Тема 1. Назначение и особенности курса «Основы самоорганизации» — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Тема 1. Назначение и особенности курса «Основы самоорганизации»

2022-10-29 32
Тема 1. Назначение и особенности курса «Основы самоорганизации» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ОСНОВЫ САМООРГАНИЗАЦИИ

 

Студент:

 

Группа:

 

Преподаватель:

 

 

Тольятти 2011

Тема 1. Назначение и особенности курса «Основы самоорганизации»

 

Умение организовывать себя позволяет  

 

«Организованность заключается, скорее, не в том, как выглядит окружение, а в том, насколько эффективно оно функционирует. Если человек может найти то, что ему нужно, и тогда, когда это нужно, с лёгкостью достигает своих целей и счастлив в своём пространстве, значит, он хорошо организован» Дж. Моргенстерн
Самоорганизация – это процесс внутренней мобилизации возможностей и способностей человека, с помощью которого мы создаём окружение, позволяющее нам жить, работать и отдыхать именно так, как мы этого хотим.

 

 

Цель учебной работы в курсе Способ учебной деятельности
   

 

Что поможет организовать персональную деятельность?

 

Умение ставить  
Умение расставлять  
Умение выделять  
Умение распределять  

 

Этапы составления персонального плана

I  
II  
III  

 

Учебная работа в курсе состоит из  

 

Условия получения зачета

 

 
 
 
 
 

Задание для самостоятельного освоения тематического материала 1

Ознакомиться с материалами, размещенными на сайте «Социальная коммуникация» (http://mok.tltsu.ru/sites/site.php?s=128&m=18825&p_center_1=8855) в подразделе «Учебный отдел» (раздел «Основы самоорганизации») по теме 01 «У чебный курс «Основы самоорганизации».

 

Задание для самостоятельного освоения тематического материала 2

Ознакомиться с материалами, размещенными на сайте «Социальная коммуникация» (http://mok.tltsu.ru/sites/site.php?s=128&m=18825&p_center_1=8854) в подразделе «Учебный отдел» (раздел «Основы самоорганизации») по теме 02 «Самоорганизация и личная эффективность».


Тема 2. Самоорганизация и личная эффективность

 

Что значит организовывать себя?  
Самоорганизация - это
Самоорганизация нужна для

Выполнение задач редко стопорится из-за нехватки времени. Оно стопорится из-за того, что изначально задачи не были четко определены

Д. Ален

Начать работу над собой никогда не поздно! Шведский учёный-натуралист Карл Линней в школе считался тупицей. Ему прочили карьеру сапожника. В 20 лет он закончил школу! Его единственным интересом был интерес к ботанике. Используя его, доктор Ротман увлёк его и изучением латинского языка, необходимого любому учёному того времени. Чарльза Дарвина отец считал бездарным: «У тебя только и есть интерес, что к стрельбе, возне с собаками и ловле крыс. Ты будешь позором для себя и всей семьи!» Эйнштейн в детстве был отстающим учеником. Дядя Якоб успокаивал его: «Ничего, Альберт, не все становятся профессорами. И ты кем-нибудь станешь!»

                                            

Результат - Как можно оценить результат?
это  

"Некогда точить топор - рубить надо!" - один глупый дровосек

«Эффективно» обучаться в вузе Что можно считать значимым результатом обучения в вузе? это  
Личную эффективность составляют осознание реагирование управление взаимодействие

Задача персонального менеджмента __________________________________

_________________________________________________________________

Деятельность

действия

Значимый результат

действия
действия

Задание: Приведите примеры реактивного и проактивного поведения

Реактивность Проактивность
   

Определить свои ценности на данном жизненном этапе.

 
 

Тема 3. Успех и построение личной карьеры

II. Определение внутренних факторов, способствующих достижению успеха в определенной сфере жизни

Выбранная сфера жизни Ценности Интересы, стремления Качества и способности
       

Учебное задание 1

Этапы достижения цели

97% людей все еще не ставят целей. На кого работают эти 97%? На те 3%, которые это делают!
I.
II.
III.

 

 

Результат

S M A R T
         
Цель Результат
Достигнуть конкурентного преимущества среди ландшафтных дизайнеров фирмы  

Задание для самостоятельного освоения тематического материала 5

Ознакомиться с материалами, размещенными на сайте «Социальная коммуникация» (http://mok.tltsu.ru/sites/site.php?s=128&m=18825&p_center_1=8852) в подразделе «Учебный отдел» (раздел «Основы самоорганизации») по теме 04 «Цели персональной деятельности».

Задание для самостоятельной работы 6

Дерево задач

 

   

Работа 1.1

   

 

Подзадача 1

 

   

Работа 1.2

 

 

 

   

 

 

 

 

Работа 1.3

 

 

 

Работа 2.1

 

 

Задача

 

 

Подзадача 1

 

   

Работа 2.2

 

 

 

 

 

 

   

 

   

Работа 3.2

   

 

 

 

 

 

   

Работа 3.1

   

 

Подзадача 1

 

   

Работа 3.2

 

     
   

 

 

 

   

Работа 3.3

 

 

Учебное задание 4

Разновидности обзора

Тактические

 

Стратегические

 
   
   
   

Каким образом упорядочить дела внутри списка?

Приоритизация списка заключается в

Неотложные дела –

Срочные дела –

Важные дела –

Матрица Эйзенхауэра

  Срочные дела   Несрочные дела
  I   II
В а ж н ы е Неотложные задачи Разрешение кризисов Проекты, у которых подходят сроки сдачи   Планирование новых проектов Оценка полученных результатов Превентивные мероприятия Саморазвитие Налаживание отношений Определение новых перспектив
  III   IV
Н е в а ж н ы е Прерывания, перерывы Некоторые телефонные звонки Некоторые обсуждения Поручения друзей Общественная деятельность   «Пожиратели» времени Некоторые телефонные звонки, ICQ Рутинная работа Некоторые письма Развлечения

Характеристики дел

Значимость Критичность
   
Работы, которые   Работы, от которых

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

 

Планирование – это инструмент структурирования и упорядочивания

Планирование позволяет

 
 
 

Принципы планирования

Принцип  
Принцип  
Принцип  

Учебное задание 8

Составить календарный план по намеченным работам.

Задание для самостоятельного освоения тематического материала 9

Ознакомиться с материалами, размещенными на сайте «Социальная коммуникация» (http://mok.tltsu.ru/sites/site.php?s=128&m=18825&p_center_1=8850) в подразделе «Учебный отдел» (раздел «Основы самоорганизации») по теме 06 «Планирование персональной деятельности».


Тема 10: Краткосрочное планирование в персональной деятельности

Принципы планирования жестких задач

Планируются
Количество задач
Закладываются

Принципы планирования гибких задач

Составляйте
Планируйте

Мои типичные кайросы

Место -
Люди -
Внешние обстоятельства -
Внутренние обстоятельства -

Принципы планирования бюджетируемых задач

Определяйте
Планируйте

Этапы техники планирования

Составление обзора заданий  
Структурирование обзора  
Распределение по времени  

Ход практической работы

1. Студенты должны составить список из нескольких дел, направленных на достижение поставленной ранее цели (учебные задания №№5-6,8), на ближайшие 5 дней (начиная с дня, следующего за днем проведения аудиторного занятия). Количество дел в списке не должно быть меньше 10 и не должно превышать 15.

Методические разъяснения: В список не нужно включать «жёсткие» задачи (встречи, аудиторные (лекционные и практические) занятия). В него должны войти «гибкие», преимущественно сложные (= «бюджетируемые») задачи на планируемый пятидневный период. Все задачи на этом шаге сводятся в общий неструктурированный список.

2. Студенты должны структурировать составленный список путём оценки вошедших в него дел по приоритетности. Приоритетность обозначается литерами «А» – наиболее приоритетные работы, «В» – приоритетные работы (те, которые могут претендовать на вхождение в категорию «А», но уступают им по приоритетности), «С» – наименее приоритетные работы. Из общего списка работ, отнесённых к одной группе приоритетности не должно быть более 5.

Методические разъяснения: В данном случае критерий приоритетности не имеет значения: студенты могут обозначить в качестве приоритетных как срочные, так и важные дела. Сначала отмечаются дела категории «А» (не более 5). Если, например, работ категории «А» окажется 6-7, учащимся необходимо будет решить, какие 1-2 из них можно отнести к категории «В». Затем оставшиеся работы распределяются по категориям «В» и «С».

3. Студенты должны установить время выполнения работ, распределив их по дням недели. На каждый день можно запланировать не более 3-х дел. На один день нельзя планировать ДВА дела, относящиеся к одной категории приоритетности. Результаты распределения заносятся в следующую таблицу, которую студенты заносят к себе в тетради (аналогичная таблица имеется в форме для выполнения учебного задания №9).

ДЕНЬ 1: __.__.
1. (А)    
2. (В)    
3. (С)    
ДЕНЬ 2: __.__.
4. (А)    
5. (В)    
6. (С)    
ДЕНЬ 3: __.__.
7. (А)    
8. (В)    
9. (С)    
ДЕНЬ 4: __.__.
10. (А)    
11. (В)    
12. (С)    
ДЕНЬ 5: __.__.
13. (А)    
14. (В)    
15. (С)    

Методические разъяснения: При заполнении таблицы делам в списке фактически присваиваются порядковые номера. При этом графы таблицы могут заполняться не подряд, т. е. если, например, в день 1 не предполагается выполнять дел категории «С», графа «3.(С)» должна остаться не заполненной. Именно в таком формате данные из таблицы, полученной при выполнении практической части должна быть перенесена в соответствующую таблицу в «Форме для краткосрочного планирования» (для учебного задания №9).

Учебное задание 9

Составить план работы на неделю и фиксировать его выполнение.

Задание для самостоятельной работы 10

Проанализировать результаты выполнения краткосрочного плана.

Задание для самостоятельного освоения тематического материала 11

Ознакомиться с материалами, размещенными на сайте «Социальная коммуникация» (http://mok.tltsu.ru/sites/site.php?s=128&m=18825&p_center_1=8851) в подразделе «Учебный отдел» (раздел «Основы самоорганизации») по теме 05 «Саморазвитие и личностный капитал».


Параметры ресурса

   
   
   

 

Характеристика ресурса

Наименование ресурса Назначение ресурса Источник ресурса
     

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 1

Виды ресурсов

 

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 2

Материальные

           

Информационные

           

Социальные

           

Л

И

Ч

Н

Ы

Е

Физические особенности       Время      

Личностный капитал

Знание     Умение     Навык     Опыт     Способности     Качества    

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 3

Определите личные ресурсы, необходимые для решения запланированных задач

Какие знания Вам необходимо получить, чтобы достичь персональной цели?

 

Какие умения Вам необходимо освоить, чтобы достичь персональной цели?

 

Какие навыки Вам необходимо сформировать, чтобы достичь персональной цели?

 

Чему Вам следует научиться, чтобы достичь персональной цели?

 

Какие способности Вам нужно развивать, чтобы достичь персональной цели?

 

Личные ресурсы,

Затрачиваемые на работу -

С информацией

Характеристики информации

Изменчивость Интенсивность Длительность
     

Основа

Эффективного подхода -

В работе с информацией

Методические указания

Практическая часть представляет собой своеобразную подготовительную работу к выполнению учебного задания № 11 «Составление ресурсной карты», суть которого заключается в графическом представлении результатов планирования и анализа ресурсов. Для этого нужно на ограниченном пространстве (лист А4) представить максимум информации, в ясной и понятной форме, обозначив с помощью символических образов маршрут прохождения «мест расположения» и сами ресурсы. В этом заключается и основная сложность выполнения задания, поскольку в ресурсной карте должны получить отображение понятия, некоторые из которых трудно перевести в знаковую форму.

Для тренировки вам предлагается в индивидуальном режиме выполнить работу по визуализации нескольких понятий и закрепить эту несложную технику.

Ход практической работы

Визуализируйте понятия в «буквенной» либо в «иконической» (образной) форме.

Понятия для визуализации Визуализация понятий
Время    
Деньги    
Интеллект (ум)    
Знания (информация)  
Цель    
Человек (люди)    

Учебное задание 11

Составить ресурсную карту.

Задание для самостоятельного освоения тематического материала 13

Ознакомиться с образцами ресурсных карт, размещенными на сайте «Социальная коммуникация» (http://mok.tltsu.ru/sites/site.php?s=128&m=18304) в разделе «Основы самоорганизации».

Задание для самостоятельного освоения тематического материала 14

Ознакомиться с материалами, размещенными на сайте «Социальная коммуникация» (http://mok.tltsu.ru/sites/site.php?s=128&m=18825&p_center_1=8848) в подразделе «Учебный отдел» раздела «Основы самоорганизации» по теме 08 «Самоорганизация и резервы работоспособности».


Принцип ритмичности работы

 

Принцип учета биоритмов

Внутри единиц основных биологических ритмов (_____, _________, ______) работоспособность человека ______________, что необходимо учитывать при _________________________________________

Годовые циклы активности

Ø В течение года пик нашей творческой активности приходится на конец декабря - январь. Затем синусоида графика идет плавно вниз.

Ø В мае - июне у нас средний уровень трудоспособности.

Ø В июле - августе творческая активность опускается до нижнего предела.

Ø В сентябре - октябре вновь подходит к среднему, а затем стремиться к своему пику в декабре.

Время

Активность

Время Активность Время Активность

6.00

 

13.00   20.00  

7.00

 

14.00   21.00  

8.00

 

15.00   22.00  

9.00

 

16.00   23.00  

10.00

 

17.00   00.00  

11.00

 

18.00   01.00  

12.00

 

19.00   02.00  

График дневной активности

 

Выберите свой тип по результатам прохождения теста Хорна-Остберга для определения жаворонков и сов (см. приложение)

Тип Характеристика типа
70-86 баллов Типичный «жаворонок» (утренний тип)   Выполняйте важные дела в первой половине дня, а вечерние часы посвятите отдыху. Решительно откажитесь от сверхурочной работы и не соглашайтесь выходить в ночную смену: такой может способствовать в вашем случае внутренним заболеваниям.
59-69 баллов Умеренный «жаворонок» (утренне-дневной тип) Период максимальной работоспособности и приспособительные возможности шире, чем у типичных «ранних пташек». И все же не переоценивайте запас прочности своего организма – переход на ночной образ жизни может выбить вас из колеи и неблагоприятно отразится на здоровье.
42-58 баллов «Аритимик» (дневной тип) Вы можете жить по любому распорядку, однако резкая смена режима нежелательна. Чтобы постепенно перейти на новое расписание, потребуется не меньше месяца.
31-41 баллов Умеренная «сова» (вечерне-дневной тип) Блестящие идеи начинают приходить в вашу голову, когда офис уже закрывается. Не ломайте себя – найдите работу по свободному расписанию.
16-39 баллов Типичная «сова» (вечерний тип) Из вас получится идеальный дежурный врач, астроном, журналист и диспетчер ночных полетов. Но даже под угрозой расстрела вы не сможете приходить вовремя на работу, которая начинается до 2 часов дня! Если вам будут ставить это на вид, оправдайтесь словами Фрэнсиса Бэкона: «Природу легче всего подчинить, повинуясь ей».

Сравните результаты, получившиеся у вас при построении графика активности, с результатами тестирования на определение типа (жаворонок и сова)  

" Не следует бояться стресса. Его не бывает только у мертвых. Стрессом надо управлять. Управляемый стресс несет в себе аромат и вкус жизни "       Г. Селье                                                                               

Как мы относимся ко времени

Отношение ко времени как к тому, чего постоянно не хватает Отношение ко времени, как к чему-то безграничному и нескончаемому Отношение ко времени, как к чему-то ценному и дорогому  

Время – ресурс ограниченный

Время – ресурс невосполнимый

Можно восстановить
Восстановить нельзя

Типичная ошибка

в обращении со временем -

Мои резервы времени

 

Еще нам требуется время ______________________________________

К чему приводит

Промедление?

Как победить промедление?

Распознать, в какой момент начинается промедление Понять, почему оно случается Принять активные меры к лучшему управлению временем
Промедление появляется в тот момент, когда: · Вы заполняете весь Ваш рабочий день задачами с низким приоритетом · Вы только садитесь за работу над сложной и важной задачей, и тут же идете приготовить себе кофе, или проверить электронную почту · Вы в очередной раз пропускаете одну и ту же важную задачу из своего списка дел · Вы постоянно отвечаете «Да» всем людям, которые просят Вас сделать что-либо, хотя это и не важно, игнорируя важные задачи из своего списка дел · Причина, по которой Вы медлите, может скрываться как в Вас, так и в задаче, которую Вы делаете · Понаблюдайте за собой, выделяя несколько дел (по 4-5), в выполнении которых вы прибегаете к отсрочкам, и те, где вы успеваете вовремя · Можно в течении недели попробовать записывать такие дела, а затем проанализировать их, ответив на вопрос: · Что отличает дела, которые вы откладываете, от тех, которые вы делаете вовремя? · Что вы откладываете чаще – мелкие заботы или наиболее важные дела? · Занятия, которые вы откладываете, относятся к сферам, где вы компетентны, или к тем, где у вас недостает опыта, знаний? · Насколько отсрочки мешают вам в каждой из этих сфер? (Вы относитесь к ним спокойно или переживаете?). Уничтожьте промедление!

 

На основании описанных причин промедления (см. приложение) выделите личные установки, в которых проявляются временные страхи

  Я должен быть совершенным
  Посредственность вызывает презрение
  Все, что я делаю, должно получаться легко и без особых усилий
  Я все должен делать сам
  Мне не вынести проигрыша
  Я превращусь в трудоголика
  Если я сделаю что-то хорошо, я всегда и все должен буду делать хорошо
  Если я преуспею, кому-то это не понравится
  Я могу причинить себе вред

Ход практической работы

Четырем группам студентов необходимо, опираясь на принципы и правила организации рабочего пространства, предложить способы упорядочения рабочего места студента. У каждой группы отдельное задание.

· Задание для группы учащихся с преобладанием доминантного типа: Предложить способ превращения процесса организации рабочего пространства (упорядочения бумаг и окружающего пространства) в привлекательное и интересное (не тягостное) для себя занятие.

· Задание для группы учащихся с преобладанием инициативного типа: Предложить такой способ организации порядка на рабочем месте, который подошел бы для людей творческих.

· Задание для группы учащихся с преобладанием ответственного типа: Выделить категории бумаг для систематизированного хранения на рабочем месте студента и предложить конкретный способ упорядоченного их хранения.

· Задание для группы учащихся с преобладанием постоянного типа: Составить список необходимых вещей, которые должны находиться на рабочем месте студента. Обосновать такой выбор. Предложить наиболее рациональное их размещение в рабочем пространстве.

 

Способ упорядочения рабочего места студента
 

Зачётная работа

УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО КУРСУ «ОСНОВЫ САМООРГАНИЗАЦИИ»

Учебное задание 1

Работа 1.1

   

 

Подзадача 1

 

   

Работа 1.2

 

 

 

   

 

 

 

 

Работа 1. 3

 

 

 

Работа 2.1

 

 

Задача

 

 

Подзадача 1

 

   

Работа 2.2

 

 

 

 

 

 

   

 

   

Работа 3.2

   

 

 

 

 

 

   

Работа 3.1

   

 

Подзадача 1

 

   

Работа 3.2

 

     
   

 

 

 

   

Работа 3.3

 

 

Учебное задание 7

ОЦЕНИВАНИЕ ВАЖНОСТИ И КРИТИЧНОСТИ ПЛАНИРУЕМЫХ РАБОТ

Задачи персональной деятельности Намеченные работы Значимость Критичность
     
     
     
     
     
     
     
     
     

 

В столбце "Значимость" намеченные работы оцениваются с точки зрения весомости для достижения цели, которая обозначается по следующей шкале:

 1 - значимая работа,

 2 - малозначимая работа,

 3 - незначимая работа,

В столбце проставляются соответствующие индексы: 1-2-3.

 

В столбце "Критичность" намеченные работы оцениваются с точки зрения необходимости для достижения цели, которая фиксируется в двоичной системе:

"(+)" - высокая критичность работы,

 "(-)" - низкая критичность работы.

 В столбце проставляются соответствующие индексы "(+)" или "(-)".

 


Учебное задание 8

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН НА ПЕРИОД ТЕКУЩЕГО СЕМЕСТРА ОБУЧЕНИЯ В ТГУ

    1. Определение порядка выполнения намеченных работ
  Намеченные работы Начало выполнения Окончание выполнения Длительность выполнения Порядок выполнения
1.1          
1.2          
1.3          
2.1          
2.2          
2.3          
3.1          
3.2          
3.3          
    1. План выполнения намеченных работ

 

 

 

Март

Апрель

Май

Июнь

  1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4  
1.1                                  
1.2                                  
1.3                                  
2.1                                  
2.2                                  
2.3                                  
3.1                                  
3.2                                  
3.3                                  
  1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4  
 

Март

Апрель

Май

Июнь


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.278 с.