Возникает закономерный вопрос об определении места и роли педагогического вуза, его возможностях в развитии науки, технологии и техники Российской Федерации. — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Возникает закономерный вопрос об определении места и роли педагогического вуза, его возможностях в развитии науки, технологии и техники Российской Федерации.

2022-10-29 35
Возникает закономерный вопрос об определении места и роли педагогического вуза, его возможностях в развитии науки, технологии и техники Российской Федерации. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Анализ перечисленных приоритетных направлений и критических технологий Российской Федерации, свидетельствует о необходимости пересмотра инфраструктуры организации научной и инновационной деятельности университета, ее акцентуации на интегрированных междисциплинарных исследованиях.

«Перечень критических технологий Российской Федерации»

1. Базовые и критические военные и промышленные технологии для создания перспективных видов вооружения, военной и специальной техники.
2. Базовые технологии силовой электротехники.
3. Биокаталитические, биосинтетические и биосенсорные технологии.
4. Биомедицинские и ветеринарные технологии.
5. Геномные, протеомные и постгеномные технологии.
6. Клеточные технологии.
7. Компьютерное моделирование наноматериалов, наноустройств и нанотехнологий.
8. Нано-, био-, информационные, когнитивные технологии.
9. Технологии атомной энергетики, ядерного топливного цикла, безопасного обращения с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом.
10. Технологии биоинженерии.
11. Технологии диагностики наноматериалов и наноустройств.
12. Технологии доступа к широкополосным мультимедийным услугам.
13. Технологии информационных, управляющих, навигационных систем.
14. Технологии наноустройств и микросистемной техники.
15. Технологии новых и возобновляемых источников энергии, включая водородную энергетику.
16. Технологии получения и обработки конструкционных наноматериалов.
17. Технологии получения и обработки функциональных наноматериалов.
18. Технологии и программное обеспечение распределенных и высокопроизводительных вычислительных систем.
19. Технологии мониторинга и прогнозирования состояния окружающей среды, предотвращения и ликвидации ее загрязнения.
20. Технологии поиска, разведки, разработки месторождений полезных ископаемых и их добычи.
21. Технологии предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
22. Технологии снижения потерь от социально значимых заболеваний.
23. Технологии создания высокоскоростных транспортных средств и интеллектуальных систем управления новыми видами транспорта.
24. Технологии создания ракетно-космической и транспортной техники нового поколения.
25. Технологии создания электронной компонентной базы и энергоэффективных световых устройств.
26. Технологии создания энергосберегающих систем транспортировки, распределения и использования энергии.
27. Технологии энергоэффективного производства и преобразования энергии на органическом топливе.

 

3. Направления реформирования Системы образования в России

1. Реализация Болонской декларации

18-19 июня 1999 года в Болонье ряд европейских министров образования подписали Болонскую декларацию, которая впоследствии послужила началом "болонского процесса" в европейской системе образования. Согласно этому общеевропейскому документу, правительства Европейского союза объявили о своих намерениях инициировать масштабную реформу интернационализации образования.

 Болонский процесс – это соглашение между странами Европы о создании единого пространства высшей школы. Официальный старт процессу дан 19 июня 1999 года, когда министры образования 29 стран Европы приняли в Болонье декларацию «Зона европейского высшего образования». Сегодня Болонский процесс объединяет уже 45 стран, Россия присоединилась к нему в 2003 году.

Университетам России предстоит серьезное испытание, от результатов которого зависит не только их будущее, но и будущее России.

Четыре основных положения Болонской декларации определяют будущую архитектуру европейского университетского образования.

Первое положение - многоуровневое образование - бакалавр, магистр.

25 октября 2007 года Президент России подписал закон о введении уровневой системы высшего профессионального образования, принятый Госдумой 11 октября 2007 года. Этот закон устанавливает самостоятельные уровни высшего образования с отдельными государственными стандартами с присвоением квалификации «бакалавр» (1-й уровень) и «магистр» либо «специалист» (2-й уровень — с углубленной профессиональной специализацией). Лицензирование и государственная аккредитация вузов по программам бакалавриата, магистратуры и специалитета будут осуществляться раздельно.

Согласно закону устанавливаются следующие сроки обучения: 4 года для бакалавриата и 2 года для магистратуры. Специалист должен учиться не менее 5 лет. Для некоторых направлений, например для медицинских, возможно установление других сроков. Доступ в аспирантуру предусмотрен только для имеющих квалификацию «магистр» или «специалист».

Второе положение - введение кредитов (учетная учебная единица от 30 до 40 академических часов, включая аудиторную и самостоятельную работу, - объем, равный учебной работе студента за неделю). Для отечественной системы образования всегда были характерны государственный надзор и достаточно строгая нормативная учебно-методическая база. Речь идет о принципиальном изменении в планировании учебного процесса.

Третье положение декларирует необходимость мобильности как студентов, так и преподавателей. Предполагается стимулировать получение дополнительных курсов в зарубежных вузах. Но эта полезная мера нуждается в соответствующем финансовом обеспечении и самих студентов и преподавателей, а также в заключении соглашений на межгосударственном уровне. Необходимо определить долю учебного времени на обучение в университете-резиденте, где выпускники получают квалификацию, соответствующий диплом. В противном случае утрачивается ответственность вуза за качество образования, теряется воспитательная составляющая университета, дух alma mater.

Четвертое положение - контроль качества образования. Речь идет о согласовании критериев и процедур оценки качества. На первый взгляд, выдвигается справедливое требование о независимом контроле со стороны агентств. Однако контроль не самоценность. Можно нанять фирму, которая подготовит надлежащую документацию, <натаскать> студентов на тесты, организовать прием соответствующей комиссии. Но суть в том, чтобы стимулировать достижение должного качества в самом образовательном процессе. Надо развивать службы качества в учебном заведении. В отечественных университетах в последнее десятилетие они начали формироваться в виде Учебно-методических объединений и их подразделений в университетах.

В последнее десятилетие тысячи организаций во всём мире внедряют философию Всеобщего управления качеством (Total Quality Management - TQM) при организации своей деятельности. Всеобщее управление качеством является философией, которая может и должна быть положена в основу этой деятельности для постоянного улучшения всех процессов деятельности организации. Философия TQM непосредственно связана и базируется на серии норм обеспечения качества, заложенных в серии международных стандартов серии ISO 9000, разработанных Международной организацией стандартов (International Standards Organization - ISO).

Первоначально использование методов управления качеством наибольшее распространение получило в промышленности, однако в настоящее время философия управления качеством и нормы обеспечения качества, которые заложены в серии международных стандартов серии ISO 9000, находят применение в сфере предоставления услуг – в здравоохранении, в сервисе, не исключение – сфера образования.

Качество образования - это:

А) качество ценностей, целей и норм,

Б) качество обеспечивающих условий,

В) качество планового и учебно-воспитательного процесса,

Г) качество промежуточного и конечного результата подготовки студентов (выпускников).

Однако, качество образования (обучения и воспитания) выявляется в практической деятельности, и нельзя тешить себя надеждой на точное его измерение в вузе или школе.

2. Внесение изменений в федеральный закон «Об образовании».

Вступающая в силу реформа образования 2011 года вызвала широкое обсуждение в обществе и прессе. Горячие споры возникли вокруг изменений в федеральный закон "Об образовании».

Потребность появления нового закона "Об образовании" очевидна и целесообразна. На сегодняшний день правовые отношения в сфере образования регулируются законом " Об образовании " 1992 г. и "О высшем и послевузовском образовании " 1996 г., в которые за годы их действия внесено столько поправок, что они напоминают "лоскутное одеяло". Разобраться в них под силу разве что юристам, специализирующимся в этой области права. Еще больше усложняет ситуацию огромное количество подзаконных актов.

 

 

3. Переход на новые образовательные стандарты

 

Одно из главных отличий Стандартов второго поколения от Стандартов первого поколения: Стандарты первого поколения ориентированы на процесс, на содержание; Стандарты второго поколения ориентированы на результат.

Что это означает? Раньше учитель должен был выдать программу (содержание). Сегодня – учитель должен обеспечить достижение планируемых результатов.

 

 

3. Автономия учебных учреждений

3 ноября 2006 года был принят Федеральный закон «Об автономных учреждениях» (ФЗ № 74). Появилась возможность начать внедрение новой организационно-правовой формы, обеспечивающей большую самостоятельность и большую прозрачность деятельности государственных и муниципальных образовательных организаций. Однако до сих пор вокруг этой формы не утихают споры: вузовская общественность и ректорский корпус относятся к преобразованию вузов в автономные учреждения (АУ) крайне настороженно. Тревогу в рядах педагогов и родителей вызвал подписанный президентом в мае 2010 года закон, реформирующий бюджетные учреждения. Согласно этому документу, с 1 января 2011 года большинство бюджетных учреждений, в том числе и образовательные, остаются без обязательного государственного финансирования и переводятся на так называемую систему госзаказа.

4. Оптимизация инфраструктуры образовательных учреждений.

Сегодня на показатели деятельности системы образования в России сильное влияние оказывает демографический фактор, изменение численности различных возрастных контингентов. Если в дошкольном образовании длительный спад контингентов закончился, то в профессиональной школе кризис продолжиться по прогнозам социологов не менее 8-10 лет.

5. Реализация национальных проектов и концепций

5.1. Национальная доктрина образования в Российской Федерации (далее – доктрина) – основополагающий государственный документ, утверждаемый федеральным законом и устанавливающий приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития.

Доктрина определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 года.

Стратегические цели образования тесно увязаны с проблемами развития российского общества, включая:

преодоление социально–экономического и духовного кризиса, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности;

восстановление статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, науки, высоких технологий и экономики;

создание основы для устойчивого социально–экономического и духовного развития России.

5.2. В сентябре 2005 года Президент РФ объявил о реализации в 2006–2008 годах Приоритетного национального проекта «Образование» (ПНПО) наряду еще с тремя национальными проектами в сфере здравоохранения, доступного жилья для молодежи и поддержки российского сельского хозяйства.

поддержка учителей-новаторов — 10 тысяч лучших учителей России должны были получить по 100 тысяч рублей;

поддержка инновационных школ — на конкурсной основе инновационные школы должны будут получать по 1 млн. рублей;

поддержка классных руководителей — за классное руководство устанавливалась доплата к заработной плате в размере 1000 рублей в месяц;

выделение на конкурсной основе инновационных вузов и финансирование их программ развития в объеме от 500 млн. до 1 млрд. рублей.

Первый конкурс по отбору инновационных вузов прошел в начале 2006 года, и 17 вузов-победителей получили в совокупности около 10 млрд. рублей из средств национального проекта на реализацию программ развития в 2006–2007 годах. В начале 2007 года были объявлены еще 40 вузов — победителей следующего конкурса.

5.3. В 2007 году в общем образовании в рамках ПНПО началась реализация комплексных программ модернизации региональных систем образования, в которых ведущими элементами были: полноценное (до уровня школы) внедрение нормативного подушевого финансирования и отработка новой отраслевой системы оплаты труда работников образования.

5.4. Для высшего образования определенной новацией стало формирование так называемого ресурсного капитала (endowment). Разработка идеологии ПНПО привела к принятию Федерального закона «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» от 30 декабря 2006 г. № 275-ФЗ, который в дальнейшем должен будет способствовать устойчивости развития высшей школы. По сути, целевой капитал должен обеспечить стабильность финансового положения вузов, имеющих этот капитал, и привлечение в высшее образование частных пожертвований. Этот закон уже начал использоваться для создания соответствующих фондов в системе высшего образования. Об этом объявили создаваемая в Москве в рамках ПНПО бизнес-школа «Сколково» и Западноевропейский университет в Санкт-Петербурге, а также Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации.

5.5. Разрабатывается «Концепция развития исследовательской и инновационной деятельности в российских вузах»

Новые возможности развития исследовательской и инновационной деятельности в российских вузах. Развитие исследовательской и инновационной деятельности в вузах не может стать результатом административного давления. Прежде всего, следует ориентироваться на формирование системы стимулов для этой деятельности. Задача менеджеров высшего образования увидеть эти стимулы, использовать новые возможности. К числу таких возможностей, появившихся в 2009 и 2010 годах можно отнести следующие:

1. Принят закон, позволяющий создавать малые инновационные предприятия при вузах, обеспечивший создание более 500 таких предприятий (Федеральный закон от 2 августа 2009 г. N 217-ФЗ).

2. Проведен конкурс на поддержку программ развития национальных исследовательских университетов.

3. В соответствии с Поручением Президента Российской Федерации ведется работа по подготовке Программ инновационного развития компаний с государственным участием (акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций и федеральных государственных унитарных предприятий), в том числе предполагающих сотрудничество этих компаний с российскими вузами в рамках исполнения корпоративных планов НИОКР.

4. Правительственной комиссией по высоким технологиям и инновациям приняты решения по механизмам оформления технологических платформ как площадок коммуникации образовательных, производственных и научных секторов экономики.

5. Дополнительные средства государственной поддержки для развития современных исследовательских, инновационных компетенций российских высших учебных заведений выделены Правительством РФ в рамках Постановлений от 9 апреля 2010 г. N 218 (кооперация вузов и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства), N 219 (развитие инновационной инфраструктуры вузов), N 220 (гранты вузам по привлечению ведущих мировых ученых).

6. Дополнительные возможности развития инициатив вузов в прикладной исследовательской деятельности предоставляются в рамках работ по реализации приоритетных направлений, определенных Комиссией по модернизации и технологическому развитию экономики России, в частности в рамках программ по энергоэффективности.

7. В составе Министерства образования и науки создан Департамент стратегического развития, важнейшей задачей которого является поддержка развития исследовательской и инновационной деятельности вузов.

 

5.6. ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры России на 2009-2013 гг. (утверждена постановлением Правительства РФ от 28.07.2008 г. № 568).

Целью Программы является создание условий для эффективного воспроизводства научных и научно-педагогических кадров и закрепления молодежи в сфере науки, образования и высоких технологий, сохранения преемственности поколений в науке и образовании.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие взаимосвязанные задачи:

создание условий для улучшения качественного состава научных и научно-педагогических кадров, системы мотивации научного труда;

создание системы стимулирования притока молодежи в сферу науки, образования и высоких технологий (оборонно-промышленный комплекс, энергетическая, авиационно-космическая, атомная отрасли и иные приоритетные для Российской Федерации высокотехнологичные отрасли промышленности) и закрепления ее в этой сфере;

создание системы механизмов обновления научных и научно-педагогических кадров.

5.7. 11 ноября 2010 на заседании Президиума Правительства РФ была одобрена новая федеральная целевая программа развития образования на 2011 – 2015 годы, которая станет базовым инструментом для реализации президентской инициативы «Наша новая школа».

Основные направления развития общего образования:

1. Переход на новые образовательные стандарты.

2. Развитие системы поддержки талантливых детей.

3. Совершенствование учительского корпуса.

4. Изменение школьной инфраструктуры.

5. Сохранение и укрепление здоровья школьников.

6. Расширение самостоятельности школ.


 Педагогический процесс в высшей школе.

1. Профессиональное образование как социокультурный феномен, как система, процесс и результат.

2. Педагогический процесс в высшей школе.

3. Основы дидактики высшей школы.

4. Организация системы воспитательной работы в высшей школе.

 

1. Профессиональное образование как социокультурный феномен, как система, процесс и результат.

Профессиональные образовательные учреждения создаются для реализации профессиональных образовательных программ начального, среднего и высшего профессионального образования.

Профессиональное образование как феномен имеет следующие характеристики:

фундаментальность, что предполагает научную обоснованность и высокое качество предметной, психолого-педагогической, социогуманитарной и общекультурной подготовки;

непрерывность, что предполагает преемственность среднего профессионального образования с другими образовательными уровнями с учетом сложившихся традиций формирования структуры и содержания образования;

универсальность - полнота набора дисциплин, обеспечивающих базовую подготовку в единстве профессиональной и общекультурной составляющих;

вариативность образования предполагает гибкое реагирование профессионального образования на изменения внешней среды и, как следствие, изменение профессиональных образовательных программ, видов и организационно-правовых форм учебных заведений;

интегративность предполагает междисциплинарную связь, ориентированную на формирование целостной картины мира, создаваемой комплексом базовых дисциплин на основе взаимодополнительности содержания и единства цели и требований;

регионализация профессионального образования предполагает последовательную ориентацию деятельности учебных заведений на комплексное социально-экономическое развитие региона, местные рынки труда и запросы населения;

практическая направленность профессионального образования;

автономность профессиональных учебных заведений предполагает развитие их академической и хозяйственной самостоятельности, совершенствование механизма самоуправления;

эффективность социального взаимодействия отражает необходимость согласования действий всех субъектов образовательной политики в целях развития профессионального образования;

профессиональное самоопределение, выражающееся в выборе профессии, конструировании своего профессионального образования, проектировании карьеры.

Профессиональное образование как система представлено разноуровневыми учреждениями профессионального образования.

Профессиональное образование как процесс характеризуется последовательной сменой задач и осуществлением различных видов деятельности.

Педагогическая деятельность осуществляется совокупностью действий, приводящих к результату, соответствующему цели. Эта совокупность представляет собой два вида педагогической деятельности: научная и практическая.

Научная педагогическая деятельность – это вид педагогической деятельности, целью которой является получение новых знаний о педагогических отношениях взрослых и детей и формах их развития. Научная педагогическая деятельность состоит из двух видов: теоретической и экспериментальной.

 

Научная деятельность изучает всю совокупность отношений, возникающих в педагогической сфере, и вырабатывает рекомендации, нормы и формы научной организации практической деятельности.

Научно-исследовательская деятельность (по определению ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" от 12 июля 1996 г.) деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в т.ч. фундаментальные научные исследования, прикладные научные исследования.

Научно-проектная деятельность

Практическая педагогическая деятельность – это вид педагогической деятельности, целью которой является передача необходимой части культуры и опыта старшего поколения младшему.

В практической педагогической деятельности происходит передача культуры (опыта) младшему поколению.

Практическая педагогическая деятельность состоит из двух видов: учебной и воспитательной (Писарев В.Е., Писарева Т.Е., Теория педагогики – Воронеж: Издательство «Кварта», 2009. С.612)

Традиционно основными видами педагогической деятельности являются преподавание и воспитательная работа, в профессиональной школе целесообразным было бы выделить еще и методическую работу.

Преподавание – это вид деятельности, который направлен на управление познавательной деятельностью.

Логика учебного процесса (Обобщенная дидактическая модель Бондарь В.И. Управленческая деятельность директора школы)

                   СО                                    СО2

ДЦ → ДЗ1 →       ФОО → ПР → ДЗ2         ФОО2 → ПР2

                   МО                                    МО2

Воспитательная работа – это педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач профессионального развития. Логику воспитательного процесса нельзя предопределить заранее. В воспитательной работе можно предусмотреть лишь последовательное решение конкретных задач, ориентированных на цель. Воспитание и преподавание неотделимы друг от друга.

Методическая работа направлена на подготовку, обеспечение и анализ учебно-воспитательного процесса. Педагоги, осуществляющие профессиональное обучение, должны самостоятельно отбирать научно-техническую информацию, методически ее перерабатывать, трансформировать в учебный материал, планировать его, выбирать эффективные средства обучения. Многие преподаватели и мастера являются проектировщиками учебного процесса по своему предмету. Методическая работа порождает у педагогов постоянное стремление к совершенствованию профессиональной деятельности.

Подготовка педагога ведется с целью овладения им перечисленными видами деятельности.

Профессиональное образование: профессиональное обучение, проф.воспитание и проф.развитие.

 

2. Педагогический процесс в высшей школе.

Для анализа образовательного процесса в условиях модернизации эвристически ценными являются понятия «традиционное» и «современное» общество. Традиционные общества являются исторически первыми. Это те общества, которые воспроизводят себя на основе сложившихся традиций; источником социальной активности также является традиционный опыт. Организация социальной жизни, и, соответственно, обучения, напрямую зависит от идеологических (религиозных и мифологических) представлений, эти представления оправдывают сложившиеся традиции, поэтому возможность преобразований в таком обществе блокируется устоявшимися формами сознания, а любые модернизаторские попытки не доводятся до логического конца. Именно это – движение вперед и возврат назад – создает циклический характер развития, присущий традиционному обществу. В традиционных обществах наблюдается отсутствие выделенной персональности, и это является следствием доминирования традиции, ибо социальный запрос на индивидуальность – это запрос на субъекта творческой деятельности, способного производить новое. Такой запрос – признак «современного» общества. Невыделенность индивидуальности, персональности определяется коллективистским характером идеологических (религиозных и мифологических) представлений. Конкретное поведение людей в традиционном обществе определено нормами, которые заданы традицией, религией, общиной или коллективом, социальная роль человека определена способностью выражать коллективные представления. Преобладающим типом ценностей являются ценности авторитарные, то есть те, которые поддержаны традицией и которые создают основу для коллективистских представлений. Инструментальные ценности четко не выделены, главенствуют мировоззренческие (терминальные) ценности, вся социальная жизнь подвержена их контролю, сильна как внешняя, так и внутренняя цензура поведения и мышления людей. Это неизбежно ведет к политическому авторитаризму, отсутствию личных свобод.

Современные общества по существу противоположны традиционным. Они включают в себя, прежде всего, ориентацию на инновации, а также другие черты: светский характер социальной жизни, поступательное (нециклическое) развитие, выделение персональности, преимущественную ориентацию на инструментальные ценности, демократическую систему власти, наличие отложенного спроса, индустриальный характер, массовое образование, активный деятельный психологический склад, предпочтение мировоззренческому знанию точных наук и технологий (техногенная цивилизация), преобладание универсального над локальным и т.д. Современное общество производит не столько ради насущных потребностей, сколько ради будущего.

Переход к демократическим отношениям в общественной жизни России в последние годы заметно интенсифицировался. Однако, процесс преобразования человека все еще подвержен угрозам как внешнего, так и внутреннего характера. Уже в течение многих лет в нашей стране, как и в других странах мира, обсуждается проблема кризиса образования. Долгое время обсуждались причины, имеющие чисто внешний по отношению к образованию характер: недостаточное финансирование, слабое материально-техническое оснащение, неудовлетворительная подготовка кадров и т.п. К угрозам внутреннего характера относится целый спектр явлений: от национального, регионального, религиозного и социального экстремизма (терроризма) и социально-деструктивного поведения до отсутствия достаточного уровня компетентности работников образовательной сферы. Некоторые из них объективны и наиболее устойчивы как во временном, так и в пространственном континууме, другие – скоротечны, быстропреходящи. Главным антикризисным аргументом и основной практической задачей институтов общественного развития в России сегодня становится формирование представителя «современного общества» - личности нового динамического типа, нравственно ориентированной, способной активно совершенствоваться, гибко и дисциплинированно изменяться, адаптируясь к новым требованиям и условиям существования.

1. Структурные элементы педагогического процесса

Педагогический процесс – это:

- с позиции традиционной педагогики процесс обучения и воспитания человека как особая функция общества, реализуемая в условиях тех или иных педагогических систем;

- с позиции инновационной педагогики – это процесс обучения, воспитания и развития личности в ее собственных интересах на основе взаимодействия преподавателя и студентов с целью формирования профессиональных и социально-личностных компетенций.

Обучение - это всегда процесс получения знаний, умений, навыков. Оно как процесс представляет собой целенаправленное, организованное с помощью специальных методов и разнообразных форм активное обучающее взаимодействие преподавателей и студентов.

Процесс обучения имеет четкую структуру. Ее ведущим элементом является цель.  Психолого-педагогическое значение цели заключается в том, что она организует и мобилизует творческие силы преподавателя и студентов, помогает отбирать оптимальное содержание, эффективные методы и формы работы. В учебном процессе цель «работает» наиболее интенсивно, когда ее хорошо представляют себе все субъекты образовательного процесса. Разъяснение целей обучения студентам со стороны наставника является мощным инструментом стимулирования их познавательной деятельности.

Структурным элементом учебного процесса, вокруг которого развертывается педагогическое взаимодействие его участников, является содержание социального опыта, которое предстоит усваивать будущим профессионалам. В содержании проявляется важнейшее педагогическое противоречие: между огромными запасами общественно-исторической информации и необходимостью отбора из нее лишь основной в целях обучающею познания. Чтобы стать элементом учебною процесса, научная информация должна быть педагогически переработана, отобрана с точки зрения ее актуальности для жизни не только в данных общественно-исторических условиях, но и с учетом перспектив развития науки и практики, развития сущностных сил индивида и с учетом его возможностей. Это противоречие преодолевается педагогической наукой, которая опытно-экспериментальным путем устанавливает количество, качество и степень трудности необходимой для обучающихся информации, возможности ее усвоения и использования каждым студентом. Причём содержание учебного материала как система может иметь различную структуру изложения. Элементы структуры - отдельные массивы знания или их составляющие, которые могут «сцепляться» между собой различным образом. Наиболее распространенными в настоящее время являются линейная, концентрическая, спиральная и смешанная структуры изложения содержания.

При линейной структуре отдельные части учебного материала образуют непрерывную последовательность тесно связанных между собой звеньев, прорабатываемых за время обучения, как правило, только один раз. Концентрическая структура предполагает возвращение к изучаемым знаниям. Один и тот же вопрос повторяется несколько раз, причем его содержание постепенно расширяется, обогащается новыми сведениями (ёжик в тумане). Характерной особенностью спиральной структуры изложения является то, что будущие специалисты, не теряя из поля зрения исходную проблему, постепенно расширяют и углубляют круг связанных с ней знаний. Смешанная структура - комбинация линейной, концентрической и спиральной структур[1].

Центральной фигурой процесса обучения является преподаватель - носитель содержания образования и воспитания, организатор всей познавательной деятельности студентов. В его личности сочетаются объективные и субъективные педагогические, моральные и мировоззренческие ценности. В процессе обучения огромную роль играет весь строй нравственно-эстетического отношения преподавателя к жизни. Преподаватель приводит в движение все внутренние и внешние механизмы процесса обучения: он передает знания, организует и стимулирует познавательную деятельность студентов, пробуждает интерес и формирует у них потребность в знаниях.

Главным участником, активным саморазвивающимся субъектом учебного процесса является сам обучающийся. Он тот самый объект и субъект педагогического познания, ради которого создается процесс обучения. В процессе познания в сознании студента совершается сложнейший процесс преобразования реальной действительности в идеальную структуру с помощью целого ряда научно обоснованных методов обучения. В психолого-педагогической науке этот процесс получил название интериоризации. В качестве механизмов освоения действительности студентами выступают деятельность и общение.

Существенным элементом структуры познавательного процесса являются методы обучения. Они являются способами обучающего взаимодействия преподавателя и студента. Характер процесса обучения во многом зависит от индивидуальности преподавателя и студента. В педагогической практике огромную роль играет не столько потенциальная эффективность самих методов обучения, сколько индивидуальная методическая система преподавателя, сложившаяся система его взаимодействия со студентами. Методы обучения и индивидуальная система профессора или доцента являются решающими не для только преподавателя, но, одновременно, и для студентов. Любой метод только тогда действенен, когда объединяет в активном взаимодействии обе стороны, способствует превращению методической системы преподавателя в способы познавательной деятельности студентов. Для этого необходимо осознание обучающимися каждого метода работы, его сильных и слабых сторон, овладение умениями и навыками учебного труда. Группа методов обучения по своей сущности соответствуют основным этапам учебного познания. Это, во-первых, методы, обеспечивающие первичное восприятие учебного материала, во-вторых, методы, направленные на усвоение знаний, в-третьих, методы практической деятельности и творческого применения знаний, в-четвёртых, методы обратной связи, диагностики, проверки усвоения знаний студентами и коррекции процесса обучения.

Процесс обучения немыслим без такого элемента, как организационные формы. Форма обучения представляет собой ограниченную по времени и организованную в пространстве совместную познавательную деятельность преподавателей и студентов. Формы обучения многообразны: лабораторно-практические занятия, семинары, лекции, мастер-классы, индивидуальное и групповое обучение, кружки и т.д. Каждая форма приобретает конкретную структуру, специфические черты и особенности в зависимости от содержания учебной работы. Форма обучения в педагогической практике нередко приходит в противоречие с содержанием. Разнообразный учебный материал, в зависимости от его особенностей, требует гибких, подвижных форм организационной структуры познания[2].

Органичным элементом структуры процесса обучения является самостоятельная (домашняя, библиотечная, кружковая) работа студентов по усвоению обязательной и свободно получаемой информации по самообразованию. Она является одной из форм обучения, которая приобрела в современных условиях доминирующее значение. Функция самостоятельной работы не в том, чтобы восполнить недостатки в работе преподавателя, задача которого заключается в обеспечении хорошего качества усвоения знаний, умений и навыков студентами - они необходимы как решающее средство закрепления уже полученных умений и навыков, а также для интенсивного развития умственных сил и морального самоутверждения молодых людей. В современных условиях необходимо переключать студентов от механического повторения лекций на самостоятельный пои


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.087 с.