше, чем отрицательных, в преподавательской среде наряду со сторонниками существуют и противники лекционного изложения учебного материала. В связи с этим важно учитывать те случаи, когда лекционная форма обучения не может быть заменена никакой другой. Например:

а) при введении новых учебных дисциплин, когда ещё нет стабильных учебников, лекция является главным источником информации;

б) лекция также крайне необходима в тех ситуациях, когда устаревает содержание отдельных разделов учебного курса;

в) при наличии противоречивых теорий, концепций, суждений, только на лекции можно дать их объективное освещение;

г) и конечно же, лекция ничем не заменима, если необходимо личное эмоциональное воздействие преподавателя на студентов с целью формирования их взглядов, мировоззрения, социальной и гражданской активности.

 

Классификация лекций

Классификация – это разделение объектов по принципу сходства и различия. В основе любой классификации лежит определённый критерий или несколько критериев. Педагогической науке известны несколько классификаций лекций.

Наиболее распространённой считается классификация лекций по дидактическим целям и месту в учебном процессе (рис. 1).

 

 

Классификация лекций

по дидактическим целям и месту в учебном процессе

 
  Вводная или установочная   Текущая   Заключительная или обобщающая  

Обзорная

                 

 

Рис.1

 

Вводная или установочная лекция (как правило, читается для студентов обучающихся заочно) знакомит студентов с целью и назначением учебного курса, его ролью и местом в системе учебных дисциплин. В этой лекции делается краткий обзор курса, даётся общая методика работы над курсом, характеристика учебников и учебных пособий, сообщаются требования к зачётам и экзаменам, раскрываются особенности самостоятельной работы.

Текущая лекция – это лекция из числа основных (чаще монологического характера, может быть проблемной), в которой раскрывается содержание учебной дисциплины. Лекции этого типа обогащают студентов знанием теоретических положений, создают базу для практических занятий, мобилизуют их на активную самостоятельную работу.

Заключительная или обобщающая лекция читается в конце раздела или курса, отражает основные теоретические положения, составляющие научно-понятийную основу данного раздела или курса. В определённом смысле это «ядрообразная» часть курса.

Обзорная лекция посвящается систематизации знаний. В обзорной лекции выделяются особо трудные вопросы, по которым студентам предстоит держать экзамен.

Не менее известна в педагогической литературе классификация лекций по методу проведения (см. рис. 2).

 

 

   

Классификация лекций

по методу проведения

 

Лекция-информация   Проблемная лекция   Лекция-дискуссия   Лекция-беседа   Кинолекция   Телелекция
                     

 

Рис. 2

Все варианты лекций, представленные этой классификацией, ставят своей целью раскрыть содержание курса, обеспечить его фундаментальность и научность, успешно решить комплекс дидактических, воспитывающих и формирующих задач.

 

Активное развитие отечественной образовательной системы, её гуманизация и демократизация, устойчивая тенденция к ориентации на конкретного студента, реализацию его творческих возможностей способствовали разработке совершенно новых вариантов лекций, которые наряду с давно известными «классическими» лекцией-монологом и проблемной лекцией заняли достойное место в учебном процессе высшей школы.

Наиболее распространёнными образцами новых или, как мы их назвали, «неклассических» лекций, являются: лекция-визуализация, лекция-провокация (или лекция с запланированными ошибками), лекция-пресс-конференция, лекция вдвоём.

Следовательно, есть все основания утверждать, что за последние 30 – 35 лет вузовская лекция претерпела существенные изменения и развитие в организационном, содержательном и методическом отношениях.

В реальном образовательном процессе вуза применяются классические и неклассические варианты лекций.

Все отмеченное позволило нам создать современную авторскую классификацию лекций по организационно – методическому построению (рис.3).

   

Классификация лекций

по организационно-методическому построению

 

       

 

 

 

 

   

 

 

     
Фундаментальность

Принципы построения

Классическая

(традиционная)

 

Неклассическая (нетрадиционная)

Принципы построения

Диалоговое

общение

             

   

 

 

Научность  

Лекция-монолог

 

Проблемная лекция

 

Лекция-визуализация

 

Лекция-провокация

 

Лекция-пресс-конференция

 

Лекция-вдвоем

 

Игровая

деятельность

                 

 

 

Проблемность              

Совместная

коллективная деятельность

                 

 

                 

 

 

                   

 

     

 

 

 

Структура лекции

1.Из истории проблемы

2.Основные положения (категории), их сущность

3.Содержание проблемы,

значение для науки, возможная область применения на практике

 

Структура лекции

1.Учебная проблема - историко-логического плана, - на основе проблем в науке, - создаваемая преподавателем

2.Проблемная ситуация

3.Дискуссия по разрешению учебной проблемы

     

 

 

 

                                                             

 

Рис.3

Классические лекции – монолог и проблемная – имеют добрую репутацию, позволяют эффективно реализовать такие принципы, как фундаментальность, научность и проблемность обучения.

Проблемная лекция представляет собой вариант усовершенствованной (организационно, методически и содержательно) лекции-монолога. В отличие от лекции-монолога, на которой преподносится готовая информация, подлежащая осмыслению и запоминанию, на проблемной лекции новое знание вводится как неизвестное, которое предстоит «открыть». Задача преподавателя – создать проблемную ситуацию, мобилизовать студентов на поиск решения проблемы. Методические аспекты проблемного обучения будут рассмотрены при характеристике семинарских занятий.

Здесь же мы остановимся более подробно на характеристике неклассических вариантов лекций. Главная отличительная черта любой неклассической лекции – это то, что объектом управления становится не личность студента, не результат обучения, а процесс познавательной деятельности.

Лекция-визуализация

Возникла в результате поиска новых путей реализации принципа наглядности и представляет собой учебную информацию, преобразованную в визуальную форму.

Условия проведения

Необходимо иметь в аудитории, условия для применения специальных технических средств.

Задача

Повысить дидактический потенциал лекционного занятия за счёт включения в работу обоих полушарий головного мозга слушателей.

Подготовка лекции

Необходимо перевести содержание лекции в визуальную форму (слайды, диапозитивы, схемы, графики, диаграммы, чертежи и т.д.) для представления студентам с помощью технических средств обучения. При необходимости подготовить натуральные объекты.

Ход лекции

Используя различные формы наглядности (натуральные, изобразительные и символические), преподаватель приступает к развёрнутому комментированию содержания лекции, обеспечивая при этом систематизацию имеющихся знаний, усвоение новой информации, создавая проблемные ситуации и способствуя их разрешению.

Результат

Достигается высокая дидактическая эффективность занятия, студенты лучше запоминают содержание материала благодаря одновременному осмыслению и лучше зрительному восприятию, разнообразится процесс лекции.

Лекция-провокация

(или с заранее запланированными ошибками)

Условия проведения

Студенты должны иметь примерно одинаковый уровень теоретической подготовки к восприятию содержания лекции.

Задача

В процессе лекции студенты должны выявить ошибки, специально внесённые в её содержание, затем усвоить правильное содержание лекции.

Подготовка лекции

Необходимо заложить в текст лекции определённое количество ошибок содержательного, методического, логического, мировоззренческого, поведенческого и др. характера. Опыт показывает, что целесообразно в одну лекцию вводить 7-9 ошибок.

Ход лекции

Преподаватель, предупредив студентов о факте наличия ошибок, приступает к изложению материала. Студенты по ходу лекции фиксируют ошибки для того, чтобы в конце лекции сформулировать правильные положения. На эту работу отводится специальное время. Начинать практиковать этот вариант лекции нужно с введения однотипных ошибок, о чём предупреждать студентов. Для достижения наибольшего обучающего и воспитывающего эффекта желательно включить весь спектр возможных ошибок.

Результат

Повышается внимание студентов, усиливается их сосредоточенность на содержании материала, растёт активность при формулировке правильных определений, приобретаются навыки аналитического мышления. У данной нетрадиционной лекции больше всего оппонентов. Но их опасения в том, что студенты могут усвоить неправильные знания, не имеют под собой реальной почвы, так как правильность усвоения студентами учебной информации гарантируется действием психологического «закона края» – в конце лекции уточняется правильное понимание материала.

Лекция-пресс-конференция

Данный вариант лекции проводят либо в начале курса (раздела) с целью выявления круга интересов потока, либо в середине, когда необходимо привлечь внимание студентов к узловым моментам курса, помочь им в какой-то степени систематизировать знание, либо в конце – для определения перспектив развития усвоенного содержания.

Условия проведения

Студенты должны быть хотя бы минимально подготовлены к участию в пресс-конференции, а преподаватель должен быть готовым вызвать «огонь на себя».

Задача

Активизация мыслительной деятельности студентов, развитие навыков аналитического мышления, умение включаться в дискуссию.

Подготовка лекции

Заключается в выборе преподавателем темы, формулировке предполагаемых вопросов и возможных вариантов ответов. Самое важное для преподавателя психологически быть готовым держать «интеллектуальный удар».

Ход лекции

Объявляется тема лекции, после чего студенты в течение 2-3 минут задают в письменном виде интересующие их вопросы. Собрав вопросы, преподаватель в течение 3-5 минут их систематизирует по проблематике и содержанию, затем приступает к лекции. Лекция может проходить в двух вариантах:

а) цельная лекция, освещающая определённую тему и заданные вопросы;

б) лекция в виде развёрнутых ответов на группы вопросов.

В конце преподаватель организует короткую дискуссию и подводит итоги лекции.

Результат

Студенты накапливают опыт формулировки вопросов, опыт оппонирования. Преподаватель получает возможность узнать, какие вопросы больше всего интересуют студентов, по каким аспектам темы им хотелось бы расширить свои знания.

Лекция вдвоём

Так как данный вариант нетрадиционной лекции существенно отличается от рассмотренных выше по содержанию и организационно-методическому строению, есть необходимость дать ему более подробную характеристику.

Лекция вдвоём является разновидностью как «предметной», так и «межпредметной» форм активного привлечения студентов к профессиональному анализу, систематизации теорий, процессов, явлений, исследованию различных проблем. Предметная лекция вдвоём читается преподавателями одной учебной дисциплины. Межпредметная лекция проводится преподавателями различных дисциплин, например: преподавателем истории и преподавателем философии, физики и химии, экономики и юриспруденции и т.д. Проведение данной лекции опирается на один из двух принципов:

а) чтение лекции на «контрасте» (исходя из различных точек зрения);

б) чтение лекции на «взаимопонимании» и «взаимодополнении».

Условия проведения

Состав аудитории должен обладать прочными навыками сравнительного анализа, систематизации идей, выделения в проблеме противоречий. Преподаватели должны быть совместимы интеллектуально и психологически, отлично владеть всем содержанием лекции.

Задача

Вовлечь студентов в активный аргументированный диалог.

Подготовка к лекции

Состоит из нескольких этапов.

1. Определение темы лекции и вопросов для рассмотрения. Подбор необходимого материала.

2. Каждый из лекторов работает самостоятельно: уточняет формулировку названия темы и вопросов лекции, формирует свою часть содержания.

3. Взаимное проговаривание лекции для создания её целостной композиции. Преподаватели осознают идею каждого блока лекции, определяют примеры и иллюстративный материал, договариваются о сигнальных элементах для перехода от блока к блоку.

4. Согласовывают время на представление каждого блока, прогнозируют реакцию аудитории.

Ход лекции

Два преподавателя, обладающие профессиональными педагогическими и артистическими способностями, психологически и интеллектуально совместимые, умеющие импровизировать, приступают к диалоговому изложению лекционного содержания. При этом стремятся включать студентов в активный диалог. Диалогическое взаимодействие протекает через преодоление имеющихся и возникающих противоречий.

Результат

Высокая дидактическая и воспитывающая эффективность занятия. Лекция обеспечивает эмоционально-положительную атмосферу в аудитории. Развивает альтернативное мышление у студентов, учит их корректному поведению и уважительному отношению к мнению другого, формирует культуру ведения дискуссии. Оттачивается профессионализм преподавателей, раскрываются их лучшие личностные качества.

После данной лекции преподаватели осуществляют рефлексию проделанной работы. Она особенно важна и необходима в том случае, если партнеры будут продолжать совместное чтение лекций вдвоём или тиражировать данную лекцию.

В процессе рефлексии определяются сильные и слабые стороны лекции, временные издержки, наличие неубедительных аргументов и фактов, моменты потери интереса у студентов и т.д. Всё это служит основанием для работы по коррекции и доведению до высокого уровня домашней заготовки.

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение лекции.

2. Назовите и дайте краткую характеристику характера и форм подготовки к лекции.

3. Назовите положительные и отрицательные стороны вузовской лекции.

4. Приведите основания, когда лекция ничем не заменима.

5. Дайте характеристику классификации лекций по дидактическим целям и месте в учебном процессе.

6. Дайте характеристику классификации лекций по методу проведения.

7. Дайте характеристику нетрадиционных лекций.

Литература:

1. В.И. Качуровский. Теория и методика преподавания в высшей школе. Пермь, 2007, с.24-37.

2. Педагогика и психология высшей школы. Ростов – на – Дону. 2002, с.104-114.

Лекция 2. Семинар – важный вид практического занятия.

1.Общая характеристика и структура современных вариантов семинарских занятий.

2.Дискуссия – эффективная форма семинарского занятия.

Основные понятия: практическое занятие, просеминар, семинар, спецсеминар, структура, дискуссия, вопросно – ответная процедура.

1. Общая характеристика семинара как вида учебного занятия.

В образовательном процессе вуза предусмотрены практические занятия.

Практическое занятие в вузе – это организованная под руководством преподавателя учебная деятельность академической группы студентов в аудитории по расписанию в форме семинара, лабораторной работы, практикума.

Разнообразие занятий вытекает из собственно практической части. На них могут быть: ответы на вопросы; обсуждения докладов и рефератов; дискуссии, решение задач и упражнений; наблюдения и эксперименты.

В современной высшей школе семинар является основным видом практического занятия по гуманитарным и по естественно – математическим наукам.

Семинар неотъемлемая часть процесса теоретического и практического обучения в вузе.

Семинарские занятия как форма обучения имеют давнюю историю, которая восходит к античности. Слово «семинар» происходит от латинского seminarium – рассадник.

В древнегреческих и римских школах семинары проводились в виде диспутов, сообщений учащихся с последующими комментариями и заключениями учителей.

В российских университетах семинары практикуются с XIX в.

Семинар – практическое занятие, проводимое преподавателем с группой студентов, на котором планируется активная мыслительная и познавательная деятельность каждого обучаемого.

Семинар может вести преподаватель, читающий лекционный курс, а также ассистент или группа ассистентов, которые работают вместе с преподавателем, читающим лекционный курс.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале отдельной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определенной теме без чтения предварительной лекции.

Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

Назначение семинара: углубить, развить, систематизировать и закрепить теоретические знания, полученные на лекциях или в процессе самостоятельной работы.

Дидактические и воспитательные цели семинара:

- превращение знаний в убеждения;

- формирование умения аргументированно отстаивать свою точку зрения;

- обучение корректному и правильному формулированию вопросов;

- накопление опыта учебно – познавательной деятельности;

- приобретение умения слушать других и отвечать на их вопросы.

Задачи семинарских занятий: 1. научить студентов самостоятельно работать; 2. привить им навыки поиска нового материала, и его осмысления; 3. логического изложения материала на занятии; 4. повысить познавательную мотивацию студентов; 5. помочь им овладеть категориальным аппаратом соответствующей науки.

Одной из главных задач семинарского занятия является умственное образование студентов, которое позволит им решать интеллектуальные проблемы, строить доказательства и опровержения.

Кроме указанных общих задач, преподаватель решает и ряд частных задач. Это повторение и закрепление знаний, систематический контроль, а также педагогическое общение.

В современной вузовской практике распространение получили семинарские занятия трех типов: просеминар, собственно семинар и спецсеминар.

Просеминар – занятие, готовящее студентов к семинару. Главная цель ознакомление студентов, преимущественно первокурсников, со спецификой самостоятельной работы, с литературой и методикой работы над ней.

Семинары проводятся со студентами 2-4 курсов. Наиболее распространенные формы традиционного семинара это, во-первых, беседа по заранее составленному плану; во-вторых небольшие доклады студентов и их обсуждение.

Спецсеминар высшая форма семинарского занятия на старших курсах, где происходит обсуждение начинающими исследователями определенной научной проблемы.

В настоящее время проводится множество собственно семинарских занятий, которые порой мало чем отличаются друг от друга. В то же время есть несколько признанных педагогической наукой и используемых на практике вариантов семинарских занятий, обеспечивающих высокую результативность.

Ниже нами представлена структура шести вариантов семинарских занятий с точки зрения их организационно-методического построения (рис.1).

Наиболее сложными в методическом плане и наиболее эффективными по дидактическим результатам являются 4-й и 6-й варианты.

Для успешной реализации семинара «постановка и разрешение проблемной ситуации» необходимо знать о том, что проблемное обучение – это способ активного взаимодействия преподавателя и студентов, в процессе которого моделируются условия исследовательской деятельности и развития творческого мышления.

Проблемный вопрос – вопрос, требующий от студентов самостоятельного нахождения искомого неизвестного, не ограничиваясь имеющими знаниями.

Проблемная задача – это учебная проблема с условиями, заданными преподавателем или сформулированными студентами.

Проблемная игра – это в большинстве случаев конфликтная ситуация, выраженная в условиях и сценарии, для решения которой осуществляется имитационная деятельность участников игры. Независимо от того, в каком виде

 

   

Варианты семинарских занятий (по организационно – методическому построению)

   
                             

1.Обсуждение вопросов

(классический)

 

2.Заслушивание и обсуждение рефератов (докладов)

 

3.Обсуждение рефератов (предварительно изученных студентами)

 

4.Постановка и разрешение проблемной ситуации

 

5.Обсуждение практического опыта

 

6.Дискуссия

 

       

 

 

             
 

Вступительное слово преподавателя

   

Вступительное слово преподавателя

   

Вступительное слово преподавателя

   

Вступительное слово преподавателя

   

Вступительное слово преподавателя

   

Вступительное слово преподавателя

 
                       
                                 
 

Заслушивание ответов на вопросы по плану

   

Заслушивание рефератов (докладов)

         

Постановка проблемы в виде вопросов, задачи, игры

   

Сообщение об опыте преподавания или воспитания (студента-практиканта, мастера пед. труда, педагога-новатора)

   

Определение вопросов и условий проведения дискуссии

 
                         
                                 
 

 

   

Мини-вопросно-ответная процедура

   

Мини-вопросно-ответная процедура

   

Осознание студентами сущности поставленной проблемы

   

Вопросно-ответная процедура

   

Вопросно-ответная процедура (основа дискуссии)

 
                       
                                   

 

Обсуждение ответов с целью выработки правильного понимания проблемы

 

 

Обсуждение рефератов (докладов)

 

 

Обсуждение рефератов

 

 

Процесс решения проблемы

 

 

Осуждение опыта

 

 

Процесс доказательства и опровержений

 

       
                               
     

Дискуссия по формированию обобщенного суждения

   

Выработка общих суждений

   

Получение окончательного варианта решения проблемы в результате коллективного обсуждения

   

Определение педагогической ценности и характера пределов практического применения

       
                        Оценка результатов дискуссии  
 

Заключительное слово преподавателя (подведение итогов)

                             
 

 

Заключение преподавателя     Заключение преподавателя     Подведение итогов семинара     Заключение преподавателя     Подведение итогов

 

Рис.1

 

будет сформулирована учебная проблема, должна возникнуть проблемная ситуация!

Проблемная ситуация – это психологическое состояние студента (студентов), осознаваемое им (ими) как интеллектуальное затруднение при решении познавательной или практической задачи, требующее поиска новых знаний или новых способов действий для снятия возникшего затруднения.

Преподаватель, практикующий проблемный семинар, должен уметь формировать проблему и управлять процессом поисков возможных ее решений. Добиться этого можно овладев в совершенстве теорией проблемного обучения, его технологией, специфическими приёмами проблемного метода, умением перестраивать традиционные формы работы. Подробно с теорией проблемного обучения можно познакомиться с помощью специальных учебных пособий.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.201 с.