Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Топ:
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Интересное:
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Дисциплины:
2022-10-29 | 39 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Сыктывкарский государственный университет»
Кафедра «Истории России и зарубежных стран»
УТВЕРЖДАЮ Зав. кафедрой Л.А. Максимова ________ «___» сентября 2011 г. | ||
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Дисциплины «История Коми Ч.1 и Ч.2» Блок дисциплин ОПД.Р. Национально-региональный (вузовский) компонент Специальности: 030701 «Международные отношения», 030602.65 «Связи с общественностью» Институт гуманитарных наук Форма обучения дневная |
| ||
Специальность 030701 «Международные отношения» | Специальность 030602.65 «Связи с общественностью»
| ||
«История Коми Ч.1» | «История Коми Ч.2» | «История Коми Ч.1» | «История Коми Ч.2» |
Семестр 3 Всего учебных занятий – 68 часов В том числе: Аудиторных 34 часа, из них Лекций - 36 часов Практических – 16 часов Лабораторных - 0 часов Самостоятельных - 34 часа Итоговый контроль – зачет | Семестр 4 Всего учебных занятий – 68 часов В том числе: Аудиторных 34 часа, из них Лекций - 18 часов Практических – 16 часов Лабораторных - 0 часов Самостоятельных - 34 часа Итоговый контроль – экзамен | Семестр 3 Всего учебных занятий – 68 часов В том числе: Аудиторных 34 часа, из них Лекций - 18 часов Практических – 16 часов Лабораторных - 0 часов Самостоятельных - 34 часа Итоговый контроль – зачет | Семестр 4 Всего учебных занятий – 68 часов В том числе: Аудиторных 34 часа, из них Лекций - 18 часов Практических – 16 часов Лабораторных - 0 часов Самостоятельных - 34 часа Итоговый контроль – экзамен |
Сыктывкар 2011
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Сыктывкарский государственный университет»
Институт гуманитарных наук
Кафедра «Истории России и зарубежных стран»
УТВЕРЖДАЮ Зав. кафедрой Л.А. Максимова ________ «___» сентября 2011 г. | ||
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Дисциплины «История Коми Ч.1 и Ч.2» Блок дисциплин ОПД.Р. Национально-региональный (вузовский) компонент Специальности: 030701 «Международные отношения», 030602.65 «Связи с общественностью» Институт гуманитарных наук Форма обучения дневная |
| ||
Специальность 030701 «Международные отношения»
| Специальность 030602.65 «Связи с общественностью»
| ||
«История Коми Ч.1» | «История Коми Ч.2» | «История Коми Ч.1» | «История Коми Ч.2» |
Семестр 3 Всего учебных занятий – 68 часов В том числе: Аудиторных 34 часа, из них Лекций - 36 часов Практических – 16 часов Лабораторных - 0 часов Самостоятельных - 34 часа Итоговый контроль – зачет | Семестр 4 Всего учебных занятий – 68 часов В том числе: Аудиторных 34 часа, из них Лекций - 18 часов Практических – 16 часов Лабораторных - 0 часов Самостоятельных - 34 часа Итоговый контроль – экзамен | Семестр 3 Всего учебных занятий – 68 часов В том числе: Аудиторных 34 часа, из них Лекций - 18 часов Практических – 16 часов Лабораторных - 0 часов Самостоятельных - 34 часа Итоговый контроль – зачет | Семестр 4 Всего учебных занятий – 68 часов В том числе: Аудиторных 34 часа, из них Лекций - 18 часов Практических – 16 часов Лабораторных - 0 часов Самостоятельных - 34 часа Итоговый контроль – экзамен |
Сыктывкар 2011
|
Составлена
в соответствии с Государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по специальностям 030701 «Международные отношения» и 030602.65 «Связи с общественностью».
ОДОБРЕНА УМК
Протокол № ____ от «___» ________ 2011 г.
Председатель УМК
__________________
Составители
– к.и.н., доцент Бондаренко Ольга Евтихеевна
– к.и.н. Иванов Фёдор Николаевич
– к.и.н., доцент Хорунжая Татьяна Михайловна
Пояснительная записка
Общая характеристика курса.
История родного края – органическая часть истории Отечества и всемирной истории. Основные закономерности и направления исторического развития, присущие всем народам мира, присутствуют в истории коми народа и народов, населяющих Европейский Северо-Восток. Это делает население северного региона субъектом общеисторического развития. В то же время региональные этнографические и культурологические особенности обусловливают некоторую специфику исторического развития народов.
История родного края изучает реальные события прошлого в многообразии, взаимосвязи и взаимообусловленности. Именно в таком контексте следует рассматривать историю коми и других народов, составляющих население Республики Коми, в разные исторические периоды.
Преподавание учебного курса «История родного края» способствует осознанию места региона в общеисторическом процессе, формированию личной ответственности учащихся за судьбы своего Отечества и малой родины, пониманию взаимосвязанности развития всех народов, населяющих Республику Коми, и необходимости объединения их усилий на благо республики. При этом чрезвычайно важным представляется сохранение самобытной национальной культуры, развитие и взаимодействие культур народов страны.
|
Цели изучения курса:
· овладение студентами знаниями об историческом пути коми народа, его социальном, духовном и нравственном опыте;
· понимание процесса складывания многонационального государственного образования «Республика Коми», его истории;
· формирование ценностных ориентаций и убеждений студентами на основе личностного осмысления опыта исторического развития; восприятие идей гуманизма, уважения прав человека, патриотизма и взаимопонимания между народами;
· развитие интереса и уважения к истории и культуре своего и других народов, стремления сохранить и приумножить культурное наследие своего края, страны и всего человечества.
В основу содержательной части программы авторы заложили следующие принципы:
· изучение предмета по содержательным линиям «историческое время», «историческое пространство», «историческое движение»;
· научность и информативность подачи материала;
· межпредметные связи;
· наглядность (в том числе работа с исторической картой).
Студенты могут воспользоваться имеющимися по истории Республики Коми материалами, хрестоматиями, пособиями, атласами, репродукциями картин коми художников, а также изготовить недостающие пособия: исторические карты, тестовые задания и т.д. Все это позволит углубить знания учеников, привлечь их к поиску и обработке исторического материала.
Каждому разделу программы предпослана характеристика ситуации в России, на фоне которой развиваются события и процессы в Коми крае.
Самостоятельная работапредполагает работу с конспектами лекций и рекомендованным списком литературы по изучаемому курсу в целях систематизации и закрепления полученных в ходе лекционных занятий теоретических знаний, подготовку к практическим занятиям (работа с рекомендованной по теме литературой) и подготовку к сдаче экзамена (вопросы к экзамену для удобства подготовки разнесены по соответствующим темам). Промежуточный контроль и проверка самостоятельной работы осуществляются на практических занятиях, итоговый – на экзамене.
|
Тематический план
№ | Наименование разделов, тем | Количество часов по учебному плану | ||||||
Максимальная нагрузка студентов (часов) | Аудиторная нагрузка | Самостоятельная работа | ||||||
Всего | В том числе | |||||||
Лекции | Семинар | Практ. работа | Лаборатор. работа | |||||
Раздел 1. | ||||||||
1. | Вводная лекция. Характеристика источников. Этапы изучения истории коми народа. | 4 | 2 | 2 | - | 2 | - | 2 |
2. | Стефан Пермский и христианизация. Пермская епархия. | 8 | 4 | 2 | - | 2 | - | 4 |
3. | Присоединение Коми края к Русскому государству: ход, значение, последствия. | 8 | 4 | 2 | - | 2 | - | 4 |
4. | Историко-культурные взаимоотношения коми с соседними народами. | 8 | 4 | 2 | - | 2 | - | 4 |
5. | Коми край в XVIII – I половине XIX в. | 8 | 4 | 2 | - | 2 | - | 4 |
6. | Буржуазные реформы II половины XIX в. | 8 | 4 | 2 | - | 2 | - | 4 |
7. | Развитие лесной промышленности (II половины XIX – начала ХХ вв.) | 8 | 4 | 2 | - | 2 | - | 4 |
8. | Политическая ссылка на территории Коми края. | 8 | 4 | 2 | - | 2 | - | 4 |
9. | Коми край в годы первой российской революции. | 8 | 4 | 2 | - | 2 | - | 4 |
Итого: | 68 | 34 | 18 | - | 16 | - | 34 |
Раздел 2. | ||||||||
1. | Победа Советской власти в Коми крае. | 4 | 2 | 2 | - | - | - | 2 |
2. | Коми край в годы гражданской войны. | 8 | 4 | 2 | - | 2 | - | 4 |
3. | Развитие экономики и социальных отношений в Коми области в годы восстановительного периода. | 8 | 4 | 2 | - | 2 | - | 4 |
4. | Развитие народного хозяйства в Коми АССР во второй половине 1920-1930-х гг. | 8 | 4 | 2 | - | 2 | - | 4 |
5. | Коми АССР в годы Великой Отечественной войны. | 8 | 4 | 2 | - | 2 | - | 4 |
6. | Восстановление и дальнейшее развитие народного хозяйства Коми АССР во второй половине 1940-х — 1950-х гг. | 8 | 4 | 2 | - | 2 | - | 4 |
7. | Экономика Коми АССР в годы 1960 — первой половине 1980-х гг. | 8 | 4 | 2 | - | 2 | - | 4 |
8. | Перестройка и изменение структуры народного хозяйства в Республике Коми второй половины 1980-х — 1990-е гг. | 12 | 6 | 2 | - | 4 | - | 6 |
9. | Социально-экономические отношения в Республике Коми в 2000-х гг. | 4 | 2 | 2 | - | 0 | - | 2 |
Итого: | 68 | 34 | 18 | - | 16 | - | 34 |
В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (030602.65 - «связи с общественностью», 030701 «Международные отношения») учебный курс история Коми призван дать представление студентам об общем и особенном в развитии региона Республики Коми. Предмет способствует пониманию студентами роли и значения Российского государства в развитии Европейского Севера и Коми края, в частности, различавшихся в различные исторические периоды и особенно активизировавшихся в ХХ веке. Одновременно история Республики Коми позволяет установить и проследить по историческим эпохам вклад коми и других народов, населяющих республику в решение общегосударственных проблем.
|
Практические занятия по истории Коми посвящены выяснению проблем культурно-исторического и этнического своеобразия народов, их взаимовлияние и взаимообогащение.
Требования к знаниям и умениям студентов (по темам)
Наименование тем | Основное содержание | Требования к формируемым компетенциям, знаниям и умениям студента | |
Студент должен знать | Студент должен уметь | ||
Тема 1. Вводная лекция. Характеристика источников. Этапы изучения истории коми народа. | Характеристика финно-угорских народов. Типы источников. Историография проблемы. | Наряды, входящие в уральскую языковую семью. Знать основные типы источников. Иметь представление о национальном составе России. | владеть практическими навыками сбора информации; анализировать исторические процессы и явления и видеть их преемственность; быть способным к приобретению новых знаний. |
Тема 2. Стефан Пермский и христианизация. Пермская епархия. | Христианизация народа коми. Характеристика Стефана Пермского. Образование и деятельность Пермской епархии. | Знать основные источники по христианизации. Понимать содержание понятия «христианизация». Изучить ход христианизации. | владеть практическими навыками сбора информации; анализировать исторические процессы и явления и видеть их преемственность; быть способным к приобретению новых знаний. |
Тема 3. Присоединение Коми края к Русскому государству: ход, значение, последствия. | Характеристика процесса присоединения Коми края к Русскому государству. Дискуссия о хронологических рамках. Политические, культурно-экономические последствия, значение. | Основные этапы присоединения Коми края к Русскому государству. Последствие и значение присоединения земель Коми края к Русскому государству. | владеть практическими навыками сбора информации; анализировать исторические процессы и явления и видеть их преемственность; быть способным к приобретению новых знаний. |
Тема 4. Историко-культурные взаимоотношения коми с соседними народами. | Историко-культурные взаимоотношения коми с русскими, немцами, ханты, манси. Значение и последствия культурных, экономических контактов. Хронологические рамки. | Окружение (соседние уделы) коми зырян. Проследить и оценить взаимовлияния культур. | владеть практическими навыками сбора информации; анализировать исторические процессы и явления и видеть их преемственность; быть способным к приобретению новых знаний. |
Тема 5. Коми край в XVIII – I половине XIX в. | Административно-культурное деление России в XVIII в. Участие России, населения Коми края в войне 1812 г. Социально-экономическое развитие Коми края. | Знать административно-территориальное деление России. Условия экономического и социального развития Коми края. Социально-экономическое развитие Коми края. | владеть практическими навыками сбора информации; анализировать исторические процессы и явления и видеть их преемственность; быть способным к приобретению новых знаний. |
Тема 6. Буржуазные реформы II половины XIX в. | Причины проведения буржуазных реформ. Особенности проведения реформ на территории Коми края. Значение последствия. | Подготовку и проведение буржуазных реформ в России. Особенности проведения в Коми крае. Значение и последствия реформ. | владеть практическими навыками сбора информации; анализировать исторические процессы и явления и видеть их преемственность; быть способным к приобретению новых знаний. |
Тема 7. Развитие лесной промышленности (II половины XIX – начала ХХ вв.) | Условия развития лесной промышленности. Формы капиталистических объединений. Формы найма и положение лесных рабочих. | Знать основные районы лесозаготовительной промышленности. Изучить основные формы капиталистических объединений. Проследить влияние промышленности на социально-экономическое развитие населения. | владеть практическими навыками сбора информации; анализировать исторические процессы и явления и видеть их преемственность; быть способным к приобретению новых знаний. |
Тема 8. Политическая ссылка на территории Коми края. | Причины высылки политссыльных на территорию Коми края. Состав и деятельность политссыльных. Значение и последствия для местного населения. | Знать определение «политическая ссылка». Дать характеристики политссыльным. Проследить влияние политических ссыльных на местное население. | владеть практическими навыками сбора информации; анализировать исторические процессы и явления и видеть их преемственность; быть способным к приобретению новых знаний. |
Тема 9. Коми край в годы первой российской революции. | Выступления крестьян и рабочих Коми края в годы революции 1905-1907 гг. Деятельность политических ссыльных. | Знать основные события революции 1905-1907 гг. в России. Выделить особенности выступлений крестьян и рабочих. Охарактеризовать основные формы борьбы политссыльных. | владеть практическими навыками сбора информации; анализировать исторические процессы и явления и видеть их преемственность; быть способным к приобретению новых знаний. |
Тема 10. Победа Советской власти в Коми крае. Социально-экономическое развитие края в Первой мировой войне. | Развитие транспортной системы, проекты и реальность. Развитие фабрично-заводской промышленности: а) металлургия, б) нефтяная, в) лесозаготовка и переработка. Развитие мелкой капиталистической промышленности. | Знать и выделять основные тенденции развития экономики края в условиях войны. Изменения в социальной структуре населения. | владеть практическими навыками сбора информации; анализировать исторические процессы и явления и видеть их преемственность; быть способным к приобретению новых знаний. |
Тема 11. Коми край в годы гражданской войны. Культурная жизнь Коми края (XIX – начало ХХ в.) | Развитие народного образования, просветительское дело в крае. Краеведческая работа. Исследования и научные экспедиции. | Уметь и знать то новое, что появилось в условиях буржуазного развития. Выделять особенности развития материальной и духовной культуры на территории края. Знать систему народного образования передовых представителей интеллигенции. | владеть практическими навыками сбора информации; анализировать исторические процессы и явления и видеть их преемственность; быть способным к приобретению новых знаний. |
Тема 12. Развитие экономики и социальных отношений в Коми области в годы восстановительного периода. Развитие государственности у народа коми. | Основополагающие документы по государственному строительству. Проекты выделения в автономную единицу. Образование Коми автономной области. | Знать основные документы государства, на которых строилась автономия нарядов этапы развития коми автономии, социолого-классовые изменения в обществе. | владеть практическими навыками сбора информации; анализировать исторические процессы и явления и видеть их преемственность; быть способным к приобретению новых знаний. |
Тема 13. Развитие народного хозяйства в Коми АССР во второй половине 1920-1930-х гг. Коми Автономная область в двадцатые годы. | Складывание административной территории. Борьба за повышение статуса автономии. Основные итоги сельскохозяйственного и индустриального развития. | Знать основные направления административно-территориального устройства. Выделять основные законодательные документы, регулировавшие правовые положения края, стратегию и тактику отстаивания руководством АО своих интересов перед краевыми и центральными органами. | владеть практическими навыками сбора информации; анализировать исторические процессы и явления и видеть их преемственность; быть способным к приобретению новых знаний. |
Тема 14. Коми АССР в годы Великой Отечественной войны. | Преобразование экономики края на военный лад. Боевые подвиги земляков на фронтах. Героический труд тружеников тыла. Социально-демографические изменения. | Знать основные изменения в экономике республики, этапы ее преобразования. Определять основные преобразования в культурной жизни края. Помнить имена героев фронта и тыла. Оценить вклад населения в дело победы. | владеть практическими навыками сбора информации; анализировать исторические процессы и явления и видеть их преемственность; быть способным к приобретению новых знаний. |
Тема 15. Восстановление и дальнейшее развитие народного хозяйства Коми АССР во второй половине 1940-х — 1950-х гг. ГУЛАГ на территории коми. | Формирование территории и структуры ГУЛАГа. Основные функции системы и ее эффективность. Последствия влияния системы на развитие материальной и духовной культуры республики. | Знать основные лагеря, сформированные на территории края. Анализировать состав з/к и его эволюцию с течением времени. Оценивать последствия для жизни населения от деятельности репрессивной системы. | владеть практическими навыками сбора информации; анализировать исторические процессы и явления и видеть их преемственность; быть способным к приобретению новых знаний. |
Тема 16. Экономика Коми АССР в годы 1960 — первой половине 1980-х гг. Культура, искусство, наука во второй половине 40-х – 1990-х гг. | Развитие науки и искусства в послевоенный период. Литература. | Знать основные этапы эволюции народного образования. Иметь представление об основных направлениях развития науки. Выделять наиболее значительные достижения в области искусства и литературы. Называть отличившихся его представителей. | владеть практическими навыками сбора информации; анализировать исторические процессы и явления и видеть их преемственность; быть способным к приобретению новых знаний. |
Тема 17. Перестройка и изменение структуры народного хозяйства в Республике Коми второй половины 1980-х — 1990-е гг. Развитие образования в 40-х – 2000-х гг. | Система народного образования. Развитие школьного образования. Развитие начального и среднего профтехобразования. Высшая школа. | Знать проводившиеся реформы в системе школьного образования. Иметь представление о количественных и качественных изменениях в составе и подготовке преподавательских кадров. Прослеживать основные направления в развитии профессионального образования. Знать изменения в работе высшей школы. | владеть практическими навыками сбора информации; анализировать исторические процессы и явления и видеть их преемственность; быть способным к приобретению новых знаний. |
Тема 18. Социально-экономические отношения в Республике Коми в 2000-х гг. | Иметь представление об основных направлениях общественной жизни в РК, изменениях в экономическом развитии Республике Коми в 2000-х гг. | владеть практическими навыками сбора информации; анализировать исторические процессы и явления и видеть их преемственность; быть способным к приобретению новых знаний. |
Программа
Пермь Вычегодская (XI-XIV вв.). Историография вопроса. Территория обитания. Хозяйственный и религиозный быт населения. Общественный строй, возникновение территориально-соседских общин. Продвижение новгородцев в земли коми. Отношения между новгородцами и предками коми. Распространение влияния Ростово-Суздальской земли. Значение связей края с русскими землями.
Коми край в XV в. Историография вопроса. Общественно-экономическое развитие коми. Становление феодальных отношений. Религиозный быт населения. Распространение влияния Московского княжества на земли коми. Христианизация местного населения. Деятельность Стефана Пермского, создание Пермской епархии.
Борьба Москвы с Новгородом за закрепление своих позиций на Севере. Военные экспедиции московских князей на Урал и в Зауралье, участие в них местного населения. Значение и последствия присоединения края к Русскому государству. Историко-культурные взаимоотношения коми с соседними народами. Организация управления краем. Московские князья и Пермская епархия в конце XV – начале XVI вв. Складывание административных общин-волостей.
Коми край в XVI веке. Историография вопроса. Перепись Вымской и Вычегодской земель конца XVI в. Заселение новых земель. Население, его занятия. Основание Усть-Цилемской и Ижемской слободок. Дальнейшее распространение земледелия. Ремесло. Возникновение соляного промысла. Реформа управления краем в середине XVI в. Роль коми населения в освоении и заселении Сибири.
Начало складывания народности коми.
Социально-экономическое развитие края в XVII в. Историография вопроса. Территория и численность населения. Изменения в составе населения. Участие коми народа в борьбе с польско-шведской интервенцией.
Организация управления краем в XVII в. Освоение новых земель, возникновение новых поселений.
Изучение природных богатств края. «Рудные» экспедиции, участие в них местного населения. Рост скотоводства, развитие оленеводства в северных районах края. Связь сельского хозяйства с рынком. Развитие товарности охоты и рыболовства. Ремесло. Возникновение судостроительного и брусяно-точильного промыслов. Солеваренная промышленность.
Торговля. Втягивание края в систему Всероссийского рынка. Важнейшие торговые пути. Торгующие крестьяне.
Усиление феодальной эксплуатации населения края. Рост податей и повинностей. Углубление имущественного неравенства среди населения. Характер и формы социального протеста. Волнения на Удоре.
Правосознание и правотворчество черносошных крестьян Яренского уезда.
Коми край в XVIII – первой половине XIX вв. Историография вопроса. Коми край в начале XVIII в. Население края в конце XVIII – первой половине XIX вв. Изменения в управлении краем. Административные реформы Петра I и Екатерины II.
Освоение новых земель. Сельское хозяйство – основная отрасль экономики края. Развитие земледелия и животноводства. Оленеводство. Ремесло и крестьянские промыслы, их значение в экономике края. Возникновение новых промыслов: замшевого, сукновального, кирпичного. Сереговский солеваренный завод. Создание железоделательного производства в крае и его значение. Сезонные работы по рубке и сплаву леса. Попытки использования ухтинской нефти. Отходничество жителей Коми края.
Развитие товарно-денежных отношений. Расширение связей края с русскими губерниями. Роль торгово-ростовщического капитала в экономической жизни края.
Социальные отношения в крае. Расслоение крестьянства. Усиление эксплуатации и угнетения жителей края. Подати и повинности. Формы сопротивления крестьянства. Первые выступления заводских работников.
Коми край в системе Российской империи в первой половине XIX в. Население. Города. Аппарат управления казенной деревней. Участие населения края в войне 1812 г.
Общественно-экономическое развитие края. Крестьянское хозяйство. Земледелие. Животноводство. Оленеводческое хозяйство на севере. Новые явления в крестьянском хозяйстве. Рост товарности земледелия и животноводства.
Крестьянские промыслы: охота, рыболовство, судостроение, производство точил и замши, отходничество и т.д. Основные тенденции в изменении характера крестьянских промыслов.
Промышленное производство в крае: солеваренный завод, железоделательные заводы Усть-Сысольского уезда, начало их упадка. Положение рабочих. Развитие лесозаготовительной промышленности.
Товарно-денежные отношения. Ярмарки, торжки, транзитная торговля. Роль русского и местного купечества. Расширение экономических связей края с русскими центрами. Торговые пути.
Положение крестьянских масс: подати и повинности. Характер и формы борьбы крестьянства края. Д.Балин – крестьянский вожак. Борьба за землю с казной и частными владельцами. Выступления ижемских, устькуломских, керосских, сотчемских крестьян.
Культура и быт коми народа в XVIII – первой половины XIX вв. Создание первых школ. Открытие в Усть-Сысольске публичной библиотеки. Н.И.Надеждин в усть-сысольской ссылке. Правосознание крестьян Коми края в конце XVIII – первой половине XIX вв.
Развитие капиталистических отношений в Коми крае во второй половине XIX века. Историография вопроса. Население Коми края по материалам переписи 1897 г. Проведение в крае буржуазных реформ 60-70-х гг. XIX в., их значение для края. Контрреформы. Создание и деятельность земских учреждений в Усть-Сысольском и Яренском уездах.
Изменения в пореформенном крестьянском хозяйстве. Рост товарности. Разложение крестьянства. Крестьянское ремесло. Мелкотоварное производство в крестьянских промыслах. Становление капиталистической мануфактуры на базе крестьянских промыслов. Усиление отходничества крестьян края. Платежи и повинности крестьян.
Упадок старых промышленных предприятий в крае. Рост лесозаготовительной промышленности. Роль русских и иностранных предпринимателей. Положение лесных рабочих.
Развитие торговли в крае. Торговые связи Коми края в пореформенные годы. Постоянная торговля в Усть-Сысольском уезде. Формирование крестьянской торговой буржуазии.
Православная церковь. Церковное строительство. Ульяновский мужской Троице-Стефановский монастырь. Кылтовский женский Крестовоздвиженский монастырь.
Классовая борьба крестьян и рабочих края в пореформенный период. Политическая ссылка на территории Коми края во второй половине XIX в.
Социально-экономическое развитие Коми края (1900-1917 гг.). Историография вопроса. Деятельность политических ссыльных в Коми крае: основные направления, содержание, влияние на местное население.
Революционные выступления рабочих края. Формы и характер борьбы фабрично-заводских рабочих. Волнения работников лесозаготовительной промышленности. Результаты и значение выступлений рабочих края.
Крестьянское движение в крае в 1905-1907 гг. Формы и характер борьбы крестьянства. Волнения в Визингской волости. «Программа» А.И.Митюшева. Выступления крестьян в Усть-Неме. Проект экономических преобразований М.Т.Шешукова. Антиклерикальные выступления крестьян. Значение крестьянских волнений в крае.
Влияние Первой мировой войны на экономику края и положение народа. Участие жителей края в войне. Военнопленные офицеры в Усть-Сысольске. Письма местных уроженцев из австро-германского плена. Февральская революция в Коми крае.
Культура и быт коми народа во второй половине XIX – начале XX вв. Историография вопроса. Народное образование в крае. Типы начальной школы. Деятельность земских учреждений края в области школьного дела. Воскресные школы. Возникновение и развитие профессионального образования. Учительский состав. Открытие средних учебных заведений. Рост грамотности. Культурно-просветительные учреждения. Создание народных библиотек-читален. Театр. Кино. Фотография, спорт. Церковь в Коми крае. Правосознание и правотворчество коми крестьян. Организация научных исследований на территории края. Формирование местной интеллигенции. Попытки создания национальной письменности и литературы. И.Куратов. М.Лебедев. Изучение этнографии, языка, истории края. К.Попов, К.Жаков, П.Сорокин. Устное творчество коми народа.
Развитие благотворительности в крае: основные направления и формы. Общества вспомоществования и их деятельность. Оказание государственной помощи участникам войны. Попечительство и их деятельность. Деятельность церкви в благотворительной сфере.
Развитие здравоохранения на территории края.
Борьба за победу социалистической революции в Коми крае (1917-1918 гг.). Историография вопроса. Политическая обстановка в стране и Коми крае после Февральской буржуазно-демократической революции. Создание в крае новых органов власти и управления. Резолюция общего собрания солдат-зырян Петроградского гарнизона.
Активизация общественной жизни в городах края. Сущность создаваемых организаций. Уездные съезды крестьянских депутатов, их состав и решения. Органы аппарата Временного правительства в крае и Советы крестьянских и солдатских депутатов. Вопрос о земле в Коми крае летом-осенью 1917 г. Участие коми солдат-фронтовиков в политической жизни края.
Победа пролетарской революции в центре страны. Провозглашение Советской власти в уездах Коми края. Особенности борьбы за власть Советов в Печорском уезде.
Борьба трудящихся Коми края за упрочение Советской власти и превращение Советов в органы диктатуры пролетариата. Обострение борьбы крестьян за хлеб и землю летом 1918 г. в уездах Коми края. Образование комбедов. Создание большевистских партийных организаций. Соотношение внутреннего и внешнего факторов в борьбе за изменение классовой сущности Советской власти в Коми крае. Политическая обстановка в Печорском уезде летом 1918 г. Обострение классовой борьбы. Создание уездных контрреволюционных органов власти. Развертывание открытой борьбы открытой борьбы против Советов в Печорском уезде.
Коми край в годы иностранной военной интервенции и гражданской войны (1918-1920 гг.). Историография вопроса. Развертывание гражданской войны на территории северных и восточных губерний России. Место Коми края в планах белогвардейцев и интервентов. Формирование фронтовых направлений на территории Коми края. Задачи партийных и советских органов по организации обороны края.
Возникновение очагов военных действий на Печоре, Удоре, верхней Вычегде и Сысоле.
Военные операции и тактика защитников Советской власти. Крестьянские мятежи. Итоги военных действий и соотношение сил на основных направлениях к весне 1919 г. Создание белых и красных полков. Изваильские партизаны.
Создание Управления войск Пинего-Печорского края. Отход с территории Коми края полков Красной Армии.
Наступление белых сил на Удоре, верхней Печоре и верхней Вычегде. Соотношение сил в крае к осени 1919 г. Причины неудач з
|
|
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!