Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Топ:
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Интересное:
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Дисциплины:
2022-10-27 | 22 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Вкус ощущается теми участками языка, где находятся сосочки, по-этому при действии каких-либо веществ на середину языка вкусовых ощущений не возникает. Имеется четыре вида вкусовых сосочков: нитевидные, грибовидные, желобоватые и листовидные, их верхние и боковые поверхности покрыты вкусовыми почками (см. «Строение, функции и возрастные особенности пищеварительной системы»). Для того чтобы вещество могло подействовать на вкусовой рецептор, необходимо растворить его в жидкости. В обычных условиях таким растворителем является слюна. Если фильтровальной бумагой хорошо просушить язык и на высушенный участок положить кусочек сахара, то человек не будет ощущать сладкого вкуса до тех пор, пока сахар не будет смочен слюной.
Для восприятия вкусового ощущения важное значение имеет тем-пература. Горячая и холодная пища понижает вкусовые ощущения. Горячий сладкий чай кажется совсем безвкусным, и только по мере остывания он становится все более сладким. Если взять в рот кусочек сахара и запить его холодной водой, то сладкого также почти не ощу-щается. Поэтому пробу вкусовых качеств пищи производят только при определенной температуре. Вкус пищи становится наиболее ост-рым при температуре 24 °С. Именно при такой температуре специа-листы оценивают вкусовые качества различных сортов вин и сыра.
Вкусовые рецепторы имеют большое значение в жизни человека. С их помощью происходит опробование пищи. При попадании в рот испорченных продуктов они рефлекторно удаляются изо рта выпле-выванием, и наоборот, вкусные продукты вызывают ряд явлений, ко-торые способствуют нормальному пищеварению.
Определение вкусовых порогов показало, что пороги вкусового раздражения для разных веществ различны. Так, горечь хинина обна-руживается при его разведении в миллион раз большем, чем разведе-ние сахара до минимальной его концентрации, дающей ощущение
|
390 14. Строение, функции и возрастные особенности анализаторов
сладкого. На примере кислого и горького вкуса выявлена такая зако-номерность: эффективность действия вещества тем больше, чем выше его молекулярная масса. Порог вкусовой чувствительности у человека зависит от физиологического состояния и может понижаться до пол-ной «вкусовой слепоты». При изменении вкусовой чувствительности возможны две ее оценки: во-первых, возникновение неопределенного вкусового ощущения, отличающегося от вкуса дистиллированной воды, и, во-вторых, возникновение определенного вкусового ощущения.
При действии вкусовых веществ наблюдается адаптация, завися-щая от концентрации вещества. Адаптация к сладкому и соленому развивается быстрее, чем к горькому и кислому. Обнаружена и пере-крестная адаптация, т.е. изменение чувствительности к одному веще-ству при действии другого. Например, адаптация к горькому повыша-ет чувствительность к кислому и соленому, адаптация к сладкому обостряет восприятие всех других вкусовых ощущений.
Для органа вкуса характерны следующие явления:
• адаптация, когда после соленого следующее блюдо кажется пре-сным;
• последовательный контраст: сладкое повышает чувствительность к кислому, соленое — к сладкому, а горечи обладают стимулирующим вкус действием;
• слияние ощущений, возникающее при наличии двух вкусовых ве-ществ: кислое и сладкое создают специфический кисло-сладкий вкус некоторых сортов яблок;
• компенсация: соленое и кислое взаимно уничтожают друг друга. Профессиональная тренировка обусловливает обострение всех ви-
дов вкуса, но у работников кондитерской фабрики значительно снижа-ется чувствительность к сладкому, вероятно, в результате избыточного потребления сахара.
|
Мы уже знаем, что все вкусовые ощущения возникают в результате смешения четырех вкусов: кислого, горького, сладкого и соленого, а также их взаимодействия с тактильными, болевыми и обонятельными ощущениями. Этим объясняется такой вкус, как «едкий», связанный с раздражением болевых рецепторов полости рта, «острый», зависящий от примеси обонятельных ощущений, «кисловатый», возникающий при вяжущем действии дубильных веществ тактильной модальности.
Существует зависимость между строением вещества и его вкусом. Так, соленым вкусом обладают все соли, хотя с разным привкусом; кислым — все кислоты, неорганические и органические, имеющие свободные водородные ионы. Однако некоторые кислоты не подчи-
14.6. Обонятельный анализатор 391
няются этому правилу: например, салициловая кислота сладкая, пик-риновая — горькая. Сладкий же вкус имеют не только сахара, но и мно-гие вещества разной химической природы, которые содержат или не содержат дульциногенные (создающие сладость) группы. Еще менее ясна химическая основа горького вкуса, который имеют основания, алкалоиды, амиды, сульфиды, йодистые соединения и другие вещества.
Вку с в онтог е нез е
Вкусовые луковицы созревают на 3-м месяце внутриутробной жиз-ни. В поздние сроки внутриутробного развития плод реагирует мимиче-скими движениями на вкусовые вещества. Это наблюдается у недоно-шенных детей. Новорожденные различают сладкое, соленое и горькое. Сладкие вещества вызывают сосательные движения, оказывают успо-каивающее действие. На горькие и соленые вещества дети реагируют отрицательно: общим возбуждением, закрыванием глаз, искривлени-ем рта, выпячиванием губ и языка. Порог вкусовой чувствительности у новорожденных значительно выше, чем у взрослых. Уже в 3-месяч-ном возрасте наблюдается способность дифференцировать концен-трацию вкусовых раздражителей.
Особенно хорошо вызываются у детей врожденные двигательные рефлексы при действии растворов, дающих ощущение сладкого и горь-кого. Латентный период этих двигательных рефлексов через 1—3 дня после рождения — 2,3 с, к 9-10 годам он доходит до 0,3 с.
С первого месяца жизни условный сосательный рефлекс легче все-го образуется на сладкие растворы, а с 1,5 месяца можно выработать условный мигательный рефлекс на воду. Уже в первые месяцы жизни у детей образуются дифференцировочные тормозные условные реф-лексы на вкусовые раздражения. С 2 до 6 лет вкусовая чувствитель-ность повышается, у школьников она мало отличается от таковой у взрослых, к старости уменьшается. С возрастом в нормальных ги-гиенических условиях вкус тренируется и улучшается. Нарушение питания и болезни понижают вкусовые ощущения у детей.
|
|
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!