Тема: Классный руководитель как семейный консультант (по материалам учителя) — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Тема: Классный руководитель как семейный консультант (по материалам учителя)

2022-10-29 24
Тема: Классный руководитель как семейный консультант (по материалам учителя) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Быть ребенком - трудно! Это огромная, непрерывная, сложная работа – расти: открывать мир, учиться любить. Многие наши беды с детьми оттого, что мы не понимаем, не уважаем, не чувствуем этой сложности. И часто оставляем их один на один с огромным миром, который дети еще не успели понять.

Нужно учиться этому пониманию. Неправда, что этому нельзя научиться! Можно! Мы сегодня поразмышляем над конкретными ситуациями, чтобы в нашей профессиональной и личной жизни суметь правильно проявиться, дать добрый и полезный совет!

Перед вами ряд вопросов, на которые нам предстоит найти множество самых разнообразных решений, ведь в воспитании нет и не может быть одного универсального рецепта. Итак, задача: ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ…

· …Ваш ребенок не уверен в себе?

· …Ваш ребенок чем-то напуган?

· …у ребенка нет желания делиться с вами мыслями и бедами и слушать то, что говорите ему Вы?

· …Вы просите ребенка помочь, а он отказывается?

· …Ваш обычно энергичный, доброжелательный ребенок вдруг начинает дерзить дома, неохотно отправляется в школу, не хочет общаться с приятелями, всё делает через силу, а на ваши вопросы отвечает только: «Не хочется!» и это продолжается второй, третий день...?

· …у Вашего ребенка нет друзей?

· …Ребёнок «просто нарочно» выводит Вас из себя?

· …Вам не нравится друг, подруга Вашего ребенка?

· …Ваш ребенок застенчив?

· … выдали ребенку поручение, а он пообещал, но не делает, тянет время?

· …ребенок плохо ведет себя на улице или в гостях, когда на вас устремлены взгляды других людей?

Над этими задачами вам предстоит рассуждать дома, а сейчас обратимся к некоторым рекомендациям.

Оптимальным для развития навыков решения проблем психологи считают возраст от 6 до 12 лет. Законы данного возраста позволяют детям увидеть и осознать проблему, определить тупи ее решения, необходимые условия, оценить продвижение к цели. Пути решения могут быть разными. Импульсивные дети часто принимают поспешные решения, увлекаются первой пришедшей в голову мыслью. Рефлексивные дети дольше раздумывают над задачей, перебирают несколько вариантов.

Почему дети такие разные? Причина – в отношении к возможной ошибке. Импульсивные дети не очень огорчаются, если ответили неверно, и потому отвечают быстро. Рефлексивные дети очень боятся ошибиться и поэтому дольше других раздумывают над задачей. Здесь проявляется интересная зависимость между познавательными и социальными мотивами.

Взрослые могут многое сделать, чтобы развивать навыки решения проблем у детей. Можно использовать практически любую ситуацию, где есть выбор. Жаль только, что все мы очень нетерпеливы, когда дети учатся методом проб и ошибок. Пусть маленький человек пробует, ищет, усваивая, что всегда возможны какие-то варианты решений и действий. Инициативу и независимость надо поощрять. Дети должны понять, что на пути к цели всегда возможны препятствия – К ЭТОМУ НУЖНО БЫТЬ ГОТОВЫМ, наметить способы их преодоления. Чем меньше человек принимает решений, тем он пассивнее, тем больше боится действий.

Рассмотрим кейсы. Вам предлагаются небольшие ситуации и реакция родителей. Дайте оценку их действий, предложите свой вариант:  

КЕЙС №1 «Покраска двери»

Отец решил покрасить дверь и хотел, чтобы сын помог ему, а он в это время смотрит телевизор. Отец доброжелательно сказал: «А, ты смотришь фильм… Ну ладно, я сам покрашу».

КЕЙС №2 «Пусть сидит дома!»

Мама рассуждает так: «Мне не нравится, что Павел играет с Димой из соседней квартиры. Дима ужасно ругается, Павлуша может набраться у него дурного. Этот Дима ему лучший друг, он постоянно к нему удирает. Я запираю его в ванной, чтоб неповадно было. И по полдня с ним нарочно не разговариваю! ВОТ!».

КЕЙС №3 «Злюки»

Мама делится советом с подругой: «Я всегда говорю своему ребенку «НЕТ»! Не пачкайся, не прыгай на диване, не бегай раздетым, не бей сестренку…»

КЕЙС № 4 «Пролитое молоко»

Антон пролил молоко не нарочно, а, как часто бывает в таких ситуациях, случайно. И когда мама накричала на него, он так сильно обиделся, что стал проливать молоко нарочно.

КЕЙС №5 «Подарок и обещание»

Отец хвалится своей «системой воспитания»: «Я всегда беру с детей обещания вести себя хорошо, да сам охотно обещаю».

№ кейса «____»

Оценка ситуации и действий: _________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Как стоит поступать: ________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЛЕКЦИЯ 19-20

Тема: Диагностика и анализ воспитательного процесса

Диагностика, анализ, планирование… Без всего этого трудно представить себе нормальную организацию процесса воспитания в школе. Но именно здесь таятся «подводные камни», которые мешают воспитанию, часто являясь причиной проблем, заставляющих многих педагогов не столько воспитывать, сколько имитировать воспитательную деятельность.

Например, школа в плане воспитания оценивается хорошо, ели в ней:

· Грамотно составлены локальные акты (приказы, планы и т.д.) по ВР;

· Существует сеть кружков и секций;

· Имеются органы ученического самоуправления;

· Четко выполняется план ВР;

· Проводится определенное количество педсоветов по проблемам воспитания и т.д.

Однако означает ли это, что школа, соответствующая такому стандарту, действительно хорошо всех воспитывает?...Всегда ли наличие в школе «президентов», «министров», «парламентов» и т.п. реально несет дух самоуправления или эти организации становятся игрой детей в начальников над сверстниками либо инструментом исполнения воли педагогов.

Контроль выполнения плана позволяет лишь узнать количество проведенных дел! А были ли все они воспитывающими? С каким эффектом?

И что, если ребенок никогда не сможет достичь того уровня воспитанности, который заявлен в диагностических тестах, опросниках? Не по своей вине, а в силу сложных семейных обстоятельств и ли особенностей своего физического и интеллектуального развития… Он невоспитанный?

Можем ли мы оценивать детей с совершенно разной личной судьбой и социальной ситуацией развития, сравнивать друг с другом?

Воспитание следует понимать не как работу, а как ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, характер, формы и средства которой, как известно, определяются теми целями, которые ставит перед собой субъект этой деятельности и которые определяются ценностями и мотивами. К осуществлению воспитательной деятельность нельзя принуждать, а можно лишь создавать благоприятные условия. Педагог должен лишь реализовывать собственную позицию воспитателя, которая представляет собой единство его сознания и деятельности. Побуждаемый соответствующими мотивами, он свободно и осмысленно ставит перед собой воспитательные цели и стремится достичь их, самостоятельно выбирая необходимые пути и средства.

Из такого понимания воспитания следует:

· смысл диагностики – обнаруживать и решать собственные профессиональные проблемы;

· сама диагностика предполагает не сравнение изучаемого с неким общим для всех стандартом, а отслеживание динамики изменений данного субъекта с ним самим;

· для педагогов, реализующих собственную позицию воспитателя, гораздо важнее анализировать собственную деятельность, а не отчитываться о ней;

· педагоги как профессионалы самостоятельно определяют цель, задачи, формы, способы своей деятельности и планируют ее так, как это удобнее им самим;

Таким образом, с точки зрения диагностики, воспитание – управление процессом развития личности через создание благоприятных для этого условий. Соответственно, оценивать процесс В необходимо:

· по динамике личностного развития школьников (это цель и результат В);

· по тем условиям, которые созданы в школе для этого развития (сформированность детских коллективов, благоприятный социально-психологический климат, творческий дух, сотрудничество и т.д.).

Рассмотрим таблицу, на которой представлена идея личностного роста на основе противопоставленных признаков ценностного и антиценностного отношения личности:

Объекты отношения Ценность Антиценность
1. Отечество Гражданственность, патриотизм Обывательство и социальное иждивенчество

Отношение к миру

2. Земля Любовь и бережное отношение к природе Потребительское отношение к природе
3. Мир Миротворчество, неприятие насилия, пацифизм Милитаризм
4. Труд Трудолюбие, стремление к творчеству Лень
5. Культура Интеллигентность Хамство и вандализм
6. Знания Любознательность Невежество

Отношение к людям

7. Другие, такие же, как Я Гуманность, милосердие Жестокость
8. Иные, не такие, как Я  Терпимость (толерантность) Ксенофобия, национализм, расизм, нетерпимость

Отношение к себе

9. Телесное здоровье Стремление к ЗОЖ Пристрастие к вредным привычкам
10. Внутренний мир Самоприятие и душевное здоровье Комплекс неполноценности

 

Желаю удачи

на государственном экзамене!!!

 

 

Приложение 1

Темы и условия их оформления к зачету на зимней сессии

1. Зачет на зимней сессии проводится в форме подготовки и общественной защиты индивидуальной презентации.

2. Материалом для презентации служит биография и творческий путь одного из известных Педагогов, Философов, Религиозных Деятелей, Учителей Человечества (отечественных или зарубежных, из любого исторического периода).

3. Презентация состоит не менее чем из 12 слайдов, содержащих портрет (по возможности), краткое жизнеописание, цитаты и выдвинутые идеи, дополнительный материал.

4. Первый слайд содержит Название презентации, сведения о разработчике (ФИО, группа, учебный год).

5. Последний слайд презентации содержит список использованной литературы.

6. Варианты биографий: Гесиод (древнегреч. автор дидактических поэм «Труды и дни», «Теогония»), Периандр (один из 7 древнегреческих мудрецов), Солон (один из 7 мудрецов), Фалес (древнегреческий ученый и философ), Питтак (один из 7 мудрецов), Биант (один из 7 мудрецов), Пифагор (легендарный ученый, мудрец и маг), Анахарсис (один из 7 мудрецов), Клеобул (один из 7 мудрецов), Хилон (один из 7 мудрецов), Эзоп (древнегречекий баснописец), Конфуций (китайский философ), Лаоцзы (китайский философ), Демокрит (древнегреческий философ и ученый), Сократ (афинский философ), Аристипп (ученик Сократа, афинский философ), Антисфен (афинский философ), Платон (древнегреческий философ), Диоген (древнегреческий философ), Аристотель (древнегреческий философ), Теофраст (древнегреческий философ, автор учебников), Эпикур (древнегреческий философ), Сюньцзы (китайский мыслитель), Цицерон (римский оратор), Сенека (римский философ), Плутарх (греческий писатель и философ), Марк Аврелий (римский имеператор, философ-гуманист), Авиценна (врач и философ), Омар Хайям (арабский поэт и философ), Моисей Маймонид (еврейский философ), Хафиз (исламский богослов), Эразм Роттердамский (голландский философ и писатель), Мартин Лютер (немецкий теолог), Мишель де Монтень (французский мыслитель), Джордано Бруно (итальянский ученый и философ), Хун Цзычэн (китайский мыслитель), Рене Декарт (французский математик и философ), Блез Паскаль (математик, физик, философ), Бенедикт Спиноза (голландский философ), Жан Лабрюйер (французский писатель), Александр Поуп (английский писатель, философ), Вольтер (французский писатель и философ), ДениДидро (французский писатель и философ), Клод Гельвеций (французский писатель и философ), Иммануил Кант (немецкий философ), Гегель (немецкий философ), Артур Шопенгауэр (немецкий философ), Мохандас Ганди (индийский философ и общественный деятель), Николай Бердяев (русский философ и литературовед), Павел Александрович Флоренский (русский философ), Антуан де Сент-Экзюпери (французский писатель, авиатор).

7. Презентация публично защищается в аудитории в процессе занятия не более чем в течение 10 минут.    

 

 

Приложение 2

Темы и условия их оформления к зачету на летней сессии

 

1. Зачет на летней сессии проводится в форме подготовки и общественной защиты индивидуальной презентации.

2. Материалом для презентации служит биография и творческий путь одного из перечисленных педагогов:

· Ян Амос Коменский,

· Джон Локк,

· Жан Жак Руссо, 

· Григорий Саввич Сковорода,

· Иоганн Генрих Песталоцци,

· Константин Дмитриевич Ушинский,

· Лев Николаевич Толстой,

· Антон Семенович Макаренко,

· Василий Александрович Сухомлинский,

· Владимир Абрамович Караковский,

· Михаил Петрович Щетинин. 

3. За студентом остается право выбора биографии другого Педагога (по согласованию с преподавателем).

4. Презентация состоит не менее чем из 15 слайдов (не более 20), содержащих портрет (по возможности), краткое жизнеописание, цитаты и выдвинутые идеи, дополнительный материал.

5. Первый слайд содержит Название презентации, сведения о разработчике (ФИО, группа, учебный год).

6. Последний слайд презентации содержит список использованной литературы.

7. Презентация публично защищается в аудитории в процессе занятия не более чем в течение 10 минут.   

  

 

 

Приложение 3

Бланк учета самостоятельной работы студента

Вид работы Тема (при необходимости) Дата сдачи Оценка Подпись преподавателя
1 Карточка № 4 Домашнее задание      
2 Карточка № 10 Домашнее задание      
3 Карточка №12 Самостоятельная работа в аудитории      
4 Карточка № 16 Домашнее задание      
5 Карточка № 20 Домашнее задание      
6 Карточка № 21 Самостоятельная работа в аудитории      
7 Карточка № 23 Домашнее задание      
8 Карточка № 27 Домашнее задание      
9 Карточка № 28 Домашнее задание      
10 ПЗ Карта анализа плана ВР класса      
11 Кейс №_____      

 

Презентация к ЗИМНЕЙ сессии:

Тема: «__________________________________________________________»

Согласовано с преподавателем: «_____» _______________ 

Дата сдачи: «____» ____________

Общественная защита: «_____» _______________

Оценка: «____»

Подпись преподавателя: ________________

 

Презентация к ЛЕТНЕЙ сессии:

Тема: «__________________________________________________________»

Согласовано с преподавателем: «_____» _______________ 

Дата сдачи: «____» ____________

Общественная защита: «_____» _______________

Оценка: «____»

Подпись преподавателя: ________________


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.