Безусловное преимущество ИК - развитие способностей, мотивации, образного мышления, творчества; — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Безусловное преимущество ИК - развитие способностей, мотивации, образного мышления, творчества;

2022-10-27 21
Безусловное преимущество ИК - развитие способностей, мотивации, образного мышления, творчества; 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Редкий учащийся будет заглядывать в тетрадь одноклассника с конспектом задания без корыстной цели списать. А ИК вызывают познавательную потребность даже у самых равнодушных. Хорошую ИК  интересно рассматривать, обсуждать, комментировать. Можно устроить конкурс ИК по определенной теме. Задача защитить свою работу будет способствовать развитию целого ряда метапредметных компетенций: когнитивных, креативных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.

Подготовка к контрольным, к ЕГЭ, обобщение материала.

Интеллект-карта на листе формата А3 может содержать информацию 10-15 страниц текста формата А4, написанного 12 размером шрифта Times New Roman. Куда проще и интереснее окинуть взглядом одну ИК, чем погружаться в чтение такой кипы бумаг! Быстрое видение общей картины пройденного материала, высокая степень обобщенности, анализа в сочетании с яркими образами позволяют не только быстро повторить информацию перед экзаменом или контрольной, но и лучше запомнить информацию.

Взгляните, пожалуйста, на ИК, созданную мной для полуторачасовой лекции по 15 стр текста.

6. ИК могут выполнять функцию контроля для учителя, одновременно являясь помощником ученика.

Материал, структурированный с помощью ИК, может стать надежным помощником при подготовке к устному выступлению на уроке. Выступая с докладом, учащиеся становятся зависимыми от текста и часто просто зачитывают его, не решаясь поднять глаза от листочка. Если в качестве опоры и подсказки иметь ИК, то волей неволей придется говорить своими словами, т.к. ИК состоит лишь из ключевых слов, а не целых предложений.

7. ИК могут быть одной из форм обдуманного принятия решения. Например, как один из этапов профориентационной работы.

Перед вами ИК одиннадцатиклассника, гуманитарного склада. Это можно заметить по главным ветвям карты: история, творчество, журналистика, шоу-бизнес, власть.

В процессе размышлений на тему «Кем быть?» выкристаллизовались несколько профессий, которые не связаны в представлении юноши с ограничениями. Это историческое направление в журналистике или интернет СМИ. Все остальные направления, которые до составления карты владели умом и сердцем, подверглись анализу и критике. Так, профессии режиссера и писателя пугают своей сложностью.

Не смотря на заманчивые перспективы карьеры спорт комментатора: возможность путешествий и нахождение в гуще футбольных событий, молодого человека останавливают узкие рамки этой профессии. Ему мало интересоваться только любимым футболом, ему хочется быть в курсе исторических, политических, творческих событий. Заманчивые капиталы медиамагната не могут заглушить голос совести, на уступки с которой придется идти. Шоу-бизнес останавливает публичностью жизни звезды и отсутствием начального капитала. Дисциплина в армии тоже не очень по душе нашему вольному художнику. Политика отвращает своей коррумпированностью и нестабильностью. Кроме того симпатии к оппозиции охлаждает возможность провести жизнь за решеткой, а идти в номенклатуру (вступать в ряды партии большинства, чтобы сделать карьеру) не хочется.

Таким образом, из всего богатства вариантов, которыми были полны мечты молодого человека, осталась одна журналистика и история. Н о ИК сделала свое дело – появился результат, сформировалась цель какие ЕГЭ сдавать, куда идти учиться.

8.  Таким образом, еще одним преимуществом ИК будет повышение результативности, работоспособности, настроения.

А теперь позвольте представить вашему вниманию некоторые примеры ИК, созданные школьниками и студентами.

На экране можно видеть карту семиклассницы по русскому языку, которую она составила пользуясь текстом правил, расположенных на фОрзаце учебника. Мы можем обновить свои знания об употреблении мягкого знака в различных частях речи. Обратите внимание: основные подтемы –существительное, прилагательное и глагол девочка закрасила одним цветом. Это облегчает ориентировку в карте.

Вторая карта привлечет внимание не только учителей английского, но и всех родителей, которые помогают своим детям в изучении языка. Можно заметить, что все ветви карты девочка раскрасила одним цветом, фиолетовым. Мне кажется, что это методически грамотный ход. Когда ветки разноцветные не так видна логика и структура материала. Когда, например, решается вопрос о будущей профессии, это не так важно и на одинаковый цвет ветвей можно не обращать внимания.

Следующая карта выполнена по параграфу «Культура эпохи Возрождения» из учебника истории за 7 класс Ведюшкин, Бурин История нового времени. Девочка увлеклась и захотела воспользоваться дополнительной литературой.

Систематизация обширного материала с помощью ИК может быть видом домашнего задания, творческой работы.

Наш вебинар рекомендован учителям средней и старшей школы. Но вводить методику можно и нужно и в начальной школе.

На экране ИК, выполненная четвероклассником на тему «Падежи».

Начать знакомство младших школьников с интеллект-картами можно с простого упражнения. Учитель показывает схему мини карты с любым словом в центре (например, «лето», «каникулы», «праздник», «Новый год» и т.д.). Дети рисуют первую ассоциацию рядом с главным словом и подписывают печатными буквами 5-7 первичных ветвей любыми ассоциациями, воспоминаниями, мечтами. Хорошо, если ребята смогут не только подписать ветви, но и сделать простые зарисовки. Можно дать подобное задание на дом, а потом попросить рассказать о событии, которому посвящена карта.

Отчет о посещении музея или экскурсии в формате интеллект-карт не только станет прекрасным подведением итогов, но и украшением класса. По материалам индивидуальных карт каждого ученика, иногда следует сделать групповую карту всего класса. Она может быть очень больших размеров: рулон обоев, несколько листов ватмана. Важно найти место для всех ассоциаций, предложенных каждым участником группы.

Следующим этапом работы с картами может быть задание заполнить пустую интеллект-карту первого порядка по пройденному материалу (по русскому и английскому языку, литературному чтению, окружающему миру). В процессе обсуждения учитель на доске создает обобщающую карту, а дети ее перерисовывают. Затем дается задание восстановить по памяти материал. Дома ученики дополняют карту рисунками.

После того как подобная форма работы станет привычной, можно переходить к аналогичной работе, но только с многоярусной картой. Высшим уровнем освоения технологии для учеников начальной школы будет создание собственной разветвленной карты по определенному тексту и выступление.

А это мои студенты, которые уже освоили технологию. В руках у каждого своя карта на одну и ту же тему. Но каждая карта уникальна.

ИК невозможно списать. Это сразу будет заметно. Ведь природа ассоциаций сугубо индивидуальна. Много лет подряд проводим со студентами простое упражнение, описанное Т. Бьюзеном. В течение одной минуты, не подвергая критике и осмыслению, записать первые 10 ассоциаций со словом «счастье». Затем делаем прогноз: сколько будет абсолютных совпадений у трех добровольцев, которые готовы огласить свои списки. Обычно предполагают не менее 50 % совпадений (т.е. 5 слов). И всегда оказывается, что в лучшем случае найдется лишь одна общая ассоциация, часто таких совпадений для группы из трех человек не случается вовсе. Если же продолжить упражнение и написать ассоциации к слову-совпадению, то мы опять получим такие же результаты. Следовательно, в так называемой общности коренится фундаментальная разница! Это нехитрое задание демонстрирует уникальность работы мысли каждого.

Именно поэтому можно разрешить пользоваться собственной ИК во время контрольных работ и тестов. Самостоятельное составление интеллект-карт гарантирует активное осмысление информации, исключает механическую зубрежку и надежду на списывание, и, в конечном счете, приводит к прочному усвоению материала. Как показала практика, такой способ проверки знаний является весьма перспективным при соблюдении нескольких условий. Первое – это должен быть действительно продукт собственного творчества, а не заимствованный вариант (для этого можно попросить учеников подписывать свои работы, а учитель их может фотографировать). Второе условие – это должна быть настоящая интеллект-карта, а не просто яркая шпаргалка.

Для того чтобы научиться отличать одно от другого, рассмотрим основные отличительные признаки ИК. Давайте нарисуем ИК «Законы составления ИК». Потом эта карта может быть началом знакомства учеников с меодом.

Законы содержания и оформления интеллект-карты

Главная тема – в центре листа. Обязательное условие сделать не только надпись, но и зарисовать ассоциацию. Центральный рисунок – самая яркая часть ИК, ее якорь. Именно поэтому минимальное количество цветов для раскрашивания центрального образа - три.

В нашем случае предлагаю зарисовать схему ИК, можно усложнить образ и поместить его в голову.

Итак, мы нарисовали центральный образ. Что дальше?

 Рисуем ветви. В нашем случае их будет 5, т.к. мы выделим 5 законов/правил

2.1. Если мы работаем со структурированной информацией, например, представленной в учебнике, можно рискнуть создать карту без черновика. Тогда зафиксируйте первую подтему в верхнем левом углу, проведите к ней от центрального образа первичную ветвь и начинайте раскрывать ее с помощью ассоциаций вторичного уровня.

2.2. Если мы используем ИК для поиска лучшего решения или в процессе творчества (написания сочинения, статьи и др.) – лучше сначала провести мозговой штурм. Запишите се идеи, которые появились у вас по теме. Структурируйте информацию, выстройте иерархию. Так, при поиске ответа на вопрос: «Что такое счастье?»- часто возникают следующие ассоциации: здоровье, любовь, семья, красота, дети, отдых, путешествие, деньги, радость, карьера. Многое в этом списке можно сгруппировать, т.е. перейти от хаоса идей к порядку. После этого можно набросать черновой вариант ИК.

 

1. Правило Выделяйте главное,

а) Всегда используйте центральный образ. Графический образ автоматически помещается в фокус зрения, а значит, и нашего мозга. Он дает рождение многочисленным ассоциациям и чрезвычайно эффективен в качестве фактора, содействующего лучшему запоминанию. Кроме того, образ привлекает, бросается в глаза, притягивает внимание.

б) Как можно чаще используйте рисунки.

Каждый раз, когда возможно поместить рисунок, это нужно сделать. Образ запоминается намного лучше, чем слово. Бьюзен описывает потрясающий эксперимент. На первом этапе показывали 10 000 фотографий со скоростью 1 фото в секунду. Оказалось, что на втором этапе испытуемые вспоминали 98 % фотографий!

Этот пункт чаще всего вызывает сопротивление. «Я не умею рисовать!» - прикрываясь как щитом этой фразой, мы отказываемся от эффективного инструмента. Однако вопрос здесь вовсе не в умении, а только в желании. Нет ничего проще, чем перерисовать пиктограмму по запросу интернет-поисковика. В конце концов можно пользоваться наклейками, вырезками из журналов и т.д.

в) Для центрального образа используйте три и более цветов. Цвета стимулируют память помогают избежать монотонности.

г) Чаще придавайте изображению объем, а также используйте выпуклые буквы. В се, что выглядит выпуклым, лучше воспринимается и запоминается. Таким образом, самые важные элементы вашей интеллект-карты можно подчеркнуть особо, нарисовав объемно или написав выпуклыми печатными буквами.

д) Варьируйте размеры букв, толщину линий и масштаб графики., Объект крупного размера бросается в глаза и легче запоминается.

е) Стремитесь к оптимальному размещению элементов на интеллект-карте. Это помогает организации иерархий, делает интеллект-карту открытой для дополнений.

Ж) Расстояние.

 Стремитесь к тому, чтобы расстояние между элементами интеллект-карты было соответствующим. пустое пространство вокруг элементов может иметь не меньшее значение, чем сами элементы. Так, например, знаменитая Пятая симфония Бетховена начинается с паузы, или немой ноты.

Продолжаем создавать ИК, двигаясь по часовой стрелке. Подтемы лучше оформлять в едином стиле, тогда поиск информации по ИК будет молниеносным.

Если ИЕ сильно насыщена информацией, удобно ассоциации, касающиеся подтемы, оформлять одним цветом. Тогда даже при очень плотном заполнении карты, слова не будут сливаться

2 правило. Стремитесь к ясности в выражении мыслей Если вы ведете записи своим обычным беглым почерком, это скорее помеха, нежели помощь вашей памяти; при этом вы скорее мешаете, нежели содействуете ассоциативной природе вашего мышления, а равно тому, чтобы ваши мысли являлись ясными и для вас, и для других людей.

А) Придерживайтесь принципа: по одному ключевому слову на каждую линию. Каждое отдельно взятое слово способно породить тысячи ассоциаций. Помечая линию одним словом, вы обеспечиваете себе ассоциативную свободу, подобно тому как рычагу можно предоставить дополнительную свободу перемещения в пространстве, снабдив его дополнительными шарнирами. Важные для вас формулировки при этом не теряются, и все возможные их варианты тоже.

Информация должна быть представлена максимально кратко. Рекомендуется стремиться к одному слову. Это конечно высший пилотаж. На первых порах стараться хотя бы сокращать развернутые предложения до уровня словосочетаний.

Мотиватором данного утверждения может стать результаты эксперимента доктора Хоуи из Эксетерского универсиитета с 52 Исследование было посвящено оценке эффективности различных типов конспектирования. Оказалось, что шестое (последнее место) досталось полному, развернутому конспекту, продиктованному преподавателем. Первое место получили краткие записи с выделением ключевых слов, выполненные самостоятельно.

Когда мы читаем лишь ключевые слова, а не законченные предложения, мы заставляем мозг работать. Вступает в действие эффект Зейгарник – незавершенное действие запоминается лучше.

Б) Используйте печатные буквы. У добочитаемая форму дает возможность вашему мозгу с большей легкостью их «фотографировать». Время, которое тратится на написание печатных букв, с лихвой компенсируется теми выгодами, которые они приносят, а именно более стремительное формирование ассоциаций и скорейшее вспоминание. Использование печатных букв также стимулирует стремление к лаконичности и краткости. Кроме того, то обстоятельство, какими буквами, прописными или строчными, написано слово, может служить индикатором относительной значимости слов в составе интеллект-карты.

В) Отграничивайте блоки важной информации с помощью линий. Когда блок информации окаймлен замкнутой линией, это наделяет его границей, имеющей свою неповторимую форму. Эта форма может затем использоваться в качестве мощной ассоциации, помогающей вспомнить информацию, содержащуюся в рассматриваемом блоке.

Г) Держите бумагу горизонтально перед собой, предпочтительно в положении ландшафт. предоставляет вам больше свободы и пространства для создания интеллект-карты, нежели при вертикальном (портретном) расположении листа бумаги.

Д) Старайтесь располагать слова горизонтально. Если вы будете проводить преимущественно горизонтальные линии, вашу карту будет гораздо легче прочесть. При проведении линий старайтесь, чтобы максимальный угол их отклонения от горизонтали не превышал 45.

Е) Используйте номерную последовательность в изложении мыслей. Если мы хотим донести свои мысли до слушателей в определенном порядке, достаточно пометить соответствующими порядковыми номерами ветви карты. Вместо номеров можно использовать буквы алфавита.

3. Ассоциируйте Ассоциации помогают соотносить наши текущие восприятия с предыдущим опытом, иотпирать двери к тайникам памяти и мышления.

А) Используйте стрелки, когда необходимо показать связи между элементами интеллект-карты.. Стрелки могут быть однонаправленными, двунаправленными, варьироваться по длине, толщине, форме; могут использоваться также объемные стрелки. Их главное назначение – задавать направление мыслям.

Б) Используйте цвета. Цвет играет роль одного из важнейших средств совершенствования памяти и творческих возможностей.

В) Используйте кодирование информации. Кодами могут быть галочки, крестики, кружки, треугольники и т. П Коды позволяют экономить массу времени. Например, можно разработать собственную систему простых для запоминания кодов и использовать ее во всех своих записях и конспектах, с тем чтобы обозначать часто упоминаемых вами людей, явления, процессы и т. п.

Г) Любите абсурд! Особенно на начальной, самой творческой, стадии создания интеллект-карты следует записывать и/или зарисовывать все абсурдные и бредовые идеи, давая возможность новым идеям пустить от них ростки. Это связано с тем, что идеи, на первый взгляд абсурдные и бредовые, далекие от нормы, впоследствии оказываются переворотом в науке, а переворот далек от нормы по определению


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.