Вопрос № 66. Правоприменительная деятельность как особая форма реализации права: признаки, виды, стадии — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Вопрос № 66. Правоприменительная деятельность как особая форма реализации права: признаки, виды, стадии

2022-10-29 22
Вопрос № 66. Правоприменительная деятельность как особая форма реализации права: признаки, виды, стадии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В ряде случаев соблюдения, исполнения и использования норм права непосредственно заинтересованным субъектом оказывается недостаточно для обеспечения полной реализации юридических предписаний. В этих случаях требуется вмешательство в процесс реализации права компетентных органов (должностных лиц), наделенных государственно-властными полномочиями. Например, назначение пенсии требует помимо формального наличия оговоренных законом условий, решения органа социального обеспечения; зачисление на учебу в вуз невозможно без приказа о зачислении (одного желания абитуриента и факта успешной сдачи вступительных экзаменов здесь недостаточно), выполнение обязанности военной службы предполагает издание приказа о призыве конкретного человека в вооруженные силы и т.п. Кроме того, в ряде случаев субъекты не могут самостоятельно разрешить спорную ситуацию возникшую в ходе правоотношения и вынуждены поэтому обратиться за квалифицированной помощью к третьей стороне, в качестве которой, как правило, выступает государство в лице органов правосудия. Наконец, совершение лицом противоправного поступка предполагает привлечение его к юридической ответственности. Естественно, что в большинстве случаев, правонарушитель пытается избежать ответственности, поэтому необходим механизм принудительного вовлечения его в соответствующее правоотношение.

Во всех перечисленных случаях для результативного воздействия права на общественные отношения требуется участие в этих отношениях субъектов, принимающих от имени государства властные решения, связанные с реализацией права в рамках конкретной ситуации. Поэтому выделяется четвертая форма реализации права – применение.

Применение праваэто осуществляемая от имени государства в специально установленных законом формах властно-распорядительная деятельность компетентных органов, направленная на обеспечение условий реализации субъективных прав и юридических обязанностей, разрешение спорных ситуаций между субъектами правоотношений, осуществление мер юридической ответственности в отношении правонарушителей.

Применение права как особая форма реализации отличается от форм непосредственной реализации рядом особенностей:

1. По своей сущности применение права представляет собой властно-распорядительную деятельность, осуществляемую от имени государства компетентными государственными органами (ОВД, суды, таможенные органы и др.), а также негосударственными органами (организациями, учреждениями), которым государство делегирует полномочия в правоприменительной сфере (органы местного самоуправления, третейские суды и др.).

2. Применение права осуществляется всегда в рамках специфических правоотношений – властеотношений. Правовое положение участников в подобных правоотношениях различно. Субъект осуществляющий правоприменение действует от имени государства и, в силу этого обладает властными полномочиями по отношению к субъекту, непосредственные интересы которого затрагиваются в процессе правоприменения. Последний может быть вовлечен в правоприменительное отношение в принудительном порядке (принудительное вовлечение субъекта в уголовно-процессуальное отношение).

3. Правоприменительная деятельность осуществляется в особых, установленных законом формах, в порядке предусмотренных законом процедур, в течение определенных сроков.

4. Применение права – это комплексная форма реализации юридических предписаний. Применяя норму, правоприменительный орган одновременно исполняет требования правовых норм (обязанность рассмотреть дело и принять решение), использует закрепленные в нормах возможности (право принимать любое справедливое решение в пределах, установленных законом), а также соблюдает установленные запреты (недопустимость превышения функциональных полномочий).

5. Применение права – это не единовременное явление, а сложный процесс, состоящий из ряда последовательных стадий (этапов).

6. Конечным результатом применения права в любом случае является вынесение акта применения права (индивидуального правового акта).

Правоприменительная деятельность представляет собой сложный процесс, который невозможен без последовательных, взаимосвязанных и взаимообусловленных действий правоприменителя.

Выделяются три стадии применения права

1. Установление фактических обстоятельств дела.

На этой стадии правоприменитель должен собрать и проанализировать материалы, имеющие юридическое значение по делу и позволяющие представить наиболее близкую к реальности картину произошедшего.

Установление фактических обстоятельств осуществляется в соответствие с принципами относимости, допустимости, достоверности и достаточности.

Относимость предполагает, что правоприменитель в процессе исследования фактических обстоятельств, «сортирует» собранный материал, отбирая лишь те факты, которые могут быть использованы в процессе юридической оценки сложившейся ситуации.

Допустимость предполагает, что получение необходимых материалов по делу, должно осуществляться в соответствии с требованиями закона, в порядке предусмотренной законом процедуры. Материалы, полученные с нарушением требований закона не могут рассматриваться в качестве юридически значимых и, таким образом, не являются доказательствами по делу.

Достоверность предполагает, что материалы собранные по делу должны нести в себе достоверную (правдивую) информацию.

Достаточность предполагает, что собранных материалов должно быть достаточно для принятия объективного решения по делу в оптимальные сроки.

2. Установление юридической основы дела.

Данная стадия является основной в процессе применения права и в свою очередь складывается из ряда «подстадий», к числу которых следует отнести:

- выбор нормы права и анализ ее действия в пространстве, во времени и по кругу лиц;

- толкование нормы и разрешение возможных коллизий норм;

- юридическая квалификация фактических обстоятельств дела.

Выбор нормы права и анализ ее действия в пространстве, во времени и по кругу лиц предполагает изучение нормативно-правовой базы с целью установления нормы (группы норм), в предписании которой закрепляется типовой вариант поведения, соответствующий фактическим материалам конкретного дела. Анализ выбранной правовой нормы предполагает тщательную проверку ее действия во времени, в пространстве и по кругу лиц. Это означает, что правоприменитель должен точно установить:

- действует ли норма в тот момент, когда на ее основе необходимо решить конкретное дело и (или) действовала ли она на момент обнаружения требующей правоприменения ситуации;

- действует ли она на той территории, где это дело должно быть разрешено;

- распространяется ли действие данной нормы на субъектов, в отношении которых она должна быть применена.

Толкование нормы и разрешение возможных коллизий норм предполагает мыслительный процесс, в ходе которого правоприменитель уясняет для себя сущность выбранной нормы, проверяет, не допущено ли в тексте ошибок, не изменена ли данная норма. При этом следует пользоваться текстом, опубликованным в официальном издании. 

В процессе выбора нормы права и ее последующего толкования, правоприменитель может столкнуться с ситуацией, когда имеют место несколько норм, каждая из которых может быть применена для юридической квалификации фактических обстоятельств дела. Причем нередко предписания, закрепленные в этих нормах, носят противоречивый характер, что, естественно, затрудняет процесс юридической квалификации. Такая ситуация называется коллизией норм и связана, прежде всего, с несогласованностью действий органов, участвующих в законодательной деятельности. Разрешение коллизии норм осуществляется в соответствии с рядом принципов, к числу которых следует отнести следующие:

- при возникновении коллизии норм, закрепленных в законах, и норм подзаконных актов, предпочтение следует отдавать нормам, закрепленным в законах;

- при возникновении коллизии норм, закрепленных в нормативных актах федерального и регионального уровней, предпочтение следует отдавать нормам, закрепленным в актах федерального уровня;

- при возникновении коллизии норм, закрепленных в нормативных актах, изданных одним органом, предпочтение следует отдавать нормам, закрепленным в более позднем по времени издания акте;

- при возникновении коллизии норм, закрепленных в одноуровневых актах общего и специального характера, предпочтение следует отдавать нормам, закрепленным в актах специального характера и т.д.

Коллизия считается разрешенной тогда, когда правоприменитель определил для себя конкретную норму конкретного нормативно-правового акта, в соответствие с которой он собирается осуществлять юридическую квалификацию фактических обстоятельств дела.

Юридическая квалификация фактических обстоятельств дела предполагает процесс установления формально-юридической связи между фактическими обстоятельствами дела (его материальной основой) с выбранной нормой права (юридической основой).

3. Вынесение решения компетентным органом и доведение этого решения до заинтересованных лиц.

Это завершающая и наиболее значимая, с юридической точки зрения, стадия процесса применения нормы права. Первые две стадии носят подготовительный характер и направлены на обеспечение условий, позволяющих выработать и принять объективное решение по рассматриваемому делу. Перед вынесением конкретного решения правоприменитель должен еще раз убедиться в том, что обстоятельства дела исследованы правильно и с достаточной полнотой, что они достоверны и им дана правильная юридическая оценка, что применяемая норма права относится именно к данному случаю. На основании такого убеждения выносится властное решение.

В зависимости от сложности дела, характера применяемой правовой нормы устанавливается различная процедура принятия решения. По одним делам решения принимаются тайным голосованием, по другим – открытым, по третьим – единолично должностным лицом. После того, как решение принято, оно объявляется заинтересованным лицам. Принятое решение оформляется путем издания акта применения права. Издание правоприменительного акта означает окончание процесса применения права и является предпосылкой и условием начала процесса реализации принятого решения.

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.