Гибель эскортного миноносца «Леопольд» — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Гибель эскортного миноносца «Леопольд»

2022-10-28 37
Гибель эскортного миноносца «Леопольд» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В марте 1944 года конвой CU-16 пересекал Северную Атлантику в сопровождении Оперативной Группы 21.5. Среди ее кораблей находились эскортные миноносцы «Леопольд» и «Джойс». Оба были достаточно новыми кораблями и шли на фланге конвоя, как овчарки, охраняющие стадо.

9 марта конвой находился приблизительно в 540 милях к юго-западу от Исландии. Это был самый опасный район Атлантики. Именно здесь, примерно в трети пути от Англии к Ньюфаундленду, зимой 1942 — 43 годов подводные лодки свирепствовали с наибольшей яростью. Здесь были разгромлены конвои НХ-217, НХ-218 и НХ-219. Десятки торговых судов союзников были торпедированы, сотни моряков погибли при взрывах и пожарах или утонули в ледяных водах.

Теперь очередной конвой пересекал эту опасную зону. В 19.50 радар «Леопольда» засек какую-то цель. Командир эскортного миноносца капитан-лейтенант К.Ч. Филлипс объявил боевую тревогу и повел «Леопольд» к месту обнаружения цели.

В 19.55 по УКВ с «Леопольда» передали:

 

«Эта штука выглядит совсем как настоящая».

 

Эскортный миноносец «Джойс» (капитан-лейтенант Роберт Уилкокс) направился помогать товарищу. Но прежде чем «Джойс» подошел, бой уже начался. Примерно в 20.00 «Леопольд» выпустил 2 осветительных снаряда. Они разорвались и осветили все вокруг, после чего орудия эскортного миноносца открыли огонь по ясно видимому вражескому силуэту.

Подводная лодка дала залп торпедами. Прежде чем Филлипс успел повернуть корабль, чтобы уклониться, в левый борт эскортного миноносца попали 2 смертоносные «рыбки». Содрогнувшись от взрывов, эскортный миноносец остановился. Послышался скрежет металла, треск и звон лопающихся листов обшивки. Корма «Леопольда» надломилась.

Когда в 20.15 к месту событий прибыл «Джойс», «Леопольд» неподвижно стоял в воде. Носовая и кормовая части корпуса задрались вверх, винты торчали в воздухе. После безуспешных поисков подводной лодки «Джойс» приступил к спасательным работам. Это было очень рискованно, так как подводная лодка оставалась поблизости достаточно долго и успела выпустить 2 торпеды и по второму миноносцу. «Джойс» заметил приближающиеся торпеды и уклонился от них. Подводную лодку загнали в глубину, и спасательные работы возобновились.

В 00.45 море одолело изуродованный корабль. Кормовая часть корпуса «Леопольда» оторвалась и затонула. Когда она скрылась под водой, разорвались глубинные бомбы миноносца. Вихрь огня и кипящей воды погубил многих пловцов, и «Джойс» лишь с огромным трудом сумел подобрать несколько человек.

Моряки «Джойса» вытаскивали людей одного за другим, дрожащих, перемазанных нефтью. Но их было слишком мало. К утру из всей команды эскортного миноносца удалось спасти только 28 человек. Не спасся ни один офицер, капитан-лейтенант Филлипс погиб вместе со своим кораблем.

Когда последний из спасенных был поднят на борт «Джойса», «Леопольд» уже почти полностью погрузился, но пока продолжал дрейфовать. Когда рассвело, стало понятно, что больше никого подобрать не удастся. «Джойс» получил приказ затопить изуродованный миноносец артогнем и глубинными бомбами. Эта печальная задача была выполнена в 07.45, и «Леопольд» скрылся в пучине. Это был первый эскортный миноносец, потопленный во время войны.

Но эскортные миноносцы с лихвой отплатили за каждого погибшего товарища. В Битве за Атлантику подводные лодки потопили всего 2 эскортных миноносца. Это ничтожно мало, учитывая размах действий эскортных миноносцев, продолжавшихся до самой капитуляции Германии.

 

«Хобсон», «Хаверфилд», «Принц Руперт» и самолет топят U-575

 

Суеверия приписывают цифре 13 множество нехороших качеств. Считается, что она приносит несчастья.

Но для офицеров и матросов Оперативной Группы 21.11 день 13 марта стал, совсем наоборот, счастливой датой, хотя командир подводной лодки U-575 и его экипаж придерживались прямо противоположного мнения. Многое зависит от точки зрения.

Оперативная Группа 21.11 была поисково-ударной группой, сформированной вокруг эскортного авианосца «Боуг», которым командовал капитан 1 ранга Дж. Б. Данн. В нее также входили эсминец «Хобсон» (капитан-лейтенант К. Лавленд), эскортный миноносец «Хаверфилд» (капитан-лейтенант Дж. Э. Мэтьюз), канадский фрегат «Принц Руперт» и 3 авиационные эскадрильи: британские 172-я и 206-я и американская VC-95. В это время уже планировалась высадка в Нормандии, поэтому 3 поисково-ударные группы были отправлены прочесать район сосредоточения подводных лодок у Азорских островов, чтобы подчистить океан.

Бой начался утром 13 марта, когда один из самолетов «Боуга» заметил на поверхности моря масляное пятно. Самолет вызвал на помощь корабли и сбросил гидроакустический буй. Буй сообщил, что неподалеку находится подводная лодка, и охота началась.

В 1.51 на сцене появился эскортный миноносец «Хаверфилд». После 2 часов поиска он установил гидролокационный контакт на дистанции 1700 ярдов и в 14.17 дал залп из «хеджехога». Последовали несколько взрывов, и на поверхность начали подниматься сгустки соляра.

Тем временем к месту боя подошел канадский фрегат «Принц Руперт». Канадцы сбросили несколько глубинных бомб и тоже дали залп из «хеджехога». В 13.58 «Хаверфилд» сбросил еще одну серию глубинных бомб, а в 15.51 дал залп из «хеджехога». «Принц Руперт» в 16.01 и в 16.29 сбросил еще 2 серии глубинных бомб. Потом канадцы остались поддерживать контакт, чтобы вывести «Хаверфилд» на огневую позицию. В 16.32 по указаниям «Принца Руперта» «Хаверфилд» сбросил 13 глубинных бомб.

В этот момент в район действий прибыл эсминец «Хобсон». Он подождал, пока «Хаверфилд» в 17.04 сбросит очередную серию глубинных бомб. В 17.32 «Хаверфилд» совершил очередную попытку, установив взрыватели на большую глубину. Затем в 17.59 свою серию глубинных бомб сбросил «Хобсон», а в 18.33 по пеленгам, переданным «Хаверфилдом», — вторую.

Ни одна подводная лодка не могла выдержать такую бомбежку, и эти фашисты не были исключением. Через 2 минуты после повторной атаки «Хобсона» подводная лодка вылетела на поверхность. Как только корпус лодки показался из воды, «Хаверфилд» открыл огонь. Артиллеристы «Принца Руперта» осыпали лодку градом снарядов из 20-мм автоматов. «Хобсон» также сразу присоединился к обстрелу. Пока снаряды и пули дырявили рубку лодки, самолет «Боуга» спикировал на нее и сбросил 2 бомбы. Он также выпустил несколько ракет в левый борт лодки.

В 18.43 рубку лодки охватило пламя, огонь бил из носового люка, и обезумевшие немцы начали бросаться за борт. Лодка начала медленно погружаться на ровном киле. Затем, когда вода покрыла палубу, она внезапно задрала нос вверх и затонула кормой вперед.

«Хаверфилд» подобрал 7 человек, «Хобсон» спас 15, в том числе командира лодки.

Потопленная U-575 стала первой подводной лодкой со шноркелем, потопленной американскими кораблями. Шноркель появился слишком поздно, поисково-ударные группы уже взяли немецкий подводный флот за горло.

 

«Корри» и «Бронштейн» топят U-801

 

В марте «дойные коровы» вернулись на свои пастбища, и Оперативной Группе 21.16 пришлось сказать свое веское слово. После недавних побед в Северной Атлантике моральный дух моряков был очень высоким. Эскортный авианосец «Блок Айленд», которым теперь командовал капитан 1 ранга Ф.М. Хьюз, и корабли сопровождения полным ходом направились в район событий, расположенный к северо-западу от островов Зеленого Мыса.

Высланные вперед самолеты с эскортного авианосца обшаривали район заправки подводных лодок. Утром 17 марта они заметили подводную лодку в точке 16° 42′ N, 30° 28′ W.

Атаковать выпало эскадренному миноносцу «Корри» (капитан-лейтенант Г.Д. Хоффман) и эскортному миноносцу «Бронштейн» (лейтенант С.Г. Кинни). «Бронштейн» уже отличился ночью 1 марта, в одиночку потопив подводную лодку и поучаствовав в потоплении второй. Эсминец «Корри» был ветераном Битвы за Атлантику. Он побывал буквально всюду: вместе с британским Флотом Метрополии сражался в ледяных водах Северной Атлантики и патрулировал в теплых водах Карибского моря. Вместе с ним, «Бронштейном» и «Блок Айлендом» в тот мартовский день находились «Томас», «Бримен» и «Бостуик».

Получив сообщение с «Блок Айленда», «Корри» и «Бронштейн» покинули строй и направились к месту обнаружения лодки. С помощью самолета они начали поиск. Чуть раньше «Корри» установил радиолокационный контакт с целью, которая оказалась воздушными шарами-приманками. Расстреляв эти шарики, эсминцы с новой энергией принялись за поиски лодки. Когда в 07.05 к поискам присоединился «Бронштейн», на поверхности было замечено масляное пятно. Началась обычная игра в прятки. Двое охотников рыскали по поверхности моря, а подводная лодка скрывалась в глубине. Контакт терялся, восстанавливался, снова терялся и снова восстанавливался. В море летели глубинные бомбы всех образцов, в небо взлетали столбы клокочущей воды, всплывали косяки глушеной рыбы.

Затем в 13.18 на поверхность, словно раненный кит, выпрыгнула U-801. Едва она появилась, «Корри» и «Бронштейн» открыли огонь. В течение 5 минут эсминец и эскортный миноносец обстреливали лодку. В палубу и рубку попало много снарядов, море вокруг было засыпано обломками. Затем люки лодки открылись, и экипаж начал выскакивать наружу.

Фашистские подводники не получили возможности добраться до палубного орудия, они успели лишь покинуть свой корабль. Когда в 13.26 «Корри» ринулся на таран, поврежденная лодка внезапно пошла на дно кормой вперед. 47 человек экипажа U-801 были подобраны.

Во второй половине дня 17 марта 1944 года на борту «Бронштейна» начались торжества. В течение 17 дней корабль принял участие в уничтожении 3 подводных лодок. Это был рекорд, которому могли позавидовать многие ветераны Битвы за Атлантику.

Но рапорт командира был настолько же скромным, насколько лаконичным. Кинни сдержанно писал:

 

«Следует отметить, что «Бронштейн» находился в первом боевом походе после приемных испытаний, которые завершились 7 февраля 1944 года, после чего корабль был зачислен в состав флота. Следует поблагодарить сдаточную команду эскортного миноносца, которая подготовила корабль к боевым действиям в кратчайший срок».

 

Рапорт Кинни завершался выводом:

 

«Вся оперативная группа внесла вклад в потопление подводной лодки. Оно стало результатом совместных действий, которые позволяли полностью реализовать потенциал поисково-ударных групп путем использования всех видов оружия, авиационного и корабельного».

 

Что касается «Корри», то через 2 дня он снова участвовал в бою, когда самолеты «Блок Айленда» отправили на дно еще одну подводную лодку. Получив приказ подобрать летчиков сбитого самолета и спасшихся немцев, эсминец совершил 70-мильный бросок в качестве «кареты скорой помощи». Он прибыл вовремя, чтобы поднять из воды одного американского летчика и восьмерых полузахлебнувшихся немцев. Затем он присоединился к «Томасу» и «Бостуику», которые атаковали еще одну подводную лодку. Но ей удалось спастись. Прежде чем покинуть район атаки, «Корри» натолкнулся на свидетельство прошлого боя. Эсминец подобрал тело мертвого немецкого подводника. Позднее он был похоронен согласно морским обычаям.

Атака — спасение — морские похороны. Такой была работа миноносников во время войны.

 

«Чемплин» и «Хьюз» топят U-856

 

Весной 1944 года лишь немногие лодки осмеливались высовывать нос в Западную Атлантику. К этому времени фашистский подводный флот научился уважать радар, который вызывал у него аллергию. В качестве контрмер применялись воздушные шары-приманки, которые волочили за собой ленты фольги, на лодках устанавливали приемники радиолокационного излучения. Немцы пытались обмануть сонары, покрывая корпус лодки резиной и выпуская патроны-имитаторы.

Но даже самые последние модели подводных лодок, оснащенные шноркелем, имевшие мощные дизеля, способные погружаться на глубину более 600 футов, медленно отступали. Они требовались в европейских водах, поэтому на запад в Атлантику были отправлены лишь несколько единиц.

Однойиз этих лодок была U-856. В начале апреля 1944 года она появилась на морских коммуникациях в 500 милях к югу от Галифакса. Поднимая перископ, лодка каждый раз рисковала головой.

17 апреля 1944 года ДЭМ-32 капитана 2 ранга Г.Л. Мелсона, который держал брейд-вымпел на эсминце «Бойл», в сопровождении эскортного миноносца «Хьюз» отправился на охоту. На рассвете в районе с координатами 40° N, 62° W была замечена подводная лодка. Эсминцы все утро провели, прочесывая этот район. Однако контакт был установлен только в 15.42, когда эсминец «Чемплин» (капитан 2 ранга Дж. Дж. Шаффер) обнаружил подводного противника с помощью сонара.

«Чемплин» был ветераном, на счету которого уже числилась одна подводная лодка. К нему присоединился «Хьюз», и они совместно провели несколько атак глубинными бомбами и «хеджехогами». Преследование продолжалось немногим более часа. Потом избитая лодка всплыла, чтобы дать последний бой.

Когда подводники начали выскакивать из люка к палубному орудию, открыли огонь орудия «Чемплина». Несколько снарядов попали в рубку, по мостику прошлись очереди зенитных автоматов, после чего командир эсминца пошел на таран. «Чемплин» ударил лодку в корму левой скулой. Лодка накренилась и вильнула в сторону, но при этом попала под шквал огня миноносца.

В горячке боя 20-мм снаряд с левого крыла мостика «Чемплина» попал в кранцу первых выстрелов. Взрыв осколочного снаряда уложил командира «Чемплина» и 3 матросов. Капитан 2 ранга Шаффер был смертельно ранен. Санитар уносил его вниз, когда на палубе эсминца раздались радостные крики: подводная лодка тонула.

Лодка скрылась под водой в 17.14, и тут же «Чемплин» и «Хьюз» содрогнулись от подводного взрыва. U-856 взорвалась.

Эсминцы «Нилдс» и «Ордоно» спасли 28 немецких подводников. У американцев погиб только командир «Чемплина» капитан 2 ранга Джон Дж. Шаффер, который скончался от ран на следующее утро.

По старой морской традиции он был похоронен в море.

 

«Пиллсбери», «Поуп», «Шателейн», «Флаэрти» и самолет топят U-515

 

В начале апреля 1944 года новый эскортный авианосец «Гуадалканал» под командованием капитана 1 ранга Д.В. Гэллери отправился к Мадейре. Фашистские подводники снова собрались в знакомых водах, и Гэллери намеревался испортить им встречу.

Поэтому Оперативная Группа 21.12, состоящая из «Гуадалканала» и эскортных миноносцев «Пиллсбери» (лейтенант Г.У. Кассельман), «Поуп» (капитан-лейтенант Э.Г. Хедленд), «Шателейн» (капитан-лейтенант Дж. Л. Фоли) и «Флаэрти» (капитан-лейтенант М. Джонстон), полным ходом направилась в указанный район. Миноносцами командовал капитан 2 ранга Ф.С. Холл, находившийся на «Пиллсбери».

Оперативная группа Гэллери вписала новую страницу в учебник противолодочной борьбы. Летчики «Гуадалканала» начали проводить экспериментальные ночные полеты. Достаточно опасные для крупного авианосца, ночные полеты с крошечной полетной палубы требовали от летчиков высочайшего мастерства. И ночью 8/9 апреля полеты при свете звезд дали свои плоды.

Примерно в 23.30 самолет-разведчик заметил подводную лодку на поверхности. Самолеты пошли в атаку, и лодка открыла огонь трассирующими снарядами, а затем нырнула под градом бомб. Подводной лодке удалось уйти, но в 06.25 лодка была снова замечена на поверхности. И на этот раз она погрузилась, задержавшись, чтобы обстрелять атакующие самолеты. Крепкий орешек! Настало время вызывать подкрепления.

Гэллери отправил на помощь эскортные миноносцы «Пиллсбери» и «Флаэрти». В 07.10 миноносцы возобновили гидролокационный поиск, и уже через 5 минут «Пиллсбери» установил контакт. Лейтенант Кассельман провел 2 атаки с помощью «хеджехога». Вода буквально кипела, когда в дело вступил «Шателейн». Вскоре после этого прибыл «Поуп». Окруженная 4 эскортными миноносцами, подводная лодка попала в капкан.

Но прошло некоторое время, прежде чем охотники сумели настичь свою добычу. При этом миноносцы провели несколько атак глубинными бомбами, «хеджехогами», постепенно увеличивая глубины срабатывания взрывателей. Миноносцы атаковали поочередно, пользуясь указаниями товарищей. Утро закончилось, миновал полдень, а море продолжало клокотать от взрывов бомб.

В 14.05 у борта «Шателейна» возник небольшой бурун, и на поверхность выскочила подводная лодка. То, что немцы решили продолжать бой, никого не удивило. Открылись люки, и артиллеристы бросились к палубному орудию. Немецкие снаряды засвистели в ту же секунду, когда открыли огонь артиллеристы «Шателейна». Над морем прокатился грохот выстрелов, и остальные миноносцы бросились на помощь «Шателейну».

«Флаэрти» открыл огонь, как только смог навести орудия. Он также выпустил торпеду с дистанции 1200 ярдов, но та прошла мимо лодки. Немецкие артиллеристы обрушили яростный огонь на «Флаэрти», но не смогли добиться попаданий. Зато «Шателейн» и «Флаэрти» добились нескольких попаданий. В 14.08 внутренний взрыв потряс лодку, из рубочного люка повалил дым. Экипаж лодки начал выскакивать наружу. Через 8 минут лодка исчезла в пенистом водовороте, оставив на поверхности горстку барахтающихся людей.

Экипаж подводной лодки состоял из 6 офицеров и 53 матросов, из них были спасены 37 человек, в том числе все офицеры. Они сообщили, что была потоплена U-515.

Среди захваченных в плен подводников был командир лодки Вернер Хенке, кавалер Рыцарского Креста с Дубовыми Листьями. Он находился на борту «Гуадалканала» на следующий день, когда 3 самолета с этого авианосца потопили недалеко от Мадейры U-68.

Захват Хенке натолкнул капитана 1 ранга Гэллери на интересную мысль. Если поисково-ударная группа сумела захватить командира лодки, награжденного Рыцарским Крестом, то почему бы не попытаться захватить и саму подводную лодку?

К чему привела эта идея Гэллери, мы расскажем позднее.

 

«Гэнди», «Джойс» и «Петерсон» топят U-550

 

Рано утром 16 апреля 1944 года танкер «Пан Пенсильвания» был атакован и торпедирован в 100 милях от Нью-Йорка. В это время корабли Оперативной Группы 21.5, эскортные миноносцы «Гэнди» (капитан-лейтенант У.Э. Сешнз), «Джойс» (капитан-лейтенант Роберт Уилкокс) и «Петерсон» (капитан-лейтенант С.М. Хей) сопровождали суда конвоя, который формировался в этом районе. 3 эскортных миноносца получили приказ найти подводную лодку и спасти экипаж торпедированного танкера.

На полной скорости эскортные миноносцы понеслись на помощь танкеру. Было ясно, что судно получило серьезные повреждения, но экипаж танкера держал ситуацию под контролем, поэтому миноносцы сразу приступили к охоте за подводной лодкой.

«Джойс» установил гидроакустический контакт с противником. Капитан-лейтенант Уилкокс приказал атаковать его глубинными бомбами. Эскортные миноносцы начали сыпать глубинные бомбы с такой скоростью и меткостью, что первая же серия повредила лодку и вынудила ее всплыть.

Как только подводная лодка всплыла, она попыталась удрать. Все 3 эскортных миноносца открыли огонь. Артиллеристы лодки выскочили на палубу и начали отстреливаться. Один из снарядов разорвался, засыпав полубак «Гэнди» осколками, которые ранили 4 матросов. В ответ капитан-лейтенант Сешнз приказал дать полный ход и бросился на противника. Миноносец летел буквально следом за собственными снарядами. Он протаранил лодку, которая от удара легла на борт.

Когда «Гэнди» отошел в сторону, «Джойс» и «Петерсон» возобновили стрельбу. Окруженная подводная лодка дергалась и раскачивалась под шквалом снарядов. Очевидно, ее прочный корпус имел пробоины, центральный пост начало затапливать, машины были повреждены. Она не могла ни погрузиться, ни бежать. Командир отдал приказ затопить лодку. Лишь немногие члены экипажа сумели покинуть корабль, когда сработали подрывные заряды. Тихие взрывы разворотили корпус лодки, и она стремительно затонула.

«Джойс» подобрал плавающих подводников — всего дюжину человек, в том числе командира лодки. Они сообщили, что была потоплена U-550.

«Эта подводная лодка сражалась до последнего. Ее засыпали глубинными бомбами, ее расстреливали из орудий, ее протаранили так стремительно, что ей могло показаться, будто на нее обрушился весь американский флот. Не удивительно, что командир решил затопить лодку», — вспоминал один из моряков ОГ 21.5 впоследствии.

Бой с U-550 стал для «Гэнди» крещением огнем. Эскортный миноносец завершил ходовые испытания всего 2 недели назад и вошел в состав флота только за 8 дней до начала боя.

«Он сильно спешил повоевать», — заметил командующий миноносными силами Атлантического флота.

 

«Фрост», «Хьюз», «Барбер» и «Сноуден» топят U-488

 

А потом появился еще один «крошка-авианосец» «Кроутан», которым командовал капитан 1 ранга Дж. П.У. Вест. Он вывел на охоту очередную поисково-ударную группу. Оперативная Группа 21.15 состояла из эскортных миноносцев «Инч» (капитан 2 ранга Ч.У. Фрей), «Фрост» (капитан-лейтенант Дж. Г. МакУортер), «Хьюз» (капитан-лейтенант Р.Г. Ванлесс), «Барбер» (капитан-лейтенант Э.Т.Б. Салливан) и «Сноуден» (капитан-лейтенант Н.У. Суонсон). Этим дивизионом командовал капитан 2 ранга Ф.Д. Джамбатиста. Целью этой группы было пастбище подводных лодок в ласковых водах у островов Зеленого Мыса. «Дойные коровы» уже крутились там, и Оперативная Группа 21.15 погналась за «волчьей стаей».

Так получилось, что в утренней дымке 26 апреля 1944 года «Хьюз» и «Фрост» проверяли сомнительный гидроакустический контакт. В 05.55 «Фрост» дал залп из «хеджехога», вслед за которым раздались 3 подводных взрыва. Затем наступила тишина. Акустики эсминцев включили свою аппаратуру, и корабли начали прочесывать район. Однако они напрасно напрягали слух. Ни-че-го. Наблюдатели вглядывались вдаль, самолеты «Кроутана» обшаривали море, но не видели никаких признаков гибели подводной лодки. Ни-че-го. Так был ли мальчик?

Через 2 дня настырные охотники группы «Кроутана» заметили в море большое пятно соляра. Эскортные миноносцы «Сноуден», «Фрост» и «Барбер» сразу были отправлены на охоту.

Трио миноносцев прощупало море гидролокаторами и сбросило несколько глубинных бомб. После этого в глубине прогремели 2 взрыва, и снова наступила тишина. Если здесь и находилась подводная лодка, отсюда она никуда не ушла.

После войны выяснилось, что подводная лодка U-488 исчезла где-то в районе островов Зеленого Мыса в конце апреля 1944 года. Штаб Деница занес ее в «бесследно пропавшие». Но можно предположить, что она была потоплена эскортными миноносцами «Фрост», «Хьюз», «Барбер» и «Сноуден».

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.047 с.