Тема 6: Социально-культурное строительство в Коми АССР в 1946-1990 гг. — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Тема 6: Социально-культурное строительство в Коми АССР в 1946-1990 гг.

2022-10-29 40
Тема 6: Социально-культурное строительство в Коми АССР в 1946-1990 гг. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема вынесена для самостоятельного изучения без предварительного лекционного обеспечения. По теме есть достаточный источниковый материал и монографические исследования. Вопросы 1,3 и 4 должны быть подготовлены в форме рефератов с последующим обсуждением на практическом занятии.

 

План занятий

1. Успехи и трудности в развертывании культурного строительства в Коми АССР в годы восстановительного периода.

2. Развитие народного образования и высшая школа в Республике Коми в 1946-1991-0-х гг.

3. Материальное благосостояние населения Республики Коми в 1946-1990-х гг.

4. Развитие научных исследований и повышение их практической значимости в послевоенный период (до настоящего времени).

5. Развитие культуры и искусства в Республике Коми во второй половине ХХ в.

 

Рекомендуемый библиографический список

Обязательная литература

1. Дорогой борьбы и побед. Хроника Коми областной организации КПСС. 1917-1981. Сыктывкар, 1982. Гл. 8-11.

2. История Коми края в документах и материалах: Хрестоматия. Ч.2. Сыктывкар, 1995. Док. №30-33, 35, 42, 47-48, 90, 99, 227-228, 230-231, 239, 272, 279, 283, 286-289, 292-293, 306-307, 310, 312-314, 316, 318, 321, 323, 422, 424, 429, 437, 461.

3. История Республики Коми. Сыктывкар, 1996. Очерк 12.

4. Культурное строительство в Коми АССР 1938-1960: Сб.документов. Сыктывкар, 1984.

5. Хроника Коми областной организации ВЛКСМ 1918-1988. Сыктывкар, 1988. Гл. 4-6.

 

Рекомендуемая литература

1. Актуальные проблемы краеведения Республики Коми: Тез. Докл. Сыктывкар, 1997. Ст. А.К. Гагиевой, Н.А. Садовского, В.И. Чупрова.

2. Безносиков Я.Н. Развитие народного образования в Коми АССР. Сыктывкар, 1973.

3. Безносиков Я.Н. Рассвет над Коми. Сыктывкар, 1986.

4. История Коми АССР. 2-е изд. Сыктывкар, 1981. Гл. 22, 23, §4, 24, §4, 25, §4, 26.

5. Жеребцов И.Л., Сметанин А.Ф. Коми край: очерк о десяти веках истории. Сыктывкар, 2003. Очерк XI.

6. История коми литературы. Т.3. Сыктывкар, 1981.

7. История Сыктывкар. Сыктывкар, 1980. Гл.12.

8. Очерки по истории Коми АССР. Т.2. Сыктывкар, 1962. Гл. 8, §4, 9, §3, 10, §4.

9. Попов А.А., Сметанин А.Ф. Социально-культурный облик сельского населения Коми АССР (60-71-е годы) // Препринт Коми ФАН СССР. Серия “Научные доклады”. Сыктывкар, 1986.

10. Хорунжая Т.М. Деятельность Советов народных депутатов по социально-культурному строительству в Коми АССР в условиях совершенствования социализма: Учебное пособие. Сыктывкар, 1987.

 

Методические советы

При подготовке каждого вопроса необходимо проследить изменение задач в социальном и культурном строительстве, обусловленных исторической обстановкой, и показать их реализацию на конкретном материале, выделяя трудности и успехи в социально-культурном строительстве. Исходя из главных задач пятилеток, определить, когда повышение материального благосостояния и культурного уровня населения вышли на первое место в политике правительства страны и почему.

При подготовке реферативного сообщения по первому вопросу следует учитывать особенности восстановления экономики и культуры в регионе, где не велись военные действия. При этом важно установить приоритетные направления социально-культурного строительства в Коми АССР в восстановительный период, условия, обеспечившие успехи и трудности в культурном строительстве в Коми АССР.

Подготовка вопроса о развитии народного образования в Республике Коми предполагает не только освещение фактического положения дел в этой области по принципу “было-стало”, но и показать нарастание возможностей государства в наиболее полной реализации задач и условий образования и воспитания подрастающего поколения. Следует установить причины изменения внимания к национальной школе во II половине ХХ в. и подтвердить эти изменения фактами, проанализировать шаги правительства по складыванию, а затем отказу от системы школа-вуз-повышение квалификации при подготовке квалифицированных рабочих кадров и кадров специалистов для народного хозяйства (учебные планы).

В реферативном сообщении по третьему вопросу также следует проанализировать возможности и планы государства по удовлетворению потребностей и повышению материального благосостояния населения в разные периоды II половины ХХ в. При этом необходимо показать динамику денежных доходов населения северной республики, стоимость “потребительской корзины” и определения минимума заработной платы, показать динамику выплат из общественных фондов потребления и сравнить процессы, происхождение в городе и деревне, появление нового для II половины ХХ в. в стране и Республике Коми состояния населения - безработицы.

При подготовке реферата по четвертому вопросу надо обязательно связать развитие науки и научных учреждений с потребностями экономического, социального и культурного развития Республики Коми, с возрастающей долей участия республики в общегосударственном народнохозяйственном механизме. В реферате следует показать, какие направления научных исследований можно считать традиционными, а какие появились в послевоенный период, осветить выход науки на всероссийско и международно значимую проблематику, повышение практической отдачи науки, т.е. превращение ее в производительную силу общества, и определить в последнем “силу” и “слабость” науки.

Анализируя состояние изменений в развитии культуры и искусства в Республике Коми, надо проследить развитие не только профессионального, но и самодеятельного искусства в контексте осуществления курса на подъем национальной культуры коми народа. Здесь же следует показать возрастающее значение физкультуры и спорта в культурной жизни республики, причины такого роста и установить влияние высших спортивных достижений уроженцев Республики Коми на развитие физкультуры и спорта в республике.

 

Вопросы для самопроверки

1. В чем проявились трудности культурного строительства в Коми АССР в годы восстановительного периода?

2. Как изменялись главные задачи в развитии народного образования в Республике Коми во II половине ХХ в.?

3. Когда вопросу о развитии национальной школы в Республике Коми стали придавать меньшее значение и почему? Когда и почему он снова занял важное место?

4. Какие новые вузы появились в Республике Коми во II половине ХХ в.?

5. В чем вы видите специфику в решении вопросов повышения материального благосостояния населения Коми АССР как районе нового промышленного освоения? На сколько она была оправдана?

6. Что изменилось в вопросе материального благосостояния населения Республики Коми в конце ХХ в.

7. Назовите крупнейшие международные и общегосударственные научные конференции, проходившие в Республике Коми.

8. Назовите новые научные учреждения, появившиеся в Республике Коми в последней трети ХХ в.

9. Какие новые творческие союзы были образованы в Республике Коми во II половине ХХ в.?

10. Назовите имена наиболее видных деятелей литературы и искусства Республики Коми II половины ХХ в.

 

Задания для самостоятельной работы по карте

1. Нанесите на карту Республики Коми местонахождение высших и средних специальных учебных заведений.

2. Нанесите на карту Республики Коми новые научные учреждения, появившиеся во II половине ХХ в.

3. Нанесите на карту полезные ископаемые, открытые на территории Республики Коми во II половине ХХ в.

4. На карте Республики Коми укажите места проведения крупнейших научных конференций и культурных мероприятий.

 

Тема 8: Преобразование Коми АССР в Республику Коми

Тема завершает рассмотрение сюжета истории национально-государственного строительства на территории Республики Коми. По теме имеются публикации документального и статейного характера. Предлагается подготовка рефератов по вопросам темы.

 

План занятий

1. Предпосылки и причины национально-государственных преобразований в Коми АССР.

2. Создание Коми ССР, ее органов государственной власти и управления.

3. Создание Республики Коми, ее органов государственной власти и управления.

4. Герб, флаг и гимн Республики Коми.

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.