Рассмотрите предложенные системы воспитания. Что из них целесообразно использовать в современной воспитательной практике? — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Рассмотрите предложенные системы воспитания. Что из них целесообразно использовать в современной воспитательной практике?

2022-10-29 53
Рассмотрите предложенные системы воспитания. Что из них целесообразно использовать в современной воспитательной практике? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Рыцарское воспитание: его идеал включал в себя жертвенность, послушание и одновременно личную свободу, чувство собственного достоинства в любых жизненных ситуациях, презрительное отношение к книжной традиции грамотного человека, соблюдение «кодекса чести». Этапы: 7-14 лет – мальчик при дворе феодала был пажом и приобретал опыт придворной жизни. 14-21 годы – переход на мужскую половину замка, юноша становился оруженосцем при рыцарях. За эти годы жизни при дворе молодому человеку необходимо было освоить «начала любви, войны, религии». В 21 год – посвящение в рыцари.

Воспитание джентльмена (по Д. Локку): высокообразованный и деловой человек. Как правило, выходец из высшего общества, получивший воспитание и образование на дому. Джентльмен – человек, отличавшийся утонченностью в обращении с людьми и обладавший качествами дельца и предпринимателя. Главные составляющие процесса воспитания джентльмена: физическое воспитание, выработка характера, развитие воли; нравственное воспитание и обучение хорошим манерам; трудовое воспитание; развитие любознательности и интереса к учению.

Система воспитания человека в коллективе и через коллектив (по А.С. Макаренко): воспитание человека-коллективиста, для которого общественные интересы должны быть всегда выше личных. Этот процесс рассматривается и реально реализуется в соответствии с тремя этапами развития коллектива. 1 этап характеризуется низким уровнем развития коллектива. Приоритет в постановке целей и форм деятельности отдается воспитателю, организатору. На 2 этапе в процессе формирования актива и его лидеров управление частично передается наиболее инициативным членам коллектива. На 3, высшем этапе, самоуправление становится главным звеном организации деятельности. Усиливается значимость общественного мнения в целях воспитания каждого члена коллектива и ослабляется роль воспитателя. Основные показатели успешности воспитания в рамках данной системы – коллективизм, трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, целеустремленность, убежденность, чувство гордости за работу и коллектив.

 

Домашнее задание (карточка 20)– согласитесь или поспорьте с одним из предложенных высказываний. Изложите свою позицию в форме сочинения-миниатюры. Высказывания:

· «Если вы хотите воспитать – организуйте деятельность» (А.С. Макаренко);

· «Учитель, который перестает работать над собой, теряет право на звание учителя» (К.Д. Ушинский).

 

 

ЛЕКЦИИ 9-10

Тема: Воспитательная система школы: понятие, структура, характеристика. Этапы становления воспитательной системы.

Самостоятельная работа – карточка № 21 (15 минут).

КАРТОЧКА № 21

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

1. Найдите в тетради-конспекте выписанные Вами определения терминов «самопознание», «самовыражение» и т.д.

2.  На отдельном подписанном листе приведите позитивные и негативные примеры проявления одного из процессов у школьников-подростков. Чем примеров будет больше и чем они интереснее, тем выше Ваша оценка!

3. Время выполнения работы – 15 минут.

 

Многие ученые, как в России, так и за рубежом, пришли к выводу, что воспитание – особая сфера и не может рассматриваться в качестве дополнения к обучению. Представление воспитания как части структуры образования принижает его роль и не соответствуют реалиям социальной практики жизни. В этой связи современная школа рассматривается как сложная система, в которой воспитание и обучение выступают в качестве важнейших составляющих элементов.

В понятие «воспитательная система» можно вкладывать разный смысл.

Мы отметим определение, данное Л.И. Новиковой. Итак, воспитательная система – это целостный социальный организм, функционирующий при условии взаимодействия основных компонентов воспитания (субъекты, цели, содержание и способы деятельности, отношения) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат.

Цель и объект воспитательной системы – целостная личность. Ядром воспитательной системы является воспитательный коллектив. Это своеобразное единство двух коллективов – педагогического и ученического. При этом педагогический коллектив – управляющая и организующая подсистема. Но ученический коллектив – не только объект воспитательного воздействия, но и субъект собственного развития. Более того, по отношению к педколлективу он почти постоянно выступает в роли субъекта, существенно корректирующего, а порой и преобразующего его влияние.

Воспитательная система школы включает в себя множество подсистем, число и характер которых во многом зависят от конкретных условий социума и типа школы.

Основные функции воспитательной системы:

· интегрирующая;

· регулирующая;

· развивающая.

Интегрирующая функция приводит к соединению в единое целое ранее разрозненные, несогласованные воспитательные воздействия. Регулирующая направлена на упорядочивание педагогических процессов, на управление ими. Развивающая обеспечивает динамику системы, которая выражается, с одной стороны, в оптимизации ее функционирования, с другой – в ее поступательном развитии, обновлении, совершенствовании.

Наблюдения и тенденции последних лет позволяют говорить о наличии новых функций воспитательных систем:

· защиты;

· корректировки;

· компенсации.

Они вызваны объективными реалиями нашей жизни.

Воспитательная система любой школы включает в себя, прежде всего, блок целей, осмысленных и принятых педагогическим коллективом. Если их нет, то нет и системы. Нередко, к сожалению, бывает так, что авторы вновь создаваемых систем говорят о том, что они собираются делать, но не говорят, во имя чего.

Цели задают систему, определяют ее характер. Однако следует понимать, что цели создаются и реализуются людьми. Воспитательную систему вместе творят педагоги, воспитанники, родители, учреждения культурной, правовой, природоохранной, здоровьесберегающей и других сфер, которые включены в жизнь школы. Но все эти люди в идеале должны быть «спаяны» в единый творческий воспитательный коллектив.

Воспитательная система каждой современной российской школы должна строиться на принципе гуманизма. Рассмотрим признаки гуманистической воспитательной системы (карточка № 22).

КАРТОЧКА № 22

Признаки гуманистической ВС в школе:

1. Наличие «малой», т.е. собственной концепции В, отражающей ее настоящее и будущее и принятой и педагогами, и учащимися;

2.  Здоровый образ жизни коллектива;

3. Ориентация на общечеловеческие ценности;

4. Событийный характер больших коллективных дел;

5. Наличие «зон свободного развития»;

6. Оформление школы по принципу «И СТЕНЫ ВОСПИТЫВАЮТ!»;

7. Включенность среды в школу и школы в среду;

8. Разумное разрешение возникающих конфликтов за счет внутренних сил;

9. Гуманистический характер межличностных отношений детей и взрослых: взаимное доверие, доброжелательность в коллективе;

10. Внимательность, доброжелательность, стремление помочь и товарищам, и посторонним людям: развитое чувство принадлежности к коллективу школы.

 

Каждый из этих признаков ещё не говорит о наличии сложившейся воспитательной системы гуманистического типа, однако наличие всех или почти всех названных признаков – свидетельство того, что система практически сложилась.

В длительном процессе формирования школьной воспитательной системы прослеживаются отдельные этапы, для которых характерны специфические задачи, виды деятельности, организационные формы, системообразующие связи.

Первый этап – становление системы. Вначале идет вовлечение большого числа людей в определенные виды совместной деятельности. Постепенно формируются традиции, «затвердевают» наиболее повторяющиеся формы деятельности и способы взаимодействия ее участников, вырабатываются ценностные ориентиры, установки, представления о допустимом и недопустимом.

Господствующей тенденцией периода становления воспитательной системы является ее упорядочение. Борьба нового со старым происходи всегда и во всех сферах жизни. В одних случаях эта борьба со сложившейся ранее и уже отживающей системой, в других – с отдельными ранее сложившимися привычками и стереотипами. Носителями тенденций дезинтеграции могут являться отдельные учителя, родители, школьники, которые поступают вразрез с тенденциями создаваемой воспитательной системы.

На этом этапе взаимодействие системы с социумом носит, как правило, стихийный характер. Осознанного, целенаправленного освоения социокультурной среды района, города пока нет.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.