Кафедра «Истории России и зарубежных стран» — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Кафедра «Истории России и зарубежных стран»

2022-10-29 39
Кафедра «Истории России и зарубежных стран» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Сыктывкарский государственный университет»

Кафедра «Истории России и зарубежных стран»

 

 

               УТВЕРЖДАЮ                                                                                                                                                 Зав. кафедрой                                                                                                               Л.А. Максимова ________                                                                                                                «___» сентября 2011 г.  
     

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

                                                    

Дисциплины «История Коми Ч.1 и Ч.2»

Блок дисциплин ОПД.Р. Национально-региональный (вузовский) компонент

Специальности: 030701 «Международные отношения», 030602.65   «Связи с общественностью»

Институт гуманитарных наук

Форма обучения дневная

 

Специальность 030701 «Международные отношения»

Специальность 030602.65   «Связи с общественностью»

 

«История Коми Ч.1» «История Коми Ч.2» «История Коми Ч.1»   «История Коми Ч.2»  
Семестр 3 Всего учебных занятий – 68 часов В том числе: Аудиторных 34 часа, из них Лекций - 36 часов Практических – 16 часов Лабораторных - 0 часов Самостоятельных - 34 часа Итоговый контроль – зачет Семестр 4 Всего учебных занятий – 68 часов В том числе: Аудиторных 34 часа, из них Лекций - 18 часов Практических – 16 часов Лабораторных - 0 часов Самостоятельных - 34 часа Итоговый контроль – экзамен   Семестр 3 Всего учебных занятий – 68 часов В том числе: Аудиторных 34 часа, из них Лекций - 18 часов Практических – 16 часов Лабораторных - 0 часов Самостоятельных - 34 часа Итоговый контроль – зачет Семестр 4 Всего учебных занятий – 68 часов В том числе: Аудиторных 34 часа, из них Лекций - 18 часов Практических – 16 часов Лабораторных - 0 часов Самостоятельных - 34 часа Итоговый контроль – экзамен

Сыктывкар 2011

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Сыктывкарский государственный университет»

Институт гуманитарных наук

Кафедра «Истории России и зарубежных стран»

 

 

               УТВЕРЖДАЮ                                                                                                                                                 Зав. кафедрой                                                                                                               Л.А. Максимова ________                                                                                                                «___» сентября 2011 г.  
     

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Дисциплины «История Коми Ч.1 и Ч.2»

Блок дисциплин ОПД.Р. Национально-региональный (вузовский) компонент

Специальности: 030701 «Международные отношения», 030602.65   «Связи с общественностью»

Институт гуманитарных наук

Форма обучения дневная

 

Специальность 030701 «Международные отношения»

 

Специальность 030602.65  «Связи с общественностью»

 

«История Коми Ч.1» «История Коми Ч.2» «История Коми Ч.1»   «История Коми Ч.2»  
Семестр 3 Всего учебных занятий – 68 часов В том числе: Аудиторных 34 часа, из них Лекций - 36 часов Практических – 16 часов Лабораторных - 0 часов Самостоятельных - 34 часа Итоговый контроль – зачет Семестр 4 Всего учебных занятий – 68 часов В том числе: Аудиторных 34 часа, из них Лекций - 18 часов Практических – 16 часов Лабораторных - 0 часов Самостоятельных - 34 часа Итоговый контроль – экзамен   Семестр 3 Всего учебных занятий – 68 часов В том числе: Аудиторных 34 часа, из них Лекций - 18 часов Практических – 16 часов Лабораторных - 0 часов Самостоятельных - 34 часа Итоговый контроль – зачет Семестр 4 Всего учебных занятий – 68 часов В том числе: Аудиторных 34 часа, из них Лекций - 18 часов Практических – 16 часов Лабораторных - 0 часов Самостоятельных - 34 часа Итоговый контроль – экзамен

Сыктывкар 2011

Составлена

в соответствии с Государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по специальностям 030701 «Международные отношения» и 030602.65  «Связи с общественностью».

 

 

ОДОБРЕНА УМК

Протокол № ____ от «___» ________ 2011 г.

Председатель УМК

__________________

 

Составители

– к.и.н., доцент Бондаренко Ольга Евтихеевна

– к.и.н. Иванов Фёдор Николаевич

– к.и.н., доцент Хорунжая Татьяна Михайловна

Пояснительная записка

 

Общая характеристика курса.

История родного края – органическая часть истории Отечества и всемирной истории. Основные закономерности и направления исторического развития, присущие всем народам мира, присутствуют в истории коми народа и народов, населяющих Европейский Северо-Восток. Это делает население северного региона субъектом общеисторического развития. В то же время региональные этнографические и культурологические особенности обусловливают некоторую специфику исторического развития народов.

История родного края изучает реальные события прошлого в многообразии, взаимосвязи и взаимообусловленности. Именно в таком контексте следует рассматривать историю коми и других народов, составляющих население Республики Коми, в разные исторические периоды.

Преподавание учебного курса «История родного края» способствует осознанию места региона в общеисторическом процессе, формированию личной ответственности учащихся за судьбы своего Отечества и малой родины, пониманию взаимосвязанности развития всех народов, населяющих Республику Коми, и необходимости объединения их усилий на благо республики. При этом чрезвычайно важным представляется сохранение самобытной национальной культуры, развитие и взаимодействие культур народов страны.

Цели изучения курса:

· овладение студентами знаниями об историческом пути коми народа, его социальном, духовном и нравственном опыте;

· понимание процесса складывания многонационального государственного образования «Республика Коми», его истории;

· формирование ценностных ориентаций и убеждений студентами на основе личностного осмысления опыта исторического развития; восприятие идей гуманизма, уважения прав человека, патриотизма и взаимопонимания между народами;

· развитие интереса и уважения к истории и культуре своего и других народов, стремления сохранить и приумножить культурное наследие своего края, страны и всего человечества.

В основу содержательной части программы авторы заложили следующие принципы:

· изучение предмета по содержательным линиям «историческое время», «историческое пространство», «историческое движение»;

· научность и информативность подачи материала;

· межпредметные связи;

· наглядность (в том числе работа с исторической картой).

Студенты могут воспользоваться имеющимися по истории Республики Коми материалами, хрестоматиями, пособиями, атласами, репродукциями картин коми художников, а также изготовить недостающие пособия: исторические карты, тестовые задания и т.д. Все это позволит углубить знания учеников, привлечь их к поиску и обработке исторического материала.

Каждому разделу программы предпослана характеристика ситуации в России, на фоне которой развиваются события и процессы в Коми крае.

Самостоятельная работапредполагает работу с конспектами лекций и рекомендованным списком литературы по изучаемому курсу в целях систематизации и закрепления полученных в ходе лекционных занятий теоретических знаний, подготовку к практическим занятиям (работа с рекомендованной по теме литературой) и подготовку к сдаче экзамена (вопросы к экзамену для удобства подготовки разнесены по соответствующим темам). Промежуточный контроль и проверка самостоятельной работы осуществляются на практических занятиях, итоговый – на экзамене.

Тематический план

Наименование разделов, тем

Количество часов по учебному плану

Максимальная нагрузка студентов (часов)

Аудиторная нагрузка

Самостоятельная работа

Всего

В том числе

Лекции Семинар Практ. работа Лаборатор. работа
  Раздел 1.              
1. Вводная лекция. Характеристика источников. Этапы изучения истории коми народа.     4     2     2     -     2     -     2
2. Стефан Пермский и христианизация. Пермская епархия.   8   4   2   -   2   -   4
3. Присоединение Коми края к Русскому государству: ход, значение, последствия.   8   4   2   -   2   -   4
4. Историко-культурные взаимоотношения коми с соседними народами.   8   4   2   -   2   -   4
5. Коми край в XVIII – I половине XIX в. 8 4 2 - 2 - 4
6. Буржуазные реформы II половины XIX в. 8 4 2 - 2 - 4
7. Развитие лесной промышленности (II половины XIX – начала ХХ вв.)   8   4   2   -   2   -   4
8. Политическая ссылка на территории Коми края.   8   4   2   -   2   -   4
9. Коми край в годы первой российской революции.   8   4   2   -   2   -   4
  Итого: 68 34 18 - 16 - 34

 

  Раздел 2.              
1. Победа Советской власти в Коми крае. 4 2 2 - - - 2
2. Коми край в годы гражданской войны. 8 4 2 - 2 - 4
3. Развитие экономики и социальных отношений в Коми области в годы восстановительного периода.   8   4   2   -   2   -   4
4. Развитие народного хозяйства в Коми АССР во второй половине 1920-1930-х гг.   8   4   2   -   2   -   4
5. Коми АССР в годы Великой Отечественной войны. 8 4 2 - 2 - 4
6. Восстановление и дальнейшее развитие народного хозяйства Коми АССР во второй половине 1940-х — 1950-х гг. 8 4 2 - 2 - 4
7. Экономика Коми АССР в годы 1960 — первой половине 1980-х гг.   8   4   2   -   2   -   4
8. Перестройка и изменение структуры народного хозяйства в Республике Коми второй половины 1980-х — 1990-е гг.     12     6     2     -     4     -     6
9. Социально-экономические отношения в Республике Коми в 2000-х гг.   4   2   2   -   0   -   2
  Итого: 68 34 18 - 16 - 34

 

    В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (030602.65 - «связи с общественностью», 030701 «Международные отношения») учебный курс история Коми призван дать представление студентам об общем и особенном в развитии региона Республики Коми. Предмет способствует пониманию студентами роли и значения Российского государства в развитии Европейского Севера и Коми края, в частности, различавшихся в различные исторические периоды и особенно активизировавшихся в ХХ веке. Одновременно история Республики Коми позволяет установить и проследить по историческим эпохам вклад коми и других народов, населяющих республику в решение общегосударственных проблем.

       Практические занятия по истории Коми посвящены выяснению проблем культурно-исторического и этнического своеобразия народов, их взаимовлияние и взаимообогащение.

Требования к знаниям и умениям студентов (по темам)

Наименование тем

Основное содержание

Требования к формируемым компетенциям, знаниям и умениям студента

Студент должен знать Студент должен уметь
Тема 1. Вводная лекция. Характеристика источников. Этапы изучения истории коми народа. Характеристика финно-угорских народов. Типы источников. Историография проблемы. Наряды, входящие в уральскую языковую семью. Знать основные типы источников. Иметь представление о национальном составе России. владеть практическими навыками сбора информации; анализировать исторические процессы и явления и видеть их преемственность; быть способным к приобретению новых знаний.
Тема 2. Стефан Пермский и христианизация. Пермская епархия. Христианизация народа коми. Характеристика Стефана Пермского. Образование и деятельность Пермской епархии. Знать основные источники по христианизации. Понимать содержание понятия «христианизация». Изучить ход христианизации. владеть практическими навыками сбора информации; анализировать исторические процессы и явления и видеть их преемственность; быть способным к приобретению новых знаний.
Тема 3. Присоединение Коми края к Русскому государству: ход, значение, последствия. Характеристика процесса присоединения Коми края к Русскому государству. Дискуссия о хронологических рамках. Политические, культурно-экономические последствия, значение. Основные этапы присоединения Коми края к Русскому государству. Последствие и значение присоединения земель Коми края к Русскому государству. владеть практическими навыками сбора информации; анализировать исторические процессы и явления и видеть их преемственность; быть способным к приобретению новых знаний.
Тема 4. Историко-культурные взаимоотношения коми с соседними народами. Историко-культурные взаимоотношения коми с русскими, немцами, ханты, манси. Значение и последствия культурных, экономических контактов. Хронологические рамки. Окружение (соседние уделы) коми зырян. Проследить и оценить взаимовлияния культур. владеть практическими навыками сбора информации; анализировать исторические процессы и явления и видеть их преемственность; быть способным к приобретению новых знаний.
Тема 5. Коми край в XVIII – I половине XIX в. Административно-культурное деление России в XVIII в. Участие России, населения Коми края в войне 1812 г. Социально-экономическое развитие Коми края. Знать административно-территориальное деление России. Условия экономического и социального развития Коми края. Социально-экономическое развитие Коми края. владеть практическими навыками сбора информации; анализировать исторические процессы и явления и видеть их преемственность; быть способным к приобретению новых знаний.
Тема 6. Буржуазные реформы II половины XIX в. Причины проведения буржуазных реформ. Особенности проведения реформ на территории Коми края. Значение последствия. Подготовку и проведение буржуазных реформ в России. Особенности проведения в Коми крае. Значение и последствия реформ. владеть практическими навыками сбора информации; анализировать исторические процессы и явления и видеть их преемственность; быть способным к приобретению новых знаний.
Тема 7. Развитие лесной промышленности (II половины XIX – начала ХХ вв.) Условия развития лесной промышленности. Формы капиталистических объединений. Формы найма и положение лесных рабочих. Знать основные районы лесозаготовительной промышленности. Изучить основные формы капиталистических объединений. Проследить влияние промышленности на социально-экономическое развитие населения. владеть практическими навыками сбора информации; анализировать исторические процессы и явления и видеть их преемственность; быть способным к приобретению новых знаний.
Тема 8. Политическая ссылка на территории Коми края. Причины высылки политссыльных на территорию Коми края. Состав и деятельность политссыльных. Значение и последствия для местного населения. Знать определение «политическая ссылка». Дать характеристики политссыльным. Проследить влияние политических ссыльных на местное население. владеть практическими навыками сбора информации; анализировать исторические процессы и явления и видеть их преемственность; быть способным к приобретению новых знаний.
Тема 9. Коми край в годы первой российской революции. Выступления крестьян и рабочих Коми края в годы революции 1905-1907 гг. Деятельность политических ссыльных. Знать основные события революции 1905-1907 гг. в России. Выделить особенности выступлений крестьян и рабочих. Охарактеризовать основные формы борьбы политссыльных. владеть практическими навыками сбора информации; анализировать исторические процессы и явления и видеть их преемственность; быть способным к приобретению новых знаний.
Тема 10. Победа Советской власти в Коми крае. Социально-экономическое развитие края в Первой мировой войне. Развитие транспортной системы, проекты и реальность. Развитие фабрично-заводской промышленности: а) металлургия, б) нефтяная, в) лесозаготовка и переработка. Развитие мелкой капиталистической промышленности. Знать и выделять основные тенденции развития экономики края в условиях войны. Изменения в социальной структуре населения. владеть практическими навыками сбора информации; анализировать исторические процессы и явления и видеть их преемственность; быть способным к приобретению новых знаний.
Тема 11. Коми край в годы гражданской войны. Культурная жизнь Коми края (XIX – начало ХХ в.) Развитие народного образования, просветительское дело в крае. Краеведческая работа. Исследования и научные экспедиции. Уметь и знать то новое, что появилось в условиях буржуазного развития. Выделять особенности развития материальной и духовной культуры на территории края. Знать систему народного образования передовых представителей интеллигенции. владеть практическими навыками сбора информации; анализировать исторические процессы и явления и видеть их преемственность; быть способным к приобретению новых знаний.
Тема 12. Развитие экономики и социальных отношений в Коми области в годы восстановительного периода. Развитие государственности у народа коми. Основополагающие документы по государственному строительству. Проекты выделения в автономную единицу. Образование Коми автономной области. Знать основные документы государства, на которых строилась автономия нарядов этапы развития коми автономии, социолого-классовые изменения в обществе. владеть практическими навыками сбора информации; анализировать исторические процессы и явления и видеть их преемственность; быть способным к приобретению новых знаний.
Тема 13. Развитие народного хозяйства в Коми АССР во второй половине 1920-1930-х гг. Коми Автономная область в двадцатые годы. Складывание административной территории. Борьба за повышение статуса автономии. Основные итоги сельскохозяйственного и индустриального развития. Знать основные направления административно-территориального устройства. Выделять основные законодательные документы, регулировавшие правовые положения края, стратегию и тактику отстаивания руководством АО своих интересов перед краевыми и центральными органами. владеть практическими навыками сбора информации; анализировать исторические процессы и явления и видеть их преемственность; быть способным к приобретению новых знаний.
Тема 14. Коми АССР в годы Великой Отечественной войны. Преобразование экономики края на военный лад. Боевые подвиги земляков на фронтах. Героический труд тружеников тыла. Социально-демографические изменения. Знать основные изменения в экономике республики, этапы ее преобразования. Определять основные преобразования в культурной жизни края. Помнить имена героев фронта и тыла. Оценить вклад населения в дело победы. владеть практическими навыками сбора информации; анализировать исторические процессы и явления и видеть их преемственность; быть способным к приобретению новых знаний.
Тема 15. Восстановление и дальнейшее развитие народного хозяйства Коми АССР во второй половине 1940-х — 1950-х гг. ГУЛАГ на территории коми. Формирование территории и структуры ГУЛАГа. Основные функции системы и ее эффективность. Последствия влияния системы на развитие материальной и духовной культуры республики. Знать основные лагеря, сформированные на территории края. Анализировать состав з/к и его эволюцию с течением времени. Оценивать последствия для жизни населения от деятельности репрессивной системы. владеть практическими навыками сбора информации; анализировать исторические процессы и явления и видеть их преемственность; быть способным к приобретению новых знаний.
Тема 16. Экономика Коми АССР в годы 1960 — первой половине 1980-х гг. Культура, искусство, наука во второй половине 40-х – 1990-х гг. Развитие науки и искусства в послевоенный период. Литература. Знать основные этапы эволюции народного образования. Иметь представление об основных направлениях развития науки. Выделять наиболее значительные достижения в области искусства и литературы. Называть отличившихся его представителей. владеть практическими навыками сбора информации; анализировать исторические процессы и явления и видеть их преемственность; быть способным к приобретению новых знаний.
Тема 17. Перестройка и изменение структуры народного хозяйства в Республике Коми второй половины 1980-х — 1990-е гг. Развитие образования в 40-х – 2000-х гг. Система народного образования. Развитие школьного образования. Развитие начального и среднего профтехобразования. Высшая школа. Знать проводившиеся реформы в системе школьного образования. Иметь представление о количественных и качественных изменениях в составе и подготовке преподавательских кадров. Прослеживать основные направления в развитии профессионального образования. Знать изменения в работе высшей школы.   владеть практическими навыками сбора информации; анализировать исторические процессы и явления и видеть их преемственность; быть способным к приобретению новых знаний.
Тема 18. Социально-экономические отношения в Республике Коми в 2000-х гг.   Иметь представление об основных направлениях общественной жизни в РК, изменениях в экономическом развитии Республике Коми в 2000-х гг. владеть практическими навыками сбора информации; анализировать исторические процессы и явления и видеть их преемственность; быть способным к приобретению новых знаний.

                       

 

          

Программа

 

Пермь Вычегодская (XI-XIV вв.). Историография вопроса. Территория обитания. Хозяйственный и религиозный быт населения. Общественный строй, возникновение территориально-соседских общин. Продвижение новгородцев в земли коми. Отношения между новгородцами и предками коми. Распространение влияния Ростово-Суздальской земли. Значение связей края с русскими землями.

Коми край в XV в. Историография вопроса. Общественно-экономическое развитие коми. Становление феодальных отношений. Религиозный быт населения. Распространение влияния Московского княжества на земли коми. Христианизация местного населения. Деятельность Стефана Пермского, создание Пермской епархии.

Борьба Москвы с Новгородом за закрепление своих позиций на Севере. Военные экспедиции московских князей на Урал и в Зауралье, участие в них местного населения. Значение и последствия присоединения края к Русскому государству. Историко-культурные взаимоотношения коми с соседними народами. Организация управления краем. Московские князья и Пермская епархия в конце XV – начале XVI вв. Складывание административных общин-волостей.

Коми край в XVI веке. Историография вопроса. Перепись Вымской и Вычегодской земель конца XVI в. Заселение новых земель. Население, его занятия. Основание Усть-Цилемской и Ижемской слободок. Дальнейшее распространение земледелия. Ремесло. Возникновение соляного промысла. Реформа управления краем в середине XVI в. Роль коми населения в освоении и заселении Сибири.

Начало складывания народности коми.

Социально-экономическое развитие края в XVII в. Историография вопроса. Территория и численность населения. Изменения в составе населения. Участие коми народа в борьбе с польско-шведской интервенцией.

Организация управления краем в XVII в. Освоение новых земель, возникновение новых поселений.

Изучение природных богатств края. «Рудные» экспедиции, участие в них местного населения. Рост скотоводства, развитие оленеводства в северных районах края. Связь сельского хозяйства с рынком. Развитие товарности охоты и рыболовства. Ремесло. Возникновение судостроительного и брусяно-точильного промыслов. Солеваренная промышленность.

Торговля. Втягивание края в систему Всероссийского рынка. Важнейшие торговые пути. Торгующие крестьяне.

Усиление феодальной эксплуатации населения края. Рост податей и повинностей. Углубление имущественного неравенства среди населения. Характер и формы социального протеста. Волнения на Удоре.

Правосознание и правотворчество черносошных крестьян Яренского уезда.

Коми край в XVIII – первой половине XIX вв. Историография вопроса. Коми край в начале XVIII в. Население края в конце XVIII – первой половине XIX вв. Изменения в управлении краем. Административные реформы Петра I и Екатерины II.

Освоение новых земель. Сельское хозяйство – основная отрасль экономики края. Развитие земледелия и животноводства. Оленеводство. Ремесло и крестьянские промыслы, их значение в экономике края. Возникновение новых промыслов: замшевого, сукновального, кирпичного. Сереговский солеваренный завод. Создание железоделательного производства в крае и его значение. Сезонные работы по рубке и сплаву леса. Попытки использования ухтинской нефти. Отходничество жителей Коми края.

 Развитие товарно-денежных отношений. Расширение связей края с русскими губерниями. Роль торгово-ростовщического капитала в экономической жизни края.

Социальные отношения в крае. Расслоение крестьянства. Усиление эксплуатации и угнетения жителей края. Подати и повинности. Формы сопротивления крестьянства. Первые выступления заводских работников.

Коми край в системе Российской империи в первой половине XIX в. Население. Города. Аппарат управления казенной деревней. Участие населения края в войне 1812 г.

 Общественно-экономическое развитие края. Крестьянское хозяйство. Земледелие. Животноводство. Оленеводческое хозяйство на севере. Новые явления в крестьянском хозяйстве. Рост товарности земледелия и животноводства.

Крестьянские промыслы: охота, рыболовство, судостроение, производство точил и замши, отходничество и т.д. Основные тенденции в изменении характера крестьянских промыслов.

Промышленное производство в крае: солеваренный завод, железоделательные заводы Усть-Сысольского уезда, начало их упадка. Положение рабочих. Развитие лесозаготовительной промышленности.

Товарно-денежные отношения. Ярмарки, торжки, транзитная торговля. Роль русского и местного купечества. Расширение экономических связей края с русскими центрами. Торговые пути.

Положение крестьянских масс: подати и повинности. Характер и формы борьбы крестьянства края. Д.Балин – крестьянский вожак. Борьба за землю с казной и частными владельцами. Выступления ижемских, устькуломских, керосских, сотчемских крестьян.

Культура и быт коми народа в XVIII – первой половины XIX вв. Создание первых школ. Открытие в Усть-Сысольске публичной библиотеки. Н.И.Надеждин в усть-сысольской ссылке. Правосознание крестьян Коми края в конце XVIII – первой половине XIX вв.

Развитие капиталистических отношений в Коми крае во второй половине XIX века. Историография вопроса. Население Коми края по материалам переписи 1897 г. Проведение в крае буржуазных реформ 60-70-х гг. XIX в., их значение для края. Контрреформы. Создание и деятельность земских учреждений в Усть-Сысольском и Яренском уездах.

Изменения в пореформенном крестьянском хозяйстве. Рост товарности. Разложение крестьянства. Крестьянское ремесло. Мелкотоварное производство в крестьянских промыслах. Становление капиталистической мануфактуры на базе крестьянских промыслов. Усиление отходничества крестьян края. Платежи и повинности крестьян.

Упадок старых промышленных предприятий в крае. Рост лесозаготовительной промышленности. Роль русских и иностранных предпринимателей. Положение лесных рабочих.

Развитие торговли в крае. Торговые связи Коми края в пореформенные годы. Постоянная торговля в Усть-Сысольском уезде. Формирование крестьянской торговой буржуазии.

Православная церковь. Церковное строительство. Ульяновский мужской Троице-Стефановский монастырь. Кылтовский женский Крестовоздвиженский монастырь.

Классовая борьба крестьян и рабочих края в пореформенный период. Политическая ссылка на территории Коми края во второй половине XIX в.

Социально-экономическое развитие Коми края (1900-1917 гг.). Историография вопроса. Деятельность политических ссыльных в Коми крае: основные направления, содержание, влияние на местное население.

Революционные выступления рабочих края. Формы и характер борьбы фабрично-заводских рабочих. Волнения работников лесозаготовительной промышленности. Результаты и значение выступлений рабочих края.

Крестьянское движение в крае в 1905-1907 гг. Формы и характер борьбы крестьянства. Волнения в Визингской волости. «Программа» А.И.Митюшева. Выступления крестьян в Усть-Неме. Проект экономических преобразований М.Т.Шешукова. Антиклерикальные выступления крестьян. Значение крестьянских волнений в крае.

Влияние Первой мировой войны на экономику края и положение народа. Участие жителей края в войне. Военнопленные офицеры в Усть-Сысольске. Письма местных уроженцев из австро-германского плена. Февральская революция в Коми крае.

Культура и быт коми народа во второй половине XIX – начале XX вв. Историография вопроса. Народное образование в крае. Типы начальной школы. Деятельность земских учреждений края в области школьного дела. Воскресные школы. Возникновение и развитие профессионального образования. Учительский состав. Открытие средних учебных заведений. Рост грамотности. Культурно-просветительные учреждения. Создание народных библиотек-читален. Театр. Кино. Фотография, спорт. Церковь в Коми крае. Правосознание и правотворчество коми крестьян. Организация научных исследований на территории края. Формирование местной интеллигенции. Попытки создания национальной письменности и литературы. И.Куратов. М.Лебедев. Изучение этнографии, языка, истории края. К.Попов, К.Жаков, П.Сорокин. Устное творчество коми народа.

Развитие благотворительности в крае: основные направления и формы. Общества вспомоществования и их деятельность. Оказание государственной помощи участникам войны. Попечительство и их деятельность. Деятельность церкви в благотворительной сфере.

Развитие здравоохранения на территории края.

Борьба за победу социалистической революции в Коми крае (1917-1918 гг.). Историография вопроса. Политическая обстановка в стране и Коми крае после Февральской буржуазно-демократической революции. Создание в крае новых органов власти и управления. Резолюция общего собрания солдат-зырян Петроградского гарнизона.

Активизация общественной жизни в городах края. Сущность создаваемых организаций. Уездные съезды крестьянских депутатов, их состав и решения. Органы аппарата Временного правительства в крае и Советы крестьянских и солдатских депутатов. Вопрос о земле в Коми крае летом-осенью 1917 г. Участие коми солдат-фронтовиков в политической жизни края.

Победа пролетарской революции в центре страны. Провозглашение Советской власти в уездах Коми края. Особенности борьбы за власть Советов в Печорском уезде.

Борьба трудящихся Коми края за упрочение Советской власти и превращение Советов в органы диктатуры пролетариата. Обострение борьбы крестьян за хлеб и землю летом 1918 г. в уездах Коми края. Образование комбедов. Создание большевистских партийных организаций. Соотношение внутреннего и внешнего факторов в борьбе за изменение классовой сущности Советской власти в Коми крае. Политическая обстановка в Печорском уезде летом 1918 г. Обострение классовой борьбы. Создание уездных контрреволюционных органов власти. Развертывание открытой борьбы открытой борьбы против Советов в Печорском уезде.

Коми край в годы иностранной военной интервенции и гражданской войны (1918-1920 гг.). Историография вопроса. Развертывание гражданской войны на территории северных и восточных губерний России. Место Коми края в планах белогвардейцев и интервентов. Формирование фронтовых направлений на территории Коми края. Задачи партийных и советских органов по организации обороны края.

Возникновение очагов военных действий на Печоре, Удоре, верхней Вычегде и Сысоле.

Военные операции и тактика защитников Советской власти. Крестьянские мятежи. Итоги военных действий и соотношение сил на основных направлениях к весне 1919 г. Создание белых и красных полков. Изваильские партизаны.

Создание Управления войск Пинего-Печорского края. Отход с территории Коми края полков Красной Армии.

Наступление белых сил на Удоре, верхней Печоре и верхней Вычегде. Соотношение сил в крае к осени 1919 г. Причины неудач з


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.095 с.