История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Топ:
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Интересное:
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Дисциплины:
2022-10-29 | 53 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Рыцарское воспитание: его идеал включал в себя жертвенность, послушание и одновременно личную свободу, чувство собственного достоинства в любых жизненных ситуациях, презрительное отношение к книжной традиции грамотного человека, соблюдение «кодекса чести». Этапы: 7-14 лет – мальчик при дворе феодала был пажом и приобретал опыт придворной жизни. 14-21 годы – переход на мужскую половину замка, юноша становился оруженосцем при рыцарях. За эти годы жизни при дворе молодому человеку необходимо было освоить «начала любви, войны, религии». В 21 год – посвящение в рыцари.
Воспитание джентльмена (по Д. Локку): высокообразованный и деловой человек. Как правило, выходец из высшего общества, получивший воспитание и образование на дому. Джентльмен – человек, отличавшийся утонченностью в обращении с людьми и обладавший качествами дельца и предпринимателя. Главные составляющие процесса воспитания джентльмена: физическое воспитание, выработка характера, развитие воли; нравственное воспитание и обучение хорошим манерам; трудовое воспитание; развитие любознательности и интереса к учению.
Система воспитания человека в коллективе и через коллектив (по А.С. Макаренко): воспитание человека-коллективиста, для которого общественные интересы должны быть всегда выше личных. Этот процесс рассматривается и реально реализуется в соответствии с тремя этапами развития коллектива. 1 этап характеризуется низким уровнем развития коллектива. Приоритет в постановке целей и форм деятельности отдается воспитателю, организатору. На 2 этапе в процессе формирования актива и его лидеров управление частично передается наиболее инициативным членам коллектива. На 3, высшем этапе, самоуправление становится главным звеном организации деятельности. Усиливается значимость общественного мнения в целях воспитания каждого члена коллектива и ослабляется роль воспитателя. Основные показатели успешности воспитания в рамках данной системы – коллективизм, трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, целеустремленность, убежденность, чувство гордости за работу и коллектив.
|
Домашнее задание (карточка 20)– согласитесь или поспорьте с одним из предложенных высказываний. Изложите свою позицию в форме сочинения-миниатюры. Высказывания:
· «Если вы хотите воспитать – организуйте деятельность» (А.С. Макаренко);
· «Учитель, который перестает работать над собой, теряет право на звание учителя» (К.Д. Ушинский).
ЛЕКЦИИ 9-10
Тема: Воспитательная система школы: понятие, структура, характеристика. Этапы становления воспитательной системы.
Самостоятельная работа – карточка № 21 (15 минут).
КАРТОЧКА № 21
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
1. Найдите в тетради-конспекте выписанные Вами определения терминов «самопознание», «самовыражение» и т.д.
2. На отдельном подписанном листе приведите позитивные и негативные примеры проявления одного из процессов у школьников-подростков. Чем примеров будет больше и чем они интереснее, тем выше Ваша оценка!
3. Время выполнения работы – 15 минут.
Многие ученые, как в России, так и за рубежом, пришли к выводу, что воспитание – особая сфера и не может рассматриваться в качестве дополнения к обучению. Представление воспитания как части структуры образования принижает его роль и не соответствуют реалиям социальной практики жизни. В этой связи современная школа рассматривается как сложная система, в которой воспитание и обучение выступают в качестве важнейших составляющих элементов.
В понятие «воспитательная система» можно вкладывать разный смысл.
Мы отметим определение, данное Л.И. Новиковой. Итак, воспитательная система – это целостный социальный организм, функционирующий при условии взаимодействия основных компонентов воспитания (субъекты, цели, содержание и способы деятельности, отношения) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат.
|
Цель и объект воспитательной системы – целостная личность. Ядром воспитательной системы является воспитательный коллектив. Это своеобразное единство двух коллективов – педагогического и ученического. При этом педагогический коллектив – управляющая и организующая подсистема. Но ученический коллектив – не только объект воспитательного воздействия, но и субъект собственного развития. Более того, по отношению к педколлективу он почти постоянно выступает в роли субъекта, существенно корректирующего, а порой и преобразующего его влияние.
Воспитательная система школы включает в себя множество подсистем, число и характер которых во многом зависят от конкретных условий социума и типа школы.
Основные функции воспитательной системы:
· интегрирующая;
· регулирующая;
· развивающая.
Интегрирующая функция приводит к соединению в единое целое ранее разрозненные, несогласованные воспитательные воздействия. Регулирующая направлена на упорядочивание педагогических процессов, на управление ими. Развивающая обеспечивает динамику системы, которая выражается, с одной стороны, в оптимизации ее функционирования, с другой – в ее поступательном развитии, обновлении, совершенствовании.
Наблюдения и тенденции последних лет позволяют говорить о наличии новых функций воспитательных систем:
· защиты;
· корректировки;
· компенсации.
Они вызваны объективными реалиями нашей жизни.
Воспитательная система любой школы включает в себя, прежде всего, блок целей, осмысленных и принятых педагогическим коллективом. Если их нет, то нет и системы. Нередко, к сожалению, бывает так, что авторы вновь создаваемых систем говорят о том, что они собираются делать, но не говорят, во имя чего.
Цели задают систему, определяют ее характер. Однако следует понимать, что цели создаются и реализуются людьми. Воспитательную систему вместе творят педагоги, воспитанники, родители, учреждения культурной, правовой, природоохранной, здоровьесберегающей и других сфер, которые включены в жизнь школы. Но все эти люди в идеале должны быть «спаяны» в единый творческий воспитательный коллектив.
|
Воспитательная система каждой современной российской школы должна строиться на принципе гуманизма. Рассмотрим признаки гуманистической воспитательной системы (карточка № 22).
КАРТОЧКА № 22
Признаки гуманистической ВС в школе:
1. Наличие «малой», т.е. собственной концепции В, отражающей ее настоящее и будущее и принятой и педагогами, и учащимися;
2. Здоровый образ жизни коллектива;
3. Ориентация на общечеловеческие ценности;
4. Событийный характер больших коллективных дел;
5. Наличие «зон свободного развития»;
6. Оформление школы по принципу «И СТЕНЫ ВОСПИТЫВАЮТ!»;
7. Включенность среды в школу и школы в среду;
8. Разумное разрешение возникающих конфликтов за счет внутренних сил;
9. Гуманистический характер межличностных отношений детей и взрослых: взаимное доверие, доброжелательность в коллективе;
10. Внимательность, доброжелательность, стремление помочь и товарищам, и посторонним людям: развитое чувство принадлежности к коллективу школы.
Каждый из этих признаков ещё не говорит о наличии сложившейся воспитательной системы гуманистического типа, однако наличие всех или почти всех названных признаков – свидетельство того, что система практически сложилась.
В длительном процессе формирования школьной воспитательной системы прослеживаются отдельные этапы, для которых характерны специфические задачи, виды деятельности, организационные формы, системообразующие связи.
Первый этап – становление системы. Вначале идет вовлечение большого числа людей в определенные виды совместной деятельности. Постепенно формируются традиции, «затвердевают» наиболее повторяющиеся формы деятельности и способы взаимодействия ее участников, вырабатываются ценностные ориентиры, установки, представления о допустимом и недопустимом.
Господствующей тенденцией периода становления воспитательной системы является ее упорядочение. Борьба нового со старым происходи всегда и во всех сферах жизни. В одних случаях эта борьба со сложившейся ранее и уже отживающей системой, в других – с отдельными ранее сложившимися привычками и стереотипами. Носителями тенденций дезинтеграции могут являться отдельные учителя, родители, школьники, которые поступают вразрез с тенденциями создаваемой воспитательной системы.
На этом этапе взаимодействие системы с социумом носит, как правило, стихийный характер. Осознанного, целенаправленного освоения социокультурной среды района, города пока нет.
|
|
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!