История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Топ:
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Интересное:
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Дисциплины:
2022-10-28 | 40 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Стиль эпохи охватывает не только область культуры, отдельные искусства, он подчиняет себе все стороны культуры: науку, религию, быт. Стиль определяет лицо эпохи, страны. О смене стилей пишет Д.С. Лихачев. 15 Но надо сказать, что ученый констатирует не только развитие "великих" и "малых" стилей, но и пытается определить причину такого их существования. Он называет работы зарубежных ученых, которые тоже пытались задуматься над этой любопытной картиной и сделать свои выводы. Так, Д.С. Лихачев упоминает имена Д. Чижевского и Э. Курциуса. Первый предполагает "качание маятника" стилей, при котором взмах в одну сторону – сильный, отчетливый, и в другую – замедленный, неопределенный. Д.С. Лихачев вступает в полемику с Э. Курциусом, который полагал, что существует только два стиля: классицизм и маньеризм, все остальное – повторение этих же стилей. Не соглашается Д.С. Лихачев с теми учеными, которые отрицают развитие стилей, а называют лишь их чередование: "Все многочисленные теории смен стилей в той или иной степени изображают эту смену как цепь, уходящую в "дурную бесконечность": за стилем одного типа является стиль другого типа, затем возвращается стиль первого типа, он снова сменяется стилем второго типа и т.д. Развития в искусстве нет. Есть только бесконечное и однообразное чередование стилей, причем причины этого чередования не указываются или указываются примитивные: например, стиль "приедается", надоедает, поэтому якобы художники возвращаются к предшествующему, оставленному. Но утомление искусством и в связи с этим необходимость его "отстранения" не может быть фактором его творческого развития".(15, 220), Д.С. Лихачев предлагает свое объяснение развитию стилей и свое отношение к нему. Воспользуемся принципом академика и предложим диаграмму - 2:
|
Романский | Ренессанс | XVIII в. Классицизм | XIX в. Реализм | ХХ в. Соцреализм
| ||||||
| ||||||||||
Готика | Барокко к. XVII- н. XVIII в. | Романтизм к. ХIII-н. XIX в. | Декаданс к. XIX в.-н. XX в. | Постмодернизм к. ХХ-н.XXI в.
| ||||||
Д.С. Лихачев рассматривает смену стилей до реализма XIX века. Логично продолжить эту картину до наших дней. Наглядно виден тот "тормоз", который задержал развитие русской литературы в XX веке. Если европейская и американская литературы дали миру имена А. Камю, Ф. Кафки, Э. Хемингуэя, У. Фолкнера, Г. Гессе и многих других (среди которых Нобелевские лауреаты), то официальная литература социалистического реализма, самого "передового" метода, породила Д. Бедного, В. Кочетова, С. Бабаевского, П. Павленко и огромное количество писателей, которые остались миру неведомы. Истории с Нобелевскими премиями удручают. Иван Бунин получил ее, будучи в эмиграции, Бориса Пастернака вовсе заставили отказаться от награды, а Александр Солженицын был выдворен за пределы государства. Только вписавшийся в менталитет советской государственности Михаил Шолохов остался единственным советским лауреатом столь высокой международной награды.
Можно только жалеть и о несостоявшихся в советскую эпоху больших именах русской литературы. Писатели, не соблюдавшие основные принципы социалистического реализма, "пробивали" себе творческий путь с трудом. Таким образом, идеология может приостановить естественный ход развития литературного процесса, может повлиять на творчество отдельных писателей, может "убрать" ненужное ей, но изменить эпохальный путь развития культуры она не в состоянии. "Возвращенная" литература и литература русского зарубежья подтверждают ход естественного традиционного развития литературного процесса. Сегодня приходится осмысливать творчество А. Платонова, Е. Замятина, М. Булгакова, Б. Пастернака и других, которых и рассматривать следует не в привычном порядке: тем - идеи - образов на классовой и партийной основе.
|
В книге Д.С. Лихачева исследуются великие стили ("верхние" в диаграмме 2) и малые, ученый называет их вторичными ("нижние" в диаграмме 2). Со сменой культурных эпох меняются и стили. Существует внутреннее движение, когда "на смену застывшему в декоративности и в повторяющихся формальных приемах старому стилю приходит молодой"...(15, 210) Происходит это не постепенно, а скачкообразно. О таком пути пишет и уже упоминавшийся A.M. Панченко. Он видит культуру как обиходную ("верхнюю") и событийную ("нижнюю"). Обиход слагается из уже известного, устоявшегося. Обиход - это аксиома. Он всегда консервативен, меняется медленно. О нем не спорят, если время спокойное. Но в "эпохи скачков" обнаруживает себя культура событийная, и аксиомы вдруг становятся предметом обсуждения.
Вторичные стили, возникающие в эпохи скачков, как правило, характеризуются своими особенностями. Они рассчитаны на узкий круг, на "немногих", "на знатоков". В эти времена искусство, литература претендует на элитарность больше, чем когда бы то ни было. Д.С. Лихачев отмечает в развитии искусства два движения: одно - главное, другое - относительное и предполагающее " постепенное убыстрение смен стилей."(15, 217) Он называет время существования романского искусства: с YI по XII века; готика занимает три века: конец XII - XY века; ренессанс - два века: XY -XYI века; барокко - полтора века; классицизм - чуть больше века; романтизм – полвека (15, 217).
Д.С. Лихачев рассматривает мировой культурный поток, который определялся прежде всего развитием культуры Западной Европы. Любопытно проследить в этом потоке движения русской литературы (культуры в целом). "Верхние" стили действительно' являлись главными, определяющими, включая (для нас) и социалистический реализм.
Эпохи Возрождения в русской культуре не наступило. Ученые, к ним принадлежит и Д.С. Лихачев, говорят о предвозрождении. После многовековой древнерусской культуры Россия пережила "скачок". И далее, время, поставленное в диаграмме – 2, дает представление уже о русском литературном процессе, который начинается с барокко. В книге A.M. Панченко состязательность русской культуры в канун петровских реформ обусловливается столкновением аксиом средневековья и нового времени. Само столкновение, противоречивость - это "закон барокко": "Барокко противоречиво по самой природе, что отчетливо проявляется на разных уровнях - от мировоззренческого (состязание глубочайшего пессимизма и самого радужного оптимизма) до стилистического (консептизм). Противоречивость охватывает и сферу поведения. Люди барокко пытаются примирить аскетические порывы и гедонизм и выдвигают особый принцип "двойной жизни"(3, 183).
|
На смену барокко пришел классицизм. Это уже новый стиль, он характеризуется своими особенностями. Но это стиль - главный. Он определяет не только специфику искусства, но и особенности политики, этики, быта. В недрах классицизма зарождается романтизм. В конце XYIII - нач. XIX века не различали сентиментализма и предромантизма, а называли все романтизмом. Выделение различий относится к более позднему периоду.
Реализм XIX века не был однороден. Д.С. Лихачев неоднократно писал о различных "эстетических кодах" реализма. Ученые отмечают критический, символический, фантастический реализм, а также разные проявления в реалистическом тексте ассоциативного, мифологического, экзистенциального, духовного уровней. Индивидуальность русского писателя XIX века настолько велика, что приходится говорить об отдельных проявлениях того или иного уровня в реалистическом тексте.
В конце XIX века заговорили об "упадке" реализма и смене его нереалистическими течениями. По своим формам отчуждения от действительности, специфике художественного творчества декаданс сближается со вторичными стилями. Причем, заметна тенденция, которая уже прослеживалась (диаграмма -I): от единичности к множественности, от барокко к разновидностям сентиментализма, предромантизма, романтизма, далее к символизму, акмеизму, имажинизму, футуризму и т.д.
Наконец, XX век зарубежной литературы, естественно оттолкнувшись от декаданса, создал крупные нереалистические течения: экзистенциализм, сюрреализм, импрессионизм, поп-арт и т.п. Их огромное количество, что тоже подтверждает естественный ход к множественности. В нашей же стране это движение было замедлено, либо заторможено, и мы имели вместо мирового модернизма - социалистический реализм, который только сейчас осознается/ не "передовым" методом, а искусственно привитым. В недрах соцреализма в 70-е годы зрела культура "андерграунда", и после 1985 года другие многочисленные течения влились в литературный поток и получили название, наиболее часто употребляемое сейчас в литературоведении - постмодернизм. Хотя наряду с этим названием существуют многие другие.
|
Исследователи и защитники этого нового течения заявляют, что в настоящее время мы "пребываем" в культурной эпохе постмодернизма. Часто среди литературных критиков звучит термин "концептуализм". Так, творчество классика постмодернизма (концептуализма) поэта Д. Пригова характеризуется в основном его эстетическим кредо – тотальным стилистическим разочарованием, в пространстве которого невозможно никакое "онтологическое" искусство, немыслим никакой символ, кроме пародийного смещения в культурном контексте. Часть критиков заявляют о том, что постмодернизм в начале 1990-х годов умер, поскольку-де исчерпал все вариации и придумать больше ничего не в состоянии.
Материалы на эту тему обильно выходили в "Литературной газете" в начале 1990-х годов. 16 Постмодернисты любят текст. Из любого текста интерпретатор извлекает все, что ему угодно, и создает новый готовый текст. Лозунг постмодернизма: "Культура есть текст". Лозунги постмодернистов перекликаются с литературой (культурой) вторичных стилей, например, "Хватит литературе учить!" "Литература должна стать литературой и ничем больше." Отсюда совершенно новое, непривычное отношение к классике. С. Федякин в статье "Постмодернизм. Вторая серия" ссылается на то, что в новой культуре и Пушкин объявлялся постмодернистом, эклектиком, у русского поэта отмечалось отсутствие единого стиля, он прозывался гениальным имитатором и даже пародистом. 17 На смену бывшему декадентскому эстету в литературу пришел "хам". Он заставил ее ругаться матом, обратиться к медицинским терминам из сексуальной жизни, к проблеме "смещенных сексуальных ориентации" (этот мотив, видимо, связан с крахом идеи развития, идеи продолжения рода), к аббревиатура-м разного типа. В литературе провозглашена эстетика "низа".
Русский авангард всегда стремился в глубину постижения формы: цвета, пространства, звука, числа, времени, фразы, интонации, мелодии, жеста и т.д. Он оперировал реальным материалом,- но все больше и больше уходил в область абстракции. В этой эстетике не работают категории типического характера и типических обстоятельств. Кажется, то, что назревало в историко-культурной ситуации качала XX века, теперь пытается реализоваться в создании новой эстетической парадигме, оборвавшейся с "серебряным веком". Организовывая эстетическое пространство, постмодернист относится к нему не как к духовной реальности, а как к игровой модели. Постмодернизм как эпохальный стиль (вторичный по смыслу) не просто "направление", а состояние мира, ощущаемое, как и всеми вторичными стилями, как "конец истории", "изжитости человеческой цивилизации". Ситуация рисует философскую исчерпанность и растворение в жизненной парадигме рационализма. Человечество как бы застыло между настоящим и неопределенным будущим. На мир приходится смотреть через призму постмодернизма, где, как принято в эпоху скачка, фиксируется противостояние двух типов сознания: исторического и постисторического.
|
Такова вкратце характеристика диаграммы 2.
Социокультурная динамика
Всвязи с необходимостью более четко представить историю
развития литературного процесса, следует обратиться к понятию
социокультурной динамики. В книге известного социолога и культуролога П.А.Сорокина "Social and Cultural Mobility. N.Y., 1959, переизданной у нас в 1992 году, важнейшим фактором социокультурных изменений указывается распад той или иной доминантной культурной системы.
П. Сорокин обращает внимание на проблемы генезиса, эволюции, распада и кризиса доминантных систем, в результате чего и происходят социокультурные изменения.
Центральным понятием П. Сорокин, ставит понятие "ценности". Четыре культуры попадают в поле зрения исследователя.
Первая - идеациональная культура, в которой основная ценность есть Бог. "Ее герои - Бог и другие божества и ангелы, святые и грешники, душа, а также тайны мироздания, воплощения, искупления, распятия, спасение и другие трансцендентальные события"(12, 436). Идеациональное искусство религиозно. Оно мало уделяет внимания эмпирическому миру, ибо цель его не развлекать, а приблизить человека к Истине. В этом искусстве нет чувственности, сатиры, его эмоциональный тон - благочестивый, аскетичный. А так как Бог и Сверхчувственные явления не имеют материальной формы, то стиль идеационального искусства - символический.
Второе искусство, вычленяемое П. Сорокиным, - идеалистическое. Основанное на сверхчувственном, оно допускает в себя чувственную действительность. Объектом его внимания могут служить как боги, так и люди. Однако человек рисуется только в его благороднейших проявлениях, он противопоставлен вульгарному и уродливому в мире. Стиль идеалистического искусства символичен и аллегоричен. Хотя, по мнению П. Сорокина, художник волен допустить реалистичность и натуралистичность.
Третий тип - искусство чувственное. Оно представлено эмпирическим миром чувств. Здесь находим реальные события, человека, реальный пейзаж, портрет. Герои чувственного искусства могут быть как положительными, так и отрицательными: преступники, сумасшедшие, мошенники и другие субсоциальные типы. Цель такого искусства - чувственное наслаждение, расслабление. П.Сорокин отмечает, что "оно свободно от религии, морали и других ценностей, а стиль его - "искусство ради искусства" (12,437). Явления внешнего мира рисуются такими, какими они воспринимаются нашими органами чувств. Это искусство ярко, богато художественными средствами, изысканно.
Четвертое искусство в характеристике П. Сорокина названо эклектичным. По мнению ученого, это псевдоискусство. Оно не объединено в единый стиль, представляет собой механическую смесь форм. Оно не отражает системы унифицированных ценностей. "Это искусство восточного базара, - пишет П. Сорокин, - мешанины различных стилей, форм, тем, идей. Такое искусство скорее псевдо, чем истинное" (12, 438).
В школьную программу введен такой предмет, как "Мировая художественная культура". Без параллельного углубленного знания русской духовной культуры, также, как без изучения европейской культуры, невозможно до конца осмыслить и глубоко прочувствовать литературный процесс, развитие литературного потока в целом. Лицеи и гимназии предлагают спецкурсы по тем или иным разделам литературы, культуры в качестве дополнительных дисциплин.
Идеациональная культура. Невозможно понять идеациональное искусство без постижения многовекового опыта русской духовной культуры. Русские церкви с их уникальным строением, внутренним устройством глубоко символичны. Русская иконопись повествует о человеке Ветхого и Нового заветов. Это целая философия, "умозрение в красках". В храме и иконе воплотилось мироощущение русского народа. Вадим Кожинов еще в 1968 году писал о том, что интерес к великолепию храмов часто не соотносится с вопросом, а зачем их воздвигали и расписывали. По его мнению, до сих пор не обращено внимание на такую сторону русской духовной культуры, как православная литургия. Он пишет: "Исследователями доказано, что русская православная литургия представляет собой трансформацию древнегреческой трагедии (в особенности пасхальная литургия), что... в сущности, православная литургия есть возвышенная опера, известная сейчас только по записям пения Шаляпина... А между тем на Западе издан целый ряд работ о православной литургии, которая ставится выше, чем католическое богослужение." 18 Поэтическая сторона литургии не вызывает сомнений, и В. Кожинов прямо заявляет о том, что именно "поэтическая стихия православной литургии оказала громадное воздействие на новую русскую культуру" (18, 142). Он приводит в пример пушкинского "Пророка", в котором автор возвращает нас к действу, совершавшемуся в древнерусских храмах. Именно для такого действа храмы и были построены. Они служат "тем телом, в котором осуществляется напряженная духовная жизнь" (18, 142).
Древнерусское идеациональное искусство религиозно и духовно. Литература Древней Руси – это книги для души, которые обращены к Высшему, они не предназначались для рынка, для прибыли. Культурную ситуацию взаимоотношения с книгой - духовным наставником - описывает Аввакум в своем "Житии". Душеполезную книгу, которую подарил ему духовник Стефан Вонифатьев, Аввакум по нужде променял на лошадь, и Бог наказал не только его, но и всю семью. Бесы терзали ту лошадь, самого Аввакума, его брата Евфимия, который ухаживал за лошадью. Пришлось Аввакуму уплатить деньги за лошадь, а книгу забрать обратно. 19 Аввакум описывает ситуацию, из которой становится ясным взаимоотношение человека с книгой. Книга не являлась вещью: не человек владел книгой, а книга владела человеком. Она приравнивалась иконе по "врачеванию" души, также была духовным наставником, руководила духовной жизнью русского человека.
Древнерусское искусство анонимно, ибо старые мастера не утруждались закреплять свои имена, зная, что мысли человеческие внушены Богом, а человек только воплотитель их. За редким исключением имена авторов древнерусских произведений остались неизвестными.
При изучении "Слова о полку Игореве" на уроке школьный учитель стремится рассказать детям о предполагаемых авторах древнего текста, используя исследования ученых. Вместе с тем, для школьного урока это не должно быть главным при постижении древнерусского шедевра. Скорее, это удел науки.
Идеациональное искусство обращено к Богу и содержит основной для человека вопрос – вопрос о смысле жизни. Сущность его всегда одна, она не меняется от преходящих условий времени.
В современной жизни утвердились злые силы, несущие с собой кровавый хаос войн и бессмыслицу. Абсурд пронизывает все слон современной жизни сверху донизу. Человеку конца XX века, живущему в мире истребления, трудно найти ответ на вопрос, который стоял в основе русской идеациональной культуры X - XYII веков. Решение его было высказано нашими предками, они были духовидцами. Мысли выражали не столько в слове, сколько в красках, храмовых сооружениях, духовных песнопениях. Язык религиозных символов глубинный и красивый, он запечатлел другой план бытия, без которого душа человеческая оскудевает.
В статье "Умозрение в красках" русского философа конца XIX - нач. XX в. Е. Трубецкого передается состояние общения человека с идеациональным искусством: "Шоленгауэру принадлежит замечательно верное изречение, что к великим произведениям живописи нужно относиться как к Высочайшим особам. Было бы дерзостью, если бы мы сами первые с ними заговорили; вместо того нужно почтительно стоять перед ними и ждать, пока они удостоят нас с нами заговорить." Е. Грубецкой весьма точно определяет ход постижения духовной культуры: не она нас ждет, а мы сами должны к ней прийти через умственный труд с желанием познать, а не высказать недоумение или отрицание.
Идеациональная культура уже состоялась, отрицать ее нельзя, ее желательно постичь.
Идеалистическое искусство - посредник между культурой идеациональной и чувственной.
С XYII века в русской культурной жизни дают о себе знать признаки заката идеациональной культуры. Осуществляется переход от идеациональной формы к идеалистической в течение второй половины XYII в. Новое искусство расцветает пышным цветом в России в петровскую эпоху и отстаивает свои формы на протяжении века XYIII-го. Это искусство образца. Подражание античности считалось признаком хорошего тона. Идеалистическое искусство приукрашивает жизнь. Литература отражает реальную жизнь не такой, какая она есть, а такой, какой она должна быть. Ломоносов, Сумароков, Херасков создают "высокие" трагедии из жизни царственных особ, воспевают идеальное в морали, этике, в гражданских институтах. Ломоносов рисует строгую иерархию литературных жанров и "штилей", выводя за ее пределы сатиру, фривольности, низменные страсти.
Чувственное искусство.
Идеалистический период русского искусства продлился век. Уже к концу XVIII столетия появилась тяга к чувственным формам. Расцвет чувственного искусства приходится на век XIX-й. Он запечатлелся в своем эмоциональном чувственном тоне, в пейзажных описаниях, портретах, любовных признаниях. Литература этого периода реалистична, она пытается изобразить жизнь такой, какая она есть. Правда, литература не копирует жизнь, она не является протоколом записей событии. В этом смысле она так же, как и другие искусства, иллюзорна по своему характеру. Она создает не жизнь, а ее иллюзию. Когда мы читаем "Анну Каренину", мы не думаем о том, что именно так и было на самом деле. Л.Толстой создает лишь внешнюю сторону жизни, погружая нас в культурно-бытовые реалии того времени и в мир страстей человеческих, которые вне-временны.
Значительным достоинством чувственного искусства является его многообразие. В русской литературе XIX столетия отмечается религиозное, классическое, романтическое, реалистическое, идеадиетическое искусство. Это уникальное явление. Пушкин, Достоевский, Толстой своим искусством проникают во все пласты предшествующей культуры и соединяют в себе эпохи развития русской мысли, "вечные вопросы" русского бытия.
После расцвета чувственное искусство постепенно идет к стадии ''слабости". Эта стадия зафиксирована русским декадансом. Чувственное искусство истрачивает большую часть запаса своих творческих сил. П. Сорокин определяет это так: "Этот процесс обычно приводит к аридной стерильности его последней фазы - декаданса, а затем - к разрушению" (12, 450). В декадансе базовые ценности чувственного искусства низводятся до уровня чувственных наслаждений: "вино-женщины-песня". Блоковское "in vino Veritas"-не случайно оброненная фраза, а "культурная ценность" эпохи декаданса.
Литература начала XX века все более отдаляется от реальной действительности и погружается в мир фантазий, иллюзий, обмана. Писатели - натуралисты любят описывать патологические явления, смакуя низменные чувственные страсти.
Русский декаданс породил множество течений: символизм, акмеизм, имажинизм, футуризм и т.п. Русская литература до него не знала такой разветвленности. Внутри каждого течения образовывались свои ответвления. Да и позже, после 1917 года, еще некоторое время наблюдается эта многообразная картина: ЛЕФ, РАПП, ОБЭРИУ и т.п. В советскую эпоху эти течения и организации были "отменены" высочайшими постановлениями, но и тогда искусство не смогло поднять массы до своего уровня, напротив, оно опустилось до уровня толпы. Вспомним известную беседу о сущности "нового" революционного искусства советской эпохи: "Искусство принадлежит народу. Оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких народных масс. Оно должно быть понятно этим массам и любимо ими. Оно должно объединять чувство, мысль и волю этих масс, подымать их." 21 Все в этой фразе как раз подтверждает "опускание" искусства до массового. Только массовое искусство может быть понятно всем. Остается неясным только последнее изречение, каким образом "поднять" массы, если само искусство бытует в "самой толще" этих самых масс и не поднимается над "низкой" действительностью. По-прежнему Гегель оспаривается Чернышевским.
П. Сорокин констатирует конец чувственного искусства: "Граница между истинным искусством и чистым развлечением стирается: стандарты истинного искусства исчезают и постепенно заменяются фальшивыми критериями псевдоискусства. Таковы первые признаки разрушения искусства, художника и самого человека, заключенные в развитии чувственного искусства" (12, 452). Сорокин пишет о том, что современные литература и кино на 70 - 80% сосредоточены на преступлениях и сексе, доминируют сатира, пародия и карикатура, а "все и вся – от Бога до Сатаны – высмеивается и унижается" (12, 456). Разрушение вызвано стремлением подменить цели средствами, гения - техникой исполнения. Писатели демонстрируют технику владения литературным мастерством. Отсюда скудость религиозных и философских достижений. Мы все больше повторяем, чем создаем свое. Современная литература не может измениться, она лишена перспективы роста. Писатели создают не свою литературу, а скорее, проблемы литературы.
Модернизм в современном искусстве, по мнению П. Сорокина, имеет аналоги и в политике: это коммунисты и фашисты. Обе группы протестуют против чувственного искусства, но по сути и они чувственны. Они разрушители, а не творцы. Наделенный разрушительной силой, модернизм хаотичен и извращен, и чувственное искусство уже выполнило свою функцию (12, 462).
Эклектичное искусство последней трети XX века усилило тенденцию разрушения. Если в идеациональной, идеалистической и чувственной культуре оформилась "система истин" и каждая из них считала, что истина открывается либо "милостью Божьей", либо разумом, либо нашими чувствами, то в культуре эклектичной, разрушительную силу которой мы сейчас переживаем, уже и это не определяется.
Школьное образование полностью зависит от умонастроения человеческого общества, поэтому, что считать истинным или ложным, знанием или невежеством, различается в соответствии с доминирующей истиной конкретной эпохи. То, что в государстве идеациональным или идеалистическим искусством считалось истинным, в период чувственной культуры становится ложным.
Много веков утверждалось, что знанием обладает только религия. Восемнадцатый век, век рационализма и Просвещения, обратился к знаниям науки. Именно в этих знаниях сомневался великий Пушкин:
Где капля блага, там на страже
Уж просвещенье иль тиран. 22
Просвещение, то есть господство разума, и тиранию русский гений полагал ложными знаниями, расходящимися со "знаниями" благодати, которые даются человеку свыше и освящают путь человеческий в духовный рост. Знания же разума часто вводят в заблуждения, а иногда и вовсе сбивают с пути. Примеров тому много дал Ф. Достоевский через образы "умствующих" персонажей, идеологов, создающих свои теории. Таковы Раскольников, Иван Карамазов.
Школа в определении системы истин и ценностей также подвержена доктрине релятивизма. Все меняется, а так как разумные или чувственные восприятия неодинаковы у разных групп или индивидуумов, то возникает опасное ощущение, что нет ничего абсолютного. Все провозглашается относительным: истины, этические и эстетические каноны и многое другое. Научные, философские, религиозные, моральные нормы меняются в зависимости от групп, личностей, и удобным девизом становится суждение - "все относительно". Абсолютное подвергается скептической оценке. Вместо раздумий, сомнений появляются цинизм и нигилизм.
Мы сейчас переживаем состояние морального, интеллектуального и культурного хаоса. И в школьном образовании поощряется множественность истин, своя временная система ценностей; стираются границы между истиной и ложью, законностью и условностью. Истина, доведенная до чистого удобства, как в современном протестантизме, где Бог провозглашен другом семьи, и, если, к примеру, вы захотите яхту; он вам "подарит" ее, - такая истина в конце концов уничтожит сама себя. Ибо тогда каждый заявит, что его собственная идеология ему удобна и полезна. Не осуществилось ли пророчество Достоевского по поводу будущих существ, "одаренных умом и волей. Люди, принявшие их в себя, становились тотчас же бесноватыми и сумасшедшими. Но никогда, никогда люди не считали себя так умными и непоколебимыми в истине, как считали зараженные. Никогда не считали непоколебимее своих приговоров, своих научных выводов, своих нравственных убеждений и верований. Целые селения, целые города и народу заражались и сумасшествовали. Все были в тревоге и не понимали друг друга, всякий думал, что в нем в одном и заключается истина, и мучился, глядя на других, бил себя в грудь, плакал и ломал себе руки. Не знали, кого и как судить, не могли согласиться, что считать злом, что добром. Не знали, кого обвинять, кого оправдывать..." 23 Пожалуй, Достоевский в апокалипсическом третьем сне Раскольникова уже тогда подвел итог нашего современного безумия, когда появляются тысячи истин: истина буржуа и пролетария, коммуниста и фашиста, либерала и консерватора, верующего и атеиста.
П. Сорокин, завершая свое исследование о социокультурной динамике, задает вопрос, относящийся к современной науке, которая превратила поиск истины "в чистую фикцию, в чистое "как если бы..." Если наука не занимается реальностью, то тогда чем же она занимается? В чем же тогда разница, не говоря уже о целесообразности, между "как будто" конструкцией больного психиатрической лечебницы и таким ученым?" (12, 480). Достоевский в 1866 году пророчил сумасшествие общества, а Сорокин констатирует его современное состояние.
Этика Древней Руси опиралась на десять заповедей, и этого было вполне достаточно для нормальной жизни. Релятивизм XX века стремится лишить ценности самое суть, чтобы она перестала быть ценностью. Ценность перестает быть универсальной, превращается в псевдоценность, в игрушку личных фантазий и желаний.
Здесь уместно вновь обратиться к книге Э. Фромма о деструктивности человеческой. Философ отмечает, что "по мере цивилизационного прогресса степень деструктивности возрастает..." (13, 23). Изменения личности, если она сама не обратится к новым способам осмысления жизни, не предвидится. Деструктивизм разрушает душу и тело. Он может разрушить и саму жизнь. Символом прогресса объявлена машина, техника, а человек стал придатком. Кроме этого, Э. Фромм подчеркивает нарастающую тягу в современном мире к войнам, революциям, переворотам, люди становятся агрессивны по отношению друг к другу. Единственной нормой, которая преодолевает тягу к агрессии и жестокости, является любовь к жизни.
Итак, еще одна схема – как результат прочтения книги П.А. Сорокина о социокультурной динамике:
БОГ | БОГ . ЧЕЛОВЕК | ЧЕЛОВЕК Бог |
| |||||
идеациональное | идеалистическое | чувственное | эклектичное |
|
|
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!