Законотворческий процесс в России: понятие, стадии. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Законотворческий процесс в России: понятие, стадии.

2022-10-29 23
Законотворческий процесс в России: понятие, стадии. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Законотворчество – это деятельность компетентных органов государства по принятию, изменению и отмене нормативных правовых актов и юридических норм.

Законотворческий процесс – это урегулированный нормами порядок разработки, обсуждения проектов НПА (законов) и принятия НПА (законов) высшим органом государственной власти.

Право принятия законотворческого решения по судьбе законопроекта принадлежит законодательному органу. В РФ таковыми являются Государственная Дума. Поскольку правотворческая работа носит длительный характер, работа над законопроектом может быть разбита на несколько стадий, логично и последовательно сменяющих одна другую.

1. Законодательная инициатива, т.е. осуществление закрепленного Конституцией за определенными лицами права на предложение об издании закона и на внесение законопроекта в законодательный орган; при этом законодательный орган юридически обязан рассмотреть предложение и законопроект; в соответствии с Конституцией право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской федерации, Совету федерации, членам Совета федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской федерации, законодательным (представительным) органам субъектов федерации. Это право принадлежит также Конституционному Суду Российской федерации, Верховному Суду Российской федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской федерации по вопросам их ведения (ст. 104)

2. Решение компетентного органа о необходимости издания закона, включение соответствующего предложения в план законопроектных работ, выработка официального законопроекта;

3. Внесение законопроекта в законодательный орган, принятие его к рассмотрению, обсуждение законопроекта, рассмотрение поправок, принятие в порядке первого, второго и третьего чтения (чтение закона означает обсуждение и его поэтапное принятие. Как правило, первое чтение – это принятие проекта в принципе, главным образом принятие его концепции; второе чтение – принятие проекта с учетом основных поправок; третье чтение – принятие проекта после внесения дополнительных поправок, редакционной отработки);

4. Принятие законопроекта (обычно в результате второго чтения и третьего чтения). В соответствии с Конституцией (ст. 105) федеральные законы принимаются Государственной Думой и одобряются верхней палатой – Советом федерации (причем закон считается одобренным, если он после внесения в Совет федерации, а это должно быть сделано в течение пяти дней после принятия, не был в течение 14 дней рассмотрен им). Процесс принятия закона завершается подписанием закона Президентом Российской федерации (процедура внесения, рассмотрения, обсуждения и принятия проекта, подписания закона регламентируется Конституцией, особыми законоположениями и регламентом работы законодательного органа).

Особой стадией после принятия закона является его официальное опубликование (обнародование, оглашение, доведение до сведения адресатов). При этом согласно Конституции опубликование законов обязательно. Это значит, что неопубликованные законы не применяются. «Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения» (ст. 15).

В соответствии со ст. 107 Конституции принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту для подписания и обнародования. Президент в течение 14 дней подписывает федеральный закон и обнародует его. В течение этого же срока Президент может отклонить закон («отлагательное вето») и предложить федеральному Собранию вновь рассмотреть закон с его, Президента, поправками. Если при повторном рассмотрении закон в прежней редакции будет одобрен большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов (депутатов) федерального Собрания, он подлежит подписанию Президентом в течение семи дней и обнародованию.

В отношении иных нормативных юридических актов законотворческий процесс носит более простой характер. Но во всех случаях решающим правотворческим действием является принятие проекта (оно закрепляется подписанием нормативного документа), а затем официальное опубликование принятого нормативного акта.

48.              Нормативные акты Президента и Правительства Российской Федерации. Акты министерств и ведомств.

Нормативные юридические акты призваны обеспечивать на основании законов конкретизированное нормативное регулирование всего комплекса общественных отношений, и поэтому они занимают важное место во всей системе нормативного регулирования.

Президент РФ — глава гос-ва, принимаемые им НПА (указы) занимают следующее после законов место в иерархии НПА федерального законодательства.

Правительство РФ осуществляет исполнительную власть, принимает постановления и издает распоряжения. Решения, имеющие нормативный характер издаются в форме постановлений. Решения по текущим и оперативным вопросам издаются в форме распоряжений. Особенностью актов Правительства РФ является то, что они могут быть приняты лишь в рамках своей компетенции и на основании и во исполнение российских законов.

Президентские указы и правительственные постановления являются общими актами, т.е. такими, которые распространяются на всю территорию Российской федерации и в соответствии с законом могут распространяться на всех лиц. В качестве предмета регулирования имеют основные направления внутренней и внешней политики. В случае противоречия указа КРФ и законам РФ на основании заключения КС РФ, указ Президента РФ может быть отменен.

Правительству подчиняются такие органы (например, Министерство финансов, Министерство экономического развития и торговли), акты которых в силу их статуса тоже приобретают межведомственное, общее значение, внешнее действие.

Наиболее важными подзаконными нормативными юридическими актами в Российской федерации (если расположить их по убывающей «величине» юридической силы) являются:

указы (и распоряжения) Президента Российской Федерации, изданные в пределах его компетенции;

акты (постановления и распоряжения) Правительства Российской Федерации (большинство ненормативных правительственных актов именуется распоряжениями);

акты государственных региональных и местных муниципальных органов (представительных органов и органов администрации);

ведомственные акты, изданные в пределах компетенции того или иного ведомства.

Акты ФОИВ - могут издаваться в пределах компетенции ФОИВ, издание любого ведомственного акта должно быть основано на специальном указании вышестоящих органов. Виды: приказы и инструкции, постановления, распоряжения, положения, письма, уставы, разъяснения, они издаются в рамках реализации функций государственного управления в разных сферах общественной жизни, они обязательны для исполнения для всех подведомственных организаций, должностных лиц.

НА ФОИВ, затрагивающие права, свободы и иные законные интересы граждан, а также любые межведомственные акты подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ, после чего публикуются (не позднее 10 дней после регистрации). Акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий, поскольку вступившими в силу не считаются.

Регистрация в Министерстве юстиции РФ необходима для проверки законности нормотворческого решения ФОИВ; проверяется, не ущемляет ли данный акт права и свободы граждан, не возлагаются ли им дополнительные, не предусмотренные законодательством РФ обязанности.

Вместе с тем акты некоторых ведомств в силу статуса этих ведомств и делегированных им прав могут иметь межведомственное, общее значение и отсюда внешнее юридическое действие. В известных пределах внешним действием обладают по ряду вопросов нормативные акты ведомств, занимающихся транспортом, охраной общественного порядка.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.