Человек вспоминает по ассоциациям — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Человек вспоминает по ассоциациям

2022-10-28 29
Человек вспоминает по ассоциациям 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Часто воспоминание о чём‑то влечёт за собой другие воспоминания. Они просто завязаны друг на друга. Поэтому при определённом опыте можно вспомнить весь прожитый день минута за минутой, последовательно вытягивая картинку за картинкой.

И в этом, как водится, кроется и наша сила, и наша слабость. Потому что, если события между собой не связаны никак, лента ассоциаций может легко оборваться. Такое может быть, например, если вы щёлкнули пультом и переключили канал телевизора. Теперь новая картинка никак не связана со старой. Другой вариант – какое‑нибудь внезапное событие. Хотя бы и телефонный звонок. Поговорил – забыл.

Ещё одна слабость ассоциаций – если в течение дня произошло два примерно одинаковых события (или вы просто весь день провели в одной и той же комнате за рабочим столом, например), то вашим ассоциациям будет просто не за что цепляться. Всё одинаковое!

Существуют специальные тесты на проверку памяти. Человеку предлагают запомнить и воспроизвести цепочку слов. Обычно это не вызывает особых трудностей. Но если слова в ней повторяются… Если повторяются целые цепочки слов… То ошибиться становится очень легко. Просто перепрыгнуть с ассоциации на ассоциацию. Так обычно и происходит.

 

Люди лучше помнят начало и конец сообщения и хуже – середину

 

Хитрый Штирлиц точно знал: запоминается последнее. Психологи выяснили, что запоминается и первое. А середина имеет тенденцию выпадать. Так уж устроена человеческая память. Не знаю уж, почему. Но ещё и поэтому Единая структура воздействия диктует внушать исключительно на третьем шаге. Из пяти, как вы помните.

 

Незаконченное действие запоминается лучше, чем законченное

 

Этот эффект называется эффектом Зейгарник. Согласно легенде, он впервые был подмечен в ресторане, в котором работал официант, который ничего не записывал, но точно помнил все заказы. Правда, когда его спросили об одном из уже обслуженных им столиков, он признался, что уже не помнит, что заказывали те, кто за ним сидел. Дело в том, что они уже расплатились. Аналогичный эффект: студенты лучше помнили условия задач, которые решать начали, но не закончили. Условия решённых ими задач многие позабыли. Помнить незачем.

 

В цирке выходит конферансье и объявляет:

– А сейчас, мальчик с феноменальной памятью выпьет ведро воды!

Выбегает мальчик, выпивает ведро воды и убегает. Через некоторое время опять появляется конферансье:

– А сейчас мальчик с феноменальной памятью выпьет ещё одно ведро воды! Выбегает мальчик, выпивает ведро воды и убегает. К окончанию представления снова выходит конферансье и торжественно объявляет:

– А сейчас мальчик с феноменальной памятью описает всех, кто сидит в первом ряду! Предупреждаю сразу – убегать бесполезно – у него феноменальная память!

 

Запоминается то, что привлекает внимание

 

И напротив. Если отвлечь внимание от какого‑то объекта, он не запомнится. Просто не попадёт в поле восприятия. Лучше всего это видно на контрасте. Если вы хорошо разбираетесь в иномарках, а ваш приятель нет, то через какое‑то время вы сможете вспомнить, какие машины вам встретились, а приятель – нет. С другой стороны, если вы были в каком‑то месте многократно и всё там для вас – обыденное, то вы запомните гораздо меньше подробностей, чем тот, кто попадёт туда впервые и будет с любопытством всё разглядывать.

 

* * *

 

Итак, зная эти особенности работы памяти, мы можем уже не полагаться на волю случая, а начать сознательно пользоваться техниками, облегчающими забывание. Существует две группы таких техник:

• структурирование амнезии;

• внушение амнезии.

На всякий случай: умение провоцировать забывание не даёт нам права ошибаться при внушениях, делая их слишком наглыми и явными. Оно лишь позволяет подстраховаться от ненужных случайностей.

 

 

Структурирование амнезии

 

Самое интересное, что при структурировании амнезии нам даже не придётся ни разу упоминать о необходимости забывания. Мы просто строим свою речь так, чтобы особенности работы памяти собеседника работали на нас. То есть на амнезию.

Люди склонны запоминать начало и конец, поэтому информация в середине может затеряться. Память работает по ассоциациям, поэтому никак не привязанные к основе слова очень трудно вспомнить. Люди стремятся сэкономить и запомнить только самое важное – суть. Поэтому остальное – отметается.

Исходя из этих предпосылок, мы выделяем три метода структурирования амнезии:

• закольцовка;

• разрывы и перескоки;

• стволовая линия.

 

Закольцовка

 

Господин Игнаптев имели ланч. Неистребимая российская ментальность, которая заставляет если не самих олигархов, то их верных сторожевых сфинксов питаться гамбургерами, сидя за рабочим столом из карельской берёзы, – она не имеет никаких объяснений. К этому просто надо привыкнуть. Они так питаются. Даже они. Огромные щёки работали как кузнечные мехи, и всё это в целом напоминало реликтовую производственную гимнастику, о которой мне рассказывала когда‑то мать. Итак, господин Игнаптев имели ланч.

Леонид Каганов. Лена Сквоттер и парагон возмездия

 

Внушения прячутся где‑то в средней части повествования, а края мы оформляем особым образом:

• ритуал;

• начало – окончание.

 

Ритуал

 

Мы делаем одно и то же, что в начале, то и в конце. Например, смотрим в глаза и говорим, что сегодня чудесный день. Или наливаем в стакан воду и пьём. Или снимаем часы и кладём на стол. Или говорим: «Мы всегда рады своим клиентам». Или… Абсолютно одинаково! Жест в жест. Тон в тон. С тем же выражением лица. В той же позе. И в начале, и в конце. То, что между ними, легко забудется.

В принципе мы можем повторять этот ритуал не только в начале и в конце, но и несколько раз в середине. Что при этом происходит? Цепочка ассоциаций собеседника начинает работать против него! Ему будет трудно вспомнить, что за чем происходило! Каждый раз, когда он станет вспоминать наш ритуал, у его памяти будет несколько вариантов продолжения, и ей будет сложно понять, какой из них истинный!

 

Начало – окончание

 

Сняли пиджак – поговорили – надели пиджак. Начали рассказывать байку – отвлеклись – поговорили – закончили байку. Открыли папку – достали документы – поговорили – убрали документы – закрыли папку. Для того, чтобы восстановить цельность процесса, бессознательному нужно будет выбросить из сознания промежуточную беседу.

Опять же, речь не идёт о том, что человек забудет обязательно. Мы всего лишь максимально усложняем возможности вспоминания. Просто человеку будет нелегко восстановить цепочку событий.

Вариант этой техники – тройная спираль Милтона Эриксона. Когда вы начинаете рассказывать одну историю… Обрываете рассказ. Начинаете рассказывать вторую историю… Обрываете рассказ. Рассказываете целиком внушающую историю. Заканчиваете вторую историю. Заканчиваете первую историю. Внушающая история при этом, скорее всего, забудется. И потому, что она законченная. И потому, что она была правильно обрамлена.

 

Разрывы и перескоки

 

Резкая смена темы, вспоминание «кстати», отвлечения в сторону, неожиданные вопросы, а также встроенные техники замешательства разрывают цепочку ассоциаций, и даже при большом желании человеку будет довольно сложно восстановить всё в памяти.

Достаточно типичный переговорный приём: после основной части задать совершенно отвлечённый вопрос. Вообще никак не связанный с темой переговоров. Можно даже личный. Этот резкий разрыв в логике беседы способен спровоцировать амнезию.

И послушайте, кстати, хороших рассказчиков. Обычный рассказ хорошего мастера разговорного жанра содержит до десятка причудливо переплетающихся историй. И хотя слушать всё это потрясающе интересно, вспомнить и тем более воспроизвести такое повествование очень трудно. Что и требуется.

Есть, кстати, и ещё один – довольно смелый – приём провокации амнезии. Он основан на идее рычажного наведения транса, которую мы уже проходили в соответствующем разделе. Мы начинаем какой‑то рассказ, но, видя отвлечение собеседника, выбрасываем из него небольшой фрагмент и продолжаем с другой точки. Как ни в чём не бывало. И эта «как бы амнезия» подтолкнёт проявиться реальную.

 

Стволовая линия

 

Несколько лет назад у меня был VIP‑клиент, которого я учил техникам разговорного гипноза персонально. Я объяснял ему очередную тему, давал задание на следующую неделю, а через неделю он мне по нему отчитывался, рассказывая попутно о наиболее важных событиях недели. Это было важно, поскольку я давал ему много неявных внушений и хотел знать, как они проявляются в его жизни.

И вот он рассказывает мне о событиях недели и вспоминает о каком‑то фильме. Вспомнив о фильме, он начинает пересказывать его сюжет. Но на каждый поворот сюжета у него есть своя ассоциация, и попутно он вспоминает то один, то другой случай из своей жизни. Пробрасывая мне вопросы, идеи и просьбы, понятно.

Закончив рассказывать очередную вспомнившуюся ему историю, он возвращался к пересказу сюжета фильма. И таких историй и отвлечений было много. А закончив пересказывать сюжет, он продолжил рассказывать о событиях, произошедших на неделе. В целом его выступление заняло около часа.

Самое же забавное началось потом. Послушав его рассказ, я понял, что он уже достаточно усвоил тему структурирования амнезии на бессознательном уровне, и решил рассказать о ней и для его сознания. Чтобы он понимал, что творит. Как вы догадываетесь, он тут же заявил, что это очень сложные техники и он вряд ли сумеет ими воспользоваться. Пришлось возвратить ему – в общих чертах – его рассказ о прошедшей неделе.

Итак. Мы выделяем основную сюжетную линию разговора и чётко её обозначаем. Например, я хочу рассказать вам о какой‑нибудь технике разговорного гипноза. Или мы обсуждаем, чем мы можем быть друг другу полезны. Или говорим о фасонах одежды. Разумеется, мы периодически отвлекаемся на «второстепенные» темы, но неизменно возвращаемся к стволовой линии. И если через некоторое время вашего собеседника спросят, о чём вы с ним разговаривали, у него будет простой и ясный ответ: он вспомнит основной сюжет.

 

 

Внушение амнезии

 

Внушение амнезии делается точно так же, как и любые другие внушения. Иными словами, наряду с основными внушениями мы даём и служебные. На погружение в транс, на доверие к нам, на удержание внимания на том, что мы говорим, и разумеется, на забывание.

Технически это делается довольно просто. Но есть нюансы, связанные с особенностями работы нашей памяти. Они немного влияют на технику исполнения. А сами способы вам прекрасно знакомы по теме внушений:

• прямое внушение;

• упоминание;

• метафоры забывания;

• неважность;

• подразумеваемая противоположность.

 

Прямое внушение

 

Слово «Забудь!». Однократно. Бегло. С переходом к следующему «пункту программы». Как бы не придавая значения. С невербальной демонстрацией неважности. Это очень важно! Без этих уточнений человек невольно задастся вопросом: «А с чего это ему нужно, чтобы я это забыл?!» И запомнит. А нам надо, чтобы забыл.

Более того, намеренный акцент на необходимости забыть – это прекрасный способ, чтобы именно это человек и запомнил! Попробуйте, например, забыть число 5139! Забудьте его немедленно! Ещё не забыли? Ай‑ай‑ай! Ну‑ка забыть! Быстро! Забыли? Нет? Тогда забудьте, когда страницу перевернёте. Обязательно! Есть риск, что это число вы будете помнить ещё несколько дней… Или месяцев.

На самом деле, прямое внушение на забывание встречается достаточно часто. Вот вы брякнули что‑то, не подумавши. Собеседник: «А?» Вы: «Забудь!» И действительно: когда вы бросаете это с должной небрежностью, он забывает. Или в ресторане вы хотите расплатиться, а приятель достаёт бумажник и бросает вам вскользь: «Забудь!» – И вы забываете.

Или казусный пример, когда вы даёте себе команду забыть через отрицание: «Не забыть позвонить!» И забываете, понятно. Так тоже часто случается. По незнанию.

Итак:

• «Забудь об этом».

• Однократно.

• Вскользь.

• И идём дальше.

 

Упоминание

 

Это одна из весёлых игрушек Милтона Эриксона. Если он хотел спровоцировать амнезию, он ещё до официального наведения транса несколько раз по разным поводам упоминал забывание. И он чего‑то там забывал. И клиенты его забывали. И родственники забывали. И всё хорошо. Теперь даже если во время самого наведения вы забудете внушить амнезию, она всё равно случится.

 

ПРИМЕРЫ:

• Чуть не забыл, скажите мне…

• Люди склонны забывать.

• Вася забыл тебе сказать, что…

• Грех забывать друзей.

• Я помню, просто я иногда забываю вспомнить.

• Шёл ёжик по лесу. Забыл, как дышать, – умер. Вспомнил – поднялся и дальше пошёл.

Своеобразное напоминание о возможности забыть. Понятно, что всё это – использование трюизма упоминанием, и работает он на самые разные темы. Но здесь он особенно хорош. И амнезию внушили. И подозрения не вызывали. Всё правильно: подозрительность способствует запоминанию. А нам надо, чтобы люди забывали.

И не бойтесь, что они забудут сделать то, что надо. Сделают непроизвольно. И с тем большей вероятностью, чем скорее забудут, что это было ваше внушение.

 

Метафоры забывания

 

Если представляется возможность, мы описываем или хотя бы упоминаем образы, которые метафорически сообщают бессознательному необходимость забывания. Это образы стирания, исчезновения, ухода… Если вы помните, существуют метафоры погружения, а эти – на забывание.

 

ПРИМЕРЫ МЕТАФОР ЗАБЫВАНИЯ:

• Река уносит всё, что в неё попадает.

• Удаление файлов на компьютере.

• Стирание с доски.

• Волны смывают рисунок на песке.

• Дождь смывает надписи на асфальте.

• Выбрасывание перегоревшей лампочки при замене на новую.

• Сжигание ненужного хлама на даче.

Работал у нас в компании один дядечка. Заслуженный человек. Душа компании. Когда пришло время уходить на пенсию, он накрыл хороший стол. Его с душой проводили. Потом на его место пришёл новый сотрудник, примерно такой же квалификации. И уже через пару недель никто о том дядечке и не вспоминал.

На днях один мой знакомый потерял свой мобильник, а вместе с ним большую часть контактов. Мобильник было жалко, но не очень. А некоторые контакты он утратил навсегда. Вот это было по‑настоящему неприятно! К счастью, мы‑то с вами не забываем делать резервные копии важных для себя контактов!

У метафор забывания есть интересная особенность. Даже если человек обучен и прямо сейчас он отлично осознаёт, что ему рассказывают метафору на забывание, он с высокой вероятностью запомнит саму метафору, но не содержание основного разговора. Если, конечно, он не слишком опытный.

 

Неважность

 

Мы прямо или косвенно маркируем соответствующую информацию как неважную. Лучше всего это делается с помощью невербальных внушений. Или просто через отсутствие хоть какого‑то невербального выделения основной информации из фонового потока.

Ещё можно давать ключевую информацию (не обозначая её значения) в неофициальное время. Во время перекура. Или за чаем. Или в процессе беседы ни о чём. До самих переговоров или после. Другими словами, мы даём нашим внушениям возможность затеряться среди информационного шума. Они от этого только выигрывают.

Как это работает, думаю, понятно. Это один из законов работы памяти. Сознание не любит помнить неважное, оно хочет заниматься только важным. Вот и славно.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.047 с.