Основы пространственной ориентировки: — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Основы пространственной ориентировки:

2022-10-29 25
Основы пространственной ориентировки: 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

овладение навыками ориентировки на себе и от себя как точки отсчета;

овладение умением показывать части тела на себе и близких людях;

овладение навыком ориентировки на рабочем месте, в учебнике, в тетради, на доске, за столом;

овладение элементарными навыками ориентировки в знакомом помещении, в школе.

Социально-бытовая ориентировка:

 положительное отношение к выполнению гигиенических процедур, владение элементарными навыками самообслуживания;

владение общими и конкретными представлениями о сезонном, климатическом назначении разных видов одежды;

умение выполнять простейшие хозяйственно-бытовые поручения, действия по самообслуживанию;

владение элементарными навыками пользования бытовыми приборами в процессе самообслуживания.

Социально-коммуникативное развитие:

владение опытом простейших вербальных и невербальных коммуникаций с близким социумом;

 способность проявлять эмоциональную отзывчивость, умение понимать чувства и эмоции других людей;

формирование потребности к деятельности, к общению; владение общими представлениями о социальных ролях людей.

5.1.2. Система оценки достижения планируемых результатов освоения слепыми обучающимися с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глу­бокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии) адаптированной основной общеобразовательной программой начального общего образования

Оценка результатов освоения слепыми с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глу­бокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии) АООП НОО осуществляется индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых (в том числе и индивидуальных) образовательных потребностей каждого обучающегося. В связи с этим требования к оценке результатов обучения слепых с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глу­бокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии) представляют собой оценку возможных достижений обучающихся данной группы. Программу оценки результатов разрабатывает образовательная организация с учетом контингента обучающихся. В процессе разработки программы оценки образовательная организация должна учитывать ряд основных положений:

1. При оценке результатов данной группы обучающихся особое значение приобретает понимание того, что у слепых с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глу­бокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии) могут возникать вполне закономерные затруднения в освоении курсов коррекционно-развивающей области, отдельных предметов и даже целых областей. Однако это не должно рассматриваться как показатель неуспешности их обучения и развития в целом.

2. Основными принципами осуществления оценочной деятельности достижений данной группой обучающихся выступают принципы индивидуального и дифференцированного подходов.

3. В процессе оценочной деятельности необходимо учитывать особенности текущего психического и соматического состояния каждого обучающегося.

4. В процессе предъявления оценочных заданий они должны быть представлены в доступном слепым обучающимся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глу­бокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии) виде.

5. Формы выявления результативности обучения должны быть вариативными в соответствии с индивидуальными особыми потребностями обучающихся, рассматриваться в тесной связи с их практической деятельностью.

6. Способы выявления умений и представлений обучающихся могут носить как традиционный характер, так и быть представлены в другой форме, в том числе в виде некоторых практических заданий.

7. В процессе предъявления и выполнения заданий обучающимся должна быть оказана необходимая помощь, которая может носить разнообразный характер (дополнительные словесные инструкции и уточнения, предъявление образца как практической основы выполнения задания, выполнение задания по подражанию, выполнение задания с использованием приема сопряженных или отраженных действий).

8. Оценка результатов обучения данной группы обучающихся должна, с одной стороны, ориентировать образовательный процесс на нравственное развитие, воспитание обучающихся, достижение возможных результатов образования и формирование базовых учебных действий, с другой, - обеспечивать стимулирование учебной и практической деятельности обучающегося, оказывать положительное влияние на формирование жизненно важных представлений, знаний, умений и способов деятельности.

9. Особое значение при оценке результативности обучения слепых с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глу­бокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии) имеет оценка степени самостоятельности (самостоятельно, с помощью: значительной, частичной, по образцу, по инструкции и др.) обучающегося при выполнении осваиваемых действий, операций.

10. Выявление результативности обучения должно быть направлено не только на определение актуального уровня развития обучающегося, но и «зоны ближайшего развития», а для некоторых обучающихся «зоны отдаленного развития», т.е. возможностей потенциального развития;

11. Оценка результатов освоения слепым с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глу­бокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии) АООП НОО включает данные динамики его целостного развития; 

12. В ряде случаев могут оцениваться не личностные и предметные результаты, а сохранение психоэмоционального статуса слепого обучающегося с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, что является свидетельством необходимости более углубленного всестороннего и комплексного его обследования и введения психолого-медико-педагогического сопровождения обучающегося;

13. Выявление результатов должно создавать основу для необходимой корректировки содержания образования с учетом особых индивидуальных образовательных потребностей обучающегося.

    В соответствии соСтандартом оценке освоения общих достижений планируемых результатов АООП НОО подлежат личностные и предметные результаты. Причем оцениваются возможные личностные и предметные результаты, которые достигнуты слепыми обучающимися с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глу­бокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии).

    В связи с особыми образовательными потребностями данной группы обучающихся оценку предметных результатов, связанных с освоением знаний и умений из предметных областей, целесообразно начинать в тот период, когда учебная деятельность будет привычной для обучающихся, и они смогут ее организовывать под руководством учителя, когда они освоят начальные навыки учебной деятельности. 

Во время обучения целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу обучающихся, широко используя качественную оценку. При этом не является принципиально важным, насколько обучающийся продвигается в освоении того или иного учебного предмета. Центральным результатом выступает появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность ее осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определенной долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками, формирование базовых учебных действий.

 С учетом особых образовательных (в том числе и индивидуальных) потребностей слепых с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глу­бокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии) необходимо использовать широкий спектр оценок. При выборе способа оценивания достижений обучающихся этой группы необходимо выбрать такой способ, который бы стимулировал учебную и практическую деятельность конкретного обучающегося, оказывал бы положительное влияние на формирование у него жизненно важных установок, представлений и умений. В спектр оценок, используемых в работе со слепыми с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глу­бокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии), входят:

мониторинговые исследования (стартовая, текущая и финишная диагностика);

использование в качестве основного критерия оценки планируемых результатов критерий «соответствие/несоответствие» результатов науке и практике, что позволяет оценить усвоенные предметные результаты как «верные» или «неверные» (данный критерий свидетельствует о частотности допущения тех или иных ошибок, возможных причинах их появления, способах их предупреждения или преодоления);

использование интегративных показателей, свидетельствующих о положительной динамике в формировании представлений, знаний, умений, компенсаторных способов деятельности, которые оцениваются с использованием шкалы: «было» - «стало»;

использование метода экспертной группы, создаваемой на междисциплинарной основе. Состав экспертной группы определяется образовательной организацией и может включать педагогических работников (тифлопедагогов, олигофренопедагов, логопедов, учителей, воспитателей, социальных педагогов), педагогов-психологов и медицинских работников (врача психоневролога, невропатолога и др.), которые хорошо знают ученика. Основной формой работы участников экспертной группы является психолого-медико-педагогический консилиум.

Результаты оценки достижений обучающихся заносятся в индивидуальную карту развития, что позволяет не только представить полную картину динамики целостного развития ребенка, но и отследить наличие или отсутствие изменений в личностных и предметных результатах.

Независимо от того, какой вид оценивания был использован, для полноты оценки планируемых результатов следует учитывать мнение родителей (законных представителей), поскольку основой оценки служит анализ изменений поведения, проявлений обучающегося в повседневной жизни в различных социальных средах (школьной и семейной).

Содержательный раздел

5.2.1.Программа формирования базовых учебных действий у слепых обучающихся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глу­бокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии)

Программа формирования базовых учебных действий (далее - БУД) у слепых с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глу­бокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии) направлена на оптимизацию возможности овладевать содержанием АООП НОО обучающихся данной группы.

Функциями базовых учебных действий выступают:

обеспечение слепому обучающемуся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глу­бокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии) возможности освоения основ учебной деятельности;

создание условий для личностного развития способностей, развития доступной самостоятельности для обеспечения усвоения знаний, формирования умений, навыков в любой предметной области в соответствии с АООП НОО;

создание условий для овладения содержанием АООП НОО;

обеспечение обучающемуся слепому с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глу­бокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии) возможности интеграции в учебно-познавательную среду сверстников;

обеспечение преемственности всех ступеней образовательного процесса.

Программа формирования базовых учебных действий направлена на формирование у слепых обучающихся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глу­бокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии)личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных учебных действий.

 Личностные базовые учебные действия:

принятие роли обучающегося;

личностное самоопределение с учетом особых образовательных, в том числе и индивидуальных потребностей;

понимание значения собственного учения;

ориентация на содержательные моменты школьной действительности, принятие образца «хорошего ученика»;

формирование элементарных представлений о картине мира;

формирование чувства любви к своей семье, учителю;

ориентация на самостоятельность и социально-бытовую независимость;

здоровьесберегающее поведение ориентация на оценку собственных поступков с точки зрения соответствия общепризнанным нормам.

Регулятивные базовые учебные действия:

умение выполнять инструкции учителя;

умение выполнять действия по образцу и по подражанию;

умение выполнять задание в течение определенного периода времени от начала до конца;

использование в учебно-познавательной деятельности сохранных анализаторов;

умение адекватно запрашивать и принимать необходимую практическую помощь для решения и достижения результата учебной деятельности.

Познавательные базовые учебные действия:

построение адекватного учебной ситуации речевого высказывания в устной форме;

 выбор способов решения задач в зависимости от конкретных знакомых условий;

алгоритмизация практического действия;

чтение, умение слушать учебные тексты;

освоение элементарных общих понятий.

Коммуникативные базовые учебные действия:

 умение слушать и вступать в диалог;

умение задавать;

умение взаимодействовать с партнерами в системе координат «слепой - зрячий», «слепой - слепой»; умение выражать свои мысли;

владение правильной монологической и диалогической речью.

Формирование базовых учебных действий, обеспечивающих решение задач общекультурного, ценностно-личностного, познавательного развития слепых обучающихся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глу­бокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии), реализуется в рамках целостного образовательного процесса в процессе изучения системы учебных предметов и курсов коррекционно-развивающей области, в условиях внеурочной и внешкольной деятельности.

На ступени начального общего образования формирование базовых учебных действий осуществляется на таких предметах как «Русский язык», «Чтение», «Математические представления», «Развитие речи и окружающий мир», «Музыка», «Тифлографика», «Ручной труд», «Адаптивная физическая культура» и на коррекционно-развивающих курсах таких как «Ритмика», «Сенсорное развитие», «Двигательное развитие», «Предметно-практические действия», «Социально-бытовая ориентировка», «Основы пространственной ориентировки», «Социально-коммуникативное развитие».

Планируемые результаты формирования базовых учебных действий.

На ступени НОО слепой с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глу­бокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии) имеет возможность формирования ряда базовых учебных действий:

освоение роли ученика;

освоение опыта учебного поведения;

овладение умениями: вступать в контакт; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию; выполнять инструкции учителя; формирование умения выполнять действие по образцу и по подражанию; сформированность умения выполнять задание от начала до конца; самостоятельно переходить от одного заданию к другому.

Решение поставленных задач происходит в рамках всех учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области, индивидуальных коррекционных занятий.

5.2.2. Программы учебных предметов,
курсов коррекционно-развивающей области

В данном разделе АООП НОО для слепых обучающихся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глу­бокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии) приводится основное содержание учебных предметов (за исключением родного языка и литературного чтения на родном языке), которое должно быть в полном объёме отражено в соответствующих разделах рабочих программ учебных предметов и курсов коррекционно-развивающей области. Остальные разделы примерных программ учебных предметов формируются с учётом региональных, национальных и этнокультурных особенностей, состава класса, а также выбранного комплекта учебников.

Представленные программы служат ориентиром для разработки рабочих учебных программ педагогическими работниками образовательных организаций. Структура рабочей программы по учебным предметам, курсам коррекционно-развивающей области должна соответствовать структуре, представленной в ФГОС НОО слепых обучающихся.

Язык и речевая практика.

Русский язык

Обучение грамоте

Подготовка к усвоению грамоты

Подготовка к усвоению первоначальных навыков чтения. Развитие слухового внимания, фонематического слуха. Элементарный звуковой анализ. Совершенствование произносительной стороны речи. Формирование первоначальных «речеведческих» понятий: «слово», «предложение», часть слова − «слог» (без называния термина), «звуки гласные и согласные». Деление слов на части. Выделение на слух некоторых звуков.

Подготовка к усвоению первоначальных навыков письма. Развитие зри­тель­ных представлений и ориентировки на плоскости ли­с­та, колодке шеститочия. Со­вер­шен­с­т­во­ва­ние и развитие мелкой моторики пальцев рук. Усвоение гигиенических правил письма. Подготовка к усвоению навыков письма.

Речевое развитие. Понимание обращенной речи. Выполнение не­сло­ж­ных словесных инструкций.

Расширение арсенала языковых средств, необходимых для повседневного об­щения. Формирование элементарных коммуникативных навыков ди­а­ло­ги­чес­кой речи: ответы на вопросы собеседника на темы, близкие личному опы­ту, полученному на основе предметно-практической деятельности, наблюдений за ок­ру­жа­ю­щей действительностью и т.д.

Формирование элементарных навыков чтения.

Звуки речи. Выделение звука в слове. Отчетливое про­из­несение. Определение места звука в слове. Определение по­сле­до­ва­тель­нос­ти звуков в простых словах. Сравнение на слух слов, раз­ли­ча­ющихся одним звуком.

Различение гласных и согласных звуков на слух и при собственном произношении.

Обозначение звука буквой. Соотнесение и различение звука и буквы. Звукобуквенный анализ простых слов.

Образование и чтение слогов, состоящих из од­ной гласной, закрытых и открытых двухбуквенных слогов, закрытых трёх­бу­к­ве­н­ных слогов с твердыми и мягкими согласными, со стечениями согласных в на­чале или в конце слова. Составление и чтение слов из усвоенных слоговых стру­ктур. Формирование навыков правильного, осознанного и вы­ра­зи­тель­но­го чтения на материале предложений и небольших текстов (после пред­ва­ри­тель­ной отработки с учителем). Разучивание с голоса коротких сти­хо­т­во­ре­ний, загадок, чистоговорок.

Формирование элементарных навыков письма.

Развитие мелкой моторики пальцев рук; координации и точности движения руки. Развитие умения ориентироваться на колодке шеститочия. Овладение умениями и навыками письма рельефно-точечным шрифтом Л. Брайля.

Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

Письмо под ди­к­товку слов и предложений, написание которых не расходится с их про­из­но­шением.

Практическое усвоение некоторых грамматических умений и орфографических правил: обозначение на письме границ предложения; раздельное написание слов; обозначение заглавной буквой имен и фамилий людей, кличек животных; обозначение на письме буквами сочетания гласных после шипящих (ча - ща, чу - щу, жи - ши).

Речевое развитие.

Использование усвоенных языковых средств (слов, словосочетаний и кон­струкций предложений) для выражения просьбы и собственного на­ме­ре­ния (после проведения подготовительной работы); ответов на вопросы пе­да­го­га и сверстников. Пересказ прослушанных и предварительно ра­зо­б­ра­н­ных небольших по объему текстов с опорой на вопросы учителя и рельефный ил­лю­с­т­ра­тивный ма­те­ри­ал. Составление двух-трех предложений с опорой на серию рельефных сю­жетных кар­тин, организованные наблюдения, практические действия и т.д.

Фонетика, графика, грамматика, правописание и развитие речи.

Фонетика. Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие. Согласные глухие и звонкие. Согласные парные и непарные по твердости – мягкости, звонкости – глухости. Ударение. Гласные ударные и безударные.

Графика. Обозначение мягкости согласных на письме буквами ь, е, ё, и, ю, я. Разделительный ь. Слог. Перенос слов. Алфавит.

Грамматика и правописание. Слово. Слова, обозначающие название предметов. Различение слова и предмета. Слова-предметы, отвечающие на вопрос кто? и что?, расширение круга слов, обозначающих фрукты, овощи, мебель, транспорт, явления природы, растения, животных. Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Имена собственные. Большая буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных, названиях городов, сёл и деревень, улиц, географических объектов. «Слова-друзья». «Слова-враги».

Слова, обозначающие название действий. Различение действия и его названия. Название действий  по вопросам что делает? что делают? что делал? что будет делать? Согласование слов-действий со словами-предметами. 

Слова, обозначающие признак предмета. Определение признака предмета по вопросам какой? какая? какое? какие? Название признаков, обозначающих цвет, форму, величину, материал, вкус предмета.

Дифференциация слов, относящихся к разным категориям.

Предлог. Предлог как отдельное слово. Раздельное написание предлога со словами. Роль предлога в обозначении пространственного расположении предметов. Составление предложений с предлогами.

Имена собственные (имена и фамилии людей, клички животных, названия городов, сел, улиц, площадей).

Правописание. Правописание сочетаний шипящих с гласными. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова. Проверка написания безударных гласных путем изменения формы слова.

Родственные слова. Подбор гнёзд родственных слов. Общая часть родственных слов. Проверяемые безударные гласные в корне слова, подбор проверочных слов. Слова с непроверяемыми орфограммами в корне.

Предложение. Смысловая законченность предложения. Признаки предложения. Главные и второстепенные члены предложений. Оформление предложения в устной и письменной речи. Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения. Составление предложений по вопросам, по теме, по опорным слова. Распространение предложений с опорой на предметную рельефную картинку или вопросы. Работа с деформированными предложениями. Работа с диалогами.

Развитие речи. Составление подписей к рельефным картинкам. Выбор заголовка к тексту из нескольких предложенных. Различение текста и «не текста». Работа с деформированным текстом. Коллективное составление коротких рассказов после предварительного разбора. Коллективное составление небольших по объему изложений и сочинений (3-4 предложения) по плану, опорным словам.

Чтение

Содержание чтения (круг чтения). Произведения устного народного творчества (пословица, скороговорка, загадка, потешка, закличка, песня, сказка, былина). Небольшие рассказы и стихотворения русских и зарубежных писателей о природе родного края, о жизни детей и взрослых, о труде, о народных праздниках, о нравственных и этических нормах поведения. Статьи занимательного характера об интересном и необычном в окружающем мире, о культуре поведения, об искусстве, историческом прошлом и пр.

Примерная тематика произведений: произведения о Родине, родной природе, об отношении человека к природе, животным, труду, друг к другу; о жизни детей, их дружбе и товариществе; произведения о добре и зле.

Жанровое разнообразие: сказки, рассказы, стихотворения, считалки.

Навык чтения: осознанное, правильное плавное чтение с переходом на чтение целыми словами вслух и про себя. Формирование умения самоконтроля и самооценки. Овладение умениями и навыками чтения с использованием рельефно-точечного шрифта Л. Брайля.

Формирование навыков выразительного чтения (соблюдение пауз на знаках препинания, выбор соответствующего тона голоса, чтение по ролям и драматизация разобранных диалогов).

Овладение приемами и способами ориентировки в микропространстве: на рабочем месте, в учебнике, в тетради, на приборе (уметь быстро находить нужную страницу, строку, букву, клетку прибора; уметь правильно размещать на парте учебные принадлежности; уметь работать с рассыпной кассой, раскладывать и составлять в слова буквы из разрезной азбуки и рельефные схемы слов).

Работа с текстом. Понимание слов и выражений, употребляемых в тексте. Деление текста на части, составление простейшего плана и определение основной мысли произведения под руководством учителя.

Внеклассное чтение. Чтение детских книг русских и зарубежных писателей. Знание заглавия и автора произведения.

Устная речь

Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила речевого общения. Письменное общение (афиши, реклама, письма, открытки и пр.). Условные знаки (пиктограммы) в общении людей.

Аудирование. Выполнение простых и составных инструкций. Слушание литературных произведений в изложении педагога и с аудио-носителей. Повторение отдельных слогов, слов, предложений.

Дикция и выразительность речи. Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого дыхания. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в разговоре.

Подготовка речевой ситуации и организация высказывания. Составление диалогов. Определение темы ситуации, обсуждение содержания высказывания. Выбор атрибутов речевой ситуации. Составление связного высказывания.

Культура общения. Основные этикетные формы приветствия и прощания, выражения просьбы. Употребление «вежливых» слов. Составление устного и письменного приглашения, поздравления, извинения. Использование этикетных форм общения в различных речевых ситуациях.

Математика.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.065 с.