Банкротство стратегических предприятий и организаций — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Банкротство стратегических предприятий и организаций

2022-10-28 33
Банкротство стратегических предприятий и организаций 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Статья 190. Общие положения банкротства стратегических предприятий и организаций

Правила параграфа 5 гл. IX Закона (ст. 190-196) определяют особенности банкротства стратегических предприятий и организаций. Эти особенности являются нововведениями комментируемого Закона - Закон 1998 г. о банкротстве подобных положений не содержал.

В пункте 1 статьи определены критерии, при условии соответствия которым юридические лица признаются для целей Закона стратегическими предприятиями и организациями. Указание на "иные организации в случаях, предусмотренных федеральным законом" включено в п. 1 статьи Законом 2007 г. N 13-ФЗ, в ч. 3 ст. 8 которого указано, что организации атомного энергопромышленного комплекса по решению Правительства РФ могут включаться в перечень стратегических предприятий и организаций, предусмотренный комментируемым Законом. В пункте 2 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 29 апреля 2008 г. N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства"*(268) для целей названного закона дано определение понятия "хозяйственное общество, имеющее стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства": хозяйственное общество, созданное на территории РФ и осуществляющее хотя бы один из видов деятельности, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства и указанных в ст. 6 названного Закона.

Пункт 2 статьи наделяет Правительство РФ полномочием по утверждению перечня стратегических предприятий и организаций. В этом отношении необходимо отметить следующее:

Постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2005 г. N 684 "О стратегических предприятиях и стратегических акционерных обществах, в отношении которых применяются специальные правила банкротства"*(269) устанавливалось, что стратегические предприятия и стратегические акционерные общества, предусмотренные перечнем, утвержденным Указом Президента РФ от 4 августа 2004 г. N 1009*(270) в соответствии с Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества", при осуществлении мер по предупреждению банкротства, принятии решения о подаче в арбитражный суд заявления о признании их банкротами и проведении процедур банкротства рассматриваются в качестве стратегических предприятий и организаций, в отношении которых применяются правила, предусмотренные комментируемым параграфом;

позднее распоряжением Правительства РФ от 20 августа 2009 г. N 1226-р утвержден перечень стратегических организаций, а также федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих реализацию единой государственной политики в отраслях экономики, в которых осуществляют деятельность эти организации*(271);

Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2006 г. N 592 "О порядке взаимодействия федеральных органов исполнительной власти при подготовке предложений по формированию перечня стратегических предприятий и организаций" утверждены Правила взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" при подготовке предложений по формированию перечня стратегических предприятий и организаций, утверждаемого Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" (наименование в ред. Постановления Правительства РФ от 22 апреля 2009 г. N 344)*(272).

В пункте 3 статьи определен признак банкротства стратегических предприятия или организации - неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены в течение шести месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены. Как видно, данный срок вдвое превышает тот срок, который указан в общей норме п. 2 ст. 3 Закона, определяющей признаки банкротства юридического лица.

Пункт 4 статьи в качестве условия возбуждения производства по делу о банкротстве стратегических предприятия или организации предусматривает наличие требований, составляющих в совокупности не менее чем 500 тыс. руб. Это в 5 раз больше той суммы требований, которая указана в общей норме п. 2 ст. 6 Закона, устанавливающей условия возбуждения производства по делу о банкротстве юридического лица.

 

Статья 191. Меры по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций

В статье определен открытый перечень мер по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций. Эти меры в силу прямого указания в статье осуществляются Правительством РФ в порядке, установленном федеральным законом и иными нормативными правовыми актами РФ, в связи с чем необходимо отметить следующее:

Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2005 г. N 792 "Об организации проведения учета и анализа финансового состояния стратегических предприятий и организаций и их платежеспособности"*(273) установлено, что учет и анализ финансового состояния и платежеспособности предприятий и организаций, отнесенных в установленном порядке к стратегическим, проводится ФНС России в соответствии с методикой, утверждаемой Минэкономразвития России по согласованию с Минфином России. Методика проведения Федеральной налоговой службой учета и анализа финансового состояния и платежеспособности стратегических предприятий и организаций утверждена Приказом Минэкономразвития России от 21 апреля 2006 г. N 104*(274);

Постановлением Правительства РФ от 22 мая 2006 г. N 301 "О реализации мер по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций, а также организаций оборонно-промышленного комплекса"*(275) образована Правительственная комиссия по обеспечению реализации мер по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций, а также организаций оборонно-промышленного комплекса. Этим же Постановлением утверждено Положение о Правительственной комиссии по обеспечению реализации мер по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций, а также организаций оборонно-промышленного комплекса;

Постановлением Правительства РФ от 7 мая 2008 г. N 368 утверждены Правила предоставления из федерального бюджета субсидий стратегическим организациям оборонно-промышленного комплекса с целью предупреждения банкротства (наименование в ред. Постановления Правительства РФ от 28 декабря 2010 г. N 1171)*(276);

Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2009 г. N 995 определены порядок и условия проведения реструктуризации задолженности организаций оборонно-промышленного комплекса - исполнителей государственного оборонного заказа, включенных в перечень стратегических организаций, по налогам, сборам, начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом и списания этих пеней и штрафов"*(277).

 

Статья 192. Лица, участвующие в деле о банкротстве стратегических предприятия или организации

Статья, определяя лиц, участвующих в деле о банкротстве стратегических предприятия или организации, расширяет предусмотренный ст. 34 Закона перечень лиц, участвующих в деле о банкротстве за счет федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего реализацию единой государственной политики в отрасли экономики, в которой осуществляет деятельность соответствующие стратегические предприятие или организация. Система федеральных органов исполнительной власти определена Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти"*(278), а структура указанных органов - Указом Президента РФ от 21 мая 2012 г. N 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти"*(279). Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 190 Закона), распоряжением Правительства РФ от 20 августа 2009 г. N 1226-р утвержден перечень стратегических организаций, а также федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих реализацию единой государственной политики в отраслях экономики, в которых осуществляют деятельность эти организации.

 

Статья 193. Арбитражный управляющий в деле о банкротстве стратегических предприятия или организации

В статье предусмотрено право Правительства РФ по установлению дополнительных (дополнительных по отношению к установленным в ст. 20 и 20.2 Закона требованиям к арбитражному управляющему в целях утверждения его в деле о банкротстве) требования к арбитражному управляющему в деле о банкротстве стратегических предприятия или организации.

На основании данной нормы Постановлением Правительства РФ от 19 сентября 2003 г. N 586 "О требованиях к кандидатуре арбитражного управляющего в деле о банкротстве стратегического предприятия или организации"*(280) утвержден следующий перечень требований к кандидатуре арбитражного управляющего в деле о банкротстве стратегического предприятия или организации:

1) наличие стажа работы на предприятиях или в организациях оборонно-промышленного комплекса либо на иных стратегических предприятиях или в организациях не менее 5 лет, из них не менее 1 года стажа руководящей работы.

2) участие в качестве арбитражного управляющего не менее чем в 2 делах о банкротстве, за исключением дел о банкротстве отсутствующего должника, при условии, что в течение последних 3 лет кандидат не отстранялся от осуществления обязанностей арбитражного управляющего в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением возложенных на него обязанностей.

3) наличие высшего юридического, или экономического образования, или высшего образования по специальности, соответствующей сфере деятельности должника.

Следует также учитывать наличие Приказа Минэкономразвития России от 7 декабря 2009 г. N 502 "О размере вознаграждения арбитражного управляющего при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, в отношении стратегических предприятий и организаций".

 

Статья 194. Финансовое оздоровление стратегических предприятий и организаций

Статья определяет особенности финансового оздоровления должников - стратегических предприятий и организаций. В качестве такой особенности в п. 1 статьи установлены обязанности арбитражного суда, подлежащие исполнению в случае, если первым собранием кредиторов не принято решение о введении в отношении стратегических предприятия или организации одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве, и не определена СРО, которая представляет кандидатуры арбитражных управляющих, удовлетворяющие определенным собранием кредиторов требованиям.

Эти обязанности зависят от возможности соблюдения нормы ст. 51 Закона, устанавливающей, что дело о банкротстве должно быть рассмотрено в заседании арбитражного суда в срок, не превышающий семи месяцев с даты поступления заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд.

При возможности соблюдения данной нормы арбитражный суд обязан отложить рассмотрение дела о банкротстве стратегических предприятия или организации в пределах указанного срока и обязать кредиторов к установленному арбитражным судом сроку принять соответствующие решения.

При отсутствии возможности отложить рассмотрение дела в пределах указанного срока арбитражный суд обязан принять один следующих актов при следующих условиях:

1) определение о введении в отношении стратегических предприятия или организации финансового оздоровления - при наличии ходатайства учредителей (участников) должника, собственника имущества должника (унитарного предприятия), уполномоченного государственного органа, федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего реализацию единой государственной политики в отрасли экономики, в которой стратегические предприятие или организация осуществляет свою деятельность, а также иного третьего лица или третьих лиц при условии предоставления указанными лицами обеспечения исполнения обязательств должника, в том числе посредством предоставления государственных гарантий, в соответствии с графиком погашения задолженности. При этом установлены требования к размеру предоставляемого обеспечения и графику погашения задолженности, утверждаемому арбитражным судом;

2) определение о введении внешнего управления в отношении стратегических предприятия или организации - при отсутствии оснований для введения финансового оздоровления, предусмотренных комментируемой статьей, и при условии, если в арбитражный суд представлено заключение федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего реализацию единой государственной политики в отрасли экономики, в которой осуществляет свою деятельность стратегические предприятие или организация, о возможности восстановления платежеспособности должника в ходе внешнего управления;

3) решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства - при отсутствии оснований для введения финансового оздоровления и внешнего управления, предусмотренных комментируемой статьей.

На случай, когда первым собранием кредиторов принято решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о введении внешнего управления или о признании должника - стратегических предприятия или организации банкротом и об открытии конкурсного производства, п. 2 статьи предусматривает право арбитражного суда вынести определение о введении финансового оздоровления. В качестве условия принятия данного судебного акта определено представление ходатайства учредителей (участников) должника, собственника имущества должника (унитарного предприятия), уполномоченного государственного органа, федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего реализацию единой государственной политики в отрасли экономики, в которой осуществляет свою деятельность стратегические предприятие или организация, а также третьего лица или третьих лиц и предоставления указанными лицами обеспечения исполнения обязательств должника, в том числе посредством предоставления государственных гарантий, в соответствии с графиком погашения задолженности.

При этом установлены те же что и в п. 1 статьи требования к размеру предоставляемого обеспечения и графику погашения задолженности, утверждаемому арбитражным судом: размер предоставляемого обеспечения не может быть менее размера обязательств должника, отраженных в бухгалтерском балансе на последнюю отчетную дату до проведения первого собрания кредиторов; утвержденный арбитражным судом график погашения задолженности должен предусматривать начало погашения задолженности не позднее чем через месяц после вынесения арбитражным судом определения о введении финансового оздоровления и погашение требований кредиторов ежемесячно равными долями в течение года с даты начала погашения требований кредиторов.

 

Статья 195. Внешнее управление стратегическими предприятиями и организациями

В статье определены особенности внешнего управления должниками - стратегическими предприятиями и организациями. Положения п. 1 и 2 статьи предусматривают особенности рассмотрения плана внешнего управления в отношении стратегических предприятия или организации: согласно п. 1 статьи на внешнего управляющего возлагается обязанность направить разработанный им план внешнего управления не менее чем за 15 дней до даты его рассмотрения собранием кредиторов в федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий реализацию единой государственной политики в отрасли экономики, в которой осуществляет свою деятельность стратегические предприятие или организация (далее в комментарии к статье - федеральный орган исполнительной власти); указанный федеральный орган в соответствии с п. 1 статьи наделен полномочием на направление собранию кредиторов и в арбитражный суд заключения о плане внешнего управления, содержащее анализ результатов предусмотренных планом внешнего управления мер по восстановлению платежеспособности должника в ходе внешнего управления.

Пункт 3 статьи предусматривает возможность вынесения арбитражным судом определения о переходе к финансовому оздоровлению, если ранее финансовое оздоровление в отношении данного должника не применялось. Для этого федеральному органу исполнительной власти предоставлено право до даты утверждения собранием кредиторов плана внешнего управления направить в арбитражный суд соответствующее ходатайство. К такому ходатайству должен быть приложен график погашения задолженности, а также сведения об обеспечении исполнения обязательств должника, в том числе путем предоставления государственных гарантий, в соответствии с графиком погашения задолженности.

При этом установлены те же что и в ст. 194 Закона требования к размеру предоставляемого обеспечения и графику погашения задолженности, утверждаемому арбитражным судом: размер предоставляемого обеспечения не может быть менее размера обязательств должника, отраженных в бухгалтерском балансе на последнюю отчетную дату до проведения первого собрания кредиторов; утвержденный арбитражным судом график погашения задолженности должен предусматривать начало погашения задолженности не позднее чем через месяц после вынесения арбитражным судом определения о введении финансового оздоровления и погашение требований кредиторов ежемесячно равными долями в течение года с даты начала погашения требований кредиторов.

В пункте 4 статьи предусмотрена возможность включения в план внешнего управления сделок, не относящихся к хозяйственной деятельности должника - стратегических предприятия или организации. Следует подчеркнуть, что перечень таких сделок определен исчерпывающе.

Пункт 5 статьи в изъятие из нормы п. 2 ст. 102 Закона устанавливает запрет на отказ внешнего управляющего от исполнения договоров должника - стратегических предприятия или организации, связанных с выполнением работ по государственному оборонному заказу, обеспечением федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности России, а п. 6 статьи - на отчуждение внешним управляющим отдельных видов имущества, имущественных и иных прав, которые входят в состав имущественного комплекса должника - стратегических предприятия или организации, предназначенного для осуществления деятельности, связанной с выполнением работ по государственному оборонному заказу, обеспечением федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности России. Для определения такого характера работ необходимо обращение к нормам Федеральных законов от 13 декабря 1994 г. N 60-ФЗ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд"*(281) и от 29 декабря 2012 г. N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе"*(282).

В соответствии с положениями п. 7 статьи определяются форма и условия торгов по продаже предприятия должника - стратегических предприятия или организации, которое предназначено для осуществления деятельности, связанной с выполнением работ по государственному оборонному заказу, обеспечением федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности России:

по общему правилу продажа предприятия должника осуществляется путем проведения открытых торгов в форме конкурса. В случае, если в состав предприятия должника входит имущество, относящееся к ограниченно оборотоспособному имуществу, то продажа предприятия осуществляется только на закрытых торгах в форме конкурса;

определен состав участников закрытых торгов при продаже предприятия или имущества должника, которые относятся к ограниченно оборотоспособному имуществу, - это только те лица, которые в соответствии с федеральным законом могут иметь в собственности или на ином вещном праве указанное имущество;

в качестве обязательных условий конкурса по продаже предприятия должника определяет обязательства покупателя, во-первых, обеспечить сохранение целевого назначения указанного имущественного комплекса и имущества мобилизационного назначения должника, и, во-вторых, выполнять договоры должника, связанные с выполнением работ по государственному оборонному заказу, обеспечением федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности России.

Положения п. 8 статьи определяют особенности продажи предприятия должника - стратегических предприятия или организации, предназначенных для осуществления деятельности, связанной с выполнением работ по государственному оборонному заказу, обеспечением федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности России:

в отношении России предусмотрено право преимущественного приобретения такого предприятия должника. В случае продажи на торгах предприятия должника - стратегической организации, не являющейся федеральным государственным унитарным предприятием, Россия вправе в течение месяца с даты подписания протокола об итогах торгов заключить договор купли-продажи, предусматривающий приобретение данного предприятия по цене, определенной по результатам торгов и указанной в протоколе об итогах торгов, на условиях, установленных для проведения конкурса;

в случае, если Россия в течение указанного срока не заключила договор купли-продажи, этот договор заключается с победителем торгов, установленным в протоколе об итогах торгов. Победитель торгов обязан уплатить продажную цену предприятия, определенную на торгах в срок, который предусмотрен в сообщении о проведении торгов и не может превышать месяц с даты заключения договора купли-продажи. При этом предусмотрено, что к участию в торгах не допускаются конкурсные кредиторы и их аффилированные лица.

В положениях п. 9 статьи определены особенности продажи предприятия должника - стратегического предприятия, являющегося федеральным государственным унитарным предприятием, которое предназначено для осуществления деятельности, связанной с выполнением работ по государственному оборонному заказу, обеспечением федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности России:

предусмотрено право России в течение месяца с даты подписания протокола об итогах торгов предоставить должнику денежные средства в размере, равном продажной цене данного предприятия, определенной по результатам проведения конкурса и указанной в протоколе об итогах торгов. Указанные средства должник обязан направить на погашение требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов;

на случай, когда Россия в течение указанного срока не предоставила должнику денежные средства, установлено, что договор купли-продажи заключается с победителем торгов, установленным в протоколе об итогах торгов. Победитель торгов обязан уплатить продажную цену предприятия, определенную на торгах, в срок, который предусмотрен в сообщении о проведении торгов и который не может превышать месяц с даты заключения договора купли-продажи;

при продаже предприятия должника федеральный орган исполнительной власти заключает с покупателем соглашение об исполнении условий конкурса. В случае существенного нарушения или неисполнения покупателем соглашения об исполнении условий конкурса эти соглашение и договор купли-продажи такого предприятия должника подлежат расторжению арбитражным судом по иску указанного федерального органа. В случае расторжения арбитражным судом указанных соглашения и договора купли-продажи такое предприятие должника подлежит передаче в федеральную собственность в порядке, установленном федеральным законом.

 

Статья 196. Конкурсное производство стратегических предприятий и организаций

Статья определяет особенности конкурсного производства в отношении должников - стратегических предприятий и организаций. В качестве такой особенности п. 1 статьи устанавливает, что продажа предприятия должника - стратегических предприятия или организации должна осуществляться в порядке, предусмотренном п. 7-9 ст. 195 Закона. Исходя из п. 7 указанной статьи речь идет о предприятии как объекте прав, которое предназначено для осуществления деятельности, связанной с выполнением работ по государственному оборонному заказу, обеспечением федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности России. В отношении же имущества, имущественных и иных прав, не входящих в указанный имущественный комплекс должника, п. 1 статьи предусматривает возможность их продажи в порядке, предусмотренном ст. 111 Закона, т.е. продажи имущества должника по частям.

В пункте 2 статьи продублированы следующие положения п. 1 и 2 ст. 132 Закона, определяющие судьбу имущества должника, не включаемого в конкурсную массу: при наличии в составе имущества должника имущества, изъятого из оборота, конкурсный управляющий уведомляет об этом собственника изъятого из оборота имущества (п. 1); собственник имущества, изъятого из оборота, принимает от конкурсного управляющего это имущество или закрепляет его за другими лицами не позднее чем через шесть месяцев с даты получения уведомления от конкурсного управляющего (п. 2). В пункте 3 ст. 132 Закона установлено, что в случае неисполнения собственником имущества, изъятого из оборота, указанной обязанности по истечении шести месяцев с даты получения уведомления от конкурсного управляющего все расходы на содержание имущества, изъятого из оборота, возлагаются на собственника указанного имущества, если иное не установлено указанной статьей.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.