Главное техническое управление по эксплуатации энергосистем — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Главное техническое управление по эксплуатации энергосистем

2022-10-29 27
Главное техническое управление по эксплуатации энергосистем 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ И ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ СССР

ГЛАВНОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ЭНЕРГОСИСТЕМ

ИНСТРУКЦИЯ
ПО ПРОВЕРКЕ И НАЛАДКЕ
РЕЛЕ ТОКА И НАПРЯЖЕНИЯ
СЕРИЙ ЭТ, РТ, ЭН, РН

СОЮЗТЕХЭНЕРГО

МОСКВА 1979

Проект инструкции составлен инж. С.А. ПТИЦЫНЫМ

Инструкция предназначена для персонала электростанций, электрических сетей и наладочных организаций, занимающихся обслуживанием, монтажом и наладкой реле максимального (минимального) тока и напряжения серий ЭТ, РТ, ЭН, РН.

В Инструкции рассматриваются принцип действия реле, их конструкция, приводятся основные технические характеристики различных модификаций, указываются последовательность, объем и методика проверки и регулировки реле.

УТВЕРЖДАЮ:

Заместитель начальника

Главтехуправления

К.М. АНТИПОВ

1 февраля 1979 г.

ВВЕДЕНИЕ

Настоящая Инструкция распространяется на реле максимального (минимального) тока и напряжения серий ЭТ, РТ, ЭН, РН (ГОСТы 3698-65 и 3699-65), монтируемые на вертикальное плоскости в стационарных устройствах релейной защиты и электроавтоматики, реагирующие на изменение тока или напряжения ивоздействующие на электрические цепи включающих, отключающих или сигнальных устройств.

Реле серия ЭТ и ЭН сняты с производства, взамен их выпускаются реле РТ и РН. Обе серии имеют общий принцип действия, а различаются они формой магнитопровода и расположением поворотного якоря относительно магнитной системы. Это позволяет разработать общую инструкцию на обе серии.

Данная Инструкция устанавливает методику и последовательность регулировки и наладки реле, а также объем различных видов технического обслуживания и является руководящим материалом для работников служб релейной защиты, электроавтоматики, измерений (РЗАИ).

В Инструкции кратко освещен принцип действия реле и дан анализ основных факторов, влияющих на их надежную работу. Описаны конструкции различных модификаций реле и приведены технические характеристики как выпускаемых, так и снятых с производства, но находящихся в эксплуатации реле.

Инструкция не распространяется на реле специального назначения (например, РТ-80; РТ-90; дифференциальные РНТ и т.п.).

При производстве работ, кроме данной Инструкции, следует руководствоваться [Л.1 - 3].

ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

Требования к качеству

1.1.1. Реле ЭН-520 должны удовлетворять требованиям ГОСТ 3699-47; ЭТ-520 - ГОСТ 3698-47; РН - ГОСТ 3699-65; РТ - ГОСТ 3698-65. Отдельные серии или типы реле, поставляемые по соглашению с заказчиком, должны удовлетворять требованиям технических условий, утвержденных на них в установленном порядке (например, реле ЭН-524/М удовлетворяет ТУ ЭОВВ 523.037-57).

1.1.2. В документации на первые серии реле некоторые эксплуатационные и технические характеристики были не оговорены; эти реле должны удовлетворять требованиям последних стандартов.

Условия эксплуатации

1.2.1. Реле пригодны для работы в стационарных: установках в следующих условиях:

а) при установке на вертикальной плоскости;

б)при установке на высоте до 1000 м над уровнем моря;

в) при температуре окружающего воздуха от -20 до +40 °С в общепромышленном исполнении и от -10 до +45 °С в тропическом исполнении;

г) при относительной влажности воздуха не более 80 в общепромышленном исполнении и не более 95 % в тропическом исполнении.

Реле не пригодны для работы:

а) в условиях вибрации и тряски;

б) во взрывоопасной среде;

в) в среде, насыщенной пылью (мучной, угольной, древесной, абразивной);

г) в среде, насыщенной водяными парами, и в местах, не защищенных от попадания воды;

д) в среде, содержащей активные химические газы и пары, разрушающие металлы и изоляцию.

Маркировка

1.3.I. На шкале уставок должны быть отчетливо указаны:

а) товарный знак предприятия-изготовителя;

б) наименование и тип реле.

Число, находящееся в знаменателе в обозначении типа реле, указывает на максимальную уставку тока срабатывания при параллельно соединенных обмотках реле тока ЭТ, РТ или максимально возможное напряжение срабатывания реле напряжения ЭН, РН при последовательном соединении обмоток;

в) род тока;

г) номинальный ток в амперах или номинальное напряжение в вольтах, соответствующий току (напряжению), длительно допустимому для данного реле;

д) принципиальная схема реле и шкала уставок, соответствующая току (напряжению) срабатывания, указанному возле каждой уставки.

Шкала реле ЭТ, РТ проградуирована в амперах при последовательно соединенных обмотках. Шкала реле ЭН, РН проградуирована в вольтах при включении в цепь обмоток только одного добавочного резистора (для реле РН-50 напряжение подается на выводы 8; 12).

Схема внутренних электрических соединений реле соответствует виду, приведенному на реле спереди. Для увеличения шкалы уставок вдвое необходимо установить перемычки на выводах реле РТ-40 так, как это показано справа на шкале, а для реле РН-50 необходимо напряжение подвести к выводам 6, 12;

е) год и месяц выпуска реле;

ж) номер стандарта.

Если в маркировке реле дополнительно указан индекс «Т» например, РН-53/60-Т, то оно пригодно для работы в условиях тропического климата. Тропическое исполнение реле отличается от общепромышленного применением соответствующих условиям тропического климата материалов, покрытий и отделок.

Требования к конструкции

1.4.1. По исполнению контактов серии реле Э-520 делятся на три группы:

а) ЭТ-521 - с одним замыкающим контактом;

б) ЭТ-522, ЭН-528 - с одним размыкающим контактом;

в) ЭТ-523, ЭН-526 - с одним замыкающим и одним размыкающим контактами. В эту группу также входят все серии реле РТ и РН (кроме РН-51/М, оно относится в группе 1.4.1, а).

Принципиальные электрические схемы внутренних соединений реле ЭТ, РТ, ЭН, РН представлены на рис. 1 и 2.

1.4.2. Каждая серия реле имеет свою конструкцию, массу, способ крепления и монтажа в аппаратуре, которые определяются согласно технической документации на данный тип реле.

На рис. 3 - 7 даны габаритные и установочные размеры основных типов реле.

1.4.3. Реле устанавливается на металлической панели толщиной 5 мм. Оно должно быть надежно закреплено, выводы изолированы от панели. При заднем присоединении на шпильки реле рекомендуется надевать изолирующие хлорвиниловые трубки. Ширина отверстий в панели должна быть на 4 - 5 мм больше диаметра шпилек.

При переднем монтаже на металлической панели под выводы реле должны быть подложены изолирующие прокладки, обеспечивающие зазор между токоведущими частями и панелью не менее 3 мм.

1.4.4. Состояние уплотнений внутри реле должно обеспечивать его пыленепроницаемость.

Удаление пыли снаружи реле при его эксплуатации не должно приводить к неправильному его срабатыванию или к замыканию его токопроводящих частей.

1.4.5. Кожух реле должен быть опломбирован (для реле, находящихся в эксплуатации) для исключения доступа к устройствам регулировки реле и его уставкам и не иметь повреждений.

1.4.6. Контакты, детали реле, покрытия, пайки не должны иметь следов окисления, ржавчины и прочих дефектов.

1.4.7. Якорь реле должен поворачиваться свободно, без трения, имея поперечный и продольный зазор в осях в пределах 0,15 - 0,2 мм. Зазор между плоскостью якоря и полюсами магнитопровода должен быть равномерным, при втянутом якоре - 0,6 - 0,7 мм.

Рис. 1. Схемы внутренних соединений реле:

а - ЭТ-521, ЭН-524 и ЭН-524/М; б - ЭТ-522, ЭН-528; в - ЭТ-523, ЭН-526, ЭН-529, ЭН-526/60Д-М; г - РТ-40; д - РН-53, РН-54, РН-53/60Д; е - РТ-40/1Д; ж - РТ-40/Ф; з - РТ-40/Р; и - РН-51/M34, РН-51/М56; к - PН-51/М78

Рис. 2. Схемы внутренних соединений:

а - реле РНН-57; б - РН-58

ВМ - выпрямительный мост; Ф - фильтр 50 Гц; П - потенциометр; Д1 - Д4 - стабилитроны

Рис. 3. Габаритные и установочные размеры реле ЭТ-520:

а - переднее присоединение; б - заднее присоединение

Рис. 4. Габаритные и установочные размеры реле ЭТ-523/1Д:

а - переднее присоединение; б - заднее присоединение

Рис. 5. Габаритные и установочные размеры реле РТ-40, РН-51M, РН-53, РН-54, РН-53/60Д:

а - переднее присоединение; б - заднее присоединение

Рис. 6. Габаритные и установочные размеры реле РТ-40/1Д, РТ-40/Ф, РТ-40/Р:

а - переднее присоединение; б - заднее присоединение

Рис. 7. Габаритные и установочные размеры реле РНН-57, РН-58:

а - переднее присоединение; б - заднее присоединение

1.4.8. Упоры должны быть надежно зафиксированы и правильно установлены, позволяя пружинам неподвижных контактов под действием мостика прогибаться не менее чем на 0,5 мм.

1.4.9. Плоскость спиральной пружины должна быть строго перпендикулярна оси якоря, между витками пружины должен сохраняться равномерный зазор при изменении уставки во всем диапазоне.

1.4.10. Указатель уставки должен ходить по шкале с некоторым трением и не сдвигаться самопроизвольно с заданной уставки.

1.4.11. Неподвижные контакты должны находиться в одной плоскости, иметь одинаковый изгиб и замыкаться мостиком одновременно. Бронзовая контактная пластина с наваренной серебряной полоской при разомкнутых контактах должна касаться передних упоров без давления. Зазор между бронзовой контактной пластинкой и задним упором должен составлять 0,2 - 0,3 мм.

Пластмассовая колодка с неподвижными контактами должна быть установлена так, чтобы зазор между мостиком с подвижными контактами и замыкающими контактами (ход контактов до замыкания) составлял 1,8 - 2 мм, а прогиб пружин размыкающих контактов был бы не менее 0,5 мм на начальной уставке шкалы.

1.4.12. Серебряный мостик якоря должен свободно поворачиваться на своей оси на угол 5 - 8°. Осевой лифт мостика должен быть в пределах 0,10 - 0,15 мм.

Угол встречи b якоря в точке касания и плоскостью неподвижных контактов (рис. 8) составляет 25 - 30° для реле серий ЭТ, ЭН.

 Рис. 8. Угол встречи bякоря и совместный ход неподвижных контактов:

1 - серебряная пластинка неподвижного контакта; 2 - мостик

1.4.13. Величина совместного хода контактов должна составлять не менее 1 - 1,5 мм. Встреча мостика с серебряным контактом должна происходить на расстоянии 1/3 длины от переднего края (см. рис. 8) и не доходить на 1/3 до заднего края серебряного контакта во избежание заскакивания контактов.

НАЛАДКА И ПРОВЕРКА РЕЛЕ

Виды и объем проверок

2.2.1. Проверка при новом включении

Механическое состояние и основные электрические характеристики реле находятся, как правило, в соответствии с техническими условиями, однако при транспортировке новых реле, последующем хранении на складе, а также при монтаже реле могут быть повреждены, загрязнены, а изоляция токоведущих частей нарушена за счет ее увлажнения.

Таким образом, новое реле, прежде чем оно будет введено в эксплуатацию, проверяется в объеме, указанном в табл. 10. Исключение составляют пп. 3 и 4 табл. 10, если электрические характеристики отличаются не более чем на ±5 % от требований на данный тип реле.

Если наладка при новом включении выполнена с высоким качеством, то объем проверок, как правило, значительно сокращается. Наладка при новом включении определяет длительную безотказную эксплуатацию устройства. Проверка при новом включении может производиться как наладочной организацией, так и службой РЗАИ.

2.2.2. Профилактический контроль, профилактическое восстановление, опробование

При профилактическом контроле работы по пп. 3, 4, 5.2 табл. 10 не выполняются, а объем работ по пп. 1, 2 сокращается (исключается проверка маркировки, конструктивного исполнения и п. 2.4). Осмотр реле происходит без снятия кожуха. Проверяется затяжка всех внешних резьбовых соединений. При профилактическом восстановлении работы производят по всем пунктам табл. 10.

Первый профилактический контроль рекомендуется производить через год после включения в эксплуатацию. Последующие проверки выполняются в соответствии с [Л.2, 9].

При опробовании проверяется реле по пп. 5.4; 5.5 табл. 10.

Профилактический контроль и опробование выполняются с целью дополнительного контроля наименее надежных элементов реле и в значительной степени определяются условиями эксплуатации. Например, при сильной запыленности особое внимание нужно уделять проверке по п. 2.1 табл. 10, сильной вибрации - проверкам по пп. 5.6; 5.7, при повышенной влажности - проверкам по пп. 5.1, 5.2 и т.д.

Периодичность частичного профилактического контроля и опробования при нормальных условиях эксплуатации устанавливается не реже одного раза между полным профилактическим контролем.

Профилактический контроль, опробование и восстановление, как правило, должны выполняться персоналом местных служб РЗАИ (МС РЗАИ).

2.2.3. Внеочередные и послеаварийные проверки.

Внеочередные и послеаварийные проверки выполняются при необходимости перестройки уставок, выяснения причин неправильного действия или отказа реле при частичных изменениях схем.

Внеочередные и послеаварийные проверки выполняются в объеме, соответствующем назначению проверки по программе, составленной для каждого конкретного случая службой релейной защиты.

При всех видах проверок для предварительной оценки общего состояния реле до его вскрытия и проверки наружных контактных соединений проверяется ток (напряжение) срабатывания и возврата реле в соответствии с пп. 5.4, 5.5 табл. 10.

Объем проверки механической части реле устанавливается по результатам предварительно измеренного тока (напряжения) срабатывания (отклонение этих величин от заданных указывает на наличие неисправностей) и результатам внешнего осмотра.

Внеочередные проверки выполняются персоналом МС РЗАИ. Послеаварийные проверки по решению службы, ведающей выбором схем и уставок данного устройства, проводятся с участием представителей этой службы.

Подготовка рабочего места, аппаратуры, документации

2.3.1. Рабочие места для регулировки и проверки реле должны удовлетворять следующим требованиям:

а) содержать измерительную аппаратуру, позволяющую проверять все параметры, предусмотренные данной Инструкцией.

Для измерения электрических параметров необходимо применять приборы электромагнитной системы.

Класс точности приборов не ниже 0,5 (ГОСТ 1845-59) при регулировке и не ниже 1,0 при контроле. При выборе прибора надо учитывать, что кроме основной погрешности имеют место дополнительные (изменения температуры, частоты, влияние внешних магнитных полей ит.д.), поэтому суммарная действительная погрешность должна подсчитываться с учетом группы прибора и внешних факторов.

Рекомендуется применять приборы 1-й категории группы В или Б (ГОСТ 1845-59). Пределы измерения приборов выбираются так, чтобы показания измеряемой величины находились в конце или во второй половине шкалы. Этим обеспечивается уменьшение основной погрешности измерения.

Для измерения сопротивления изоляции применяется мегаомметр M1101M на 1000 В (ГОСТ 8038-60 и ТУ 25-04-800-71).

Вся измерительная аппаратура должна проверяться по графику в установленные сроки и иметь паспорт, в который вносятся даты проверок;

б) принципиальная и монтажная схемы всего проверяемого устройства; рабочие уставки, заданные службой РЗАИ, паспорта-протоколы с результатами проверки реле и устройства в целом.

Объем документации определяется согласно разд. 3 «Организация работ» и разд. 6 «Подготовка к проведению работы» [Л.1].

2.3.2. Ниже праведен перечень инструментов и материалов, необходимых для проверки и регулировки реле:

а) щупы с допуском на толщину по 2-му классу точности (рекомендуются проволочные щупы от 0,1 до 0,5 мм);

б) термометр (ГОСТ 2823-73 или ГОСТ 9177-59) с ценой деления, равной 1 °С;

в) паяльник электрический, припой ПОС-40 и канифоль;

г) монтажный провод;

д) набор:

- отверток (простых и часовых);

- плоских гаечных ключей (под гайки М3, М4, М5 и М6);

- торцевых ключей М4 и М6;

- деревянных чурок для чистки подпятников;

- надфилей и воронило для чистки контактов;

е) пинцет хирургический 130 мм;

ж) плоскогубцы, кусачки, круглогубцы,

з) лупа с семикратным увеличением,

л) мягкая чистая ткань и жесткая щеточка для очистки и удаления пыли и грязи.

Условия наладки и испытания

2.5.1. Все операции по наладке и испытанию реле должны проводиться при:

а) температуре окружающего воздуха 25 ± 10 °С (298 ± 10 °К);

б) относительной влажности воздуха 65 ± 15 %;

в) атмосферном давлении 750 ± 30 мм рт.ст. (100000 ± 4000 H/м2).

Допускается проведение испытаний при уменьшении относительной влажности до 40 % и уменьшении давления до 650 мм рт.ст. (86700 Н/м2).

2.5.2. Вновь установленное реле должно находиться перед началом испытаний в нормальных климатических условиях не менее 4 ч.

2.5.3. Для реле, находящихся в эксплуатации в среде, где в течение года климатические условия меняются незначительно (температура ±10 °К, влажность ±25 %, давление ±12000 Н/м2 от номинального значения условий эксплуатации), необходимо проводить наладку и испытание реле при этих условиях.

Внешний осмотр

2.6.1. Проверку внешнего вида, наличия пломб, маркировки и конструктивного исполнения по пп. 1.3; 1.4.2, 1.4.3; 1.4.5 производят внешним осмотром и сличением с заводскими чертежами и рис. 3 - 7.

Производится очистка от пыли и грязи кожуха и цоколя реле, а также внешних токоведущих частей от различных налетов. Проверяется плотность прилегания кожуха реле к цоколю, состояние уплотнения и целость кожуха и цоколя, надежность крепления реле и изоляции его выводов от панели.

Для реле серий ЭТ и ЭН проверяется целость стекла и плотность прилегания его к кожуху.

2.6.2. При осмотре реле без вскрытия защиты дополнительно проверяется состояние контактов и других деталей, просматриваемых через стекло.

2.6.3. При полностью снятом в схеме напряжении проверяется надежность всех наружных контактных соединений, в том числе затяжки контргаек, фиксирующих шпилек заднего присоединения на цоколе реле. Затяжку и ослабление гаек производят гаечными ключами.

Для затяжки винтов, крепящих пластины переднего присоединения к цоколю с тыльной стороны, реле необходимо снимать с панели.

2.6.4. В ряде случаев наблюдается покачивание и незначительное поворачивание шпилек заднего присоединения из-за слабой запрессовки контактных втулок в пластмассе цоколя. В таких случаях необходимо вскрыть кожух реле и убедиться в том, что шпилька покачивается и поворачивается вместе с втулкой, т.е. существует надежный контакт.

2.6.5. Проверку схемы расположения выводов контактов и обмоток производят совместно с проверкой токов срабатывания и отпускания в соответствия с п. 2.13.

Разборка реле

2.8.1. При новом включении, а также при проверках, в тех случаях, когда разброс тока (напряжения) и возврата превышает 5 %заданных уставок, необходимо снять кожух и произвести ревизию подвижной системы. Производить разборку реле необходимо только после того, когда ревизия показала неисправность контактов или других деталей.

2.8.2. Для реле серий ЭТ и ЭН:

а) установить реле в строго вертикальном положении, вывести указатель шкалы влево за начальную уставку и проследить за поведением контактного мостика якоря. У исправного реле при повороте указателя примерно на 20 - 30° влево от первой точки шкалы пружина будет иметь нулевой момент и контакты разомкнутся. Дальнейшее изменение положения движка будет плавно изменять положение подвижного контакта.

Вялый или резкий, с рывком, переход подвижного мостика из одного положения в другое указывает на наличие затирания подвижной системы.

Наиболее вероятной причиной вялой работы реле обычно является загрязнение или неисправность подпятников и концов осей;

б) отвернуть стопорный винт 2 в фасонном винте головки для осмотра и проверки переднего подпятника у реле Э-520 старого выпуска, после чего подпятник свободно вывертывается часовой отверткой (рис. 11). У реле Э-520 нового выпуска для осмотра переднего подпятника необходимо вывернуть винт поводка 3 и специальным торцовым ключом отвернуть гайку 8 (рис. 12);

в) отвернуть обе гайки, крепящие алюминиевую стойку к магнитопроводу реле и отогнуть влево, подав на себя, всю стойку вместе со шкалой и подвижной системой, вынуть всю подвижную систему реле, снять задний подпятник. Снять стойку полностью у реле Э-520 препятствуют выводные концы от неподвижных контактов к зажимам на цоколе реле. В случае необходимости вся пластмассовая колодка, на которой укреплены неподвижные контакты, может без труда отделяться от стойки реле. Для этого достаточно отвернуть два винта, крепящих колодку.

Отведя стойку и отвернув крепящую гайку заднего подпятника, можно вывернуть и осмотреть его.

У всех реле ЭТ и ЭН установлены бронзовые подпятники с коническим кратером. У реле Э-520 ось имеет острую заточку (угол 30 - 35°), а подпятник соответственно более глубокий кратер.

Бронзовые подпятники перед осмотром необходимо прочистить конической деревянной чуркой диаметром 3 - 4 мм. Осмотр подпятников следует производить через часовую лупу с семикратным увеличением.

В случае обнаружения выбоин, эксцентриситета или выработки кратера подпятник необходимо заменить новым;

г) осмотреть концы оси. Для этого необходимо немного отвернуть часовой отверткой оба стопорных винта, крепящих втулки пружины к оси реле, и затем, приподняв пинцетом втулку с пружиной вплотную к телу алюминиевой стойки, осторожно вывести вниз и в сторону ось из втулки, после чего вся подвижная система, т.е. ось с якорем и контактным мостиком, аккуратно, чтобы не повредить неподвижные контакты, извлечь наружу.

Концы оси следует зачистить плоской деревянной чуркой и осмотреть в часовую лупу. Ось должна быть с обеих сторон заточена на конус; концы оси должны иметь блестящую полированную поверхность. Заточка должна иметь радиус 0,1 мм. Угол конуса оси должен быть острее кратера подпятников, чтобы ось опиралась на подпятник в одной точке, а не по всей окружности.

При осмотре в лупу нужно обращать внимание на отсутствие выбоин, царапин и ржавчины на вершинах конуса оси. При обнаружении каких-либо дефектов в заточке концов оси их надо отполировать на станке либо в ручной дрели с помощью деревянной чурки и крокуса. После полировки концы оси следует промыть в бензине и тщательно протереть мягкой чистой тканью;

д) произвести сборку реле после осмотра и правки подпятников и концов осей в следующем порядке: ввести на место подвижную систему и втулку пружины насадить на ось, затем установить на место подпятники, отрегулировать зазор оси и закрепить на оси втулку пружины с нормальной начальной затяжкой порядка 25 - 30°.

2.8.3. Для реле серий РТ и РН:

а) отсоединить от выводов на цоколе реле монтажные провода, идущие к неподвижным контактам;

б) отвернуть два винта и снять шкалу и подшкальник;

в) отвернуть винт, крепящий пластмассовую колодочку, снять последнюю со стойки. Для того, чтобы снять со стойки подвижную систему, необходимо отпаять наружный конец спиральной пружины от хвостовика;

г) ослабить стопорные винты, крепящие верхнюю и нижнюю полуось; верхнюю полуось опускают, нижнюю - поднимают, после чего легко вынимают подвижную систему;

д) отвернуть два винта и снять стальную пластинку (пружинодержатель) с укрепленными на ней указателем и пружиной. Отвернуть гайку М5, снять указатель шкалы и вынуть из отверстия в пружинодержателе фасонный винт с шестигранной втулкой и укрепленной на ней спиральной пружиной.

Проверка диапазона шкалы

2.12.1.Проверку диапазона шкалы (кратность уставок) п. 1.5.3, т.е. проверку тока (напряжения) срабатывания при положении указателя на крайних уставках шкалы проводят на месте установка или в лаборатории.

При этом нужно соблюдать общие правила, указанные в п. 2.13.1, при проверке электрических характеристик реле.

Проверка диапазона шкалы производится при любых проверках, когда имела место перемотка обмоток, разборка механизма и изменение затяжки пружины реле.

Для правильной регулировки реле необходимо ясно представить себе принципы действия реле, изложенные в настоящей Инструкции и обратить внимание на следующее:

а) начальное, конечное положение и ход (угол поворота) якоря (п. 1.4.7), определяющие ток срабатывания, возврата и расстояния между контактами (п. 1.4.11) должны устанавливаться в соответствии м характеристиками моментов, приведенных на рис. 10;

б) противодействующий механический момент создается в основном пружиной (п. 1.4.9), но в начале шкалы при слабой затяжке пружины, составляющая момента от массы якоря заметно влияет на работу реле, поэтому регулировку реле всегда следует начинать с наибольшей (крайне правой, если смотреть сверху на реле) уставки шкалы;

в) ток (напряжение) срабатывания максимальных реле с замкнутыми контактами и минимальных реле (при отсутствии тока) зависит от упругости и предварительной затяжки пружин неподвижных контактов (п. 1.4.11).

2.12.2. При регулировке реле необходимо:

а) отрегулировать ток срабатывания реле на максимальной уставке по шкале. Упорными винтами, не трогая пружины, для увеличения тока увеличить зазор между якорем и полюсами, а для уменьшения тока соответственно уменьшить. После этого, подрегулировав контакт, проверить начальную точку шкалы и, если ток срабатывания на ней изменился, отрегулировать его затяжкой пружины. Регулировка пружиной производится следующим образом: отверткой (для реле ЭТ и ЭН) ослабить винты 10 (рис. 11), либо винт 3 (рис. 12) на регулировочной головке, связывающие поводок пружины с указателем шкалы, и затем, придерживая одной рукой указатель, второй рукой незначительно сдвинуть поводок пружины относительно указателя: вправо для уменьшения тока срабатывания, влево для увеличения его. Добившись совпадения тока срабатывания с уставкой, нужно закрепить винты на головке и повторно проверить токи срабатывания в начале и в конце шкалы.

Для реле РТ и РН затяжка пружины производится поворотом шестигранной втулка II (рис. 13, в) при помощи плоского ключа. Указатель шкалы при этом удерживается в неподвижном положении;

б) если ток (напряжение) срабатывания на конечной уставке по шкале совпал со значением, указанным на шкале, а в начальной точке расходится со значением, указанным на шкале, то регулировку произвести сначала пружиной, не меняя начального положения якоря под полюсами. После того, как начальная уставка отрегулирована, необходимо повторно проверить ток срабатывания в конце шкале. Как правило, в этом случае конечная уставка остается почти без изменения и возможные расхождения лежат в пределах точности работы реле;

в) для оценки правильности согласования начальной затяжки пружины с величиной воздушного зазора между якорем и полосами руководствоваться следующими признаками:

если диапазон шкалы реле (нормально 90°) увеличился, т.е. двукратный ток срабатывания получается за пределами шкалы, - это означает, что пружина ослаблена. Если же кратность шкалы стала больше двух, то это свидетельствует о чрезмерной затяжке пружины или ее несоответствии данному реле.

При градуировке шкалы реле заново подгонку шкалы следует производить вначале на конечной уставке изменением начального положения якоря под полюсами, как указывалось выше;

г) если при крайних положениях указателя ток (напряжение) срабатывания реле резко отличается от уставки по шкале, проверить правильность соединения между собой обмоток реле. Если одна из обмоток была по ошибке перевернута, то соединение обмоток вместо последовательного или параллельного может оказаться встречным;

д) при отклонении величин срабатывания в конце и начале шкалы на одинаковое незначительное значение при сохранении нормальной кратности передвигают только шкалу реле. Положение указателя на начальной уставке должно составлять примерно 25 - 30° и на конечной - соответственно 115 - 120° относительно плоскости крепления реле.

Проверка вибрации контактов

2.15.1. Проверка вибрации размыкающих (п. 1.5.6) и замыкающих (п. 1.5.7) контактов производится подачей напряжения на обмотку реле плавно и включением толчком через 0,1 от максимального значения напряжения.

Контакты реле регулируют на отсутствие вибрации без нагрузки, а проверяются на замыкание или размыкание цепи с включением нагрузки по схеме защиты. При отсутствии этих данных контакты реле должны проверяться на номинальную нагрузку по данным завода (п. 1.5.8). Работа контактов должна быть четкой, без искрения и вибрации во всем диапазоне токов (напряжения).

2.15.2. Для реле, замыкающих контакты при повышении тока (напряжения) проверка ведется от 1,05 тока (напряжения) срабатывания до максимального в условиях эксплуатации, но не выше допустимого по термической устойчивости обмоток реле (см. п. 1.5.10).

2.15.3. Особое внимание следует обратить на минимальные реле, размыкающие контакт при снижении тока или напряжения. Реле должно четко, без искрений и вибрации держать этот контакт замкнутым при изменениях напряжения от Uмакс до напряжения срабатывания (или от Iмакс до тока срабатывания).

2.15.4. Проверка отсутствия вибрации контактов максимальных реле ведется увеличением тока (или напряжения) плавно и включением толчком через 0,1 от максимального значения тока (или напряжения), так как вибрация может проявиться при различных токах (напряжениях).

2.15.5. Для минимальных реле отсутствие вибрации контактов проверяется при плавном и резком снижении тока (напряжения) до величины трогания и через промежутки до нуля.

2.15.6. Для уменьшения вибрации контактов реле минимального напряжения, нормально находящихся в эксплуатации под напряжением, следует вводить якорь глубже под полюса.

При этом за счет уменьшения электромагнитного момента на якоре вибрация контактов, как правило, уменьшается. Коэффициент возврата реле при этом должен быть не более 1,22.

Такой способ уменьшения вибрации контактов может применяться только у реле с контактами, замыкающимися при понижении напряжения.

Проверяется и устраняется вибрация при больших кратностях тока в реле.

2.15.7. При сильно искаженной форме кривой вторичного тока трансформатора тока длительность бестоковой паузы в течение значительной части каждого полупериода увеличивается. Электромагнитная сила притяжения в эти части полупериода отсутствует. В то же время противодействующая сила пружины имеет постоянное значение. Инерция подвижной системы вместе с тем становится недостаточной, чтобы удержать якорь в подтянутом положении и вследствие этого появляется вибрация.

Как показали испытания, опасность вибрации, приводящей к отказу реле из-за насыщения трансформаторов тока, возникает при токовой погрешности трансформаторов тока для реле ЭТ-520 более 35 %, а для реле РТ-40 более 40 %, если кратность тока в реле превышает 3,5.

2.15.8. Для снижения вибрации при кратностях тока в реле, равных 20 - 25 току срабатывания и сильно искаженной форме кривой тока, необходимо увеличить совместный ход контактов до 2 мм. При этом наблюдалась такая вибрация подвижной системы, которая не приводила к разрыву цепи реле.

2.15.9. Для уменьшения искрообразования на контактах реле в момент разрыва цепи рекомендуется шунтировать индуктивности или замыкающие контакты в этой электрической цепи.

Повторная проверка реле

2.17.1. После окончания наладки реле зачищаются контакты и повторно проверяется: затяжка всех гаек и винтов, начальное и конечное положение якоря и контактов, зазоры и люфты, положение спиральной пружины.

По окончания повторного осмотра реле закрывается кожухом и производится контрольное измерение токов (напряжений) срабатывания п. 2.13 и возврата п. 2.14. После чего реле пломбируется.

Оформление паспорта-протокола

2.18.1. Результаты проверки реле и все электрические характеристики, сведения о механической регулировке и изменениях с указанием, кем, когда и каким документом они заданы, заносятся в протокол.

2.18.2. Примерная форма паспорта-протокола дана в приложения 1.

Реле РТ-40/Ф

3.1.1. Исполнительный орган - реле РТ-40 налаживается и проверяется в соответствии с изложенной выше методикой. Схема проверки показана на рис. 18. Для проверки реле отключается от вторичной обмотки трансформатора Тр и от конденсаторов C1, C2 с помощью перемычки П.

Дополнительная проверка, обусловленная особенностями схемы и конструкции реле, должна проводиться в следующей последовательности.

3.1.2. Проверяется прочность и сопротивление изоляции обмоток трансформатора относительно сердечника и между обмотками. По данным завода-изготовителя изоляция между обмотками трансформатора выдерживает в течение 1 мин испытательное напряжение 500 В частоты 50 Гц. Сопротивление изоляции рекомендуется измерять с помощью мегаомметра на 500 В.

Рис. 18. Схемы для проверки и настройки реле РТ-40/Ф:

а - схема для проверки токов и напряжения срабатывания и возврата при подаче тока в обмотку; б - схема для проверки реле РТ-40/Ф при подаче питания в первичную обмотку трансформатора реле

3.1.3. Проверяется исправность конденсаторов C1 и С2. Конденсаторы, отсоединенные от обмоток реле и трансформатора, заряжаются источником напряжения постоянного тока примерно до 100 В и по истечения нескольких минут разряжаются. Если конденсаторы исправны, то разряд сопровождается сухим щелчком и искрой.

3.1.4. При новом включении снимается зависимость тока в обмотке реле от тока в первичной обмотке трансформатора по схеме, приведенной на рис. 18, б.

Для этого на выводы 4 и 8 трансформатора подается напряжение частоты 50 Гц, значение тока изменяется в пределах 0 - 20 А через 1 А. Ток в первичной обмотке трансформатора должен иметь синусоидальную форму, что обеспечивается включением в первичную обмотку трансформатора регулируемого резистора Rд = 15 - 20 Ом.

Ток в обмотке реле рекомендуется измерять прибором с внутренним сопротивлением не более 15 - 20 Ом.

3.1.5. По схеме, приведенной на рис. 18, б, проверяются токи срабатывания и возврата на крайних уставках шкалы при подаче питания на выводы 4 и 8, 6 и 8, 2 и 8; измеряется мощность, потребляемая реле при срабатывании на начальной уставке.

3.1.6. Измеряются токи срабатывания и возврата на заданной уставке. Измерения производятся в первичной обмотке трансформатора и в обмотке реле. Допустимый коэффициент возврата Кв = 0,8 - 0,85. Проверка должна производиться синусоидальным током частоты 50 Гц.

3.1.7. Проверяется работа контактов в полной схеме реле при токах от 1,05 до 10 I ср.

3.1.8. Производятся окончательный осмотр и проверяются токи срабатывания и возврата в первичной обмотке трансформатора.

Реле РТ-40/Р

3.2.1. Исполнительный орган - реле РТ-40, включенное через выпрямитель на вторичную обмотку трансформатора (см. рис. 1, д), налаживается и настраивается в соответствии с изложенной выше методикой. Посторонний источник тока подключается на выводы разомкнутой перемычки П. При этом все три первичные обмотки трансформатора Тр должны быть отключены от токовых цепей и разомкнуты.

3.2.2. Проверка изоляции и исправности конденсатора С выполняется по п. 3.1.1 и 3.1.2. Во избежание пробоя диодов при проверке конденсатора необходимо, кроме размыкания перемычки П, отпаять провод, соединяющий вывод конденсатора с диодами моста.

3.2.3. Снимаются характеристики намагничивания всех трех первичных обмоток насыщающегося трансфо


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.184 с.