На выборах 2005 партия заняла 1 место. — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

На выборах 2005 партия заняла 1 место.

2022-10-29 17
На выборах 2005 партия заняла 1 место. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

o Хёйре (23) (с 1865) – консервативная (правая) партия, с 1945 является второй по силе в стране. Партия объявила своей целью «демократию собственников», которая должна способствовать достижению экономического благосостояния и равенства.

Программа партии:

§ общество широких возможностей, свободы и рыночного хозяйства,

§ защита частной собственности,

§ снижение налогов,

§ сокращение расходов на общественные цели,

§ ограничение роли государства в экономике.

 

o Партия прогресса (37) (с 1973) – популистская правая партия. Поводом к образованию партии послужил референдум 1972 о вступлении Норвегии в ЕЭС.

Программа партии:

§ замена социал-демократической модели государства рыночной экономикой неолиберального толка, для чего необходимо сокращение налогов и государственных расходов.

§ партия требует резкого уменьшения иммиграции в страну.

 

o Христианская народная партия (11) (с 1933) – христианско-демократическая партия. Пользуется наибольшим влиянием на Западе и Юге Норвегии, где сильны позиции лютеранской церкви.

Программа партии:

§ необходимость равных социальных условий для всех людей,

§ создание «общества благосостояния»,

§ подчеркивает «созидательную роль христианства в жизни народа»,

§ в политическом отношении блокируется с др. несоциалистическими партиями.

 

o Социалистическая левая партия (15) (с 1975) – крайне левая партия.

Программа партии:

§ ограничение крупного частного предпринимательства,

§ развитие и демократизация,

§ государственный контроль в экономике,

§ активная социальная политика,

§ защита окружающей среды,

§ во внешней политике выступает против вступления Норвегии в ЕС.

 

o Партия центра (11) (с 1920х – Крестьянская партия, с 1959 – Партия центра) – центристская, аграрная партия. Отражает интересы крестьян, направленные в сторону кооперации мелких крестьянских хозяйств, а так же других мелких товаропроизводителей.

Программа партии:

§ «создание общества, наиболее полно удовлетворяющего интересы каждого человека»,

§ сбалансированное экономическое развитие,

§ защита окружающей среды,

§ более рациональное использование природных ресурсов,

§ децентрализация экономической и политической власти,

§ расширение полномочий местного самоуправления,

§ против вхождения Норвегии в ЕС.

 

o Венстре (10) (с 1887) – либеральная партия. Представляет интересы интеллигенции, мелких и средних предпринимателей.

Программа партии:

§ охрана окружающей среды,

§ создание «гармоничного общества» на основе частной инициативы и частной собственности.

 

o Прибрежная партия (с 1999) – партия, выражающая интересы рыбаков, в 2005 в парламент не прошла.

 

Избирательным правом обладают норвежские граждане, которым есть 18 лет, за исключением лиц, осужденных за уголовные деяния, поступивших на службу иностранной державе без согласия Правительства; виновных в покупке голосов, продаже собственного голоса или в подаче голоса более чем в одном избирательном собрании (ст.53), а также умалишенные. Избирательное право норвежцы получили по конституции 1814 года, женщины – 101 год спустя.

Депутатом может быть избран каждый, проживающий не менее 10 лет в государстве, пользующийся избирательным правом и внесенный в списки избирателей. Не могут избираться депутатами государственные должностные лица, состоящие на службе в департаментах Государственного совета, и лица, несущие службу при дворе и получающие пенсию от двора. То же относится к служащим дипломатических и консульских учреждений. Члены Государственного совета и статс-секретари не могут заседать в Стортинге в качестве депутатов, по ка они состоят в этой должности (ст.61-62).

Выборы в представительный орган национальной автономии саамов регулируется отдельным законом.

После образования Стортинга Король открывает сессию речью, которая составляется в секретариате премьер-министра и в которой он знакомит Собрание с положением в государстве и вопросами, на которые он особенно желает обратить внимание Стортинга. Прения в присутствии Короля происходить не могут.

Каждый депутат и его признанный заместитель, вызванные на заседание Стортинга, имеют право на установление законом возмещение издержек по проезду в Стортинг и обратно, а также по проезду из Стортинга на его постоянное место жительства и обратно в случае каникул, длящихся не менее 14 дней. Кроме того, он получает установленное законом вознаграждение за участие в работе Стортинга (ст.65).

Депутаты во время их поездки в Стортинг и обратно и во время их пребывания в Стортинге не могут быть подвергнуты аресту иначе как в случаях задержания с поличным на месте преступления; они, равным образом, не могут быть подвергнуты судебному преследования даже вне сессии Стортинга за свои мнения, высказанные в нем. Каждый депутат обязана придерживаться принятого Регламента (ст.66).

В Норвегии существует правило запрещения самоотвода депутата, практики отзыва депутата нет, он считается представителей всего народа. Депутат пользуется депутатской неприкосновенностью. Дела депутатов, совершивших преступления, рассматриваются в Государственном суде.

Как правило, Стортинг собирается в первый будний день октября месяца каждого года в столице государства.

Стортинг избирает среди своих членов ¼, которая составит Лагтинг, а остальные ¾ образуют Одельстинг. Избрание происходит в первую очередную сессию после новых выборов; после чего Лагтинг остается в этом составе на все последующие сессии Стортинга одного и того же созыва, если только не приходится путем частичного избрания производить замещение вакансий среди его членов.

Каждое собрание заседает поочередно, отдельно и назначает своего собственного председателя и секретаря. Ни одно из Собраний не может заседать, если не присутствует по меньшей мере половина его членов. Однако конституционные законопроекты не могут обсуждаться, если не присутствуют по меньшей мере 2/3 членов Стортинга (ст.73).

Важнейшую роль в работе Стортинга играет его президиум, состоящий из президента Стортинга, президентов обеих его частей, их заместителей, председателей всех комитетов и руководителей всех партийных фракций. Председателем президиума является президент Стортинга. Президиум функционирует на постоянной основе, в том числе и в перерывах между сессиями, определяет время заседаний.

Так же Стортинг избирает из своего состава государственных ревизоров в количестве 5 человек, в обязанности которых входит проверка финансовых ведомостей всех государственных организаций, финансируемых из государственного бюджета. И сроком на 4 года избирается омбудсман Стортинга, основной задачей которого является защита прав граждан, в отношении которых администрацией допускались незаконные действия, а также контроль за действиями администрации в целом.

Постоянными подразделениями Стортинга является его комитеты, при необходимости могут образовываться и специальные комитеты для решения или расследования особого вопроса. В комитетах ведется основная подготовительная работа с законопроектами. Распределение депутатов в комитеты, число которых совпадает с числом департаментов, происходит в соответствии с пропорциональным принципом и учитываю разделение депутатов на Одельстинг и Лагтинг, а также региональных интересов. Если по составу комитетов возражений нет, то голосование не проводится.

Комитет по иностранным делам в расширенном составе (в него входят дополнительно президент и вице-президент Стортинга, министр обороны и ещё 11 депутатов) является одним из важнейших, в нем проводится основная работа по разрешению важнейших вопросов внутренней и внешней политики, в том числе отношения с ЕС, международные отношения и т.д.

Комитет по планированию работы Стортинга вырабатывает повестку дня и планы законодательной работы парламента, он стоит особняком, поскольку не избирается парламентом, в него входят все наиболее важные лица Стортинга. С 1995 Стортинг избирает из своего состава особую комиссию по контролю за секретными службами страны.

Комитеты избираются на весь срок полномочий Стортинга. Кроме вышеперечисленных в Стортинге образуются комитеты по вопросам энергетики и охраны окружающей среды; по вопросам семьи, культуры и управления; по финансам, по обороне, юридический по делам церкви, образования и научных исследований, по местному самоуправлению, по вопросам контроля и конституционного развития, по промышленной политике, путей сообщения, социального обеспечения.

Согласно ст.75 конституции Стортинг уполномочен:

o Принимать и отменять законы, устанавливать налоги, подати, таможенные пошлины и другие государственные повинности, которые, однако, не взыскиваются после 31 декабря последующего года, если только Стортинг не возобновит их вновь;

o Предоставлять займы за счет государственного кредита;

o Осуществлять контроль за государственными финансами;

o Ассигновывать средства, необходимые для государственных расходов;

o Устанавливать, какие суммы должны ежегодно предоставляться Королю по его цивильному листу, и утверждать цивильный лист королевской семьи, который не может, однако, включать недвижимое имущество;

o Требовать предоставления протоколов Государственного совета и всех официальных отчетов и документов;

o Требовать сведения о союзах и договорах, которые Король от имени государства заключил с иностранными державами;

o Привлекать к ответственности по государственным делам любых лиц, кроме Короля и членов королевской семьи; однако это исключение не распространяется на принцев королевской крови в случае занятия ими какой-либо государственной должности;

o Проверять предварительные списки окладов и пенсий и вносить в них изменения, которые найдет нужным;

o Назначать 5 ревизоров для ежегодного рассмотрения государственного отчета и публиковать извлечения из него в печати; с этой целью отчет должен предоставляться ревизорам в течение 6 месяцев по окончании того года, на который предназначались принятые Стортингом ассигнования, а также принимать решения, касающиеся порядка проверки отчетности лиц, обязанных ею государством;

o Назначать лицо, не являющееся членом Стортинга, которое в порядке, установленном законом, будет наблюдать за государственным управлением и всеми находящимися на его службе, чтобы не допускать с их стороны беззакония в отношении простых граждан;

o Предоставлять гражданство иностранцам.

Всякий законопроект вносится в Одельстинг либо его собственными членами, либо правительством от имени Государственного совета, но предложение депутата должно быть сначала послано в комитет, который принимает решение о целесообразности его принятия.

После проработки законопроекта в комитете Одельстинг рассматривает его в первом чтении, на этом этапе к нему могут предлагаться любые поправки и предложения.

Если законопроект принят в первом чтении, он направляется в Лагтинг, который его одобряет или отвергает и в последнем случае возвращает его с внесенными замечаниями. Эти замечания рассматриваются Одельстингом, который либо отказывается от законопроекта, либо вновь направляет его в Лагтинг с изменениями или без них.

Когда проект дважды направлен Одельстингом в Лагтинг и дважды возвращен с отказом принять его, весь Стортинг на совместном заседании выносит решение большинством в 2/3 голосов. Между упомянутыми выше обсуждениями должно каждый раз пройти не менее трех дней.

Когда предложенное Одельстингом законодательное решение одобрено Лагтингом или Стортингом на совместном заседании, оно направляется Королю с просьбой о его королевском утверждении.

Если Король одобряет законодательное решение, он дает ему свою подпись, что придает ему силу закона. Законы публикуются в официальном издании и вступают в силу через месяц после опубликования.

В случае отказа в этом он возвращает его в Одельстинг с заявлением, что не считает удобным утвердить его в данное время. В таком случае законодательное решение не может более представляться Королю в течение той же сессии.

«Особый порядок обсуждения и прохождения предусмотрен для финансовых постановлений Стортинга, что связано с тем, что форма такого закона отличается от обычной формы закона – она дается в виде резолюции пленарного заседания парламента. В отношении вопросов налогообложения надо заметить, что Стортинг уже достаточно давно пошел по пути делегации части своих полномочий в этом вопросе органам местного управления и самоуправления». Налоговые льготы и государственный бюджет также принимаются пленарным постановлением.

Сессия Стортинга длится столько времени, сколько он считает необходимым. В соответствии с правилами принятого Стортингом Регламента обсуждение может возобновляться, но оно заканчивается не позднее последнего буднего дня сентября месяца. К этому времени Король сообщает свое решение относительно законодательных решений, по которым он ещё не высказался, объявляя о своем их одобрении или отклонении. Все те из них, которые не одобрены, считаются им отклоненными.

Заседания Стортинга открытые, его прения публикуются в печати, кроме случаев, когда большинством голосов принято иное решение.

В целях обеспечения международного мира и безопасности или содействия международному правопорядку и сотрудничеству решением большинства в ¾ Стортинг может передавать международному объединению, к которому Норвегия присоединилась или присоединится, предусмотренные конституцией права в точно ограниченной области или принадлежащие государству полномочия, не затрагивающие, однако, полномочия по изменению Основного закона. Для рассмотрения внесенного конституционного законопроекта Стортингу необходимо согласие не менее 2/3 его членов (ст.93).

Правительство не вправе применять военную силу против населения государства, кроме как в определенной законом форме, если какое-либо собрание угрожает общественному спокойствию и не расходится немедленно после того, как гражданской властью будут трижды громко прочитаны статьи закона о мятеже (ст.99).

Если на основании опыта необходимо изменить какую-либо часть Основного закона Норвежского Королевства, то законопроект об этом должен вноситься на первую, вторую или третью сессию Стортинга после новых выборов и опубликовываться в печати. Он вновь передается на первую, вторую или третью сессии Стортинга после следующих выборов для принятия предложенных изменений в представленном виде или их отклонения. Однако такие изменения никогда не должны противоречить принципам конституции, а быть лишь модификациями определенных положений, которые не изменяют его конституционного духа; за такие изменения должно быть подано большинство в 2/3 голосов Стортинга.

Принятые таким образом постановления Основного закона подписываются Президентом и секретарем Стортинга и передаются Королю для опубликования в печати в качестве действующих постановлений Основного закона Норвежского Королевства (ст.112).

Министерство финансов Норвегии несет ответственность за государственные финансы, в том числе государственный бюджет, налоговую и экономическую политику в Норвегии. Министерство отчитываться перед парламентом Норвегии. Создано в 1814 году.

Ø Исполнительная власть. Премьер-министр и Государственный Совет: функции и компетенции.

Исполнительная власть принадлежит королю, который формально наделен значительными полномочиями: назначает правительство, возглавляет вооруженные силы, объявляет войну, заключает мир, пользуется правом отлагательного вето и др. Однако развитие буржуазной демократии и государственного права в Норвегии привело к тому, что фактически исполнительную власть в стране осуществляет государственный совет (правительство), а король лишь скрепляет своей подписью его решения.

Правительство во главе с королем образует особый орган, в котором решения принимаются большинством голосов. — Государственный совет, в функции которого входит обсуждение важнейших законопроектов и вопросов управления.

Все члены Государственного совета обязаны присутствовать на заседаниях Государственного совета, если нет законных причин для их отсутствия; никакое решения Государственного совета не может быть принято, если не присутствует более половины из 20 его членов (ст.27).

По всем делам, которые рассматриваются в Государственном совете, ведется протокол. Те дипломатические вопросы, которые Государственный совет решил держать втайне, заносятся в особый протокол. То же самое относится к вопросам военного командования, если Государственный совет решил держать их в тайне.

Сегодня в Норвегии насчитывается 17 департаментов (министерств):

§ иностранных дел

§ финансов

§ труда и управления

§ местного и регионального развития

§ здравоохранения

§ социальных дел

§ юстиции и полиции

§ образования и науки

§ обороны

§ нефтяной промышленности и энергетики

§ промышленности и торговли

§ охраны окружающей среды

§ транспорта и коммуникаций

§ сельского хозяйства

§ рыболовства

§ по делам культуры и церкви

§ по делам детей и семьи

Департамент является политическим и административным органом центрального управления, имеющим свои представительства на местном уровне, которые избираются народом и имеют независимые источники финансирования.

Департамент возглавляется министром, у которого есть заместитель и вместе они составляют политический состав руководства департамента, который сменяется со сменой кабинета.

Далее идет неполитический (несменяемый со сменой кабинета) штат сотрудников. В Норвегии такой высший административный пост – советник министра, ниже в иерархии – начальники отделов и их заместители. Далее отделы делятся на бюро во главе с начальником. Аппарат бюро состоит из административного (секретари, консультанты) и технического (делопроизводители, операторы ПК и т.д.) персонала.

Кроме того, в Норвегии существует второй уровень управления – генеральные директораты и просто директораты, которые могут быть самостоятельными и несамостоятельными (входящими в структуру департамента). Структура тех или других абсолютно идентична: во главе директората стоят директор и его заместитель, но генеральные директораты управляются единолично, а просто директораты – коллегиально.

Основная сфера деятельности коллегиальных органов – регулирование, распоряжение и контроль нал сферами деятельности, предоставленными в их ведение. Именно к такого рода органам управления относятся и корпорации.

На государственные должности могут назначаться лишь норвежские граждане, мужчины и женщины, говорящие на языке страны и отвечающие следующим требованиям:

§ родившиеся в государстве от родителей, которые являются подданными государства;

§ или родившиеся за границей от родителей норвежцев, не являющихся в то время гражданами другого государства;

§ или проживающие в последнее время в государстве 10 лет;

§ или получившие от Стортинга норвежское гражданство.

Другие лица могут назначаться на должности преподавателей университетов и школ, врачей и консулов за границей (ст.92).

Все должностные лица могут быть уволены, без предварительного судебного решения, по достижении установленного законом предельного возраста. Законом могут быть установлены определенные должностные лица, кроме судей, назначение которых допускается по соглашении на определенный срок.

Ø Местное самоуправление и государственные должности. Заморские владения Норвегии (9 о-вов Шпицбергена, Свальбард, о. Ян-Майен, о. Буве, о. Петра I)

В административно-территориальном отношении Норвегия разделена на 19 округов (фюльке) и 434 муниципалитета (коммуны).

Муниципалитеты являются самым важным звеном местной государственной администрации. Местное управление и самоуправление рассматриваются современным законодательством Норвегии как одно целое в отношении коммун и фюлькескоммун.

Коммуны несут ответственность за систему начального и среднего образования, социальные услуги, муниципальные дороги, водоснабжение и канализационную систему. Старшие классы средней школы и некоторые технические службы подчиняются окружной администрации. Каждый из этих уровней власти финансируется посредством местного налогообложения, пошлин и местных предпринимателей, а также частично за счет поступлений из центральных органов власти и других государственных институтов или займов.

Округа представляют собой традиционное административное деление, сохранившееся со времен средневековья, когда местные окружные советы обладали значительной властью. Эта средневековая система постепенно разрушалась после того, как Норвегия стала единым государством, а при вступлении в унию с Данией стала централизованной. Вновь местное управление в муниципалитетах было восстановлено только в 1837 году. После реформы по слиянию коммун в 1967 году, число муниципалитетов колеблется от 420 до 440, решение о размежевании коммун принимается королем исходя из соображений экономической целесообразности.

Округа и муниципалитеты управляются выборными советами. Выборы происходят раз в 4 года одновременно с общенациональными выборами в Стортинг. Депутатские мандаты распределяются в соответствии с системой пропорционального представительства, и их число варьируется от 13 (в муниципальных советах) и 25 (в окружных советах) до 85.

Советы избирают из своего состава исполнительные комитеты, сформированная пропорционально партийному представительству в парламенте и мэра, в также другие комитеты. Например, в городском совете Бергена действуют 4 комитета:

1) по финансам, культуре и развитию предпринимательства;

2) по здравоохранению и социальной работе;

3) по защите окружающей среды и городскому развитию;

4) по образованию и спорту.

Также могу назначаться особые органы управления для мелких территориальных подразделений коммун.

К полномочиям исполнительного комитета относится административная деятельность в пределах муниципалитета, исполнение решений, принятых Советом.

Государство сохраняет за собой прерогативу по контролю за органами местного самоуправления в лице «коммунального департамента, который может отменять решения этих органов на основании допущенной ошибки при принятии решения; постановление об отмене также может быть принято по собственной инициативе в порядке общего надзора за законностью».

Как и в других странах Северной Европы, в Норвегии в 1988 был принят закон о культурной автономии саамов, согласно которому ими избирается национальный представительный орган Саметинг, состоящий из 39 депутатов. Выборы в него проводятся на пропорциональной основе сроком на 4 года. Принять же участие в выборах могут только этнические саамы.

Основные задачи Саметинга – обеспечение государственных гарантий саамскому языку: возможность обучения на родном языке, обращение в органы государственной власти и проведение церковных служб на саамском языке.

Заморские владения Норвегии

Свальбард (в переводе с норвежского - "холодный край") - самая северная часть Европы, всего в 1000 км от Северного полюса - представляет собой архипелаг, состоящий из островов: Шпицберген (бывший Западный Шпицберген, самый большой остров), Северо-Восточная Земля, Земля Короля Карла, остров Баренца, остров Эдж, остров Надежды, остров Белый, остров Медвежий, о. Конгсёйа и множества более мелких островов и шхер. Общая площадь архипелага - 62.000 кв.км, 2/3 из которых покрыты ледниками.

Население Свальбарда - около 2.500 человек, живет преимущественно на острове Шпицберген. Самое большое поселение - Лонгийербюен (1400 человек, большинство - норвежцы), остальные поселения: российские шахтерские поселки Баренцбург и Пирамида, норвежский международный исследовательский центр Ню-Олесунн, норвежский шахтерский поселок Свеагрува и польская исследовательская станция Хорнсунд. Русский является еще одним (вместе с норвежским) официальным языком архипелага.

Среднемесячная температура января -15, июля +5. Зимой дуют холодные ветра, а летом обычны многодневные туманы. Осадков здесь выпадает крайне мало, поэтому Свальбард часто называют "Арктической пустыней". Полярная ночь с ноября по начало февраля. Полярный день стоит с апреля до августа.

Внешний статус Свальбарда

 Административный центр Свальбарда - город Лонгийербюен, здесь пребывает губернатор Свальбарда, подчиняющийся Министерству Юстиции Норвегии, он же - руководитель местной полиции и спасательных служб. Вопросы угледобычи находятся в ведении специального чиновника. Разными административными вопросами по архипелагу занимается Межведомственный комитет, возглавляемый министром юстиции Норвегии.

 В настоящее время три специальных комитета работают в Норвегии над вопросом об изменении статуса архипелага - его превращении в обычную территориальную единицу Норвегии с соответствующими муниципальными властями.

Ян-Майен (с 1929) — остров между Гренландским и Норвежским морями, примерно в 1000 километрах к западу от Норвегии, чьей государственной территорией он является. Этот заброшенный гористый остров был назван в честь голландского китобойного капитана, который обнаружил его в 1614 году.

Остров находится под управлением Норвегии с 1929 года. Длительное время спящий вулкан Бееренберг (гора короля Хокона VII высотой 2,300 м над уровнем моря) возобновил свою деятельность в 1970 году. Это — самый северный активный вулкан на Земле. С августа 1994 года Ян-Майен администрируется из Осло через управляющего округа. Тем не менее, власть на острове делегирована командиру станции Норвежской службы оборонных коммуникаций.

Климат полярный, морской, с частыми штормами и устойчивым туманом. На перешейке расположены два крупных водоёма: Южная лагуна и Северная лагуна. Ян-Майен - пустынный вулканический остров, частично покрытый мхом и травой. Длина острова — 55 км (в направлении северо-восток — юго-запад). Постоянно проживающее население отсутствует.

Остров Буве́ (с 1928) — необитаемый вулканический остров в южной части Атлантического океана, площадь — 59 км², 93 % территории покрыто ледниками. Зависимая территория Норвегии. Один из самых отдалённых от материков островов в мире (после острова Пасхи). На Буве живут лишь ластоногие, морские птицы и пингвины.

В XVIII—XIX вв. остров исследовался в основном англичанами. Первая продолжительная стоянка на острове была предпринята в 1927 году — команда норвежского корабля «Норвегия» провела на нём примерно месяц. 1 декабря 1927 года руководитель экспедиции Ларс Кристенсен объявил остров норвежским. Указом короля Хокона VII 23 января 1928 года Буве был провозглашён «норвежской территорией». В 1929 году Великобритания отказалась от территориальных претензий на Буве. В 1930 году стортинг принял закон, объявивший остров Буве зависимой территорией, суверенитет над которой осуществляется королевством Норвегия (но не входящей в состав королевства).

Остров Петра I (с 1931) — вулканический остров в море Беллинсгаузена. Он почти полностью покрыт льдом. Остров находится около Антарктиды рядом с Антарктическим полуостровом. На остров претендует Норвегия, однако, как и любая другая территория, расположенная южнее 60° южной широты, мировым сообществом остров за ней не признан.

Остров был открыт 10 января 1821 года российским адмиралом Ф. Ф. Беллинсгаузеном и назван в честь императора Петра I. Из-за плохих погодных условий Беллинсгаузен не смог высадиться на острове. Лишь столетие спустя, 2 февраля 1929 года, на острове высадились норвежцы и, построив на нём сооружения, выдвинули претензии на его принадлежность к Норвегии. В 1931 году это подтвердил норвежский парламент. Этот остров находится в 400 км от Антарктиды. Площадь острова составляет около 243 км².

 

Ø Контрольная власть: история института омбудсмана в Норвегии. Основные функции.

Омбудсман - специально избираемое (назначаемое) должностное лицо для контроля за соблюдением прав человека разного рода административными органами, а в некоторых странах - также частными лицами и объединениями. Национальное название омбудсмана в Норвегии: Гражданский омбудсман юстиции. (Ср.: В России - Уполномоченный по правам человека).

История создания института омбудсмана в Норвегии

С 1952 г. Стортинг принял закон о военном омбудсмане.

В 1962 г. - появился гражданский омбудсман юстиции, затем - и омбудсман потребителей.

Избрание (назначение), срок полномочий и отставка омбудсмана

Военный омбудсман. Имеется Комитет омбудсмана из 7 членов, избираемый Стортингом на 4 года, причем все его члены, за исключением председателя - депутаты парламента. Председатель, осуществляющий работу на постоянной основе, и есть военный омбудсман.

Гражданский омбудсман. Избирается Стортингом на 4 года. Для отзыва необходимо квалифицированное большинство в 2/3. Есть Комиссия по делам администрации, поддерживающая связь с Гражданским Омбудсманом. Гражданский омбудсман имеет бюджет, утверждаемый парламентом и позволяющий содержать команду из пяти юристов и четырех заведующих приемной.

Сфера компетенции омбудсмана

Задача комитета военного омбудсмана состоит в "содействии защите гражданских прав личного состава Вооруженных сил и повышению их эффективности" (ст.1 Закона от 21 апреля 1952 г.), не включает гражданских персонал армии. По инструкции - вмешательство В.О. возможно лишь в вопросах особой важности или представляющих общественный интерес. Комитету В.О. поручены функции консультанта – он обязан высказывать свое мнение в рамках компетенции: парламенту, парламентской военной комиссии, министру обороны и Центральному комитету главнокомандующего.

Гражданский омбудсман начинает действия по жалобе или после инспекционной поездки. Компетенция распространяется как на центральную, так и на местную администрацию, но в отношении местной – только дела, предполагающие лишение свободы. Церковь включена, но лишь в вопросах "обслуживания". Министры подотчетны, но гражданский омбудсман неправомочен в отношении постановлений Совета Министров. Дает консультации парламенту.

Омбудсмен по защите прав потребителей призван обеспечивать соблюдение законов о торговой деятельности и о несправедливых договорных условиях.

Доступ к омбудсману

К военному омбудсману может обратиться любой призванный или профессиональный военный, однако первоначальное обращение должно быть в "комитет доверенных людей", избираемый в каждой части.

Гражданский омбудсман: необходимо наличие интереса для возбуждения иска или подачи жалобы. Срок подачи - 12 месяцев с искомого факта, при этом необязательно, чтобы заявитель обжаловал решение в суде, но необходимо, чтобы сначала были исчерпаны все средства обжалования, предусмотренные внутренним административным распорядком. Возможны и исключения. Для жалобы - необходима лишь личная подпись. Если дело одновременно рассматривается в суде - омбудсман приостанавливает и дожидается решения.

Полномочия омбудсмана

Не имеет права наказывать или преследовать чиновников в уголовном порядке, или даже ходатайствовать об этом перед соответствующим органом власти. Он ограничивается лишь "высказыванием своего мнения по фактам, составляющим предмет его компетенции". Свои суждения он излагает, главным образом, в ежегодном докладе парламенту, который публикуется.

Ø Историческая основа судебно-правовой системы Норвегии.

?

Ø Конституционный контроль в Норвегии. Схема организации судебной системы Норвегии (представить наглядно).

Верховный суд судит в последней инстанции и возглавляет систему общих судов Норвегии. Однако право вносить дело в Верховный суд может быть ограничено законом. Приговоры Верховного суда обжалованию не подлежат.

Верховный суд должен состоять из председателя (юстициария) и не менее чем 4 других членов. Вообще же в состав 2 палат Верховного суда входят 17 судей в возрасте старше 30 лет.

Он рассматривает в качестве последней инстанции жалобы на решения и приговоры нижестоящих судов по гражданским (в коллегиях из 3 судей) и уголовным (в коллегиях из 5 судей) делам. Дела, не подлежащие рассмотрению в Верховном суде, отсеиваются Специальным проверочным апелляционным комитетом в составе 3 судей, назначаемых председателем Верховного суда.

В 6 крупнейших городах страны действуют суды провинций, которые выполняют функции апелляционной инстанции по гражданским и уголовным делам, а также суды первой инстанции по некоторым категориям уголовных дел. При рассмотрении гражданских дел они заседают в составе коллегии из 3 судей, но по ходатайству одной из сторон или по решению самого суда к ним могут быть добавлены двое или четверо непрофессиональных судей. Уголовные дела рассматриваются 3 профессиональными судьями и отдельным жюри из 10 присяжных.

Основную массу гражданских и уголовных дел рассматривают окружные и городские суды, которых в стране насчитывается около 100. Как правило, гражданские дела в них рассматривает судья единолично, либо с двумя непрофессиональными, но обладающими равными с ним правами, судьями. Такой состав суда обязателен при рассмотрении дел, связанных с мореплаванием и недвижимостью.

Окружные и городские суды рассматривают по первой инстанции все уголовные дела, кроме тех, по которым грозит наказание в виде лишения свободы на срок более 5 лет (эти дела рассматриваются судами провинций). Дела рассматриваются коллегией в составе одного профессионального и двух непрофессиональных судей. Единолично судьи решают вопрос о предании суду, а также разбирают дела о проступках.

Кроме того, в Норвегии действует развитая система специальных судов, к которым относятся суды по вопросам публичного управления имуществом; по вопросам, связанным с рыболовством; суд государственного страхования; по делам об опеке; по жилищным делам; по трудовым делам и суд по трудовым конфликтам.

Как правило, все эти суды состоят из одного профессионального и двух непрофессиональных судей, а решения их могут быть обжалованы в суды провинций, либо в Верховный суд.

Государственный суд судит в первой и последней инстанциях по делам, возбужденным Одельстингом против членов Государственного совета, Верховного суда или Стортинга за уголовные деяния, в которых они признаются виновными в этом качестве.

Судьями Государственного суда являются действительные члены Лагтинга и назначенные постоянно члены Верховного суда. Президентом Государственного суда является председатель Лагтинга.

Лицо, заседающее в Государственном суде в качестве члена Лагтинга, не выходит из состава суда, если период, на который он избран в Стортинг, истечет до того, как Государственный суд закончит рассмотрение дела. Если оно по какой-либо иной причине перестает быть членом Стортинга, оно должно сложить с себя полномочия члена Государственного суда. То же самое применяется, если судья Верховного суда, являющийся членом Государственного суда, выходит из состава Верховного суда (ст.86).

Обвиняемый и лицо, поддерживающее обвинение от имени Одельстинга, имеют право отвода стольких членов Лагтинга и Верховного суда, чтобы в качестве судей Государственного суда остались до 14 членов Лагтинга и 7 членов Верховного суда. Каждой стороной может быть отведено одинаково


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.116 с.